Научная статья на тему 'Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа'

Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / КОНФЛИКТНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY / NOT-FOR-PROFIT ORGANIZATIONS / VALUE / TRADITIONALITY / RELIGION / ISLAM / CONFLICT / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиражудинова Саида Валерьевна

На основе результатов социологических исследований анализируется взгляд жителей Республики Ингушетия на проблему построения гражданского общества и его ценностей в специфических условиях Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF CIVIL SOCIETY IN NORTH CAUCASIAN PEOPLE'S OPINION

Based on sociological research data there is an analysis of people's opinion in Ingush Republic about civil society development and it's values in specific situation in North-Caucasus

Текст научной работы на тему «Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа»

Список литературы

Миронов, С.М. Социалистическая идеология в современном в мире. Социализм и Россия // Социология власти. - 2010. - № 3. Идеология ЛДПР. - М., 2010

Михалков, Н.С. Право и правда. Манифест Просвещенного Конерва-тизма. - М., 2010.

Жовтун, Д.Т. Современная политическая социология. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

© Белявский Ю.А., 2011

С.В. Сиражудинова

ОЦЕНКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

СИРАЖУДИНОВА Саида Валерьевна - соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры политологии и этнополитики СевероКавказской академии государственной службы (email: [email protected])

Аннотация. На основе результатов социологических исследований анализируется взгляд жителей Республики Ингушетия на проблему построения гражданского общества и его ценностей в специфических условиях Северного Кавказа.

Ключевые слова: Гражданское общество, демократия, неправительственные организации, ценность, традиционность, религия, ислам, конфликтность, социологическое исследование.

Построение гражданского общества - одна из основных задач современной российской политики. Значение для России гражданского общества было сформулировано и неоднократно подчеркивалось В.В. Путиным1. Эта задача воспроизводится и нынешним Президентом России Д.А. Медведевым, который рассматривает проблему гражданского общества в своих посланиях Федеральному Собранию РФ и при освещении других вопросов.

1 См.: Россия должна занять достойное место в мире // Парламентская газета. - 2003. - 17 мая.

В первом Послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ были сформулированы решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они, как отметил президент, были продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей. Это первоочередные задачи, которые будут решаться без промедлений.

Во втором Послании президента говорится: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможно только в развитой политической системе»1.

В научных и политических кругах до сих пор идут споры: сложилось ли гражданское общество в России или нет, возможно ли его формирование на российской почве или оно достояние западной культуры, специфично ли оно или идет вдогонку по западному пути развития? Единого общего мнения по всем этим вопросам пока не сложилось, как не сложилось и само единое определение понятия гражданского общества.

Трактовки гражданского общества неоднозначны. В России идея гражданского общества интерпретируется преимущественно в широком, общем смысле (как цель или идеал). На Западе под гражданским обществом часто подразумевается одна из его сторон, его отдельный элемент - некоммерческие неполитические общественные организации. Под гражданским обществом в России обычно понимаются: общественный идеал и основная цель реформирования и модернизации современной политики Российской Федерации, цель, декларируемая в программах различных партий, задачах различных неправительственных организаций;

основополагающие общественные ценности. Внедрение основных общечеловеческих глобальных наднациональных демократических ценностей, таких, как свобода, демократия, частная собственность;

совокупность внегосударственных и внеполитических отношений2; формы социальных отношений и взаимоотношения индивидов - равенство, равноправие, справедливость, защита интересов, ответственность личности за общество, ассоциации свободных и независимых граждан;

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/

2 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001. - С. 110 - 118.

высокий уровень общественного сознания - интерес и участие граждан в политике, способность формировать и поддерживать объединения и специализированные институты;

особая форма взаимоотношений с государством - контроль обществом власти, обособление власти от собственности, существование организаций вне рамок государства, защита граждан от государства, способность воздействия на государство, общество, организованно противостоящее государственной власти1;

отдельные элементы гражданского общества - совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы стать противовесом государству, и не мешая ему выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его стремление к доминированию и атомизации остального общества2. Помимо неправительственных организаций, элементами гражданского общества являются: партии, свобода слова, местное самоуправление, СМИ, религиозные организации, профсоюзы, предпринимательские организации, политические партии и общественные объединения;

определенный уровень психического и морального развития личности -ответственность, инициативность, активность, высокий уровень морали, духовной, социальной, политической и правовой культуры, высокоразвитое сознание и самосознание, способность и умение отстаивать свои права и свободы;

ценность каждой отдельной личности. Отношение к каждому гражданину как к свободной и полноценной личности, неукоснительный приоритет ее прав и свобод как гражданских, так и политических.

