Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ПЕРИОД ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ПЕРИОД ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
333
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
феминизм / Веймарская республика / законы / ограничение прав женщин / борьба за женские права / гендерное неравноправие / Ноябрьская революция / Цеткин. / feminism / Weimar Republic / laws / restriction of women's rights / struggle for women's rights / gender inequality / November Revolution / Zetkin.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мышлянов А.Б., Девальд К.В.

В статье анализируются процессы социальной трансформации немецкого общества в период после Ноябрьской революции в Германии и Веймарской республики. Изучается законодательного этого периода, перемены в быту, трансформация гендерных ролей. Изучается связь общих тенденций развития феминизма и ситуации гендерного неравноправия в Германии после революции и Первой Мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CHANGE DURING THE WEIMAR REPUBLIC

The article analyzes the processes of social transformation of German society in the period after the November Revolution in Germany and the Weimar Republic. The legislation of this period, changes in everyday life, transformation of gender roles are studied. The relationship between general trends in the development of feminism and the situation of gender inequality in Germany after the revolution and the First World War is studied.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ПЕРИОД ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ПЕРИОД ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Мышлянов А.Б.

Студент Vкурса, направленность (профиль): История. Право, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Девальд К.В.

Студент Vкурса, направленность (профиль): История. Английский язык, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

GENDER CHANGE DURING THE WEIMAR REPUBLIC

Myshlyanov A.

V-year student, focus (profile): History. Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk Devald K.

V-year student, focus (profile): History. English, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk

Аннотация

В статье анализируются процессы социальной трансформации немецкого общества в период после Ноябрьской революции в Германии и Веймарской республики. Изучается законодательного этого периода, перемены в быту, трансформация гендерных ролей. Изучается связь общих тенденций развития феминизма и ситуации гендерного неравноправия в Германии после революции и Первой Мировой войны.

Abstract

The article analyzes the processes of social transformation of German society in the period after the November Revolution in Germany and the Weimar Republic. The legislation of this period, changes in everyday life, transformation of gender roles are studied. The relationship between general trends in the development of feminism and the situation of gender inequality in Germany after the revolution and the First World War is studied.

Ключевые слова: феминизм, Веймарская республика, законы, ограничение прав женщин, борьба за женские права, гендерное неравноправие, Ноябрьская революция, Цеткин.

Keywords: feminism, Weimar Republic, laws, restriction of women's rights, struggle for women's rights, gender inequality, November Revolution, Zetkin.

Лидерка социалистического феминистического движения в Германии Клара Цеткин писала: «Женщина, которая работает наравне с мужчиной и добилась экономической независимости, должна добиться равноправия и в политическом, и в юридическом отношениях» [8; стр. 13]. Ноябрьская революция 1918 года услышала требования «женского вопроса». С обрушением монархии и установлением республики в стране появилась потребность в конституции. Веймарская Конституция от 11 августа 1919 года не проигнорировала требования женщин и предоставила им политические права и равноправие в обществе. Статья 109 гласила, что «все немцы равны перед законом» [5; стр. 102]. О браке речь шла в 119 статье: «Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительством конституции. Он основан на равноправии обоих полов» [5; стр. 104]. Кроме того, женщины в статье 128 получили возможность наравне с мужчинами допускаться «к занятию публичных должностей, согласно законам и соответственно их способностям и заслугам» [5; стр. 105]. Можно сказать, что именно Конституция республики впервые удовлетворила одно из ключевых требований женского движения в стране.

В ходе революции женщины получают избирательное право. И пользуются им активно. На выборах в Национальное собрание правом голоса пользуются 78% женщин, выдвигаются как кандидатки 310 из них. По итогам выборов общее число женщин-депутатов в различных фракциях составило 37 человек (всего в составе Национального собрания было 423 депутата). Наибольшая доля женщин (13,6% и 11,5%) была в социал-демократических партиях (НСД1II и СДПГ соответственно) [12; стр. 80]. Депутатка от СДПГ Мария Юхач 19 февраля 1919 года произносит речь с трибун и становится первой женщиной в истории Германии, которая выступает в немецком парламенте. «Впервые в Германии женщина как свободная и равная может говорить с народом, - говорит она. - Сегодня у женщин есть причитающееся им право гражданок государства» [10; стр. 11]. Но М. Юхач не просто констатирует факт получения женщинами своих политических прав. Депутатка выступает не только как политик, но как феминистка, указывая, что равноправие между мужчинами и женщинами не будет означать, что женщины будут копировать мужчин в своих манерах или поведении. Она говорит: «Но этим мы (женщины - прим. автора) отнюдь не лишаем себя права быть иными людьми, быть женщинами. Нам не придет в голову отречься от нашей женственности, потому что мы вступили

