УДК 305(470.6)
DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-278-286
Гендерная стратегия и женская активность на Северном Кавказе
Саида В. Сиражудинова
Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенные в республиках Северного Кавказа. В центре социологического исследования - проблема гендерной стратегии структур гражданского общества (женских организаций и женской активности) и ее отражение в представлении местного населения и самих женщин-активисток. Цели исследования - определение гендерной стратегии региона посредством анализа женской активности, выявление направлений женской активности и наиболее распространенных проблем и вопросов, которые решают женские активисты и организации. Женские организации региона неоднородны, имеют разные цели и сконцентрированы на решении разного рода проблем. Среди организаций можно выделить формальные, созданные «сверху» организации, унифицированные общими приоритетами; организации, решающие ряд задач, касательно их локальных сообществ или групповых интересов; независимые женские инициативы, реагирующие на запросы общества и его проблемы. Основные результаты исследования показывают, что гендерная стратегия в регионе формируется в первую очередь религиозными структурами и выстраивается на патриархальных установках. Наибольшее число современных женских организаций на гендерную стратегию влияния не оказывают, и, более того, их деятельность на настоящий момент почти не заметна. В то же время зарождаются единичные инициативы, которые в настоящее время недостаточно сильны и не консолидированы, но поднимают важные для женщин вопросы и отстаивают их интересы.
Ключевые слова: гендер, гражданское общество, гендерная стратегия, женская активность, женские организации, Северный Кавказ, религия, гендерные исследования
Для цитирования: Сиражудинова С.В. Гендерная стратегия и женская активность на Северном Кавказе // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1 (ч. 2). С. 278-286. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-278-286
© Сиражудинова С.В., 2021
Gender strategy and women's activism in the North Caucasus
Saida V. Sirazhudinova
Dagestan State University of National Economy, Mahachkala, Russia, [email protected]
Abstract. The paper presents the results of the sociological study conducted in the republics of the North Caucasus. The sociological research focuses on the issue of the gender strategy of civil society structures (women's organizations and women's activism) and its reflection in view of the local population and women activists. The research aims to determine the gender strategy of the region through the analysis of women's activity, to identify its directions and the most common issues and questions that women's activists and organizations solve. Women's organizations in the region are heterogeneous, have different agendas and focus on solving different kinds of issues. Among the organizations one can distinguish formal organizations created "from upstairs", unified by common priorities; organizations that solve a number of tasks related to their local communities or group interests; independent women's initiatives that respond to the needs of society and its challenges. The main results of the study show that the gender strategy in the region is formed primarily by religious structures, and is built on patriarchal attitudes. The largest women's organizations do not influence the gender strategy, and, moreover, their activities are almost invisible at the moment. At the same time, individual initiatives are emerging, which are currently not strong enough and not consolidated, but at the same time, raise important issues for women and defend their interests.
Keywords: gender, civil society, gender strategy, women's activism, women's organizations, North Caucasus, religion, gender studies
For citation: Sirazhudinova, S.V. (2021), "Gender strategy and women's activism in the North Caucasus", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1 (part 2), pp. 278-286, DOI: 10.28995/2073-64012021-1-278-286
Введение
Обсуждение проблем региона, особенно связанных с тендерным вопросом, давно уже вышло за свои территориальные границы
и стало предметом дискуссий на общероссийском1 и даже порой международном уровне2.
Частое обращение СМИ к тендерным проблемам региона, широкие дискуссии в обществе актуализируют тему тендерной стратегии и гендерной активности в регионе.
В то же время, помимо материалов в СМИ, отдельных исследовательских работ, правозащитных отчетов и докладов, до сих пор не обозначена гендерная стратегия региона, и не проанализирована активность женских организаций и инициатив в направлении продвижения собственной гендерной стратегии, отстаивания интересов женщин, участия в формировании тендерной политики.
Встречаются лишь отдельные работы, анализирующие гендер-ные проблемы региона в контексте развития гражданского общества [Гадиева, Урусова 2015]. Очень важны для понимания и анализа проблем работы Н.Л. Пушкаревой, посвященные общим проблемам женской активности в ее широком аспекте [Пушкарева 2007].
