Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
397
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Екатерина Сергеевна, Осипова Ирина Станиславовна

В статье рассматривается проблема понимания невербального поведения человека, которое очень важно в процессе межличностного общения и взаимодействия. Авторы выявляют и описывают особенности интерпретации невербального поведения у мужчин и женщин, людей с разным типом гендерной идентичности. Сделан вывод о значимости развития у людей навыков понимания невербального поведения для продуктивного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Екатерина Сергеевна, Осипова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF UNDERSTANDING NON-VERBAL BEHAVIOR

The article deals with the problem of understanding human non-verbal behavior, which is very important in the process of interpersonal communication and interaction. The authors identify and describe the features of the interpretation of non-verbal behavior in men and women, people with different types of gender identity. A conclusion is made about the importance of developing non-verbal comprehension skills in people for productive communication.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

МАКАРОВА Е. С., ОСИПОВА И. С.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Аннотация. В статье рассматривается проблема понимания невербального поведения человека, которое очень важно в процессе межличностного общения и взаимодействия. Авторы выявляют и описывают особенности интерпретации невербального поведения у мужчин и женщин, людей с разным типом гендерной идентичности. Сделан вывод о значимости развития у людей навыков понимания невербального поведения для продуктивного общения.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, интерпретация, межличностное познание, невербальное поведение, общение, понимание.

MAKAROVA E. S., OSIPOVA I. S.

GENDER FEATURES OF UNDERSTANDING NON-VERBAL BEHAVIOR Abstract. The article deals with the problem of understanding human non-verbal behavior, which is very important in the process of interpersonal communication and interaction. The authors identify and describe the features of the interpretation of non-verbal behavior in men and women, people with different types of gender identity. A conclusion is made about the importance of developing non-verbal comprehension skills in people for productive communication.

Keywords: gender, gender identity, interpretation, interpersonal cognition, non-verbal behavior, communication, understanding.

Еще с древних времен невербальное поведение было предметом отдельных исследований. В философии, риторике, антропологии танца, лингвистике можно найти работы, которые стояли у истоков изучения проблемы интерпретации невербального поведения [8]. Так, сведения о невербальных средствах общения представлены в работах по ораторскому мастерству (например, в сочинении Квинтилиана «Наставление оратору» [3]). Как отмечает А.Ф. Лосев уже в работе Аристотеля «Физиогномика» упоминается тот факт, что внутренние состояния человека - эмоции, чувства, переживания проявляются внешне, а именно - через невербальное поведение [7].

Сегодня изучением проблемы невербального поведения и его понимания занимаются такие исследователи как В. А. Лабунская, В. В. Знаков, И. А. Ахьямова [1; 2; 6] и др. Они раскрывают такие аспекты как диагностика способности к адекватному пониманию и интерпретации невербального поведения, влияние половых и гендерных особенностей на

понимание неречевого поведения, а также основные подходы к исследованию понимания неречевого поведения.

В. А. Лабунская, известный российский психолог, использовала социально-перцептивный подход к изучению невербального поведения. Она пришла к выводу, что особенности невербального поведения (употребления невербальных средств общения) зависят от пола, возраста, темперамента человека [5].

Особый интерес для исследователей представляет проблемы половых и гендерных различий в понимании и интерпретации невербального поведения. Психологи подчеркивают, что именно женщины проявляют больше интереса к эмоциям и чувствам окружающих, чем мужчины. Интересно то, что представители разных полов различаются по частоте распознавания разных эмоций. Е. Д. Хомская и Н. Я. Батова отмечают, что женщины чаще, чем мужчины, видят на фотографиях возмущение и обиду, тревогу, печаль, удовольствие, а мужчины - гордость, горе, безразличие и нежность [12]. Также следует отметить, что по данным некоторых исследований женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины - гнева и злобы.

Невербальное поведение по-разному выражается и интерпретируется людьми с разным типом гендерной идентичности. Так, исследователи обращают внимание на то, что представители маскулинного типа проявляют мало эмоций и не эмпатичны. Нередко именно субъекты маскулинного типа неадекватно расценивают психологические характеристики невербального поведения партнера по общению. Представители фемининного типа гендерной идентичности направлены на создание гармоничных отношений с партерами по общению, эмпатичны, эмоциональны; адекватно понимают и интерпретирует невербальное поведение собеседника. Субъекты с андрогинным типом эмпатичны, склонны проявлять эмоции, а также адекватно и с высокой степенью точности понимают и интерпретируют невербальное поведение собеседника [2].

Цель данной работы - изучить гендерные особенности понимания невербального поведения.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 человек в возрасте от 18 до 60 лет - 30 мужчин и 30 женщин. Им были предложены две методики: методика В. А. Лабунской «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения», состоящая из восьми субтестов (задач), с помощью которой мы установили общий уровень развития способности понимания невербального поведения [6] и методика Сандры Бэм, нацеленная на выявление психологического пола и включающая в себя 60 утверждений (качеств) [11].

На первом этапе исследования мы выявили общий уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения (табл.1).

Таблица 1

Особенности развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения

Испытуемые Уровень развития способности

Низкий (кол-во чел., %) Ниже среднего (кол-во чел., %) Средний (кол-во чел., %) Выше среднего (кол-во чел., %) Высокий (кол-во чел., %)

Мужчины 12 (20%) 17 (28,3%) 1 (1,7%) 0 (0%) 0 (0%)

Женщины 13 (21,6%) 16 (26,7%) 0 (0%) 1 (1,7%) 0 (0%)

Всего 25 (41,6%) 33 (55%) 1 (1,7%) 1 (1,7%) 0 (0%)

Полученные данные позволяют сделать вывод, что 55% испытуемых имеют ниже среднего уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения, а почти 42% низкий уровень развития. Высокого уровня развития такой способности не было выявлено ни у кого. При анализе половых особенностей (был использован критерий Манна-Уитни) различий не было выявлено (0=431, p=0,78), что позволяет нам утверждать о равной выраженности способности к адекватной интерпретации невербального поведения как у мужчин, так и у женщин.

