(феномен «красных» губернаторов, достаточно большое количество оппозиционных проектов в период президентства Б. Ельцина, «интересные» результаты президентских выборов 1996 г. и многое другое), то в Узбекистане меню политической деятельности оппозиции было гораздо менее разнообразно. Одной из основных причин этого является существующая дефиниция правящего политического режима как в России, так и в Узбекистане.
H.H. Денисенкова,
директор Смоленского филиала Российского государственного открытого технического университета путей сообщения
Тендерные и стратегические аспекты образовательной политики США
Право на образование относится к числу неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения. Однако реализация данного права зачастую сталкивается с серьезными проблемами, несмотря на принятые многочисленные международные документы в этой области. Например, положения Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования» нашли развернутую интерпретацию в Конвенции ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»1. В этой конвенции на государства-участников возложена обязанность обеспечить на основе равенства мужчин и женщин комплекс мер (ст. 10).
Лицам обоих полов должны быть созданы одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий, как в сельских, так и городских районах. Это равенство должно соблюдаться в дошкольном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки. Равенство мужчин и женщин в области образования должно обеспечивать доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества2.
Например, в США еще в 1964 г. по решению Верховного суда была создана специальная Комиссия по гражданским правам для реализации ст. 6 Закона о гражданских правах (1964 г.), запрещающей дискриминацию в рамках федеральных программ по признакам расы, цвета кожи и национального происхождения. Кроме того, в ст. 9 Закона (1972 г.) были внесены поправки о недискриминации по признакам пола, а в 1974 г. был принят Закон «Об образовании детей с ограниченной дееспособностью». В 1975 г. в США появился Закон об оказании
1 См.: Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» // Права человека: сб. междунар.-правовых документов / сост. В.В. Щербов. Минск, 1999. С. 122-131.
2 См. подробнее: Там же. С. 125.
помощи в образовании этническим меньшинствам (индейцам), в 1979 г. — Закон
0 гражданских правах американцев, запрещающий дискриминацию по признаку возраста. На законодательном уровне были созданы исследовательские центры, занимающиеся проблемами дискриминации различных общественных групп. Среди них выделим Национальный институт образования (1972 г.), Национальный центр статистики в области образования (1974 г.), Национальную ассоциацию по изучению женской проблематики (NWSA) (1977 г.). К 1979 г. в США было создано более 160 образовательных правозащитных программ1.
Следует признать, что законодательные акты об образовании в США носили в немалой степени декларативный характер. В результате чего существовал разрыв между тем, что провозглашалось законом, и тем, что существовало в действительности. В реальной образовательной практике так называемая «политическая корректность» по отношению к людям, различающимся по расе, полу, возрасту и иным признакам, не всегда соблюдалась. Тем не менее уже в 60-е гг. XX в. впервые в университетах США стали появляться программы непрерывного образования для женщин, такие как консультирование по профориентации, семинары о рынке вакансий, спецкурсы по профессиональному и карьерному росту.
В середине 1980-х гг. в условиях активизации феминистического движения в США была создана профессиональная организация — Национальная ассоциация многокультурного образования, занимающаяся вопросами половой, расовой и этнической дискриминации на любом уровне общественной жизни и прежде всего в системе образования. Ассоциация оказывает, по мнению американского исследователя Дж. Бенкса, «...огромное положительное влияние на практические моменты реализации «многокультурного образования» в университетах страны»2. Некоторые исследователи полагают, что, несмотря на общеполитические реформы и массовые общественные движения 1960-1970-х гг. в США в защиту равенства полов, проблема гендерного равенства и равных возможностей в сфере высшего образования не потеряла своей актуальности до конца XX столетия3.
Среди основных гендерных проблем современной образовательной политики в США выделим следующие.
1. Ряд университетов и колледжей США по-прежнему устанавливают барьеры для участия женщин в развитии определенных областей знаний (естественно-научные и технические факультеты). К 1988 г. только 20% всех студентов данных специальностей были женщины, а в 2003 г. среди обучающихся компьютерным технологиям женщины составляли 31%4.
2. Пребывание женщин в научных лабораториях США по-прежнему является скорее исключением, чем правилом. Исследовательские лаборатории престижных вузов называют «закрытыми клубами белых мужчин»5.
1 См.: Каверина Э.Ю. Политика США в сфере высшего образования // США. Канада: экономика — политика — культура. 2008. № 3. С. 76.
2 Banks J. An Introduction t o Multieutturai Edneation. N.Y., 1999. P. 11.
3 См.: Шведова H.A. Экономическое и политическое положение американских женщин // США. Канада: экономика — политика — культура. 2007. № 11. С. 36—37.
