Научная статья на тему 'Гендерные аспекты формирования психологической культуры у будущих педагогов-психологов'

Гендерные аспекты формирования психологической культуры у будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключко Ольга Ивановна, Дементьева Елена Викторовна

Представлена методика формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов на учебном материале гендерной тематики. Разработана и апробирована система заданий, направленных на развитие когнитивного, поведенческого и ценностно-смыслового компонентов психологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты формирования психологической культуры у будущих педагогов-психологов»

О.И. КЛЮЧКО, Е.В. ДЕМЕНТЬЕВА (Москва)

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Представлена методика формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов на учебном материале гендерной тематики. Разработана и апробирована система заданий, направленных на развитие когнитивного, поведенческого и ценностносмыслового компонентов психологической культуры.

Одной из основных задач профессионального психолого-педагогического образования является формирование психологической культуры студента - залога профессиональной компетентности будущего педагога (Варданян 1998). Феномен психологической культуры личности в самом общем виде представляет собой совокупность целей, ценностей, а также системных характеристик личности, обеспечивающих ее социализацию в обществе. В отечественной науке психологическая культура как свойство личности еще недостаточно осмыслена. Определение данного термина не попало ни в один психологический словарь.

Е.А. Климов (1997) характеризует психологическую культуру как часть общей культуры человека (как члена семьи, специалиста, гражданина), предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности. О.И. Мотков (1993) считает, что психологическая культура представляет собой комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений. Развитая психологическая культура включает систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать

личность. Н.Н. Обозов (1995) в понятие «психологическая культура» включает три компонента: понимание и познание себя и других людей; адекватную самооценку и оценку других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляцию деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

К. М. Романов (2002) рассматривает психологическую культуру как «сложное системное образование личности, обеспечивающее понимание человеком самого себя и других людей как субъектов и личностей, способы обращения с другими людьми и с самим собой и формы отношений к людям и к самому себе».

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное Л.С.Колмого-ровой (2002): «Психологическая культура человека - это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, человеческих отношений и поведения, ориентирована на ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в собственной жизни».

Принимая психологическую культуру в качестве предмета исследования, мы выделяем в ее структуре компоненты, выступающие в совокупности - когнитивный, ценностно-смысловой и поведенческий (Романов 1994).

Когнитивный (интеллектуальный) компонент психологической культуры обеспечивает ориентировку специалиста в многообразии психических явлений (личностных чертах, состояниях, мотивах поведения, отношениях и др.), целеполагание и проектирование оптимальных способов воздействия на людей. Этот компонент включает систему психологических знаний и психологическое мышление. Психологическое мышление является основным инструментом понимания и других людей, и самого себя, прогнозирования поведения и душевного состояния в раз-

© Ключко О.И., Дементьева Е.В., 2008

личных жизненных ситуациях, проектирования оптимальных способов взаимодействия.

Ценностно-смысловой (духовный) компонент психологической культуры специалиста представляет собой его личностное отношение к другим людям (ученикам, коллегам, родителям и т.д.). Это отношение определяется тем, какое место в системе его индивидуальных жизненных ценностей занимает человек. Оно может быть разным по содержанию (отношение к Другому как к равноценной по сравнению с собой или неравноценной личности), по знаку (положительным, отрицательным, противоречивым), по устойчивости (устойчивым - неустойчивым), по силе (сильным - слабым), по уровню осоз-наваемости (осознаваемым - неосознаваемым). Наиболее благоприятным для работы с людьми является устойчивое, осознаваемое, положительное отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.

Поведенческий (практический) компонент психологической культуры представлен системой умений и навыков, обеспечивающих возможность использования теоретических знаний и психологического мышления для работы с людьми в условиях профессиональной деятельности (педагогической, управленческой, производственной и др.). О сформированности компонентов судят по овладению различными приемами и формами межличностного воздействия (убеждение, просьба, моральная поддержка и др.), приемами саморегуляции, умениями выражать себя и свои мысли, слушать и понимать другого человека, готовить психологические рекомендации для работы с людьми, разрабатывать психологические характеристики и пользоваться имеющейся в них информацией, проводить и анализировать социальные мероприятия (уроки, собрания, беседы и т.п.) и др.

Все вышеперечисленные компоненты психологической культуры тесно связаны между собой, их трудно рассматривать в отрыве друг от друга. Так, все задания, направленные на развитие одного компонента, так или иначе ведут за собой развитие и других.

