Научная статья на тему 'Гендерное поведение в российском обществе как предмет научных исследований'

Гендерное поведение в российском обществе как предмет научных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
483
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / GENDER BEHAVIOR / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPES / ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ / TRANSFORMATION OF MALE AND FEMALE BEHAVIORAL PATTERNS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вялых Никита Андреевич

Статья посвящена системному анализу содержания и границ использования категории «гендерное поведение» в социологии и других науках. Актуальность статьи продиктована необходимостью определения теоретических предпосылок исследования гендерного поведения в современном российском обществе. Новизна работы выражается в применении методологического принципа междисциплинарности к анализу феномена гендерного поведения. Гендерное поведение анализируется в трех измерениях: экономическом, политическом и социальном. Таким образом, задача современной гендерной социологии, на взгляд автора, состоит в том, чтобы связать социокультурные основания трансформации мужских и женских моделей поведения с социально-экономической структурой российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender behavior in Russian society as subject matter of scientific researches

The purpose of this article is a systematic analysis of the content and boundaries in using the category of gender behavior in sociology and other sciences. The topicality of the article is the necessity to define theoretical backgrounds of gender behavior study in Russian society today. The novelty of the work is expressed in the applying of interdisciplinary methodological principle to analysis of gender behavior phenomenon. The gender behavior is analyzed in a three dimensions: economic, political and social. Thus, the task of modern gender sociology, in the opinion of the author, is to link the socio-cultural basis of male and female behavioral patterns transformation with socio-economic structure of Russian society.

Текст научной работы на тему «Гендерное поведение в российском обществе как предмет научных исследований»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин

Н.А. Вялых

кандидат социологических наук, старший преподаватель

Южного федерального университета*

Гендерное поведение в российском обществе как предмет научных исследований1

Как отмечает основатель научной школы гендерных исследований в России Г.Г. Силласте, на ранних этапах институционализации отечественной гендерной социологии как частной социологической теории (советский этап, 1989-1992 гг.) термины «гендер», «гендерные исследования» долгое время были «раздражающей категорией» не только для политиков, но и для социологов, особенно мужской части социологического сообщества2. В настоящее время сложно представить масштабный научный проект, какой бы социальной проблемы он ни касался, без анализа гендерной специфики социальных процессов, социальной структуры, отношений и ценностей. Сегодня в фокус почти каждого гуманитария: философа, социолога, политолога, экономиста, филолога так или иначе попадает гендерная проблематика. Когнитивный интерес к гендерным аспектам социально-экономических, социально-политических, духовно-нравственных и прочих проблем общества связан с теми различиями между мужчинами и женщинами, которые обнаруживаются в ходе анализа статистики, социологических данных, нормативно-правовых документов и информационных сообщений. Но чаще всего интерес ученых (и не только ученых) к гендерным проблемам возникает на уровне здравого смысла, когда гендерные различия в какой-то момент нарушают «привычный» ход повседневности. Однако социологические данные, статистика, сообщения в СМИ регистрируют лишь факт гендерной асимметрии в обществе, а объяснительные модели гендерного поведения в различных сферах жизни общества выстраивают представители интеллектуальной элиты. Хотя, по справедливому мнению С.Э. Удеревского, и сегодня существует значительная патриархально и андроцентрично настроенная часть академического сообщества, отрицающая гендерную субъектность научных исследований3.

* Вялых Никита Андреевич, e-mail: [email protected]

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 16-18-10387 «Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе».

2Силласте Г.Г. Гендерная социология: от идеи и дискуссий к научной школе // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19, № 3. С. 19.

3Удеревский С.Э. Гендерный подход при определении целевой аудитории. М., 2012. С. 19.

Цель данной статьи состоит в исследовании степени изученности фундаментальных и частных вопросов гендерного поведения в современной российской научной литературе. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, выявить вопросы, которые уже изучались; во-вторых, определить ключевые научные дискуссии вокруг гендерного поведения; в-третьих, с учетом теоретического бэкграунда наметить перспективы последующих научных исследований.

Обзор научной литературы, посвященной гендерному поведению и смежным вопросам, позволяет выделить следующие тематические рубрики: а) теоретико-методологические проблемы гендерных исследований; б) гендерные стереотипы как фактор и как продукт гендерного поведения; в) гендерные диспозиции и трансформация гендерного порядка в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни.

