Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1244
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / подростковый возраст / общение / общительность / гендерные различия / self-esteem / adolescence / communication / sociability / gender differences

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марюхина В.В.

В данной статье представлен результат исследования влияния самооценки на общительность современных школьников. Целью исследования является изучение уровня самооценки у подростков, выявление гендерных различий самооценки, а также влияние самооценки на общительность подростков. При проведении исследования применялась методика Дембо-Рубинштейн, которая определяет уровень самооценки. Людям, в том числе и подросткам, свойственно сравнивать себя с окружающими и на основе этого оценивать самих себя. Подросткам важно знать правильно ли воспринимают они себя, свои способности, достижения, характер. Также использовалась анкета самооценки А.Г. Грецова, состоящая из 12 вопросов, 5 из которых направлены на выявление самооценки, 7 вопросов направлены на выявление общительности, контактности подростов друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CHARACTERISTICS OF SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS AND ITS IMPACT ON COMMUNICATION

The article presents the results of the study on how self-esteem influence on the sociability of modern schoolchildren. The aim of the research is to study the level of self-esteem in adolescents, identify gender differences in self-esteem, as well as the impact of self-esteem on the sociability of teenagers. The study used the Dembo-Rubinstein method, which determines the level of selfesteem. People, and teenagers especially, tend to compare themselves with others and evaluate themselves. It is important for them to assess how they perceive themselves, their abilities, achievements, and character. The self-assessment questionnaire by A. G. Gretsov was also used. The questionnaire includes 12 questions, 5 of them are aimed at identifying self-esteem, 7 questions are aimed at identifying communication and sociability of teenagers with each other.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ»

УДК 159.9.07:316.77

doi 10.24411/2221-0458-2021-75-67-76

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ И ЕЕ

ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ

Марюхина В.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

GENDER CHARACTERISTICS OF SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS AND ITS

IMPACT ON COMMUNICATION

V.V. Maryukhina Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье представлен результат исследования влияния самооценки на общительность современных школьников. Целью исследования является изучение уровня самооценки у подростков, выявление гендерных различий самооценки, а также влияние самооценки на общительность подростков. При проведении исследования применялась методика Дембо-Рубинштейн, которая определяет уровень самооценки. Людям, в том числе и подросткам, свойственно сравнивать себя с окружающими и на основе этого оценивать самих себя. Подросткам важно знать правильно ли воспринимают они себя, свои способности, достижения, характер. Также использовалась анкета самооценки А.Г. Грецова, состоящая из 12 вопросов, 5 из которых направлены на выявление самооценки, 7 вопросов направлены на выявление общительности, контактности подростов друг с другом.

Ключевые слова: самооценка; подростковый возраст; общение; общительность; гендерные различия

The article presents the results of the study on how self-esteem influence on the sociability of modern schoolchildren. The aim of the research is to study the level of self-esteem in adolescents, identify gender differences in self-esteem, as well as the impact of self-esteem on the sociability of teenagers. The study used the Dembo-Rubinstein method, which determines the level of self-esteem. People, and teenagers especially, tend to compare themselves with others and evaluate themselves. It is important for them to assess how they perceive themselves, their abilities, achievements, and character. The self-assessment questionnaire by A. G. Gretsov was also used. The questionnaire includes 12 questions, 5 of them are aimed at identifying self-esteem, 7 questions are aimed at identifying communication and sociability of teenagers with each other.

Keywords: self-esteem; adolescence; communication; sociability; gender differences

67

В научной литературе в основном отмечается, что формирование личности человека соотносится с формированием его самосознания, с изменениями сферы потребности и мотивации, направленности как системы отношений, с развитием личностной рефлексии и механизма самооценки [1, 2].

На уровне социального индивида активность личности подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его частью этой общности. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями, которые усваиваются индивидом [3].

Самооценка - оценка своего представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением

[3].

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Поэтому так важно определить степень самооценки подростка. От этого зависит успешная адаптация его в обществе.

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые

классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники. Когда в старшем подростковом возрасте, человек начинает осознавать свои способности и стремления, важно своевременно выявить его истинное к себе отношение.

Целью данного исследования стало изучение уровня самооценки у подростков, а также выявление гендерных различий самооценки. Для достижения поставленной цели была использована методика «Дембо-Рубинштейна», которая направлена на изучение личностных качеств человека. По ее результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности. Специалисты определяют, насколько испытуемый удовлетворен своей жизнью, адекватно ли он воспринимает реальность. По методике «Дембо-Рубинштейна» испытуемым предлагались шкалы с соответствующими отметками от 1 до 10, для того чтобы они оценили себя по каждому из 6 качеств: доброта, честность, сообразительность, трудолюбие, щедрость, любознательность, общительность. А также анкетирование самооценки по анкете А.Г. Грецова.

