■ ■ ■ ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Автор: ВЕЛЛЕМ Л.А.
ВЕЛЛЕМ Лариса Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной безопасности, направление «Экономическая безопасность» Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФНБ РАНХиГС).
Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел.: 8-916-377-55-82. Е-mail: [email protected].
Аннотация: Автор акцентирует внимание на вопросах гендерного неравенства в области социально-трудовых отношений в социальной сфере. В результате исследования автором показано, что рынок женской рабочей силы традиционно имеет отличия от рынка мужской рабочей силы. Эти отличия определяются главным образом репродуктивной функцией женщины, различиями в семейных обязанностях, что приводит к гендерным особенностям в трудовом поведении. Автор указывает на то, что регулирование социально-трудовой сферы должно осуществляться с позиции гендерного подхода, предполагающего учитывать характеристики трудового поведения и особенностей рабочей силы участников социально- трудовых отношений, в зависимости от пола (мужчин и женщин). Условием эффективного труда является социальная и экономическая свобода женщин и мужчин, а элементом социальной свободы является возможность выбора. Свободное трудовое поведение предполагает наличие альтернативных путей достижения цели, и возможность самостоятельного выбора любого из путей в соответствии с личными предпочтениями. Автором отмечено, что при правильном построении государственной политики занятости можно получить высокую трудовую мобильность.
Ключевые слова: рынок труда, коммуникативная среда, трудовое поведение, социальнотрудовые отношения, занятость населения, гендерное неравенство, гендерные стереотипы, гендерный бюджет, гендерная диспропорция.
Заседание Международного круглого стола «Гендерное равенство: проблемы и перспективы», проведенного 25 марта 2014 года Институтом государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), показало, что проблемы гендерного неравенства, гендерной асимметрии в сфере труда и в области социально-трудовых отношений являются и сегодня крайне актуальными.
Становление рынка труда, изменение трудовых отношений, обусловленные проводимыми в России социально-экономическими реформами, оказали влияние на трудовое поведение всех групп населения.
Для современной российской экономики характерна активизация факторов, порождающих социальные риски, связанные с изменением структуры занятости, несовершенством социально-защитных механизмов в социально-трудовой сфере. Одной из уязвимых категорией населения в области трудовых отношений являются женщины.
В связи с этим, регулирование социально-трудовой сферы должно осуществляться с позиции гендерного подхода, предполагающего учитывать характеристики трудового поведения и особенностей рабочей силы участников социально- трудовых отношений, в зависимости от пола (мужчин и женщин).
Рынок женской рабочей силы традиционно имеет отличия от рынка мужской рабочей силы. Эти отличия определяются главным образом репродуктивной функцией женщины, различиями в семейных обязанностях, что приводит к гендерным особенностям в трудовом поведении. Социально-экономические показатели свидетельствуют о значительной гендерной асимметрии в сфере труда.
Решение проблемы улучшения положения женщин в социально-трудовой сфере заключается не только в улучшении качества рабочих мест, но и в обеспечении условий для реализации прав женщин по участию их в общественном производстве.
Взятый курс на развитие добывающих отраслей, отсутствие комплексной промышленной политики, кризис в ряде секторов (тонкое и точное машиностроение, легкая и текстильная промышленность), традиционно опирающихся на женские кадры, снижение их доли в ставшей самой высокооплачиваемой финансовой сфере, сохранение «стеклянного потолка» в продвижении женщин в государственной службе, - все это реальные проблемы.
Женщины в большей степени находятся в зоне низко оплачиваемого труда, чем мужчины, отсутствие достойного самостоятельного дохода не позволяют женщине реализовать свое право на социальное равенство с мужчинами. Поэтому государственная политика должна учитывать перечисленные негативные факторы.
Регулирование социально-трудовой сферы должно осуществляться с позиции гендерного подхода, предполагающего учитывать характеристики трудового поведения и особенностей рабочей силы участников социально- трудовых отношений в зависимости от пола.
Технологические достижения, массовое производство обеспечило устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Совершенствование образовательной системы, охватившей большую часть населения, привело к накоплению человеческого капитала, в том числе женщинами. В соответствии с этим выросло женское самосознание, изменилась система общественных ценностей, формируется общественное движение, которое ставит своей целью изменение положения женщины в обществе.
