ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 5
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 2014
УДК 37
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОК НА ОСНОВЕ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Фильгина Елена Васильевна
канд. пед. наук
Белорусский государственный университет физической культуры
Минск (Беларусь)
аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги
Аннотация. Представлены результаты экспериментальной апробации построения годичного цикла тренировки тяжелоатлеток на основе новых форм организации тренировочного процесса. В структуру спортивной тренировки женщин, специализирующихся в тяжелой атлетике, введены новые формы организации тренировочного процесса, которые позволяют дифференцировать построение тренировки по гендерному признаку. Ранее построение тренировочного процесса осуществлялось на основе идентичных для мужчин и женщин структурных элементов -микроциклов, мезоциклов, макроциклов.
Ключевые слова: спортивная тренировка; годичный цикл;
спортсменки; тяжелая атлетика.
EXPERIMENTAL APPROBATION OF A YEAR-CYCLE TRAINING STRUCTURE FOR FEMALE WEIGHT-LIFTERS ON THE BASIS OF NEW TRAINING PROCESS ORGANIZATION FORMS
Filgina Elena Vasilievna
candidate of pedagogical sciences Belarusian State University of Physical Culture, Minsk (Belarus)
Abstract. The results of experimental approbation of a year-cycle training structure of female weight-lifters on the basis of new training process organization forms are presented. New training process organization forms, which allow differentiating training process according to gender, are introduced into sports training structure for female weight-lifters. Previously training process was based on structural elements similar for both men and women: micro cycles, mezzocycles and macrocycles.
Key words: athletic training; a year cycle; female athletes; weightlifting.
В тяжелой атлетике [1; 2; 3] при планировании тренировочного процесса (рисунок 1) в настоящее время за основу принимается недельный микроцикл (подготовительный и соревновательный периоды включают четыре и более таких микроциклов). Как отмечают П.С. Горулев,
Э.Р. Румянцева [4], по продолжительности 1-2-я и 3-5-я фазы ОМЦ составляют в среднем 14 дней, то есть по два недельных микроцикла. В ходе проведенного педагогического эксперимента в контрольной группе (КГ) спортсменок использован данный вариант построения тренировочного процесса. Планирование спортивной тренировки в КГ было выполнено в соответствии со структурой тренировочного процесса, применяемой в теории спорта (рисунок 1).
В КГ при построении спортивной тренировки планировались микроциклы как совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно завершенный повторяющийся элемент структуры
2
спортивной тренировки, длительностью одна неделя; мезоциклы как совокупность относительно завершенных микроциклов, продолжительность каждого из которых составляла один месяц; макроцикл как совокупность мезоциклов, длительность которого соответствовала продолжительности проведенного педагогического эксперимента, длившегося в течение одного года. Планирование тренировочной нагрузки в КГ было выполнено в соответствии со структурой спортивной тренировки, применяемой в настоящее время в теории спорта (схема указана в таблице 1).
Недельные микроциклы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мезоциклы втягиваю- щий базовый развивающий базовый стабилизирующий
Этапы общеподготовительный
Недельные микроциклы 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Мезоциклы специально- подготовительный предсоревновательный
Этапы специально-подготовительный
Недельные микроциклы 21 22 23 24 25
Мезоциклы развития спортивной формы высшей соревноват. готовности восста- новительный
Этапы соревновательный
Рис. 1. Структура спортивной тренировки женщин в КГ
В экспериментальной группе (ЭГ) применялась модель структуры годичного цикла тренировки женщин, описание которой приведено в предыдущей статье. Планирование объема тренировочной нагрузки в ЭГ было выполнено в соответствии со структурой спортивной трениров-
ки женщин, разработанной нами в ходе исследований (схема указана в таблице 2).
Основные стороны подготовки спортсменок в процессе тренировки -техническая, тактическая, психологическая, теоретическая (интеллектуальная) и интегральная - планировались в соответствии с учебными программами «Тяжелая атлетика» для специализированных учебноспортивных учреждений, училищ олимпийского резерва [5; 6].
Таблица 1
Схема распределения объема тренировочной нагрузки в КГ
Первая неделя
Дни недели 1 2 3 4 5 6
Тренировки 1 7 2 1 1 2 1 1 2
1 42 39 14 13 12 1 1 42 47
2 5 20 37 23 4 10 20 13 9
3 32 34 35 32 42 35 28 34 3
4 37 44 43 39 33 47 41 36 23
5 28 27 37 29 6 43 44
Вторая неделя
Дни недели 1 2 3 4 5 6 7
Тренировки 1 2 1 1 2 7 1 С С
1 39 20 37 40 40 4 37 1 1
2 9 24 9 1 43 1 24 14 14
3 14 27 10 10 37 10 29 27
4 29 24 33 27 28 27
5 37 37 37 27
Проведенные исследования позволили констатировать, что у исследуемых спортсменок длительность ОМЦ была физиологически в пределах нормы (21-36 дней). Фазы ОМЦ определяли на основании биологических тестов [7].