Базой исследования выступила школа №1. В исследовании участвовали учащиеся 9-х классов. Число всех респондентов

составило 30 человек: 15 мальчиков и 15 девочек.

Стимульный материал предлагался каждому испытуемому. Время ответа не превышало 5 минут.

Результаты исследования самооценки у мальчиков по методике «Дембо-

Как видно из результатов исследования, у 14 мальчиков занижена самооценка по такому качеству личности как «доброта»; относительно «честности» наблюдается преимущественно нормальная самооценка; большинство мальчиков (9 человек) оценивают себя как «сообразительные», у шестерых относительно этого качества личности самооценка завышена. Десять мальчиков считают себя очень трудолюбивыми (по этому качеству личности у них самооценка завышена), у пятерых наблюдается нормальный уровень самооценки по этому качеству. Семь мальчиков считают себя очень щедрыми, у одного по этому качеству занижена самооценка, и у семерых наблюдается нормальный уровень

Рубинштейна», в баллах, представлены в таблице №1.

Высчитав средний балл по методике «Дембо-Рубинштейна», мы выявили, что у семи мальчиков наблюдается нормальная самооценка (баллы от 2,4 до 2,7); у восьми -низкая самооценка (баллы от 2,07 до 2,2).

самооценки по этому качеству. Большинство мальчиков считают себя очень любознательными (8 человек). Двенадцать считают себя необщительными и только у троих наблюдается нормальная самооценка относительно этого качества личности.

Результаты исследования самооценки у девочек по методике «Дембо-Рубинштейна», в баллах, представлены в приложении 4.

Высчитав средний балл по методике «Дембо-Рубинштейна», мы выявили, что у одиннадцати девочек наблюдается нормальная самооценка (баллы от 2,5 до 3); у - четырех низкая самооценка (баллы от 2,2 до 2,3).

Таблица 1

Данные исследования самооценки мальчиков по методике «Дембо-Рубинштейна»

Качества личности Высокая самооценка Адекватная самооценка Низкая самооценка

Доброта - 1 14

Честность 2 12 1

Сообразительность 6 9 -

Трудолюбие 10 5 -

Щедрость 7 7 1

Любознательность 8 7 -

Общительность - 3 12

Таблица 2

Данные исследования самооценки девочек по методике «Дембо-Рубинштейна»

Качества личности Высокая самооценка Нормальная самооценка Низкая самооценка

Доброта - 7 8

Честность 1 12 1

Сообразительность - 15 -

Трудолюбие - 11 4

Щедрость 1 7 7

Любознательность 2 10 3

Общительность 4 9 1

Как видно из результатов исследования у 7 девочек наблюдается нормальная самооценка по такому качеству личности как «доброта», у 8 - самооценка по этому качеству занижена. Относительно «честности» наблюдается

преимущественно нормальная самооценка; все девочки адекватно оценивают себя по такому качеству личности как сообразительность. У 11 наблюдается нормальный уровень самооценки по такому качеству личности как «трудолюбие», у 4 -этот уровень качества занижен. Одна девочка считает себя очень щедрой, у 7 по

этому качеству занижена самооценка, и у семерых наблюдается нормальный уровень самооценки по этому качеству. Уровень любознательности, как считают 10 девочек, у них находится на среднем уровне. Большинство же считают себя общительными, только у одной девочки самооценка по этому качеству личности занижена.

Объединяя данные исследования самооценки мальчиков и девочек по методике «Дембо-Рубинштейна», мы получили следующие результаты исследования (см. рисунок 1).

□ нормальная самооценка □ низкая самооценка

Рис. 1. Общие результаты исследования самооценки мальчиков и девочек в %

Сравнительные результаты исследования самооценки мальчиков и девочек по методике «Дембо-Рубинштейна» представлены на рисунке 2.