Известный российский гендеролог О.М. Здравомыслова отмечает, что гендерный подход представляет собой «методологию междисциплинарного направления социально-гуманитарного знания (гендерных исследований) и исследовательскую стратегию, позволяющую анализировать комплекс существующих в культуре представлений о мужественности и женственности, изменения семьи и положения мужчин и женщин в обществе, идеологию и политику, способствующие или препятствующие достижению гендерного равенства»1. Действительно, гендерное поведение выступает предметом не столько социологических, сколько междисциплинарных исследований. Причем, как отмечает А.В. Лубский, особенность современных междисциплинарных исследований основана не на простой кооперации представителей различных наук, а на синергетиче-ском сотрудничестве ученых-субъектников2. В силу того, что мужчины и женщины как две самые большие социальные группы взаимодействуют во всех институциональных полях (политика, экономика, образование, семья, религия, здравоохранение и др.), современные гендерные исследования, как правило, проводятся на стыке нескольких систем знания. Но социология как наука, претендующая на статус генерализованной системы знания, является интегральной дисциплиной по отношению к тендерным проблемам современности.

Сам термин «гендерное поведение» не получил широкого распространения в научных публикациях российских авторов. Если ученые и используют его, то без теоретической интерпретации и операционализации. Опорной точкой нашего обзора будет представление о гендерном поведении как разновидности социального поведения. Как отмечает Р.А. Лубский, социальное поведение - это «реакция социального актора ("человека действующего") или социальной группы на социальную ситуацию и на внешние социальные изменения в виде совокупности социальных действий,

13дравомыслова О.М. Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2008. С. 11.

2Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10.

направленных на поддержание социального существования или адаптацию к социальной среде»1. Следовательно, гендерное поведение - реакция или ориентация человека на ситуацию (по Т. Парсонсу), внешние стимулы и раздражители, обусловленная, с одной стороны, индивидуальным набором маскулинных и феминных качеств, заложенных в каждом человеке на биопсихологическом уровне, с другой - социокультурными представлениями общества о предпочтительных моделях активности в той или иной ситуации, усваиваемых личностью в процессе социализации и воспитания. Подобный ракурс позволяет анализировать гендерное поведение как в социально-психологической, так и в социокультурной проекциях.

В науке принято рассматривать «гендер» и производные от него в терминах маскулинности и фемининности. С.А. Ильиных определяет маскулинность и фемининность как «набор установок, ролей, норм поведения, иерархию ценностей, характерных для мужского и женского пола в каждом конкретном обществе»2. Интересным видится разделение автором маскулинности на гегемонную и естественную. Если первая обращена к мужскому габитусу лидерства, власти, первенства, то вторая (естественная) как бы подчеркивает «человеческие» качества: эмоциональность, заботу о будущем и семье. Типологизация маскулинных и феминных моделей поведения в ракурсе комплексной методологии, ядром которой являются гендерная социология и социология потребления, по мнению С.А. Ильиных, позволяет репрезентировать множественность аспектов отношения мужчин и женщин к себе и окружающему миру.

Большинство гендерных исследований в современной России, особенно на раннем этапе возрождения социологии (постсоветский период), проведено под влиянием феминизма как идеологии и как научной теории. Поэтому мужская сторона гендера если и рассматривалась, то преимущественно как некая угнетающая женщин сила в экономической и политической сферах. Именно И.С. Кон был одним из первых в России, кто с позиции социологических, антропологических, исторических и психологических фактов предпринял успешную попытку научного обобщения данных о маскулинности, «мужских проблемах» и об особенностях социализации мальчиков3. И.С. Кон анализирует изменения гендерного порядка и гендерного поведения в трудовой, семейно-брачной и политической сферах под влиянием социальных вызовов постиндустриального общества. Ученый отмечает, что в традиционном типе общества мужчина и женщина если и конкурировали, то только на микроуровне. В современном обществе так называемый кризис маскулинности выражается в конкуренции на макросоциальном уровне общественных отношений, поскольку, как пишет И.С. Кон, «вовлеченные в общественное производство и политику

1Лубский Р.А. Государственность и модели социального поведения в современной России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1.

2Ильиных С.А. Комплексная гендерная методология исследования: поверх дисциплинарных границ // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 3. С. 201.

3Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009.

