Научная статья на тему 'Гендерная характеристика единоборств в представлении участников'

Гендерная характеристика единоборств в представлении участников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
СПОРТ / ЕДИНОБОРСТВА / БОЕВЫЕИСКУССТВА / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / SPORT / SINGLE COMBATS / MARTIAL ARTS / MASCULINITY / FEMININITY / GENDER STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Умгаев С.А.

Статья посвящена гендерным характеристикам единоборств в представлении участников и выполнена на материалах исследований в спортивных группах г. Элисты Республики Калмыкия. В статье рассматривается вопрос, являются ли единоборства мужскими или женскими видами спорта, и в какой мере? Полевые материалы свидетельствуют о том, что единоборства рассматриваются как «мужское» направление в спорте. В то же время явных запретительных стереотипов относительно женщин не выявлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Сharacteristic of Martial Arts in Participants’ View

The article is devoted to basic gender stereotypes and gender representations of martial arts by sportsmen and people engaged in sports activities in the city of Elista, Republic of Kalmykia. Specifically, they were asked whether martial arts were considered as masculine or feminine kinds of activity (or both) and to what extent. It is concluded that martial arts are seen principally as a masculine activity, but at the same time they aren’t viewed as non-recommended for women.

Текст научной работы на тему «Гендерная характеристика единоборств в представлении участников»

УДК 396.21 ББК 63.52

ГЕНДЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОБОРСТВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧАСТНИКОВ

Gender ^a^d^nstic of Martial Arts in Participants' View

С. А. Умгаев (S. Umgaev)1

1аспирант Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Post-graduate student at the Institute of Ethnology and Anthropology of the RAS named after N.N. Miklukho-Maklai). E-mail: sam_umg@yahoo. com

Статья посвящена тендерным характеристикам единоборств в представлении участников и выполнена на материалах исследований в спортивных группах г. Элисты Республики Калмыкия. В статье рассматривается вопрос, являются ли единоборства мужскими или женскими видами спорта, и в какой мере? Полевые материалы свидетельствуют о том, что единоборства рассматриваются как «мужское» направление в спорте. В то же время явных запретительных стереотипов относительно женщин не выявлено.

Ключевые слова: спорт, единоборства, боевые искусства, мужественность, женственность, гендер-ные стереотипы.

The article is devoted to basic gender stereotypes and gender representations of martial arts by sportsmen and people engaged in sports activities in the city of Elista, Republic of Kalmykia. Specifically, they were asked whether martial arts were considered as masculine or feminine kinds of activity (or both) and to what extent. It is concluded that martial arts are seen principally as a masculine activity, but at the same time they aren't viewed as non-recommended for women.

Keywords: sport, single combats, martial arts, masculinity, femininity, gender stereotypes.

Тендерные представления являются неотъемлемой частью повседневного общения. Они оказывают прямое влияние и на спортивную деятельность. Тендерная проблематика в спорте рассматривается в основном с женской перспективы в рамках феминистского дискурса [Б1гге11, ТЬеЬе^е 1994]. Однако связь представлений о мужском и женском в контексте изучения спорта и единоборств представляет самостоятельный интерес. В традиционном понимании спорт является сферой применения физических, иначе, биологических возможностей человека, на которые прямо влияет свойственный человеку половой диморфизм [См.: Соха, Соха 1999; Ткачук, Дю-сенова 2015]. В силу этого обстоятельства деление видов спорта на мужские и женские выглядит оправданным с точки зрения теории, методики, практики и результатов занятий [Староста 1999]. Половая специализация коснулась единоборств: соревнова-

ния проводятся отдельно в женских и мужских категориях. Все это является основой для различий в гендерных представлениях о единоборствах. В статье рассматриваются базовые представления участников единоборств о мужском и женском характере их видов спорта на материале полевых исследований, проведенных в г. Элисте Республики Калмыкия в июне-сентябре 2015 года.

Полевые исследования включали в себя наблюдение, интервьюирование и анкетирование в группах занимающихся единоборствами: боксом, вольной и классической борьбой, тхэквондо, каратэ синкиокусин-кай, айкидо мутокукай, кэндо, рукопашным боем, самбо и дзюдо. В результате исследования было опрошено 263 человека (в том числе 31 респондент женского пола). Женщины составляли меньшинство во всех опрошенных группах занимающихся единоборствами. Все виды спорта и группы (за

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

исключением спортивной борьбы) были открыты для лиц любого пола.

Очевидная половая диспропорция в составе групп сделала существенным вопрос о связи представлений о мужском и женском с занятиями единоборствами, о роли гендерных стереотипов в выборе конкретного направления спорта. В ходе исследования и в зависимости от пола респондента допускалась нюансировка основного для рассматриваемой темы вопроса: являются ли единоборства «мужским» направлением спорта и в какой степени; являются ли они направлением «не-женским» и в какой степени.

Обычно единоборства в пространстве гендерных стереотипов относительно других видов спорта оцениваются как очень маскулинные, с одной стороны, и как наименее женственные, с другой [Дамадаева 2011: 68-69]. Кроме того, у спортсменов гендерные стереотипы относительно своих видов спорта выражены слабее, чем по отношению к неизвестным им видам. У людей, не имеющих отношения к спорту, гендерные стереотипы выражены сильнее, чем у спортсменов. А. С. Дамадаева назвала это «фактором лояльности к лицам, занимающимся «своим» видом спорта» [Дамадаева 2011: 71], но можно предположить, что на формирование подобных представлений повлияла практика занятий конкретными видами спорта. Нужно отметить, что представления о мужском и женском в спорте и единоборствах у спортсменов и не-спортсменов различаются в сторону усиления гендерных стереотипов у последних.

