УДК: 796.3
ГЕНДЕРНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ
М. В. Белавкина, В. М. Баршай, С. Н. Кривсун2
В работе обсуждаются различия проявления гендерности в социальном институте «спорт» в сравнении с физической культурой. Особое внимание уделяется гендерным проблемам «спорта высших достижений». Рассматриваются возможные последствия «наступления» спортсменок на традиционно «мужские» виды спорта и интерес мужчин к «женским» видам.
Ключевые слова: гендер, физическая культура, спорт высших достижений, физическое воспитание школьников.
Само понятие «гендер» (достаточно популярное в последнее время) остается не до конца оформленным и научно обоснованным. Тем не менее, обращение к данной теме представляет интерес и, в первую очередь в контексте изучения современного физкультурно-спортивного движения. Вторая половина XX века и особенно начало XXI века, заставили пересмотреть, казалось бы, устоявшиеся веками понятия полового деления общества. Традиционно, сама принадлежность к женскому полу определяла как стиль поведения, так и моменты дозволенности или запретов в видах деятельности, в манере одеваться, общаться, проявлять те или иные формы социальной активности.
Однако, все чаще социологи, философы, педагоги говорят о несовпадении половой принадлежности, и поведенческих проявлений. Обыденностью стало понятие «унисекс», все больше людей заявляют о несовпадении физиологического и психоэмоционального. Возрастает количество женщин, предпочитающих чисто «мужские» профессии, выполняющих традиционно «мужские» роли. Мировой тенденцией стало появление женщин политиков, реальностью стал термин «бизнес-вумен», все больше представительниц «слабого пола» проявляют интерес к воинской службе.
Указанные тенденции во многом заложили основы гендерологии и ее основной категории «гендер». При этом сам подход, как отмечают исследователи [1, 2, 4] преодолевает самую фундаментальную оппозицию — оппозицию биологических полов.
2 Белавкина Марина Валерьевна, Баршай Владимир Мордухович, Кривсун Софья Нишановна — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Данная тенденция не оставила в стороне такие социальные институты, как физическая культуры и спорт. При этом, как нам кажется, необходимо отметить различие проявления гендерности в социальном институте «спорт» в сравнении с физической культурой. Особенно в этом контексте необходимо отметить так называемый «спорт высших достижений»
В тендерных исследованиях в области физкультурно-спортивного движения исследователями выделяется несколько направлений. В работах различных авторов рассматривается гендерность в становлении женского спорта, и особенно его проявлений на уровне спорта высших достижений [5, 6]. В меньшей степени разработаны вопросы тендерного подхода в области мужского спорта. На сегодняшний день, подобные исследования ведутся, преимущественно, зарубежными специалистами, поскольку сама проблема, а точнее гендерность ее проявления свойственна современному уровню развития спорта.
Наиболее обсуждаем как специалистами в сфере физкультурно-спортивного движения, так и социологами является спорт высших достижений. Само явление уникально тем, что относится к одному из немногих в социуме, вовлекающих не столько участников, сколько зрителей, болельщиков. Собственная деятельность спортсмена во многом определяется теми, кто направляет развитие спорта высших достижений, а это достаточно разноплановое воздействие, базирующееся на политических, экономических, этнических интересах. При этом спорт высших достижений развивается по пути постоянного повышения результатов. На эту задачу работают ученые многих стран, в поисках как совершенствования собственно тренировочного процесса, так и разработки новых, «совершенных» стимуляторов.
К сожалению, погоня за результатами, зачастую заставляет спортсмена пересмотреть отношение к собственному «Я», как правило, в ущерб не только здоровью, но и, иногда, половой идентификации. Уже сейчас реальностью соревнований высшего уровня является проведение тестирования на половую принадлежность. Речь идет не только о возможности участия атлетов, перенесших операцию по смене пола, а об оценке тех изменений, которые происходят в организме под воздействием препаратов. Особенно это актуально для женского организма. При этом в начале XXI века наметилась устойчивая тенденция «наступления» спортсменок на традиционно «мужские» виды спорта. Обыденностью стало развитие женского футбола, бокса, тяжелой атлетики. Однако, по мнению некоторых авторов [3], такая спортивная специализация не может не отразиться на поведении спортсменки, отношении ее к собственному телу, стандартной идентификации со «слабым полом». Применительно к таким спортсменкам, как правило, произносят определения: сила, стойкость, напор, мощь, что традиционно ассоциируется с представителями мужского сообщества. Однако, наряду с активностью женщин спортсменок в традиционно мужских видах спорта, изменяется интерес мужчин к спортивным проявлениям. Так, в Китае, который
сегодня во многом определяет развитие мирового спорта, массовым становится увлечение мужчин художественной гимнастикой, спорная ситуация в соревнованиях мужчин фигуристов на Олимпийских играх в Ванкувере (Канада) заставила говорить о приоритетности зрелищности и артистизма над сложностью и техничностью программы. Данный феномен представляет достаточный интерес, как для психологов и физиологов, так и для специалистов в сфере спорта.