женщины вынуждены развивать в себе необходимые для конкурентной борьбы "мужские" качества (настойчивость, энергию, силу воли), а мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, вырабатывать традиционные "женские" качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого»1.

Исследования гендерного поведения и его моделей тесно связано с изучением гендерных стереотипов, так как «гендер» в отличие от пола -понятие, обращенное к социокультурной сущности человека. Следовательно, маскулинное и феминное поведение задано с точки зрения социологии не столько врожденными биопсихическими качествами, сколько нормами, традициями и ценностями конкретного общества и социальной группы.

Ю.П. Коваленко отмечает, что гендерные стереотипы оказывают нормативное давление на индивида, принуждая его соответствовать ген-дерным ролям и образам моды, принятым в обществе в конкретный исторический период, для получения социального одобрения2. Решающее влияние на формирование гендерных стереотипов, которые, в свою очередь, детерминируют гендерные модели поведения, оказывают СМИ и особенно телевидение. Эффекты воздействия СМИ на сознание людей как носителей статуса мужчины или женщины однозначно интерпретировать сложно, но не вызывает сомнения тот факт, что телевидение (реклама, сериалы, фильмы) дает возможность глубокого понимания проблем друг друга субъектами гендерных отношений и, следовательно, определения векторов трансформации гендерного порядка и гендерных моделей поведения в обществе3. Результаты социологических исследований среди студентов подтверждают тот факт, что в настоящее время наблюдается конкуренция традиционных моделей поведения «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» с паттернами, тиражируемыми СМИ в современном российском обществе, когда мужской и женский ген-дер кардинально не дифференцируются и не становятся значимым маркером структурирования социальных отношений4.

До сих пор в науке не сложилось единого мнения о том, чего больше в человеке - биологического или социального, и, соответственно, о том, какие механизмы в большей степени детерминируют гендерное поведение. Поэтому чаще всего ученые пытаются использовать биосоциальный или социобиологический подход (в зависимости от методологических

1Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопросы философии. 2010. № 5.

2Коваленко Ю.П. Гендерные стереотипы как объект социологического исследования // Молодой ученый. 2015. № 4.

3Павелкина Л.С. Влияние СМИ и рекламы на формирование гендерных моделей поведения // Коммуникативные исследования.2014. № 2. С. 163.

4Сажина Л.В., Ковалев В.В., Петрова М.В. Гендерный анализ современных моделей поведения студенческой молодежи: прикладное исследование // Инженерный вестник Дона. 2015. Т. 35, № 2-1.

установок и принадлежности к научным школам)1. Вместе с тем само понятие «гендер» выражает сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках2.

Проблемы гендера решаются в макросоциологических теориях, в теориях среднего уровня и в микросоциологических теориях. Макросо-циологическая теория использует категорию «социальная роль». В частности, теория структурно-функционального анализа рассматривает ген-дерные отношения с точки зрения отношений между полами в социуме, которые заданы определенными ролевыми статусами участников. Микросоциологическая теория рассматривает гендерные отношения как отношения, принадлежащие личностной сфере индивидов, прежде всего отношения, которые находятся в сфере интимных отношений между полами, в сфере семейных отношений и в репродуктивной сфере3. Частные проблемы гендерных отношений и гендерного порядка находят отражение в социологических теориях среднего уровня.

Особенность современных научных исследований гендерных отношений состоит в том, что изучается преимущественно когнитивная сфера мужского и женского (ценности, особенности сознания и мышления, представления), а собственно поведенческая сфера исследована фрагментарно. В этом и заключается один из дискуссионных вопросов как социальной психологии, так и социологии: что изучать - модели поведения или формы коллективных представлений социума.

Анализ степени научной разработанности сюжетов, связанных с изучением гендерного поведения в российском обществе, показал перспективность трех базовых исследовательских ракурсов: особенности гендерного поведения в экономической сфере (асимметрия потребления, неравенство на рынке труда, «мужские» и «женские» профессии); особенности гендерного поведения в политической сфере (взаимодействие женщин и мужчин во властных структурах, отношение общества к женщинам-политикам), особенности гендерного поведения в социальной сфере (се-мейно-брачные отношения, неравенства в здоровье и доступе к институциональным ресурсам, трансформация гендерных ценностей). Выделение этих трех сфер условно и продиктовано стремлением систематизировать конгломерат идей, потому что любые проблемы гендерного поведения являются по своей сути социальными. Если посмотреть, к примеру, на семью как социальный институт и как малую социальную группу, то можно ли отойти от анализа властных отношений, стратегий экономического поведения и прочих проблем, которые преломляются в семье как уменьшенной модели государства и общества? То же справедливо и для

1Камнева Н.А. Половые и гендерные различия в поведении людей в современном мире // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8).

