Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА'

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / «ЖЕНСКАЯ» ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / НЕОПАТРИАРХАЛЬНАЯ ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА / ЭГАЛИТАРНАЯ ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлева Татьяна Андреевна

В статье проводится исследование гендерной политики Российской Федерации с 1990-х гг. по настоящее время, анализируются результаты её осуществления и выявляются основные подходы государства к вопросу достижения гендерного равенства. Автор приходит к выводу, что гендерная политика России по большей части направлена на расширение прав и возможностей женщин, в контексте общего курса государства по решению демографического вопроса. Вместе с тем, некоторые институциональные и законодательные инициативы, декларирующие принцип гендерного равноправия в различных сферах общественной жизни, остаются не реализованными на практике, ввиду отсутствия реальных механизмов по защите и реализации прав и свобод граждан в области гендерных отношений, а также наличия гендерных стереотипов как у тех, кто устанавливает и реализует гендерную политику, так и у самих женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER POLICY IN MODERN RUSSIA: MAIN ISSUES

The article conducts a study of the Russian gender policy since the 1990s to the present. The results of its implementation are analyzed and the main approaches of the state to the issue of achieving gender equality are identified. The author comes to the conclusion that Russia’s gender policy is mostly aimed at empowering women, within the context of the general state course to address the demographic issue. At the same time, the institutional and legislative initiatives of the state, declaring the principle of equal rights and opportunities for men and women in various spheres of life, largely remain unrealized in practice.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА»

Гендерная политика в современной России: основная проблематика

Ивлева Татьяна Андреевна,

аспирант кафедры политического анализа МГУ имени

М.В. Ломоносова

E-mail: ivlevata96@gmail.com

В статье проводится исследование гендерной политики Российской Федерации с 1990-х гг. по настоящее время, анализируются результаты её осуществления и выявляются основные подходы государства к вопросу достижения гендерного равенства. Автор приходит к выводу, что гендерная политика России по большей части направлена на расширение прав и возможностей женщин, в контексте общего курса государства по решению демографического вопроса. Вместе с тем, некоторые институциональные и законодательные инициативы, декларирующие принцип гендерного равноправия в различных сферах общественной жизни, остаются не реализованными на практике, ввиду отсутствия реальных механизмов по защите и реализации прав и свобод граждан в области гендерных отношений, а также наличия гендерных стереотипов как у тех, кто устанавливает и реализует гендерную политику, так и у самих женщин.

Ключевые слова: российская гендерная политика, гендерное равенство, социальная политика, «женская» политика, традиционные ценности, неопатриархальная гендерная парадигма, эгалитарная гендерная парадигма.

£2

U

со

см

см

л

Z

108

Одним из важнейших глобальных вопросов повестки дня является проблема гендерного равенства - незавершенное дело нашего времени» [13]. Половину населения нашей планеты составляют представительницы прекрасного пола. И, к сожалению, долгим был путь к осознанию необходимости полного равенства прав мужчин и женщин. Мировому сообществу предстоит преодолеть непростой маршрут в борьбе с вековыми предрассудками и ложными традициями. Покончить с гендерным насилием во всех его проявлениях возможно только если предпринимать согласованные действия.

Гендерное равенство в современном мире является одной из приоритетных целей развития большинства стран мира. Особое значение занимает гендерная политика в сфере реализации демократических ценностей и свобод, что подразумевает возможность для каждого реализовывать свой человеческий потенциал, который, в свою очередь, станет ресурсом развития всего общества.

Организация Объединённых Наций недвусмысленно выступила в поддержку расширения прав и возможностей женщин. Задачи развития уважения к правам и свободам человека независимо от расы, пола, языка и религии были заявлены среди целей ООН в Статье № 1 Устава. Такая задача была обозначена в ООН как Третья цель развития тысячелетия (2000), а также как Пятая цель устойчивого развития (2015) и остается важнейшим направлением деятельности ООН в современности, что отметил Генеральный секретарь ООН Антониу Гу-терриш [13].

Рассмотрим основные вехи формирования проблемы гендерного равенства. На протяжении всей истории человечества существовало неравенство в правах мужчины и женщины, при том в пользу сильного пола. Религиозная традиция, определившая Еву причиной первородного греха (Книга Бытия, глава 3), закрепила такое господство. Но с развитием идей гуманизма, выражением которых стала Декларация прав человека и гражданина (1789), прежние догматы были изменены. Началом движения за достижение гендерного равенства считается революционная Франция конца XVIII в. Феминизм возник в Париже как часть широкого движения за социальные и политические реформы. Одним из ярких примеров стал Женский марш на Версаль в октябре 1789 г. Однако, реставрация монархий в начале XIX в. и критика активной роли женщины, на время приостановили этот процесс борьбы за равноправие полов. В начале XX в. возникает движение суфражизма (от фр. suffrage - избирательное право), стремившегося к политическому равенству мужчины и женщины. В Великобритании полное равенство было установлено в 1928 г., во Франции -в 1944 г., в Германии - в ноябре 1918 г., в США - в 1920 г.