Отсюда, соотношение женской и мужской рабочей силы на рынке труда должно учитывать гендерные особенности. Анализ труда женской рабочей силы базируется на простой модели предложения труда, а именно мужчина и женщина распределяют свое время между работой и не работой. Исходя из предпочтений сочетания работы и досуга, ставки заработной платы, размеров нетрудового дохода, каждый человек сам определяет свое трудовое поведение.
Наличие семьи и связанных с ней обязанностей влияет на тенденции предложения труда женской рабочей силы. Женщина распределяет свое время не между работой и досугом, а между работой, досугом и временем, затрачиваемым на ведение домашнего хозяйства. Отсюда и поведение мужчин и женщин на рынке труда различное.
Существует также учет разнородности рабочих мест. Это имеет значение для рынка труда женской рабочей силы, так как гендерная сегрегация рабочих мест устойчиво сохраняется во многих странах, в том числе и в России, хотя есть определенные изменения.
Прежде всего, различен по уровню квалификации и оплаты труда состав рабочих мест. Женщины, которые традиционно рассматриваются как работники «второго сорта», как правило, трудятся на менее квалифицированных и менее оплачиваемых местах. Это явление получило название профессиональной сегрегацией женщин. Она устойчиво сохраняется в современном мире, в том числе и в России.
Таким образом, существующая в обществе система норм поведения индивидов предписывает им выполнение социально-половых ролей. Женщинам и мужчинам навязываются определенные роли, отклонения от которых связано с общественным неприятием. Формируются различные барьеры на пути полноценной реализации личности, основанные на стереотипном представлении о поведении пола. Данные стереотипы не имеют под собой объективного основания, связанного, например, с биологическими особенностями организма человека, а сформированы социальной средой.
Масштабность и устойчивость воздействия гендерных стереотипов на общественное сознание приводит к возникновению дискриминационных явлений в отношениях мужчин и женщин. Необходимо отметить, что женщин последними нанимают и первыми увольняют с работы.
Безусловно, гендерные отношения являются необходимыми составляющими всех сфер человеческого социума, неотъемлемой частью трудовых отношений в социальнотрудовой сфере.
Преодолению гендерной асимметрии в социально-трудовых отношениях служат исследования проблем в обществе, связанные с социополовой проблематикой. Теоретическая оценка реальных возможностей мужчин и женщин в системе социально-трудовых отношений, должна складываться исходя из предшествующего опыта развития трудовых отношений, при анализе влияния экономических, социальных, политических аспектов на поведение участников социально-трудовой сферы с применением социополовых параметров.
При исследовании активности женщин в социально-трудовой сфере на современном этапе акцентируется внимание, прежде всего, на соотношение двух сфер общественно-полезной деятельности: труд в сфере общественного хозяйства и в домашнем хозяйстве.
«Характер общественных взаимоотношений между полами зависит, - отмечает Н.М. Римашевская, - не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания, престижности мужских и женских занятий» [1].
Главным фактором для женщин в современных экономических условиях является наличие выбора одной из моделей трудового поведения в соответствии с желанием, возможностями и ценностными ориентациями каждой конкретной женщины.
Условием эффективного труда является социальная и экономическая свобода женщин и мужчин, а элементом социальной свободы является возможность выбора. Свободное трудовое поведение предполагает наличие, во-первых, несколько альтернативных путей достижения цели, и, во-вторых, возможность самостоятельного выбора любого из путей в соответствии с личными предпочтениями.
Что касается занятости женщин, то основными особенностями являются: совмещение профессиональной функции с материнской; особая чувствительность к режимам рабочего времени, выраженная через повышенную потребность в перерывах в трудовой деятельности; двойная загруженность времени - профессиональная и домашняя, что ведет к минимизации времени отдыха за счет сокращения внерабочего времени; ограничения выбора рабочего места по физическим и физиологическим признакам; повышенная ориентация на занятия, являющиеся продолжением домашнего труда (обслуживание, ремесло, дети, здоровье и т.п.); заниженная цена рабочей силы и ее частичное возмещение через социальные издержки работодателя и общества и др. [2]
Учитывая зависимость общественно-трудовой активности женщин от разделения труда в домашнем хозяйстве, западные экономисты сформулировали возможные модели разделения труда в домашнем хозяйстве на современном этапе развития общественных отношений: [3].