2Удеревский С.Э. Указ. соч. С. 8.

3Савченко Л.А., Фетисова О.В., Вялых Н.А. Культура телесности и потребление медицинских услуг: гендерный аспект // Социальная политика и социология. 2014. № 3 (104).

сферы здравоохранения, поскольку гендерная асимметричность здоровья вызвана не только микроуровневыми факторами (индивидуальными нормами, установками), но и неравенством в социально-экономических позициях, прежде всего в оплате труда и возможностях трудовой деятельности (В.И. Мукомель1, И.П. Попова2, Г.Г. Силласте3, С.А. Судьин4).

В российской научной литературе исследования гендерного поведения в экономической сфере разворачиваются преимущественно вокруг таких предметных полей, как гендерные различия в потребительском поведении (К.С. Дубкова и Т.В. Харитонова5, А.И. Мелешкина6, М.А. Семенова7, Н.В. Шайдакова8, М.В. Шибицкий9) и гендерная структура трудовых отношений (С.Г. Айвазова10, Ю.Ю. Малышевская11, И.Б. Олимпиева и Л.В. Ежова12, Л.А. Савченко и Н.А. Вялых13, Г.Г. Силласте14). Указанные направления научных исследований, в свою очередь, внутренне неоднородны. Так, одни ученые концентрируются на операционализации понятий и поиске надежных методологических оснований для будущих социально-экономических исследований гендерного поведения, другие проводят разведывательные эмпирические исследования гендерных неравенств в сфере потребления и на рынке труда, третьи пытаются обобщить накопленный предшественниками опыт теоретических и эмпирических гендерных исследований и выстроить модели гендерного поведения.

Большое значение исследованию гендерной дифференциации потребностей и потребительского поведения придается в маркетинге с це-

1Мукомель В.И. Гендерная дискриминация на рынке труда и принудительный труд // Современные исследования миграции населения : сб. ст. / под ред. Е.В. Донец, О.С. Чудиновских. М., 2015. 2Попова И.П. Взаимосвязь состояния здоровья и материального благосостояния: гендерное измерение // Социология медицины. 2014. № 2.

3Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. 2004. № 3.

4Судьин С.А. Гендерный аспект социологии медицины и здоровья // Женщина в российском обществе. 2012. № 4 (65).

5Дубкова К.С., Харитонова Т.В. Гендерные особенности поведения потребителей туристских услуг // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-4.

6Мелешкина А.И. Институциональные основы гендерных различий в экономическом поведении // Вестник Московского университета. Серия 6 : Экономика. 2014. № 3.

I Семенова М.А. Формирование и поддержание гендерных стереотипов потребительского поведения // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.

8Шайдакова Н.В. Гендерные аспекты психологии потребительского поведения: анализ женского «демонстративного потребления» // Женщина в российском обществе. 2013. № 2 (61). 9Шибицкий М.В. Гендерные различия в потребительском поведении и коммуникациях // Коммуниколо-гия. 2015. Т. 3, № 6.

10Айвазова С.Г. Модернизация как контекст гендерного равноправия // Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю.С. Оганисьян. М., 2011.

II Малышевская Ю.Ю. Особенности формирования социальной группы «женщины-предприниматели» (на материалах Республики Бурятия) // Социально-политические науки. 2013. № 4.

12Олимпиева И.Б., Ежова Л.В. Механизм формирования гендерного неравенства в трудовых отношениях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12, № 1.

13Савченко Л.А., Вялых Н.А. II межрегиональная научно-практическая видеоконференция «Гендерные взаимодействия обучающихся в полиэтнической среде» (Ростов-на-Дону - Краснодар, 2 апреля 2015 г.) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 3 (181).

14Силласте Г.Г. Гендерная социология и российская реальность. М., 2012.