Изучение гендерной стратегии ввиду недостаточной изученности темы требует проведения эмпирических исследований и обращения к результатам качественных и количественных исследований, проведенных в регионе. Поэтому мы обратимся как к вторичному анализу некоторых исследований автора [Сиражудинова 2021a], так и осуществим анализ нового социологического исследования, проведенного автором в регионе.
Методика исследования
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в нескольких республиках Северного Кавказа: Республике Кабардино-Балкария, Республике Дагестан, Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Исследование по изучению активности женщин на Северном Кавказе в контексте развития в регионе гражданского общества проводилось в 2020-2021 гг. при поддержке РФФИ и ЭИСИ. Выборка - 1075 респондентов, в том числе качественное исследование (75 экспертов и активистов).
1 «У нас такое происходит». Фильм о калечащих практиках женского обрезания на Кавказе [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=Gu-PAHqfMUY (дата обращения 20 апреля 2021).
2 Honour crimes: Women in Chechnya forced to suffer in silence. 25.11.20 [Электронный ресурс]. URL: https://www.france24.com/en/tv-shows/ focus/20201125-honour-crimes-women-in-chechnya-forced-to-suffer-in-silence (дата обращения 20 апреля 2021).
Предметом исследования является проблема и пути развития женской активности в республиках Северного Кавказа в контексте гражданского общества.
Цели исследования - определение гендерной стратегии региона посредством анализа женской активности, выявление направлений женской активности и наиболее распространенных проблем и вопросов, которые решают женские активисты и организации.
В качестве объекта выступили активисты женских организаций, инициаторы женских групп, эксперты (в качественном исследовании), жители республик (в количественном исследовании).
Гендерная стратегия региона
В настоящий момент гражданское общество не оказывает существенного влияния на гендерную стратегию региона, гендерную политику республик и продвижение гендерных вопросов в общество.
Женские интересы остаются очень слабо представленными в структуре гражданского общества региона. Так, на примере Республики Дагестан мы видим, что продвижение и защита женских интересов, несмотря на актуальность проблемы и ее постоянное нахождение в центре повестки СМИ, остаются в стороне от активности значительной части гражданского общества республики.
Так, в базе НКО на сайте Миннац Дагестана из 1552 перечисленных организаций 21 организация обозначена в разделе женских НКО3, в том числе в базу включены и организации, которые в настоящий момент не функционируют (например, сыгравший важную роль в жизни многих женщин республики (о том, какую помощь она оказала женщинам, до сих пор напоминали респонденты в ходе нашего исследования. Так, одна заявила, что больница помогла ей психологически реабилитироваться, другая - родить ребенка) Региональный общественный благотворительный фонд «Благотворительная больница для женщин»). Даже с нефункцио-нирующими на настоящий момент организациями доля женских организаций составляет 1,35% в числе НКО республики.
Несмотря на то что фактически работающих на настоящий момент организаций меньше, в список не попали те организации и активисты, которые работают по данной проблеме. Некоторые организации включены в перечень правозащитных организаций, например «Правовое содействие женщинам», также в регионе активно работают, но зарегистрированы в иных субъектах Центр
3 База данных НКО [Электронный ресурс]. URL: http://minnacrd.ru/ baza-dannykh-nko (дата обращения 15 апреля 2021).
исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» (Центр проводит исследовательскую, аналитическую работу, организует мероприятия, помогает женщинам в сложной ситуации, раскрывает те проблемы, которые раньше были сокрыты и замалчиваемы, например, Центром было инициировано первое исследование по проблеме женского обрезания в регионе), «Правовая инициатива», сайт «Даптар» (освещающий различные аспекты жизни женщин региона) и т. д.
Большинство организаций из списка делают акцент на роль матери и защиту семьи. Несколько организаций имеют тесную связь с религиозными обществами, которые во многом и формируют (и продвигают) собственную гендерную стратегию в регионе [Сиражудинова 2021а].
По численности лидируют спортивные организации (246) и благотворительные фонды (213 организаций). Данный показатель отражает существующие приоритеты в обществе.
