го движения;
— проявление инициативы в рамках деятельности общественного движения и принятие на себя ответственности;
— осмысление личного и коллективного опыта неформального движения;
- осознание конфликтов и неразрешимых противоречий с иными неформальными движениями и социальными группами;
- выработка целостной концепции
о роли неформального движения в общественной жизни и о путях самореализации в рамках его деятельности.
Дальнейшее изучение основ неформальной деятельности молодежи позволит сформировать целостную модель социокультурной анимации, включающую в себя как формальную составляющую общественной деятельности, так и неформальную, охватывающую и культурную, и социальную сферы общественной жизни.
Примечания
1. Гаспарян А. С. «Экзистенциальная социология» Эдварда Тирикьяна: дис. ... канд. соц. наук / А. С. Гаспарян. - М., 1997. - 121 с.
2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
3. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили / В. П. Зинченко. -М.: Новая школа, 1997. - 336 с.
4. Кордонский М. Очерки неформальной социотехники: [учебное пособие для лидера молодежной неформальной группы] / М. Кордонский, М. Кожаринов. - М.: Net2Net, 2008. - 336 с.
5. Соколов Р. В. В поисках «настоящей социальной педагогики» [Электронный ресурс] / Р. В. Соколов. - № 3. - 2004. - Режим доступа: www.altruism.ru <http:// www.altruism.ru>
6. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
А. С. Дамадаева
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
Статья посвящена проблеме формирования гендерных характеристик личности спортсменов. Несмотря на низкую степень изученности проблемы, ряд исследований свидетельствуют о том, что женщины, занимающиеся «мужскими» видами спорта, характеризуются высокой маскулинностью. Следовательно, спорт выступает в качестве культурного фактора, который вызывает определенные нарушения гендера личности. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, спортивная деятельность, личность, гендер, маскулинность, феминность, маскулинизация.
The article initiated to the problem of forming gender descriptions of a personality of the sportsmen. Despite of low degree of a level of investigation of this problem, much of researches testify to the opinion, that the women, who are engaged by «men's» types of sport, chararacterized as high masculinity. Therefore, the sport come out as the quality of culture factor, which dares definite disturbances of personality's gender. Keywords: socio-cultural activity, sport activity, personality, gender, masculinity, femininity.
Спорт является одним из видов деятельности человека, обладающей большой социальной значимостью. Во многих случаях спорт является своего рода «социальным лифтом», дающим возможность посредством определенных спортивных достижений завоевать более высокий социальный статус.
Один из «классических» принципов психологии провозглашает единство личности и деятельности. Это означает, что любой вид деятельности оказывает существенное влияние на формирование личности, тем самым выступая в качестве культурного фактора ее развития. Характер этого влияния целиком определяется специфическим содержанием самой деятельности.
Кроме того, влияние спортивной деятельности на личность более заметно, по сравнению с другими видами деятельности. Это объясняется тем, что профессиональной карьерой человек начинает заниматься, уже будучи «сложившейся» личностью (обычно — в периоде ранней взрослости), а спорт отличается гораздо более ранним началом карьеры. Для достижения более или менее существенных результатов в спорте приступать к занятиям необходимо уже в детстве (в некоторых видах спорта - с 3-5 лет). Таким образом, активные занятия спортом приходятся на наиболее сензитивные периоды формирования личности, чем и определяется такое влияние занятий спортом на психологический склад человека.
Проблема влияния спорта на формирование личности является одной из ключевых в психологии спорта. Тем не менее, несмотря на давнюю историю изучения, ее нельзя считать решенной, особенно в современных условиях, что связано с изменениями в самом спорте: его все большей профессионализацией и коммерционализацией.
Несмотря на общую популярность проблемы взаимодействия спортивной
деятельности и личности, в ее рамках можно обнаружить существенный «пробел». Он касается проблемы влияния спорта на формирование гендер-ных характеристик личности.
