Научная статья на тему 'Гендерная проблематика в советских СМИ 60-х годов (на примере Иркутской газеты «Советская молодежь»)'

Гендерная проблематика в советских СМИ 60-х годов (на примере Иркутской газеты «Советская молодежь») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
324
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРСКОЙ ПЕЧАТИ / HISTORY OF SIBERIAN PRESS / СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / SOVIET JOURNALISM / "СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ" / ГЕНДЕР В СМИ / GENDER IN MASS MEDIA / "SOVETSKAYA MOLODEZH" ("SOVIET YOUTH")

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильина Мария Владимировна

Статья рассказывает об отражении гендерной проблематики в иркутской газете «Советская молодежь» в 60-е годы ХХ века. Анализируется официальный (постановления Пленумов, передовые статьи, поздравления с Международным женским днем), полуофициальный (журналистские материалы) и неофициальный дискурс (письма читателей, инициированные редакцией дискуссии). Целью исследования является выявление противоречий между официальной картиной мира и описываемой повседневностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PROBLEMS IN SOVIET MASS MEDIA OF 1960s (BY EXAMPLE OF IRKUTSK NEWSPAPER "SOVETSKAYA MOLODEZH")

The article deals with the gender problem reflection in the Irkutsk newspaper “Sovetskaya molodezh” in 1960s. It analyzes official discourse (plenary meeting resolutions, editorials, congratulations on the International Women''s Day), semi-official discourse (journalist materials) and informal discourse (readers’ letters, discussions initiated by the editors). The objective of the research is to identify the disagreement between the official picture of the world and the everyday life described.

Текст научной работы на тему «Гендерная проблематика в советских СМИ 60-х годов (на примере Иркутской газеты «Советская молодежь»)»

УДК 07(571.53)(091)

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВЕТСКИХ СМИ 60-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ГАЗЕТЫ «СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ»)

© М.В. Ильина1

Иркутский государственный университет, 664925, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2.

Статья рассказывает об отражении гендерной проблематики в иркутской газете «Советская молодежь» в 60-е годы ХХ века. Анализируется официальный (постановления Пленумов, передовые статьи, поздравления с Международным женским днем), полуофициальный (журналистские материалы) и неофициальный дискурс (письма читателей, инициированные редакцией дискуссии). Целью исследования является выявление противоречий между официальной картиной мира и описываемой повседневностью. Библиогр. 23 названия.

Ключевые слова: история сибирской печати; советская журналистика; «Советская молодежь»; гендер в СМИ.

GENDER PROBLEMS IN SOVIET MASS MEDIA OF 1960s (BY EXAMPLE OF IRKUTSK NEWSPAPER "SOVETSKAYA MOLODEZH") M.V. I lyina

Irkutsk State University, 2 Chkalov St., Irkutsk, 664925, Russia.

The article deals with the gender problem reflection in the Irkutsk newspaper "Sovetskaya molodezh" in 1960s. It analyzes official discourse (plenary meeting resolutions, editorials, congratulations on the International Women's Day), semiofficial discourse (journalist materials) and informal discourse (readers' letters, discussions initiated by the editors). The objective of the research is to identify the disagreement between the official picture of the world and the everyday life described. 23 sources.

Key words: history of Siberian press; Soviet journalism; "Sovetskaya molodezh" ("Soviet youth"); gender in mass media.

Газеты и журналы являются важным источником информации об истории и повседневности. Но у этого источника есть свои особенности. Советские СМИ (и не только советские) не столько отражали, сколько конструировали реальность, создавали картину действительности, приближенную (и стремящуюся) к идеалу. Поэтому использовать их в качестве исторического источника нужно с осторожностью, учитывая, что многие важные в исторической перспективе события и аспекты жизни прописаны неявно или отсутствуют совсем. Но если знать кривизну зеркала, можно многое сказать о реальности, которая в нем отражалась.

Одним из аспектов жизни, который освещался тенденциозно, был гендер. Разумеется, этого слова в общественном сознании не было, но многие проблемы, которые сейчас изучает гендерная социология, существовали. В моей работе будет учитываться не каждое употребление слов «женщина» или «мужчина», а только те, которые ссылаются не на биологию, а на культурные нормы, «которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от из биологического пола»[5].