На настоящий момент гендерный вопрос, несмотря на явные ухудшения в этой сфере в регионе, в связи с ре-традиционализа-цией и ре-исламизацией остается вне интереса профессиональных общественников.
В то же время наше исследование показало: женские организации сыграли свою важную роль в изменении положения женщин в советские годы. Именно на женские организации (выстроенные в тот момент «сверху») и опирались власти в проведении политики по защите женщин и изменению их роли в обществе. Данный период сформировал пример женской активности и взрастил ряд современных активисток, которые создали ряд немногочисленных, но сильных организаций по защите прав женщин в регионе.
И сейчас появляются блогеры, закрытые группы, сетевые СМИ, которые озвучивают данный вопрос и находят отклик среди населения, чью работу замечают и отмечают в своих ответах жители региона.
Гендерная стратегия женских организаций и активистов
На настоящий момент гендерный вопрос в регионе воспринимается как острый, провокационный, опасный и табуированный4. Поэтому большинство гендерных исследований просто опускает
4 Табу на упоминание насилия. 02.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://daptar.ru/2021/02/02/dmstcvlncenc2/ (дата обращения 10 апреля 2021).
проблемные вопросы в своих работах, останавливаясь на описании исторических событий и обосновании ценности традиционных обрядов и норм.
Анализ результатов исследований показал, что жители региона считают важным развитие женских организаций, но в то же время они практически не замечают деятельности женских инициатив в своем регионе и не знают о них (около 70% респондентов).
Только «21% респондентов отметили, что им известны женские организации, при этом назвав "Союз солдатских матерей России"» [Сиражудинова 2021Ь].
Респонденты отмечают, что, «несмотря на то, что женщин еще не все воспринимают как политиков и общественных деятелей, они уже играют важную роль в жизни общества». Эта «роль пока несравнима с той, которая сложилась в западных странах, но определенный прогресс есть».
Женские организации региона неоднородны, они провозглашают разные цели и сконцентрированы на решении разного рода проблем. На настоящий момент в регионе нет зарегистрированных организаций, которые говорили бы о гендерном равенстве, разрабатывали стратегию продвижения прав женщин.
В то же время уже слышны пока еще не столь многочисленные голоса местных феминисток, создающих группы в социальных сетях или публично заявляющих о женских проблемах, о неравенстве.
Среди организаций можно выделить формальные, созданные «сверху», унифицированные общими приоритетами. Данные организации проводят форумы, собрания, приуроченные к памятным датам или празднику, но преимущественно вся эта активность носит имитационный характер.
В каждой республике есть организации, решающие ряд задач касательно их локальных сообществ или групповых интересов. По мнению некоторых исследователей, данные организации доминируют в числе женских инициатив [Шаожева 2009].
В последние годы все чаще проявляют себя независимые женские инициативы, реагирующие на запросы общества и его проблемы. Некоторые из них являются действующими организациями (как правило, зарегистрированными в других регионах). Но все большее число женщин-активисток и малых женских групп не имеют юридического статуса и, более того, действуют, не раскрывая личности участников сообществ. Они считают, что общество не готово говорить о проблемах, признавать вопросы, связанные с правами женщин и их нарушением, выходить за рамки традиционных представлений о роли женщины в патриархальном обще-
стве. Поэтому, опасаясь давления семьи, непонимания со стороны общества, угроз от радикальных активизировавшихся «мужских групп», большинство женщин, ведущих группы в социальных сетях, делают свою работу анонимно.
В интервью активисты отмечают, что «сейчас важно добиться хотя бы того, чтобы проблемы открыто обсуждались на всех уровнях и площадках, был дискурс», и политика, направленная на достижение равенства и преодоление дискриминации женщин, «а изнутри само общество (особенно женщины) уже созрело для изменений».
