Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаспарович Е.О., Коваленко Т.К., Токарев А.Г.

Социально-психологические исследования актуализируют значимость мотивационно-потребностной сферы личности и планирование карьеры для успешного осуществления профессиональной деятельности. Многочисленными исследованиями установлено, что осознанно сделанный выбор профессионального пути, внутренняя профессиональная мотивация и наличие карьерного плана конструктивным образом сказываются на профессиональной деятельности специалиста. В проведенном исследовании приняли участие мужчины и женщины, находящиеся на различных этапах профессионального пути. Установлены гендерные особенности профессиональной мотивации студентов, а также особенности карьерной ориентации опытных специалистов. Полученная информация поможет в разработке программ развития профессиональной мотивации и планирования карьеры специалистам центра управления персоналом, учесть гендерную специфику специалистов и избежать профессиональных кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаспарович Е.О., Коваленко Т.К., Токарев А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PECULIARITIES OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND CAREER ORIENTATIONS AT DIFFERENT STAGES OF THE PROFESSIONAL PATH

Socio and psychological researches actualize the importance of the individual's motivation and need sphere and the importance of career planning for the successful implementation of the professional activity. Numerous studies have established that, a choice of a professional path, made consciously, an internal professional motivation and the availability of a career plan in a constructive manner aff ect the professional activity of a specialist. The study involved men and women who are at various stages of the professional path. Gender peculiarities of professional motivation of students, as well as career orientation peculiarities of experienced specialists are established. The information obtained will help the specialists of the personnel management center to elaborate programs for the development of professional motivation and career planning, to take into account the gender specifi city of specialists and avoid professional crises.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ»

гендерные особенности профессиональной мотивациии карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути

GENDER PECULIARITIES OF PROFESSIONAL MOTIVATIONAND CAREER ORIENTATIONS AT DIFFERENT STAGESOF THE PROFESSIONAL PATH

ПОЛУЧЕНО 27.04.18 ОДОБРЕНО 14.05.18 ОПУБЛИКОВАНО 27.06.18 УДК 159.9 DOI 10.12737/article_5b50923c02a5c2.01767413

гаспарович е.о.

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психологии», Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

GASPAROVICH E.O.

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg

e-mail: geo1605@yandex.ru КОВАЛЕНКО Т.К.

Доцент кафедры «Управление персоналом и психологии», Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

KOVALENKO T.K.

Assistant Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg

e-mail: t.k.kovalenko@urfu.ru ТОКАРЕВ А.Г.

Магистрант 2 курса кафедры «Управление персоналом и психологии», Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

TOKAREV A.G.

2nd year Master's Degree Student, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg

e-mail: tochkae@yandex.ru Аннотация

Социально-психологические исследования актуализируют значимость мотивационно-потребностной сферы личности и планирование карьеры для успешного осуществления профессиональной деятельности. Многочисленными исследованиями установлено, что осознанно сделанный выбор профессионального пути, внутренняя профессиональная мотивация и наличие карьерного плана конструктивным образом сказываются на профессиональной деятельности специалиста. В проведенном исследовании приняли участие мужчины и женщины, находящиеся на различных этапах профессионального пути. Установлены гендерные особенности профессиональной мотивации студентов, а также особенности карьерной ориентации опытных специалистов. Полученная информация поможет в разработке программ развития профессиональной мотивации и планирования карьеры специалистам центра управления персоналом, учесть гендерную специфику специалистов и избежать профессиональных кризисов.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональная карьера, профессиональный путь, личностный рост. Abstract

Socio and psychological researches actualize the importance of the individual's motivation and need sphere and the importance of career planning for the successful implementation of the professional activity. Numerous studies have established that, a choice of a professional path, made consciously, an internal professional motivation and the availability of a career plan in a constructive manner affect the professional activity of a specialist. The study involved men and women who are at various stages of the professional path. Gender peculiarities of professional motivation of students, as well as career orientation peculiarities of experienced specialists are established. The information obtained will help the specialists of the personnel management center to elaborate programs for the development of professional motivation and career planning, to take into account the gender specificity of specialists and avoid professional crises.

Keywords: professional motivation, professional career, professional path, personal growth.