4 См.: Rosser S. Women are Science and Engineering Faculties // Academe. 2004. № 4. P. 25.
5 См.: Harns J., Silversteind J., Andrews D. Educatig Women in Science // Pearson C.S., Shavtik D.L., Touchtoh J.G. Educating the Majority: Women Challenge Tradition in Higher Education. N.Y.; L., 1989. P. 296.
3. Тендерный депаритет сохраняется до сих пор и в послевузовском образовании США. Так, если количество получения степеней магистра у женщин к концу XX столетия во всех отраслях знаний составляло 55% от общего числа ученых степеней, то статистика отдельных отраслей выглядит весьма неравномерно: психология — 71%, социальные науки — 50%; математика — 40%; физика — 32%; компьютерные науки — 26,9%; инженерное дело — 17%1. Недостаточное количество женщин в некоторых областях (например, технических) по-прежнему свидетельствует о существовании определенного стереотипа женщины-профессионала и женщины-партнера. Более того, показателен следующий факт: доля женщин, защитивших докторские диссертации, в конце прошлого столетия составляла 38%, в то время как число мужчин-докторантов было значительно больше (за 40 лет XX в. докторские степени в США получили 2500 женщин и 12500 мужчин).
4. Количество преподавателей женщин в университетах и четырехгодичных колледжах остается относительно низким, составляя лишь 29% от общего количества профессорско-преподавательского состава2, причем заработная плата женщин в высшей школе составляет чуть более 80% от мужской.
Тем не менее все исследователи отмечают, что государственная политика в сфере высшего образования последовательно эволюционирует в направлении поощрения равенства между мужчинами и женщинами, следствием чего становится заметный прогресс в сокращении гендерного разрыва в высшей школе. Статистика это подтверждает. Так, в США за последние 15 лет прошлого столетия доля лиц женского пола с законченным высшим образованием выросла с 14% до 29%, что свидетельствует о признании социальной значимости и даже необходимости для страны высшего образования у женщин3.
90-е гг. XX в. продемонстрировали так называемое «женское наступление» по всему образовательному фронту. По статистике состав студенческого контингента на 52% состоял из женщин, и этот процент постоянно увеличивался4. С другой стороны, устойчиво продолжали оставаться проблемными многие области наук и руководящие структуры высшего образования США как на правительственном, так и на университетском уровнях с точки зрения заполнения их женщинами.
Полагаем, что в начале XXI столетия в США гендерная проблематика несколько потеряла свою актуальность. Исследователь Э.Ю. Каверина пишет о том, что образовательным приоритетом в нынешнем столетии продолжает оставаться программа повышения качества среднего образования5. Почему именно среднего образования? Дело в том, что к началу XXI в. общее число неграмотных людей во всем мире превысило 1 млрд человек, а в США, по данным Департамента образования, на начало 90-х гг. XX в. 20% американцев обоего
1 См.: Rosser S. Op. cit. P. 25-26.
2 См.: Women, Minoritiea and Parsons with Disabilities in Seiens and Engineering, Arlington (VA): Nat. Scieace Liound., 1994. P. 44.
3 См.: США на рубеже веков. M., 2000. С. 260.
4 См.: Women, Minoritiea and Parsons with Disabilities in Seiens and Engineering, Arlington (VA): Nat. Scieace Liound., 1994. P. 44.
5 См.: Каверина Э.Ю. Указ. соч. С. 83.
пола в возрасте старше 17 лет (преимущественно женщины) владели лишь элементарными навыками чтения и письма1.
Образовательная политика США в настоящее время все больше концентрируется вокруг насущных проблем образования, но в рамках совершенно новых программ. Так, особенностью бюджета на 2007 г. стали две новые программы.
Первая — это Программа повышения американской конкурентоспособности. Согласно этой программе каждый выпускник американской средней школы, не важно, собирается он поступать в вуз или сразу идти работать, должен обладать аналитическим мышлением, которое дают такие дисциплины, как математика и иные точные науки. В программе по улучшению знаний математики и точных наук предлагает увеличить инвестиции, предназначенные для точных исследований, обучения учителей и их отбора. К сожалению, программа не предполагает в прямой постановке снижения гендерного неравенства, но общие положения о повышении конкурентоспособности позволяют судить как
0 теоретической возможности равенства участия в ней мужчин и женщин, так и предположить массу технических трудностей для женщин составить достойную конкуренцию мужчинам в освоении точных наук.
