ББК Ю 959.4
ГЕНДЕРНЫЕ, ПОЛОВЫЕ И ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТАХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ
И.В. Грошев, А.А. Поздняков
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым Реферат препринта № 11
Ключевые слова и фразы: женщина-менеджер; менеджмент; мужчина-менеджер; психология конфликтной повседневности; симптомокомплексы конфликтности; социально-психологический климат; факторное представление.
Аннотация: Рассматриваются гендерные и половые различия в стилях разрешения конфликтов, в тактике поведения в них, личностно-индивидуальные особенности менеджеров - мужчин и женщин, причины обусловленности конфликтных ситуаций. Показывается влияние степени конфликтности менеджеров -мужчин и женщин на руководимый ими персонал. Отмечаются особенности психологического преодоления конфликтных ситуаций в зависимости от полоролевых, возрастных характеристик, сферы управленческой деятельности и значимости последствий конфликта для человека.
Результаты работы показывают наличие существенных половых, индивидуально-личностных и гендерных различий в важной для менеджмента сфере разрешения конфликтов и управления ими, которые необходимо учитывать в реальном бизнесе для повышения его эффективности.
Т е или иные ситуации в деятельности руководителя (менеджера), содержат в себе стрессогенный фактор, способный априорно по объективным или субъективным причинам порождать конфликт, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения руководителя и персонала.
Анализ литературы по конфликтологии позволил выделить факторы объективной, социально-ситуационной обусловленности конфликта, влияющие на выбор стиля поведения в нем, которые позволяют минимизировать и устранять конфликт.
В основу исследования были положены общенаучные методологические принципы развития, целостности, детерминизма, единства сознания и деятельности, а также комплексный, системный и деятельностный подходы. Кроме того, теоретической основой исследования послужили основные идеи В.С. Мерлина об интегральном исследовании индивидуальности, которые наиболее полно отвечают целям исследования, открывая определенные возможности и направления изучения данной проблемы. В работе использовались также взаимодополняющие
методики, отвечающие целям и задачам исследования: тесты «Конфликтная личность» К. Томаса в адаптации А.В. Гришиной; экспериментальная версия Опросника социально-психологического климата (ОСК); опросники для исследования степени конфликтности мужчин и женщин-менеджеров, самооценки коллектива, Я. Стреляу, ЕР1, Лири; методики «Локус контроля» Г. Крампена, определения уровня субъективного контроля; экспериментальная версия методики Й. Кюля «Контроль за действиями после успеха-неуспеха и при планировании» и другие.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась комплексным использованием различных методов математической статистики. В качестве основных статистических методов использовались: факторный анализ методом главных компонент с последующим варимакс-вращением; кластерный анализ, как метод подтверждающий результаты факторного анализа; линейный и ранговый корреляционный анализ; вычисление средних величин; сравнение средних величин по Т-критерию Стьюдента; вычисление параметрических коэффициентов корреляции.
Всего в исследовании приняли участие 178 респондентов разного пола, возраста и образования (98 женщин и 80 мужчин в возрасте от 22 до 52 лет).
В целом поведенческие паттерны реагирования на конфликт коррелируют с позицией личности по отношению к конфликту, которые можно определить, как позиции: «управления», «нетерпимости» и «уступчивости». Исходя из этого,
можно констатировать, что у мужчин-руководителей доминируют позиции «нетерпимости» и «управления» по отношению к конфликту, тогда как у женщин-менеджеров - позиции «уступчивости» и «управления».
Респонденты с высокой степенью самооценки, внутренним локусом контроля (в нашей выборке, в основном мужчины-руководители), воспринимающие конфликтную ситуацию как важное и серьезное событие, были склонны выбирать инструментальные, проблемно-ориентированные способы поведения, а респонденты с более низкой степенью самооценки и высоким уровнем тревожности (в основном женщины-менеджеры) предпочитали поиск эмоциональной поддержки.
Частота конфликтов также обусловлена и половой принадлежностью членов коллектива. У женщин-менеджеров наибольшее количество конфликтов происходит с женским персоналом коллектива, и меньшее - с мужским. У мужчин-менеджеров - в равной степени, как с мужским, так и с женским персоналом. Данное обстоятельство объясняется скорее всего психологическими особенностями и их детерминацией поведенческого репертуара женщин.
В исследовании выделено 5 основных типов конфликтного поведения и установлено, что женщины-менеджеры чаще имеют и демонстрируют реактивные (9,8 %), пассивные (19,2 %) и неопределенные (30,8 %) типы конфликтного поведения. Мужчины-руководители обычно придерживаются активного (33,2 %), реактивного (26,3 %) и потенциально активного (21,4 %) типов поведения в конфликтной ситуации.
Женщины-менеджеры намного глубже в отличие от мужчин-менеджеров реагируют на служебные конфликты. В конфликтной ситуации применяются разные формы оборонительной агрессии, включая и открытое проявление агрессивности. При этом женщины-руководители склонны к более частым уступкам, не только в семейных, но и в служебных конфликтах.
В конфликтах мужчины чаще прибегают к инвективной лексике, «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, а женщины - скорее готовы заплакать. Однако, со временем реакция изменяется и у некоторых женщин-руководителей проявляется та же тенденция, что и у мужчин.