В Советском Союзе на самом высоком уровне декларировалось равноправие женщин и мужчин (как одно из достижений советской власти). Но в реальности существовало множество примеров обратного. Противоречия между заявляемым и реальным поло-

жением вещей в СМИ в эти годы практически не анализируются, но регулярно описываются, возможно даже вопреки воле авторов и редакторов, как проявления бессознательного.

60-е годы выбраны потому, что в эти годы тендерное общественное сознание находится в промежуточном положении между подчеркиваемой бесполостью (с преобладанием маскулинности) ранних лет советской власти и дискуссиями о мужественности и женственности, о возвращении к «традиционным ролям», которые начались в советских СМИ в начале 70-х.

Известно, что в СССР при декларируемом равноправии в реальности:

а) чем выше по статусу группа людей, тем меньше в ней женщин;

б) женский голос тише (женщины значительно реже выступают в роли экспертов, пишут преимущественно о личном опыте, реже прибегают к обобщениям);

в) при равной рабочей нагрузке на женщин ложатся дополнительные обязанности в семье (быт и дети), хотя ответственность за детей частично разделяется с обществом (школа, детский сад, кружки, пионерские организации).

Исследовательская гипотеза состоит в том, что СМИ (в рамках данного исследования - иркутская газета «Советская молодежь») во-первых, отражали эти

1Ильина Мария Владимировна, преподаватель кафедры журналистики и медиаменеджмента, тел.: 89501312563, e-mail: ilmarill@mail.ru

Ilyina Maria, Lecturer of the Department of Journalism and Media Management, tel.: 89501312563, e-mail: ilmarill@mail.ru

тенденции, а во-вторых, пытались их нивелировать, приближая медиакартину реальности к государственным декларациям.

Основным методом исследования является обоснованная теория. Изучение номеров газеты «Советская молодежь» за 1960-1969 годы проводилось с качественной и количественной точек зрения. Качественно - анализ содержания официальных текстов, журналистских материалов и опубликованных писем читателей. Количественно - подсчет относительного (по сравнению с общим) количества женщин-героев публикаций, женщин-авторов, женщин-экспертов, женских лиц на фотографиях и др.

Планируется изучить три дискурса: официальный; полуофициальный (журналистские материалы), неофициальный (письма в газету - условно неофициальный дискурс, так как происходила фильтрация -предположительно - при написании письма и - точно - перед публикацией).

Официальный дискурс: обращения к гражданам от партии и комсомола («рабочим и работницам, колхозникам и колхозницам, советской интеллигенции, воинам Советской Армии и Военно-морского флота». Поздравления с 8 марта. Упоминания женщин в официальных документах - постановления Пленумов и др.).

В официальных документах неоднократно декларируется равенство, с оговорками об особой роли женщины как матери. Периодически встречаются ссылки на негативный опыт других государств. Например: «Среди народных избранников — депутатов Верховного Совета СССР - 366 женщин. Это значительно превышает число женщин в парламентах всех капиталистических стран мира, вместе взятых» [2]. Равноправие полов — политический вопрос.

Наряду с обещаниями коммунизма есть и такие: «Серьезные изменения произойдут в жизни советской женщины. Полностью будут устранены остатки неравного положения женщин в быту. Новое общество снимет с женщин тяготы домашнего хозяйства» [2]. «Еще активнее выдвигать женщину на руководящую работу... развивать сеть детских учреждений... полнее освободить женщину от забот домашнего хозяйства» [23]. На протяжении многих лет формулировки практически не менялись.

В номере к 8 марта 1962 года есть интересный пример статистических данных о роли женщин в СССР. Когда говорится о низко-и среднестатусной деятельности, используются проценты: доля женщин в народном хозяйстве: промышленность - 44%, колхозы - 57%, просвещение - 70%, здравоохранение -

85%; женщины со средним и высшим образованием -59%.

А когда говорится о высокостатусной деятельности и достижениях, то используются абсолютные цифры:

- депутаты Верховного Совета СССР (6-й созыв) - 366, всего - 1443 человека [19], 25%;

- депутаты Верховных Советов союзных и автономных республик - свыше 2500;

- депутаты местных Советов - около 700 тысяч;

- 24 академика и члена-корреспондента АН СССР;

- 4900 кандидатов и докторов наук;

- 15,5 тыс. научных сотрудников;

- 76 Героев Советского Союза.

Такая статистика выглядит манипулятивной, существующее неравенство замалчивается.

«По составу аспирантов можно судить и о будущем составе научных работников. В составе аспирантов было женщин:

В 1950 г. 39%.

В 1955 г. 31%.

