Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СЕВЕРНОГО ВУЗА'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СЕВЕРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ГЕНДЕР / КОПИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаламова Елена Юрьевна, Сафонова Виктория Романовна

Исследованы гендерные особенности качества жизни и копинг-поведения студентов факультетов физической культуры и спорта северных ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаламова Елена Юрьевна, Сафонова Виктория Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СЕВЕРНОГО ВУЗА»

КЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана^ УдК 612.013.5:159

гендерные особенности качества жизни и копинг-поведения студентов факультета физической культуры и спорта северного вуза

Е.Ю. Шаламова, В.Р. Сафонова

ханты-мансийская государственная медицинская академия, г. ханты-мансийск, россия

Аннотация. Исследованы гендерные особенности качества жизни и копинг-поведения студентов факультетов физической культуры и спорта северных вузов.

Ключевые слова: качество жизни, студенты, гендер, копинг, физическая культура, спорт.

омурдун сапаттуусунун гендердик озгочолугу менен тундуктогу вуздун физикалык культура жана спорт факультетинин студентеринин копинг журуш-турушу

Е.Ю. Шаламова, В.Р Сафонова

Gender features of quality life and coping- behavior of students of the faculty of physical education

and sports north high school

E.Yu. Shalamova, V.R. Safonova Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia Summary: We investigated the gender-specific of quality of life and coping-behavior of students of the faculty of physical culture and sports northern universities.

Keywords: quality of life, students, gender, coping, physical culture and sports.

Термин «качество жизни» (КЖ) в настоящее время широко используется. Несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению КЖ, до сих пор не существует универсального определения. В биомедицинских исследованиях КЖ рассматривается как интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на субъективном восприятии респондента [10]. Для КЖ выделяют субъективные и объективные критерии. К объективным критериям принято относить физическую активность и трудовую реабилитацию, к субъективным - психологическое состояние, удовлетворенность жизнью, самочувствие. Согласно литературным данным, КЖ зависит от уровня двигательной активности [5; 8], двигательная активность «непосредственно влияет на качество жизни» [8, С.158]. В настоящее время методики исследования КЖ применяются для диагностики состояния спортсменов, в связи с тем, что «традиционная оценка результатов диагностики состояния спортсменов не дает возможности определить его влияние на качество жизни спортсмена» [5, С.22].

«Сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса», выступает как совладающее со стрессом поведение, или копинг-поведение [9, С.94]. Наряду с этим есть сведения о том, что «занятия спортом способствуют повышению качества жизни студентов, ... спортсмены более стрессо-

устойчивы к физическим и психоэмоциональным нагрузкам» [5, С.24].

Исходя из этого, целью нашего исследования было выявление гендерных отличий качества жизни и стратегий копинг-поведения студентов факультета физической культуры и спорта северного вуза.

материалы и методы. Исследование проходило в 2012-2013 годах. В нем приняли участие студенты факультетов физической культуры и спорта (далее - ФК и С) Нижневартовского государственного университета (НВГУ) и Югорского государственного университета (ЮГУ), 17 девушек и 38 юношей. Средний возраст обследованных составил соответственно 18,41 ±0,71 и 18,39±0,95г. (здесь-М±SD).

КЖ было исследовано при помощи неспецифического (общего) опросника SF-36 [2]. Этот опросник в настоящее время широко применяется для исследования КЖ как здоровых людей, так и больных с различными нозологиями. Он является общим, позволяет оценивать КЖ респондентов в возрасте от 14 лет и старше; при краткости обладает высокой чувствительностью; «предполагает дифференцированный подход к оценке составляющих КЖ в зависимости от пола и возраста» [1, С.5].

Опросник SF-36 включает 36 вопросов, которые группируются в 8 шкал. Из них 4 шкалы характеризуют физический компонент здоровья: физическое функционирование (PF); ролевое функциониро-

гендерные особенности качества жизни и копинг-поведения студентов

вание, обусловленное физическим состоянием (RP); интенсивность боли (BP); общее состояние здоровья ^Н). Другие 4 шкалы характеризуют психологический компонент здоровья респондентов: жизненная активность (VI); социальное функционирование (SF); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE); психологическое (ментальное) здоровье (MH). Показатели шкал могут варьироваться от 0 до 100 баллов. 100 баллов соответствуют наибольшему благополучию, 0 баллов - максимальному ограничению жизнедеятельности по соответствующему показателю; чем выше значения шкалы, тем более благополучен респондент по этому критерию.

