Научная статья на тему 'Гендерное равноправие как условие развития гражданского общества на Северном Кавказе'

Гендерное равноправие как условие развития гражданского общества на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
CIVIL SOCIETY / TRADITIONS / ISLAM / GENDER / EQUALITY / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сиражудинова С. В.

based on sociological researches the article deals with the problem of gender equality as one of conditions of civil society development on the North-Caucasus. It is forming in the conditions of specific traditions of Islam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender equality as a condition of civil society development in the North-Caucasus

based on sociological researches the article deals with the problem of gender equality as one of conditions of civil society development on the North-Caucasus. It is forming in the conditions of specific traditions of Islam.

Текст научной работы на тему «Гендерное равноправие как условие развития гражданского общества на Северном Кавказе»

С.В. Сиражудинова

ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ КАК УСЛОВИЕ РАзВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАзЕ

СИРАЖУДИНОВА Саида Валерьевна - соискатель на степень кандидата политических наук кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы (e-mail: [email protected])

Аннотация: На основе результатов социологических исследований анализируется проблема гендерного равноправия как одного из условий развития гражданского общества на Северном Кавказе, формирующегося в специфической среде традиционности и ислама.

Ключевые слова: Гражданское общество, традиционность, ислам, гендер, равноправие, социологическое исследование.

Процесс формирования гражданского общества в России не мог не коснуться ее южных республик. Гражданское общество в чистом виде, соответствующем теоретически выработанному общепринятому универсальному стандарту на Северном Кавказе, как, впрочем, и во всей России, пока еще не сложилось, но некоторые его элементы начали формироваться со своей спецификой и со своими проблемами.

Один из основных признаков и ценностей гражданского общества -проблемы равноправия, в частности, гендерного (от англ. gender - род, пол) равноправия, проявляющийся на Северном Кавказе с особой обостряющей проблему этнокультурной спецификой, присущей кавказскому традиционному и исламскому обществу. При рассмотрении основных ценностей гражданского общества (ценность и свободное развитие каждой личности, равенство и равноправие, свобода самовыражения, равные для всех граждан условия и т. п.) возникает вопрос: осуществимы ли они (и существуют ли) в реальности в отношении женщин Северного Кавказа?

Сложность проблемы гендерного равноправия во многом обусловлена тем, что она окончательно не разрешена даже на глобальном уровне. Вопрос о роли и положении женщин сохранил свою остроту даже в прогрессивных, модернизированных обществах, тем более он актуализировался в традиционном, более того, исламском обществе, Поэтому для полноты и достоверности анализа проблемы гендерного равноправия на Северном Кавказе, выяснения, какое место действительно принадлежит женщине в наборе ролей в рамках вариации от традиционности до современности, необходимо выделить и ранжировать ответы по группам: по соответствую-

щим признакам: половому, возрастному, образовательному. Для выяснения проблемы гендерного равноправия в исламском обществе были специально, в форме интервью проведены опросы религиозных деятелей, ученых и политиков, приглашенных в качестве экспертов.

В целях достоверности выводов было проведено социологическое исследование на тему «Женщина в Ингушетии». Эта республика выбрана потому, что среди всех республик Северного Кавказа она особенно отличается традиционностью, своими консервативными взглядами. Это ее отличительная черта. Нельзя не согласиться с Г.С. Денисовой, разделившей народы Северного Кавказа на три группы, из которых третья группа (Дагестан, Ингушетия, чечня) в наибольшей степени оказалась поддерживающей традиционную культуру, подобное выделение чечни и Дагестана как испытывающих наибольшее влияние ислама встречается также у Р. Ханаху1.

Одна из основных исследователей современных гендерных проблем С.Г. Айвазова считает важным признание принципа равных прав и равных возможностей в государственной политике в отношении женщин. Она видит в проблеме гендерного равноправия основу модернизации и демократизации общества2.

Проблема гендерных отношений в аспекте соответствия принципам гражданского общества на Северном Кавказе основательно не рассматривалась и до сих пор остается малоизученной, несмотря на имеющийся обширный материал исследований о положении кавказской женщины в семейных и бытовых отношениях. Этот материал насчитывает столетия. Подобные описания можно встретить в сборниках сведений о кавказских горцах, в исследованиях Б. Далгата в рамках современных исследований, большая часть которых сосредоточена в центральной и северо-западной части Северного Кавказа, в работах таких ученых, как Р.А. Ханаху, И.Л. Бабич, Р.Д. Хунагов, А.Ю.Шадже, Ю.Ю. Карпов и др. Интересующая же нас группа республик отличается меньшим числом исследований. Поэтому желательной является опора прежде всего на эмпирический материал, на результаты социологического исследования, которые по данной тематике в развернутом виде в регионе ранее не проводились.

