Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ "ОБРАЗА Я" СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ "ОБРАЗА Я" СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБРАЗ Я" / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / САМОСОЗНАНИЕ / "Я- КОНЦЕПЦИЯ" / "IMAGE OF I" / GENDER FEATURES / YOUTHFUL AGE / SELF-AWARENESS / " I CONCEPT"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арабаджи А.Р.

В данной работе представлен теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей восприятия «образа Я» студенческой молодежи. Рассматриваются теоретические подходы к изучению «образа Я». В статье приводится анализ особенностей восприятия «образа Я» в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арабаджи А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF THE PERCEPTION OF THE "IMAGE I" OF STUDENTS

This paper presents a theoretical analysis of the literature on the problem of gender-specific perception of the “image of I” of students. Theoretical approaches to the study of the "image of the I" are considered. The article provides an analysis of the characteristics of the perception of the “image of I” in adolescence.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ "ОБРАЗА Я" СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9

Арабаджи А.Р. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Лучинкина А.И.

Россия, г. Симферополь

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ «ОБРАЗА Я» СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В данной работе представлен теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей восприятия «образа Я» студенческой молодежи. Рассматриваются теоретические подходы к изучению «образаЯ». В статье приводится анализ особенностей восприятия «образа Я» в юношеском возрасте.

Ключевые слова: «образ Я», гендерные особенности, юношеский возраст, самосознание , «Я концепция».

Arabadji A.R. student

4 year, Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific supervisor: Luchinkina A.I.

GENDER FEATURES OF THE PERCEPTION OF THE "IMAGE I"

OF STUDENTS

Annotation. This paper presents a theoretical analysis of the literature on the problem of gender-specific perception of the "image of I" of students. Theoretical approaches to the study of the "image of the I" are considered. The article provides an analysis of the characteristics of the perception of the "image of I" in adolescence.

Key words: "image of I", gender features , youthful age, self-awareness, « I concept».

Постановка проблемы. В последние время , мы можем все чаще наблюдать работы авторов , посвящённые такой проблеме как восприятие образа «Я» ,так как данный феномен является важным компонентом самосознания человека. Именно на его основе строиться взаимодействие с окружающим нас миром. В юношеском возрасте образ «Я» приобретает особое значение и становится более стабильным, ведь именно в этот период активно развивается наше самосознание. Возникает потребность в самовоспитании и формировании идентичности , происходит принятие гендерной роли. Юношеский возраст - это период ,в котором интенсивно происходит личностное и социальное развитие. В отечественной литературе этот отрезок жизни имеет название «критический период формирования сознания».

Вместе с тем ,юношеский возраст можно считать самым

противоречивым в становлении личности человека. В этот период конфликты и кризисы проявляются во всех областях межличностной и внутриличностной сферах девушек и юношей.

Актуальность исследования гендерных особенностей обуславливается тем, что происходит изменение гендерных стереотипов и полоролевых отношений в обществе. Гендерные исследования затрагивают психологические, физиологические , культурные и социальные различия полов. Также изучаются гендерные особенности, идентификация , роли, установки, стереотипы.

Много внимания уделяется проблеме гендерных различий и особенностях «образа Я» в литературе. Так , особенности «образа Я» в юношеском возрасте изучали такие авторы как Р. Бернс , И.С Кон ,В.В. Столин и другие.

Целью статьи является выявление особенностей восприятия «образа Я» в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1)Определить теоретические подходы к пониманию и определению «образа Я».

2)Проанализировать особенности восприятия «образа Я» в юношеском возрасте.

Основное изложение материала. Основоположником «образа Я» принято считать У.Джеймса . Глобальное личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование , в котором соединяются Я сознающее и Я как объект. Это две стороны одной целостности ,всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт ,а другая -содержание этого опыта[4 ].

В начале ХХ века «образ Я» изучали такие ученые как Ч.Х. Кули [ 2]и Дж. Г. Мид[3 ]. Авторы продвигали теорию «зеркального Я» на основе утверждения о том ,что именно социум определяет развитие и содержание «образа Я». По их мнению, каждый человек строит свое «Я» беря в основу реакции других людей ,с которыми он контактирует.

Также , «образ Я» изучался психоаналитической школой зарубежной психологии. А именно, З.Фрейд рассматривал «образ Я» в тесном единстве с телесными переживаниями и обращал внимание на значимость социальных связей и взаимодействия с другими людьми в психическом развитии человека

[ 5].

К. Хорни ,являясь последовательницей классического психоанализа, в своей концепции разделила «актуальное Я» - от «идеализированного Я» , с одной стороны, и от «реального Я» - с другой. Автор определяла «актуальное Я» как все ,чем является индивид в данный период жизни. «Идеальное Я», Хорни описывает через «иррациональное воображение» ,а силу, действующую в направлении индивидуального роста называет «реальным Я» [1 ].

Представители гуманистического направления в психологии

рассматривают «образ Я» как систему самовосприятий и связывают развитие представлений о себе с непосредственным опытом индивида.

Исследованиями содержания «образа Я» в юношеском возрасте занималась И.В. Дубровина .Благодаря ее исследованиям было выявлено, что на границе подросткового и юношеского возрастов в развитии когнитивных компонентов «Я концепции» происходит существенные изменения , определяющие переход самосознания на новый более высокий уровень. Основной задачей развития юношей и девушек является потребность самоопределения и самореализации.

Представление юноши о себе всегда сопоставляется с групповым образом «мы» , но никогда полностью с ним не совпадет. Чем старше становится человек , тем больше он находит различий между собой и другими сверстниками. В этот период приходит потребность в психологической интимности ,осознании своей непохожести.

Вывод: В научной литературе понятие «образ Я» появилось в связи с потребностью изучить и описать глубинные структуры личности. На ряду с этим понятием используются также такие понятия как «самосознание» , «самооценка» , «Я - концепция». Множество ученых внесли свой вклад в изучение этого феномена , что позволяет выделить нам несколько подходов к постановке этого вопроса.

Так можно выделить представителей школы символического интеракционизма Ч.Кули и Дж. Мида.

Свой подход к изучению «Я» предлагает психоаналитическая школа зарубежной психологии. В частности , З.Фрейд ,Э.Эриксон, Г. Салливан, К. Хорни.

Таким образом, вышепредсталенный анализ научной литературы свидетельствует о том , что существует множество подходов к изучению «образа Я», рассматриваемые с различных теоретических позиций.

В период перехода от подросткового к юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания приходится развитие нового уровня отношения к самому себе. Также , формируется собственная система ценностей , а на ее основе появляется эмоционально- ценностное отношение к себе.

Использованные источники:

1. А.Г. Абдуллин ,Е.Р. Тумасова «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии /А.Г.Абдуллин , Е.Р.Тумасова // Вестник ЮУрГУ. - 2012.- № 6. - с.5.

2. Кули,Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х.Кули. - М. : Идея - Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000. - 312 с.

3. Мид ,Дж.Г. Избранное / Дж.Г.Мид ;пер. В.Г. Николаева. - М., 2009. - 290 с.

4. Психология самосознания: Хрестоматия /ред. -сост. Д.Я.Райгородский. -Самара. Издательский дом «Бехрах - М» , 2003. - 303с.

5. Фрейд,З. Введение в психоанализ: Лекции/З.Фрейд: пер. с нем. Г.В.Барышниковой; под.ред.Е.Е.Соколовой, Т.В.Родионовой. - М.:Азбука -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.