По мнению экспертов, «женские организации должны ориентироваться на повышение потенциала молодого поколения, повысить роль девочек в обществе, научить защищаться, в том числе эмоционально», «для этого нужна поддержка и много голосов», «в настоящий момент все пространство забито имамами» (именно они определяют гендерную стратегию в обществе), «муж и авторитетные источники подтянутся к решению проблемы тогда, когда увидят силу, так как это было с фетвой о женском обрезании, вынесенной из-за того, что увидели непрерывные материалы и внимание общественности (отчеты, доклады, статьи, обсуждения и главное - реакцию общества).
Эксперты сходятся во мнении, что только консолидация и общие усилия способны решать проблемы женщин и поддержать ту гендерную стратегию, которая будет справедлива ко всем членам общества, защитит женщин и даст им шанс на равенство.
Заключение
Результаты анализа исследований, проведенных в республиках Северного Кавказа, позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время гендерная стратегия республик развита слабо. Гендерная стратегия в регионе формируется в первую очередь религиозными структурами и выстраивается на патриархальных установках. Наибольшее число современных женских организаций на гендерную стратегию влияния не оказывают, и, более того, их деятельность на настоящий момент почти не заметна. В то же время зарождаются единичные инициативы, которые сейчас недостаточно сильны и не консолидированы, но поднимают важные для женщин вопросы и отстаивают их интересы.
Данные исследования говорят о том, что развитие женской активности и женских инициатив в регионе необходимо. Информированность населения о современных организациях очень слабая, и их
работа не заметна. Общество признает важность и необходимость появления и развития организаций, исследующих проблемы женщин, заявляющих о них и предпринимающих реальные шаги к их решению.
Литература
Гадиева, Урусова 2015 - Гадиева А.Н., Урусова Ж.И. Гендерная проблематика в контексте гражданского общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 232-232. Пушкарева 2007 - Пушкарева НЛ. Гендерная теория и историческое знание. 2007.
СПб.: Алетейя, 2007. 496 с. Саидов 2021 - Саидов А.А. Гендерные проблемы на Северном Кавказе: история и современность // Женская активность: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала: АЛЕФ, ДГУНХ, 2021. С. 46-54. DOI: 10.33580/9785001286608 Сиражудинова 2021а - Сиражудинова С.В. Гендерная система мусульманского общества: на примере республик Северного Кавказа // Женщина в российском обществе. 2021. № 1. С. 56-67. DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.5 Сиражудинова 2021b - Сиражудинова С.В. Гражданское общество на Северном
Кавказе: женская активность и женские организации // Власть. 2021. № 3-4. Шаожева 2009 - Шаожева Н.А. Формы женской социальной активности в Кабардино-Балкарской Республике на современном этапе // Вестник Владикавказского научного центра. 2009. № 1 (9). С. 18-23.
References
Gadieva, A.N. and Urusova, G.I. (2015), "Gender issues in civil society", Modern problems of science and education, no. 2-3. Pushkareva, N.L. (2007), Gendernaya teoriya I istoricheskoe znanie [Gender theory and
historical knowledge], Aleteiya, Saint Petersburg, Russia. Saidov, A.A. (2021), "Gender issues in the North Caucasus. Past and present", Zhenskaya aktivnost': istoriya i sovremennost': materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Women's Activism. History and Contemporaneity. The International conference proceedings], ALEF, DGUNKH, Makhachkala, Russia, pp. 46-54, DOI: 10.33580/9785001286608 Sirazhudinova, S.V. (2021a), "Gender strategy in Muslim society. The case of the North Caucasian republics", Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1. pp. 56-67. DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.5 Sirazhudinova, S.V. (2021b), "Civil society in the North Caucasus. Women's activism and women's organizations", Vlast', no. 3-4.
Shaozheva, N.A. (2009), "Forms of women's social activity in the Kabardino-Balkar Republic at the present stage", Bulletin of the Vladikavkaz Scientific Center, no. 1 (9). pp. 18-23.
Информация об авторе
Саида В. Сиражудинова, кандидат политических наук, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; 367008, Россия, Махачкала, ул. Атаева, д. 5; [email protected]
Information about the author
Saida V. Sirazhudinova, Cand. of Sci. (Politology), Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; bld. 5, Russia, Makhachkala, Ataeva Street, 367008; [email protected]