Код ВАК 13.00.01; 13.00.02
УДК 004+303.4
ББК Ч 403(2)5 -421+Ч 403(2)5-422+Ч424.43 ГСНТИ 14.85.01
Швецова Анастасия Владимировна,
аспирант кафедры социологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ: АНАЛИЗ, ТЕНДЕНЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендер; интернет-пространство; материнство; феминизм; квир-теория.
АННОТАЦИЯ. Представлены материалы исследования российских интернет-сайтов, посвященных гендерной тематике. Выделены типы сайтов, обозначены их особенности и образовательный потенциал. На примере анализа интервью с представителями гей-сообщества, а также опроса на форуме городского портала Екатеринбурга показаны возможности использования интернет-ресурсов для проведения социологических исследований.
Shvetsova Anastasia Vladimirovna,
Post-graduate Student of the Chair of Sociology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
GENDER EDUCATION AND THE INTERNET: AN ANALYSIS OF TRENDS AND THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE WORLD WIDE WEB
KEY WORDS: gender; Internet space; motherhood; feminism; queer-theory.
ABSTRACT. The article contains materials of research of the Russian Internet space about the resources devoted to gender subject. Types of sites are allocated, their features and educational potential are designated. On an example of the analysis of interview to representatives of gay community, and also poll at a forum of a city portal of Ekaterinburg, possibilities of use of Internet resources for carrying out sociological researches are shown.
Н
а запрос в интернет-поисковике термина «гендер» находится четыре миллиона ответов! Для небытового термина в стране, где долгое время «секса не было», - очень неплохой результат. Самими популярными адресами запросов наряду с «гендером» являются такие категории, как «гендерная психология», «гендерная социология», «гендерная роль», «гендерная интрига» и даже «гендерное воспитание». Другой вопрос - необходимо учитывать качество ответов на интересующие пользователей вопросы, но главное, что общественный интерес к теме взаимодействия полов неуклонно растет, людей перестает устраивать висящее дамокловым мечом над современным обществом предание о «мужиках» и «бабах». Ищут материал по психологии и социологии гендера, ищут собственную идентичность.
Большой популярностью пользуются сайты отечественных ученых, в первую очередь, Игоря Семеновича Кона. Помимо его персонального сайта (11), выполняющего просветительскую функцию, существуют еще два, названных в честь выдающегося ученого: сайт И. С. Кона в проекте Института истории культур «УНИК» и сайт И. С. Кона в проекте электронной библиотеки «Псевдология» (10), также предоставляющие пользователям возможность ознакомиться с его работами и теми изданиями, которыми он интересовался и которые рекомендовал читателям. Несмотря на преклонные года, И. С. Кон всегда предлагал
актуальные идеи: поразительная ясность его мысли для многих стала источником вдохновения. Его кончина широко обсуждается в Рунете, порождая все больший интерес к работам и личной жизни великого ученого. Интернет сегодня дает нам возможность просматривать выступления, интервью и лекции И. С. Кона, где наши собственные путаные мысли словно выражаются понятным языком и обретают ясный смысл. В одной из российских социальных сетей существует группа, посвященная И. С. Кону (2). В группе состоит более 600 человек, ее задачей является сбор информационных ресурсов и популяризация идей И. С. Кона. Опрос, проведенный ее организаторами, показывает, что среди пользователей данного сайта наиболее популярными книгами Игоря Семеновича Кона являются:
1. «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви» - 38,5%;
2. «Мальчик - отец мужчины» -17,9%;
3. «Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России» - 15,4%.
Персональные сайты ученых довольно распространены сегодня, с их помощью легко донести свои мысли и идеи до студентов, предпочитающих электронные источники информации классическим библиотекам.
