Гендерные особенности социально-экономических притязаний (на примере городских жителей Иркутской области)
Скуденков Владимир Алексеевич
преподаватель, Иркутский государственный университет 664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 3, оф. 107
Статья из рубрики "Социология и демография"
Аннотация.
Объектом данной работы выступают гендерные особенности жителей городов в восприятии, оценке и реализации социально-экономических притязаний. Показываются традиционные ценности и модели социального взаимодействия, а также эгалитарные стратегии социальной адаптации и моделирования своего поведения под влиянием внешних условий. Актуальность работы выражается в выявлении гендерных отличий в городской среде к социально-экономическим притязаниям. Особое внимание уделяется внешней среде формирования социально-экономических притязаний и имеющимся социально-культурным установкам, доминирующим в городской среде. Методом исследования выступил анкетный опрос (случайная выборка, 2200 человек). А также неструктурированное экспертное интервью (22 человека). Основным выводом исследования стало то, что в городской среде по разному формируются социально-экономические притязания у мужчин и женщин, они зависят от традиционных устоев и внешних условий социализации и жизни в конкретном городе. Нельзя говорить о полном отказе от традиционных ценностей, но исследование выявило существенное моделирование (отклонение) поведения как мужчин, так и женщин от традиционно-предписанного сценария.
Ключевые слова: экономические притязания, социальные притязания, городская среда, городское развитие, гендерные особенности, традиционные ценности, современное общество, идеалы, условия жизни, качество жизни
DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25521
Дата направления в редакцию:
22-02-2018
Дата рецензирования:
22-02-2018
Социально-экономические притязания состоят из представлений людей о нормальном и должном, реальном и желаемом качестве и условиях жизни. Социально-экономические притязания не имеют временных, социальных, профессиональных или каких-то еще ограничений, они присутствуют в любом возрасте и в любом месте жительства.
При этом, социально-экономические притязания имеют гендерные отличия. Данные особенности заложены в культурных рамках и стратегиях поведения, отражаются в гендерных стереотипах и социальных условиях социализации. Поэтому, говоря о стратегиях социальной адаптации к новым условиям, необходимо учитывать гендерные особенности социально-экономического поведения и мышления.
Говоря об удовлетворенных притязаниях и амбициях, мы можем говорить об успехе и успешности, об этом более подробно изложено в исследовании Полюшкевич О.А. и
коллег l10!. В исследовании Завьялова А.В. говорится о конструируемых образах и формах социальной коммуникации, которые реализуются через притязания различных
социально-экономических групп -141. Ряд авторов, говорит о карьере как стратегии формирования экономического и социального положения, как реального, так и желаемого. Например, в работе Е.Б. Карпова и Т.С. Мороз показывается влияние
глубинных личностных сценариев на успешность в карьере -151, в исследовании С.Т.
Джанерьян и И.Н. Астафьевой рассмотрены женские карьерные планы выпускниц -131, они
же исследовались в исследованиях Т.Т. Атнагулова О.В. Михайловой ^ Ф.О.
Семеновой 1121 и многих других.
Особые профессиональные ниши, выделенные для мужчин и женщин, объединяет другая группа исследований. Например, в работе М.А. Кашиной и Н.Ю. Уткиной говорится о социальном предпринимательстве как бизнесе для женщин -161, о мужской профессиональной реализации в исследовании О.Ю. Корниленко о гендерных аспектах профессиональной карьеры в монографии О.Ю. Посуховой1111, о делении
профессий на мужские и женские в работе Н.И. Пихтулова и А.В. Мякишевой191 и других.
Следующую группу исследований объединяет проблематика изучения перспектив и преград карьеры для мужчин и женщин. Примером служат исследования А.П. Гилевой и
П.А. Приваловой о «стеклянном потолке» в России и за рубежом121, о вертикальной
сегрегации в исследовании Ю.Г. Сушковой 1131 и т.д.
В нашем исследовании, предполагается, что социально-экономические притязания это основной ориентир общественного развития на обывательском, повседневном уровне. При этом, социально-экономические притязания могут отличаться на разных территориях. Поэтому, в качестве объекта изучения нами выбрана одна территория -территория Иркутской области.
