www.volsu.ru
ВОПРОСЫ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
UDC 159.9.075 Submitted: 23.12.2022
LBC 88.3-70 Accepted: 19.02.2023
GENDER REPRESENTATION OF YOUNG PEOPLE IN THE FIELD OF FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS
Polina A. Biryukova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Margarita O. Sepova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. This paper presents an analysis of an empirical study of the peculiarities of gender representations of young people in the field of family and marriage relations. The purpose of this study was to identify the characteristics of the family that young people aged 21 to 26 give it. In the theoretical part, the concepts of family, marriage, and role functions in the family are considered. The collection of empirical data was carried out by the questionnaire method. The data were processed by methods of mathematical statistics (T-criterion for independent samples). The results of the study showed the peculiarities of ideas about family and marriage relations depend on gender. Men and women strive for the same distribution of household responsibilities, they want to take the same part in raising children and maintaining the emotional well-being of the family. Opposite opinions among men and women were revealed on the scales of "The role of a sexual partner" and "Entertainment organization": male respondents believe that these roles belong to the female sex, and the female part of respondents attribute this role to the male one. This study allows us to expand and generalize the characteristics of family and marriage relations according to young people. Key words: family, marriage, family functions, family roles, gender.
УДК 159.9.075 Дата поступления статьи: 23.12.2022
ББК 88.3-70 Дата принятия статьи: 19.02.2023
ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Полина Александровна Бирюкова
Q Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
S
о Маргарита Олеговна Сепова
О Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
С Аннотация. В данной работе представлен анализ эмпирического исследования особенностей гендерных S представлений молодежи в сфере семейно-брачных отношений. Цель данного исследования состояла в выявлении характеристик семьи, которыми наделяют ее молодые люди в возрасте от 21 до 26 лет. В теоретической g1 части рассмотрены понятия семьи, брака, ролевых функций в семье. Сбор эмпирических данных осуществлен ^ методом анкетирования. Они обработаны с помощью математической статистики (Т-критерий для независи-
(N О (N
мых выборок). Результаты исследования показали особенности представлений о семейно-брачных отношений зависят от гендера. Мужчины и женщины стремятся к одинаковому распределению бытовых обязанностей, они желают принимать одинаковое участие в воспитании детей и поддержании эмоционального благополучия семьи. Противоположные мнения у мужчин и женщин выявлены по шкалам «Роль сексуального партнера» и «Организации развлечения»: респонденты мужского пола считают, что эти роли принадлежат женскому полу, а женская часть респондентов приписывают эту роль мужской. Данное исследование позволяет расширить и обобщить характеристики семейно-брачных отношений по мнению молодежи.
Ключевые слова: семья, брак, функции семьи, семейные роли, гендер.
Введение
В настоящее время вся деятельность человека связана с обществом. Современный человек с самого раннего возраста вступает в различные взаимоотношения. Первая социальная группа куда попадает человек, это семья. В наше время институт брака переживает кризисный период, и это связанно только с тем, что меняется мировоззрение людей, новые порядки в обществе, новые законы и проблемы в стране, все это влияет не только на образование и создание семьи, но и на отношения между членами уже сформированной малой группы [7].
Данным вопросом занимались многие известные ученые, например И.В. Гребенникова, Р. Кэттелл, Г. Олпорт и т. д. Их многочисленные труды до сих пор изучают и анализируют.
Из-за заметных изменений общества, вопрос об отношении молодежи к семейно-брачному союзу в зависимости от гендера, стал еще более важным и популярным [4]. Изменения в социальном институте семьи влекут за собой трансформацию межличностных отношений, личностные переживания, сложности в дальнейшей жизни и эмоциональное выгорание.
«Семья - это устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важнейшая функция семья - репродуктивная, т. е. рождение и воспитание детей. Семья обеспечивает наиболее адекватные условия для полового воспитания детей и формирования их полового самосознания» [6].
