УДК 796.01:159.9
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
®2011 Шахов Ш.К., Дамадаева А.С.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье анализируется проблема психологического сопровождения спортсменов с точки зрения гендерного подхода. Рассматриваются возможности коррекции гендерных характеристик личности в ходе целенаправленного формирования маскулинности и феминности.
The authors of the article analyze the problem of the sportsmen’s psychological support from the view-point of the gender approach. They consider the correction possibilities of the person’s gender characteristics during the purposeful formation of the masculinity and the femininity.
Ключевые слова: гендер, спорт, коррекция, маскулинность, феминностъ.
Keywords: gender, sports, correction, masculinity, femininity.
В отечественной психологии спорта одной из наиболее актуальных и перспективных задач является разработка системы психологического сопровождения спортсменов в рамках спортивной деятельности. Этой проблеме посвящено довольно много работ. Однако на данный момент большинство из них являются сугубо «теоретическими», не прошедшими процедуру эмпирической проверки, поэтому остаются на уровне перечня наиболее актуальных направлений психологической помощи спортсменам, зачастую - без указания конкретных методов, приемов и психотехник.
Согласно общепринятому
определению, психологическое
сопровождение спортсмена - это комплекс мероприятий, связанных с оптимизацией его подготовки к соревновательной деятельности и решению наиболее типичных для спорта психологических проблем.
К основному спектру задач психологического сопровождения
спортивной деятельности относятся спортивная психодиагностика, общая и специальная психологическая
подготовка спортсменов, которые направлены на решение самых
разнообразных проблем, возникающих в процессе осуществления спортсменом его деятельности (совершенствование саморегуляции, межличностных
отношений, отношения к различным аспектам спортивной деятельности, подготовка к соревнованиям и т.п.).
Соответственно, в процессе психологического сопровождения
спортсменов должны быть
задействованы практически все известные на данный момент методы психологической помощи -
психодиагностика, просвещение,
консультирование, тренинг,
психотерапия, адаптированные для решения проблем спортсменов.
К числу основных принципов
психологического сопровождения
спортсменов относятся: принцип
профессионализма, комплексного
подхода и научной обоснованности применяемых психологом методов
помощи.
Следует, однако, отметить, что на данный момент внедрение
психологического сопровождения в практику спорта является явно недостаточным по целому ряду причин. К их числу относятся и недостаток квалифицированных кадров, и слабая
заинтересованность психологов, и трудности организационно-финансового порядка, а также установка многих тренеров, полагающих, что они справляются с функциями спортивного психолога, хотя, как свидетельствуют исследования, большинство тренеров являются недостаточно компетентными в решении психологических проблем спортсменов.
Анализируя современное состояние проблемы психологического
сопровождения в спорте, можно констатировать, что это направление деятельности находится в стадии разработки: его задачи, методы и
методики уточняются и адаптируются под сложившуюся социальную современную ситуацию в обществе в целом и в спорте в частности. Для этой сферы характерно достаточно типичное для различных наук отставание существующей теории от запросов спортивной практики [5].
Одним из важных принципов осуществления психологического
сопровождения спортсмена является реализация индивидуального и дифференцированного подхода к решению его проблем. В качестве критериев для дифференциации
спортсменов обычно рассматриваются возраст, спортивный стаж, уровень подготовки, вид спорта.
Психологические параметры
используются крайне редко, в основном это касается типов нервной системы и свойств темперамента. Все это существенно затрудняет реализацию
индивидуального подхода к подготовке спортсменов, в то время как очевидно, что учет субъективной интерпретации собственной деятельности,
индивидуального своеобразия
психической регуляции деятельности, ее жизненного контекста деятельности
будет способствовать продлению профессиональной карьеры и сохранению психического здоровья
спортсменов [1].
Одной из важных характеристик личности является ее половая принадлежность. Однако пол спортсмена как критерий для дифференциации в
оказании ему психологической поддержки практически не
рассматривается. Только недавно появились единичные призывы к осуществлению специфического
подхода к спортсмену с учетом его половой принадлежности [2]. Но конкретных рекомендаций, связанных с психологическим сопровождением
спортсменов мужского и спортсменов женского пола, в доступной нам литературе обнаружить не удалось.