Свои сайты существуют и у большинства научных центров, занимающихся гендерными исследованиями. Московский центр гендерных исследований создал информационный ресурс для продвижения
© Швецова А. В. , 2013
идеи гендерного равенства по адресу www.gender.ru. Здесь публикуются научные работы сотрудников центра, собрана тематическая библиотека. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «ДемоскоптеееЫу» (3) публикует актуальные исследования в области демографии, социологии гендера и других смежных направлений. Помимо этого пользователь получает информацию о конкурсах, курсах повышения квалификации и грантах, важных для студентов, аспирантов, ученых.
Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета (4) -это интеллектуальное пространство, объединяющее специалистов из разных научных областей гуманитарного и социального знания, которые работают с категорией гендера как механизмом распределения власти. Центр основан в октябре 1997 г. при поддержке Фонда Джона Д. и КэтринТ. Мак Артуров. Его главной целью было развитие гендерной теории посредством создания новых учебных программ по гендерным исследованиям и их интеграции в академической среде; проведение исследований и создание условий для научного обсуждения гендерной теории и гендерных проблем на постсоветском пространстве.
Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР, возглавляемая Ириной Жеребкиной (5), представляет собой сайт, собравший комплексные данные об исследованиях в России, Украине и в других бывших республиках СССР. Созданный в начале 1994 года, Центр стал одной из первых женских организаций феминистской ориентации в Украине.
Подобные центры в значительной степени живут в электронном пространстве и являются профессиональными сетями, местом теоретических дискуссий, площадками, дающими возможность публичного высказывания и социального действия. В первую очередь они ориентированы на ученых, занимающихся гендерной проблематикой, аспирантов и студентов, изучающих данный вопрос.
Другой тип интернет-ресурсов по гендерной тематике - сайты, популяризирующие основные положения гендерной теории и идею гендерного равенства на страницах Рунета. Например, проекты «Гендерная страница» и «Гендерный маршрут». Особо стоит отметить сайты, посвященные борьбе за гендерное равенство. Феминизм (от лат. Femina - «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком
смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Борьба за собственные права всегда вызывает уважение и общественное поощрение; однако феминизм в нашей стране традиционно считается деструктивной позицией, а слово «феминистка» и вовсе звучит непочтительно, ассоциативно связываясь с антиженственностью и непривлекательностью. Интернет является дискурсивным полем для сторонников и противников феминистских идей, что в конечном счете является главным фактором их популяризации. Среди множества феминистских сайтов можно обнаружить как информационные, так и пропагандистские ресурсы умеренной или радикальной направленности.
Информационные порталы «Женщина и общество» и «Женская информационная сеть» (12) - одни из наиболее известных феминистских сайтов. Задачи таких сообществ заключаются во взаимодействии с женскими организациями России и СНГ, включение их в общее информационное поле женского движения, обмен опытом. Основная цель работы сайтов феминистской направленности по их собственному определению - продвижение интересов женщин в России, достижение такой политической и социальной ситуации, при которой женщины и мужчины равноправно участвуют в принятии решений, определяющих настоящее и будущее их жизни, развитие страны. Большое место в этой работе уделяется существующему социальному партнерству между общественными организациями и госструктурами, созданными для продвижения решений по проблемам улучшения положения женщин.
Помимо сайтов феминистских организаций в Рунете можно найти персональные сайты известных женщин-феминисток, например, писательницы Марии Арбатовой
(1). Такие ресурсы пользуются неизменной популярностью, поскольку идея феминизма, привязанная к конкретной личности, становится более понятной и обретает материальную силу: пример успешных женщин вдохновляет, их стратегии и жизненный опыт интересуют и современных мужчин, понимающих, что смена гендерных устоев произойдет, каким бы инертным ни было общественное сознание.
Большой популярностью пользуются тематические форумы. Например, форум для мам на городском портале Екатеринбурга является не только местом обмена информацией о воспитании детей, но и
дискурсивным социальным полем. Доверительная атмосфера располагает к откровенным ответам, система регистрации значительно. повышает достоверность результатов исследования, а личное знакомство многих посетителей форума между собой служит дополнительным индикатором правдивости, что в совокупности делает форумы уникальным источником эмпирической информации.