При проведении тренировочного процесса оценивался поступательный прирост в уровне подготовленности спортсменок в макроциклах (КГ)
4
и микроциклофазах (ЭГ). Прирост показателей общей и специальной физической подготовленности и результатов в соревновательных упражнениях (W, %) определяли по формуле S. Brody [8].
Таблица 2
Схема распределения объема тренировочной нагрузки в ЭГ
Годичный цикл тренировки Объем нагрузки - 15 тыс. подъемов (100 %)
1 -й полугодичный цикл (бб %) КП - 8250 2-й полугодичный цикл (4б %) КП - 67б0
бб % КП - 4б3В 4б % КП - 3712 60 % 40 % КП - 40б0 КП - 2700
мезоциклофазы мезоциклофазы
втягивающая базовая(первая) базовая (вторая) я а -ьно ньле ье IS І8 о п - ь л е н а в он яа ва ен р о с д е р п соревновательная втягивающая я а в о з а б я а -ьно ньле ье и п о п - ь л е т а в он яа ва ен р о с д е р п соревновательная -о я на ьн ел ьл s ё § 1 но та то стс огдо во оп
структура мезоциклофаз структура мезоциклофаз
I-2 II-2 III-1 IV-1 V-1 I-1 II-1 III-2 IV-2 V-1 I-1 II-1 III-2 IV-2 V-1 I-1 II-2 III-2 IV-1 V-1 I-1 II-1 III-1 IV-2 V-2 I-2 II-2 III-1 IV-1 V-1 I-2 II-2 III-1 IV-1 V-1 I-1 II-1 III-2 IV-2 V-1 I-1 II-1 III-2 IV-2 V-1 I-1 II-2 III-2 IV-1 V-1 I-1 II-1 III-1 IV-2 V-2 I-2 II-2 III-1 IV-1 V-1
объем нагрузки (в %) в мезоцикло-фазах объем нагрузки (в %) в мезоциклофазах
2В 3б 37 3б 37 28 3б 37 28 4б 30 2б
количество подъемов количество подъемов
1270 1бВ В 168 0 129 9 1374 103 9 1418 1498 1134 121б 810 67б
микроциклофазы
Месяц І ІІ ІІІ !V V Месяц І ІІ ІІІ !V V
сент. 16б 399 64 406 241 март 184 440 70 4б4 270
окт. 206 492 80 б08 302 апр. 19б 464 7б 479 28б
нояб. 128 б20 84 б38 320 май 147 3б2 б7 363 21б
дек. 169 403 6б 416 246 июнь 1б7 377 61 389 231
янв. 179 426 68 440 261 июль 10б 2б1 41 2б9 1б4
фев. 136 322 б2 332 197 авг. 88 209 34 216 128
б
В ходе педагогического эксперимента получен положительный результат в приросте уровня собственно силовых и скоростно-силовых способностей спортсменок. Прирост собственно силовых способностей тяжелоатлеток (п = 62) составил: в учебно-тренировочных группах (УТГ) в ЭГ - 25,3 ± 1,17 %, в КГ - 19,6 ± 0,98 % (Р < 0,05); в группах спортивного совершенствования (СПС) в ЭГ - 19,19 ± 0,25 %, в КГ - 11,07 ± 0,48 % (Р < 0,05); в группах высшего спортивного мастерства (ВСМ) в ЭГ -
15.3 ± 1,28 %, в КГ - 10,81 ± 1,14 % (Р < 0,05).
В показателях скоростно-силовых способностей по результатам в тяжелоатлетических упражнениях прирост в ходе эксперимента составил: в УТГ в ЭГ в рывке - 20,8 ± 1,20 %, в толчке - 23,7 ± 0,98 %, в сумме двоеборья - 22,3 ± 1,01 % (Р < 0,05).
В группах СПС изменения составили: в ЭГ в рывке - 15,6 ± 0,65 %, в толчке - 21,6 ± 0,77 %, в сумме двоеборья - 18,6 ± 0,25 % (Р < 0,05).
В группах ВСМ отмечен прирост результатов: в ЭГ в рывке - 12,4 ±
0,33 %, в толчке - 17,8 ± 0,45 %, в сумме двоеборья - 15,1 ± 0,85 % (Р < 0,05).
Прирост выше в ЭГ по сравнению с КГ соответственно: в УТГ - на 10,6 %, 12,4 %, 11,5 %; в группах СПС - на 7,5 %, 10,7 %, 9,1 %; в группах ВСМ - на 5,0 %, 9,9 %, 7,5 %.
По результатам теста «прыжок вверх» за одногодичный эксперимент прирост показателей тяжелоатлеток составил: в УТГ в ЭГ - 21,7 ± 1,39 %, в КГ - 12,3 ± 1,21 % (Р < 0,05); в группах СПС в ЭГ - 17,3 ± 1,11 %, в КГ - 8,7 ± 0,65 %; в группах ВСМ в ЭГ - 12,4 ± 0,79 %, в КГ - 4,5 ± 0,82 % (Р < 0,05). ЭГ превосходили КГ соответственно: в УТГ - на 9,4 %, в группах СПС - на 8,6 %; в группах ВСМ - на 7,9 %.