Примерно такая же ситуация сложилась и в сфере организации тренировочно-соревновательного процесса. Большинство специалистов признают целесообразность разработки специфической для женщин методики спортивной тренировки, с учетом ее физиологических особенностей.
Подчеркивается, что, к сожалению, в современной теории и методике физической культуры вопросы
подготовки спортсменов в спорте
вообще и высших достижений в
частности касаются преимущественно мужчин [6]. При анализе пятнадцати
учебников последнего десятилетия, отражающих как теорию и методику физической культуры, так и методики тренировки в наиболее
распространенных видах спорта,
выяснилось, что особенности женского организма и тренировки спортсменок кратко выделены только в восьми [5].
Тем не менее оценить степень
практического внедрения данных
разработок не представляется
возможным. Однако практика
подготовки спортсменов
свидетельствует о том, что гендерный
аспект в тренировочном процессе
недостаточно учитывается. Это мнение подтверждается результатами опроса спортсменок, свидетельствующего о том, что у 82% из них тренеры не осведомляются о самочувствии и
состоянии здоровья. Почти все тренеры
снижают нагрузку в тренировочном
процессе лишь по просьбе самих спортсменок. Возможно, именно с этим связано то, что, по данным другого исследования, 20,6% спортсменок
считают, что занятия спортом негативно повлияли на их здоровье [4].
Результаты исследований
свидетельствуют, что специалисты в сфере физической культуры (как
действующие, так и будущие) не обладают необходимыми знаниями в сфере гендерной психологии и
различных ее аспектов в спортивной деятельности. Следует обратить внимание на то, что в современной физиологии предлагается
дифференцировать способы тренировок для женщин в зависимости от их соматотипа. В связи с этим выделяются две группы спортсменок: первая -
женщины с фемининным соматотипом (который редко встречается у
спортсменок), для которых возможно построение тренировочного цикла с учетом фаз овариально-менструального цикла, и вторая - женщины маскулинного типа, тренировочный процесс которых целесообразно строить исходя из общих закономерностей тренировки (по «мужскому» типу) [5]. Вполне возможно, что это утверждение может иметь отношение не только к физиологическим, но и психологическим аспектам гендера. Но это нуждается в эмпирической проверке, хотя некоторые авторы предлагают осуществлять дифференциацию тренировочных и соревновательных воздействий в соответствии с гендерной
идентичностью спортсменок.
Что касается психологических аспектов дифференцированного подхода к спортсменам в зависимости от их половой принадлежности, то отмечается необходимость более внимательного, деликатного и тактичного отношения к спортсменкам со стороны тренера, который должен обладать широким арсеналом методов воздействия [4]. Следует добавить, что, поскольку большинство тренеров являются
мужчинами, им необходимо изучать особенности женской психики,
вследствие незнания которых у многих тренеров-мужчин складывается
впечатление, что женские команды неуправляемы.
Е. П. Ильин, выделяя целый ряд психологических особенностей
руководства женскими спортивными командами, отмечает, что тренеру нужно быть более осторожным в своих словах и поступках (упрек, брошенный тренером двум-трем спортсменкам, может
неожиданно вызвать негативную реакцию у всей команды) [3].
Необходимо учитывать, что в опасной ситуации спортсменки могут
растеряться, забыть выученное и чувствуют себя спокойно, только если тот или иной тактический или технический прием отработан до совершенства. Женщины в большей мере привязаны к дому, семье, близким, и все это мешает их полной самоотдаче спортивным занятиям. В процессе соревнования они более зависимы от реакции публики, чем мужчины. При оценке тренера спортсменки большее значение придают его коммуникативным качествам, ему необходимо «завоевать» их симпатии, но опасаются явления коллективной «влюбленности» (для чего нужно стимулировать присутствие на тренировках и соревнованиях молодых людей, с которыми дружат
спортсменки). В работе со
спортсменками тренеру нужно соблюдать баланс между жесткостью и мягкостью, что весьма трудно.