Копинг-поведение исследовали при помощи адаптированного Т.Л. Крюковой варианта опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» [6, цит. по 7], который содержит перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и позволяет выявить доминирующие поведенческие копинг-стра-тегии: проблемно-ориентированный копинг (пОК); эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК); копинг, ориентированный на избегание (КОи) и две его субшкалы: отвлечения (О) и социального отвлечения (ОО).

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием программы Statistica-8. Проверка нормальности распределения производилась с использованием трех методов: Колмогорова-Смирнова, Лиллие-форса и Шапиро-Уилки [3]. Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости (р) принимался равным 0,05. Для проверки статистических гипотез применяли непараметрические методы - корреляция по Спирмэну (г), тест Манна-Уитни [11]. Для описания выборочного распределения использовались следующие выборочные характеристики: среднее значение (М), стандартное отклонение (SD), стандартная ошибка среднего ^ЕМ) - для нормального распределения; медиана (Ме), первый и третий ^3) квартили - для распределения, не подчиняющегося нормальному [3].

Результаты. Данные шкал КЖ: у юношей VT и МН, у девушек - GH, VT и МН - подчинялись нормальному распределению. Распределение данных остальных шкал значительно отклонялось от нормального. Показатели КЖ обследованных респондентов представлены в таблице 1. Значения стратегий копинг-поведения юношей и девушек подчинялись нормальному распределению; показатели копинг-поведения представлены в таблице 2.

Согласно полученным результатам, студенты обоего пола были наиболее благополучны по шкале PF - показывает степень ограничения состоянием здоровья физической активности и возможностей выполнения значительных физических нагрузок [2]. Шкала RP характеризует ограничение состоянием физического здоровья повседневной деятельности

респондента. Высокие значения шкал PF и RP ожидаемы для молодых людей с хорошей физической подготовкой. Значимых гендерных отличий по этим критериям КЖ не обнаружили.

Значимо отличались у юношей и девушек показатели шкалы ВР, которая характеризует уровень болевых ощущений за последние 4 недели и то, в какой степени боль ограничивала жизнедеятельность респондента в домашних условиях и вне дома [2]. По этой шкале КЖ юношей было выше (р=0,009).

Значение шкалы GH характеризует состояние здоровья респондента на момент обследования. По этой шкале не выявили значимых гендерных отличий. Несмотря на то, что студенты факультета ФК и С должны иметь хорошее физическое здоровье, значения шкалы GH не достигали максимально возможной величины. Так, КЖ девушек по этому критерию было снижено примерно на 30% (средние значения 72,88±23,73/5,76 баллов) (здесь и далее - М±SD/SEM). Шкала VT характеризует, насколько респондент ощущал себя в течение последнего месяца полным сил и энергии [2]. КЖ по значениям VT было снижено примерно на 30% у юношей и почти наполовину у девушек: средние значения составили соответственно 71,39±14,06/2,28 и 53,82±17,72/4,30 баллов. Юноши были значимо более благополучны по этому показателю (р=0,001).

Наиболее низкие значения у обследованных респондентов обоего пола были получены по шкале SF; значимых гендерных отличий не обнаружили. Шкала SF показывает, насколько респондент удовлетворен уровнем своей социальной активности, которая включает общение с друзьями, родными, в коллективе и др. Снижение значений этой шкалы говорит об ограничении социальных контактов и низком уровне общения в связи с физическим и/или эмоциональным состоянием респондента [2].У студентов факультета ФК и С вероятна нехватка свободного для общения времени в связи с учебной, тренировочными и соревновательными нагрузками.

Шкала RE оценивает влияние эмоционального состояния на качество и количество выполненной работы и повседневную деятельность [2]. По этому показателю КЖ юношей было значимо выше (р=0,024).

Наибольшие гендерные отличия были выявлены для значений шкалы МН: юноши были значимо более благополучны по этому показателю (р=0,0009). Шкала позволяет оценить, насколько респондент чувствовал себя спокойным и умиротворенным в течение последнего месяца. Снижение значений говорит о психологическом неблагополучии, состоянии тревоги или депрессии [2]. У девушек показатели МН были снижены примерно на 40% от максимального благополучия, у юношей - примерно на 25% (средние значения соответственно 58,35±16,97/4,12 и 75,37±15,41/2,50 баллов).

КЕМЕСЯЧНЫИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ МЕДИЦИНСКИМ ЖУРНАЛ

Таблица - 1 Показатели КЖ студентов факультетов ФК и С НВГУ и ЮГУ

Шкалы (баллы) Юноши (п=38) Девушки (п=17) Р

PF 100,00 (95,00 - 100,00) 95,00 (95,00 - 100,00) 0,495

RP 75,00 (50,00 - 100,00) 75,00 (50,00 - 100,00) 0,870

ВР 92,00 (80,00 - 100,00) 62,00 (51,00 - 100,00)* 0,009

ОН 82,00 (72,00 - 95,00) 75,00 (62,00 - 92,00) 0,259

VT 73,50 (60,00 - 80,00) 55,00 (45,00 - 65,00)* 0,001

SF 50,00 (38,00 - 50,00) 38,00 (38,00 - 50,00) 0,202

RE 100,00 (67,00 - 100,00) 34,00 (34,00 - 100,00)* 0,024

МН 78,0 (64,00 - 88,00) 56,00 (44,00 - 76,00)* 0,0009

Примечания: сравнение независимых выборок осуществлялось непараметрическим критерием Манна-Уитни. В таблице указаны Ме ^1^3); * - статистически значимые различия независимых выборок при р<0,05.

Таблица - 2 Копинг-поведение студентов факультетов ФК и С НВГУ и ЮГУ

Копинг Юноши (п=38) д евушки (п=17) Р

м SEM SD м SEM SD

ПОК 53,37 1,75 10,80 56,59 1,29 5,34 0,181

ЭОК 34,21 1,59 9,80 43,71 2,62 10,81* 0,01

КОИ 40,29 1,54 9,52 43,59 2,41 9,96 0,325

О 18,24 0,89 5,50 17,94 1,64 6,76 0,695

СО 13,87 0,65 4,02 16,88 0,95 3,92* 0,015

В литературе встречаются сведения о большей стрессоустойчивости спортсменов [5, С.24], в связи с чем представляется интересным исследовать гендерные особенности совладающего со стрессом поведения студентов факультета ФК и С. Как оказалось, физически подготовленные юноши и девушки наиболее часто применяют пОК (табл.2), который направлен на решение проблемы и основан на когнитивных ресурсах. Прибегают к когнитивным копинг-стратегиям индивиды, имеющие высокую самооценку, осознающие собственную значимость [4]. Показатели уровня развития пОК в обеих группах (юноши - 53,37±10,80/1,75; девушки - 56,59±5,34/1,29 баллов) соответствовали среднему уровню (53-65 баллов для мужчин, 53-64 для женщин) [6, цит. по 7]. Значимые гендерные отличия обнаруживаются по применению ЭОК - девушки значимо чаще (р=0,01) обращаются к стратегии, основанной на позитивной переоценке ситуации, снижении и обесценивании значимости событий. Есть данные, что к эмоциональным ко-пинг-стратегиям индивиды прибегают тем чаще, чем выше их уровень тревожности [4]. При этом показатели уровня ЭОК у юношей соответствовали низкому уровню развития данного стиля поведения (16-35 баллов для мужчин), у девушек - среднему уровню (38-51 баллов для женщин) [6, цит. по 7].

По КОи значимых отличий между показателями юношей и девушек не обнаружили, в обеих группах применение данной стратегии соответствовало среднему уровню развития (35-45 баллов для мужчин, 39-49 - для женщин) [6, цит. по 7]. Есть данные о том, что копинг-стратегия избегания является одной из ведущих при формировании дезадаптив-ного, псевдосовладающего поведения [4, С.157]. Она применяется при недостаточности копинг ресурсов, как личностных, так и средовых, в от-

сутствие навыков активного разрешения проблем, основывается на мотивации избегания неудачи, связана с заниженной самооценкой, высокой тревожностью, беспомощным поведением, уходом от реальности [9]. Однако в определенных условиях она может носить адаптивный характер.

Среди двух субшкал КОи частота применения стратегии отвлечения у юношей и девушек была сходной (р=0,695). Значимые гендерные отличия были получены по стратегии социального отвлечения. Социальная поддержка выступает в качестве одного из самых важных средовых копинг-ресурсов, информируя индивида, что его любят, ценят и др. Она способствует снижению стрессового влияния, сохранению здоровья и благополучия, успешной адаптации и развитию [4, С.156]. Девушки значимо чаще обращаются за поддержкой к социальному окружению (р=0,015).