Под гендером в современной психологии понимается совокупность характеристик, определяющих степень мужественности (маскулинности) или женственности (феминности) индивида. Очевидно, что окружающими людьми человек причисляется к тому или иному полу на основании его внешних данных. Однако далеко не последнюю роль играет и фактор его психологических особенностей. В случае рассогласования внешних данных и психологического склада личности возникают определенные нарушения гендера (феномены «женственных» мужчин и «мужеподобных» женщин), которые привлекают повышенное (и зачастую - негативное) внимание со стороны социума и могут стать препятствием на пути к достижению многих социально и личностно значимых целей (например, в создании семьи, построении профессиональной карьеры).
Основной проблемой, которая волнует общественность в целом (и научную - в частности) в отношении спортивной деятельности в гендерном аспекте - это проблема маскулинизации девочек и девушек.
Спорт традиционно считается «мужским» видом деятельности, что связано со многими специфическими чертами. Это высокий (обычно - запредельно) уровень: физических и психических нагрузок на спортсмена; стрессогенности (так как деятельность спортсмена зачастую проходит в опасных, постоянно меняющихся условиях и характеризуется неопределенностью ее исхода); экстремальности (у спортсменов всегда высок риск травматиза-ции и различных нарушений здоровья); конкурентности - сущностью спорта является состязание, которое во мно-
гих его видах принимает очень жесткий характер личного противоборства (см.: 3, 5, 8).
В процессе учебно-тренировочных занятий и на самих соревнованиях спортсменов ориентируют сугубо на спортивный результат (а не на гармоничное развитие личности), причем тренеры осуществляют свою педагогическую деятельность в достаточно «жесткой» манере. Мир спорта достаточно жесток и по форме, и по содержанию. Недаром Г. Д. Горбунов (2) формулирует сущность спорта как «модели жизненной борьбы».
Очевидно, что эти особенности спортивной деятельности накладывают определенный отпечаток на личность спортсмена, «закаляя» ее. Однако то, что является, безусловно, позитивным фактором в отношении мужчин, не всегда оценивается столь же позитивно в отношении женщин. Это связано с довольно высокой ригидностью социальных установок, которые предписывают мужчинам быть сильными, жесткими, успешными, а женщинам - мягкими, комфортными в общении, но более пассивными и менее амбициозными.
Женский спорт прошел длинную историю борьбы с консервативными социальными установками. Его успехи во многом связаны с движением феминизма, представители которого боролись за равноправие женщин и мужчин. В настоящее время женщины активно участвуют в спортивных состязаниях по большинству видов спорта, они стали заниматься казавшимися прежде чисто мужскими видами спорта (например, тяжелая атлетика, различные виды борьбы и др.). Исследователи характеризуют современный этап развития женского спорта как период «бурной эмансипации» (4).
Эти завоевания неизбежно корректируют социальные установки. То, что раньше шокировало общественность
(например, «накачанные» мышцы у женщин, женские бои и т.п.), на данный момент многими людьми воспринимается спокойно и даже позитивно.
Однако в целом считать проблему решенной нельзя. Общество по-прежнему сопротивляется образу «мужественной женщины». Так, например, по данным исследования В. Старосты (1999), более 60% опрошенных мужчин и женщин одинаково негативно высказались в отношении занятий женщинами «мужскими» видами спорта. Зарубежные исследования также свидетельствуют, что если женщина занимается маскулинными видами спорта, то ее воспринимают как «мужеподобную» или «неестественную» (12).
Таким образом, на данный момент проблема взаимоотношений гендера и спорта находится в «подвешенном» состоянии. Более или менее объективный ответ на вопрос: а нужно ли женщинам заниматься спортом (по крайней мере, наиболее маскулинными его видами), могла бы дать наука.
