Научная статья на тему 'Гендерные особенности этнической идентичности'

Гендерные особенности этнической идентичности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
257
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / ГАБИТУС / ETHNICITY / GENDER / HABITUS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Касумова М. Ю.

Понятие "этничность" и его гендерная идентичность не просто тесно связаны, но и взаимообусловлены. "Этническое чувство" – это практический мир, который воздействует на гендерные различия как система когнитивных и мотивационных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности этнической идентичности»

Касумова М. Ю. ©

Доцент, кандидат филологических наук, Фатих университет, г.Стамбул

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

Понятие "этничность" и его гендерная идентичность не просто тесно связаны, но и взаимообусловлены. "Этническое чувство" - это практический мир, который воздействует на гендерные различия как система когнитивных и мотивационных структур.

Ключевые слова: этничность, гендер, габитус Keywords: ethnicity, gender, habitus

Этническая идентичность складывается под воздействием целого ряда социокультурных факторов. Ее становление включает и специфические гендерные представления. Проблема гендера особенно актуальна для такого полиэтнического региона, как, например, Северный Кавказ, где возрождение традиционных культур приводит к появлению новых гендерных стереотипов и различий. Гендерные стереотипы постсоветского культурного пространства выявляют сложную систему репрезентационных стратегий. При этом необходимо учесть, что в основе этих стратегий лежит не расчетливость, не механистический детерминизм этнической мобилизации, а "диспозиции", внушенные условиями существования, т.е. своего рода «социально-сконструированный инстинкт" [1,301]

В современном гуманитарном дискурсе представляется особенно актуальной экспликация гендерных отношений именно в контексте производства и репрезентации этничности. Концепты гендер и этничность в современной гуманитаристике рассматриваются как дискурсивно сконструированные, но, при этом, исторически и ситуативно структурированные структуры.

На наш взгляд, в рассмотрении гендерной специфики этнической идентификации необходимо исходить из признания существования в современном обществе значимых различий социальных ролей мужчины и женщины.

В настоящее время важным представляется уже не только решение этнических проблем, сколько лучшее понимание тех мотивов, которые определяют поступки действующих лиц: их многослойность и противоречивость рассматриваются в виде простых производных и переменных состояния «этничности».

Как отмечал Фуко "...история идей.. .описывает конфликты между старым и новым, противодействие накопленных познаний, подавление ими любого нового слова.и явления, облегчающие и подготавливающие - незаметно, загодя - возникновение новых дискурсов". [4,142].

Идеология и культура как коллективные репрезентации действительности воспроизводятся в дискурсе, который во всем этом занимает особое место.

Среда, которая соотносится с определенным классом условий существования, производит габитус, который может осуществляться и в коллективной и в индивидуальной формах. Термин "habitus", введенный Аристотелем, присутствует у М. Мосса в социально детерминированной форме: "Слово это несравненно лучше, чем

©© Касумова М. Ю., 2012 г.

"привычка" (habitude), выражает exis, навык и способность к чему-либо в истолковании Аристотеля.."[ 3,64]

Концепт габитус у П. Бурдье подчеркивает активный характер сформированного под влиянием социальных условий и среды социального агента, который способен к осуществлению практического действия, как-то: habitus формирует, определяет, защищает себя. Габитус выступает как система "прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т. е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства" [1,307]. "Этническое чувство" - случай именно такого рода работы габитуса, когда практический мир, построенный во взаимосвязи с ним, действует как система когнитивных и мотивационных структур, являясь миром уже реализованных целей, процедур и ритуалов которых надо придерживаться, образцов, которым надо следовать, и объектов, инструментов или институтов.

Этнические габитусы в виде предрасположенностей формируются на протяжении длительного времени "возможностями и невозможностями, свободами и необходимостями, разрешениями и запретами, диктуемыми объективными условиями» возможности тех или иных этнических практик, которые сами производят «предрасположенности, объективно совместимые с этими условиями и в каком-то смысле заведомо приспособленные к их требованиям" [1,103].

Структуры, характеризующие определенный класс отношений имеют место в относительно автономном мире домохозяйств и семей, посредством экономической и социальной необходимости, воспринимаемой, как этническая. При этом существуют внешние проявления этой необходимости, как то: формы распределения труда между полами, объекты домашнего быта, способы потребления, отношения родителей с детьми и т. д. - то есть, все то, что, производят структуры габитуса. Основой восприятия и оценки всего последующего опыта, являются именно структуры габитуса как продукта истории, которые производят индивидуальные и коллективные, т.е. этнические практики. Можно утверждать, что габитус транслирует опыт этнической группы. В каждом социальном организме (групповом и индивидуальном) существует активное присутствие прошлого опыта в форме схем восприятия, оценки и действия. Собственно сам габитус и есть залог "правильных" практик и его длительное присутствие в "этническом" мире надежно гарантировано, часто в диссонансе со всеми формальными правилами и эксплицитными нормами [2,135].

Этнический габитус - это бесконечная способность производить мысли, восприятия и действия, но границы его заданы историческими и социальными условиями этнического производства.

В основе единства стиля жизни любой этнической группы находится генезис системы практик, заданных одним и тем же габитусом. Практический - мир, построенный во взаимосвязи с габитусом, действующим как система когнитивных и мотивационных структур, — это мир уже реализованных целей, процедур, которых надо придерживаться, образцов, которым надо следовать. Можно предположить, что гендерные практики являются важнейшей составной частью производства габитусов.

Литература

1. Бурдье П. Практический смысл. СПб, 2001.- С.301

2. Бурдье П. Начала.М., 1994. - С.135

3.Мосс М. Техника тела // Человек.-1993.- №2.- С.64

4.Фуко M. Археология знания, Киев, 1996. - С. 142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.