на политическую арену и боремся за права народа» [10; стр. 10]. Можно сказать, таким образом, что впервые феминистическая риторика появляется на уровне государственного руководства.

Однако можно сказать, что правительство Веймарской республики лишь формально удовлетворяло требования женщин. Так, не смотря на важные статьи в Конституции, было утверждено прежнее, имперское законодательство. Оставалось в силе Гражданское уложение Германской империи (1896), статьи которого мы подробно разбирали параграфом выше.

Особо болезненным местом в законодательстве оставался параграф 218 Уголовного кодекса 1871 года, который предусматривал, что «Беременная женщина, которая умышленно делает аборт или убивает плод в материнском теле, наказывается каторжной тюрьмой до пяти лет» [13; стр. 167]. Запрет абортов приводил не только к несправедливым судам, где женщин судили за их право выбирать - оставлять ей ребёнка или вынашивать, но и распространял нелегальные формы аборта, в ходе которого погибало очень большое количество женщин. Средства контрацепции были дорогими - позволить себе их могли лишь немногие женщины. Противозачаточные были запрещены - правительство вело политику улучшения демографической ситуации после войны. В 1923 году вводится даже праздник «Дня матери». Однако число абортов и количество женщин, которые несли за это наказание, увеличивались с каждым годом. Так, если в 1919 году было осуждено чуть больше одной тысячи женщин, ток 1926 году их число выросло до семи тысяч[11; стр. 459]. Только в ходе продолжительной деятельности женщин из социал-демократических партий привела к ослаблению в 1926 году параграфа 218. Наказание было смягчено, но в сути своей аборт всё равно приравнивался к убий-ству[14; стр. 239].

Как ни странно, очень скоро прошёл и избирательный бум среди женщин. Если в 1919 году соотношение между голосовавшими мужчинами и женщинами было всего -0,1% в пользу мужчин (фактически равный процент избирателей мужского и женского пола), то уже в 1920 году соотношение серьёзно смещается в сторону мужчин и достигает -9,4%. В 1924 году этот показатель доходит до значения -13,8, т.е. 73,8% из мужчин и 62,0% из жен-щин[15; стр. 86]. Эти цифры говорят о том, что женщины были готовы к активной политической деятельности и переменам, но многие из них готовы были поддержать женское движение только в самый кризисный момент, чтобы потом вернуться в семью и постепенно насовсем забросить участие в выборах.

Собственно, было из-за чего забрасывать. Не смотря на революционные события 1918 года и свержение монархии, общество оставалось сугубо патриархальным, и ведущими представлениями о социуме, отношениях между людьми и о женщине оставались представления мужчин. Эти самые представления выразил ещё кайзер Вильгельм II в словосочетании «Kinder, Küche, Kirche» (дети,

кухня, церковь). Идея «трёх К» заключалась в нетерпимости к женщинам, которые могли интересоваться политикой, устраиваться на работу, голосовать за аборты и т.д.. Наоборот, считалось, что, как пишет Т.В. Малахова, только «ведение собственного домашнего хозяйства является естественным рабочим местом каждой женщины» [6; стр. 145].

Кроме того, закончилась Первая мировая война. В годы войны существенно возросла доля работающих женщин на немецких производствах. Связано это было с нехваткой мужских рабочих рук, которые отнимали и перемалывали окопы полей Франции и России. Женщины в годы войны научились самостоятельно решать огромное число бытовых и семейных проблем, таких как нехватка продовольствия, дефицит топлива, одежды, предметов гигиены и другие вещи личного потребления. Однако «демобилизация вернула женщин с их «военных» рабочих мест на более низкооплачиваемые «женские» рабочие места» [6; стр. 145]. Мужчины стали фактически выталкивать женщин обратно на 10 лет назад, отбирать рабочие места и семейную независимость. Известный советский и российский историк И.Я. Биск отмечает, что «по переписи 1925 г. занятых мужчин насчитывалось 20,5 млн., женщин - 11,5 млн., т.е. на каждых двух работавших мужчин приходилась одна женщина. При этом среди трудившихся женщин 2/3 составляли незамужние» [1; стр. 59]. Иными словами, после заключения брака и заведения семьи женщина скорее всего покидала своё место работы, чтобы впредь заниматься домашними делами.