В 1956 г. 29%.

Как видим, процент женщин в аспирантуре снижается и это снижение после 1956 года, очевидно, усилилось, так как публикация соответствующих цифр с 1956 года была прекращена» [12].

«В сфере трудовой деятельности произошло не столько выравнивание возможностей, сколько феминизация низших уровней профессиональной иерархии: женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места и значительно слабее оказались представлены на высших ступенях разделения труда» [11].

Освещение в «Советской молодежи» полета Валентины Терешковой (16 июня 1963 г.) вполне отражает существовавшие тогда представления о женщинах. Неоднократно подчеркивается, что она обычная советская женщина, которая добилась цели не только благодаря личным качествам, но и идеям советской власти. Публиковались как официальные материалы ТАСС и АПН, так и неофициальные (письма читателей, преимущественно, читательниц). В последующие годы ссылки на нее встречались, но не так часто, как, например, на Гагарина.

Полуофициальный (нормативный) дискурс - это журналистские материалы, при подготовке которых учитывался социальный (политический) заказ. Тексты журналистов «Советской молодежи», посвященные гендерным темам, отличаются ярко выраженной оце-ночностью. Из текстов 60-х годов всегда можно понять, являются ли описанные люди и ситуации нормой или отклонением от нормы.

В штате «Советской молодежи» мужчин было больше, но ненамного. В отличие от «ВосточноСибирской правды», женщины не становились редакторами, но несколько лет заместителем редактора (периодически и.о. редактора) была Елена Коблуков-ская. Журналистское образование в Иркутске началось в 1961 году, а первый выпуск студентов состоял-

Январь 1961 г. Мужчины Женщины

Авторы журналистских материалов 81 8

Авторы писем 83 18

Авторы экспертных материалов 15 6

Изображены на фотографиях 97 63

ся в 1966 г. Из 297 выпускников 1966-1970 гг. (дневное и заочное отделение) 90 женщин [18].

Темы публикаций делятся на «женские» и «мужские» скорее количественно, чем качественно. Встречаются мужские материалы про детей и отношения, женские материалы про спорт. С позиции эксперта мужчины выступают чаще, чем женщины. Особенно это касается политики и науки. Женщины чаще, чем мужчины пишут про личный или локальный опыт, реже прибегают к обобщениям. Тематика женских экспертных материалов: мода, культура (рецензии, юбилеи известных деятелей культуры), реже медицина, совсем редко внешняя политика. Экспертные материалы, подписанные женщинами, чаще всего посвящены моде или культуре, материалов о естественных науках очень мало, исключение - немногие статьи на медицинские темы. Например, Л. Маркелова и А. Григорьева «Проблемы жизни в космосе» (10 октября 1961 года); Л. Маркелова, научный обозреватель ТАСС, «Утро и зрелость космической эры» (11 апреля 1967 г.).

О женщинах и труде пишут примерно столько же, сколько о мужчинах. В большинстве случаев не подчеркивается гендерная принадлежность профессии. Прямо отдельные виды деятельности (кроме репродукции) не называются мужскими или женскими, но в некоторых профессиях включаются гендерные режимы оправдания. Для мужчин это, например, профессия дояра. «Для него это удовольствие ниже среднего: он парень» [8]. Оправданием является нужность и важность профессии. Для женщин — профессия токаря. Оправдание: хоть профессия и мужская, но и в ней удается сохранить атрибуты женственности (модная одежда, маникюр). «Какая милая девушка, совсем тургеневская» [10] или «Некоторые говорят: «Не девичья это работа. Руки от железа грубеют, маникюр портится...». Люда не согласна. Она считает, что руки становятся крепче и, если хотите, даже красивее. А маникюр - что ж! Его приходится делать несколько чаще, чем другим» [3]. Но акцент на том, что человек занимается не свойственной его полу профессией, встречается довольно редко. «Работать сталеваром мужчине сложно, а в кухне, столовой, у горячих котлов и пышащих жаром печей - нет, извините, не то, неловко даже говорить об этом. Есть же корни у этого стихийно сложившегося убеждения о почетном и стыдном... Возможно, они в превознесении с детства десятка романтических профессий» [13].

В 1967 году много внимания журналисты уделили переходу на двусменную работу в совхозах. «Теперь у женщин больше свободного времени. И домашними делами есть когда заняться, и семьей, и отдохнуть хорошо» [4].