По результатам в контрольном упражнении «прыжок в длину с места» прирост являлся более высоким в ЭГ по сравнению с КГ и составил: в УТГ в ЭГ - 18,7 ± 0,99 %, в КГ - 8,6 ± 1,18 %; в группах СПС в ЭГ -
15.3 ± 1,17 %, в КГ - 6,0 ± 0,34 %; в группах ВСМ в ЭГ - 12,5 ± 0,66 %, в
КГ - 5,8 ± 0,25 % (Р < 0,05). Прирост в ЭГ выше по сравнению с КГ соответственно: в УТГ - на 10,1 %, в группах СПС - на 9,3 %; в группах ВСМ - на 6,7 %.
Уровень технического мастерства был выше в ЭГ по сравнению с КГ и составил в УТГ:
- в рывке в КГ - 9,6 ± 0,11 усл. ед., в ЭГ - 11,3 ± 0,09 усл. ед., в толчке в КГ - 20,7 ± 0,12 усл. ед., в ЭГ - 22,4 ± 0,05 усл. ед.;
- в группах СПС и ВСМ в рывке в КГ - 13,7 ± 0,23 усл. ед., в ЭГ - 15,6 ± 0,17 усл. ед., в толчке в КГ - 25,2 ± 0,28 усл. ед., в ЭГ - 27,9 ± 0,19 усл. ед. (Р < 0,05).
Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, уд/мин) у спортсменок-тяжелоатлеток, составивших контрольную группу, достоверно повысились за период эксперимента на 2,11 ± 0,15 уд/мин (Р < 0,05). Изменения в показателях артериального давления систолического (АДс) и диастолического (АДд) сходны со сдвигами, наблюдавшимися в показателях ЧСС в покое. У спортсменок, тренировавшихся в КГ, произошло увеличение АДс и АДд со 122,2/ 73,4 до 128,3/ 77,6 мм рт. ст. (Р < 0,05), что согласно литературным данным [9], свидетельствует о неблагоприятном воздействии организованных тренировочных занятий на функциональное состояние организма женщин.
Определение адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения в ходе педагогического эксперимента показало удовлетворительную адаптацию к физическим нагрузкам [10] во всех фазах ОМЦ спортсменок-тяжелоатлеток, тренировавшихся в ЭГ (значение АП составило 1,9 ± 0,13 балла). У спортсменок-тяжелоатлеток в КГ отмечался срыв адаптации в I и III фазы ОМЦ. Тренировочные занятия в КГ способствовали созданию предпосылок для значительного напряжения сердечно-сосудистой системы.
По результатам эксперимента достигнуты более высокие темпы прироста тренированности спортсменок в ЭГ по сравнению со спортсменками, тренировавшимися в КГ. Оценка эффективности тренировочных занятий на основе АП системы кровообращения показала, что адекватная реакция на тренировочные нагрузки отмечалась в ЭГ спортсменок.
Таким образом, в ходе проведенных исследований экспериментально обоснована эффективность построения годичного цикла спортивной тренировки тяжелоатлеток на основе дифференциации форм организации тренировочного процесса по гендерному признаку.
Экспериментальная апробация показала, что прирост показателей физической подготовленности и результатов в соревновательных упражнениях в годичном цикле подготовки являлся достоверно более высоким в экспериментальных группах спортсменок.
Список использованных источников
1. Тяжелая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. А.Н. Воробьева. М.: ФиС, 1981. 256 с.
2. Тяжелая атлетика и методика преподавания: учебник для пед. фак. ин-тов физ. культуры / под ред. А.С. Медведева. М.: ФиС, 1986. 112 с.
3. Тяжелая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред.
А.Н. Воробьева. М.: ФиС, 1988. 238 с.
4. Горулев П.С. Управление учебно-тренировочным процессом женщин в тяжелой атлетике // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 2. С. 29-31.
5. Фильгина Е.В. Тяжелая атлетика (женщины) для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва: поурочная учеб. программа / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь. Минск, 2006. 162 с.
6. Фильгина Е.В. Тяжелая атлетика (женщины): учеб. программа для специализированных учебно-спортивных учреждений, училищ олимпийского резерва / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь. Минск, 2006. 105 с.
7. Мельников В.В. Динамика некоторых морфофункциональных параметров у здоровых женщин в разные фазы ОМЦ // Вестник новых медицинских технологий [Электронный ресурс]. 2002. № 3. Режим доступа: http://rsana.narod.ru/public/ melnikova_28.html (дата доступа: 01.12.2003).
8. Сирис П.З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена // Теория и практика физ. культуры. 1973. № 4. С. 19-22.
9. Спортивная медицина: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред.
В.Л. Карпмана. М.: ФиС, 1987. 304 с.
10. Баевский Р.М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. № 8. С. 6-10.