В 2005 - 2007 гг. на базе отделения «Педагогика и психология» Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева было проведено

экспериментальное исследование по разработке, апробации и внедрению методики развития психологической культуры с учетом гендерной проблематики. Выбор гендерного аспекта объясняется тем, что данный подход не является общепризнанным, и трактовка гендерного подхода в образовании не является однозначной (Гендерное ... 2006). В эксперименте участвовали 85 студентов 1-4-го курсов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Апробация методики осуществлялась в ходе лекционных и семинарских занятий по курсам «Основы общей психологии», «Психолого-педагогиче-ский практикум», «Психолого-педагогиче-ская антропология», «Педагогическая психология», «Социальная психология».

Формирование когнитивного (интеллектуального) компонента психологической культуры осуществлялось путем выполнения заданий, разработанных на основе методики К.М. Романова (2002; 1994). Были предложены перечисленные ниже типы заданий.

• Задания на актуализацию гендерных проявлений направлены на формирование у студентов умственных действий анализа. Примерная формулировка таких заданий выглядит следующим образом: «Разработайте и опишите несколько жизненных (в том числе и профессиональных) ситуаций, в которых происходит актуализация понятий “пол”, “гендер” и его производных: “гендерный стереотип”, “гендерная идентичность”». По итогам выполнения задания проводится групповое обсуждение происхождения гендерных установок и стереотипов.

• Задания на распознавание гендерных проявлений. Задания этого типа направлены на формирование у студентов умственных действий, на основе которых осуществляется понимание содержания различных жизненных ситуаций, поступков и других проявлений человека. Они построены по принципу выделения психологического содержания, например: «Среди описанных педагогических воздействий выделите те, в которых проявляются гендерные характеристики учителя».

• Задания на психологическое прогнозирование. Они требуют от студентов умения воссоздать вероятное поведение человека с определенным гендерным стереотипом в контексте заданных жизненных ситуаций или условий. Было использова-

но несколько модификаций подобных заданий.

• Задания, требующие описания внешней, объективно регистрируемой стороны поведения человека: что и как сделает, как поступит, что скажет и т.п., например: «Как поведет себя учитель с преобладанием традиционных гендерных стереотипов по отношению к девочке с явно выраженными способностями к математике?».

• Задания, требующие описания не только внешней, но и внутренней субъективной стороны поведения, т.е. душевного состояния человека: каковы его желания, мысли, переживания, фантазии, воспоминания, цели, чувства, направленность внимания, образы, ощущения и т.п. Пример задания: «Что подумают окружающие люди о девушке, одетой в короткую юбку и имеющей яркий макияж? Как отреагируют на нее люди с разными (традиционными или эгалитарными) гендерными установками?».

Формирование ценностно-смыслового (духовного) компонента осуществлялось посредством следующих приемов.

Ценностный анализ художественных текстов. В рамках данного задания преподаватель зачитывает студентам тексты, где ярко проявляются гендерные образы героев, например, народные сказки. Для анализа текста преподаватель может задать студентам следующие вопросы: «Какие гендерные установки отражены в высказываниях героев сказки?»; «Какой психологический механизм гендерной социализации будет активно использоваться участниками описанной ситуации?»; «Каким образом литературный текст может повлиять на читателя?».

Гендерный анализ анекдотов. Данное задание предполагает через анализ анекдотов, содержащих гендерные стереотипы, рефлексию репрезентируемых в них объектов и явлений. Проводится экспертиза текста на предмет проявления и закрепления различных форм сексизма.

Качественный анализ портретов идеальной женщины и идеального мужчины. Данное задание направлено на развитие у студентов навыков анализа гендерных характеристик в структуре «Я-концепции» личности. Начинать работу следует с описания наиболее важных и устойчивых гендерных характеристик личности: идентичности, стереотипов, установок. Следует увязывать гендерные характеристики лич-

ности с другими социально-психологическими особенностями и соотносить гендерные характеристики с условиями гендерной социализации. На основе самоанализа можно проследить динамику собственных гендерных характеристик и построить прогноз их развития.

Заключительный блок заданий предлагался студентам с целью формирования у них поведенческого (практического) компонента психологической культуры. Были использованы разработки, представленные в практикуме по гендерной психологии (2003) под редакцией И.С. Клециной (2003).