Также следует обратить внимание на некоторые рекомендации, сделанные Н. С. Цикуновой в результате исследования проблемы гендерных различий спортсменов [8]. Автор полагает, что в процессе обучения в вузе необходимо образование студентов с учетом
гендерной проблематики, что должно способствовать снижению гендерных
стереотипов в работе с будущими
учениками. Также тренерам
рекомендуется проводить беседы с
учениками и их родителями по гендерному вопросу (например,
приводить примеры из истории единоборств, связанные с ролью женщин в их развитии, для разрушения мифа о борьбе как о «мужском» виде спорта). Тренерам следует формировать и поддерживать значимость мотивов
прикладной роли единоборств,
достижения высоких результатов, совершенствования физических и психических качеств у спортсменов обоих полов.
Инструкторам, специализирующимся в маскулинных видах спорта, необходимо способствовать снижению тревожности у высококвалифицированных спортсменов мужского пола, связанной с жесткой спортивной конкуренцией и страхом не соответствовать своей гендерной роли (оказаться не «лучшим»), В фемининных видах - обращать внимание девочек на качества характера, необходимые в спорте: уверенность в себе,
мужественность, смелость. Н. С. Цикунова считает нужным формировать у всех спортсменов андрогинный тип личности, к сожалению, не указывая средств достижения этой цели [8].
Одной из задач психологического сопровождения деятельности
спортсменов является осуществление психологического отбора спортсменов. В целом проблема отбора спортсменов разного пола на данный момент практически не разработана. Можно встретить лишь единичные мнения по данному вопросу. Так, например, некоторые авторы полагают, что при отборе в скоростно-силовые виды легкой атлетики следует отдавать предпочтение женщинам маскулинного типа. Однако в данном случае имеются в виду физиологические критерии
(атлетический соматотип, особенности полового развития). Тем не менее можно предполагать, что в некоторых видах спорта психологическая маскулинность может служить критерием для отбора спортсменок.
Немаловажным направлением в деятельности психолога в процессе
Примечания
гендерно-ориентированного психологического сопровождения
спортсменов является просвещение
спортсменов (вернее, спортсменок) по разным аспектам влияния спорта на различные стороны их благополучия. До сих пор даже взрослые спортсменки зачастую не осведомлены обо всех последствиях занятий
профессиональным спортом [7]. Принимать окончательное решение, конечно, должна сама спортсменка, но она должна быть проинформирована относительно последствий различных составляющих спортивной жизни (нагрузок, приема различных
медикаментозных препаратов и т.д.).
Также в процессе реализации гендерно-ориентированного подхода в сопровождении спортсменов можно столкнуться с такой проблемой, как «равнодушие» со стороны специалистов непсихологического профиля, так как они по-прежнему акцентируют свое внимание на проблемах спортивной подготовки женщин к большим физическим нагрузкам с учетом
особенностей адаптации организма к
ним. Кроме того, несмотря на то, что важность систематического внедрения результатов проводимых исследований в спортивную практику несомненна, в реальности это происходит далеко не всегда.
В целом проблема разработки гендерно-ориентированного подхода в психологическом сопровождении
спортсменов является одной из
актуальных и перспективных задач современной психологии спорта, совершенно не решенной на данном этапе ее развития.
1. Горская Г. Б. Новые подходы к психологическому обеспечению подготовки спортсменов // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). М., 1999. С. 284-287. 2. Горская Г. Б. Психологические проблемы подготовки спортсменов разного пола // Physical education and sport. Quarterly. V. 46. Supplement 1. Part 2. Sixth International Scientific Congress Modern Olympic Sport and Sport for All. Warsaw : Scientific Publishers PWN, 2002. C. 48-49. 3. Ильин E. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб. : Питер, 2002. 544 с. 4. Лубышева Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 13-16. 5. Соболева Т. С. О проблемах женского спорта // Теория и практика физической культуры. № 6. 1999. С. 56-65. 6. Соколова
Н. И. Здоровье женщины в современном спорте // Физическое воспитание студентов. № 5. 2003. С. 34-40. 7. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 55-58. 8. Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. СПб., 2003. 19 с.
Статья поступила в редакцию 11.05.2011 г.