Приведенные примеры не исчерпывают все разнообразие представлений о гражданском обществе, а учитывают только наиболее распространенные трактовки ученых, политиков и общественных деятелей.

Учитывая многообразие подходов к определению гражданского общества и его неоднозначность, необходимо выяснить, как его понимает само население и представители структур гражданского общества - эксперты, являющиеся непосредственными элементами гражданского общества.

Понимание гражданами значения, роли и ценности гражданского общества особо важно. В любом случае, какой бы не был подход к его определению, самым ценным объектом гражданского общества, вокруг которого создаются все дальнейшие конструкции, выступает непосредственно каждая отдельная личность.

1 См.: Дилигенский, Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе?// Pro et Contra. - 1997. - № 4; Зубров, А. Современное русское общество и civil society: границы наложения // Pro et Contra. - 1997. - № 4.

2 См.: Геллнер, Р. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники / Московская школа политических исследований. - М., 2004. - С. 14.

Для полноценного построения гражданского общества в России, необходимо, чтобы оно проникло и развивалось во всех регионах страны без исключения. Для этого надо выявить и найти оптимальные пути устранения препятствий для его формирования.

Для построения гражданского общества в России и регионах, необходимы анализ уровня гражданского общества, выяснение отношения населения к необходимости его построения, выявление его проблем и тенденций развития. В этом плане представляет научный интерес изучение состояния общественно-политической активности в отдельных регионах, в частности, отношения к этой проблеме населения Республики Ингушетия, являющейся одним из самых сложных субъектов РФ. Конфликтность в этом регионе, с одной стороны, затрудняет процесс развития гражданского общества, а с другой - стимулирует политическую активность граждан.

Правительство России осознает значимость формирования гражданского общества в сложных субъектах Федерации и поэтому намеревается предпринять особые усилия по его формированию. «Северный Кавказ -это регион, в котором исторически проживают люди многих национальностей. Здесь особенно важна планомерная работа в семье и школе, на местном и региональном уровне по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества1.

Несмотря на обширный интерес со стороны СМИ и различных неправительственных организаций как местных, так и иностранных, научные исследования в Республике Ингушетия практически не проводились, невзирая на стремительный рост гражданской активности в этом регионе и перенос сюда центра тяжести Северо-Кавказской конфликтности. Исключение составляют отчеты и исследования правозащитных организаций, касающиеся нарушений прав человека.

Рассматривая проблему гражданского общества с точки зрения его ценности в глазах населения Северного Кавказа, необходимо выяснить, как сами граждане рассматривают необходимость его формирования, и является ли оно ценным в сознании населения? Как понимают гражданское общество жители республики и понимают ли они его смысл и значение вообще?

В целях выяснения этих вопросов автор в январе-апреле 2010 года было проведено в Республике Ингушетия социологическое исследование на тему «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа». В этом исследовании применялись такие методы, как выборное анкетирование жителей республики (охватившее 450 человек), интервьюирование, экспертный опрос политиков, представителей структур гражданского общества республики. Основные методы обработки данных

1 См.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

и анализа ответов респондентов - статистический, факторный анализ, шкалирование, сопоставление и сравнение.

Исследование показало, что жители Ингушетии понимают гражданское общество как свободу, равноправие, свободу ассоциации, порядок между людьми. Однако выяснилось, что многие не знают значения этого термина, не понимают цели и задачи гражданского общества и лишь интуитивно догадываются, что оно несет в себе некий положительный смысл1.

Построение гражданского общества в России и в Республике Ингушетия важным считают почти все из отвечавших на вопросы респондентов, -98,6%. Это наглядно демонстрирует желание людей создать более благоустроенное общество, осознание необходимости модернизации политического устройства. Например, частичное существование гражданского общества в России признает большинство респондентов (48%), его отсутствие отмечает чуть больше 20% , не задумывавшихся над этим вопросом оказалось 19,03%. Полноценное существование гражданского общества не признал никто. В республике отмечена еще меньшая степень признаков гражданского общества, чем в России. Ответивших, что гражданского общества в республике нет, оказалась половина всех опрошенных, 25% отметили, что гражданское общество в республике частично существует, и лишь небольшой процент согласен признать существование в Ингушетии гражданского общества.