На втором этапе исследования, с помощью методики С. Бэм, мы выявили психологический пол респондентов: 51 человек имели андрогинный тип гендерной идентичности (из них 28 мужчин и 23 женщины); 7 человек - фемининный тип (все женщины); 2 человека маскулинный тип (все мужчины). Гендерные различия в уровнях развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Гендерные особенности развития способности к адекватной интерпретации

невербального поведения

Испытуемые Уровень развития способности

Низкий (кол-во чел., %) Ниже среднего (кол-во чел., %) Средний (кол-во чел., %) Выше среднего (кол-во чел., %) Высокий (кол-во чел., %) Итого (кол-во чел., %)

Андрогинный тип 21(41,1%) 28 (54,9%) 1(2%) 1(2%) 0 (0%) 51 (100%)

Продолжение таблицы 2

Фемининный тип 3 (42,9%) 4 (57,1%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 7 (100%)

Маскулинный тип 1 (50%) 1 (50%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 2 (100%)

Исходя из данных таблицы 2, можно говорить о том, что 2 человека, у которых фиксируются уровни средний и выше среднего относятся к андрогинному типу гендерной идентичности. Данный факт не противоречит многим теоретическим исследованиям, в которых подчеркивается факт достаточно высокой точности распознавания и понимания невербальных проявлений представителями андрогинного типа.

Более детальный анализ позволил нам выявить гендерные различия в точности решения конкретных задач. Так представители фемининного типа гендерной идентичности лучше справились с решением третьей задачи (и=0, р=0,04), чем маскулинного типа. Данная задача связана с пониманием социально-перцептивного образа и представляет собой диагностику адекватной интерпретации интеллектуальных, волевых, эмоциональных состояний и отношений на основе невербального поведения (его индивидуального проявления). Соответственно, испытуемым нужно было по невербальному поведению (мужскому и женскому) определить эмоциональное состояние. Вероятно, результаты решения этой задачи связаны с тем, что люди с фемининным типом гендерной идентичности гораздо лучше воспринимают и подмечают мимические выражения людей, их неречевое поведение. Представители андрогинного типа гендерной идентичности лучше справились с решением седьмой задачи, чем феменинного типа (и=67, р=0,006) и восьмой задачи, чем маскулинного типа (и=9,5, р=0,04). Седьмая задача направлена на диагностику адекватности и правильности понимания неречевого поведения отношений в группе в эмоционально-положительную сторону (с помощью регулирования отношений). Восьмая задача направлена на диагностику адекватного и верного распознания неречевого поведения с помощью установления взаимосвязи между невербальным и вербальным поведением человека. Такое положение дел можно объяснить тем, что андрогинность способствует более успешному и гибкому выбору социальных ролей, и как следствие - их лучшему пониманию.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

1. 55% испытуемых имеют ниже среднего уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения, а почти 42% низкий уровень развития такой способности. Это позволяет нам говорить о необходимости развития навыков понимания невербального поведения в общении, с целью повышения общего уровня психологической культуры и коммуникативной компетентности.

2. Не было выявлено значимых различий в понимании невербального поведения мужчинами и женщинами.

3. Гендерные особенности развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения были выявлены применительно к решению конкретных задач. Так, представители фемининного типа гендерной идентичности успешнее справляются с решением задач по восприятию лицевой экспрессии человека, чем представители маскулинного типа гендерной идентичности. В тех случаях, когда необходимо распознавать отношения в группе, поведение людей, а также взаимосвязь вербального и невербального поведения, представители андрогинного типа гендерной идентичности показывают лучший результат.

Важность обучения людей навыкам понимания невербального поведения не вызывает сомнений у современных исследователей [4; 9; 10]. Подобные навыки необходимы для эффективного межличностного взаимодействия и общения. Изучение условий и создание специальной программы по развитию способности к пониманию и интерпретации невербального поведения является предметом наших дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахьямова И. А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. - 2009. - № 7. - С. 122-130.

2. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 488 с.

3. Квинтилиан М. Наставление оратору. - М.: Бизнеском, 2013. - 17 с.

4. Кошелева Ю. П., Кузнецова П. Г. Развитие способности к пониманию невербального поведения в юношеском возрасте // Вестник московского государственного лингвистического университета. - 2019. - № 2 (831). - С. 128-142.

5. Лабунская В. А. Невербальное поведение: (Социал. -перцептив. подход). - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1986. - 135 с.

6. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: Искусство, 1975. - 880 с.

8. Нэпп М. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значения. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 512 с.

9. Осипова И. С. К вопросу обучения навыкам выражения психических состояний студентов - будущих психологов // Учебный эксперимент в образовании. - 2020. -№1 (93). - С. 7-11.

10. Романов К. М. Выражение и понимание психического состояния человека в общении // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2012. - №3(19). - С. 36-42.

11. Снегирева Т. В., Кочнев В. А. Опросник С. Бем: теоретические и практические аспекты применения // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2011. - № 1.

- С. 58-59.

12. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции: Нейропсихологическое исследование.

- М.: МГУ, 1998. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.