- традиционная модель «трудовой зависимости» (dependent labour), при которой ценность женской рабочей силы на рынке труда вторична и закрепляется в кругу домашних обязанностей;
- эгалитарная модель «адаптированного партнерства» (adaptive patnership), когда при занятости женщины в общественном производстве мужчина выполняет часть домашних обязанностей, распределив таким образом семейную нагрузку;
- переходная модель «постепенной адаптации» (lagged adaptation) предусматривает перераспределение домашних обязанностей в перспективе при изменении традиционных установок у будущих поколений.
Эгалитарную модель экономисты рассматривают больше теоретически, чем практически возможную в настоящее время. Возникает замкнутый круг, в котором биологические различия закрепляются и усиливаются экономическими действиями.
Очевидно, что существующий стереотип возник на основе культурно-социологического опыта и прочно удерживается в сознании людей. Американский антрополог Маргарет Мид в своих исследованиях показала, что не биологические различия между полами, а культурные формируют образ и поведение женщины и мужчины в сфере труда. Нельзя отбрасывать биологические факторы при объяснении взаимоотношений полов, но также важно значение социально-культурных факторов в формировании этих отношений.
Таким образом, совмещая труд, материнство, домашнее хозяйство, женщина - традиционно менее желаемый работник, чем мужчина, с его установкой на профессионально-деятельную сторону жизни. Материнская функция всегда заметно влияет на трудовую карьеру женщины: больше перерывов в работе, затраты на специальную охрану труда в соответствии с нынешним законодательством о труде, социальные льготы и др.
Конкурентоспособность женской рабочей силы на рынке труда характеризуется экономическими, социально-психологическими, демографическими аспектами [4].
Экономические аспекты: уровень производительности женского труда, работоспособность, качество выполнения работ.
Социальные: уровень образования, квалификация, профессионализм, способность к адаптации, трудовая мобильность.
Демографические: возраст, семейное положение, дети.
Из всех перечисленных факторов именно демографические - семейное положение, дети обусловливают пониженную конкурентоспособность женского труда.
Дискриминация наблюдается также и в сфере оплаты труда. Здесь имеет значение установление государством монопольно низкой минимальной оплаты труда, которая в основном касается женщин. Занижение государством оплаты труда учителей и медиков - один из главных факторов отставания женщин от мужчин по уровню трудовых доходов. Повышенная доля официально безработных среди женщин, живущих на минимальные пособия - еще один негатив, влияющий на недостаточный уровень женского труда [5].
Отсюда необходимо государственное регулирование в сфере социально-трудовых отношений. Вне такого регулирования не может быть реализована политика равенства по полу.
Обеспечение равных возможностей по полу на рынке труда не требует дополнительного государственного финансирования, а контроль за соблюдением такого законодательства, как уже говорилось выше, может производиться уже существующими государственными институтами.
При правильном построении политики занятости можно получить высокую трудовую мобильность. Основным критерием хорошей работы для мужчин и женщин сегодня является уровень оплаты труда (83-91%).
Основные принципы и направления политики, содействующей достижению равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда, сформулированы в документах МОТ. Законодательные основы положения мужчин и женщин на рынке труда заложены в Конституции РФ, Конвенциях МОТ, ратифицированных Россией, Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «О занятости населения РФ» и других законодательных актах, законах о повышении минимального размера заработной платы, о повышении ставок и окладов работников бюджетной сферы.
Реализация этих законов требует определенной политики государства и, так как тут существуют гендерные аспекты отношений, то в этом случае может использоваться технология гендерного бюджета [6].
Как известно в теории гендерного бюджета приводятся три категории бюджетных расходов по гендерному признаку (они репрезентативны и для применения в сфере социально-трудовых отношений).
Категория А. Расходы, нацеленные на конкретные группы женщин и мужчин (увольнение с работы в связи с призывом в армию, оплата отпуска по беременности и родам и т.п.).