15% 20%

□ нормальная самооценка мальчиков

□ низкая самооценка мальчиков

□ нормальная самооценка девочек

□ низкая самооценка девочек

Рис. 2. Сравнительные результаты самооценки мальчиков и девочек по методике «Дембо-

Рубинштейна»

Из полученных результатов следует, что общая самооценка мальчиков и девочек не одинакова, у девочек больше преобладает нормальная самооценка, у мальчиков низкая самооценка больше, чем у девочек. Высокая самооценка не наблюдается ни у мальчиков, ни у девочек. Существует также разница в самооценивании себя по некоторым качествам. Девочки считают себя более общительными. Мальчики оценивают себя по этому качеству ниже средней самооценки. Это объясняется тем, что здесь играют главную роль стереотипы. Всегда считалось, что девочки более общительные по отношению к мальчикам. По качеству «добрый», мальчики оценивают, также себя ниже средней самооценки, тогда как девочки оценивают себя адекватно по этому качеству. Это объясняется тем, что

мальчики не должны показывать своей слабости, а в обществе почему-то считается, если мужчина слишком добрый, значит он слабый. По таким качествам как «сообразительность» и

«любознательность» у мальчиков наблюдается завышенная самооценка, у девочек - нормальная. Это также объясняется принятыми в обществе стереотипами, что девочки глупее мальчиков. Мальчики считают себя более щедрыми, чем девочки, по этому качеству у мальчиков, также наблюдается завышенная самооценка. А девочки по этому качеству оценивают себя нормально.

Таким образом, мы видим, что самооценка мальчиков и девочек по разным качествам личности различается.

Беседы с классным руководителем, позволили нам сделать следующие выводы.

Подростки, у которых была выявлена высокая самооценка, являются лидерами в классе. Девочка является формальным лидером, она хорошо учится, является старостой класса, а мальчик является неформальным лидером класса, он не отличается хорошим поведением, плохо учится, ведёт себя очень раскованно среди сверстников. Эти подростки легко общаются со сверстниками, у них много друзей среди сверстников. Подростки, у которых была выявлена низкая самооценка (3 мальчика и 2 девочки), проживают в неблагополучных семьях. Мальчики плохо учатся, девочки тоже не отличаются хорошей учебой, часто пропускают школу, среди сверстников ведут себя тихо, стараются ни с кем не спорить и не вступать в конфликты. Круг общения у этих подростков ограничен. Одноклассники предпочитают не общаться с ними. Подростки, у которых была выявлена нормальная самооценка (11 мальчиков и 12

девочек) составляют большинство учеников в классах. Они активны, легко вступают в контакт с одноклассниками, принимают участие в общешкольных мероприятиях. С подростками, у которых была выявлена низкая самооценка, предпочитают не общаться.

Результаты исследования. По анкете Грецова А.Г. было проведено групповое анкетирование в очной форме. Опрашиваемые сами заполняли опросник в присутствии организатора.

В ходе нашего исследования были проведены следующие результаты анализа. Из 12 вопросов 5 были направлены на выявление самооценки, 7 вопросов были направлены на выявление общения, контактность подростков друг с другом. Общие результаты исследования самооценки представлены на рисунке 3, общие результаты исследования общения представлены на рисунке 4.

□ уровень самооценки

Рис. 3. Общие результаты исследования самооценки по анкете Грецова А.Г.

72

. [) й _ _и_ _

высокий средний низкий

ö

высоким

средним

низким

□ уровень общения

Рис. 4. Общие результаты исследования общения по анкете Грецова А.Г.

У подростков обоих полов, с высокой самооценкой (1 мальчик и 1 девочка), был выявлен высокий уровень общения. Общими для них являются суждения, что они являются яркими и интересными личностями, «заводилами», инициаторами, лидерами в компании. Они легко общаются со сверстниками, у них много друзей.

У мальчиков и девочек с нормальной самооценкой (11 мальчиков и 12 девочек), наблюдается средний уровень общения, отличием для них является ощущение любви по отношению к себе. Подростки мужского пола неадекватно относятся к понятию любви, в силу мужской солидарности они не выражают любовь к себе утвердительным суждением. Мальчики в этом возрасте больше будут любить скорее не самого себя, а выделяют более ценные вещи. Понятие «любовь к себе» является для мальчиков не авторитетным, не ставится на первое место. Предполагается, что они бы выставили на

первый план понятия - «любви к родине», «любви к Отчизне», «любви к подруге». Мальчики затрудняются дать ответ в своей личной симпатии. Но они находят отличительные моменты своей

индивидуальности, говоря о тех способностях, которых нет у других (сверстников).

