Научная статья на тему 'Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин'

Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1889
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / MASCULINE / FEMINE / BEHAVIOR MODEL / SPORTS SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дамадаева Анжела Сергеевна

Статья посвящена проблеме специфики гендерных характеристик личности в спорте. На основе проведенных исследований доказана целесообразность разделения видов спорта на «мужские» и «женские» в психологическом отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of sports doing on gender characteristics of the women`s person

Article is devoted to a problem of specificity of gender characteristics of the person in sports. On the basis of research the expediency of sports division on "male" and "female" in psychological relation has been proven.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин»

Контактная информация: bifk@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН

Анжела Сергеевна Дамадаева, кандидат психологических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация

Статья посвящена проблеме специфики гендерных характеристик личности в спорте. На основе проведенных исследований доказана целесообразность разделения видов спорта на «мужские» и «женские» в психологическом отношении.

Ключевые слова: гендер, маскулинность, феминность, модель поведения, спортивная специализация

INFLUENCE OF SPORTS DOING ON GENDER CHARACTERISTICS OF THE

WOMEN'S PERSON

Angela Sergeyevna Damadaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

The Dagestan state university,

Makhachkala

Annotation

Article is devoted to a problem of specificity of gender characteristics of the person in sports. On the basis of research the expediency of sports division on "male" and "female" in psychological relation has been proven.

Key words: gender, masculine, femme, behavior model, sports specialization.

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной психологии спорта проблема личности спортсмена является одной из наиболее популярных. Несмотря на довольно большой объем выполненных в рамках данного направления исследования, одна проблема осталась за пределами внимания специалистов. Речь идет о проблеме формирования гендерных характеристик личности спортсменов. В массовом сознании существует система более или менее устойчивых взглядов относительно характеристик и стратегий поведения представителей мужского и женского пола. Мужчинам предписывается быть активными, ориентированными на карьеру, целеустремленными, бесстрашно преодолевающими различные жизненные препятствия лидерами. Женщинам считается в большей степени присущи: ориентация на семью, социальная пассивность, мягкость в общении, забота об окружающих и т.п. [2]. Спорт, как изначально «мужской» вид деятельности, способствует формированию соответствующих черт характера (целеустремленности, настойчивости, твердости характера, направленности на конкуренцию, уверенности в себе и жесткости в поведении). Однако в настоящий момент спорт уже практически во всех отношениях завоеван женщинами. В связи с этим, возникает вопрос: не способствуют ли занятия спортом излишней маскулинизации женщин, как в физическом, так и в психическом отношении? Существует немало свидетельств маскулинизирующего влияния спорта на организм женщин [1]. В отношении психических характеристик проблема не решена. Некоторые исследователи отмечают, что спорт способствует психологическому «возмужанию» девочек и женщин [3,4], стиранию характерологических различий между мужчинами и женщинами. Другие, напротив, отмечают, что спорт способствует закреплению гендерных моделей поведения, совпадающих с социальными установками [5]. Некоторые данные свидетельствуют, что большую роль в этом процессе играет вид спорта, которым занимается спортсменка. Так, например, в одном исследовании установлено, что занятия феминными видами спорта (больными танцами) способствовало усилению «женственных» черт характера у спортсменок (хо-

тя у спортсменов этот эффект зафиксирован не был). А занятия маскулинными видами (тхэквано) способствовало усилению психической мужественности как у спортсменов, так и у спортсменок по отношению к людям, не занимавшихся спортом [7]. Однако имеющихся данных недостаточно, чтобы делать более или менее обоснованные выводы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании специфики гендерных характеристик приняли участие 45 спортсменок 18-22 лет, 23 из них занимались условно «женственными» видами спорта (фигурное катание, художественная гимнастика, спортивные танцы) и 22 занимались «мужественными» видами спорта (различные виды единоборств). Также в исследовании участвовала выборка женщин того же возраста, не занимавшихся систематически спортом (48 человек). Все участницы исследования подверглись тестированию с помощью методики «Самооценка волевых качеств» Н.Б. Стамбуловой, опросника «Агрессивность» А. Баса - А. Дарки, методики «Самооценка личности» Т. Дембо - С. Рубинштейн. Сравнительный анализ осуществлялся посредством 1-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате математической обработки данных психологического тестирования были получены следующие результаты.