Категория Б. Расходы, связанные с предоставлением равных возможностей в общественном секторе (программы занятости для безработных женщин, льготы для повышающих свою квалификацию женщин с маленькими детьми, развитие дешевых дошкольных учреждений и других форм содействия семье в воспитании детей, налоговые льготы на детей и т.п.).
Категория В. Гендерно нейтральные бюджетные направления, имеющие фактически различные социальные последствия для женщин и мужчин (ассигнования на регулирование оплаты труда в госсекторе, трудовые пенсии, социальное страхование работников и т.п.). В системе гендерного бюджета именно третья категория расходов косвенно влияет на гендерные пропорции и диспропорции через различную реакцию населения по группам женщин и мужчин.
Исходя из законодательства о бюджете, ежегодное принятие его на федеральном уровне должно сопровождаться изменением норм минимальной заработной платы. Поэтому необходимо при проведении социальной (гендерной) экспертизы бюджета обратить внимание на размеры и темпы повышения минимальной заработной платы (МРОТ). Актуальным является сопоставление проектов бюджета по МРОТ с величиной прожиточного минимума (ПМ), исходя из требований Трудового кодекса об их соответствии. Исходя из этого, важно определить, насколько данный бюджет продвигает политику государства по пути ликвидации этого разрыва.
Наиболее актуальная гендерная диспропорция, зависимая от бюджета,- оплата труда в государственном секторе. Это госслужащие, работники социально- культурной сферы, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, оплачиваемые по схемам государственных служащих, устанавливаемых в зависимости от уровня подчиненности, либо федеральной властью, либо субъектами и муниципалите-
тами, либо по единой тарифной сетке (ЕТС). Эти группы государственных работников бюджет финансирует различно: в отраслевой бюджетной классификации органы управления помещены в раздел «Общегосударственные расходы», в ведомственной росписи оплата их выделяется в общем содержании каждого министерства и ведомства, независимо от отраслевой принадлежности, в экономической - включается в общую сумму заработной платы сектора государственных услуг. Фонд оплаты работников социально-культурных отраслей, оплачиваемые по ЕТС (обычно называемые бюджетниками), отражается в отраслевой классификации по принятому в Бюджетном кодексе перечню государственных функций: образование, здравоохранение, социальная политика и пр., содержание которых также кодифицировано.
Финансовая политика в отношении работников сферы социально-культурных услуг является одним из главных объектов технологии гендерного бюджетирования [7]. Подавляющее большинство занятых здесь работающих - женщины и здесь действует классическая схема гендерного неравенства, когда государство-собственник имущества и активов учреждений и монопольный работодатель в этой сфере услуг уплачивает учителям, медикам и пр. монопольно низкую цену труда. В доказательство можно привести сравнение размера прожиточного минимума со средней заработной платой в образовании, здравоохранении, культуре с учетом коэффициента иждивения и качества труда, отражающего уровень образования, опыт (стаж работы).
Государственная поддержка занятости женщин в сравнении с мужчинами, ее социально-защитная роль на рынке труда позволит расширить свободу выбора жизненного пути и способы самореализации личности, будет способствовать усилению и развитию мирового сообщества.
Список литературы
1. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. Под ред. Римашевской Н.М., М., Наука, 1991. C. 7.
2. ВеллемЛ.А. Регулирование занятости женщин в переходной экономике России. // Вопросы философии, №2, 2010. С. 17-19.
3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С.143.
4. Рынок труда и доходы населения. Под ред. Н.А.Волгина. М., 1999. С. 27.
5. РжаницынаЛ. С. Экономические аспекты социальной политики. М., 1991.
6. Веллем Л.А. Роль бюджета в регулировании социально-трудовых отношений на современном этапе, пути преодоления трудовой дискриминации и профессиональной сегрегации женщин // Гендерные бюджеты в структуре социальной политики. Учебное пособие. Часть 1 / Материалы к курсу под общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина // М., 2007. 286 с.
7. Ржаницына Л.С., Калабихина И.Е. Руководство по гендерно-ориентированному бюджетированию. М., 2012.