У девочек любовь к себе проявляется отрицательно, выражается тем, что они не любят себя. Как можно интерпретировать такое положение? У девушки в силу физиологических изменений внутреннее отношение к себе меняется, конечно, при каждом переходном периоде встречаются негативное влияние. В этом возрасте могут больше влиять внешние воздействия, поэтому в силу сравнений обстоятельств этот подростковый период считается неуравновешенным. Неуверенность связана с тем, что девушки «не любя себя», считают себя не симпатичными. А также неуверенность проявляется в

отличительных особенностях. Они не знают есть ли у них особые качества, которых нет у других людей.

Имеется ли влияние самооценки на процесс общения между мальчиками и девочками, мы можем проанализировать в других вопросах — о смысле отношений, дружбы и контактов. Мальчики подросткового возраста, обладая уравновешенной самооценкой, больше склонны к контакту. У них больше друзей, чем у подростков с низкой самооценкой. Они создают широкий круг знакомых.

Девочки с нормальной самооценкой, очень любят общаться. Круг знакомств широк. У них не возникает трудностей при общении с друзьями, они более гибки при выборе партнеров контактирования. Используют свои индивидуальные черты, особенности при общении. Для них, в первую очередь, ставится внешний субстант, нежели внутренний. При ориентации с друзьями они в первую очередь выставляют внешнюю красоту и симпатию.

Можно проследить, что в процессе дружеских отношений оба пола опираются на симпатию, которая больше выделяется индивидуальными чертами. Это дает уверенность в отношениях. Несмотря на разницу внутреннего самоощущения (отрицательного или положительного), количества создаваемых отношений (большой круг или малый круг), важной

чертой подростки выбирают внешнюю привлекательность, которая наделена индивидуальными особенностями.

У подростков с низкой самооценкой (3 мальчика и 2 девочки) был выявлен низкий уровень общения. Они замкнуты в себе, у них ограниченный круг общения, круг знакомств локален. Для них в общении в первую очередь ставится не внешний субстант, а внутренний. У мальчиков и девочек любовь к себе проявляется отрицательно, выражается тем, что они не любят себя. Как можно интерпретировать такое положение? Это можно объяснить тем, что они являются непопулярными среди сверстников. Со слов классного руководителя,

одноклассники мало общаются с ними, и они сами предпочитают не вступать с ними в контакт.

Таким образом, мы можем утверждать, что существует разница мнений о себе, самооценки и ее влияние на общение как у мальчиков, так и у девочек среди подростков. Тем самым, самооценка влияет на развитие общения меду мальчиками и девочками в подростковом возрасте.

Из результатов экспериментального исследования видно, что общая самооценка юношей и девушек не одинакова, у девушек больше преобладает нормальная самооценка, у юношей низкая самооценка больше, чем у девушек. Существует

разница в самооценивании себя по некоторым качествам. Девушки считают себя более общительными. Мальчики оценивают себя по этому качеству ниже средней самооценки. По другим качествам, таким как «доброта», юноши оценивают себя ниже средней самооценки, тогда как девушки оценивают себя адекватно по этому качеству. По таким качествам как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2013. - С. 38 - 43.

2. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - Санкт-Петербург : «АЛЬФА» 2001. - 544 с. -Текст : непосредственный.

3. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2013. - 38 - 43, С. 88 - 89.

4. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и её взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 448 с. - Текст : непосредственный.

5. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 88 с. - Текст : непосредственный.

«сообразительность» и «любознательность» у юношей наблюдается завышенная самооценка, у девушек - нормальная. Юноши считают себя более щедрыми, чем девушки, по этому качеству у юношей также наблюдается завышенная

самооценка. А девушки по этому качеству оценивают себя нормально.

References

1. Borozdina L. V. Chto takoe samoocenka? [What is self-esteem?]. Psihologicheskij zhurnal [Psychology Journal]. 2013. P. 38 -43. (In Russian)

2. Kunitsyna V. N., Kazarinova N.V. and Pogolsha V.M. Mezhlichnostnoe obshhenie [Interpersonal communication]. Saint-Petersburg, ALFAPubl., 2001, 544 p. (In Russian)

3. Borozdina L. V. Chto takoe samoocenka? [What is self-esteem?]. Psihologicheskij zhurnal [Psychology Journal]. 2013. P. 88 -89. (In Russian)

4. Sardzhveladze N. I. Lichnost' i ejo vzaimodejstvie s social'noj sredoj [Personality and its interaction with the social environment]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2008, 448 p. (In Russian)

5. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of the personality]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2007, 88 p. (In Russian)

Марюхина Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: valya-maruhina@mail.ru

Valentina V. Maryukhina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: valya-maruhina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.