В международной истории борьбы за гендерное равенство выделяются важнейшие шаги Советской России, а затем и СССР. Прогрессивные идеи достижения социального равенства, основанные на марксистско-ленинской философии, включали в себя и преодоление гендерных ограничений, неравенства мужчины и женщины. Решения первых декретов советской власти занимают важное место в области достижения гендерного равенства, в частности: равная оплата труда мужчин и женщин, запрет женского труда в ночное время и на тя-

желых работах, доступ женщинам к высшему образованию, равенство прав мужчин и женщин в семье, упразднение религиозной регистрации брака, и, наконец, равенство избирательных прав. Несмотря на неизбежную реставрацию системы традиционной семьи и кризис радикального марксистского феминизма, общая линия Советского государства в борьбе за равноправие мужчин и женщин была закреплена в Основном Законе - Конституции 1936 г. (Статьи 122, 137) и 1977 г. (Статьи 34, 35, 53) [26].

После распада СССР Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по достижению гендерного равенства, подтвердив свою приверженность его принципам (Конституция РФ, Статьи 19, 34, 38). Однако, в результате разрушения советской системы гендерной симметрии образовался вакуум тендерных отношений. И учитывая исторический феномен власть-собственность, соединение политической силы с властью денег создало мужской класс собственников современной России, что подчеркивает В.В. Чвыкалов [26]. Тенденция сохраняется, и по данным Всемирного экономического форума за 2021 г., Россия находится на 81-м месте в мире по показателю равноправия мужчин и женщин [19].

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что медленные темпы достижения равенства мужчин и женщин в России связаны с противоречием между содержанием понятия гендерного равенства и традиционными ценностями, которых придерживается Российская Федерация, вследствие чего приверженность международным принципам гендерного равенства, декларируемая в ряде законодательных актов России, не имеет эффективных механизмов полноценной реализации. Отметим также, что российские власти уделяют значительное внимание этой проблеме и систематически осуществляют деятельность, направленную на достижение равноправия полов.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить структуру и содержание гендерной политики России, охарактеризовать её базовые принципы, выяснить, какие пути достижения гендерного равенства она предполагает. Важным также представляется определение комплекса ключевых проблем, препятствующих успешной реализации гендерной политики.

Государственная гендерная политика регулирует отношения между гендерными группами во всех областях сферы общественной жизни. Такая политика подразумевает определенные действия государства для достижения гендерного равенства и конкретные меры в области обеспечения равных прав и возможностей, отсутствия дискриминации по половому признаку.

В мировой практике существует несколько политико-управленческих подходов к реализации гендерной политики [4, с. 114-115]. Первый из них подразумевает улучшение положения незащищённых групп общества с целью поднятия общего уровня экономики и преодоления бедности, в связи с чем создаются условия для доступа женщин к труду, однако их материнская роль признаётся первоочередным вкладом в развитие общества. Подобная практика близка опыту советской гендерной политики, в рамках которой возник контракт «работающей матери». Второй подход, появившийся во второй половине ХХ в., подразумевает, прежде всего, идею равенства и справедливости, где развитие общества связывается с реализацией общего человеческого потенциала. Особенно ярко это проявилось в постиндустриальную эпоху, когда человек и его реализация стали не средством, а целью общественного развития. Идеальным выражением этого подхода является политика, не только ставя-

щая цель улучшить положение женщин, но и обращён-ная как к женщинам, так и к мужчинам.

Важно понимать, что гендерная политика реализуется в конкретно-историческом контексте, поэтому подход государства к ней зависит от уровня экономического и политического развития, исторического прошлого и менталитета общества, степени вовлечённости страны в глобализационные процессы и т.д.

По мнению эксперта Комитета по социальной политике Совета Федерации Г.Г. Силласте, единой позиции по вопросу содержания гендерной политики ни в научном сообществе, ни среди представителей органов власти России до сих пор нет, что вызвано в том числе скептическим и противоречивым отношением к самому понятию «гендер» [20, с. 4]. Так, несмотря на во многом прогрессивную советскую политику по предоставлению прав женщинам в ХХ в., большое влияние на фактическое положение мужчин и женщин в России оказывает характерная для страны культура традиционализма. Такое положение сказывается и на современной гендер-ной политике России, которую можно характеризовать скорее, как женскую политику (а не эгалитарную), нацеленную на социальную и экономическую поддержку женщин, расширение их прав и возможностей.

Основные положения гендерного равенства имеют нормативно-правовое содержание и закреплены в Конституции Российской Федерации (Статьи 19, 34, 38), в частности: государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола (Пункт 2 Статьи 19) [12]. Кроме того, нормативно-правовое закрепление положений гендерного равенства определено согласно международным соглашениям и конвенциям, которые подписаны и признаны как часть законодательной системы РФ:

- Пекинская декларация по положению женщин, ООН (1995);

- Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);

- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979);

- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960);

- Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958);

- Конвенция МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951).