Обнаружены некоторые различия между выборками спортсменок и женщин, не занимающихся спортом. Спортсменки в целом отличаются более высокой целеустремленностью (1 = 2,25; р < 0,05), настойчивостью и упорством (1 = 2,12; р < 0,05), выдержкой и самообладанием (1 = 2,09; р < 0, 05). По показателям агрессивности достоверных различий обнаружено не было. Спортсменки характеризуются более высокой самооценкой уверенности в себе (1 = 2,33; р < 0,05) и авторитетности (1 = 2,26; р <

0,05). Таким образом, основные различия женщин, занимающихся и не занимающихся спортом, находятся в сфере волевых качеств. Несмотря на то, что различий относительно немного и уровень их достоверности невысок, все же можно заметить, что личностные особенности спортсменок тяготеют к полюсу «мужественности». Между выборками спортсменок, занимающихся «мужественными» и «женственными» видами спорта различаются довольно сильно.

Так, спортсменки, занимающихся различными видами единоборств, отличаются большей выраженностью некоторых волевых качеств: смелости и решительности (1 = 2,87; р < 0,01), самообладания и выдержки (1 = 2,45; р < 0,05).

Также заметны различия в сфере агрессивности. Спортсменки, занимающиеся маскулинными видами спорта, отличаются большей склонностью к физической (1 = 2,53; р < 0,05) и косвенной (1 = 2,17; р < 0,05) агрессии. Общий индекс агрессивности у них, соответственно, является более высоким (1 = 2,1; р < 0,05). Кроме того, спортсменки, занимающиеся единоборствами, отличаются повышенным негативизмом (1 = 2,26; р < 0,05) по отношению к окружающим людям.

Спортсменки, занимающиеся феминными видами спорта, характеризуются большей склонностью к подозрительности (1 = 2,19; р < 0,05) и переживанию чувства вины (1 = 2,31; р < 0,05).

Довольно существенные различия между этими выборками спортсменок обнаружены и по показателям самооценки. Спортсменки, специализирующиеся в «мужественных» видах спорта, обладают более высокой самооценкой в сфере интеллекта (1 = 2,15; р < 0,05), уверенности в себе (1 = 2,42; р < 0,05) и авторитетности для окружающих (1 = 2,97; р < 0,01).

Спортсменки, занимающиеся «женственными» видами спорта, обладают более высокой самооценкой здоровья (1 = 2,34; р < 0,05), собственной внешности (1 = 3,06; р < 0,01) и женственности (1 = 3,0; р < 0,01).

Все полученные различия являются довольно логичными и ожидаемыми, так

как они соответствуют общепринятыми представлениям о мужественности и женственности.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что спорт как специфичный вид деятельности способствует формированию некоторых маскулинных черт характера спортсменок (более «сильной» воли). Но в целом, различия между спортсменками и обычными женщинами не столь велики. Гораздо более существенна роль спортивной специализации. Спортсменки, специализирующиеся в единоборствах, являются более маскулинными в психологическом отношении, чем спортсменки, занимающиеся феминными видами спорта. Они отличаются развитой волей, большей агрессивностью и более высокой самооценкой ряда качеств, которые обычно ассоциируются с мужественностью. Спортсменки, занимающиеся «женственными» видами спорта, напротив, демонстрируют развитие личности по феминному типу. Таким образом, занятия определенными видами спорта способствуют либо закреплению, либо разрушению традиционных гендерных моделей поведения. Полученные результаты свидетельствуют, что деление видов спорта на «мужские» и «женские» вполне оправданно [6].

Практическое применение полученных результатов заключается в следующем. Во-первых, родители, отдавая своего ребенка в определенный вид спорта, должны знать о возможных психологических последствиях принятого ими решения. Во-вторых, занятия некоторыми видами спорта могут быть рекомендованы как средство коррекции неправильного формирования гендерных характеристик (для повышения или снижения маскулинности и феминности). В-третьих, для спортсменок, занимающихся «мужскими» видами спорта, можно рекомендовать специальные программы по «демаскулинизации» их личности с целью преодоления некоторых эффектов спорта, которые входят в противоречие с имеющимися в обществе гендерными стандартами и установками.

В целом, решение научной проблемы формирования гендерных характеристик в спорте представляется чрезвычайно актуальным и перспективным направлением психологии спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 544 с.

2. Клецина, И. С. Гендерная социализация : учебное пособие / И. С. Клецина. -СПб. : Издательство Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с.

3. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. - М. : Физическая культура и спорт, 1978. - 224 с.

4. Лубышева, Л.И. Женщина и спорт : социальный аспект // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16.

5. Пархоменко, Е.А. Влияние ранней профессионализации на личностное развитие подростков // Психология XXI века : тезисы Междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2001. - С. 205-207.

6. Староста, В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 8. - С. 55-58.

7. Цикунова, Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Цикунова Н.С. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 19 с.

Контактная информация: roza.2906@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.