О том, что народ осознает важность демократии, свидетельствует ответ на вопрос «Нужна ли демократия в республике?». На него отрицательных ответов почти нет. Мнения здесь разделилось поровну между ответами «да, нужна» и «частично нужна».

Из ценностей гражданского общества наиболее важными респонденты считают частную собственность, свободу предпринимательства, способность отстаивать свои интересы и свободу слова (эти ценности были названы половиной респондентов). Свободное развитие личности, соблюдение прав человека, свободу ассоциации, свободу выражения мнения, свободу вероисповедания, свободу личности и равенство отметили 26,2%.

Индивидуализм и коллективизм в обществе присутствуют в равных пропорциях, отражая взаимовлияние и сосуществование неискоренимой кавказской значимости коллективизма и привнесенной, характерной для Запада, ценности индивидуализма. Наиболее значимыми общечеловеческими ценностями для респондентов выступают семья, доброта, совесть, затем - жизнь, община, уважение, и со значительным отрывом за ними следуют самовыражение, карьера, материальное благосостояние и общественная значимость.

1 Сведения заимствованы из материалов социологического исследования «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа». - Ч. 1. Анкетирование. Опрошено 450 человек. Январь-апрель 2010 год. - Прим. авт.

Особую, определяющую, роль в ингушском обществе играют традиции и религия, что лишний раз подтверждают ответы респондентов. Этот фактор оказывает значительное влияние на сознание и предпочтения народа, и не может не отразиться на проблеме формирования здесь гражданского общества, задачи которого заключаются в том, чтобы органически вплестись, ассимилироваться в среде традиционализма и исламского образа жизни. Сила традиций в обществе была отмечена всеми без исключения респондентами, следовательно, для населения республики предпочтительным типом общества выступает в первую очередь традиционное общество (49,4%), затем следует исламское государство (около 30%), и остальная сравнительно небольшая часть респондентов пожелала видеть в республике сочетание исламского государства с демократией. В основе идеального общества здесь видят такие черты, как традиционность, соблюдение прав человека, свобода вероисповедания. Традиционность общества всеми была оценена безоговорочно положительно. Мнение стариков здесь до сих пор очень влиятельно (51%), и занимает главное место (37,2%). К мнению религиозных авторитетов по общественно-политическим вопросам прислушивается 72%, остальные не отрицают такую возможность, ответив «когда как».

О значении религии в жизни населения свидетельствует ответ на вопрос «Какие ценности для Вас являются наиболее важными религиозные или общечеловеческие». Отвечая на него, 81,2% выделили религиозные ценности, и лишь небольшой процент считает, что в обществе должно присутствовать и то и другое.

Соответствие идеалов демократии и гражданского общества традиционным ценностям отметило 23,07%, отрицательный ответ дали 21%, 53% ответили «не всегда» и «может быть».

Несмотря на приверженность населения республики традиционным идеалам, противников процессов модернизации общества и внедрения элементов западной культуры оказалось немного. В основном оно приветствуется - 19,1%, частично приветствуется - 23,4%, и 27,8% отвечают «модернизацию поддерживаю, но традиции наши лучше западных».

Один из основных элементов гражданского общества, с которым оно вообще чаще всего и отожествляется - неправительственные организации. Они играют не последнюю роль в формировании гражданского общества. Часто по уровню их развития и возможностей судят о самом гражданском обществе. Они отражает развитие в обществе таких важных ценностей, как свобода ассоциации, инициативность граждан, участие в общественной жизни, ответственность за судьбу общества, способность объединяться для решения проблем и достижения целей и многие другие. Поэтому было важным выяснить отношение жителей республики к неправительственным организациям, которое было отмечено как хорошее (80%). Необходимость существования правозащитных организаций в республике

отметили 76,8%. Респонденты отметили, что партии и неправительственные организации должны защищать интересы граждан, разрешить вопрос безработицы, принять меры и контролировать, чтобы был порядок.

Большинство населения Ингушетии отличается низкой политической активностью. Они не являются членами партии или организации (82,03%), но осознают необходимость политической и общественной активности (99,1%).