Были исследованы взаимосвязи между применяемыми копинг-стратегиями и критериями КЖ. У девушек обнаружили значимые отрицательные корреляционные связи между эмоционально-ориентированным копингом и шкалами RP и RE (соответственно г=-0,502; р=0,040 и г=-0,528; р=0,029): применение ЭОК было связано с ухудшением КЖ по шкалам, характеризующим ролевое функционирование.

Напротив, между субшкалой социальное отвлечение (сО) КОи и шкалой RE определили положительную корреляцию (г=0,515; р=0,034): обращение девушек за социальной поддержкой улучшало показатели ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием.

У юношей взаимосвязь между КЖ и ЭОК была выражена в большей степени: значения ЭОК значимо коррелировали с PF (г=-0,332; р=0,041), RP (г=-0,347; р=0,033), GH (г=-0,358; р=0,027), VT

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(r=-0,538; р=0,0005) и MH (r=-0,634; р=0,00002). Таким образом, применение юношами эмоционально-ориентированного копинга было связано не только с ухудшением КЖ по двум шкалам, относящимся к психологическому компоненту здоровья (VT и MH), что вполне логично, но и по трем шкалам, формирующим физический компонент здоровья (PF, RP, GH). КОИ и его субшкала отвлечения значимо коррелировали с одной из ролевых шкал - RE (соответственно r=-0,343; р=0,035 и r=-0,368; р=0,023): применение юношами этих стратегий происходило на фоне снижения КЖ по ролевому функционированию, обусловленному эмоциональным состоянием. выводы.

1. У участвовавших в исследовании студентов факультета ФК и С гендерные отличия обнаружили по одной шкале физического компонента здоровья (BP) и трем шкалам психологического компонента (VT, RE, MH): качество жизни юношей было выше.

2. Девушки значимо чаще применяли эмоционально-ориентированный копинг и субшкалу копинга, ориентированного на избегание, - социальное отвлечение. Обращение девушек за социальной поддержкой улучшало их ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием.

3. Применение эмоционально-ориентированного копинга происходило на фоне ухудшения качества жизни по шкалам RP и RE у девушек, PF, RP, GH, VTи МН у юношей. Применение юношами копинга, ориентированного на избегание, и его субшкалы отвлечение было связано с ухудшением их качества жизни по шкале RE.

список литературы:

1. Агаджанян, Н. А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 5. - С. 3-8.

2. Амирджанова, В. Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ» / В. Н. Амирджанова, Д. В. Горячев, Н. И. Коршунов, А. П. Ребров, В. Н. Сороцкая // Научно-практическая ревматология. - 2008. - № 1. - С. 36-48.

3. Бююль, А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей/ А. Бююль, П. Цефель. - СПб.: ООО

«ДиаСофтЮП», 2005. - 608 с.

4. Кобзева, О.В.Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте / О.В.Кобзева //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2011. - №3. - С.155-158.

5. Коломиец, О. И. Влияние занятий спортом на качество жизни студентов / О. И. Коломиец // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.

- 2006. - Т. 1, № 3. - С. 22-24.

6. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения/ Т.Л.Крюкова //Психология и практика: Сб. науч. тр. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - С.70-82.

7. Мураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: дис. насоиск. уч. ст. канд. псих. наук./Ю.Н. Мураткина. - Сургут, 2010. -154 с.

8. Сивас, Н. В. Двигательная активность - основа повышения качества жизни студентов / Н. В. Сивас // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 155-158.

9. Симатова, О. Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики ад-диктивного поведения подростков / О. Б. Симатова // Вестник Забайкальского государственного университета.

- 2009. - №6. - С.93-98.

10. Соловьева, С. В. Качество жизни какмедико-биологичес-кая характеристика состояния здоровья жителей севера Тюменской области и города Тюмени / С. В. Соловьева, А. Г. Наймушина // Фундаментальные исследования. - 2011.

- № 6. - С. 162-165.

11. Ферстер, Э. Методы корреляционного и регрессионного анализа / Э. Ферстер, Б. Ренц. - М.: Финансы и статистика, 1983. - С. 160-164.

сведения об авторах:

Шаламова Елена Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры нормальной и патологической физиологии ГБОУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия»; тел. 8-9068960701 ; e.mail: selenzik@mail.ru.

сафонова виктория романовна - младший научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории ГБОУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия»; тел. 8-982-183-66-64; e.mail: vikasafonowa@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.