Однако полноценных научных данных о характере влияния спорта на женский организм и психику крайне мало. Неопределенность и субъективизм в дебатах в отношении этой проблемы очень хорошо охарактеризовала З. А. Гасанова. Она отмечает: «одни категорически утверждают, что ни один вид спорта не наносит ущерба женственности спортсменок, но не приводят никаких весомых фактов для такого утверждения, не считая апелляции к феминистским эмоциям и отдельных примеров. Другие, отправляясь в основном от своих вкусовых пристрастий, обвиняют ряд видов спорта как в маскулинизирующем воздействии на женскую фигуру и психику, так и в попрании эстетических начал женского поведения» (1, с. 20). Также автор скептично отмечает, что в данном вопросе скорее всего не удастся освободиться от субъектив-
но-вкусовых суждений.
Отчасти признавая справедливость приведенного выше мнения, тем не менее обратим внимание на то, что проблема влияния спорта на гендерные характеристики личности нуждается во всестороннем и беспристрастном (по мере возможности) научном исследовании. Только научные исследования характера влияния спортивной деятельности на личность мужчин и женщин позволят получить данные, которые смогут «вооружить» определенные слои общественности необходимой информацией. Так, например, родители, отдавая ребенка в тот или иной вид спорта и, в силу его возраста, делая «за него» такой серьезный жизненный выбор, должны в полной мере представлять себе все последствия принятого ими решения. То же самое касается и ситуации личного выбора. Например, девочка-подросток, пожелавшая заниматься «мужским» видом спорта (например, боксом), должна своевременно предупреждена обо всех возможных последствиях.
Поскольку проблема гендера в спорте привлекает большое внимание со стороны общественности, остановимся на анализе различных позиций и результатов немногочисленных исследований, выполненных в ее рамках.
На данный момент в отношении проблемы влияния спортом на организм и психику женщин существует три подхода. Сторонники первого подхода полагают, что занятия спортом способствуют маскулинизации женщин (5, 9). Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что занятия спортом не вызывают эффекта маскулинизации (10). Существуют также сторонники некой «средней линии», мнение которых заключается в том, что занятия спортом повышают маскулинность у женщин, но не до критических значений (11). Каждый из этих подходов опирается на опреде-
ленные эмпирические данные. Рассмотрим некоторые из них.
Если говорить о влиянии спорта на женский организм, то исследования свидетельствуют, что у спортсменок обнаруживаются изменения морфологического характера: соматотип становится более мужественным (широкие плечи, узкие бедра, преобладание мышечной ткани); гирсутизм (мужской тип оволосения); недоразвитие вторичных половых признаков; повышенное содержание мужских половых гормонов. Довольно многие авторы также отмечают, что у спортсменок наблюдается достаточно много нарушений в репродуктивной сфере (4). Таким образом, данные антропоморфических и медицинских исследований свидетельствуют в пользу теории маскулинизации женщин вследствие занятий спортом.
В общем и целом внешний облик многих спортсменок является более мужественным по сравнению с их сверстницами, не занимающимися спортом. Для людей, не связанных со спортом, факт большей мужественности спортсменок по сравнению с другими представительницами этого пола, которая проявляется в их внешности и манере поведения, достаточно очевиден. Однако сами спортсменки зачастую так не считают. По данным опроса, проведенного Л. И. Лубышевой (6), они довольно высоко оценивают свою женственность и привлекательность и считают, что именно спорт помогает им хорошо выглядеть. Тем не менее треть спортсменок считает, что их женственность нуждается в коррекции, и 3,5% спортсменок убеждены, что они не обладают женственностью вообще. Таким образом, проблема социальной перцепции образа спортсменок и адекватности их собственного «Я-образа» нуждается в более углубленном изучении.
Данные психологических исследо-
ваний гендерных характеристик спортсменов являются гораздо более неоднозначными. Следует отметить, что в данном случае необходим сравнительный анализ не только спортсменов и спортсменок между собой, но и также в отношении лиц мужского и женского пола, не занимающихся спортом. Таких исследований немного и их результаты зачастую противоречат друг другу.
