ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
www.apriori-journal.ru
№ 5 2014
УДК 37
ГЕНДЕРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ
Фильгина Елена Васильевна
канд. пед. наук
Белорусский государственный университет физической культуры
Минск (Беларусь)
author@apriori-journal. ru
Аннотация. Структура и содержание методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработаны на основе введения новых форм организации тренировочного процесса спортсменок, новой структуры тренировки тяжелоатлеток, новых компонентов тренировочной нагрузки - циклового и фазового объема нагрузок, объема нагрузок в мезоциклофазах и микроциклофазах.
Ключевые слова: спортсменки; тяжелая атлетика; методика; физическая подготовка; гендерные особенности.
GENDER STRUCTURE OF FEMALE WEIGHT-LIFTERS’PHYSICAL PREPARATION
Filgina Elena Vasilievna
candidate of pedagogical sciences Belarusian State University of Physical Culture, Minsk (Belarus)
Abstract. Thestructure and methodsof gender-orientedphysical preparation for female weight-lifters are worked out on the basis of introduction of-newtraining process organization forms, new training structure for female weight-lifters and new training load components: cycle and phase load volume, mezzo-cycle and micro-cycle phases load volume.
Key words: female athletes; weightlifting; methods; physical preparation; gender specificity.
Структура и содержание методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработаны на основе введения новых форм организации тренировочного процесса спортсменок, новой структуры тренировки, новых компонентов тренировочной нагрузки (циклового и фазового объема нагрузок, объема нагрузок в ме-зоциклофазах и микроциклофазах), программирования годичного цикла тренировки на основе новых временных форм организации тренировочного процесса спортсменок в тяжелой атлетике, изменяющих динамику нагрузок, состав средств и методов, которые могут применяться только при организации тренировки спортсменок. Перечисленные инновации позволяют дифференцировать построение тренировочного процесса спортсменок и тренировочного процесса спортсменов-мужчин.
Для экспериментального обоснования гендерного построения спортивной тренировки женщин в нашем исследовании разработано и апробировано построение общей и специальной физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике.
При моделировании структуры годичного цикла тренировки в ходе педагогического эксперимента предусматривалось индивидуальное построение тренировочного процесса для каждой спортсменки посредством применения разработанного нами программного обеспечения и «Хронобиологической линейки для моделирования структуры тренировочного процесса спортсменок» [1].
В соответствии с разработанным нами программированием годичного цикла тренировки на основе новых временных форм организации тренировочного процесса спортсменок разработана следующая структура методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике (рисунок 1).
Целью методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике является достижение наибольшего прироста показателей физической подготовленности.
Определить количество мезоциклофаз, входящих в структуру годичного цикла подготовки (продолжительность
___________макроцикла / продолжительность ОМЦ = п БМзЦ)__________
________________________________▼________________________________
Определить средний цикловой объем нагрузок в годичном цикле подготовки (общий объем нагрузок / количество мезоциклофаз)
________________________________▼________________________________
Распределить процентное соотношение объема нагрузок в мезоциклофазах в годичном цикле подготовки и определить
______максимальный, большой, малый цикловой объемы нагрузок______
________________________________▼________________________________
Определить количество тренировок в биологическом мезоцикле (БМзЦ)
________________________________▼________________________________
Определить средний объем нагрузок в одном тренировочном занятии (средний цикловой объем нагрузок / количество тренировок
______в БМзЦ = объем нагрузок в одном тренировочном занятии)_____
________________________________▼________________________________
Распределить процентное соотношение и определить максимальный, большой, малый объемы нагрузок в одном тренировочном занятии
________________________________▼________________________________
Определить количество тренировок в каждом биологическом
________________________микроцикле (БМкЦ)________________________
________________________________▼________________________________
_________Рассчитать фазовый объем нагрузок в каждом БМкЦ_________
________________________________▼________________________________
Определить количество микроциклофаз, входящих в мезоциклофазы
________________________________▼________________________________
Рассчитать объем нагрузок в микроциклофазах
______________________в каждой мезоциклофазе_____________________
________________________________▼________________________________
_________Рассчитать объем нагрузок в каждой мезоциклофазе________
________________________________▼________________________________
Определить состав средств и парциальный объем нагрузок
___________в группах упражнений в каждой микроциклофазе__________
________________________________▼________________________________
Определить методы и парциальный объем нагрузок в зонах
______________интенсивности в каждой микроциклофазе______________
________________________________▼________________________________
Определить интервалы отдыха между группами упражнений в отдельных тренировочных занятиях в микроциклофазах и мезоциклофазах
Рис. 1. Структура методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике
В соответствии с поставленной целью методика, как совокупность конкретных действий педагога, направлена на определение построения различных структурных элементов спортивной тренировки, состава средств и методов, динамики нагрузок, и включала следующие этапы.