В бюджете на 2007 г. запланировано выделение 3,7 млрд дол. в течение 5 лет на новые гранты для студентов из малообеспеченных семей, обучающихся на первых и вторых курсах и имеющих блестящие успехи в изучении математики и других точных наук, а также для студентов третьих и четвертых курсов, которые специализируются в области иностранных языков, математики и иных точных наук, включая технологические и инженерные науки2.
Второй новой программой, выдвинутой бюджетом на 2007 г., стала программа улучшения знаний иностранных языков в целях национальной безопасности. Эта программа охватывает среднее и высшее образование, и на ее реализацию выделено 35 млн дол. Из них 24 млн — на создание пилотных программ по обучению иностранным языкам с раннего детства до уровня колледжа, разрабатываемых совместно вузами и школьными округами, 5 млн — на новую программу подготовки учителей среди лиц, знающих иностранные языки, но не имеющих навыков преподавания, и 2 млн дол. — на уже существующую программу изучения иностранных языков в начальной и средней школах. На реализацию этих программ в бюджете на 2008 г. выделены аналогичные суммы3. Можно надеяться на то, что статистический анализ подготовки учителей среди лиц, знающих иностранные языки, поможет выявить истинное положение отданию приоритетов по гендерному принципу в подготовке специалистов образования в ближайшие годы.
Важно, что в США создана Комиссия по будущему американского высшего образования, которая должна ответить на вопрос: «Какое образование потребуется Соединенным Штатам в XXI веке?». Комиссия дала следующие рекомендации по улучшению системы высшего образования:
1) увеличить размер финансовой помощи в виде грантов,
1 См.: Поленина C.B. Тендерное равенство: Проблема равных прав и равных возможностей
мужчин и женщин: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. С. 76.
См.: Каверина Э.Ю. Указ. соч. С. 83. См.: Там же.
2) усовершенствовать отчетность высшей школы,
3) наращивать оценку эффективности государственных программ.
Крайне важно иметь в виду, что в бюджетах на 2006, 2007 и 2008 гг.
предусмотрен пересмотр образовательных проектов, не имеющих отношения к национальной безопасности. Так, в 2006 г. Министерство образования свернуло пять из них. Бюджет на 2008 г. предусматривает сокращение уже 43 программ, являющихся, по оценке специалистов, неэффективными. Пересмотр программ, и даже свертывание некоторых как неэффективных, свидетельствует о постоянном мониторинге итоговых результатов образовательной политики в США. Однако по результатам исследованных документов можно предположить, что гендерная тематика несколько потеряла свою актуальность в образовании США.
Сравнивая ситуацию в США с современными российскими реформами, мы пришли к неоднозначным выводам. Очевидно, что в России равенство мужчин и женщин не только продекларировано (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ провозглашает тот факт, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, но и в ст. 43 отмечается право каждого на образование). В нашей стране реально гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях1. Никаких ограничений для получения образования женщинами не существует уже несколько десятилетий. Следовательно, проблемы доступа женщины к образованию в нашей стране нет. Например, работающие женщины в России имеют более высокий уровень образованности, чем работающие мужчины. Среди всех работающих по найму и имеющих высшее образование женщины составляют не менее половины, со средним образованием — даже несколько больше. Среди лиц, не имеющих даже основного общего образования, работающих по найму женщин почти в два раза меньше, чем мужчин2.
Однако уже на сегодняшний день есть основания прогнозировать не слишком обнадеживающие тенденции развития образования, поскольку Российская Федерация продолжает пользоваться плодами наследства в области образования, доставшегося от Советского Союза. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что постепенно на систему образования может спроециро-ваться ситуация, сложившаяся в общественной жизни. Что имеется в виду?
Дело в том, что более высокий уровень образования женщин в нашей стране, казалось бы, позволяет предположить их определенное доминирование в различных сферах общественной жизни, начиная с экономики и политики и заканчивая областью науки и культуры. Однако этого не произошло ни в нашей стране, ни в других развитых странах мира. Так, в России, несмотря на то, что среди специалистов с высшим образованием примерно 60% составляют женщины, руководящие должности занимают менее 10% из них. Причины такого явления и в нашей стране и во всем мире коренятся в тысячелетней истории господства мужчин и подчинения женщин не только в социально-экономической сфере, но и в
1 См.: Конституция Российской Федерации. М., 2004. С. 10.
2 См.: Поленина C.B. Указ. соч. С. 78.
сознании людей, их представлении об основанном якобы на природном биологическом начале предназначении каждого пола и вытекающих из него ролевых функциях женщин и мужчин1.