В Российской Федерации акцент в гендерной политике сделан на повышении статуса и возможностей женщины в обществе, что зафиксировано согласно Указу от 04.03.1993 № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»: под целостной государственной политикой в отношении женщин понимается расширение участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда, предоставление социальных гарантий, организация и развитие социальных услуг для работающих женщин [22].

На предотвращение дискриминации женщин по признаку пола нацелены Трудовой, Гражданский, Уголовный и Семейный кодексы РФ. Например, статья 145 УК РФ устанавливает наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а также женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет [21]. Обращает на себя внимание тот факт, что формулировка статьи касается только увольнения женщины, имеющей

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u

CM

л

детей, а не человека с детьми, что с одной стороны характеризует тендерную политику как однобокую, а с другой - косвенно демонстрирует, что с такой ситуацией фактически сталкиваются только женщины. При этом еще в 1981 г., согласно Конвенции МОТ № 156, начался переход от материнского к родительскому праву и объектами регулирования по увольнению и режиму рабочего времени стали оба родителя.

Можно сделать вывод о разрыве гендерного равенства де-юре и де-факто [5, с. 12]. Еще в 1994 г. была принята «Концепция улучшения положения женщин» [17], где подчеркивалась потребность добиваться создания условий и правовых норм для реализации конституционного принципа равных прав и возможностей.

Утверждение «Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» в 1997 г. стало первой попыткой системного подхода к законотворческой деятельности Государственной Думы по обеспечению равных прав мужчин и женщин [16]. Последующее принятие целевых национальных планов по улучшению положения женщин приобрело системный характер и является основным источником реализации российской гендерной политики:

- Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе от 29 августа 1996 г.;

- Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе от 28 июня 2001 г. № 855-р;

- Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.;

- План мероприятий по её реализации в 2019-2022 гг. (распоряжение от 07 декабря 2019 г. № 2943-р). Вместе с тем, эффективность вышеупомянутых программ недостаточна. Во многом они представляют собой хаотичный набор рекомендаций, не имеют строгой системы отчётности и механизма реализации на уровне субъектов РФ, из-за чего проблемы гендерного неравенства остаются актуальными по сегодняшний день. Например, в Национальной стратегии действий в отношении женщин 2017 г. подтверждается актуальность проблемы дискриминации по отношению к женщинам со стороны работодателей как препятствия к полной реализации их прав и свобод. Данное положение адресует нас к фактору менталитета и традиционных ценностей российского общества, для которого характерно гендерное распределение ролей «женщины-матери» и «мужчины-добытчика», вследствие чего, несмотря на предоставление женщинам возможности работать, работодатель может ей отказать, ссылаясь на материнские обязанности. То же самое касается и роли женщины в качестве «хранительницы очага», что никак не может регулироваться государством, но является составной частью исторической семейной традиции. Так, появление концепта «женщины-добытчика» лишь привело женщину к двойной занятости (дома и на работе), в то время как признание солидарной ответственности мужчин и женщин за выполнение семейных обязанностей способствовало бы укреплению института семьи [14].

Таким образом, гендерная политика должна включать в себя не только законодательную базу и институциональный сегмент, но и просвещенческую деятельность, направленную на искоренение гендерных предрассудков и стереотипов. Российская гендерная политика носит консервативный характер и направлена на сохранение традиционных семейных ценностей, поддерживая женщин исключительно в их роли работающих матерей, и не предполагает расширения их возможностей в обще-

ственной сфере [2, с. 106]. При этом гендерную политику проводят государственные институциональные структуры, которые преимущественно состоят из мужчин, имеющих те же самые стереотипные представления о фе-минности и маскулинности, о мужских и женских социальных ролях. Существует весьма серьезное противоречие между теорией решения женских проблем, которую активно разрабатывают феминистские исследователи различных направлений, и практикой их решения весьма далекими от феминизма людьми [10, с. 8]. Так, гендер-ная культура с одной стороны оказывает влияние на реализуемую государством гендерную политику, с другой стороны, может выступать ее объектом, что со временем повлияет на общественное мнение, способствуя переходу от традиционных представлений к эгалитарным.

Подтверждает это подготовленная группой экспертов в 2004 г. Гендерная стратегия Российской Федерации, где в качестве одной из задач была обозначена просвещенческая функция со стороны государства и общества по пропаганде материнства и отцовства как высшего проявления человечности и гражданственности, однако после представления документа в Правительство РФ его дальнейшая судьба осталась неизвестной. По мнению Эксперта Межведомственной Комиссии О.А. Ворониной, прописанные в Гендерной стратегии цели и задачи «даже не ставились [государством] всерьез», т.к. не было выполнено ключевое условие - разработка планов мероприятий на уровне субъектов [5, с. 14]. По мнению других исследователей, важно также создать правительственные структуры (министерство, комитет, фракцию женщин-парламентариев), которые бы на постоянной основе занимались вопросами гендерного равенства и были ответственны за результаты своей деятельности [25, с. 39-40].