лью определения механизмов принятия решений по поводу приобретения товаров и услуг. Дело в том, что мотивы приобретения одного и того же товара, а также каналы коммуникации, которые используют мужчины и женщины в ходе его выбора, существенно отличаются, поскольку зависят от гендерных ролей, стереотипов и черт характера. Мейнстримом современных гендерных исследований в экономической сфере являются определение лидерских качеств женщин-руководителей и их сравнение с мужскими, так как сегодня постепенно, но неотвратимо разрушается стереотип о мужском мире управленцев. В обществе приходит осознание того, что женщина более гибко способна выстраивать отношения в команде, готова брать на себя ответственность и вообще - более работоспособна в сравнении с сильным полом1.

Исследования гендерного поведения в социальной сфере крайне разнообразны и широки по диапазону. Собственно, все гендерные отношения разворачиваются в социальной сфере и являются по своей конституции социальными. Поэтому в социальной сфере, если абстрагироваться от экономической и политической подсистем общества, наиболее отчетливо выделяются исследования гендерного поведения в сферах общественного здоровья, семейно-брачных отношений и образования. Интерес ученых обращен к проблемам разделения труда между мужчинами и женщинами внутри современной семьи, распределения ответственности в воспитании детей и принятии всевозможных решений. Немало уделяется внимания изучению трансформации гендерных ролей в семье в контексте социальных изменений современного российского общества, а также динамике гендерного поведения в условиях перехода от патриархальной модели семьи к модели партнерской (А.В. Верещагина2, Т.А. Гурко и А.Ю. Хромачева3, Ю.С. Задворнова4, А.А. Иванова5).

Особое место в современной российской науке занимают исследования гендерного поведения в политической сфере. Подобный исследовательский бум связан во многом с ростом политической активности женщин и увеличением их числа во властных структурах. Причем в научной литературе анализируются как образы женщин во власти и в бизнесе, так и отношение общества к подобного рода феномену. Социально-политические исследования гендерного поведения разворачиваются вокруг механизмов продвижения женщин во властных структурах (федеральных,

1Хайруллина А.Д., Хайруллина Я.Ф. Гендерные особенности лидерского поведения женщин-руководителей в современном менеджменте // Электронный экономический вестник Татарстана. 2014. № 1.

2Верещагина А.В. Типологическая характеристика семьи в современном российском обществе // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 2 (30).

3Гурко Т.А., Хромачева А.Ю. Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям // Вестник Института социологии. 2015. № 4 (15).

4Задворнова Ю.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендерных отношений в семье в зарубежной социологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2013. № 2 (30).

5Иванова А.А. Гендерные особенности брачно-семейного поведения молодежи (г. Астрахань) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 1.

региональных, местного уровня) и факторов «стеклянного потолка», формирующих гендерную асимметрию в политической сфере.

Особенности взаимодействия мужчин и женщин с государством, влияние типа массовой политики на политического поведение мужчин и женщин, влияние на политический выбор гендерной принадлежности многопланово раскрывает в своих трудах С.Г. Айвазова. Интересным представляется вывод социолога о гендерных разрывах во взглядах и поведении россиян: «...женщины, позиция которых отличается большим конформизмом, меньшей политической ангажированностью, меньшей способностью к критической оценке политических явлений, составляют и большинство населения страны, и более весомую часть ее электората. Но, похоже, дело здесь не только в гендерной рассогласованности политического выбора россиян. Значимым фактором особенностей взаимодействия россиян - мужчин и женщин - с государством остается еще и их общее "не-самостояние", некая робость перед всемогуществом Левиафана»1. С.Г. Айвазова полагает, что гендерное неравенство в сфере политики в реальности является «одним из самых существенных препятствий на пути демократической трансформации России», поскольку маргинальный статус женщин в политической сфере, их слабое представительство в высших эшелонах власти, герметизирует «подданническую», но никак не гражданскую политическую культуру2.

Сравнительный анализ моделей продвижения женщин в российской и французской власти был предпринят специалистом в области изучения политических элит А.Е. Чириковой. Известный российский социолог выделяет три такие модели: постепенного роста, парашютирования, наследования. Примечательно, что первые две модели распространены как в России, так и во Франции, третья характерна скорее для «французского случая». Анализ материалов интервью позволил А.Е. Чириковой сделать вывод о том, что в России «попадание женщин во власть остается достаточно случайным, и карьерный рост является не результатом целенаправленных усилий самих женщин, а следствием решения, принятого руководителем, чаще всего мужчиной»3.