В ходе экспертного интервьюирования были получены существенно различающиеся мнения об объективных причинах интереса к единоборствам. Отмечались этнические (традиции и менталитет калмыцкого народа), социальные (социальное и экономическое неблагополучие республики), антропометрические (анатомическая предрасположенность к единоборствам), психологические (самоутверждение, поиск собственной исключительности) факторы привлекательности единоборств в Калмыкии [ПМА]. С учетом результатов экспертных интервью были разработаны анкеты для спортсменов.

На вопрос о причине занятий единоборствами ответ «улучшить физическую форму» дали 134 человека, «улучшить здоровье» — 92, «постоять за себя» — 118, «воспитать

характер» — 128, «спортивное мастерство»

— 135, другой ответ дали 10 человек (собственные ответы, как правило, дополняли отмеченные выше причины). Большинство опрошенных выбрало несколько вариантов ответа, что связано в первую очередь с комплексностью феномена единоборств, сложной личной мотивации к занятиям. Ни один из вариантов ответа не является гендерно-детерминированным, так как физическая форма, здоровье, характер, способность дать отпор, спортивное мастерство в равной степени свойственны как женщинам, так и мужчинам. Отсюда можно сделать вывод, что гендерный аспект единоборств определяется не столько личной мотивацией занимающихся, сколько характером занятий единоборствами и культурным контекстом, определяющим этот характер [ПМА].

На вопрос, следует ли женщинам заниматься единоборствами, 134 информанта ответили «да, в спорте женщины ничем не отличаются от мужчин»; «да, но с ограничениями» — 111, «совсем не женское занятие»

— 17; другой ответ дали 4 человека. Таким образом, на уровне представлений о единоборствах среди их участников практически никто не считает, что единоборства совсем не являются «женским» занятием, однако значительное количество респондентов посчитало, что женщины должны заниматься единоборствами с некоторыми ограничениями. Включенное наблюдение показало, что под «ограничениями» понимаются в первую очередь ограничения, связанные с особенностями женского организма, его предполагаемой неприспособленностью к единоборствам. Так, одним спортсменом было приведено мнение о вредности занятий единоборствами для женского организма, поскольку они могут обернуться возможным ущербом для функции деторождения из-за «ударов по животу» [ПМА].

В свою очередь, на вопрос «должен ли мужчина заниматься единоборствами?» «да» ответили 239 человек, «не обязательно» — 19, ответов «нет» не было. Единоборства однозначно связаны с мужским началом, сама ситуация поединка является скорее мужской, чем женской. В ходе включенного наблюдения и интервьюирования некоторые спортсмены-калмыки выделяли единоборства как исторически мужское занятие, связанное с воинской деятельностью, подчеркивая, что калмыки исторически являлись «воинами». Вне этнических катего-

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 4 2015

рий, всеми национальностями, единоборства упоминались как мужское занятие, поскольку мужчина должен уметь «постоять за себя и своих близких». Это умение является частью его гендерной роли [ПМА]. Последнее представление непосредственно отразилось на результатах опроса.

Таким образом, единоборства в представлении их участников являются мужским занятием, связанным с мужественностью, мужской гендерной ролью. Единоборства ассоциируются с войной, агрессией, схваткой, умением проявлять и отражать физическое насилие — сторонами действительности, тесно связанными с мужественностью в представлении респондентов. В то же время единоборства не столь однозначно являются занятием «не-женским», деятельностью, к которой не следует подпускать женщин, девушек или девочек. Подобного запрета и даже негативного отношения у занимающихся единоборствами не наблюдается, несмотря на присутствие опасений по поводу возможной угрозы для здоровья женщины. Активное участие и победы калмыцких спортсменок-единоборцев на соревнованиях различного уровня являются тому подтверждением [Ьйр://ка1туЫа-on1ine.ru/news; Джоркаев 1999: 111]. Нужно добавить, что личная мотивация спортсменов не несет выраженного гендерного подтекста, однако сам характер единоборств

как деятельности имеет прочные мужские

гендерные ассоциации.

Источники

Полевые материалы автора [ПМА].

Литература

Birrell S., Theberge N. The Sociological Study of Women in Sport//Women and Sport: Interdisciplinary Perspectives, Champaign, Il, 1994. P. 323-331.

Дамадаева А. С. Гендерные стереотипы относительно мужественности-женственности спортсменов разного пола // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. № 8. 2011. С. 67-71.

Джоркаев Джан. Калмыкия спортивная / авт.-сост. А. П. Лактионов. Элиста: НПП «Джан-гар», 1999. С. 143-145.

Соха С., Соха Т. Половой диморфизм в теории и практике современного спорта // Теория и практика физической культуры. 1999. № 6. С. 4-7.

Староста В. Обосновано ли деление спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. 1999, № 8. С. 55-58.

Ткачук М. Г., Дюсенова А. А. Половой диморфизм и его отражение в спорте. М.: Директ-Медиа, 2015.

[Электронный ресурс] // URL: http://kalmykia-online.ru/news. 2014-2015 гг. (дата обращения: 20.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.