Следует выделить созданные на рубеже столетий органы государственного и общественного контроля в форме правительственных комиссий, в частности: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ (1993-2000), Комиссия по вопросам положения женщин при Правительстве РФ (1997-2004), Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, Департамент по делам женщин, семьи и детей в Министерстве труда и социальных отношений Российской Федерации [23, с. 19]. На данный момент действует Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин.

Названия данных структур говорят о приоритетах гендерной политики России, которая во многом нацелена на обеспечение благоприятных условий для женщин по созданию семьи и рождению детей [24, с. 5]. Можно предположить, что такой подход является составной частью политики натализма, призванной решить одну из важнейших проблем современной России - демографическую. В своём Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил необходимость создания благоприятных условий «в первую очередь для женщин» для устранения их опасений относительно блокирования перспектив карьерного продвижения в угоду ведения домашнего хозяйства, в связи с рождением второго ребёнка и последующих детей. Президент также отметил необходимость решения проблемы очередей в дошкольные учреждения, разработки и реализации программ профессиональной переподготовки для женщин с детьми, поддержки гибких форм занятости в условиях выбора, связанного с планированием рождения де-

тей [15]. Возможно, именно этот мотив является одним из главных в определении характера гендерной политики России [10, с. 10].

Подтверждением этих слов следует считать нереализованный проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» 2003 г., который, как предполагалось, должен был обеспечить гендерное равенство в политической, экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни [18]. Проект закона уделяет большое внимание равноправию в сфере социально-трудовых отношений, в сфере государственной и муниципальной служб, в сфере избирательного права. В качестве одного из направлений государственной гендерной политики закон устанавливает воспитание и пропаганду культуры равноправия мужчин и женщин [18]. Закон прошёл первое чтение в Государственной Думе, однако после обсуждения поправок было высказано мнение о чрезмерности дополнительного правового регулирования [9]. Свои комментарии дал Президент РФ В.В. Путин. В их числе было возражение против принципа квотирования. Однако, согласно международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., предусматривается принятие временных специальных мер, направленных на ускорение установления равенства между мужчинами и женщинами [11]. Рассмотрение закона во втором чтении было запланировано только на 2012 г., но не состоялось под нажимом православных и патриотических общественных организаций [5, с. 17]. В 2018 г. Государственная Дума отклонила проект закона во втором чтении, посчитав его устаревшим.

Вместе с тем Председатель Государственный Думы РФ В.В. Володин подчеркнул, что за прошедшие годы вопрос дискриминации женщин остаётся актуальным в отношении особенностей оплаты труда (возможный декретный отпуск как препятствие продвижения по службе) и причин для увольнений (потенциальная необходимость воспитания детей/ ухода за ними) [6].

Особенно остро такие негативные отношения проявились в период кризиса 2008-2009 гг., когда доля женщин среди безработных приближалась к 60%, средняя длительность зарегистрированной безработицы среди женщин была больше, чем в целом по безработным, среди которых прежде всего беременные женщины, женщины с детьми до 3-х лет и одинокие матери [1, с. 18-19]. Этот феномен ещё называют «декретофоби-ей», и связан он с необходимостью для работодателя-предпринимателя брать на себя страхование и выплату пособий женщинам: в советское время эти обязанности полностью лежали на государстве. Кроме того, предприниматель должен сохранять за женщиной рабочее место и искать на него временного работника.

Кроме того, внутри сферы труда существует профессиональная гендерная сегрегация: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная гендерная сегрегация предполагает, что существует определённая корреляция между профессиональными сферами и процентом трудоустроенных в них женщин и мужчин: гендерные различия находят выражение в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, где работает значительная часть женщин. В свою очередь, сферы информационных технологий, логистики, нефте- и газодобывающего производства и тяжелого машиностроения преимущественно «мужские». «Женская» же область (образование, здравоохранение, культура, социальная защита) является низкооплачиваемой, однако даже в рамках одной специальности присутствует гендерный разрыв заработных плат. Например,

в сфере информации и связи заработная плата женщины составляет 68,2% от мужской, а в отрасли здравоохранения и социальных услуг - 88,3% [7, с. 127-128].

Вертикальная гендерная сегрегация подразумевает уменьшение процента женщин на каждой последующей должностной ступени, что создаёт так называемый «стеклянный потолок» в процессе их реализации. Например, на уровне проректоров, заместителей ректоров работает 64% женщин, а на уровне ректоров, т.е. высшего руководств, - всего 16% [8].

Подобная ситуация характерна и для политической сферы: несмотря на Указ Президента РФ «О повышении роли женщины в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1996 г.), представительство женщин в органах государственной власти резки снизилось по сравнению с Советским Союзом. В частности, представительство женщин в законодательных органах власти снизилось с 33% в СССР до 5,7% в России. В настоящее время в высших органах власти женщины представлены в следующем отношении: Совет Федерации - 17,2%, Государственная Дума -16,3% (по состоянию на 2020 г.) [7, с. 212]. Среди должностных лиц федеральной гражданской службы 74% женщин, но из них только 30% занимают высшие должности, а самый большой процент женщин представлен на позиции помощника (советника) - 82% [7, с. 204-205]. Аналогичная ситуация имеет место и в органах власти субъектов Российской Федерации, где большинство руководящих должностей закреплено за мужчинами [25, с. 39]. Таким образом, на руководящие позиции, которые предполагают основной контроль и принятие решений, женщины практически не попадают.

