Научная статья на тему 'Гендерные особенности в структуре физической культуры и спорта'

Гендерные особенности в структуре физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
909
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / GENDER EDUCATION / GENDER PECULIARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Ирина Борисовна, Самойлова Елизавета Георгиевна

В статье рассмотрены основные концепции к определению гендерной особенности в области физической культуры и спорта. Дана характеристика особенностям гендерного воспитания. Проведена параллель между эволюцией данного явления в отечественной и зарубежной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender differences in the structure of physical culture and sport

The article considers the basic concept to the definition of gender differences in physical culture and sport. Present the characteristic peculiarity of gender education. Also draws a parallel between the evolution of phenomenon in national and foreign practice.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности в структуре физической культуры и спорта»

И.Б. ИВАНОВА старший преподаватель кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС*

Е.Г. САМОЙЛОВА старший преподаватель кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС**

Гендерные особенности в структуре физической культуры и спорта

На стыке XX-XXI вв. в соответствии с гуманистическими и социокультурными ориентирами осуществляется развитие теории физической культуры в жизни российской общественности. Следует обозначить, что современная парадигма управления процессами физической культуры строится по средствам новых общемировых трендов, которые предполагают деформацию исторически закрепленных ролей мужчины и женщины, переход к новым формациям мужского и женского начал: феминности и мускулинности, т.е. ориентация на гендерную (gender - социально-психологический пол) теорию культурны людей. В результате, зарождения и распространения подходов к гендерным началам во взаимоотношениях людей было сформулировано новейшее научное течение -гендерные исследования, получившие свое начало в зарубежных и отечественных разработках. В научном пространстве основы гендерологии выявляются по средствам смежных с ней наук - социология, культурология, педагогика и др.

В процессе деятельности в области физической культуры гендерные компоненты представляют гендерную идентичность, которые определяют содержание физической культуры личности, а в теоретическом контексте наполняют общие

* Иванова Ирина Борисовна, e-mail: ivanovaib@yandex.ru

** Самойлова Елизавета Георгиевна, e-mail: ivanovaib@yandex.ru

принципы теории физической культуры, и выражают основные виды физической культуры.

Реализация личности с точки зрения физических мотивов определяет непрерывность вовлечения представителей социума в различные виды области физической культуры, которое не может происходить вне реализации в массовом сознании и в сознании личности стереотипов мужественности и женственности.

Взаимозависимость физической культуры и ее типов с другими типами культуры в процессе физического совершенствования человека появляются на основе этнического менталитета и развития национальных традиций. Формирование половых особенностей в создании субъекта физической деятельности, происходит образовательным путем по средствам правовых и этических норм, обычаев и традиций, которые непосредственно связаны со специфическими общественными прецедентами. Важным условием тендерного подхода к физической деятельности при решении проблем физической культуры является учет и анализ этнического менталитета.

Главной проблемой образования, соответствующей условиям времени, современная педагогика находит образование слаженной, развитой в умственном и индивидуальном плане, творчески и неординарно думающей, обладающей нужной суммой базисных познаний, умений и способностей, способной и устремляющейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и на физическом уровне крепкой личности обучающихся. Особое же внимание в наше время уделяется индивидуализации преподавания и обучения с учетом психофизиологических и индивидуальных отличительных черт обучающихся. Область физиологической культуры и спорта представляет в особенности важно в осуществлении гендерных изучений в поползновениях постановления большого колличества имеющихся трудностей.

Гендерно-ориентированная подготовка обучающихся уже давно считается объектом единого научного изучения в общественном развитии многих государствах. В XVI столетии американские девушки стали главными, кто стремительно проявил заинтересованность к участию в спортивных событиях. Во время колонизации американская девушка прославилась своими спортивными возможностями, физиологической мощью и выносливостью. Обыкновением для де-

вушки с целью существования считались культовые обряды, которые отображали умение представительниц слабого пола наряду с представителями сильного пола танцевать и являться на физическом уровне активными в течение нескольких часов подряд. Подобные ритуалы устанавливали роль девушки в семье либо в том числе и во всей местности.