1. Определение структуры и содержания годичного цикла тренировки, обусловленных этапами спортивной подготовки, структурой ОМЦ организма спортсменок, сроками проведения предстоящих соревнований, решением общей педагогической задачи - достижение конкретного уровня физической подготовленности.
Методические действия:
- определить количество мезоциклофаз, входящих в структуру годичного цикла подготовки (продолжительность макроцикла / продолжительность ОМЦ = количество мезоциклофаз), обусловленное структурой и продолжительностью ОМЦ спортсменки;
- определить оптимальную структуру мезоциклофаз с учетом сроков проведения соревнований.
2. Определение годового объема тренировочных нагрузок в зависимости от этапа подготовки и его продолжительности. Определение с учетом сроков проведения соревнований динамики тренировочных нагрузок и их интенсивности, обусловленных структурой ОМЦ.
Методические действия:
- определить средний цикловой объем нагрузок (общий объем нагрузок / количество мезоциклофаз, входящих в годичный цикл подготовки);
- распределить процентное соотношение объема нагрузок в тренировочных мезоциклофазах в годичном цикле подготовки и определить большой, средний, малый цикловой объемы нагрузок.
3. Определение типа мезоциклофаз и объема тренировочных нагрузок в них, обусловленных структурой ОМЦ спортсменки, с учетом сроков проведения соревнований.
Методические действия:
- определить количество тренировок в мезоциклофазах;
- определить средний объем нагрузок в одном тренировочном занятии (средний цикловой объем нагрузок / количество тренировок в мезоциклофазах = средний объем нагрузок в одном тренировочном занятии);
- распределить процентное соотношение и определить максимальный, большой, средний, малый объемы нагрузок в одном тренировочном занятии;
- определить количество тренировок в каждой микроциклофазе;
- определить типы микроциклофаз и рассчитать фазовый объем нагрузок в каждой из них;
- определить количество микроциклофаз, входящих в мезоциклофазы;
- рассчитать объем нагрузок в микроциклофазах, входящих в структуру каждой мезоциклофазы;
- рассчитать объем нагрузок в мезоциклофазах.
4. Определение состава средств и методов силовой подготовки в соответствии с этапом и периодом тренировки, структурой ОМЦ спортсменки.
Методические действия:
- определить состав средств и методов силовой подготовки, парциальный объем нагрузок в группах упражнений в каждой микроциклофазе;
- определить парциальный объем нагрузок в зонах интенсивности по группам упражнений в каждой микроциклофазе;
- определить интервалы отдыха между упражнениями в отдельных тренировочных занятиях в мезоциклофазах.
5
5. Нормирование тренировочных нагрузок в процессе физической подготовки женщин в тяжелой атлетике.
Основные стороны подготовки спортсменок в процессе тренировки в КГ и ЭГ - техническая, тактическая, психологическая, теоретическая (интеллектуальная) и интегральная - планировались в соответствии с учебными программами «Тяжелая атлетика» для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва [2; 3].
Для гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработана компьютерная программа [3].
В ходе проведенных нами исследований определялась эффективность разработанной нами методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике.
Критерием эффективности тренировочного процесса являлся прирост показателей специальной физической подготовленности спортсменок и результатов в соревновательных упражнениях за период проведения эксперимента. Для проведения анализа во всех весовых категориях результаты спортсменок-тяжелоатлеток в соревновательных упражнениях преобразованы в условные единицы (усл. ед.) по таблице М. В. Стародубцева [4], которые характеризуют уровень показанных результатов.
Внедрение методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике выразилось в том, что прирост показателей специальной физической подготовленности, результатов в соревновательных упражнениях в годичном цикле подготовки был достоверно выше в экспериментальных группах (ЭГ), чем в контрольных группах (КГ) (таблицы 1, 2).
По результатам в классических тяжелоатлетических упражнениях прирост скоростно-силовых способностей в ходе эксперимента в группах НП (начальной подготовки) составил: в ЭГ в рывке - 32,5 ± 2,58 %, в толчке - 34,8 ± 2,91 %, в сумме двоеборья - 33,7 ± 2,65 %; в КГ в рывке
- 24,8 ± 2,23 %, в толчке - 24,6 ± 1,86 %, в сумме двоеборья - 24,7 ± 2,45 %.