Актуальность и новизна исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути

Современная система управления все более ориентирована на учет гендерных особенностей и базовых психологических образований, обусловленных половыми различиями [6]. Анализ теоретических источников показал, что задачу выявления специфических черт профессионального поведения мужчин и женщин необходимо начинать решать с самого первого этапа профессионального становления (С.В. Васьковская, Е.П. Ермолаева, Б. Ливехуд, Ю.Н. Телегина и др.) [3]. Результаты отдельных исследований доказывают, что наиболее значимые различия, в профессиональной деятельности мужчин и женщин имеются в ситуации их руководства. Установлено, что для женщин характерна ориентация на карьерный рост и самореализацию, в то время как для мужчин стремление к независимости [5]. Повышенный интерес науки и практики к соотнесению эффективности профессионального места с гендерным аспектом, делает данную тему весьма актуальной. Очевидно, что отдельные профессии могут быть направлены либо на мужской, либо на женский труд, однако ключевым основанием является мотивация человека. Мотивация, является важным качеством личности, фактором профессионального мастерства и успеха. Именно от мотивации специалиста зависит его эмоциональная вовлеченность и положительное отношение к сложности и напряжению в работе.

Изучение проблемы связи половой принадлежности с выбором профессионального пути и карьеры, показало фрагментарность данных и отсутствие информации о том, чем отличаются мотивационные и карьерные предпочтения мужчин и женщин на разных этапах профессионального становления, что обосновывает новизну и значимость исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути.

Описание эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути

Эмпирическое исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути проводилось поэтапно. Цель — исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути. Приняло участие три группы респондентов. Количественный состав участников в каждой группе представлен 50% женщин и 50% мужчин, возрастной состав от 17 до 59 лет. Первую группу составили студенты Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в количестве 60 человек. Вторую группу — специалисты с опытом работы на одном месте в организации менее года, проходящие стадию адаптации. Количество участников группы 75 человек. Третью группу — специалисты с многолетним стажем и опытом работы (от 7 до 18 лет). Количество участников группы 60 человек.

Диагностический инструментарий для проведения эмпирического исследования составили следующие методики. На начальном этапе исследования: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» (А. Маслоу), психодиагностический комплекс для изучения мотивационно- потребностной сферы студентов (Н.Н. Демиденко, И.В. Коровиной) [2]. На втором этапе:

опросник «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина).

На заключительном этапе: тест-опросник В.Э. Мильмана, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций студентов мужчин и женщин на начальном этапе профессионального пути.

В ходе эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориен-таций студентов мужчин и женщин на начальном этапе профессионального пути основной задачей стала оценка профессиональной мотивации студентов.

Первыми приняли участие студенты Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия) в количестве 60 человек находящиеся на начальном этапе профессионального пути.

Для проведения исследования были использованы такие методики, как: диагностика ведущих мотивов учебной деятельности методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, диагностика удовлетворенности основных потребностей личности по методике «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» (А. Маслоу).

По окончании были получены следующие результаты:

- мотивация овладения профессией наиболее характерна для студентов-мужчин;

- мотивация получения диплома более выражена у студентов-женщин;

- в мотивационной структуре у студентов-мужчин доминирует потребность в повышении уровня компетентности и мастерства, яркую выраженность имеет рабочий мотивационный профиль;

- в мотивационной структуре у студентов-женщин превалирует показатель шкалы «общение» и имеет яркую выраженность общежитейский мотивационный профиль;

- восходящий тип мотивации преобладает у студентов-мужчин, тогда как для студентов-женщин характерен переходный тип мотивации;

- наиболее выражена потребность в обеспечении для себя «положения влияния» у студентов-женщин, наблюдается повышенный уровень актуализации и удовлетворенности потребности в социальных взаимодействиях, по сравнению со студентами-мужчинами.

Гендерные особенности в отношении следующих мотивов учебной деятельности не выявлены, а именно: обучение со стремлением сдать сессию на «хорошо» и «отлично» не отставать от сокурсников, пропуская изучение предметов учебного цикла формирование готовности к активному участию в очередных новых формах занятий, с целью успешного продолжения обучения на старших курсах; приобретение фундаментальных знаний, стремление стать высококвалифицированным специалистом, с целью обеспечения успешной профессиональной деятельности в будущем; выполнение педагогических требований, достижение уважения в профессорско-преподавательской среде вуза, стремление стать примером для однокурсников, избегание порицаний и наказаний по неудовлетворительным результатам обучения, с целью получения интеллектуального удовлетворения.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, демонстрируют тенденцию, большинство студентов-жен-

щин, поступающих в высшее учебное заведение, не имеют цели получения профессии или подготовки к будущей профессиональной деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста. В процессе беседы обнаружились и подтвердились лишь стремление к получению диплома о высшем образовании и желание получить одобрение со стороны семьи, близкого окружения, общественности.