8. Акимова А.К. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / А.К.Акимова, Н.А.Волгина // Социологические исследования. № 4, 2008. С. 87 89.
9. АтоянИ.И. К вопросу о женской безработице / И.И.Атоян // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 23 - 30.
10. Буланов B.C. Современные проблемы занятости и безработица / В.С.Буланов // Человек и труд. 2010. № 11. С. 44 - 47.
11. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе / О.А.Воронина // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 4. С. 11-12.
12. Здравомыслова Е.А. Гендерные аспекты современной российской трансформации: проблемы, методология исследования. / Диссерт. на соиск. уч.ст. доктора соц.наук, М., 2008.
13. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А.Здравомыслова, А.А Темкина // Социологические исследования. 2009. № 11. С. 21 - 26.
14. Колосова P.И. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России / Р.И.Колосова, Т.О. Разумова // Вопросы экономики. - 2010. № 7. С. 65 - 68.
15. Котляр А. О понятии рынка труда / А.Котляр // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 56 - 60.
16. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы / К.Лайкам // Человек и труд 2010. № 7. С. 21 - 26.
■ ■ ■ GENDER ASPECTS IN SOCIAL AND LABOR COMMUNICATIONS
Author: VELLEM, L.A.
VELLEM Larisa Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of National Security, Direction "Economic Security" of the Department of the National Security, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) Address: 84, Vernad-skogo prospect, Moscow, Russia, 119571.
Tel.: 8-916-377-55-82. E-mail: [email protected].
Abstract: The author focuses on the issues of gender inequality in the field of social and labor relations in the social sphere. The study shows that female labor market has traditionally been different from male labor market. These differences are mainly determined by the reproductive function of women, differences in family responsibilities, which lead to gender features in the labor behavior. Indicates that the regulation of social and labor sphere should be from the perspective of gender approach that consider the characteristics of labor behavior and characteristics of the labor force participants in social and labor relations, depending on gender (men and women). Condition of effective labor is a social and economic freedom for women and men, but an element of social freedom is a choice. Free labor behavior suggests the existence of alternative ways of achieving goals, and the ability to self-select any of the paths according to personal preferences. The author notes that the proper construction of the state employment policy, you can get high labor mobility.
Keywords: labor market, communicative environment, work behavior, social and labor relations, employment, gender inequality, gender stereotypes, gender budgeting, gender disparity.
References
1. Zhenshchiny v obshchestve: realii, problemy, prognozy. Pod red. Pimashevskoy N.M., M., 1991. 7s. [Women in Society: Realities, Problems and forecasts. Ed. N. Rimashevskaya, 1991. P. 7. Moscow].
2. Vellem, L.A. Regulirovanie zaniatosti zhenshchin v perekhodnoy ekonomike Possii. S. 17-19 / 2010. № 2 // Voprosy filosofii. [Vellem LA. (2010). ‘Regulation of employment of women in the Russian economy in transition’. Problems of Philosophy. № 2. 2010. P. 17-19. Moscow].
3. Ageev, V.S. Mezhgruppovje vzaimodeystvie: sotsialno-psir Problems of Philosophy hologicheskie problemy. Izdatelstvo MGU, 1990, S. 143. [Agueyev V.S. (1990). Intergroup interaction: the socio-psychological problems. Moscow State University, 1990. P.143].
4. Rynok truda i dokhody naseleniya. Pod. Red. N.A. Volgina.-M. Izdatelstvo «Filin», 1999, s 27. [Labour market and income of population. Ed. N.A.Volgin. M., 1999. P. .27 . Moscow].
KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY
5. Rzhanitsina, L.S. Ekonomicheskie aspekny sotsialnoy politiki. M., 1991. [Rzhanitsina L.S. (1991). Economic aspects of social policy. Moscow].