Журналисты «Советской молодежи» писали и про специфически женские темы и опыт (беременность, домашнее хозяйство). Практически отсутствует тема контрацепции и абортов. С одной стороны, это область строго приватная, еще не пришедшая в публичную среду в дискурсе демографии, здоровья, морали или личного выбора. С другой - возможно, сознательно ограничивается информация о вариантах жизнен-

ной стратегии, противоречащих обязательному материнству. «Женщина предстает в соответствии с необходимостью идеологического обслуживания поставленной перед ней политической задачи: одновременно рабочей силы и источника прироста населения» [20].

Во многих материалах не столько описывается, сколько конструируется материнство. Очерк «Кукушка» Л. Ивановой рассказывает о женщине, которая оставила сына в доме ребенка. Отклики читателей. «Материнство - это счастье», поэтому «коллектив должен заставить» героиню текста стать «нежной матерью». Как и во многих других вопросах, в родитель-стве (преимущественно, материнстве) общественные интересы должны определять личные эмоции.

Практически не описано, сколько времени это занимает, вообще, домашнее хозяйство, воспроизводство не описывается, как что-то над чьей ролью и важностью надо размышлять. Не раз прямо или косвенно говорится, что для женщины вести домашнее хозяйство - это долг, а для мужчины - результат доброй воли. В материале «Экзамен на хозяйку» (10.03.1963), посвященном урокам домоводства у девочек, говорится: «Каждая из них сможет заменить маму по хозяйству». «Результатом советских экономических приоритетов стало низкое развитие сферы услуг и потребительской индустрии, также как и недостаточное качество дошкольных учреждений и неудачные попытки социализировать домашний труд, перераспределить роли в семье. Все это означало, что новые политические и экономические обязанности наложились на традиционную женскую роль, взвалив на женщину ощутимую двойную нагрузку» [14]. Фельетон Л. Лиходеева «Дамское равноправие» (перепечатка из журнала «Молодой коммунист») представляет такую идеальную модель женского поведения: женщина должна найти мужа умнее себя «и тогда она с радостью откроет возбудитель рака, родит превосходного малыша, положит мужу грелку на печень и даже заштопает ему носки» [16].

В «Советской молодежи» 60-х часто встречаются материалы о моде. Причем это не местная особенность, а часть общей тенденции (часть текстов - перепечатки АПН). Для женщин стараться выглядеть модно и привлекательно - норма, для мужчин это не очевидно. Несколько материалов о том, что одеваться красиво - это еще не значит быть стилягой. Причем в стиляжничестве чаще обвиняют мужчин, чем женщин. Цикл материалов Н. Окуневой, художника-искусствоведа общесоюзного дома моделей, - о моде. В материале под названием «О мужской одежде» (11.02.62) говорится: «Мужская одежда, в отличие от женской, строгая, не бросается в глаза».

Отношение к уходу за собой, к косметике амбивалентно. С одной стороны, внешняя красота хотя и менее важна, чем внутренняя, является частью идеального образа советского человека. В нескольких текстах про женщин в «мужской» профессии атрибуты женственности представлены в качестве оправдания («Не девичья работа», «Мужская профессия»). «Практики ухода за одеждой и волосами, переделы-

вания вещей и стояния в очередях свидетельствуют о том, что красота превратилась в дополнительную серьезную и обязательную нагрузку для женщин» [7].

С другой стороны, внешность и поведение, отличающиеся от нормативного, подвергались осуждению (узкие юбки, курение). «Современные хорошо одетые юноши и девушки никогда не поддадутся «крику моды» [21].

В большинстве материалов проблемы во взаимоотношениях и в родительстве представляются как предмет общественных интересов. Практически всегда, когда речь идет о проблемах, возникает вопрос, куда смотрели окружающие. Но в частных случаях журналисты сознательно не усматривают тенденции. Видимо, это специфика советской журналистики: все негативные моменты объясняются как временные исключения. Домашнее насилие описано политэкономи-ческими терминами, например, «феодализм» [17]. Как правило, при описании неправильного поведения журналисты пишут о том, что оно не то что безнравственно, а что несовместимо с комсомольским поведением.

Во второй половине 60-х в газете почти перестали писать о приватной жизни людей, публиковать письма, в которых говорилось о личном. «Оттепель» закончилась.

Неофициальный дискурс — в первую очередь, письма читателей. Кроме того, в начале 60-х годов «Советская молодежь» регулярно проводила «Круглые столы»: задавала тему дискуссии и публиковала письма читателей (как на тему, так и отклики на ранние письма).

