Научная статья на тему 'Гендерная компетентность педагога: критерии оценки основных показателей и уровней сформированности'

Гендерная компетентность педагога: критерии оценки основных показателей и уровней сформированности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER / STUDENT / GENDER COMPETENCE / GENDER APPROACH / CRITERIA / LEVELS / PARAMETERS / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загайнов Игорь Александрович, Блинова Мария Леонидовна

В статье раскрывается вопрос сформированности гендерной компетентности педагога. Определены компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, поведенческий) гендерной компетентности, показатели и уровни (высокий, средний, низкий) их сформированности, что позволяет определить степень развития гендерной компетентности педагога и проявления ее в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender competence of a teacher: assessment criteria of the main parameters and development levels

The article deals with the problem of development of gender competence of a teacher. The authors define components (values and motivation-related, cognitive, behavioral) of the gender competence, parameters and levels of its development (high, average, low), which makes it possible to define the degree of teacher’s gender competence development and its manifestations in professional activity.

Текст научной работы на тему «Гендерная компетентность педагога: критерии оценки основных показателей и уровней сформированности»

УДК 378

Загайнов Игорь Александрович

кандидат педагогических наук, доцент, ректор Межрегионального открытого социального института, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Марийского государственного университета

Блинова Мария Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе Межрегионального открытого социального института, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Марийского государственного университета

ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА:КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ

Zagainov Igor Aleksandrovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Rector at Inter-Regional Open Social Institute, Assistant Professor, Special Education and Psychology Department, Mari State University

Blinova Maria Leonidovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Vice-Rector for Research Affairs, Inter-Regional Open Social Institute, Assistant Professor, Physical Education Theory Department, Mari State University

GENDER COMPETENCE OF A TEACHER: ASSESSMENT CRITERIA OF THE MAIN PARAMETERS AND DEVELOPMENT LEVELS

Аннотация:

В статье раскрывается вопрос сформированное сти гендерной компетентности педагога. Определены компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, поведенческий) гендерной компетентности, показатели и уровни (высокий, средний, низкий) их сформированности, что позволяет определить степень развития гендерной компетентности педагога и проявления ее в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

педагог, обучающийся, гендерная компетентность, гендерный подход, критерии, уровни, показатели, сформированность, профессиональная деятельность.

Summary:

The article deals with the problem of development of gender competence of a teacher. The authors define components (values and motivation-related, cognitive, behavioral) of the gender competence, parameters and levels of its development (high, average, low), which makes it possible to define the degree of teacher's gender competence development and its manifestations in professional activity.

Keywords:

teacher, student, gender competence, gender approach, criteria, levels, parameters, development, professional activity.

Ученые (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.П. Тимошенко, Н.М. Яковлева и др.) занимались и до сих пор занимаются проблемой уровней развития профессиональной деятельности педагогов.

Например, Н.В. Кузьмина выделяет репродуктивный уровень, когда педагог свободно владеет теоретическим материалом и умеет его правильно пересказать обучающимся; адаптивный, когда педагог передает информацию и трансформирует ее в случае необходимости, моделирует знания по частным вопросам; системно-моделирующий, когда педагог моделирует систему деятельности, формирует систему знаний по своему предмету [1].

Свои отличия имеет классификация В.А. Сластенина [2]. Здесь выделяются интуитивный уровень, когда педагоги еще в процессе своего профессионального становления решают задачу на интуитивном уровне с учетом владения частичными умениями; репродуктивный: задача решается по инструкции и по правилам; репродуктивно-творческий: будущие педагоги хорошо решают типовые задачи, но сталкиваются с трудностями при решении нестандартных задач; твор-ческо-репродуктивный, когда педагогические задачи решаются эффективно, однако эти решения не оригинальны, не сильно развита способность делать прогнозы; творческий уровень, когда педагоги предлагают способы решения педагогических задач, отличаются оригинальностью, умеют прогнозировать и предлагать новые методы, средства и приемы.

Гендерная компетентность педагога имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе для развития и формирования индивидуальных особенностей личности [3; 4]. Гендерная компетентность базируется на ключевых педагогических компетенциях и представляет собой совокупность усвоенных знаний понятия «гендер», методики преподавания с учетом гендерных технологий [5], умений реализовывать гендерную стратегию в педагогическом процессе.

Гендерная компетентность педагога имеет множество различных характеристик, что провоцирует трудности в выделении уровней, критериев и показателей ее сформированности.

Понимание педагогами тендерных норм играет важную роль в гендерной системе образования. Сформированность гендерной компетентности педагога следует характеризовать через показатели и критерии оценки ее уровней. Подробнее рассмотрим данные аспекты через рассмотрение компонентного состава гендерной компетентности (ценностно-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты).

Ценностно-мотивационный компонент гендерной компетентности подразумевает положительную мотивацию педагога к внедрению гендерного подхода, принятие гендерных норм или стереотипов при взаимодействии с обучающимися, понимание гендерной роли в условиях профессиональной деятельности.

Высокий уровень сформированности ценностно-мотивационного компонента отличается сформированным представлением об индивидуальном гендерном стиле и гендерной роли в профессиональной деятельности педагога. Отсутствуют установки на гендерный сексизм, сегрегацию и стратификацию полов, стереотипы о гендерных особенностях обучающихся, выражаются терпимость, осознанное отношение к гендерным различиям. Наблюдается устремление к осуществлению дифференцированного педагогического влияния на обучающихся с учетом их половой принадлежности. Цели и задачи образования выполняются с учетом гендерного подхода.