Основной задачей исследования выступало изучение социально-экономических притязаний изучаемого региона. Жители региона выступают основной группой, определяющей перспективы развития территории. Социально-экономические притязания данной группы формируют социально-экономическое и повседневное пространство будущего.
Характеристика исследования.
Исследование проходило в 2017 г. в Иркутской области.
Исследование проводилось методом опроса. Общее количество респондентов - 2200 человек, в возрасте от 18 до 75 лет, 55% женщин и 45% мужчин, погрешность 2,4%. Выборка случайная.
Также мы применяли неструктурированное экспертное интервью, с целью выявления ключевых параметров социально-экономических притязаний различных социальных групп изучаемых городов. В экспертном интервью приняло участие 22 человека.
Анализ результатов исследования
Результаты исследования позволяют выявить достаточно интересную картину. Базовые притязания распределены примерно одинаково во всех возрастных группах, а социальные имеют существенные перекосы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Особенности притязаний жителей разных городов (в%)
Притязания М Ж
Материальные 50 25
Социальные 40 55
Духовные 10 20
Итак, материальные притязания значимы как для мужчин, так и для женщин. Но для мужчин они занимают 50%, а для женщин 5%. Это можно объяснить наличием больших возможностей и альтернативных способов реализации своих материальных потребностей у мужчин (что соответствует общему гендерному неравноправию), в отличие от женщин, которые ограничены территориальными, экономическими, социальными, культурными и иными рамками.
Ответы мужчин: «Я мужчина. Поэтому должен обеспечивать семью. Женщина должна заниматься домом» (М.Я., 37 лет, муж), «Материальный стабильный достаток для каждого мужчины - это залог его реализации » (А.Л., 45 лет, муж), «Чем более стабильные доходы у мужчины, тем лучше живет его семья » (М.М., 26 лет, муж).
Ответы женщин: «Мужчина должен содержать семью, но при этом, женщина может и должна иметь свои деньги, свои доходы, свою жизнь» (Н.О., 37 лет, жен), «Без женского дохода современная семья не проживет. Поэтому, реализация в карьере женщина необходима не только для профессионального роста, но и для банального выживания семьи» (Т.А.,. 41год, жен), «Нынче жизнь трудная, без работающей женщины - семья развалится из-за отсутствия денег» (И.Е., 32 года, жен).
Анализируя ответы респондентов, касающиеся материальной сферы, мы видим, что ответы мужчин в большей степени отвечают традиционному гендерному восприятию роли мужчины, но далеко не факт, что это восприятие воплотиться на практике. Это косвенно подтверждают ответы женщин, более реально анализирующие свое социально-экономическое положение и утверждающие о необходимости работы женщины для ма те риа льно г о в ыж ив ания .
Социальные потребности для женщин важны более (55%), чем для мужчин (40%). Хотя, стоит указать, что ответы на данный вопрос практически идентичны, что у мужчин, что у женщин.
«Общество становится лучше, когда люди помогают друг другу» (А.С., 36 лет, жен), «Помогая тем, кто в этом нуждается, мы помогаем сами себе» (С.А., 40 лет, жен), «Потребность быть нужным - спасает наше общество от тотального одиночества, а нужными мы становимся тогда, когда делаем что-то для других» (А.Д., 51 год, жен).
Духовные притязания занимают меньшую долю всех ответов (у мужчин - 10%, у женщин - 20%). Это говорит о том, что наши респонденты живут материальными и социальными заботами, служение высшим ценностям и идеалам у них на втором месте. Мужчины в большей степени заняты данными видами деятельности, чем женщины, поэтому данный вид у них минимально выражен.
«Помогать ближним можно тогда, когда у тебя самого все в порядке, а в нашей стране такое практически не возможно» (Я.А., 52 года, муж), «Быть волонтером можно в молодости, когда есть на это время, чем старше становишься, тем больше забот и хлопот и уже точно не до волонтерства» (А.В., 25 лет, муж), «К Богу каждый сам приходит в свое время» (А.Н., 62 года, жен).
В таблице 2 представлено долевое распределение каждого рассмотренного пункта притязаний.