В качестве примера можно привести дискуссию о пьесе «Проводы белых ночей», которая длилась в 1962 году в течение нескольких месяцев. Авторы писем, высказывая разнообразные мнения, часто основываются на стереотипах: «Я считаю, что она виновата, потому что она женщина, а женщины чувствуют тоньше».

В текстах, посвященных семейным проблемам, авторы часто дают понять, что семья - это женская сфера ответственности. Мужчина может (в идеале должен) помогать, но ответственность лежит на женщине. «Видишь семью-неудачницу и думаешь: почему не заговорило в женщине ее достоинство, где ее гордость?» [15]. «Не секрет, что некоторые молодые женщины не умеют стряпать, шить, ввести домашнее хозяйство. А родят ребенка - боятся взять его на руки. Не правы и те мужчины, которые знают только работу, диван и газету, а все остальное спрашивают с жены, хотя она тоже работает» [9]. Домашнее хозяйство -одна из возможных, хотя и не слишком одобряемых жизненных стратегий для женщины, но не для мужчины. К женщинам не применялась статья «Тунеядство». Но в публичном пространстве домохозяйки практически не представлены. В 1961 году было опубликовано короткое письмо от домохозяйки, которая пишет, что нигде в СМИ про таких, как она, не говорят, и спрашивает, как живут другие домохозяйки [22]. Письмо осталось без комментария редакции и без последующих ответов.

Эти тезисы подтверждает круглый стол «Совет-

ской молодежи» (сентябрь 1962 г.) на тему «Молодая семья», поводом для которого стало письмо Светланы К. «Почему из семьи ушло счастье?» (5.09.1962). Автор письма сидит дома с годовалым ребенком из-за того, что на заводе не дают ясли. Развод произошел по причине несовпадения жизненных интересов: «Его жизнь там, на заводе, среди людей, а до нас ему дела нет». Слова Леонида (мужа): «Ты мещанка. Ты тянешь меня в обывательское болото, отрываешь от общественной работы, от товарищей, но тебе это не удастся».

Реакция читателей различна. Часть (и женщины, и мужчины) поддерживали Светлану: «Как хочешь изворачивайся, недосыпай, а о семье не забывай»; «Он считает, что помочь жене - значит унизить свое мужское достоинство. Такое «домостроевское» достоинство достаточно распространено, к сожалению» (Николай Райхерт, инженер). «Есть прекрасные семьи... которые все заботы по дому делят пополам, есть хорошие мужья, они не стесняются вымыть пол или постирать пеленки» [22].

Другие (как правило, не семейные) люди критикуют Светлану: «Леонид - человек эпохи. Он не может замкнуться в камеру только личной жизни. Он отвечает за все и всех, Света, и такому человеку, живущему широко и вольно, нужна и жена с сильными крыльями»; «Я не понимаю, почему она обижается. Муж учится и занимается общественной работой - вот причина, из-за которой супруга собирается разводиться. Смешно»; «Неужели целый день уходит на стирку и приготовление обеда? Нельзя так опускаться!» Помимо писем читателей было опубликовано и несколько журналистских материалов.

Предполагается, что женщина должна делать больше, чем мужчина, потому что «современная женщина - это, прежде всего, человек, равный по правам с мужчиной во всех аспектах нашей жизни... Но кроме всего этого женщина есть женщина, то есть, человек, на которого ложится большая часть семейных забот, создание семейного уюта, счастья семьи». Помимо работы женщина должна «жить своим временем, быть в курсе современных событий, читать, увлекаться спортом и в то же время уметь вкусно готовить обеды, модно и красиво одеваться» [1]. Помимо этого она должна «быть чутким воспитателем», создавать «тепло, уют, сердечные отношения», ей «необходимо участие в коллективном труде» [6]. При равной рабочей нагрузке на женщин ложатся дополнительные обязанности в семье (быт и дети). Хотя ответственность за детей частично разделяется с обществом (школа, детский сад, кружки, пионерские организации).

К чему приводят такие требования в реальной жизни, можно увидеть из письма, в котором говорится о том, что муж обещал помогать, но не выполняет этого. Жена (автор письма) работает наравне с ним, забирает ребенка из яслей, полностью обеспечивает быт и воспитание ребенка. У мужа остается время на саморазвитие, а у нее - нет. И муж при этом упрекает ее в том, что она не читала статью «И в космосе должна быть ветка сирени». Редакция пригласила читателей к дискуссии, но писем не было. Круглый

стол «Женщина и современность», который прошел вскоре после письма, хотя и не был связан с ним, подтвердил, что ничего уникального в ситуации нет, от автора письма требуют не больше, чем от средней советской женщины.