В УТГ (в учебно-тренировочных группах) прирост результатов составил: в ЭГ в рывке - 21,7 ± 1,23 %, в толчке - 25,8 ± 1,53 %, в сумме двоеборья - 23,4 ± 1,61 %; в КГ в рывке - 10,8 ± 1,02 %, в толчке - 13,6 ± 1,43 %, в сумме двоеборья - 12,2 ± 1,55 %.
В группах спортивного совершенствования (СПС) наблюдался прирост результатов: в ЭГ в рывке - 17,4 ± 0,94 %, в толчке - 22,4 ± 1,07 %, в сумме двоеборья - 19,9 ± 0,98 %; в КГ в рывке - 8,1 ± 0,34 %, в толчке
- 10,7 ± 0,45 %, в сумме двоеборья - 9,4 ± 0,63 % (Р < 0,05).
Таблица 1
Динамика спортивного результата в рывке (усл. ед.) спортсменок, специализирующихся в тяжелой атлетике (х ± т)
Группы подготовки Кол-во испытуемых (п = 72) До эксперимента После эксперимента Достс нос разл )вер- яь ичий
X т X т 1 Р
НП ЭГ 12 42,3 3,37 56,1 3,42 4,18 <0,05
п = 24 КГ 12 41,8 4,51 52,2 5,99 3,96 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
УТГ ЭГ 10 54,6 6,68 66,4 4,49 3,72 <0,05
п = 20 КГ 10 54,2 5,83 60,1 5,11 2,98 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
СПС ЭГ 8 62,9 6,78 73,8 3,07 4,57 <0,05
п = 16 КГ 8 63,4 7,44 68,5 4,35 3,61 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
ВСМ ЭГ 6 71,2 8,56 80,9 3,27 5,23 <0,05
п = 12 КГ 6 69,9 7,13 74,2 4,41 3,34 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
В группах высшего спортивного мастерства (ВСМ) отмечен прирост результатов: в ЭГ в рывке - 13,6 ± 0,17 %, в толчке - 15,2 ± 0,31 %, в сумме двоеборья - 14,4 ± 0,46 %; в КГ в рывке - 6,2 ± 1,27 %, в толчке -7,9 ± 0,74 %, в сумме двоеборья - 7,05 ± 0,34 % (Р < 0,05). Прирост в ЭГ
выше по сравнению с КГ: в УТГ, соответственно, на 10,9 %, 12,2 %, 11,2 %; в группах СПС - на 9,3 %, 11,7 %, 10,5 %; в группах ВСМ - на 7,4 %,
7,3 %, 7,4 % (Р < 0,05).
Таблица 2
Динамика спортивного результата в толчке (усл. ед.) спортсменок, специализирующихся в тяжелой атлетике (х ± т)
Группы подготовки Кол-во испытуемых (П - 72) До эксперимента После эксперимента Достс нос разл )вер- яь ичий
Х т Х т 1 Р
НП ЭГ 12 48,8 5,04 65,8 3,14 3,92 <0,05
п = 24 КГ 12 49,2 5,21 61,3 4,97 4,11 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
УТГ ЭГ 10 63,6 7,69 80,0 4,93 4,56 <0,05
п = 20 КГ 10 64,1 6,57 72,8 4,78 3,89 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
СПС ЭГ 8 76,3 6,13 93,4 4,62 4,75 <0,05
п = 16 КГ 8 75,9 7,01 84,0 5,23 4,19 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
ВСМ ЭГ 6 88,6 7,84 102,1 4,45 5,64 <0,05
п = 12 КГ 6 89,1 8,02 96,1 4,67 4,87 <0,05
Рэг-кг >0,05 <0,05
Прирост показателей физической подготовленности, результатов в соревновательных упражнениях в годичном цикле подготовки являлся достоверно более высоким в ЭГ, чем в КГ. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике.
1. Хронобиологическая линейка для моделирования структуры тренировочного процесса спортсменок: пат. 10741 Респ. Беларусь, С1 2008.06.30, МПК (2006) G 06G 1/00 / Е.В. Фильгина; заявитель Е.В. Фильгина / № а 20060162; заявл. 24.02.06; опубл. 30.09.06 // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр нтэлектуал. уласнасцк 2008. № 2. С. 27.
2. Фильгина Е.В. Тяжелая атлетика (женщины) для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва: поурочная учеб. программа. Минск: М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, 2006. 162 с.
3. Фильгина Е.В. Тяжелая атлетика (женщины): учеб. программа для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва. Минск: М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, 2006. 105 с.
4. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета. М.: ФиС, 1986. 175 с.