На рубеже XVII столетия бытность женщины рассматривалась в контексте со спортивными соревнованиями, праздничными мероприятиями, свадьбами и похоронами, фестивалями и родовыми событиями. В качестве призов победителей для различных категорий мероприятий, которые предполагали участие в спортивных соревнованиях американские женщины получали предметы одежды. В качестве общепринятых женских спортивных занятий выделялись: бег, танцы и скачки. Исходя из исследований начала XVIII в. динамики качества жизни населения зафиксировали низкие показатели здоровья женщин высшего и среднего класса. В следствии, данного факта со стороны ученых и врачей началась агитация женщин к здоровому образу жизни (далее ЗОЖ), что предполагало активизацию спортивной деятельности, так как основополагающим компонентом для поддерживания психофизического состояния как всех людей, так и отдельной категории - женщин -является физическая активность. По результатам научно-практических подходов было доказано, что женщины, занимающиеся спортом, имеют высокую самооценку и позитивное отношение к окружающей действительности. Закрепление образа женщины в историческом аспекте эволюции физической культуры и спорта произошло во второй половине XIX в., когда в 1869 г. в Англии был проведен первый женский чемпионат по крокету. Данная тенденция охватила весь земной шар, так в 1872 г. в Окланде, штате Калифорнии, была сформирована первая женская баскетбольная команда; в Спрингфилде в 1881 г. женщины впервые провели бейсбольную игру; далее женская половина человечества реализовала свои способности в рамках масштабного спортивного события человечества - Олимпийских играх, которые состоялись в Париже, женщины показали свое мастерство в теннисе, крокете, гольфе.

С целью изучения женского портрета в рамках системы физической культуры и спорта, возникла необходимость реализации ее физической активности по средствам выпол-

нения упражнений на велосипеде, что позволяло выработать физическую мобильность. Так следует обособить роль велосипеда, как средства сопротивления обыденному укладу женской самобытности, так как традиционному познанию свойственно позиционирование женщины как хранительницы семейного очага. Общественные тенденции формировались исходя из ролевых различий мужского и женского пола. Делегирование полномочий в трудовой деятельности распределялось по средствам физических возможностей представителей противоположенного пола в решении конкретных задач. К мужскому характеристикам относили силу, скорость и способность в течении длительного времени находится в дали от дома. В противовес данным характеристикам, место женщины зависело от дома и участие в естественном воспроизводстве продолжения человечества. Со временем произошла трансформация данных ролей в универсальные вне зависимости под половой принадлежности. Разделение спортивных ролей основано по принципу того, что мужчины и женщины, характеризуются различными видами деятельности. Образ мужских и женских ролей в спорте выстраивался и удерживался в рамках разных общественных контекстов и базируется на том, что работа индивида должна быть выполнена в том варианте, в каком месте завоеваны наилучшие итоги. Женщину со временем сняли со спортивной арены и она взамен игрока сделалась посетителем. Однако в отместку данного явления в 1972 г. в США научные организации запретили гендерную дискриминацию и установили направление равенства между представителями сильного пола и слабого пола на образование.

Идеология физической активности и спорта занимает особое место в немецкой практике. Спортивная политика ГДР основывалась на концепциях управления, планирования и контроля. В 20-х гг. XX в. спортивные достижения немецких женщин приравнивались к мужским, которые в результате закрепили идеалы женственности и мужественности. Культурно-спортивные ценности не только преобразовали человеческое тело, но и переосмыслили его. Рекреация в спорте мотивирована тренерами и спортсменами на включение в подготовку передовых технологий, воплощающих не только технические результаты, побудившие СМИ рационализировать организм к идеалам современности.

Образ женщины после Второй мировой войны характеризуется частым участием в спортивных мероприятиях. В ГДР, в частности, считает национальным приоритетом появление спортивного образования на всех уровнях и спортсменов высшего класса. Доминирующее положение женщин в спортивной жизни и достижение значительных результатов, несомненно, обусловлено систематическим использованием средств повышения эффективности. Конституция ГДР 1968 г. включала в себя основную цель физической культуры и спорта, в ней также была заложена пропаганда и популяризация спорта государством и обществом. Но стали возникать проблемы гендерных стереотипов. Все спортивные мужчины выступали в роли лидеров и общественных деятелей, тогда как женщины, по крайней мере средний и высший классы, только начали выходить из семейной жизни в общественной спортивной жизни в большом количестве. Спортивная деятельность ГДР делилась на две категории: во-первых, тренировка, коучинг и соревнование как спорт для всех и, во-вторых, досуг и рекреационная физкультура. В спорте и физкультуре в школе преобладали как традиционные дисциплины, так и спортивные мероприятия. Гендерное равенство в Германии было достигнуто благодаря большому участию женщин в оплачиваемой занятости. Также данное время характеризуется ограничением прав женщины в управлении спортивными процессами. Немецкие спортсмены установили новые стандарты мужественности и женственности.

Российское спортивное движение начинает зарождаться в 80-90-е гг. XIX в.. В это время на арене проводятся такие мероприятия, как тяжелая и легкая атлетика, борьба, бокс, футбол. Большую часть спорта представляли спортсмены в последнее время, чем профессионалы. В спортивных кругах присутствуют представители малой и средней медлительности буржуазии, студенты, сотрудники. Начало ХХ в. характеризуется активизацией спортивных мероприятий на территории Санкт-Петербурга и Москвы. В состав первых спортивных клубов в России вошли представители дворянства, аристократии, буржуазии. Спортивная организация была создана за счет первого российского спорта. В советское время, спорт был поддержан тренд плана. И только в конце 80-х гг. XX в. русский спорт и физкультура приобретают профессиональный характер.