Так, в исследовании Е. А. Пархоменко (7) отмечается, что у подростков-спортсменов обнаружены существенные различия по половому признаку. У мальчиков обнаружено превосходство по отношению к девочкам по большинству параметров (самопринятию, эмоциональной комфортности, интернальности личности). В то время как между мальчиками и девочками, не занимающимися спортом, разница невелика и даже напротив - девочки демонстрируют большее самопринятие и склонность к доминированию. Следовательно, в данном исследовании выявлено, что спорт способствует не разрушению, а закреплению традиционных моделей мужественности и женственности, которые являются нарушенными как раз у обычных мальчиков и девочек.
Важным фактором, который может «пролить свет» на проблему гендера в спорте, является вид спорта, которым занимается спортсмен. Другими словами, в целом спортсмены могут и не отличаться от лиц, не занимающихся спортом, по параметрам маскулинности - феминности. Однако представители конкретных видов спорта могут обнаружить существенную психологическую специфику по сравнению как с людьми, не занимающимися спортом, так и со спортсменами в целом.
Н. С. Цикунова (10), проведя довольно обширное исследование спортсменов разных возрастов, в качестве видов спорта, репрезентирующих
образы мужественности, выбрала восточные единоборства (тхэквандо), а в качестве видов спорта, репрезентирующих образы женственности, -бальные танцы.
Рассмотрим выявленные автором особенности формирования личности в маскулинном виде спорта. Установлено, что с возрастом у женщин, занимающихся тхэквандо, усиливается жесткость, практичность, степень самоконтроля. Показатели по факторам жесткости и самоконтроля у спортсменок выше, чем у женщин, не занимающихся спортом, а тревожности -ниже.
Мужчины, специализирующиеся в тхэквандо, с возрастом становятся более доминантными и менее тревожными. Так же как и у женщин, у них наблюдается увеличение навыков самоконтроля по сравнению с менее опытными спортсменами и с мужчинами, не занимающимися спортом. Спортсмены в большей степени эмоционально устойчивы, ответственны, смелы и решительны, чем мужчины, не занимающиеся спортом.
Сравнение психологических особенностей мужчин и женщин, занимающихся тхэквандо, показало, что первые более доминантны, эмоционально устойчивы и менее конформны. К тому же они склонны проявлять больше стереотипных взглядов на роли мужчин и женщин в обществе. Таким образом, можно сделать вывод, что занятия маскулинным видом спорта способствуют психологическому «возмужанию» представителей обоих полов, однако мужчин - в большей степени.
Таким образом, по результатам данного исследования, факт большей маскулинности женщин, занимающихся «мужским» видом спорта по сравнению как с более молодыми спортсменками, так и с женщинами, не занимающимися спортом, можно считать доказанным. Остается неизучен-
ной проблема социальной ценности этой особенности. Не ясно, помогают или, напротив, мешают они спортсменкам в решении ряда жизненных проблем (общении с окружающими людьми, профессиональной карьере, устройстве личной жизни). Эти проблемы нуждаются в дальнейшем изучении.
В изучении проблемы влияния спорта на гендерные характеристики личности зачастую существует «перекос» внимания в сторону женщин (особенно занимающихся маскулинными видами спорта). Это вызывает вопрос: почему исключаются возможные ген-дерные нарушения у мужчин, занимающихся «женственными», или фемин-ными, видами спорта (фигурное катание, бальные танцы)? В упомянутом исследовании Н. С. Цикуновой (10) затрагивается и эта проблема.
Результаты ее исследования свидетельствуют, что с возрастом у женщин, специализирующихся в бальных танцах, снижается доминантность, усиливается тревожность, а также склонность к проявлению стереотипных взглядов на роли мужчины и женщины в обществе. Более того, различий между спортсменками и женщинами, не занимающимися спортом, не обнаружено. Следовательно, феминный вид спорта соответствует по своему содержанию социальным стандартам женственности и не несет в себе никакого конфликта с существующей культурой.