Таблица 2
Долевое распределение притязаний мужчин и женщин (чем ближе к 1, тем более значим данный уровень притязаний)
Притязания М Ж
Материальные
Достойный заработок 1,0 0,5
Дополнительные источники поступления финансов 0,6 0,1
Квартира 0,8 0,5
Машина 0,9 0,2
Дача 0,7 0,5
Вклады в банках 0,5 0,1
Социальные
Престижная работа 0,9 0,5
Публичность (известность) в городе 0,7 0,2
Социальный капитал 0,7 0,5
Влиятельность мнения (позиции) 0,6 0,7
Социальные связи 0,8 0,6
Духовные
Социальное попечительство 0,2 0,6
Работа в НКО 0,5 0,2
Участие в социальных проектах 0,5 0,2
Благотворительность 0,4 0,1
Волонтерство и добровольчество 0,4 0,4
Деятельность в религиозных учреждениях 0,3 0,7
Разнообразны элементы социально-материальных притязаний, наиболее явно они прослеживаются у мужчин, чем у женщин.
«Деньги и статусы открывают многие двери. И только потом, можно служить другим» (Т.С., 46 лет, муж), «Духовные ценности не прокормят семью, стабильность дают деньги и статусы» (Е.А., 60 лет, муж), «Материальная стабильность придает уверенности в завтрашнем дне» (А.Т., 34 года, муж), «Деньги нужны, но их должен приносить мужчина» (Е.Г.,42 года, жен), «Надо о желаниях чаще думать, тогда и деньги легче будут зарабатываться» (Л.Л., 30 лет, жен).
Женщины делают акцент на том, что им не все равно где, кем и как они работают, для них важно, чтобы работа им нравилась. В отличие от мужчин, которые рады любому приработку.
«Я хочу работать только там, где смогу развиваться и не ограничивать свои таланты» (М.А., 22 года, жен). «Я могу работать только тем, где мне интересно и где меня ценят как креативного и умного человека» (Е.Г., 29 лет, муж). «Мне нужен стабильный доход, мне семью содержать надо» (К.А., 40 лет, жен). «Мне не желания надо свои реализовывать, а семью кормить» (Н.О., 46 лет, муж). «Я могу подрабатывать тем, что умею - учить детей, вот так и живу» (В.С., 56 лет, жен). «Я подрабатываю вахтером. Не сложно, чуть денег и хорошо» (А.Н., 60 лет, жен).
Полагаем, что данное распределение формируется специально в общественном сознании. С целью конструирования полностью подчиняемой, манипулируемой личности, которая бы делала то, что надо и не задавала вопросы.
Таблица 3
Гендерные отличия социально-экономических притязаний (в%)
Группа притязаний Сфера притязаний М Ж
Имущественные Квартира 40 50
Машина 50 40
Дача 10 10
Социальные Карьера 65 40
Профессия 10 45
Известность 25 15
Личностно-профессиональные Уважение 10 20
Профессионализм 50 60
Мастерство 40 20
Из имущественной группы для мужчин приоритетнее машина (50%), так как она дает мобильность и свободу, для женщин - квартира (50%), так как она дает уверенность и стабильность. Из социальной группы, для мужчин важнее карьера (65%), для женщин -профессия (45%). Из личностно-профессиональной группы и для мужчин и для женщин важен профессионализм (50 и 60% соответственно). При этом, мастерство в своем деле более значимо для мужчин (40%), чем для женщин (20%). Распределение ответов каждой из этих групп соответствует традиционному гендерному распределению.
Основными источниками доходов выступает заработная плата, но мужчин приработки и случайные заработки занимают существенную долю бюджета, тогда как у женщин второй статьей доходов выступают пособия и социальные выплаты, объем и размер которых не соотносим с потребностями (см. таблицу 4).
Таблица 4
10.7256/2310-8673.2018.2.25521 Основные источники доходов (в%)
Источники М Ж
Заработная плата на основном месте работы 45 55
Приработки 30 5
Случайные заработки 20 5
Пособия и социальные выплаты 5 35
«Калымка спасает всегда, поэтому я всегда при деньгах» (Ю.Н., 42 года, муж), «Небольшая подработка дает возможность что-то лишнее себе позволить» (С.В., 50 лет, муж), «Пособие по инвалидности помогает выжить» (А.Д., 26 лет, жен).