Несмотря на то, что в России сложилась значительная гендерная ассиметрия - 53% женщин и 47% мужчин (разница почти в 11 млн чел.), представительство женщин в «большой» политике незначительно, из-за чего они не могут оказать существенного влияния на общий политический курс гендерной политики государства. Успешные примеры реализации женщины в «большой» политике единичны: В.И. Матвиенко, Т.А. Голикова, Э.С. Набиуллина, И.М. Хакамада.

Возможное решение проблемы представительства женщин состоит в введении системы квот. Однако, относительно эффективности системы квот, ее справедливости нет единого мнения.

Вместе с тем международная практика показывает, что увеличение представительства женщин в политике приводит к более сбалансированным политическим приоритетам государства, к тому, что эффективнее решаются социальные вопросы, в результате чего значительно повышается общее качество жизни. Тем не менее, в российском обществе после 2000 г. не существует самостоятельных женских политических движений по аналогу «Женщин России», представлявших в Госдуме первого созыва женскую политическую фракцию [20, с. 7].

Отметим также, что культурные гендерные стереотипы существуют в сознании самих женщин, что делает их менее амбициозными, менее уверенными в своей способности достичь высоких результатов, предпочитающими не вмешиваться в «мужские дела», ставящими в приоритет семейную жизнь. Те же женщины, которые выбрали карьеру или политику, сталкиваются с психологическим давлением и получают критику либо за отсутствие соответствующих лидерских качеств и излишне «женское» поведение, либо, наоборот, за чересчур жёсткие стратегии, не соответствующие стереотипным представлениям о том, как должна вести себя женщина [2, с. 104].

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u

CM

л

В сложившейся ситуации всё большее значение приобретает желание и стремление самих женщин защищать свои права и настаивать на их реализации. Большой общественный резонанс в последние годы вызывает тема насилия, в том числе семейно-бытового, из-за чего стали возникать новые общественные и неправительственные организации, которые оказывают социальную и психологическую помощь жертвам насилия, осуществляют юридические консультации по защите и отстаиванию прав, ведут просвещенческую деятельность, побуждают женщин (и мужчин) отказаться от привычных представлений о норме насильственных взаимоотношений.

В частности, в 2019 г. насилию было подвержено 125,9 тыс. женщин и 184,1 тыс. мужчин. Однако большая часть женщин была подвержена насильственным действиям сексуального характера, а мужчины - действиям, связанным с грабежом и разбоем. Важно помнить, что статистика располагает только зарегистрированными случаями, когда жертва обратилась в соответствующие органы, в то время как многие из них не раскрывают этого факта вообще, в том числе мужчины (из 184,1 тыс. - 17,3% подверглись сексуальному насилию) [7, с. 218]. Данная проблема вновь возвращает нас к менталитету и гендер-ным представлениям, из-за которых женщина и мужчина по разным причинам замалчивают данный факт.

По данным МВД, в сфере семейно-бытового насилия в 2018 г. было зарегистрировано более 34 тыс. преступлений, из которых почти 70% произошло в отношении женщин и детей [3]. При этом по неофициальным данным, физическое насилие присутствует в каждой четвёртой семье. Тем не менее, в России до сих пор не принят закон о домашнем насилии и его профилактике, который уже есть во всех странах Европы. Такого рода закон даёт женщине или мужчине гарантию защиты, подразумевает такие меры, как охранный ордер или запрет на приближение и преследование. Однако на сегодняшний день, если жертва, оказавшаяся в опасной ситуации, обратится в полицию, ей, скорее всего, откажут, ссылаясь на «вынос сора из избы».

Связано это и с тем, что в правовой системе государства не существует механизма дальнейших действий. В 2017 г. фактически были приняты поправки о декриминализации домашнего насилия (из статьи 116 «Побои» УК часть про насилие со стороны членов семьи была перенесена в раздел административных правонарушений), вследствие чего насильнику могут выписать штраф, который оплачивается из семейного бюджета, или ограничить свободу на срок до 15-ти дней. Авторы законопроекта объясняют это тем, что после обращения в правоохранительные органы жертва может передумать и примириться с членом семьи, поэтому фактически государство ставит её перед выбором: быть готовой сразу прервать отношения полностью, что для многих женщин сложно именно по причине экономической зависимости (особенно при наличии маленьких детей), либо дождаться нанесения серьёзного ущерба здоровью, когда она будет вынуждена уйти, а государство предпримет меры в соответствии с уголовным законодательством.