Сегодня достаточно интересным представляется вопрос о проявлении межполовых отношений с участием женщин, имеющих особые достижения в спорте, то есть уровне проявлений физических качеств. Когда речь идет о таких видах, как художественная гимнастика, синхронное плавание, спортивные танцы никакой сложности не возникает, поскольку проявляются традиционно «женские» качества: грациозность, пластичность, изящество.
Однако, неоднозначно моделируется ситуация в таких проявлениях как скорость, сила, выносливость. При этом неоднозначность поведенческих проявлений возможна как со стороны собственно самой женщины, так и мужчин ее окружающих.
Все эти проблемы диктуют необходимость нового отношения к развитию женского спорта, особенно на высшем уровне, возможно, иного построения психологической подготовки женщин спортсменок, тем более, что спортивная карьера, как правило, недолговечна, а природное назначение женщины определяется биологической принадлежностью. В этом смысле роль гендерного подхода неоценима.
Иное проявление гендерности мы рассматриваем в проблеме физического воспитания. Большинство предметов общеобразовательной школы не предполагают полового различия. В этом отношении особая роль отводится предмету «физическая культура». На наш взгляд, более правильно называть эту дисциплину — «физическое воспитание». Обозначенная позиция базируется на той установке, что посредством правильно подобранных упражнений формируется те пропорции тела, которые позволяют говорить о половой принадлежности, но не только. Сам процесс определения нагрузки вводит понятия половой идентификации, основам проявлений женственности и мужественности. Практика показывает, что именно на уроках физической культуры, мальчики проявляют инициативу и напористость, заботу о более слабых и, прежде всего, девочках.
Девочки, наоборот, стараются показать женственность своего поведения, искусственно создавая ситуации, в которых требуется помощь «сильного пола». При этом даже мальчики от рождения не обладающие особыми физическими качествами получают возможность полового превосходства, поскольку изначально как нормативы, так и упражнения для мальчиков и девочек различаются.
Немаловажным является роль учителя физической культуры. Для мальчиков он, безусловно, является признанным лидером, чье превосходство не оспаривается, поскольку нет столкновения межполовых интересов, что может проявляться
особенно в среднем и старшем подростковом возрасте на других уроках, где преподаватели, как правило, женщины, и где возрастает соперничество с девочками одноклассницами.
Для девочек учитель физической культуры приобретает боле сложное понятие, чем просто учитель. Это взрослый представитель противоположного пола, а значит, поведенческие проявления девочек предсказуемы. Очень важной становится такая модель поведенческих проявлений для детей из неполных семей, где проблема гендерности актуальная.
Таким образом, как нам кажется, необходимо достаточно полно использовать потенциал физического воспитания, особенно в детской и подростковой аудитории для того, чтобы половая принадлежность человека соответствовало его само восприятию, и, кроме того, проявлению определенной социальной роли. Работа в указанном направлении должна охватить, как содержательную сторону предмета, так и формы его организации в образовательной среде.
Говоря о содержательной трансформации школьного физического воспитания, считаем целесообразным введение новых типов занятий, соответствующих как половому предпочтению, так и современным направлениям развития физкультурно-спортивного движения. Это могут быть занятия различными направлениями фитнеса, работа на тренажерных устройствах (для юношей старшей возрастной группы). Интересным будет включение нестандартных упражнений, современных игровых видов спорта, что с одной стороны, безусловно, привлечет внимание школьников и повысит их заинтересованность в самом процессе физического воспитания.
Считаем необходимым пересмотреть само построение физического воспитания в образовательных учреждениях в сторону увеличения теоретических занятий. Достаточно обоснованным являлось решение об увеличении количества часов, выделенных на физическую подготовку школьников. Однако, по нашему мнению, подобное увеличение должно быть связано с усилением аудиторных (классных) форм, с безусловным использованием межпредметных связей.
