Пименова М. А., Паровичникова Е. Н., Кохно А. В., Домрачева Е. В., Манакова Т. Е., Сарибекян Р. А., Гальцева И. В., Савченко В. Г.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Гематологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.
ГЕМОПОЭТИЧЕСКИЕ И СТРОМАЛЬНЫЕ КЛЕТКИ-ПРЕДШЕСТВЕННИЦЫ ПРИ МИЕЛОДИСПЛАСТИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ (МДС): ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Введение. Изучение цитогенетических аномалий клеток костного мозга представляет особую важность в понимании природы МДС, определении прогноза и, следовательно, выбора терапевтической тактики. Развитие МДС обусловлено клональным повреждением стволовой кроветворной клетки. С другой стороны, нарушение функции стромального микроокружения также может быть значимым в развитии заболевания.
Цель. Сравнить цитогенетические изменения в СD34+ гемопоэтических клетках предшественницах, полученных из костного мозга и периферической крови, и мезенхимальных стромаль-ных клетках (МСК) у больных МДС.
Пациенты и методы. В работе представлены результаты обследования 42 пациентов в период с июля 2011 г. по декабрь 2012 г.: 35 пациентов с МДС (РА — 4, РЦМД — 15,
РАКС — 2, РАИБ — 11, 5я-синдром — 3), 7 пациентов с трансформацией в ОМЛ; и 7 здоровых доноров костного мозга. Соотношение М/Ж составило 19/23. Медиана возраста — 60 лет (19-77). Цитогенетическое исследование выполнено методами G-дифференциального окрашивания хромосом (G-band) и флюоресцентной in-situ гибридизации (FISH).
Результаты. При стандартном цитогенети-ческом исследовании и методом FISH аномалии кариотипа клеток костного мозга выявлены у 21 (50 %) из 42 пациентов. Наличие этих аномалий в CD34+ клетках, полученных путем магнитной сепарации из костного мозга и периферической крови, было подтверждено с помощью FISH анализа с использованием ДНК-зондов: LSI (5q33-q34), LSI (7q31)/CEP 7, CEP 8, LSI AML1/ETO, CEP X/CEP, Y, LSI (20q12) (Vysis Abbott, USA),
ВЕСТНИК ГЕМАТОЛОГИИ, том IX, № 2, 2013
EVI t(3;3),inv(3)(3q26) Break Probe (Kreatech Diagnostics, Netherlands). Средние значения процента клеток, содержащих аномалии, статистически не различались и составили 62.7 %, 69.2 %, 70.5 %, соответственно. Однако, у 3 пациентов были обнаружены значимые различия размеров патологического клона в общей популяции клеток костного мозга и CD34+ клетках: у 2 пациентов с изолированными del(5q) и моносомией 21 размеры клонов в клетках костного мозга были существенно меньше — 27 % и 25 %, чем в гемопоэтических предшественниках, в которых они составили 75 % и 85 %, соответственно; и у 1 пациента с моносомией 7 — наоборот, процент аномальных ядер в клетках костного мозга составил 60 %, тогда как в CD34+ клетках клон определен в всего 26 % ядер. Анализ кариотипа МСК проведен у 26 из 42 пациентов (МДС — 22, ОМЛ — 4). У 16 (38 %) из 42 пациентов не удалось получить рост МСК в культуре вследствие ограниченной способности к пролиферации этих клеток у больных МДС. Выявлены структурные аномалии у 2 (9 %) из 22 пациентов с МДС: у 1 пациента с конституциональной inv(9)(p13q21)
выявлена неклональная транслокация — 46XY, t(2;22)(p10;q11),inv(9)(p13q21)[1]/46XY,inv(9) (p13q21)[19] и у 1 пациента — клональная аномалия, 46XY,add(2q)[7]/46XY[13]. В клетках костного мозга у первого пациента определена только inv(3), у второго — комплексный карио-тип. Было выполнено FISH исследование МСК у 12 пациентов с аномалиями кариотипа клеток костного мозга с использованием соответствующих ДНК-зондов, которое не выявило эти аномалии в МСК. Y больных ОМЛ получен нормальный кариотип МСК. Кариотип МСК у всех здоровых доноров костного мозга был нормальный.
Выводы. В гемопоэтических и мезенхималь-ных клетках-предшественницах у пациентов с МДС определяются разные цитогенетические аномалии. Различия хромосомных аномалий, определяемых в этих клеточных популяциях, подтверждают, что клетки стромального микроокружения, в отличие от гемопоэтических предшественников, не являются частью патологического клона при МДС, однако демонстрируют генетическую нестабильность и могут играть важную роль в патогенезе развития заболевания.
Ромашевская И. П.12, Савва Н. Н.2, Литвинко Н. П.2, Алейникова О. В.2
1 Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, г. Гомель.
2 Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии, г. Минск.
МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОГО ОСТРОГО МИЕЛОИДНОГО ЛЕЙКОЗА У ДЕТЕЙ
Введение. С середины 70-х годов прошлого столетия, когда впервые были описаны цитоге-нетические изменения при вторичном остром миелоидном лейкозе (ОМЛ), исследованиям в этом направлении уделяют большое внимание. По данным литературы, для общей группы вторичного ОМЛ наиболее характерны комплексные нарушения кариотипа и гипоплоидия, а также достоверно чаще встречаются такие цитоге-нетические поломки как моносомия 5 и 7, деле-ция 7q, аберрации, вовлекающие 17р, моносомия 18 [5, 25]. В качестве поломок, характерных для вторичного ОМЛ описаны <1;3), <9;11), <11;19), а также транслокации, вовлекающие 1 ^23. При этом нарушения кариотипа наиболее часто развиваются после использовании химиотерапии (ал-килирующих агентов или их комбинации с ингибиторами топоизомеразы II), чем после лучевой терапии (86 % и 39 % соответственно). При вторичном ОМЛ, развившемся после лечения при-
обретенной апластической анемии (ПАА) с использованием иммуно супрессивной терапии, в большинстве случаев наблюдается моносомия 7. По данным литературы, конверсия от нормального кариотипа к клональному у половины больных ПАА происходит в течение 2,5 лет, транзи-торные поломки встречаются нечасто. При этом моносомия 7 и/или комплексные цитогенетиче-ские аберрации предопределяют большинство смертей, связанных с вторичным ОМЛ. В отличие от de novo МДС, вовлечение хромосомы 5 и 20 при вторичном ОМЛ после ПАА встречается редко.
Цель. Изучить молекулярно-генетические особенности вторичного ОМЛ у детей в ракурсе сравнения с de novo ОМЛ.
Материал и методы. В исследование были включены 7 пациентов со вторичным ОМЛ, развившемся после терапии злокачественного новообразования или ПАА в детском возрасте, и 128