На этом форуме нами было проведено исследование «Партнерские роды «за» и «против»: ваш семейный опыт» среди мам, имеющих детей в возрасте до одного года (7). Цель опроса - получение количественной и качественной информации о соотношении совместных и традиционных родов в Екатеринбурге в 2011-2012 гг. Из 218 рес-понденток, принявших участие в исследовании, 42% отметили, что их роды проходили в присутствии супруга. В качестве аргументов «за» отмечены:
1) эмоциональная поддержка супруга («Мне кажется, если бы его не было, то я бы, простите, сдохла... И кричала бы, и в истерике билась. А он сдерживал. За вторым ребенком - только с мужем!») (7);
2) физическая помощь («Я не знаю, что бы без мужа делала. Физически он мне помогал очень - ходить, поддерживал, когда ходить было трудно, принести воды (я 9 часов лежала прикованная к КТГ и не могла сама встать и себя обслужить), так что я только с мужем, и он сказал, что всегда будет со мной...») (7);
3) ранний контакт с ребенком («Рожала с мужем, сейчас и я, и муж всем советуем рожать вместе. Он очень часто этот день вспоминает и говорит: какое счастье, что ему первому дочь отдали на руки») (7);
4) контроль за действиями медперсонала («Рожала одна (под капельницей), врачи про меня забыли. Потеряла сознание. Итог - реанимация и многочисленные неврологии у ребенка») (7).
Более половины опрошенных (58%) рожали без супруга - 2/3 по личным соображениям («Я сама была противник, чтобы муж там был со мной - не хотела, чтобы он видел меня измученную и страшную»), 1/3 -в связи со сложившимися обстоятельствами («Мы тоже собирались вместе рожать, но муж не успел. Я страшно жалею, что его не было рядом») или с нежеланием супруга («Я бы не отказалась от его поддержки, но муж категорически против совместных родов -страшно ему и не хочет он всё это видеть»).
Партнерские роды из разряда «экзотики» переходят во вполне приемлемое, распространенное явление. Рассматривая это явление в качестве одной из новых социальных практик, мы считаем полученный
результат подтверждением активных гендерных трансформаций, происходящих в российском обществе. Рождение ребенка перестает быть личным делом женщины, когда она остается наедине со своими страхами и своей болью, и становится делом семейным, включающим отца в процесс заботы о малыше с первых минут его жизни.
Еще одна важная тема в Рунете затрагивает интересы людей, называющих себя «инаковыми» - квир-сообщества. Электронная версия журнала «Квир», вышедшего в сентябре 2004 г. и сентябре 2006 г., вошла в пятерку самых продаваемых «мужских журналов» в Москве по рейтингу Союза издателей и распространителей печатной продукции. Название журнала на официальном сайте переводится с английского как «странный, необычный, чудной, гомосексуальный», в связи с этим издание позиционирует себя как «журнал для необычных людей». Среди авторов журнала - историк моды Александр Васильев, писатели Алмат Малатов, Маргарита Шарапова, Андрей Гончаров, Дмитрий Бушуев, драматург Константин Костенко.
Квир-тематика поддерживается и на многочисленных сайтах, в название которых в различных вариантах входит аббревиатура ЛГБТ (LGBT), образованная на английском из самоназваний подгрупп представителей сексуальных меньшинств (Lesbian, Gay, Bisexual и Transgender). Радужный флаг, также известный как прайд-флаг, «флаг свободы», о запрете которого высказываются многие должностные лица, является интернациональным символом ЛГБТ-сообщества. По мнению членов ЛГБТ-сообщества, он является олицетворением концепции «гей-прайда» и открытости. Автор радужного флага художник Гилберт Бейкер так описал его значение: «Первоначальная идея радужного флага - освобождение. Возможность вырваться на свободу, выйдя за рамки, созданные страхом и стремлением «соответствовать нормам», право заявить о своей сексуальности без стыда и боязни возмездия со стороны тех, кто диктует «этические законы». «Российская ЛГБТ-сеть» весьма широко описывает формы своей деятельности: издание и распространение печатных материалов; развитие системы юридической помощи в Российской ЛГБТ-сети; инициирование обсуждений поправок по преступлениям на почве ненависти; обучение ЛГБТ-активистов фандрайзингу, работа с волонтерами, работа, направленная против законов о запрете «пропаганды гомосексуализма». Последний пункт связан с особенно острым сверх-политизированным дискурсом по поводу обсуждаемых, а в ряде субъектов РФ уже
принятых законопроектов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, якобы ограничивающих «просветительскую» деятельность активистов ЛГБТ-сообщества (9).