Определены особенности в мотивационной структуре личности студентов. Гендерные различия обнаружены по следующим шкалам. По шкале «общение» высокие показатели продемонстрировали студенты-женщины. Обобщая, отметим, это является объяснимым, поскольку женщинам свойственна большая потребность в социальных взаимодействиях и контактах, в отличие от мужчин, для которых более значимым является интимно-личностное общение. По шкале «общая активность» высокие показатели продемонстрировали студенты-мужчины, что в свою очередь является отражением мужской психологии, поскольку мужчины, направляют свою активность на определенные действия, конкретную деятельность. По шкале «выбор профессии» дифференциация в мотивации присутствует в отношении мотива «зарабатывать на жизнь». Являясь ведущим для студентов-мужчин, он не так значим как мотив «престиж профессии и семейные традиции» — для студентов-женщин. Гендерные различия не обнаружены по шкалам: «жизнеобеспечение», «социальный статус», «социальная полезность», «комфорт», «творческая активность».

В ходе эмпирического исследования был установлен ряд основных потребностей работающих студентов-мужчин: потребность в стремлении к новому и неизведанному (23%), потребность зарабатывать на жизнь (41%), в развитии своих сил и способностей (17%), в повышении уровня мастерства и компетентности (19%). Определены основные потребности работающих студентов-женщин: стремление к обеспечению собственного положения, позволяющее оказывать влияние (57%).

Обобщая данные выявлено, стремление студентов-мужчин к познанию нового, к профессиональному росту объясняется значимостью потребностей высшего порядка (осознанностью выбора профессии и желанием стать профессионалом) и достаточным уровнем удовлетворенности потребностей более низкого порядка. Данные, полученные в отношении студентов-женщин, свидетельствуют о стремлении к самостоятельности и независимости. Не выявлено влияние на такие потребности, как: стремление быть понятой другими, к признанию и уважению, обеспечение своего будущего, упрочение собственного положения, налаживание материального комфорта, избегание неприятностей, выбор занятий, требующих полной отдачи.

Гендерные различия проявились в степени удовлетворенности основных потребностей личности. На высоком уровне удовлетворены: социальные потребности у студентов-женщин; потребности в признании, самовыражении и самоактуализации у студентов-мужчин. Удовлетворенность остальных потребностей, например, в безопасности или материальных, в наибольшей степени зависит от других факторов, нежели от гендерных особенностей.

Гендерные различия установлены в типе мотивационно-потребностной сферы личности. Преобладающими типами в данной сфере определены: для студентов-женщин — нисходящий и переходный, для студентов-мужчин — переходный и восходящий. Под типом «мотивационно-потребнос-тной сферы личности понимается определенная структурная организация мотивационно-потребностной сферы личности, в которой обнаруживается преобладание одних уровней потребностей над другими» [1]. У студентов-мужчин

наиболее актуализированы высшие потребности (потребности в признании, в самоактуализации), у студентов-женщин — низшие (потребности в безопасности, материальные потребности). Полученные данные представляют практический интерес и требуют дальнейшего теоретического изучения и осмысления.

Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций специалистов мужчин и женщин с опытом работы менее года в одной организации.

В продолжение эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в качестве респондентов были привлечены специалисты мужчины и женщины с опытом работы менее года в одной организации, и основной задачей стала оценка их профессиональной мотивации.

Приняли участие 75 специалистов с опытом работы на одном месте в организации менее года, проходящие стадию адаптации. Выборку составили мужчины и женщины, находящиеся на этапах «профессиональная подготовка или обучение» и «профессионализация или профессиональная адаптация», в количестве 60 человек, а также контрольная группа, включающая в себя мужчин и женщин в количестве 15 человек.