В письме С. Устинова, сотрудника института микробиологии, говорится: «У некоторых мужчин отношения к женщинам строятся на призрачной основе их превосходства». «От нас самих, товарищи мужчины, зависит облик женщины, ее духовный мир, внутреннее

содержание». Он также предлагает «делить с ними половину заботы о семье и доме» (24.02.1963).

Несмотря на то что советские СМИ поддерживали официальный дискурс о гендерном равноправии, между строк прочитывается скрытое неравенство.

Чем выше по статусу находится группа людей, тем меньше в ней женщин. Женщины значительно реже выступают в роли экспертов, пишут преимущественно о личном опыте, реже прибегают к обобщениям.

Библиографический список

Статья поступила 11.11.2013 г.

1. Абрамова Т. Жить своим временем // Советская молодежь. 1963. 7 февраля.

2. Активные строители коммунизма // Советская молодежь.

1962. 8 марта.

3. Бобряков Л. Не девичья работа // Советская молодежь.

1963. 25 сентября.

4. Борисов И. Двести строк о двухсменке // Советская молодежь. 1967. 20 января.

5. Гендер // Московский центр гендерных исследований. Глоссарий. Режим доступа http://www.gender.ru/index.php?id=2&subid=3#H040. Дата обращения 19.06.2012.

6. Голубцова И. С большой буквы // Советская молодежь. 1963. 24 февраля.

7. Градскова Ю. Мы причесывались в соответствии с модой тогда... // Гендерные разночтения: мат. IV межвуз. Конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» (22-23 октября 2004 г.) / Отв. ред. М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2005. С.220.

8. Каирский В. Женился парень на доярке // Советская молодежь. 1961. 14 января.

9. Как построить счастье // Советская молодежь. 1961. 11 февраля.

10. Калинин М. Мужская профессия // Советская молодежь. 1963. 7 февраля.

11. Кон И. Клубничка на березке. Глава «Бесполый сек-сизм». Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/352891/read#t15 Дата обращения 13.06.2012.

12. Курганов А.И. Женщины и коммунизм. Режим доступа:

http://www.a-z.ru/women/texts/kurganr-3.htm. Дата обращения 01.10.2012.

13. Ланкина Л. Вторая сторона медали // Советская молодежь. 1967. 11 апреля.

14. Гэйл Лапидус. Равенство полов и советская политика: постановка проблемы. Цит. по Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант», 2005. С.323.

15.Леонова Н. А где же гордость? // Советская молодежь. 1962. 8 сентября.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Лиходеев Л. Дамское равноправие // Советская молодежь. 1964. 15 ноября.

17. Никонов Ю. Феодал из совнархоза // Советская молодежь. 1961. 31 января.

18. Профессия - журналист (К 50-летию отделения журналистики ИГУ и журналистского образования в Восточной Сибири) / под ред. И.К. Петрова. Иркутск, 2011. Вып. на диске.

19. Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза. 1898-1991. Режим доступа: http://www.knowbysight.info/1_SSSR/06647.asp Дата обращения 16.06.2012.

20. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант», 2005. С.220.

21. Тимофеева Л. Идет выпускной бал // Советская молодежь. 1965. 29 июня.

22. Ткачева Н. Как вы живете? // Советская молодежь. 1961. 19 февраля.

23. Честь и слава советским женщинам // Советская молодежь. 1964. 10 марта.

УДК 796:001.92

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА И СТАДИИ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ВЫПОЛНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Л _ о

© М.М. Колокольцев1, А.Ю. Баженов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Цель работы - выявить и дать оценку постадийного изменения поведения, связанного с приобщением студентов технического вуза Прибайкалья к самостоятельным регулярным занятиям физической культурой и спортом. Опрошены с помощью модифицированной анкеты, предложенной Prochaska и DiClemente, 109 студентов в возрасте от 17 до 19 лет (49 юношей и 60 девушек). Более 55% студентов вуза не занимаются физической культу-

1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

2Баженов Андрей Юрьевич, студент, e-mail: b.a.y@mail.ru Bazhenov Andrei, Student, e-mail: b.a.y@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.