С социологической точки зрения особый интерес представляют механизмы социализации людей нетрадиционной сексуальной ориентации. В каком возрасте они начинают осознавать свою «инаковость»? Каковы факторы и условия их социализации? Есть ли у них опыт традиционных отношений? С какими трудностями они сталкиваются, открыто объявив о своем выборе? Ответы на эти и другие вопросы исследователь может получить, используя материалы Рунета. Существуют сайты, публикующие так называемую «гей-литературу» - произведения, написанные гомосексуалами и посвященные историям их жизни. Стоит отметить, что Интернет - по сути единственный ресурс, где публикуются подобные материалы.
Анализ интервью с представителями гей-сообщества показывает, что преимущественно это мужчины, имеющие опыт традиционных отношений (6). Многие из них состоят или состояли ранее в браке с женщиной и имеют детей. Вопреки расхожему представлению, их гомосексуальность далеко не всегда проявляется в одежде или макияже. Гомосексуальность также не является «профессиональной» - свойственной представителям одного вида деятельности (например, шоу-бизнеса) - среди респондентов были врачи, государственные служащие, офицеры и др.
Согласно полученным данным, основным мотивом вступления геев в традиционный брак является желание соответствовать общественным нормам, скрыть свою сексуальную ориентацию от родственников и знакомых («Родители. Они меня достали. Когда ты женишься? Когда ты женишься? Когда? Да хоть сейчас. Я и предложил ей, давай поженимся») (6), желание иметь детей («У меня было чувство сродни материнскому инстинкту, оно было во мне всегда прежде и остается сейчас. Можно назвать его отцовским инстинктом. И это было постоянно давящее изнутри необратимое стремление - быть отцом. Я был бесконечно счастлив один раз в жизни - когда родился мой сын») (6). Респонденты отмечают, что «честно пытались» создать благополучный традиционный брак, но оказались не в силах противостоять себе и своей природе.
Еще одно частое заблуждение касается устойчивости гомосексуальных союзов. Считается, что они стабильны и редко распадаются. Данные интервью свидетельст-
вуют, что гомосексуальные пары, как и гетеросексуальные, очень вариативны и подвержены тем же рискам. Условно можно разделить гомосексуалов на скрытых и открытых, ориентированных на стабильные отношения или предпочитающих свободные, непродолжительные связи.
Еще один важный вопрос касается гомосексуальности как философии. Часть представителей ЛГБТ-сообщества склонна считать свою сексуальную ориентацию исключительно интимным вопросом, касающимся лишь их частной жизни и личного выбора. Другие видят в этом философский подтекст, связывая гомосексуализм с особым мировоззрением и даже элитарностью. Они апеллируют к тому, что многие известные и гениальные люди имели нетрадиционные связи, стремятся открыто заявить о своей ориентации, выступают на митингах и парадах. В интервью журналу «Квир» телеведущий В. Познер прокомментировал это следующим образом: «Иногда среди самих геев встречается некоторая агрессивность. Возьмем гей-парад. Почему в таком случае нет парада гетеросексуалов? Зачем нужно подчеркивать свою ориентацию? Я же не вывешиваю плакат о том, с кем я сплю или как именно я это делаю. С другой стороны, здесь, возможно, есть стремление публично заявить о себе, учитывая, сколько веков геи были вынуждены скрывать свои желания. Но я все же надеюсь, что когда-нибудь мы будем жить в мире, где никому не будет дела до чужой личной жизни» (9).