В ходе исследования использовался опросник «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной. Данный диагностический инструмент позволил исследовать установки в мотивационной сфере, например: «ориентация на труд», «ориентация на деньги», «ориентация на альтруизм», «ориентация на эгоизм», «ориентация на процесс», «ориентация на результат», «ориентация на свободу», «ориентация на власть». Выявить уровень и гармоничность ориентации.

В результате проведения данного этапа исследования, установлено, что у мужчин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» наличествую следующие виды ориентаций: «Ориентация на процесс — Ориентация на результат — Альтруистическая ориентация — Эгоистическая ориентация» и «Ориентация на власть — Ориентация на деньги — Ориентация на свободу». «Альтруистическая ориентация» положительно коррелирует с «Эгоистической ориентацией», что рассматривается в качестве положительного показателя социально одобряемой мотивации поведения.

У женщин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» превалирующими ориентациями выявлены: «Ориентация на власть» и «Ориентация на процесс». Полученные результаты показывают, что женщины на этапе профессионального становления выражают стремление занять «положение» в группе и готовность к выполнению рутинной деятельности. Находит подтверждение комбинация ориен-таций: «Ориентация на результат» — «Ориентация на свободу» — «Эгоистическая ориентация» — «Ориентация на деньги» — «Ориентация на власть».

У мужчин и женщин на этапе «профессиональная адаптация», установки в мотивационно-потребностной сфере объединяются вокруг «Ориентации на свободу» и «Ориентации на деньги». В отличие от этапа «профессиональная подготовка или обучение» на этапе «профессиональная адаптация» мужчины и женщины ориентированы на удовлетворение потребностей в стабильности. Выделим, три вышеперечисленных разновидностей установок в мотива-ционно-потребностной сфере выражены слабее, чем во всех других этапах профессионального пути.

В контрольной группе установки в мотивационно-по-требностной сфере группируются вокруг «Альтруистической

ориентации», «Ориентации на власть» и «Ориентации на деньги». При этом «Ориентация на процесс» противостоит этой диаде: «Ориентации на деньги» — «Ориентации на власть» и «Альтруистическая ориентация» также противостоит диаде «Ориентации на деньги» — «Ориентации на власть». Акцентируем, в указанной группе наиболее низкие показатели получены по «Ориентации на процесс» и «Альтруистической ориентации», а наиболее высокие по показателям «Ориентации на деньги» и «Ориентации на власть». Резюмируя, в указанной группе корыстная мотивация противопоставляется рабочей рутине и помогающему поведению. Также в контрольной группе у мужчин и женщин на этапе «профессиональная адаптация», в отличие от мужчин и женщин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» наличествует противопоставление между «Альтруистической ориентацией» и «Эгоистической ориентацией».

Обобщая отметим, у специалистов мужчин и женщин с опытом работы менее одного года в одной организации на этапе «профессиональная адаптация» существуют четкие нравственные представления, в то время как у мужчин и женщин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» такая определенность не наблюдается.

Количественные результаты исследования особенностей установок в мотивационно-потребностной сфере на этапах «профессиональная адаптация» и «профессиональная подготовка или обучение» представлены в табл. 1.

Анализируя полученные данные, видим, на всех этапах ярко выраженными являются «Ориентации на результат» и «Ориентации на процесс», и установки, связанные с межличностными отношениями — «Ориентация на свободу» и «Альтруистическая ориентация». Акцентируем, во всех исследуемых группах выражены ниже среднего установки как, например: «Ориентация на власть», «Эгоистическая ориентация» и «Ориентация на деньги». Уровень средней выраженности демонстрирует показатель «Ориентация на труд». По выраженности таких установок как «Эгоистическая ориентация», «Ориентация на результат», «Ориентация на деньги», «Ориентация на труд» существенных различий между исследуемыми этапами не установлено.