Также существует понятие брак, которое тесно связано с выше приведенным термином. Понимая особенности такого понятия, как брак, мы способны в большей мере
проанализировать семейно-брачные отношения как психологический и социальный феномен.
Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [3].
Рассматривая такие понятия, как установки и роли, стоит обратиться к авторам, чьи труды были направлены на изучение основных аспектов данных понятий. Например, И. Кон выдвинул следующее определение: «Роль - функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» [1].
Говоря о семейных ролях, стоит рассмотреть классификацию Ю.Е. Алешиной, представленую в таблице 1.
Методы
Метод исследования - опрос «Ролевые ожидания и притязания в браке», проведенный в апреле 2022 г. с применением интернет-технологий (электронные Google Формы) [5]. Автором методики является А.Н. Волкова. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 21 до 26 лет.
Анализ
Полученные в ходе исследования первичные данные были подвергнуты анализу и обработке, для этого был использован статистический пакет SPPS Statistics. В работе следовало определить зависимость между ген-дером и выбором ролевых функций в семей-но-брачных отношениях. В этих целях нами был использован Т-критерий для независимых выборок (см. табл. 2).
П.А. Бирюкова, М. О. Сепова. Гендерные представления молодежи в сфере семейно-брачных отношений
Таблица 1
Классификация семейных ролей Ю.Е. Алешиной
Роль Суть роли
Добытчик Роль связана с различными делами и обязанностями в отношении заработка, материального благополучия. Чаще всего такую роль на себя применяет мужчина
Хозяин - хозяйка Такая роль связана с созданием уюта дома, наведением порядков и различными бытовыми обязанностями. Часто такая роль приписывается женщинам
Роль ответственного по уходу за младенцем Обеспечение ребенку физического и психологического благосостояния. Роль часто присуща женщинам
Роль ответственного за воспитание ребенка Воспитание ребенка, создание социальных и моральных устоев. Распределение данной роли зависит от множества факторов: пол ребенка, образованность родителей и т. д.
Сексуальный партнер Проявление сексуальной активности в отношениях. Традиционно эту роль принимает мужчина. Он определяет характер сексуальной жизни в паре
Аниматор или заводила Создание развлекательных мероприятий для семьи. Появление инициативы в сфере досуга (прогулки, поход в кино, организация отпуска)
Организатор семейной субкультуры Обязанности данной роли заключаются в формировании определенных культурных ценностей, традиций, увлечений и т. д.
Роль ответственного за поддержание родственных связей Участие в семейных мероприятиях, поддержание родственных связей, традиций. Роль распределяется на всех членов семьи
Психотерапевт Эмоциональная поддержка партнера, инициатива в решении личностных проблем
Примечание. Составлено по: [2].
Таблица 2
Сводная таблица по распределению ролевых функций
Функции Пол Среднее Значимость
Организация субкультуры Женский 2,6349 ,468
Мужской 2,5238
Воспитание детей Женский 3,0794 ,165
Мужской 2,9205
Эмоциональный климат Женский 2,9206 ,481
Мужской 2,8413
Материальное обеспечение Женский 2,6667 ,477
Мужской 2,5556
Организация развлечений Женский 2,9365 ,047
Мужской 2,5714
Хозяин Женский 2,6984 ,054
Мужской 2,3968
Сексуальный партнер Женский 2,3810 ,415
Мужской 2,5079
Результаты
По таким шкалам, как «Воспитание детей», «Эмоциональный климат» и «Распределение бытовых обязанностей», респонденты показали одинаковое количество баллов, что свидетельствует о равном распределении ролевых функций между супругами. Мужчины и женщины в современном мире склонны к распределению бытовых обязанностей (M = 2,3 у мужчин и M = 2,6 у женщин), таких как покупка продуктов, уборка и приготовление пищи, воспитание детей (M = 2,9 у мужчин и M = 3 у женщин) и под-
держка эмоционального климата в семей-но-брачных отношениях (M = 2,8 у мужчин и M = 2,9 у женщин).