Такая политика государства по отношению к домашнему насилию в первую очередь нацелена на сохранение семьи как таковой, при этом качество взаимоотношений супругов и эмоционально-психологическая обстановка в семье имеют второстепенное значение. При таком подходе вынесение административного наказания за насилие должно сопровождаться последующими действиями по его профилактике в будущем, включать в себя работу со специалистами психологического профиля, отслеживание эффективности предпринимаемых дей-

ствий, недопущение эскалации. По некоторым данным, в России треть убийств совершается именно в сфере семейно-бытовых отношений, причем пострадать может не только жертва, но и насильник (в случае, когда жертва предпринимает акт самозащиты) [3]. Таким образом, сфера семейных отношений лишь подтверждает необходимость разработки подходов, нацеленных на защиту представителей обоих полов.

Помимо этого, мужчины сталкиваются со своими специфическими проблемами гендерного разделения: мужскому здоровью уделяют меньше внимания (а именно, репродуктивному здоровью и ухудшению здоровья в связи с вредными условиями труда); трудовой возраст мужчин на 5 лет больше женского, при этом средняя продолжительность жизни на 10 лет короче.

Таким образом, анализ гендерной политики в современной России приводит нас к следующим выводам.

1. В истории развития отечественной гендерной политики XX-XXI веков выделяются следующие важнейшие этапы:

• патриархальная традиция дореволюционной России, состоящая в правовой и бытовой дискриминации женщин - начало XX в. - 1917 г.;

• период радикального марксистского феминизма: 1917-1920-е гг.;

• реставрация системы традиционной семьи при сохранении политики преодоления неравенства мужчины и женщины на основе марксистско-ленинской философии (достижение социального и гендерного равенства): 1930-ые - 1980-ые гг.;

• Кризис советской трактовки равноправия мужчин и женщин, возврат к традиционному представлению, для которого характерно гендерное распределение ролей «женщины-матери» и «мужчины-добытчика», что было поддержано религиозными структурами: 1990-ые гг. - начало XXI в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гендерная политика в первую очередь направлена на решение «женских» вопросов в трудовой сфере, которые являются составной частью общей семейной и демографической политики государства.

Представляется необходимым создать такую государственную структуру, которая бы контролировала реализацию на практике гендерного подхода в разных сферах общественной жизни, а также имела строгую систему отчётности за результаты своей деятельности. Важно, чтобы трудовые права женщин не просто обозначались в трудовом кодексе, но и имели прямой механизм их защиты. Важно расширять сеть дошкольных учреждений и развивать профессию няни. В последнее время во многих сферах занятости был реализован удалённый метод работы, что также может стать альтернативным типом занятости для матерей с детьми.

3. Большое влияние на гендерную политику России оказывает её культура. В отечественной культуре большое значение придаётся традиционным ценностям, которые всё чаще противопоставляются европейским. Существующие в обществе гендерные представления становятся тормозящим фактором в формировании и реализации гендерного равенства. Для изменения восприятия обществом данной темы необходимо проводить научные исследования по гендерной проблематике, освещать существующие проблемы обоих полов в СМИ, постепенно расширяя представления населения о социальных ролях женщин и мужчин, что в итоге должно привести к модификации существующей гендерной парадигмы - а именно: ее смены с неопатриархальной на эгалитарную [2, с. 107].

4. Особую важность имеет скорейшее обеспечение прав и возможностей женщин в политической сфере.

Необходимо принимать соответствующие законы, направленные на повышение представительства женщин на всех уровнях политической власти, поддержку женских партий и инициатив. На данный момент женщины, составляющие 53% населения страны, представлены в высших органах власти только на 17%. Такая явная диспропорция не позволяет проводить в жизнь законы, соответствующие интересам и потребностям женщин.

5. Необходимо дополнить российскую гендерную политику реальными мерами, нацеленными на достижение гендерного равенства, которое позволит представителям обоих полов реализовать свой потенциал и внести максимальный вклад в развитие общества.

6. В настоящее время руководство Российской Федерации поддерживает пропаганду традиционных ценностей и занимает позицию коренного неприятия изменений в институте неопатриархальной семьи, в том числе в русле концепции радикального гендерного равенства и политики позитивной гендерной дискриминации. Особое внимание обращено на антагонизм гендерной политики в России и странах «западного мира», который состоит в разнице подходов к определению границ свободы человека и допустимости отказа от догм религии и традиционных ценностей.

7. Гендерная политика должна включать в себя не только законодательную базу и институциональный сегмент, но и просвещенческую деятельность, направленную на искоренение гендерных предрассудков и стереотипов. Гендерная культура с одной стороны оказывает влияние на реализуемую государством гендерную политику, с другой стороны, может выступать ее объектом, что со временем повлияет на общественное мнение, способствуя переходу от традиционных представлений к эгалитарным.

8. Функционирующие в настоящее время в Российской Федерации общественные и государственные структуры осуществляют активную деятельность по следующим направлениям:

• организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных, научных и других организаций по вопросам совершенствования политики в сфере улучшения положения женщин;

• подготовка предложений по определению приоритетных направлений и мероприятий государственной политики в интересах женщин;

• взаимодействие с координационными структурами по реализации Национальной стратегии в субъектах Федерации.

Представляется важным активизировать эти усилия и в дальнейшем на пути формирования общества ген-дерного равенства в России.