Мужчины, занимающиеся бальными танцами, с возрастом становятся менее дипломатичными, у них повышается эмоциональная устойчивость (по сравнению со спортсменами-мальчиками). По сравнению с мужчинами, не занимающимися спортом, они более экспрессивны, смелы и решительны, имеют более высокий уровень самоконтроля и активной неудовлетворенности жизненных стремлений. Более того, спортсмены отличаются от спортсме-
нок большей эмоциональной устойчивостью, доминантностью, жесткостью в поведении, подозрительностью, меньшей тревожностью. Кроме того, они в большей степени более склонны проявлять гендерную стереотипность мышления (традиционные взгляды на роли мужчин и женщин в обществе). Следовательно, занятия феминным видом спорта не вызывают гендерных нарушений личности у спортсменов мужского пола.
Таким образом, результаты этого, безусловно интересного, исследования, показывают следующую тенденцию: занятия «мужскими» видами спорта способствуют маскулинизации личности спортсменов как мужского, так и женского пола (у первых - в более значительной степени). Следовательно, женщины, занимающиеся такими жесткими, «мужскими» видами спорта, все-таки подвержены большей маскулинизации личности, чем это предусматривает норма, тогда как занятия бальными танцами не вызывают нарушений гендерных характеристик личности, занимающиеся ими мужчины не становятся более «женственными», чем их сверстники.
Остается выяснить, являются ли выявленные закономерности специфичными для данных конкретных спортивных специализаций (тхэквандо и бальные танцы) или же их можно распространить на представителей всех видов спорта, которые можно отнести к «мужским» и «женским». Кроме того, нужно уточнить, каковы механизмы формирования гендерных характеристик личности в спорте.
Также необходимо провести исследования, которые отразят влияние ген-дерных нарушений спортсменов на их жизненное благополучие. В случае если выявится негативная роль спорта в сфере профессиональной и личностной самореализации женщин, занимающихся маскулинными его видами,
необходимо привлечь внимание специалистов к вопросам профилактики и коррекции гендерных нарушений личности спортсменов. Возможно, потребуются программы демаскулинизации личности представительниц прекрасного пола, занимающихся «мужскими» видами спорта.
Таким образом, проблема гендера в
спорте является очень актуальной, но, к сожалению, мало изученной. Имеющиеся данные позволяют говорить об излишней маскулинности женщин, занимающихся «мужскими» видами спорта. В этом случае спорт выступает в качестве культурного фактора, нарушающего гармоничное развитие личности.
Примечания
1. Гасанова 3. А. Женщины в изначально мужских видах спорта / З. А. Гасанова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 18.
2. Горбунов Г. Д. Психология и спорт / Г. Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 15-17.
3. Горская Г. Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития / Г. Б. Горская // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 5. - С. 53-56.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
5. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
6. Лубышева Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16.
7. Пархоменко Е. А. Влияние ранней профессионализации на личностное развитие подростков / Е. А. Пархоменко // Психология XXI века: [тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов]. - СПб.: СПб ГУ, 2001. -С. 205-207.
8. Пуни А. Ц. Проблема личности в психологии спорта: [лекция для слушателей ф-та пов. квалиф.] / А. Ц. Пуни. - М.: ГДОИФК, 1980. - 28 с.
9. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? / В. Староста // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №8. - С. 55-58.
10. Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. С. Цикунова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 19 с.
11. Colker R. Correlates of female athletic participation: masculinity, feminity, self-esteem and attitudes toward women / R. Colker // Sex Roles. - 1980. - v. 6. - P. 47-68.
12. Murphy P. J. Sport and gender / P. J. Murphy // A sociological perspective of sport / ed. by W. M. Leonard; Illinois State University. - 5th ed. - 1998. - Р. 241-276.