Наряду с выявленными показателями также присутствуют разногласия в «Организации развлечения», «Роль сексуального партнера» (М = 2,5 у мужчин и M = 2,3 у женщин), «Организатор семейной субкультуры» (М = 2,5 у мужчин и М = 2,6 у женщин). По распределению роли организатора семейной субкультуры респонденты мужского пола считают, что данная роль принадлежит мужчинам, женщины в свою очередь считают эту роль исключительно женской, такие же выводы мож-
но сделать по отношению к роли «Материальное обеспечение» (М = 2,5 у мужчин и М = 2,6 у женщин). Такие разногласия в семейно-брач-ных отношениях могут вызвать конфликты, разногласия и разводы.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Авдеева, Е. В. Методологические проблемы исследования современной семьи / Е. В. Авдеева // Вестник славянских культур. - 2018. - №2 4. -С. 26-30.
2. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. -М. : Изд-во МГУ, 1987. - 120 с.
3. Андреева, Т. В. Психология современной семьи : монография / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2005.- 436 с.
4. Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы : материалы Меж-дунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. О. А. Хасбулатова. - Иваново : Юнона, 2017.
5. Голубь, О. В. Влияние семейных установок на ролевые ожидания в браке у современной молодежи / О. В. Голубь // Семья третьего тысячелетия: кризис или эволюция : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 12 нояб. 2018 г. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2018. -С. 8-13.
6. Каталымов, Л. Л. Словарь по сексологии / Л. Л. Каталымов. М. : Дрофа, 2007. - 61 с.
7. Лежина, Ю. П. Семья в ценностных ориен-тациях / Ю. П. Лежина // Социология молодежи. -2017. - №> 1. - С. 69-76.
REFERENCES
1. Avdeeva E.V. Metodologicheskiye problemy issledovaniya sovremennoy semyi [Methodological Problems of Modern Family Research]. Vestnik slavyanskikh kultur [Bulletin of Slavic Cultures], 2018, no. 4, pp. 26-30.
2 AlyoshinaYuYe., GozmanL. Ya., DubovskayaYeM Sotsialno-psikhologicheskie metody issledovaniya supruzheskikh otnosheniy [Socio-Psychological Methods of Research of Marital Relations]. Moscow, Izd-vo MGU, 1987. 120 p.
3. Andreeva T.V. Psikhologiya sovremennoy semyi [Psychology of the Modern Family]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2005. 436 p.
4. Khasbulatov O.A., ed. Gendernyye issledovaniya v gumanitarnykh naukakh: sovremennyye podkhody. V2 ch. Ch. 1 [Gender Studies in the Humanities: Modern Approaches: Proceedings of the International Scientific Conference. In 2 Pt. Pt. 1]. Ivanovo, Yunona Publ., 2017.
5. Golub O. V Vliyaniye semeynykh ustanovok na rolevyye ozhidaniya v brake u sovremennoy molodezhi [The Influence of Family Attitudes on Role Expectations in Marriage Among Modern Youth]. Semya tretyego tysyacheletiya: krizis ili evolyutsiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Volgograd, 1— 2 noyab. 2018 [Family of the Third Millennium: Crisis or Evolution. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Volgograd, November 1-2, 2018]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2018, pp. 8-13.
6. Katalymov L.L. Slovarpo seksologii [Dictionary of Sexology]. Moscow, Drofa Publ., 2007. 61 p.
7. Lezhina Yu.P. Semya v tsennostnykh oriyentatsiyakh [Family in Value Orientations]. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth], 2017, no. 1, pp. 69-76.
Information About the Authors
Polina A. Biryukova, Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5639-9960
Margarita O. Sepova, Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1226-5885
Информация об авторах
Полина Александровна Бирюкова, студент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5639-9960 Маргарита Олеговна Сепова, студент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1226-5885