Так в Германии приверженцы традиционных взглядов пытались сохранить прежнее положение женщины в обществе. В ход шли аргументы по типу ««двойные заработки» женщин ведут семью и народ к катастрофе» [6; стр. 144]. Однако стоит отметить, что значительные перемены в обществе невозможно было сразу же и без силового давления повернуть вспять. Веймарской республике это не удалось.

На примере роста численности женщин, которые работали на заводах, участвовали в выборах Национального собрания или готовы были сделать аборт (даже перед риском стать осужденной и попасть в тюрьму) мы видим, как распространялась осознанность женщин касательно своих прав и свобод, а так же менялись их нравы.

В Германии появляется «новая женщина», которая, училась и работала, наносила макияж, курила, меняла стиль одежды и прически. За новым платьем скрывалась новая повседневная жизнь, новое женское мышление. Женщина должна была быть динамичной и рациональной [7; стр. 17], должна следить за семьей, учиться и зарабатывать, при этом сохраняя свою женственность. Реклама пылесоса AEG «Vampyr» в это время гласит: «Дама - и все же домохозяйка», образованная и экономически самостоятельная. Один из современников отмечал, что «повсюду были врачихи, автомобилистки, плавчихи, спортсменки, рекордсменки» [2; стр. 172]

Однако важно отметить, что «новую» жизнь могли позволить себе совсем немногие женщины. Так, повседневность женщины-работницы, относящейся к пролетариату, была совершенно иной. Пока мужчины в свободное после работы время отдыхали в пивных или ходили на партийные собрания, «их жены готовили пищу, наводили порядок в квартире, покупали продукты, ухаживали за детьми. Воскресенье использовалось для большой стирки и починки одежды. Замужняя женщина-работница делала всю работу по дому» [6; стр. 143]. Если в семье работали и муж, и жена, то дети на целый день оставались без присмотра. Женщине-работнице в городе стало гораздо сложнее заниматься воспитанием. Ещё хуже дела обстояли в сельской местности. На селе дискриминация женщин по большей части не претерпела серьёзных перемен даже после Революции 1918 года. Так, И.Я. Биск отмечает, что «многие крестьяне больше озабочены состоянием своего скота, чем благополучием жены и детей. В отдельных местностях Германии крестьянки по-старинному обращались к мужу на «вы»» [1; стр. 94]. Таким образом, можно сказать, что положение женщин оставалось крайне неоднородным. Если в городской среде женщина могла ощущать перемены в обществе и семье (причем, как мы выяснили, такие перемены были удобны лишь небольшой доле обеспеченных женщин), то сельская жена и мать Веймарской республики оставалась далека от феминистических идей.

Но всё-таки женское движение продавливало свои интересы в Рейхстаге. Так, «в 1922 г. был принят Закон об общественном спасении молодежи, предполагавший создание особых учреждений, занимающихся социальным обеспечением и помощью молодежи, опекой над внебрачными детьми; в 1924 г. - Закон о надомных работницах, ставивший своей целью утверждение социальных гарантий и средней заработной платы женщинам, занимающимся надомным трудом; в 1927 г. - имперский закон, направленный на борьбу с венерическими заболеваниями. согласно этому документу, на женщин, занимающихся проституцией, более не налагался штраф, отныне они находились не под надзором полиции нравов, а под наблюдением органов здравоохранения» [9; стр. 99]. Кроме того, особо важными была тема материнства. Представительницы социалистических партий выступали с предложениями об увеличении декретного отпуска, сохранения заработной платы в этот период, создания организаций для помощи беременным и родившим женщинам. На примере этой деятельности депутаток мы видим, что основными проблемами, которые пыталось решать женское движение в Рейхстаге в 20-е годы, были вопросы социальной защиты и поддержки женщин.