Проигрывание ситуаций, в которых проявляется гендерный стереотип с различных позиций. Студенты, играя различные роли, погружаются в определенные жизненные ситуации, в которых актуализируются гендерные представления. Они получают возможность прочувствовать их изнутри, подвергнуть научному анализу, вербализовать, упорядочить, повысить уровень осознаваемости и произвольности.

Разрешение конфликтных ситуаций. В ходе группового обсуждения гендерно-конфликтных ситуаций каждый студент получает возможность высказать свое мнение и выслушать точку зрения сокурсника относительно той или иной конфликтной ситуации. Например, это может быть конфликт из-за распределения домашних обязанностей или воспитания детей разного пола.

Задания на разработку психологических рекомендаций. Подобные задания направлены на формирование у студентов таких умственных действий, как целеполагание, планирование и рефлексия. Они формируются в ходе выполнения заданий типа: «Разработайте психологические рекомендации по оптимизации общения с людьми, придерживающимися традиционных гендерных стереотипов или эгалитарно мыслящих».

В ходе эксперимента авторы столкнулись с рядом проблем, касающихся непосредственно изучения гендерной тематики. В соответствии с рекомендацией Министерства образования РФ (09.07.2003 № 36-56-51ин/36-13) об изучении вопросов по основам гендерных знаний и гендерным проблемам в системе педагогического образования в последние годы в российском образовании начался процесс введения гендерного компонента. Однако, как показала практика, этот процесс прохо-

дит крайне трудно и медленно по ряду причин.

Во-первых, его нельзя назвать целенаправленным и комплексным, т.к. государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования большинства педагогических специальностей не содержат гендерной тематики. В связи с этим используется стратегия интеграции гендерного подхода сразу в несколько предметов общей и предметной подготовки.

Во-вторых, далеко не все преподаватели знакомы с разработками в этом направлении, а отсутствие учебно-методической литературы является еще одним сдерживающим фактором на пути гендерной интеграции образования.

В-третьих, нет замеров эффективности действующих программ, без которых трудно оценить влияние этих курсов на мировоззрение и поведенческие установки молодежи (Гендерное ... 2006). Следует также указать на недостаточную разработанность теоретико -методологических проблем в гендерных исследованиях отечественных психологов. До сих пор присутствуют биологический фундаментализм и редукционизм, использование устаревших концепций западных теорий без адаптации к условиям России и др. (Ключко 2007). К сожалению, гендерная интеграция в системе отечественного образования по-прежнему остается делом преподавателей-энтузиастов, которые, безусловно, дали толчок разработке этой проблематики.

Анализ полученных в ходе эксперимента результатов основывался на их качественной и количественной обработке. Для выделения уровней мы воспользовались вычислением средних данных и стандартного отклонения. Были выделены пять уровней сформированности основных компонентов психологической культуры у студентов. Студенты со средним и выше среднего уровнями развития психологической культуры (они составили более половины экспериментальной группы) характеризуются не только адекватным использованием психологических понятий, умением распознавать гендерные феномены и разрешать сложные педагогические ситуации,

они проявляют активность в стремлении изменить собственное поведение на менее конфликтное, терпимо относятся к гендерным стереотипам и гендерным ролям окружающих людей.

В итоге можно сказать, что представленная методика развития психологической культуры доказала свою эффективность. На основе данной методики коллективом кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева был разработан и апробирован курс «Гендерная педагогика и психология» (2005), предназначенный для подготовки работников системы образования.

Литература

Варданян, Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю.В. Варданян /под ред. А. Сла-стенина. М., 1998.

Климов, Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. М., 1997.

Мотков, О.И. Психология самопознания личности / О.И. Мотков. М., 1993.

Обозов, Н.И. Психологическая культура отношений / Н.И. Обозов. СПб., 1995.

Романов, К.М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / К.М. Романов. М., 2002.

Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: учеб. пособие / Л.С.Колмогорова. М., 2002.

Романов, К.М. Формирование психологического мышления учителя: учеб. пособие / К.М. Романов. Саранск, 1994.

Гендерное образование в подготовке учителя: материалы Всерос. конф. 5 - 8 июня 2006 г. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006.

Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.

Гендерное образование: региональный обзор состояния реформ высшей школы и гендерного образования в восьми странах СНГ / под общ. ред. И.Н.Тартаковской. М., 2006.

Ключко, О.И. Отечественный вариант гендерных исследований (проблемы методологии) / О.И. Ключко // Обществ. науки и современность. 2007. №4. С.172 - 176.

Гендерная педагогика и психология /под ред. О.И. Ключко. Саранск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.