По внутреннему самоощущению, «обеспеченных» и людей «выше среднего» среди мужчин больше, чем среди женщин (см. таблицу 4). «Мы хорошо живем, но без излишеств» (А.А., 39 лет, жен), «Мы в достатке живем, в общем-то, все есть, благодаря огороду» (А.Г., 52 года, жен), «Денег хватает. Основная работа, плюс калымка, вот и все есть» (С.Д., 40 лет, муж), «Если нужны деньги - я ид таксовать и все решается» (А.А., 53 года, муж).
Таблица 5
Уровень соотнесенности с группой определенного материального уровня (в%)
Источники М Ж
Обеспеченные 20 5
Выше среднего 30 10
Средний достаток 25 70
Ниже среднего 10 10
Малообеспеченные 15 5
Об этом же говорят и те условия, по которым городские респонденты оценивают свое социальное положение. Женщины «приукрашивают» и «уравнивают» свое положение, приближая к среднему, мужчины выдвигают больше требований к формальной соотнесенности к тому или иному слою (см. таблица 6).
Таблица 6
По каким условиям вы оцениваете свое социальное положение?
Условия социального положения М Ж
Материальные условия 25 10
Образ жизни 15 25
Престижность профессии 15 15
Должность 20 20
Образование 10 5
Уважение окружающих 10 20
Другое 5 5
Для большинства городских жителей, работа - важная часть жизни. Для одних -источник дохода, для других - способ самовыражения, для третьих - возможность принести пользу обществу, для четвертых - неизбежное зло (см таблицу 7).
«Работа - это источник денег» (Д.А., 36 лет, муж), «Работа - это мое проклятье, будь моя воля - я бы не работал » (Е.Л., 47 лет, муж), «Моя работа - это моя жизнь, я
полностью реализую свои таланты на ней» (И.И., 30 лет, жен), «На своей работе я по-настоящему живу. Я счастлива, что работаю именно на своем месте » (О.А., 51 год, жен).
Таблица 7
Для Вас работа - это ...
Критерии работы М Ж
Источник доходов 40 30
Способ самовыразиться 30 35
Быть полезным обществу или отдельным людям 10 25
Неизбежное зло 15 5
Другое 5 5
Как видно из таблицы 5, для большей части мужчин, работа это источник доходов, для женщин - это способ выказать свою пользу. При этом, самовыражение на работе фактически одинаково, что для мужчин, что для женщин.
Социальные потребности и притязания также достаточно значимы (40% для мужчин и 55% для женщин). Для всех это выступает базовым условием в безопасности. «Семя -это то место, где тебя ждут и принимают в любом состоянии и положении дел» (Я.С., 22 года, жен), «Семья - это основа нашей жизни, семья дает опору и понимание ради кого, все делаешь» (Н.О., 36 лет, муж), «Семья - это твое богатство, без семьи - ты никто, сколько бы денег не было, а с семьей - ты становишься Человеком!» (М.Ю., 72 года, жен).
Для мужчин в большей степени важны традиции и нормы, а для женщин - законы и нормы, определяющие их повседневное пространство, что в общем-то соответствует традиционному гендерному распределению.
«Деньги важны в обществе. Но всегда важно - как они заработаны» (О.С., 25 лет, жен), «Социально-экономические блага имеют свою цену, о последней желательно знать заранее» (Д.А., 43 года, жен), «Традиции скрепляют отношения и нормы работы» (М.Ю., 56 лет, муж), «Традиционный уклад более стабилен и проверен годами, поэтому, с деньгами надо быть консервативным» (В.В., 37 лет, муж).
Духовные потребности более важны для женщин (20%),чем для мужчин (10%). Это притязания, которые позволяют нам выживать в социуме, он не относятся непосредственно к социальным, а воспринимаются как личные навыки и умения, которые позволят выжить человеку в любых условиях.
«Я выживу в любой стране - у меня руки из нужного места растут» (Г.А., 39 лет, муж). «Я все сделаю для своей семьи. Я служу своей семье и родине» (С.А., 55 лет, муж). «Я помогаю людям всегда и во всем, чем могу » (Н.Н., 47 лет, жен). «Живя в обществе, надо служить людям, а не Богам, после смерти - можно и Богу, а пока живы - себе, своим близким » (Т.А., 45 лет, муж).