Свобода слова Веймарской республики позволила впервые открыто говорить о женской сексуальности. В 1919 году в Берлине начинает работать Институт сексуальных наук. Его создание финансировалось из государственного бюджета. Деятельность института «была нацелена на изучение человеческой сексуальности и на половое воспитание

немцев, проводя на базе института консультации и публичные лекции, показ фильмов» [3; стр. 120]. Доктор Магнус Хиршфельд, основатель института, отмечал, что минувшая война положила конец «старой морали» времен Кайзеровской империи, и рассчитывал на демократизацию сексуальной по ли-тики государства.

Берлин, культурный центр республики, стал так же и сексуальным центром. Город наводнили различные бары для женщин-гомосексуалок. В 1929 году, в ходе длительных споров, отменяется 175 статья Уголовного кодекса, по которому однополые отношения наказывались тюремным сроком и лишением гражданских прав [13; стр. 159]. В целом «полицейские силы столичных городов стремились не обращать внимания на нарушения кодексов социальных и нравственных норм» [3; стр. 122]. В 1920-е годы выходит журнал «Liebende Frauen», где не только открыто обсуждаются темы отношений женщины с женщиной, но и ведутся политические дискуссии, рассказываются истории о любви, размещаются объявления для знакомств [4]. Этим примером мы хотели показать, какую, совершенно нетипичную для Германии, «свободу нравов» открыла для немок Революция 1918 года. Однако стоит отметить, что в Веймарской республике не шло речи о сексуальной революции. Сексуальная свобода вряд не выходила за пределы столичных городов Германии, и вряд ли привлекала внимание пролетарских или сельских немецких женщин, которых было большинство.

Одной из крупных побед Веймарской республики в «женском вопросе» оказывается образование. Правительство окончательно закрепляет за женщинами право на высшее образование. В этот период число девушек-студенток растёт с 6,3% в 1919 году до 16% в 1931 году, достигнув численности в 20 тысяч человек [6; стр. 146]. После получения образования женщины идут работать в школу или, изредка, даже в университет и юриспруденцию.

Мы видим, как в республике постепенно меняются в пользу женщин различные сферы общественной жизни. Однако важнейшая для женщин семейная сфера оставалась строго консервативной. Веймарская республика не планировала реформировать эту сторону жизни - мы видим это по той причине, что без изменений было принято Гражданское уложение Германской империи 1896 года. В деятельности женских союзом можно наблюдать озабоченность статичностью брачно-семейного законодательства. Так, из текста решения 15-го общего собрания БДФ (Объединение немецких женских союзов) в 1927 году мы видим недовольство текущим положением женщины в ходе бракоразводного процесса: «Действующее семейное право должно быть преобразовано в соответствии с равноправием и достоинством женщины... Чтобы предотвратить экономическую нужду и моральный ущерб разведенной женщины и детей от расторгнутых браков, собрание требует глубокой реформы постановлений о разводе, которые оно рассматривает как необходимую предпосылку изменения

действующих основ развода» [18; стр. 54-55]. Однако требования собрания не дошли до обсуждений в Рейхстаге.

Но всё-таки, как мы уже отмечали, в период с 1920 по 1933 женское движение стремительно идёт на спад. Не складывается монолитного политического женского объединения. Наоборот, «женщины предпочитали традиционные формы объединения -религиозные союзы, ферейны по интересам» [9; стр. 99]. Союзы немецких домохозяек или сельских домохозяек и т.д. объявляли себя аполитичными, а значит выбывали из законодательных споров. Наравне с социалистическим движением распространялись либеральные женские объединения, а так же союзы правого толка. В религиозных объединениях немецких женщин было вдвое больше, чем в мировом политическом женском движении (2 млн против 1 млн) [17; стр. 104].

В Германии были даже организации, которые требовали лишить женщин всех её прав, полученных после Революции, например «Немецкий союз борьбы против женской эмансипации». Доля женщин в этом союзе составляла 20%; они считали, что «эмансипация уничтожит уважение материнства и принудит вчерашних хранительниц очага к трудовой деятельности, подорвет устои нации» [6; стр. 145]. Подобные настроения, с развитием политического и экономического кризиса республики, распространялись среди всё большего числа женщин.