Литература

1. Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: нарушение или расторжение? // Женщина в российском обществе. № 3. 2011. С. 13-22.

2. Антонова Н.В. Гендерная культура как фактор формирования гендерной политики в России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». Т. 19, № 4. 2019. С. 102-109.

3. Валяев Ю. Родственные отношения - дело государственной важности [Электронный ресурс]. URL: https://old.mvdmedia.ru/pubs/101/relationships-a-matter-of-national-importance/ (дата обращения: 03.02.2022).

4. Василенко Л.А., Кашина М.А. Будущее гендерной политики в глобализирующемся обществе: рос-

сийский кейс // Управленческое консультирование. № 9. 2015. С. 112-119.

5. Воронина О.А. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия // Женщина в российском обществе. № 3. 2013. С. 1220.

6. Вячеслав Володин предложил сконцентрироваться на защите трудовых прав женщин [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/27573/ (дата обращения: 26.01.2022).

7. Женщины и мужчины России. 2020: Стат.сб./Рос-стат. - М., 2020. - 239 с.

8. Заседание № 131. О проекте федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» (принят в первом чтении 16 апреля 2003 года) [Электронный ресурс]. URL: http://transcript.duma.gov.ru/api_search/?kod-z=1679&kodvopr=10 (дата обращения: 10.02.2022).

9. Информация по темам и вопросам Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в связи с представлением периодического (шестого и седьмого) доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс]. URL: https://www2.ohchr.org/eng-lish/bodies/cedaw/docs/AdvanceVersions/CEDAW-C-RUS-Q7-Add1_ru.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

10. Кашина М.А. Постсоветская государственная политика в отношении женщин: внутренние противоречия // Женщина в российском обществе. № 4. 2019. С. 3-13.

11. Конституция РФ. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина [Электронный ресурс]. URL: http:// www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 07.02.2022).

12. Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/department/480/events/ (дата обращения: 13.09.2022).

13. Мир, достоинство и равенство на здоровой планете. Гендерное равенство. / Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www. un.org/ru/global-issues/gender-equality (дата обращения: 08.09.2022).

14. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420393412?mark-er=6580IP (дата обращения: 08.02.2022).

15. Послание Президента Федеральному Собранию 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 02.02.2022).

16. Постановление ГД РФ. О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/9053195 (дата обращения: 10.02.2022).

17. Постановление Правительства РФ от 08 января 1996 года № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9015232 (дата обращения: 08.02.2022).

18. Проект № 284965-3 ФЗ «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/doc-ument/901859190 (дата обращения: 09.02.2022).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

19. Рейтинг стран мира по уровню гендерного разрыва [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ ratings/global-gender-gap-index#russia (дата обращения: 04.02.2022).

20. Силласте Г.Г. Гендерная политика и социальный механизм ее возможной реализации // Гендерная политика в России и в мире: экономика, управление, общество: материалы Всероссийской научной конференции. Иваново: Ивановский государственный университет, 2021. С. 3-13.

21. Уголовный кодекс РФ. Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/10108000/3780a465c57513165f942ba713db0691/ (дата обращения: 01.02.2022).

22. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.1993 № 337. О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_1591/ (дата обращения: 08.02.2022).

23. Федотовская Т.А. Современная социальная политика: гендерный подход // АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. № 25 (342). Гендерная политика в России и в мире: вопросы теории и практики. Серия: Основные проблемы социального развития России. - М., 2007. - С. 5-23.

24. Хасбулатова О.А. Реалии российской гендерной политики в XXI столетии // Женщина в российском обществе. № 3 (60). 2011. С. 4-12.

25. Хасбулатова О.А., Смирнова И.Н. Национальные планы действий по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе как ресурс реализации российской гендерной политики (1990-2020-е годы) // Гендерная политика в России и в мире: экономика, управление, общество: материалы Всероссийской научной конференции. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2021. С. 28-40.

26. Чвыкалов В.В. Гендерная политика советского государства в социальной сфере в целях защиты прав женщин // Юристъ - Правоведъ. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlemnka.ru/arti-cle/n/gendemaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-sotsialnoy-sfere-v-tselyah-zaschity-prav-zhenschin (дата обращения: 02.10.2022).

GENDER POLICY IN MODERN RUSSIA: MAIN ISSUES

Ivleva T.A.

Lomonosov Moscow State University

The article conducts a study of the Russian gender policy since the 1990s to the present. The results of its implementation are analyzed and the main approaches of the state to the issue of achieving gender equality are identified. The author comes to the conclusion that Russia's gender policy is mostly aimed at empowering women, within the context of the general state course to address the demographic issue. At the same time, the institutional and legislative initiatives of the state, declaring the principle of equal rights and opportunities for men and women in various spheres of life, largely remain unrealized in practice.

Keywords: Russian gender policy, gender equality, social policy, "women's" policy, traditional values, neopatriarchal gender para-?2 digm, egalitarian gender paradigm. u

e3 References о

CM

m 1. Aivazova S.G. Contract "working mother": violation or termina-z tion? // Woman in Russian society. No. 3. 2011. pp. 13-22.