Таблица 1

Количественные показатели различий выраженности установок в мотивационно-потребностной сфере у мужчин и женщин на этапах «профессиональная адаптация» и «профессиональная подготовка или обучение»

t 1 - 2 t 1 - 3 t 1 - 4 t 2 - 3 t 2 - 4 t 3 - 4

Ориентация на процесс 4,34*** 4,46*** 4,64*** 0,62 1,89 1,49

Ориентация на результат 1,74 0,37 0,19 1,89 1,86 0,57

Альтруистическая ори- 3,81 *** 2,75** 3,49** 2,26* 0,44 1,66

ентация

Эгоистическая ориен- 0,13 0,89 0,79 1,45 0,99 0,21

тация

Ориентация на труд 1,16 0,60 0,82 0,52 0,07 0,30

Ориентация на свободу 0,66 0,57 2,27* 0,00 2,20* 2,00*

Ориентация на власть 2,02* 1,23 1,91 0,74 0,73 1,08

Ориентация на деньги 0,87 0,25 0,74 0,85 0,28 0,64

*р < 0.05 **р < 0.01 ***р < 0.001

Количественные результаты, представленные в таблице, демонстрируют неравномерную выраженность у испытуемых женщин и мужчин.

Так, «Ориентация на процесс» является наиболее выраженной у мужчин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» — 8,59 ± 2,81. По данному показателю они значимо отличаются от всех других групп: от женщин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» —

X = 4,34, р < 0,001; мужчин и женщин на этапе «профессиональная адаптация» — X = 4,46, р < 0,001; и у представителей контрольной группы — X = 4,64, р < 0,001. У мужчин также более выражена «Альтруистическая ориентация» — 8,22 ± 4,24. По данному показателю они значимо отличаются от трех других групп: от женщин — X = 3,81, р < 0,001; мужчин и женщин на этапе «профессиональная адаптация» — X = 2,75, р < 0,01; и контрольной группы мужчин и женщин — X = 3,49, р < 0,01. Установлены также значимые различия по степени выраженности данной установки между женщинами на этапе «профессиональная подготовка или обучение» и мужчинами и женщинами на этапе «профессиональная адаптация» — X = 2,26, р < 0,05, последние имеют более высокие показатели, чем женщины на этапе «профессиональная подготовка или обучение».

«Ориентация на власть» является наименее выраженной у мужчин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» — 2,63 ± 2,27. По данному показателю они значимо отличаются от женщин на данном же этапе — X = 2,02, р < 0,05, а также отмечается тенденция к различию с контрольной группой — X = 1,91, р < 0,1. Последние имеют наибольшие значения «Ориентации на власть». «Ориентация на свободу» наименее выражена у контрольной группы — 4,80 1,93. По данному показателю они значимо отличаются от мужчин на этапе «профессиональная подготовка или обучение» — X = 2,27, р < 0,05; женщин на данном же этапе — X = 2,20, р < 0,05 и мужчин и женщин на этапе «профессиональная адаптация» — X = 2,00, р < 0,05.

Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций специалистов мужчин и женщин, имеющих от 7 до 18 лет опыта работы

В продолжение эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в качестве респондентов были привлечены специалисты мужчины и женщины с опытом работы от 7 до 18 лет. Основной задачей стала оценка их профессиональной мотивации.

Приняли участие 60 опытных специалистов в возрасте от 38 до 59 лет, выборка испытуемых мужчин и женщин на этапе «мастерство» объединила специалистов различных уровней: начальники служб, отделов и подразделений, рабочие и служащие. Гендерный состав группы: 50% женщин и 50% мужчин.

В ходе исследования использовались методики: теста-опросник В.Э. Мильмана, для определения карьерных ориен-таций испытуемых опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна. Испытуемые на этапе «мастерство» разделились на три группы с: вертикальной карьерной направленностью (30%), горизонтальной карьерной направленностью (48%) и невыраженной карьерной направленностью (22%). Группа с невыраженной карьерной направленностью не учитывалась при дальнейшей интерпретации данных.

Результаты этапа исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций специалистов опытных профессионалов мужчин и женщин, имеющих от 7 до 18 лет опыта работы, показали, независимо от пола респондентов на этапе «мастерство»:

- с вертикальной карьерной направленностью ведущими потребностями являются: личная независимость, достижение успеха, признание окружающими, социальный статус;

- с горизонтальной направленностью: профессионализм, профессиональное развитие, семья.

Базовыми потребностями для мужчин с вертикальной карьерной направленностью являются — достижение ус-

пеха, карьера, личная независимость; для женщин с горизонтальной карьерной направленностью — профессионализм, профессиональное развитие, семья. Удовлетворение материальных потребностей наиболее характерно для женщин с горизонтальной направленностью карьеры. Мужчины мотивированы на дальнейший карьерный рост, который они специально планируют. Основной мотивацией профессиональной деятельности у испытуемых с вертикальной карьерной направленностью является личная независимость, достижение успеха, признание окружающими, а у испытуемых с горизонтальной направленностью карьеры — профессиональное развитие.