6. Vellem, L.A. Rol byudzheta v regulirovanii sotsialno-trudovykh otnosheniy na sovrenennom etape, puti pre-odoleniya trudovoy diskriminatsii i professionalnoy segregatsii zhenshchin // Gendernye byidzhety v structure sotsialnoy politiki. Uchebnoe posobie. Chast 1./ Materialy k kursu pod. obshchey red. Prof. N.A. Volgina. M. Izdatelstvo «Prospekt», 2007. 286 s. [Vellem, LA. (2007). Budget role in the regulation of social and labor relations at the present stage, overcoming employment discrimination and occupational segregation of women // Gender Budgets in the structure of social policy. Tutorial Part 1. Ed. prof. N.A. Volgin. 286 p. Moscow]
7. Rzhanitsina, L.S., KalabikhinaI.E. Rukovodstvo po genderno orientirovannomu byudzhetirovaniyu. M. IE RAN, 2012. [Rzhanitsina L.S., Kalabikhina I.E. (2012). Guidelines for gender-oriented budgeting. Moscow].
8. Akimov, A.K. Sotsialno-trudovaya sfera Rossii v pererhodny period: realii i perspektivy. / A.K.Akimov, N.A.Vol-gin. //Sotsiologicheskie issledovaniy, s. 87-89. - 2008.- № 4. [Akimov, A.K. (2008). Social and labor sphere Russia in Transition: Realities and Prospects // Sociological Studies, No.4,2008. Moscow].
9. Atoyan I.I. K voprosu o zhenskoy bezrabotitse. // I.I.Atoyan. Sotsiologicheskie issledovaniy, s. 23-30. 2009. № 7. [Atoyan I.I. (2009). Sociological Studies, No. 7, P. 23-30. Moscow].
10. Bulanov B.C. Sovremennye problemy zanyatosti i bezrabotitsa. / V.S.Bulanov, //Chelovek i trud. - 2010. -№ 11, s.44-47. [Bulanov B.C. (2010). Modern problems of employment and unemployment / V.S.Bulanov // Man and labor. 2010. № 11. Pp. 44 - 47. Moscow].
11. Voronina O.A. Sotsiokulturnye determinanty razvitiy gendernoy teorii v Rossii i na Zapade. / OA Voronina // Otechestvenny zhurnal sotsialnoy raboty. 2011, № 4, s.11. [Voronina, O.A. (2011). Sociocultural determinants of gender theory in Russia and in the West // Domestic Journal of Social Work. No.4, 2011. P. 11-12. Moscow].
12. Zdravomyslova, E.A. Gendernye aspekty sovrenennoy rossiyskoy transformatsii: problemy, metodologiy issledovaniy. - Dissertatsiy na soiskanie uchenoy stepeni doktora sotsiologicheskirh nauk. -M.- Institut RAN. - 2008. [Zdravomyslova E.A. (2008). Gender aspects of the modern transformation of Russia: problems, research methodology. / Dissertation. Moscow].
13. Zdravomyslova, E.A. Sotsiologiy gendernykh otnosheniy i genderny podkhod v sotsiologii. / E.A.Zdravomyslova, A.A Temkina. - Sotsiologicheskie issledovaniy. - 2009. - № 11, s. 21-26. [Zdravomyslova, E.A.
(2009). Sociology of gender relations and gender perspective in sociology / E.A.Zdravomyslova, Temkina, A.A. // Sociological Studies. 2009. № 11. P. 21 - 26. Moscow].
14. Kolosova, P.I. Zanyatost otdelnykh sotsialono-demograficheskikh grupp naseleniy v perekhodnoy ekonomike Rossii. / R.I.Kolosova, T.O.Razumovaio. // Voprosy ekonomiki, 2010. № 7, s. 65-68. [Kolosova, P.I.
(2010). Employment individual socio-demographic groups in the transitional economy of Russia / R.I.Kolosova, T.O.Razumova / / Problems of Economics. - 2010. № 7. P. 65 - 68 . Moscow].
15. Kotlyar, A. O ponyatii rynka truda. / A.Kotlyar // Voprosy ekonomiki. - 2008.-№ 1. - s. 56-60. [Kotlyar A. (2008). On the concept of labor market. / Problems of Economics. 2008. № 1. P. 56 - 60. Moscow].
16. Laikam, K. Strukturny analiz zanyatosti i bezrabotitsy. // Chelovek i trud. 2010. № 7, s. 21-26. [Laikam K. (2010). Structural analysis of employment and unemployment // Man and work, No. 7. P. 21-26. Moscow].