2. Antonova N.V. Gender culture as a factor in the formation of gender policy in Russia // Vestnik SUSU. Series "Social and Humanitarian Sciences". T. 19, No. 4. 2019. pp. 102-109.

3. Valyaev Yu. Family relations - a matter of national importance [Electronic resource]. URL: https://old.mvdmedia.ru/pubs/101/ relationships-a-matter-of-national-importance/ (Accessed: 02/03/2022).

4. Vasilenko L.A., Kashina M.A. The Future of Gender Policy in a Globalizing Society: The Russian Case // Management Consulting. No. 9. 2015. pp. 112-119.

5. Voronina O.A. Gender Equality Policy in Modern Russia: Problems and Contradictions // Woman in Russian Society. No. 3. 2013. pp. 12-20.

6. Vyacheslav Volodin suggested focusing on protecting the labor rights of women [Electronic resource]. URL: http://duma.gov.ru/ news/27573/ (Accessed: 01/26/2022).

7. Women and men of Russia. 2020: Stat.sb./Rosstat. - M., 2020. - 239 p.

8. Session No. 131. On the draft federal law No. 284965-3 "On state guarantees of equal rights and freedoms for men and women and equal opportunities for their implementation" (adopted in the first reading on April 16, 2003) [Electronic resource]. URL: http://transcript.duma.gov.ru/api_search/?kodz=1679&kodvo-pr=10 (Accessed: 02/10/2022).

9. Information on topics and issues of the Committee on the Elimination of Discrimination against Women in connection with the submission of a periodic (sixth and seventh) report on the implementation in the Russian Federation of the UN Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women [Electronic resource]. URL: https://www2.ohchr.org/english/ bodies/cedaw/docs/AdvanceVersions/CEDAW-C-RUS-Q7-Add1_ru.pdf (Accessed: 02/01/2022).

10. Kashina M.A. Post-Soviet state policy towards women: internal contradictions // Woman in Russian society. No. 4. 2019. pp. 3-13.

11. Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (Accessed: 02/09/2022).

12. The Constitution of the Russian Federation. Chapter 2. Rights and freedoms of man and citizen [Electronic resource]. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (Accessed: 02/07/2022).

13. Peace, dignity and equality on a healthy planet. Gender equality. / United Nations [Electronic resource]. URL: https://www.un-.org/ru/global-issues/gender-equality (Accessed: 08.09.2022).

14. National strategy of action for women for 2017-2022 [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/420393412?marker=6580IP (Accessed: 02/08/2022).

15. Message of the President to the Federal Assembly in 2012 [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/17118 (Accessed: 02.02.2022).

16. Decree of the State Duma of the Russian Federation. On the Concept of legislative activity to ensure equal rights and equal opportunities for men and women [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9053195 (Accessed: 02/10/2022).

17. Decree of the Government of the Russian Federation of January 8, 1996 No. 6 "On the concept of improving the status of women in the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/9015232 (Accessed: 02/08/2022).

18. Project No. 284965-3 FZ "On State Guarantees of Equal Rights and Freedoms and Equal Opportunities for Men and Women in the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/901859190 (Accessed: 02/09/2022).

19. Rating of the countries of the world by the level of the gender gap [Electronic resource]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/ global-gender-gap-index#russia (Accessed: 02/04/2022).

20. Sillaste G.G. Gender policy and the social mechanism of its possible implementation // Gender policy in Russia and in the world: economics, management, society: materials of the All-Russian Scientific Conference. - Ivanovo: Ivanovo State University, 2021. pp. 3-13.

21. Criminal Code of the Russian Federation. Article 145. Unjustified refusal to hire or unjustified dismissal of a pregnant woman or a woman with children under the age of three URL: https://base.

garant.ru/10108000/3780a465c57513165f942ba713db0691/ (Accessed: 02/01/2022).

22. Decree of the President of the Russian Federation of 04.03.1993 No. 337. On the priorities of the state policy towards women [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_1591/ (d Accessed: 02/08/2022).

23. Fedotovskaya T.A. Modern social policy: gender approach // ANALYTICAL VESTNIK. No. 25 (342). Gender policy in Russia and in the world: issues of theory and practice. Series: The main problems of Russia's social development. M., 2007. pp. 5-23.

24. Khasbulatova O.A. The realities of Russian gender policy in the 21st century // Woman in Russian society. No. 3 (60). 2011. pp. 4-12.

25. Khasbulatova O.A., Smirnova I.N. National action plans to improve the status of women and enhance their role in society as a resource for the implementation of Russian gender policy (1990-2020s) // Gender policy in Russia and in the world: economics, management, society: materials of the All-Russian Scientific Conference. Ivanovo: Ivanovo State University, 2021, pp. 28-40.

26. Chvykalov V.V. Gender policy of the Soviet state in the social sphere in order to protect the rights of women // Yurist - Pravo-ved. 2011. № 3. [Electronic resource]. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/gendernaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-sotsialnoy-sfere-v-tselyah-zaschity-prav-zhenschin (Accessed: 02.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.