В статье соединены данные исследований «Женщина в Ингушетии», проведенные автором в 2008 г. и 2010 г. Их цель состояла в том,чтобы выявить специфику гендерного взаимодействия, доминирующих массовых

1 См.: Денисова, Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов-на-Дону, 1996. - C. 47-91, 132-214; Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). -Ростов-на-Дону, 2001. - С. 90.

2 Айвазова, С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия / http://www.owl.ru/ win/books/rw/o3 1.htm

стереотипов, раскрыть проблемы равноправия и уровня развития гражданского общества в традиционных северокавказских обществах.

Общая выборка респондентов исследования, проведенного в 2010 г., составила 250 человек (из них 53% мужчин и 47% женщин). Выборка охватила разные социальные группы населения - интеллигенцию, политиков, духовенство, студентов, рабочих и безработных и является достаточно репрезентативной, учитывая небольшие размеры самой республики.

Результаты социологического исследования можно разделить на два блока, дополняющие друг друга и в совокупности отражающие как роли женщины в жизни общества, так и проблемы гендерного распределения ролей. Первый блок, базирующийся на результатах социологического исследования «Женщина в Ингушетии» 2010 г., охватывает круг проблем гендерного равноправия в общественной и политической жизни, которые наиболее соответствуют интересам гражданского общества. Второй блок включает в себя некоторые из результатов социологического исследования февраля 2008 г., где общая выборка респондентов составила 236 человек, Он дополняет первый блок - исследование места женщины в семье, являющееся не менее важным, так как именно с семьи как основного института социализации начинают формироваться и закладываться базовые стереотипы, становящиеся отправными в оценке роли женщины и в формировании взглядов на ее место в жизни общества, глубоко влияю-шие как на жизнь самих женщин, так и на отношение к ним со стороны всего общества.

Жизнь кавказской женщины по сей день остается во многом приверженной национальному традиционному укладу и сильно отличается от универсального современного образа жизни распространенного как в Европе, так в и европейской части России. Но и здесь процессы модернизации затронули общество. В городах жизнь женщины облегчается и претерпевает изменения. Но все же пока роль женщины в обществе еще не состоялась, и пока женщина не проявила себя. Везде и во всем в северокавказских республиках в основном правят мужчины. И сами женщины пока далеки от того, чтобы претендовать на особое место в обществе, занимаемое на Северном Кавказе в основном только представителями сильной половины человечества. Воспитание и мировоззрение многих женщин не дает им возможности даже задуматься о том, чтобы занять какие-либо социальные позиции и место в обществе, они даже в мыслях не могут представить себя в политической борьбе и конкуренции с мужчиной. Мир многих женщин пока ограничивается чисто домашними, бытовыми проблемами. Жизнь горской женщины остается традиционной, сложной и однообразной1. Но некоторые, пусть даже немногие, начинают занимать свое место

1 Кантышева, C. Портрет кавказской женщины //Prague Watchdog 8 марта 2008, http://www.watchdog.cz/?show= 000000-000015-000006-000032&lang=2

в обществе, вытесняя мужчин с их исконных позиций - сферы власти. В наши дни, даже в традиционных обществах встречаются женщины-руководители предприятий, члены правительства, ученые, общественные и культурные деятели.

Место женщины в ингушском обществе начинает приобретать значение. Результаты опросов свидетельствуют, что многие жители республики отводят женщинам «большое», «высокое», «важное» и «достойное» место (65%)*.

На основной вопрос исследования: «Существует ли в республике равенство мужчин и женщин?», большинство ответило, что полного равенства нет. Женщину, равной мужчине, считает лишь незначительный процент респондентов, причем эту группу, как правило, составляли люди старше 35-ти лет. Многие из представителей молодежи, в основном мужского пола, отрицают любую возможность гендерного равноправия и отмечают, что такого равенства вообще не должно существовать.

С этой точки зрения мы не согласны с теми, кто считает, что молодежь независимо от пола и этнической принадлежности в отличие от представителей старших поколений демонстрирует готовность рассматривать бизнес, управление и политику как сферы гендерного партнерства. Это высказывание никак нельзя отнести к Ингушетии, где, напротив, молодежь демонстрирует большее стремление к традиционности, больше тяготеет к исламу.

На вопрос о социальной значимости женщины половина респондентов не ответила, 33% отметили ее востребованность и значимость, некоторые же подчеркнули, что большой пост для женщины не обязателен (17%).

А вот на вопрос: «Должна ли женщина быть образованной?», положительно ответили 83%, отметив, что образованность обязательна.

В ответах на вопрос: «Должна ли женщина работать?», голоса, сторонников и противников разделились в равных пропорциях, они оба набрали чуть свыше 30% голосов.