Мужчины-руководители склонны избегать личных конфликтов, что проявляется в более выборочных отношениях с коллегами и персоналом, а женщины-
руководители - конфликтов, связанных с трудовой и профессиональной деятельностью. Кроме того, конфликты между женщинами разрешить крайне сложно ввиду часто скрываемых мотивов. Один из них, весьма распространенный, основан на сильной внутренней состязательности у женщин, определенной ревности к чужим успехам и вниманию со стороны окружающих. У конфликтующих женщин снижается нормативность поведения, зато увеличивается его эмоциональность или прагматическая направленность. Бытует мнение, что мужчина, например, пытающийся разрешить конфликт в женских коллективах, заранее обречен на неудачу. Зато это по плечу только женщине, взявшей на себя функции «третейского судьи».
Поведение мужчин-руководителей в конфликтах во многом зависит от пола оппонента, в конфликтах с мужчинами они проявляют высокую уверенность и целеустремленность. Женщина, конфликтуя с мужчиной, отличается большей проницательностью и точностью оценочных суждений, у нее обычно выше рефлексия поведения.
Проведенное исследование показало, что 68,3 % женщин-менеджеров используют личностно-эмоциональную и около 30 % деловую сферу разрешения конфликтов. Тогда, как мужчины менеджеры около 70 % - инструментальную и 24,7 % - деловую сферу разрешения конфликтов.
При преодолении конфликтов у мужчин-руководителей более явно, в отличие от женщин-руководителей, выражены конкуренция и особенно компромиссы. У женщин-руководителей - сотрудничество и приспособление. Стратегия избегания (уклонения) используется в одинаковой степени часто, и мужчинами, и жен-щинами-руководителями.
Результаты проведенного исследования наглядно показали континниум существующих различий мужчин и женщин-менеджеров в поведении, стилях разрешения конфликтных ситуаций, особенностях влияния на руководимый персонал, а также средствах, используемых при разрешении конфликтов. Выявлены личностные особенности участников конфликтов, как руководителей, так и персонала, специфика их внутренних условий, индивидуальное восприятие, обусловленное половой принадлежностью, имеющих место производственных и личностных противоречий, которые реально являются главными причинами многих конфликтов, независимо от их вида, направленности и состава участников.
Все это необходимо учитывать в реальном бизнесе для повышения его эффективности.
Gender, Sex and Personality Differences in Behavioral Patterns in Company Conflicts and their Effect on the Corporate Culture
I.V. Groshev, A.A. Pozdnyakov
Tambov State University after G.R. Derzhavin Abstract of Preprint No 11
Key words and phrases: social psychological climate; male manager; female manager; factor representation; symptoms of conflictness; psychology of routine conflicts; management.
Abstract: Gender and sex differences in troubleshooting styles and tactics, personality peculiarities of male and female managers and reasons for conflicts are considered. The effect of the degree of conflictness of male and female managers on their subordinates is shown. It should be taken into consideration that the peculiarities of psychological coping with conflicts depend on gender and age characteristics, the area of management and importance of conflicts consequences on the person.
The results of the work show the existence of significant sex, personality and gender differences in troubleshooting which is crucial for management and should be taken into account in business so as to improve its efficiency.
Geschlechtliche, sexuelle und persönlich-individuelle Verschiedenheiten der Auftretenmuster in den Organisationskonflikten und ihr Einfluß auf die Kultur der Organisation
Zusammenfassung: Es werden die geschlechtlichen und sexuellen
Verschiedenheiten in den Manieren der Konfliktenbeilegung, in der Auftretentaktik, pesönlich-individuelle Besonderheiten der Managers - der Männer und der Frauen, die Gründe der Determiniertheit der Konfliktensituationen betrachtet. Es wird den Einfluß des Grades der Konfliktenheit von Managers - der Männer und der Frauen auf das Personal. Es werden die Besonderheiten der psychologischen Bewältigung von Konfliktensituationen je nach den sexuellen, altersmäßigen Charakteristiken, dem Bereich der Leitungstätigkeit und der Bedeutsamkeit der Konfliktenfolgen für den Mensch betont.
Die Ergebnisse der Arbeit zeigen das Vorhandensein der wesentlichen sexuellen, individuellpersönlichen und geschlechtlichen Verschiedenheiten im für Management wichtigen Bereich der Konfliktenbeilegung, die man im Realbusiness für die Erhöhung seiner Effektivität berücksichtigen soll.
Différences de genre, de sexe, d’individus et de personnes des modèles de comportement dans les conflits organisationnels et leur influence sur la culture de l’organisation
Résumé: Sont envisagés les différences de genre et de sexe dans les styles de la solution de conflits, la tactique du comportement des personnes dans ces conflits ainsi que les particularités individuelles des manadgers - hommes et femmes, les raisons de l’apparition des situations de conflit. Est montrée l’influence du degré de l’aptitude au conflit des manadgers - hommes et femmes sur le personnel géré. Sont notées les particularités de la solution psycologique des situations de conflit en fonction des caractéristiques de sexe, de l’age, de la sphère de l’activité de gestion et de l’importance des conséquences du conflit pour un homme.
Les résultats du travail montrent l’existence de grandes différences de genre, de sexe, d’individus et de personnes dans une sphère importante pour le management, celle de la solution des conflits et de la gestion de ces conflits ce qu’on doit prendre en compte en business pour élever son efficacité.