Нам кажется, что осознанный процесс развития человеческого тела возможен только на глубоком понимании собственно строения человеческого организма (расширенный объем знаний школьного курса анатомии), а также основ его функционирования и факторов, влияющих на развитие. Таким образом, необходимо проводить занятия со школьниками, где они смогут ознакомиться с азами теории и методики физического воспитания, спортивной физиологии и гигиены. Все это позволит не только скорректировать практические занятия по предмету «физическая культура», но и будет, по нашему мнению, способствовать увеличению роли самостоятельных форм деятельности школьников в указанном направлении.
Такая работа позволит в полной мере выстраивать гендерность процесса, поскольку формы работы внутри половой группы смогут фокусировать
деятельность педагога на формировании как телесных, так и эмоциональных проявлений, характерных для каждого пола. С другой стороны, особенно в старшем подростковом возрасте, позволят в полной мере снять своеобразный «психологический барьер» в развитии собственного тела, что объясняется проведением занятия в комфортных условиях (идентичная половая группа).
Однако, на всех этапах школьного обучения необходимо использовать общие формы занятий. Такое построение работы имеет важное значение, поскольку именно в межполовом общении (а на уроках физического воспитания принадлежность к полу определяется наиболее рельефно) формируется модель поведения, соответствующая женскому и мужскому типу.
Необходимо, по нашему мнению, вернуться к традиции использования в работе двух учителей (наставников), желательно соответствующей половой принадлежности (для юношей и для девушек). Такая работа имеет особенную ценность применительно к старшей возрастной группе, «приближает» учителя к интересам, проблемам и потребностям ученической аудитории. А в условиях специфики регионов Северного Кавказа соответствует ментальным проявлениям.
В целом вопрос воспитания поведения относительно половой принадлежности способствует гармонизации социальных проявлений в целом.
Литература
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) — 2004
2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК: Нева: ОЛМА-пресс, 2002
3. Ворожбитова А.Л. Проблемы агрессивного поведения в профессиональном спорте (гендерный аспект) // Физическая культура в пространстве культуры Ставропольского края: Ставрополь, 2003
4. Лысенко А.В., Дидык А.В., Петров А.В. Исследование влияния фитнес-тренировки на состояние здоровья женщин среднего возраста // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов третьей международной научной конференции. — 2016. -С. 146-150.
5. Мельникова Н.Ю. Эволюция женской олимпийской программы // Теория и практика физической культуры. — 1999. — №6
6. Мягкова С.Н. Женский спорт в период становления современного международного олимпийского движения // Теория и практика физической культуры. — 2001. — №7
GENDERNESS AS A PROBLEM OF MODERN FISCULTURAL-SPORTS
MOVEMENT DEVELOPMENT
Belavkina M.V., Barshai V.M., Krivsun S.N.
Belavkina Marina Valerievna, Barshai Vladimir Mordukhovich, Krivsun Sofya Nishanovna — Southern Federal University, Rostov-on-Don
Abstract. The paper discusses the differences in the manifestation of gender in the social institute "sport" in comparison with physical culture. Particular attention is paid to gender issues of "sport of higher achievements". Possible consequences of the "offensive" of female athletes on traditionally "male" sports and the interest of men in "female" species are considered.
Keywords: gender, physical culture, sport of higher achievements, physical education of schoolchildren.
References
1. Bem S. Linzy gendera: Transformacija vzgljadov na problemu neravenstva polov. — M.: «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSSPJeN)- 2004
2. Bern Sh. Gendernaja psihologija. — SPb.: Prajm-EVRO-ZNAK: Neva: OLMA-press, 2002
3. Vorozhbitova A.L. Problemy agressivnogo povedenija v professional'nom sporte (gendernyj aspekt) // Fizicheskaja kul'tura v prostranstve kul'tury Stavropol'skogo kraja: Stavropol', 2003
4. Lysenko A.V., Didyk A.V., Petrov A.V. Issledovanie vlijanija fitnes-trenirovki na sostojanie zdorov'ja zhenshhin srednego vozrasta // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. — 2016. -S. 146-150.
5. Mel'nikova N.Ju. Jevoljucija zhenskoj olimpijskoj programmy // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 1999.- №6
6. Mjagkova S.N. Zhenskij sport v period stanovlenija sovremennogo mezhdunarodnogo olimpijskogo dvizhenija // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2001. — №7