Сравнительный анализ сообществ в одной из российских социальных сетей показывает, что наибольшей популярностью среди ЛГБТ-групп пользуются группы для геев (11 697 групп, самая большая из которых насчитывает 32 619 человек); лесбийских сообществ - 1660, ЛГБТ-сообществ -747. Тогда как групп, найденных по тегу «мужчина и женщина», - 3 581, «феминизм» - немногим более 700, по тегу «гендер» - 39 (2). Пример статистики по одному из контентов виртуального пространства, по которому почти нет других источников, свидетельствует о возможности использования и неоднозначности оценок качества полученной в ГГ-сетях информации.
Если учесть, что анализируемые тексты отражают уровень повседневного сознания, что надежность статусных характеристик субъектов мнения нуждается в подтверждении, что стиль и степень искренности в представлении информации весьма различны, если при этом грамотно использовать корректирующие процедуры, можно выявить нечто общеинтересное, актуализирующее реальную проблему социальной жизни и придать ей должный масштаб.
Следует особо отметить, что, несмотря на бесконечный разброс мнений, наибольшую популярность имеют группы, в названии которых есть слово «любовь» - 142 435
(2). Какого бы цвета она ни была, она является стимулом создания большинства сообществ и сайтов. О ней пишут в блогах, на страницах «живых журналов». Самым популярным в поисковике продолжением запроса «что такое.» по-прежнему остается «любовь». На что автор запроса может получить более 235 миллионов ответов. Любовь есть и будет самым важным и значимым выражением гендерной тематики как на просторах Рунета, так и за его пределами.
Итак, Интернет - уникальный источник теоретической и эмпирической информации по гендерной проблематике. Предлагая ресурсы для широкого круга пользователей и узкоспециальную научную информацию, он становится активным союзником современного человека, позволяя экономить главный капитал - время. Вместе с тем, всемирная паутина требует высокой степени аналитического мышления потребителя, его способности определять качество и достоверность информации.
С эмпирической точки зрения эта задача крайне важна, поскольку набирающие популярность интернет-исследования актуализируют проблему отбора респондентов. В качестве одного из критериев высту-
ЛИТЕРАТУРА
1. URL: www.arbatova.ru
2. URL: www.vk.ru
3. URL: www.demoscope.ru
4. URL: www.gender-ehu.org
5. URL: www.gender.univer.kharkov.ua
6. URL: www.gay-country.ru
7. URL: www.el.ru/talk/forum/list.php?f=l89
8. URL: www.owl.ru
9. URL: www.lgbtnet.ru
10. URL: www.pseudology.org/Kon
11. URL: www.sexology.narod.ru
12. URL: www.womnet.ru
пает система регистрации, допускающая к участию в исследовании только пользователей, заполнивших первичную анкету и подтвердивших свои данные, что дает возможность осуществлять типологию твиттер-групп. Другой способ повышения достоверности результатов - проведение интернет-исследований на форумах, что снижает вероятность попадания в выборку «случайных» респондентов, не имеющих отношения к тематике данного сообщества. К числу значимых недостатков интернет-исследования относится намеренное искажение информации (например, пола, возраста или образования респондента). Однако перечисленные ограничения не умаляют преимуществ виртуальных средств перед иными видами социологических исследований, поскольку характерны для многих из них.
Развитие информационного общества уже привело к тому, что реальный и виртуальный миры не существуют параллельно, они не просто пересекаются, но перетекают из одного в другой, формируют в интернет-сообществе новые социальные общности с вполне определенными характеристиками. Членами таких общностей, складывающихся на сайтах, форумах, в блогосфере, обладающими высоким уровнем идентификации и самоидентификации, уже являются наши школьники, студенты и другие группы обучающихся.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. Л. Я. Рубина.