Среди профессий, более подходящих женщине, были названы медицина и работа преподавателя. Некоторые респонденты подчеркнули, что обязанности и предназначение женщины - дом и семья, поэтому они должны быть только домохозяйками. Политика же была названа чисто мужской профессией.

Среди целей, преследуемых женщиной в работе, первое место заняло улучшение материального положения, на втором месте - заработок, на третьем - карьера. Выбор таких целей, как самовыражение и самоутверждение, был незначительным и присутствовал лишь в ответах женщин, занявших свое место в политической, общественной и профессиональной

* Социологическое исследование «Женщина в Ингушетии» проведено в Республике Ингушетия. Опрошено 250 человек. Январь-февраль 2010 года. - Прим. авт.

жизни. Для мужчин же основными целями оказались карьера (49,3%), улучшение материального положения (41,8%) и у лиц, занимающих ответственные высокие должности, - профессионализм (6,3%).

Занятие женщиной политикой или общественной деятельностью большинством населения не приветствуется, так ответили 79% респондентов. Подобный категоричный ответ (94%) прозвучал и на вопрос: «Приветствуете ли вы, когда женщина занимает руководящие позиции?». А о том, чтобы женщина заняла пост президента и вообще не может быть речи (99,8%).

Возможность успешного сочетания женщиной общественной деятельности и семьи допускает 48% респондентов. Ответы остальной части содержат в себе элемент сомнения: «не всегда», «очень редко». Отрицательных ответов почти нет, многими такая возможность допускается.

Среди наиболее подходящих ингушской женщине демократических ценностей были выделены в первую очередь ценность каждой отдельной личности (51%), затем следуют свободное развитие личности (21,1%) и равные для всех граждан условия (22,4%), в то время как равенство, самовыражение, равноправие и свобода были названы лишь некоторыми.

То, что свободу женщины признают не все жители республики, подтверждается большинством отрицательных ответов (68%) на вопрос: «Может ли женщина быть свободной?». Причем свободу женщины некоторые предпочли бы ограничить до минимума.

Высокую значимость традиционности для жителей республики подтверждает одобрение традиционных ценностей (98,9%) почти всеми жителями, а так же ответ на вопрос: «Должно ли место женщины измениться согласно духу времени и стать более демократичным?». Отвечая на него, только половина опрошенных отметила, что должно, но при условии сохранения традиционных ценностей. Другая же половина респондентов ответила, что нет, традиционность должна сохраниться. На о полной демократизации ответов не было вообще.

Современными чертами, которые должны войти в жизнь женщины, были названы такие, как учеба, работа при необходимости, некоторые считают, что никакие вообще современные черты не нужны.

В современном обществе традиционные черты проявляются в большей степени в семье. Одной из систем специфических черт северокавказской традиционной культуры, выделенной Р. Ханаху, является специфика традиционных кавказских семейных отношений, связанных с тем, что сфера частной жизни более консервативна, чем другие; не редуцируется к «рациональности» либо исключительно к «традиционности». Хотя определенная рационализация, осовременивание этой сферы также произошли, роль женщины в кавказском обществе возросла1.

1 См.: Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 44;

Наиболее важной ролью женщины была названа «мать» (57%), затем, с большим отрывом следовала «жена» (14%)*.

О значении религиозного фактора свидетельствует то, что все респонденты единогласно ответили, что женщина обязательно должна быть религиозной. В современном обществе она должна придерживаться всех предписаний ислама, из которых одним из самых необходимых оказалось такое требование, как «должна слушаться мужа» (71%).

Если рассматривать проблему гендерного равноправия и роль женщины в обществе с точки зрения ислама, то здесь встречаются довольно глубокие противоречия между мнением мусульманских ученых и духовных лиц Северного Кавказа, с одной стороны, и стереотипами, сложившимися в массовом сознании населения - с другой.

Коран поощряет образование для женщин так же, как мужчин и предписывает взаимное уважение и оценку человека независимо от пола или социальной ситуации.

В некоторых суфийских тарикатах, а также в одном из вирдов вайнах-ских народов (Вис-хаджи вирд), женщины участвуют в зикре наравне с мужчинами. В пределах Суфизма, на духовном Пути женщин и мужчин всегда уважали как равных, вне зависимости от пола и национальности.

В то же время в ряде источников по проблеме женщин заметно отрицание и ограничение возможности ее общественной деятельности. В ряде источников, к примеру, Мухтасар Ильмихал, встречается негативное отношение к положению женщины в гражданском обществе. В этом источнике ей отводится высокое почетное место, которое выражается в избавлении от постоянной заботы о «хлебе насущном», отсутствии необходимости осваивать тяжелые, сугубо мужские профессии и зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом, в обязанности родственников мужчин или мужа -обеспечивать женщину всем необходимым. Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества1. В то же время ислам не запрещает женщине зарабатывать деньги дозволенным путем. Единственным требованием при дозволенной работе и учебе является то, чтобы в ее окружении не было посторонних мужчин2.