Значимость исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути

В итоге результаты исследования доказывают наличие взаимосвязи между профессиональной мотивацией, карьерными ориентациями и гендерной принадлежностью. Полученные данные могут эффективно использоваться в кадровом планировании. В ходе исследования было установлено, различия в профессиональных ориентациях начинают проявляться на этапе обучения, и свидетельствуют о наличии гендерных предпочтений. Так, особенностями профессиональной мотивации студентов-женщин является ориентация на процесс, который относится к малоэффективному типу восприятия профессиональной деятельности и приводит к отсутствию конкретных результатов в работе, «работа ради работы». В сочетании со стремлением студенток к власти образуется крайне противоречивый тип отношения к работе. Специалист, стремящийся к власти и не достигающий основных профессиональных целей, лишает себя данной перспективы, по объективным причинам. Без специального анализа профессиональной мотивации и соотнесения целей с результатами труда внутриличностный конфликт может сохраняться, приводя к снижению уровня удовлетворенности трудом и лояльности к организации.

Менее конфликтная ориентация в профессиональной деятельности у студентов-мужчин, их основными стимулами являются деньги и свобода. Подобное сочетание имеет хорошую профессиональную перспективу, так как связано с результатами труда и готовностью к целенаправленной активности. Полученные данные убеждают в том, что мужчины со студенческой скамьи ориентированы на конкретный результат.

Интерпретация данных полученных при изучении гендерных различий на этапе адаптации показала, что сохраняются те же мотивационные ориентиры, что были выявлены на этапе обучения. Для мужчин ведущим фактором мотивации является «Ориентация на деньги», а для женщин «Ориентация на процесс». При сохранении сходства профессиональных мотивов, выявлены различия между группами мужчин и женщин, свидетельствующие о том, что включение в непосредственную деятельность не меняет ранее сформировавшихся установок.

Изучение в комбинации профессиональных мотивов и карьерных ориентаций как основополагающих условий профессиональной успешности на этапе мастерства, показывает: большинство испытуемых женщин имеют горизонтальную карьерную ориентацию (78%), а мужчин — вертикальную (62%). Мотивационные ориентиры женщин — материальное обеспечение, профессиональное развитие. Для мужчин, ведущими мотивами являются: достижение успеха, независимости и свободы, карьерный рост.

Теоретическое обобщение и результаты эмпирического исследования позволяют заключить, сформировавшиеся на этапе обучения профессиональные мотивы и карьерные

планы носят устойчивый характер, гендерные различия в профессиональных и карьерных ориентациях сохраняются на протяжении всего профессионального пути.

Исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути представляет практический интерес, поскольку позволяет учитывать специфику обозначенных процессов в ходе профессиональной подготовки студентов, в период начала трудовой адаптации новичков, в дальнейшей многолетней трудовой деятельности профессионалов. Материалы рекомендуются для ознакомления работникам организаций реального сектора экономики, научно-исследовательских и образовательных организаций, работникам государственных и муниципальных учреждений, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам. Полученная информация поможет при разработке программ развития профессиональной мотивации и планирования карьеры специалистам центра управления персоналом, учесть гендерную специфику специалистов и избежать профессиональных кризисов.

литература

1. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. тр. — 2010. — № 5. — С. 3—26.

2. Демиденко Н.Н., Коровина И.В. Мотивационно-потребнос-тные характеристики личности будущих врачей в связи с половой принадлежностью // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2008. — № 1. — С. 107-130.

3. Карьерный путь руководителя: гендерный аспект // Кросс-культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи / Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. В III-х частях. Ч. II — Екатеринбург, 2005. — С. 265-268.

4. Климов Е.А. Проблемы профориентации // Возрастная и педагогическая психология : Материалы Всесоюзного семинара-совещания. — Пермь, 2005. — С. 124-147.

