Научная статья на тему 'Гендерное построение физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике'

Гендерное построение физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНКИ / ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / FEMALE ATHLETES / WEIGHTLIFTING / METHODS / PHYSICAL PREPARATION / GENDER SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фильгина Елена Васильевна

Структура и содержание методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработаны на основе введения новых форм организации тренировочного процесса спортсменок, новой структуры тренировки тяжелоатлеток, новых компонентов тренировочной нагрузки циклового и фазового объема нагрузок, объема нагрузок в мезоциклофазах и микроциклофазах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фильгина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STRUCTURE OF FEMALE WEIGHT-LIFTERS’ PHYSICAL PREPARATION

Thestructure and methodsof gender-orientedphysical preparation for female weight-lifters are worked out on the basis of introduction of newtraining process organization forms, new training structure for female weight-lifters and new training load components: cycle and phase load volume, mezzo-cycle and micro-cycle phases load volume.

Текст научной работы на тему «Гендерное построение физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

www.apriori-journal.ru

№ 5 2014

УДК 37

ГЕНДЕРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ

Фильгина Елена Васильевна

канд. пед. наук

Белорусский государственный университет физической культуры

Минск (Беларусь)

author@apriori-journal. ru

Аннотация. Структура и содержание методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработаны на основе введения новых форм организации тренировочного процесса спортсменок, новой структуры тренировки тяжелоатлеток, новых компонентов тренировочной нагрузки - циклового и фазового объема нагрузок, объема нагрузок в мезоциклофазах и микроциклофазах.

Ключевые слова: спортсменки; тяжелая атлетика; методика; физическая подготовка; гендерные особенности.

GENDER STRUCTURE OF FEMALE WEIGHT-LIFTERS’PHYSICAL PREPARATION

Filgina Elena Vasilievna

candidate of pedagogical sciences Belarusian State University of Physical Culture, Minsk (Belarus)

Abstract. Thestructure and methodsof gender-orientedphysical preparation for female weight-lifters are worked out on the basis of introduction of-newtraining process organization forms, new training structure for female weight-lifters and new training load components: cycle and phase load volume, mezzo-cycle and micro-cycle phases load volume.

Key words: female athletes; weightlifting; methods; physical preparation; gender specificity.

Структура и содержание методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработаны на основе введения новых форм организации тренировочного процесса спортсменок, новой структуры тренировки, новых компонентов тренировочной нагрузки (циклового и фазового объема нагрузок, объема нагрузок в ме-зоциклофазах и микроциклофазах), программирования годичного цикла тренировки на основе новых временных форм организации тренировочного процесса спортсменок в тяжелой атлетике, изменяющих динамику нагрузок, состав средств и методов, которые могут применяться только при организации тренировки спортсменок. Перечисленные инновации позволяют дифференцировать построение тренировочного процесса спортсменок и тренировочного процесса спортсменов-мужчин.

Для экспериментального обоснования гендерного построения спортивной тренировки женщин в нашем исследовании разработано и апробировано построение общей и специальной физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике.

При моделировании структуры годичного цикла тренировки в ходе педагогического эксперимента предусматривалось индивидуальное построение тренировочного процесса для каждой спортсменки посредством применения разработанного нами программного обеспечения и «Хронобиологической линейки для моделирования структуры тренировочного процесса спортсменок» [1].

В соответствии с разработанным нами программированием годичного цикла тренировки на основе новых временных форм организации тренировочного процесса спортсменок разработана следующая структура методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике (рисунок 1).

Целью методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике является достижение наибольшего прироста показателей физической подготовленности.

Определить количество мезоциклофаз, входящих в структуру годичного цикла подготовки (продолжительность

___________макроцикла / продолжительность ОМЦ = п БМзЦ)__________

________________________________▼________________________________

Определить средний цикловой объем нагрузок в годичном цикле подготовки (общий объем нагрузок / количество мезоциклофаз)

________________________________▼________________________________

Распределить процентное соотношение объема нагрузок в мезоциклофазах в годичном цикле подготовки и определить

______максимальный, большой, малый цикловой объемы нагрузок______

________________________________▼________________________________

Определить количество тренировок в биологическом мезоцикле (БМзЦ)

________________________________▼________________________________

Определить средний объем нагрузок в одном тренировочном занятии (средний цикловой объем нагрузок / количество тренировок

______в БМзЦ = объем нагрузок в одном тренировочном занятии)_____

________________________________▼________________________________

Распределить процентное соотношение и определить максимальный, большой, малый объемы нагрузок в одном тренировочном занятии