Конечно, о такой жизни, может быть, и мечтает большинство женщин, но современная действительность кавказского общества пока еще очень далека от подобного идеала.

* По материалам социологического исследования «Женщина в Ингушетии». Опрошено 236 человек. Февраль 2008 года. - Прим. авт.

1 Хэльмински, К. Адам. Женщины и Суфизм http://tariqa.boom.ru/

2 Мухаммад Йусуф аль-Кок-Кози. Мухтасар Ильмихал. - Часть седьмая. -С. 164-167. http://muhtasar.narod.ru

Зачастую здесь одним из основных добытчиков в семье выступает именно женщина. В тяжелых экономических условиях на женщину ложится ответственность обеспечивать семью. Причем в большинстве случаев женщина трудится не в целях карьеры или возможности самовыражения -а в целях обеспечения материального благополучия, в целях выживания.

Женщины, вынужденные зарабатывать на жизнь, торгуя на базаре, теряют много: здесь невозможно соблюдать культурные запреты и придерживаться традиционных этикетных норм1.

Лишь небольшой процент женщин (но такой процент присутствует) воспринимает работу как средство самовыражения и достижения профессиональных целей. Для них труд является не обязанностью, а удовольствием и целью в жизни.

Подводя итоги, можно сказать, что в северокавказском обществе хорошо сохранился и в значительной степени преобладает традиционный уклад жизни. В связи с этим и положение многих женщин ограничивается приватной сферой. Женщине здесь в первую очередь отводят такую важную социальную роль, как «женщина-мать», выполняющая репродуктивную и социализирующую функции, ответственная за воспитание будущего поколения. Как женщины воспитают своих детей, таковым будет и общество. Поэтому женщине для воспитания достойного поколения необходимо быть и самой образованной и умной.

Анализ совокупных результатов социологических исследований «Женщина в Ингушетии», проведенных в Республике Ингушетия в 2008 г. и в 2010 г., показали, что свободными в полном смысле слова женщин Северного Кавказа назвать пока нельзя, высокая традиционность общества оказывает значительное влияние на жизнь женщины и ее роль в обществе. Реальные права и возможности многих женщин далеки от норм гражданского общества, а гражданское сознание многих женщин не развито. Проблема гендерного неравенства проявляется со всех возможных сторон. Во-первых, многие женщины не осознают свои права, не пытаются ими воспользоваться, более того, даже этого не желают, и не считают возможным и необходимым добиваться равноправия с мужским полом. Во-вторых, у большинства жителей республики, воспитанных в условиях традиционности, сформировались и крепко укоренились соответствующие традиционному обществу стереотипы, ограничивающие всю деятельность женщины рамками семьи. В таких условиях женщине очень трудно претендовать на равноправие. Даже когда женщина осознает себя полноправным членом общества и ориентирована на активную гражданскую деятельность,

1 См.: Текуева, М.А. Проблемы воспроизводства традиционной культуры в современных условиях (гендерный аспект). / Всероссийская научно-практическая конференция «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия». 22 - 23 декабря 1999 г - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 39 - 43.

все ее устремления часто пресекаются, а возможность самовыражения зависит от разрешения и поддержки семьи. В-третьих, многие мужчины не желают уступать женщине свою доминирующую роль в «престижной, чисто мужской сфере», не считают женщину равным членом общества.

Представления о женщине в глазах жителей Северного Кавказа и ее место в жизни общества пока еще мало соответствуют нормам и требованиям зрелого гражданского общества. Достижения реального и полного гендерного равноправия в республике вряд ли придется наблюдать в скором времени. В настоящее время гендерного равноправия здесь нет, но ситуация не так безнадежна. Предпосылки к равноправию и повышению роли женщины в жизни общества уже сформировались, а это важный шаг на пути к гражданскому обществу, которое нельзя построить, если в нем нет равноправия.

Список литературы

Айвазова, С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 1998.

Денисова, Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов-на-Дону, 1996.

Кислицын, С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. - Ростов-на-Дону, 2005.

Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). - Ростов-на-Дону, 2001.

© Сиражудинова С.В., 2010

А.В. Шапошников

ОСВОЕНИЕ НОВых РЕГИОНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИйСКОГО ГОСУДАРСТВА: ОПЬ1Т СИБИРИ

ШАПОШНИКОВ Алексей Валерьевич - кандидат юридических наук, федеральный координатор «Молодой гвардии Единой России» (e-mail: [email protected])

Аннотация. Выделяются основные исторические этапы и анализируются социально-экономические и общественно-политические особенности вхождения в состав Российского государства новых территорий Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.