Подводя итог первой главе, можно сказать, что немецкое общество не было готово в полной мере понять «женское движение». Не были готовы и сами женщины. Не смотря на демократизацию многих социально-политических сторон, не произошло коренных, необратимых перемен в сознании. Многие немки сохраняли в себе прежние традиционные патриархальные нормы. Женщина была вынуждена (в годы войны) учиться жить экономически самостоятельно. Немецкие женщины с энтузиазмом подхватили революционные перемены, но с окончанием Революции всё меньше и меньше стали интересоваться политикой. Консервативной женщине это было неинтересно. Женщине активной было попросту некогда - немка-рабочая после смены была вынуждена заботиться о домашнем хозяйстве, о детях и о муже. Экономические кризисы больно ударяли по благополучию немецких семей. Особе не изменились брачно-семейные отношения. По сути, на женские плечи легли обязанности двух полов. В этом случае улучшение положения для женщин виделось уже не в продолжении борьбы за свои гражданские права, а в возвращении к укладу прошлого. Бросить работу, всё внимание вновь начать уделять семье, восстановить прежнее уважительное отношение к ней государства как к матери.

Эти настроения чётко подхватили ультраправые политические силы. 1 октября 1931 г. была основана новая ячейка НСДАП - Национал-социалистические женщины. Нацисты обещали стабилизировать экономику и вернуть женщин в семью.

Уставшим женщинам из простых рабочих или сельских семей такие предложения были интересны.

Список литературы

15. Биск. История повседневной жизни в Веймарской республике. - М., 1992. - 341 с.

16. Вырупаева А.П. Мода, изменившая мир: эмансипация и рождение современного образа женщины в Веймарской Германии // Вестник Челябин. гос. ун-та. 2011. № 23(238). С. 169-175.

17. Гардымова Д.К. Малая сексуальная революция в Веймарской Германии // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2017. № 172. С. 119-123

18. Журнал Liebende Frauen HTML: https://www.digitales-deutsches-frauenar-chiv.de/themen/liebende-frauen (22.12.2021)

19. Конституции буржуазных стран. Ч. 1. М; Л., 1935. - 676 с.

20. Малахова Т.В. Положение женщины в семье и обществе в период Веймарской республики // Вестник Пермского университета. История. 2011. №1 (15). С. 141-148.

21. Романова И.А., Евдокимова Т.В. Появление в Германии образа «новой женщины» в 1920-х и его трансформация в 1930-х гг // Грани познания. 2021. № 2 (73). С. 17-19.

22. Цеткин К. Женщина и ее экономическое положение. Текст. Пг.: Петрогр. сов. р. и к. д., 1919. - 40 с.

23. Чередникова А.Ю. Процессы социальной трансформации и вовлеченность женщин в политическую жизнь страны: Германия 1919-1949 гг. // В сборнике: Германия государство, общество, человек. Сборник научных статей. Сер. "Германские исследования в Сибири" отв. ред. Л.Н. Корнева. Кемерово, 2015. С. 97-105

24. Frauen in Deutschland. Auf dem Weg zur Gleichstellung // Informationen zur politischen Bildung. 1997. - 254 s.

25. Kuhn A. (Hrsg.). Die Chronik der Frauen. Dortmund, 1992. - 853 s.

26. Lauterer H.-M. "Neulinge", "Novizen" und Berufspolitikerinnen. Parlamen-tarinnen in der Weimarer Repub-lik // Frauen auf dem Weg zur Elite. Hrsg. von G. Schulz. Munchen, 2000. - 451 s.

27. Reichsgesetzblatt. 1871. Teil I. - 771 s.

28. Reichsgesetzblatt. 1926. Teil I. - 1359 s.

29. Schmitter R. Frauen auf dem Weg zur Gleichberechtigung in Deutschland. Stuttgart, 1996. -183 s.

30. Schneider R. Frauen unterm Hakenkreuz. Hamburg, 2001. - 163 s.

31. Usbome C. frauenkörper - Volkskorper. Geburtenkontrolle und bevoelker-ungspolitik in der Weimarer re-publik. muenster, 1994. - 310 s.

32. Zahn-Harnack A., von. Die Frauenbewegung. Geschichte, Probleme, Ziele. Berlin, 1928. - 79 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.