________________________________▼________________________________

Определить количество тренировок в каждом биологическом

________________________микроцикле (БМкЦ)________________________

________________________________▼________________________________

_________Рассчитать фазовый объем нагрузок в каждом БМкЦ_________

________________________________▼________________________________

Определить количество микроциклофаз, входящих в мезоциклофазы

________________________________▼________________________________

Рассчитать объем нагрузок в микроциклофазах

______________________в каждой мезоциклофазе_____________________

________________________________▼________________________________

_________Рассчитать объем нагрузок в каждой мезоциклофазе________

________________________________▼________________________________

Определить состав средств и парциальный объем нагрузок

___________в группах упражнений в каждой микроциклофазе__________

________________________________▼________________________________

Определить методы и парциальный объем нагрузок в зонах

______________интенсивности в каждой микроциклофазе______________

________________________________▼________________________________

Определить интервалы отдыха между группами упражнений в отдельных тренировочных занятиях в микроциклофазах и мезоциклофазах

Рис. 1. Структура методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике

В соответствии с поставленной целью методика, как совокупность конкретных действий педагога, направлена на определение построения различных структурных элементов спортивной тренировки, состава средств и методов, динамики нагрузок, и включала следующие этапы.

1. Определение структуры и содержания годичного цикла тренировки, обусловленных этапами спортивной подготовки, структурой ОМЦ организма спортсменок, сроками проведения предстоящих соревнований, решением общей педагогической задачи - достижение конкретного уровня физической подготовленности.

Методические действия:

- определить количество мезоциклофаз, входящих в структуру годичного цикла подготовки (продолжительность макроцикла / продолжительность ОМЦ = количество мезоциклофаз), обусловленное структурой и продолжительностью ОМЦ спортсменки;

- определить оптимальную структуру мезоциклофаз с учетом сроков проведения соревнований.

2. Определение годового объема тренировочных нагрузок в зависимости от этапа подготовки и его продолжительности. Определение с учетом сроков проведения соревнований динамики тренировочных нагрузок и их интенсивности, обусловленных структурой ОМЦ.

Методические действия:

- определить средний цикловой объем нагрузок (общий объем нагрузок / количество мезоциклофаз, входящих в годичный цикл подготовки);

- распределить процентное соотношение объема нагрузок в тренировочных мезоциклофазах в годичном цикле подготовки и определить большой, средний, малый цикловой объемы нагрузок.

3. Определение типа мезоциклофаз и объема тренировочных нагрузок в них, обусловленных структурой ОМЦ спортсменки, с учетом сроков проведения соревнований.

Методические действия:

- определить количество тренировок в мезоциклофазах;

- определить средний объем нагрузок в одном тренировочном занятии (средний цикловой объем нагрузок / количество тренировок в мезоциклофазах = средний объем нагрузок в одном тренировочном занятии);

- распределить процентное соотношение и определить максимальный, большой, средний, малый объемы нагрузок в одном тренировочном занятии;

- определить количество тренировок в каждой микроциклофазе;

- определить типы микроциклофаз и рассчитать фазовый объем нагрузок в каждой из них;

- определить количество микроциклофаз, входящих в мезоциклофазы;

- рассчитать объем нагрузок в микроциклофазах, входящих в структуру каждой мезоциклофазы;

- рассчитать объем нагрузок в мезоциклофазах.

4. Определение состава средств и методов силовой подготовки в соответствии с этапом и периодом тренировки, структурой ОМЦ спортсменки.

Методические действия:

- определить состав средств и методов силовой подготовки, парциальный объем нагрузок в группах упражнений в каждой микроциклофазе;

- определить парциальный объем нагрузок в зонах интенсивности по группам упражнений в каждой микроциклофазе;

- определить интервалы отдыха между упражнениями в отдельных тренировочных занятиях в мезоциклофазах.

5

5. Нормирование тренировочных нагрузок в процессе физической подготовки женщин в тяжелой атлетике.

Основные стороны подготовки спортсменок в процессе тренировки в КГ и ЭГ - техническая, тактическая, психологическая, теоретическая (интеллектуальная) и интегральная - планировались в соответствии с учебными программами «Тяжелая атлетика» для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва [2; 3].

Для гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике разработана компьютерная программа [3].

В ходе проведенных нами исследований определялась эффективность разработанной нами методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике.

Критерием эффективности тренировочного процесса являлся прирост показателей специальной физической подготовленности спортсменок и результатов в соревновательных упражнениях за период проведения эксперимента. Для проведения анализа во всех весовых категориях результаты спортсменок-тяжелоатлеток в соревновательных упражнениях преобразованы в условные единицы (усл. ед.) по таблице М. В. Стародубцева [4], которые характеризуют уровень показанных результатов.

Внедрение методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике выразилось в том, что прирост показателей специальной физической подготовленности, результатов в соревновательных упражнениях в годичном цикле подготовки был достоверно выше в экспериментальных группах (ЭГ), чем в контрольных группах (КГ) (таблицы 1, 2).