Данное распределение вызвано тем, что служение и вера - абсолютно не социальные явления и поэтому, их проявление в чистом виде в социуме не возможно, реально только в закрытых сообществах (религиозных (храмы, монастыри) или социально-специфических (хосписы) и т.д.
Отвечая на вопрос, что помогает, а что мешает вашему социальному успеху и экономическим притязаниям, мы получили следующие ответы. Для мужчин - это материальная обеспеченность (40%), для женщин это семья (40%). Это те ресурсы, на которые могут опираться жители для формирования своих экономических притязаний (см. таблицу 8). «Экономические притязания дают ощущение жизни и уверенности в своем будущем» (Н.С., 45 лет, муж), «Образование ничто, важно кто может помочь пристроиться «на теплое» местечко» (А.Ю., 20 лет, жен), «Уровень твоих доходов определят жизнь твоей семьи. Если ты мужик, то и будешь нормально зарабатывать, а если тряпка - то и деньги будут смешные» (С.Е., 33 года, муж).
Таблица 8
Что мешает, а что помогает экономическим притязаниям (в%)
Критерии работы М Ж
Материальная обеспеченность 40 15
Уровень доходов 30 10
Получение образования 10 25
Выбор профессии 5 5
Семья 5 40
Социальные связи (социальный капитал) 10 5
Таким образом, проведенное исследование уровня социально-экономических притязаний мужчин и женщин в городах Иркутской области показывает различные типы и стратегии жизни, вызванных социально-экономическими и тендерными особенностями социального развития общества.
Социально-экономические притязания мужчин строятся в большей степени по традиционному гендерному шаблону, где мужчина должен больше зарабатывать и обеспечивать семью. Хотя фактически, так далеко не всегда получается. Женщины выступают более мобильными и гибкими, способными адаптироваться к меняющимся условиям, и гораздо чаще готовы нарушать сложившиеся гендерные нормы.
Итак, можно утверждать, что гендерные отличия в восприятии социально-экономических притязаний в городской среде определяют жизненный уклад, планы и реальные возможности жителей.
Библиография
1. Атнагулов Т. Т. Профессиональная карьера женщин и семья // Теория и практика современной науки. 2016. № 4 (10). С. 69-72.
2. Гилева А. П., Привалова П. А. Явление «стеклянного потолка» в России и за рубежом // АРЯЮЯ1. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 5.
3. Джанерьян С. Т., Астафьева И. Н. Структура жизненных планов, направленных на реализацию карьеры, у студентов-выпускников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 5. С. 124-130.
4. Завьялов А. В. Воспроизводство коммуникации: от конструирования образов до их потребления // Проблемы социального воспроизводства современного российского общества: политические, экономические, культурные и демографические аспекты: сборник научных трудов. Иркутск, 2014. С. 49-55.
5. Карпов Е. Б., Мороз Т. С. Влияние глубинных личностных сценариев на успешность
в карьере мужчин и женщин // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 97-99.
6. Кашина М. А., Уткина Н. Ю. Социальное предпринимательство как бизнес, «подходящий» женщинам // Управленческое консультирование. 2015. № 8 (80). С. 128-134.
7. Корниенко О. Ю. Мужская карьера. Какие профессии выбирают мужчины // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 206-208.
8. Михайлова О. В. Бизнес-леди: к вопросу совмещения женских обязанностей и карьеры // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 2 (15). С. 41-42.
9. Пихтулов Н. И., Мякишева А. В. Проблема разделения профессий на «мужские» и «женские». Восприятие образа профессии обществом // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 53 (79). С. 62-64.
10. Полюшкевич О. А., Иванов Р. В., Борисова Ю. В. Представления о социальной успешности // Социодинамика. 2016. № 10. С. 37-44.
11. Посухова О. Ю. Формирование профессиональной карьеры в современном российском обществе. Ростов-на-Дону, 2015. 400 с.
12. Семенова Ф. О. Процессуальные и содержательные характеристики женской карьеры // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4-2. С. 95-100.
13. Сушкова Ю. Г. Феномен вертикальной сегрегации как один из гендерных барьеров, стоящих перед женщинами-руководителями, и пути его преодоления // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 (40). С. 122-124.