Низкая активность, недостаточная для развитого гражданского общества, соотносится здесь и с проблемой выборов. В вопросе о необходимости принимать участие в голосовании голоса респондентов разделились поровну. Несмотря на осознание необходимости голосования, для республики характерен абсентеизм - те, кто принимает участие в голосовании, оказались в меньшинстве (17%). Остальные отметили, что «должен выбирать народ, мы хотели бы видеть честные выборы, а так это пустая трата времени».

Гендерное равенство в политической сфере респондентами не признается. Положительное отношение к женщине-политику или общественному деятелю высказало 22%. В основном на этот вопрос превалировали такие ответы, как «ей место дома», «даже не представляю».

Ситуация в республики, характеризующаяся высокой степенью конфликтности, и пожалуй, ее даже можно назвать самой высокой в России, теоретически не способствует формированию здесь гражданского общества. В то же время именно конфликтность и личные трагедии заставляют многих объединяться в структуры гражданского общества, организовывать неправительственные организации, задумываться над решением проблем общества. На вопрос «Откуда происходит конфликтность региона?» 80 % респондентов не ответили, и лишь 27% отметили, что «из центра». Большинство признало способность гражданского общества разрешить конфликтность (в эту группу вошел большой процент молодежи), 23% отметили, что не всегда оно может оказаться эффективным.

Наибольшая активность гражданского общества проявилась в участии в митингах. В недавнем прошлом она широко применялась гражданскими активистами. Первые митинги оказались действенными. Примером может служить митинг 19 сентября 2007 г., имевший своим результатом освобождение братьев Аушевых, один из которых был сыном известного ингушского активиста Макшарипа Аушева. Смену президента республики после упорной гражданской протестной активности можно назвать значительной победой гражданского общества.

На митинги здесь возлагаются большие надежды. Большинство отметило способность митингов разрешить проблемы (76,03%), из них 37,1% респондентов отметили, что таким способом проблему разрешить можно лишь частично. Митингам в Ингушетии отведена важная и положительная роль (24,1%). С одной стороны, они способствуют решению проблемы (49,2%), а с другой - они опасны для их участников (25,3%).

На вопрос «Есть ли возможность у граждан влиять на политику местной власти» мнения разделилось почти поровну. Одна половина считает, что такая возможность есть «надо выражать свое мнение, проводить митинги». Другая часть респондентов возможность влияния на политику местной власти отрицает полностью..

Большинство респондентов (78,6%) признали нарушение прав человека в республике. У населения особое беспокойство вызывает нарушение таких прав, как отсутствие свободы, защищенности и свободы вероисповедания. Многие респонденты отмечают, что здесь нарушаются все возможные гражданские и политические права.

По мнению респондентов, для улучшения и стабилизации обстановки необходимо понизить безработицу, не допускать других наций в республику, навести порядок. Россия должна создать рабочие места, смягчить налоги, «оставить в покое, вывести свои войска (52%)». Президент республики в свою очередь также должен позаботиться о создании рабочих мест (51%), бороться с коррупцией, наводить порядок.

Респондентов больше всего волнуют такие проблемы, как безработица (51,2%), отсутствие спокойствия, коррупция и убийства населения.

Почти все опрошенные жители республики отметили, что за прошедший год доверие к местной власти повысилось. К политике Юнус-Бека Евкуро-ва отношение было высказано только хорошее (81%) и нормальное. Главные его заслуги - борьба с коррупцией и попытки наведения порядка. От нового президента жители республики в первую очередь ожидают стабилизацию обстановки.

На вопрос «Существуют ли упущения в политике нового Президента?», респонденты не ответили, от него они ждут действий и возлагают на него все свои надежды. Почти все надеются, что перемены к лучшему возможны (86,4%).

Представители неправительственных организаций считают, что гражданское общество в Ингушетии есть, более того, оно здесь работает активно. Называются немалочисленные примеры и достижения, среди которых - создание различных Советов, проведение съездов и формирование в республике Общественной палаты*.

Эксперты из числа лиц, занимающихся профессионально политикой, в большинстве считают, что «гражданское общество в республике существует в зачаточном состоянии. Енус-Бек Евкуров диалог уже начал, он не отказывается говорить о проблемах и пытается искать пути их разрешения»**. Его политика соответствует словам, произнесенным Д. Медведе-

* См.: Интервью с М. Муцольговым 05.02.2010 / Социологическое исследование «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа». - Ч.2. Экспертный опрос. Опрошено 30 человек. Январь-апрель 2010 г - Прим. авт.