По результатам в классических тяжелоатлетических упражнениях прирост скоростно-силовых способностей в ходе эксперимента в группах НП (начальной подготовки) составил: в ЭГ в рывке - 32,5 ± 2,58 %, в толчке - 34,8 ± 2,91 %, в сумме двоеборья - 33,7 ± 2,65 %; в КГ в рывке

- 24,8 ± 2,23 %, в толчке - 24,6 ± 1,86 %, в сумме двоеборья - 24,7 ± 2,45 %.

В УТГ (в учебно-тренировочных группах) прирост результатов составил: в ЭГ в рывке - 21,7 ± 1,23 %, в толчке - 25,8 ± 1,53 %, в сумме двоеборья - 23,4 ± 1,61 %; в КГ в рывке - 10,8 ± 1,02 %, в толчке - 13,6 ± 1,43 %, в сумме двоеборья - 12,2 ± 1,55 %.

В группах спортивного совершенствования (СПС) наблюдался прирост результатов: в ЭГ в рывке - 17,4 ± 0,94 %, в толчке - 22,4 ± 1,07 %, в сумме двоеборья - 19,9 ± 0,98 %; в КГ в рывке - 8,1 ± 0,34 %, в толчке

- 10,7 ± 0,45 %, в сумме двоеборья - 9,4 ± 0,63 % (Р < 0,05).

Таблица 1

Динамика спортивного результата в рывке (усл. ед.) спортсменок, специализирующихся в тяжелой атлетике (х ± т)

Группы подготовки Кол-во испытуемых (п = 72) До эксперимента После эксперимента Достс нос разл )вер- яь ичий

X т X т 1 Р

НП ЭГ 12 42,3 3,37 56,1 3,42 4,18 <0,05

п = 24 КГ 12 41,8 4,51 52,2 5,99 3,96 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

УТГ ЭГ 10 54,6 6,68 66,4 4,49 3,72 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п = 20 КГ 10 54,2 5,83 60,1 5,11 2,98 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

СПС ЭГ 8 62,9 6,78 73,8 3,07 4,57 <0,05

п = 16 КГ 8 63,4 7,44 68,5 4,35 3,61 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

ВСМ ЭГ 6 71,2 8,56 80,9 3,27 5,23 <0,05

п = 12 КГ 6 69,9 7,13 74,2 4,41 3,34 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

В группах высшего спортивного мастерства (ВСМ) отмечен прирост результатов: в ЭГ в рывке - 13,6 ± 0,17 %, в толчке - 15,2 ± 0,31 %, в сумме двоеборья - 14,4 ± 0,46 %; в КГ в рывке - 6,2 ± 1,27 %, в толчке -7,9 ± 0,74 %, в сумме двоеборья - 7,05 ± 0,34 % (Р < 0,05). Прирост в ЭГ

выше по сравнению с КГ: в УТГ, соответственно, на 10,9 %, 12,2 %, 11,2 %; в группах СПС - на 9,3 %, 11,7 %, 10,5 %; в группах ВСМ - на 7,4 %,

7,3 %, 7,4 % (Р < 0,05).

Таблица 2

Динамика спортивного результата в толчке (усл. ед.) спортсменок, специализирующихся в тяжелой атлетике (х ± т)

Группы подготовки Кол-во испытуемых (П - 72) До эксперимента После эксперимента Достс нос разл )вер- яь ичий

Х т Х т 1 Р

НП ЭГ 12 48,8 5,04 65,8 3,14 3,92 <0,05

п = 24 КГ 12 49,2 5,21 61,3 4,97 4,11 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

УТГ ЭГ 10 63,6 7,69 80,0 4,93 4,56 <0,05

п = 20 КГ 10 64,1 6,57 72,8 4,78 3,89 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

СПС ЭГ 8 76,3 6,13 93,4 4,62 4,75 <0,05

п = 16 КГ 8 75,9 7,01 84,0 5,23 4,19 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

ВСМ ЭГ 6 88,6 7,84 102,1 4,45 5,64 <0,05

п = 12 КГ 6 89,1 8,02 96,1 4,67 4,87 <0,05

Рэг-кг >0,05 <0,05

Прирост показателей физической подготовленности, результатов в соревновательных упражнениях в годичном цикле подготовки являлся достоверно более высоким в ЭГ, чем в КГ. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики гендерного построения физической подготовки спортсменок в тяжелой атлетике.

1. Хронобиологическая линейка для моделирования структуры тренировочного процесса спортсменок: пат. 10741 Респ. Беларусь, С1 2008.06.30, МПК (2006) G 06G 1/00 / Е.В. Фильгина; заявитель Е.В. Фильгина / № а 20060162; заявл. 24.02.06; опубл. 30.09.06 // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр нтэлектуал. уласнасцк 2008. № 2. С. 27.

2. Фильгина Е.В. Тяжелая атлетика (женщины) для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва: поурочная учеб. программа. Минск: М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, 2006. 162 с.

3. Фильгина Е.В. Тяжелая атлетика (женщины): учеб. программа для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва. Минск: М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, 2006. 105 с.

4. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета. М.: ФиС, 1986. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.