5. Профессиональные и карьерные ориентации женщин в условиях трансформации российского общества // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы: V ежегодная науч.-практ. конф. 15 мая 2002 г. Т 1. — Екатеринбург, 2007. — С. 140-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tokareva Y., Gasparovich Е., Tokarev А. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. — Istanbul, Turkey. Р. 992-999.

references

1. Bodrov V.A. Psikhologicheskie issledovaniya problemy professionalizatsii lichnosti [Psychological research of the problem of professionalization of personality]. Psikhologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala [Psychological research of the problem of professional personality formation]. 2010, I. 5, pp. 3-26.

2. Demidenko N.N., Korovina I.V. Motivatsionno-potrebnostnye kharakteristiki lichnosti budushchikh vrachey v svyazi s polovoy prinadlezhnost'yu [Motivational and Need Characteristics of Future Physicians' Personality in Connection with Sexuality]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta.

4.

Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology]. 2008, I. 1, pp. 107-130.

Kar'ernyy put' rukovoditelya: gendernyy aspekt [Career path of the leader: the gender aspect]. Kross-kul'turnye i gendernye issledovaniya. Sotsiologicheskie problemy obrazovaniya, sem'i, molodezhi. Politicheskaya kul'tura i politicheskie protsessy v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya [Cross-cultural and gender studies. Sociological problems of education, family, youth. Political culture and political processes in the modern world: methodology, experience of empirical research]. Ekaterinburg, 2005, pp. 265-268. Klimov E.A. Problemy proforientatsii [Problems of vocational guidance]. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya:

Materialy Vsesoyuznogo seminara-soveshchaniya [Age and pedagogical psychology: Materials of the All-Union seminarmeeting]. Perm', 2005, pp. 124-147.

5. Professional'nye i kar'ernye orientatsii zhenshchin v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva [Professional and career orientations of women in the conditions of transformation of Russian society]. Globalizatsiya: real'nost', protivorechiya, perspektivy [Globalization: reality, contradictions, perspectives]. Ekaterinburg, 2007, V. 1, pp. 140-143.

6. Tokareva Y, Gasparovich E., Tokarev A. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. — Istanbul, Turkey. R. 992-999.

Борисов М.А., Романов О.А.

основы организационно-правовой защиты информации

Учебное пособие. — М.: Ленанд, 2018,312 с.

В настоящем учебном пособии изложены вопросы организационно-правовой оценки защиты информации в органах государственной власти, на предприятиях и в организациях различных форм собственности, коммерческих организациях и учреждениях. Рассмотрены понятия конфиденциальности информации, принципы и критерии отнесения информации к коммерческой тайне, вопросы организации допуска и доступа персонала к конфиденциальной информации, основные направления и методы работы по организации допуска к конфиденциальной информации, по организации совещаний, в ходе издательской и рекламной деятельности, также рассмотрены вопросы аналитической работы и контроля состояния защиты конфиденциальной информации. Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки: Организация и технология защиты информации, Информационная безопасность, Информационная безопасность автоматизированных систем, Противодействие иностранным техническим разведкам, Защита информационных технологий, Обеспечение защиты информации в автоматизированных системах военного назначения, Защита государственной тайны в организациях, учреждениях и на предприятиях РФ, Информационные правоотношения в инновационной экономике. Данное учебное пособие рекомендуется для изучения руководителям и специалистам по информационным технологиям и защите информации коммерческих структур.

Питер М. Сенге

пятая дисциплина. искусство и практика обучающейся организации

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018, 496 с.

Бестселлер о системном подходе в бизнесе, выдержавший множество переизданий как на русском, так и в оригинале.

Это классическая книга Питера Сенге об «обучающейся организации», которая легко лавирует в море бизнеса, адаптируется к изменениям, вовремя выявляет угрозы и распознает возможности. Руководитель такой компании должен удерживать в поле зрения пять важных составляющих успеха:

1. Постоянное самосовершенствование каждого сотрудника;

2. Интеллектуальные модели;

3. Общее видение;

4. Обучение команд;

5. Системное мышление (это и есть главная, пятая дисциплина, которая позволяет менеджеру соединять мозаику сиюминутных событий в четкую картину).

В книге содержится много примеров и материала для размышлений. Это не та книга, которую достаточно прочитать один раз. Она может стать настольной для любого думающего руководителя.

ПЯТАЯ

ДИСЦИПЛИНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.