** См.: Интервью с М. Амриевой 21.01.10/ Социологическое исследование «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа». - Ч.2. Экспертный опрос. Опрошено 30 человек. Январь-апрель 2010 г

вым на заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России: «Надо общаться, не надо стесняться выходить в народ. Надо прислушиваться к тому, что говорят, спорить в необходимых случаях, но власть всё время должна быть в диалоге с народом. И мы с вами прекрасно понимаем, в любой ситуации этот диалог никогда не будет простым. Уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту»1.

Модернизации в Республике Ингушетия отводят роль преимущественно в политической сфере, а в остальных сферах доминируют традиции и религия, играющие большую роль в формировании взглядов и влияющие на поступки человека. По мнению ингушей, они не должны изменяться, а даже наоборот, еще больше развиваться и поддерживаться.

Признавая важность построения гражданского общества, жители республики в то же время не все его отдельные ценности считают значимыми. Их мировоззрение во многом отличается от западного. Осознание человеком себя как автономной единицы здесь отсутствует. Решающую роль в жизни человека играет патриархальная община. До сих пор жизнь человека определяется решением представителей старшего поколения и рода, поэтому полной свободы и независимости здесь не может быть. Но есть единицы среди экспертов, отрицающие власть стариков в обществе и их авторитет. Так, лидер оппозиции М. Хазбиев отметил, что «95% современных стариков потеряли честь. Как их можно называть стариками, аксакалами, большими людьми, когда они по телевизору говорят, что у нас никогда в жизни не было так хорошо, как сегодня (во время правления М. Зязикова)»2.

Несмотря на признание важности построения гражданского общества, его в европейском классическом понимании здесь построить невозможно. Но некоторые элементы сформировать можно, более того, необходимо.

Если понимать под гражданским обществом активность его отдельных элементов, в частности неправительственных организаций, то такое общество здесь существует и более того, оно здесь активно. Если же рассматривать гражданское общество в широком смысле, то такое гражданское общество на Северном Кавказе пока не сформировалось.

Хотя ценность гражданского общества, курс на его построение часто упоминается и ставится как основная задача в развитии государства, в целом граждане региона не понимают, что такое гражданское общество и каковы его функции.

1 Медведев, ДА. Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. 22 января 2010 года http:// www.kremlin.ru/transcripts/6693

2 Интервью автора с М. Хазбиевым. 3 марта 2008г. Экспертный опрос «Проблема выборов в Р Ингушетии». - Прим. авт.

Проблема построения гражданского общества шире, чем просто его понимание и осознание. На наш взгляд, не удастся построить гражданское общество, заимствуя лишь его западный образец. Необходимо перенести его ведущие признаки на местную почву, совместив и соизмерив их с национальными особенностями и традиционными ценностями. В идеале гражданское общество справедливо и плюралистично. Оно не признает диктата и навязываний, поэтому для его формирования не должно быть серьезных препятствий. Оно не запрещает людям верить, руководствоваться своими убеждениями, не ограничивает их, а наоборот создает возможности самореализации и свободы.

Список литературы

Зубов, А. Современное русское общество и civil society: границы наложения // Pro et Contra. - 1997. - № 4.

Дилигенский, Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. - 1997. - № 4.

Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001.

Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники / Московская школа политических исследований. - М., 2004.

© Сиражудинова С.В., 2011 Н.А. Ёхина

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.С. ИЗГОЕВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КАДЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭМИГРАЦИИ

ЁХИНА Наталья Александровна - ведущий редактор Центра комплексных исследований российской эмиграции ИНИОН РАН (e-mail: natalia_ekhina @mail.ru)

Аннотация. Анализируются политические взгляды Александра Соломоновича Изгоева в пореволюционной эволюции, демократического крыла кадетской интеллигенции в эмиграции. Рассматриваются идеи А.С.Изгоева о том, что при построении новой России должны быть учтены те изменения, которые принесла Октябрьская революция.

Ключевые слова: либерализм, социализм, эволюция, пореволюционность, свобода, кадетская интеллигенция, кадетская партия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.