Подводя итоги теоретического обзора современных российских исследований гендерного поведения, мы приходим к выводу о том, что магистральными направлениями научных изысканий по-прежнему остаются дискуссии о методологии гендерных исследований и трансформации содержания самой категории «гендер». Несмотря на то что история гендерных исследований в России насчитывает более четверти века, значительная часть их до сих пор проводится в ракурсе «женских исследований».

1 Айвазова С.Г. Гендерный ракурс массовой политики // Женщина в российском обществе. 2016. № 1. С. 32.

2Айвазова С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. // Женщина в российском обществе. 2012. № 3. С. 10.

3Чирикова А.Е. Женщина во власти и бизнесе: сравнительный анализ российских и французских практик // Сравнительная политика. 2013. № 2. С. 32.

Гендерное поведение анализируется отечественными авторами в социальной, экономической и политической плоскостях, но обычно изучаются не само поведение как реакция «человека действующего» и социальные последствия этой реакции в духе концепций акционизма, а особенности когнитивной и эмоциональной сфер мужского и женского, стереотипы предписанного обществом маскулинного и феминного поведения.

Таким образом, исследователи фокусируются на изучении как внешних, так и внутренних факторов гендерного поведения. К внешним факторам относятся традиции, общественное мнение, социальная структура общества, ситуативные переменные - все то, что в социологии называют социокультурным контекстом. Внутренние факторы представляют собой особенности социально-психологического склада личности, связанные с ценностями, характером, темпераментом, установками, потребностями. Трендом современных гендерных исследований является попытка переосмысления социального поведения с позиций субъектно-объектного анализа, при котором учитывается диалектика мотивационной структуры личности мужчин и женщин и давления «социальных фактов», которые, по Э. Дюркгейму, обнаруживаются людьми при рождении. Также предпринимаются попытки междисциплинарных исследований гендерного поведения с целью преодоления дисциплинарных и парадигмальных ограничений отдельно взятой системы научного знания.

Однозначными и статистически промеряемыми являются данные о гендерных различиях в политической, экономической и социальной сферах. Однако на сегодняшний день остается открытым вопрос о механизмах интерпретации актором социальной ситуации, поскольку гендерное поведение может регулироваться как осознанными, так и неосознанными структурами ментальных программ1. Поэтому дискуссионными на данный момент являются вопросы о движущих факторах трансформации гендерного порядка, динамике гендерных ценностей, а также возможности и целесообразности регуляции гендерных отношений, нормативных и модальных гендерных моделей поведения в обществе.

Вялых Н.А. Гендерное поведение в российском обществе как предмет научных исследований. Статья посвящена системному анализу содержания и границ использования категории «гендерное поведение» в социологии и других науках. Актуальность статьи продиктована необходимостью определения теоретических предпосылок исследования гендерного поведения в современном российском обществе. Новизна работы выражается в применении методологического принципа междисци-плинарности к анализу феномена гендерного поведения. Гендерное поведение анализируется в трех измерениях: экономическом, политическом

1Лубский Р.А. Специфика российской государственности как государственно-центристского общества // Философия права. 2016. № 2 (15).

и социальном. Таким образом, задача современной гендерной социологии, на взгляд автора, состоит в том, чтобы связать социокультурные основания трансформации мужских и женских моделей поведения с социально-экономической структурой российского общества.

Ключевые слова: гендер, гендерное поведение, российское общество, гендерные стереотипы, трансформация мужских и женских моделей поведения.

Vyalykh N.A. Gender behavior in Russian society as subject matter of scientific researches. The purpose of this article is a systematic analysis of the content and boundaries in using the category of gender behavior in sociology and other sciences. The topicality of the article is the necessity to define theoretical backgrounds of gender behavior study in Russian society today. The novelty of the work is expressed in the applying of interdisciplinary methodological principle to analysis of gender behavior phenomenon. The gender behavior is analyzed in a three dimensions: economic, political and social. Thus, the task of modern gender sociology, in the opinion of the author, is to link the socio-cultural basis of male and female behavioral patterns transformation with socio-economic structure of Russian society.

Keywords: gender, gender behavior, Russian society, gender stereotypes, transformation of male and female behavioral patterns.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.