Средний уровень характеризуется нечетким пониманием роли гендерного подхода в педагогическом процессе, но при этом позитивные гендерные установки преобладают над негативными. Наблюдается условный характер в понимании гендерной роли и гендерного стиля. Вместе с тем присутствует желание расширять свои знания относительно гендерного подхода в разных сферах науки.

Низкий уровень определяется наличием первоначального интереса к проблеме гендера. Проявляются нетерпимость к разному поведению представителей противоположного пола, стереотипность в представлениях о гендерных особенностях обучающихся. Наблюдаются установки на гендерную сегрегацию, сексизм и стратификацию полов. Отсутствуют осознание своей гендерной роли и гендерного стиля в рамках профессиональной педагогической деятельности, понимание необходимости дифференцированного воздействия на обучающихся с учетом их половой принадлежности.

Следующий компонент гендерной компетентности - когнитивный. Он предполагает присутствие у педагогов системы гендерных знаний с проекцией на профессиональную деятельность. Гендерное сознание рассматривается как совокупность представлений о другом поле и взаимоотношениях между представителями разного пола с учетом традиционных норм, принятых законов, дающих женщине и мужчине определенные права и обязанности. Гендерное самосознание предполагает понимание представлений человека о самом себе и о другом поле, ген-дерных ролях в определенном обществе, их принятие или непринятие.

Высокий уровень сформированности когнитивного компонента включает в себя развитую гендерную рефлексию, умения диагностировать усвоенные знания по понятию «гендер», понимать роль мужчины и женщины в обществе, правильно оценивать их межличностные взаимоотношения.

При среднем уровне сформированности усвоены базовые знания о понятии и сущности ген-дера, психологических особенностях разных полов, но имеются нечеткие представления о роли мужчины и женщины в обществе. Наблюдаются слабые знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса. Воспринимается гендерная роль человека. Осознаются возможности проведения исследований в области гендерного подхода в педагогической деятельности.

Низкий уровень сформированности определяется следующими признаками. Гендерная рефлексия не сформирована. Отсутствуют знания о сущности понятия «гендер», психологических различиях мужчины и женщины, прогнозировании гендерного эффекта, гендерных особенностях субъектов образовательного процесса. Гендерная роль человека в обществе воспринимается неадекватно.

Поведенческий компонент гендерной компетентности оценивается через уровень сформированности в профессиональной деятельности педагогов умений и навыков по применению гендерного подхода. Гендерное поведение включает в себя умение применять гендерные роли в зависимости от ситуации. Соответственно, на выбор той или иной роли оказывают влияние социальная ситуация, традиции и нормы в обществе.

Высокий уровень сформированности поведенческого компонента гендерной компетентности включает в себя использование принципа гендерной конгруэнтности в профессиональной деятельности, наличие индивидуального стиля поведения; осуществление гендерной стратегии в организации педагогического процесса на основе гендерного равенства; владение различными технологиями воспитания и обучения с гендерной направленностью; владение методами гендерной диагностики; умение прогнозировать гендерный эффект, анализировать педагогическую ситуацию с учетом гендерного подхода, преодолевать гендерные предубеждения у обучающихся.

Средний уровень сформированности характеризуется следующими параметрами: во многих ситуациях доминирует один из видов поведения (маскулинное или фемининное); интуитивно выстраивается стратегия гендерного взаимодействия; условно используется индивидуальный гендерный стиль поведения; неуверенно осуществляется гендерный подход в профессиональной деятельности; применяется ограниченное количество технологий с гендерной направленностью; предпринимаются попытки выработать продуктивную стратегию и тактику поведения в преодолении стереотипов; имеются слабые умения в организации педагогических условий для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося; демонстрируется незначительное владение методикой гендерных исследований.

Для низкого уровня сформированности свойственны использование только одного типа поведения (маскулинного или фемининного), отсутствие индивидуального стиля поведения с учетом гендерных особенностей. При гендерном взаимодействии в профессиональной деятельности педагога стратегия в большинстве случаев выстраивается интуитивно или с ориентацией на гендерные стереотипы. Полностью отсутствует эффективная стратегия и тактика поведения в преодолении гендерных стереотипов, что провоцирует гендерные конфликты. Педагог не владеет методикой проведения гендерных исследований.

Таким образом, выделение важных компонентов гендерной компетентности (ценностно-мотивационного, когнитивного, поведенческого) и уровней их сформированности (высокий, средний, низкий) позволяет определить степень развития гендерной компетентности педагога и проявления ее в профессиональной деятельности.

Ссылки:

1. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда педагога и формирование его личности. Л., 1967. 183 с.

2. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4-16.

3. Blinova M.L., Zagaynov I.A. Gender competence as the most important component of the teacher's professionalism // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 3. P. 97-106.

4. Загайнов И.А., Блинова М.Л. О формировании профессиональной педагогической компетентности педагога (гендерный аспект) // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 101-105.

5. Zagaynov I.A., Blinova M.L., Ishmuhametov I.N. Technologies of realization of gender approach in professional preparation of a teacher // The Social Sciences. 2016. Vol. 11. Р. 1711-1720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.