Материальной основой российского гендерного воспитания, в том числе и спортивного, может служить раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек в обычных школах или специальных учебных заведениях. Современными учеными доказан тот факт, что «бесполое» воспитание новых поколений приводит к вырождению народа, так как «выживание любого вида возможно лишь на основе дифференциации и специализации пола». Поэтому в учебных заведениях необходимо проводить половое воспитание, суть которого выражается в овладении культурой в сфере ген-дерных отношений в спорте, формирование адекватной полу модели поведения, правильного понимания роли мужчины и роли женщины в обществе, как это часто женщин и мужчин гендерные роли в спортивных приобретать черты конфликтов, не связанных с профессиональной составляющей. Общество ожидает от мужчин и женщин, принятия и реализации конкретных гендерных ролей на основе сложившихся стереотипов. Таким образом, общество усиливает тендерный порядок, а именно: сильный, независимый, спортивный мужчина и женщина, как ожидается, будут тихими, послушными, учителями, детьми. Когда эти гендерные нормы нарушаются, происходит сдвиг от стереотипных норм в обществе. В детстве девочка вынуждена и носить розовую одежду, а мальчик синюю, девочка должна готовить ужин, а мальчик играть в футбол. Эти действия и идеи являются лишь частью многих гендерных стереотипов, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Это стереотип по принципу «слабого» и «сильного» пола.

Мужчины должны демонстрировать определенные характеристики и поведение, которые принимаются в обществе в качестве «мужественных» и женщин, ответственных за женское начало. Социальные ожидания ставят женщину в новые рамки тенденций женственности, что предполагает соответствии определенным стандартам в которых она может выбирать разные формации поведения. Биологическими характеристиками, отличающими самца от самца, являются внешний вид, гормоны и хромосомы. Таким образом, между мужчинами и женщинами проводится соревнование по спорту и физкультуре.

На протяжении многих лет легкая атлетика была признана видом спорта с мужской фигурой. Танцы, катание на коньках - это «женский» вид спорта. Основными женскими

спортивными занятиями были стрельба из лука и крокет, так как данные виды спорта не отличались особой активностью и относились к категории «безопасных» для репродуктивного здоровья. Далее начали развиваться такие виды спорта как: легкая атлетика, бейсбол, баскетбол и верховая езда, благодаря чему женщины перешли на свободный стиль одежды. В результате революционных преобразований естественные гендерные стереотипы для женщин стали трансформироваться. Женское движение создало новое отношение и потребовало равных возможностей и финансирования для женщин в спорте.

В последнее время все большее число девушек и женщин соглашаются с мужчинами в традициях таких «мужских» видов спорта, как футбол, борьба и бокс, а также сноу-бординг, скейтбординг. И их количество растет. Самые смелые женщины завоевывают уважение и принимают активное участие в большом количестве спортивных и физических занятий. Женщины участвуют в напряженной, агрессивной, соревновательной спортивной команде. В то же время сохраняется гендерный стереотип. Таким образом, дети, выбирая тот или иной руководствуется соответствии с социальной нормой поведения в обществе. Гендерно-нейт-ральные виды спорта, такие как самолет, пожалуйста, имеют самые высокие показатели участия мальчиков и девочек. Такие гендерные нервы можно сравнить с патриархальным характером в обществе и в спорте.

Физическая культура и спорт являются мощным инструментом для реализации женского потенциала в полной мере в общественном развитии посредствам продвижения гендерного равенства. Стратегические цели должны заключаться в поддержке новаторских программ устойчивого развития спорта, направленных на распространение прав женщин в области физической культуры и спорта, а также стимулирование спортивных движений, деятельность которых основывается на продвижении гендерного равенства.

В результате, теоретические подходы к определению физического воспитания для гендерной подготовки студентов являются: теория физической культуры единства физического, морального и социального равенства при формировании личности и психологической концепции труда и личности, социокультурная теория развития личности, оп-

ределяющая социальную среду как основной источник личностного развития.

Иванова И.Б, Самойлова Е.Г. Гендерные особенности в структуре физической культуры и спорта. В статье рассмотрены основные концепции к определению гендерной особенности в области физической культуры и спорта. Дана характеристика особенностям гендерного воспитания. Проведена параллель между эволюцией данного явления в отечественной и зарубежной практике.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, гендерные особенности, гендерное равенство, гендерное воспитание.

Ivanova I.B., Samoylova E.G. Gender differences in the structure of physical culture and sport. The article considers the basic concept to the definition of gender differences in physical culture and sport. Present the characteristic peculiarity of gender education. Also draws a parallel between the evolution of phenomenon in national and foreign practice.

Keywords: physical culture and sport, gender peculiarity, gender equality, gender education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.