Академик В.Н. Кудрявцев привел следующие цифры. В РАН среди научных сотрудников 32% женщин (кандидатов наук — 30%, научных сотрудников без степени — 40%, женщин-аспирантов в системе РАН — 46,7%). Однако уже применительно к докторам наук ситуация кардинально меняется не в пользу женщин (14% — от общего числа докторов наук, 2,3% — членов-корреспондентов и 1,65% — академиков)2.
Определенный диспаритет в участии женщин налицо (при том, что в средней школе основная преподавательская нагрузка приходится на женщин). Тем более, что мировой опыт свидетельствует: процесс осознания в обществе, в том числе самими женщинами, необходимости отказа от господствующей идеологии мужского превосходства не происходит автоматически. Нужны активные действия в этом направлении средств массовой информации и обучение населения, в первую очередь девочек и женщин, критическому отношению к существующему ныне положению, а также возможным путям его исправления.
Важную роль в этом вопросе должна играть школа, как общеобразовательная, так и высшая, которой в свою очередь необходимы соответствующие учебники и программы. Не случайно во время первого чтения в Государственной Думе РФ проекта Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин» (2003 г.) в числе гарантий государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин в области просвещения, образования и науки названо использование учебных программ и учебников, исключающих пропаганду дискриминации по мотивам пола, а также введение специальных гендерных учебных курсов и развитие исследований по вопросам равноправия полов3.
В качестве образца при создании учебных пособий и программ для общеобразовательной школы и проводимых женскими и правозащитными общественными объединениями курсов, изучающих проблемы прав человека, может быть рекомендовано опубликованное на русском языке адаптированное издание учебного пособия американских авторов «Права женщин — права человека»4, так как в книге содержатся методические и практические рекомендации для проведения семинаров и тренингов, а также рассматриваются жизненные ситуации, для которых типична дискриминация женщин, и возможные пути их решения.
Профессор С.В. Поленина подчеркивает, что наиболее кардинальным способом решения проблемы корректировки правосознания общества в вопросах ролевых и поведенческих моделей лиц обоего пола могло бы стать преподава-
1 См.: Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. М., 1996. С. 12—24.
2 См. подробнее: Поленина C.B. Указ. соч. С. 79.
3 См.: Проект Федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» // Интернет ресурс Гарант.
4 См. подробнее: Мергус Д., Датт М., Фжуэрг Н. Права женщин — права человека. М., 1996. С. 146-147.
ние в гуманитарных вузах России, прежде всего в юридических, специального факультативного курса под условным названием «Проблемы выравнивания правового статуса женщин и мужчин (опыт России и зарубежных стран)». Такого рода практика широко распространена в странах, которые принято называть цивилизованными. В США, например, вряд ли осталось высшее юридическое учебное заведение, где бы не велись специальные или общие курсы по вопросам гендерного (социополового) равноправия. В Колумбийском университете читаются общие курсы «Право, пол и публичный порядок», «Дискриминация в трудовых отношениях», проводятся семинары «Женщина и право», «Правовое регулирование родительства», «Правовые вопросы сексуальности». Характерно, что чем больше дисциплин по гендерной тематике включается в учебный план, тем выше шансы юридической школы занять хорошее место в престижном рейтинге, ежегодно проводимом Ассоциацией американских юридических школ.
Перечисленные выше и другие курсы необходимы в России в связи с тем, что женщины в нашей стране, в отличие, например, от женщин США, не имеют проблем с получением образования. Но в то же время половина российских женщин вообще никому не говорит о надругательствах над ними со стороны близких. Управление внутренних дел России опубликовало статистику, согласно которой каждые две секунды жертвой насилия или избиения становится одна женщина, а 60-75% российских женщин, лишившихся жизни в результате бытового насилия, были убиты после того, как разорвали отношения с обидчиком1.
Таким образом, преодоление гендерного разрыва в образовании (как в личной, так и в социальной жизни российских граждан), и притом более быстрыми темпами, по-прежнему остается актуальной, хотя и не столь важной, задачей многих стран, в том числе и США. Необходимость этого ощущается все сильнее по мере того, как мир движется к информационной эре и производство, основанное на современных знаниях, заменяет традиционные методы хозяйствования. Те, кто лишен доступа к базовому образованию, будут лишены и новых возможностей. Там, где продолжает существовать долговременный разрыв в образовании, женщины окажутся перед растущим риском отстать от мужчин по степени участия в развитии. Этот вывод в полной мере относится и к России.
1 См.: Шведова Н.А. Указ. соч. С. 37.