Научная статья на тему 'Гельмут Коль — вдохновитель и организатор объединения Германии'

Гельмут Коль — вдохновитель и организатор объединения Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

506
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНЦЛЕР ФРГ Г. КОЛЬ / ПЕРЕГОВОРЫ ПО ФОРМУЛЕ «2 ПЛЮС 4» / «ВОСТОЧНОГЕРМАНСКАЯ ПОЛИТИКА» / «ШЕСТЕРКА» КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / GERMAN CHANCELLOR HELMUT KOHL / THE TREATY ON THE FINAL SETTLEMENT WITH RESPECT TO GERMANY / EAST GERMAN POLITICS / THE GROUP OF SIX / NATIONAL UNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садовская Валерия Юрьевна

Статья посвящена выявлению роли Г. Коля в подготовке и проведении объединения ФРГ и ГДР. Предпринята попытка определить значимость субъективного фактора в истории воссоединения двух частей Германии. Вместе с тем в статье уделяется внимание и объективным условиям, в которых проходил данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гельмут Коль — вдохновитель и организатор объединения Германии»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ББК 63.3(4 Гем)63

В. Ю. Садовская

ГЕЛЬМУТ КОЛЬ — ВДОХНОВИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ

Статья посвящена выявлению роли Г. Коля в подготовке и проведении объединения ФРГ и ГДР. Предпринята попытка определить значимость субъективного фактора в истории воссоединения двух частей Германии. Вместе с тем в статье уделяется внимание и объективным условиям, в которых проходил данный процесс.

Ключевые слова: канцлер ФРГ Г. Коль, переговоры по формуле «2 плюс 4», «восточногерманская политика», «шестерка» крупных государств, национальное единство.

This article is devoted to the role of Helmut Kole in organization of German unification in 1990. The author has attempted to determine the significance of the subjective factor in the history of the reunification of the two parts of Germany. However, the article focuses on the objective conditions in which this process took place.

Key words: German Chancellor Helmut Kohl, the Treaty on the Final Settlement With Respect to Germany, East German politics, the Group of Six, national unity.

До настоящего времени сохраняет актуальность вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов в объединительном процессе Германии. В предлагаемой статье предпринимается попытка определить роль канцлера ФРГ в подготовке и организации объединения двух частей Германии. Г. Коль возглавил правительство ФРГ в 1983 г. К этому времени он сумел завоевать доверие граждан страны и выглядел в глазах избирателей уравновешенным и надежным политиком. Многие говорили, что Г. Колю повезло, так как он пришел к власти в период оживления мировой экономики и налаживания отношений ФРГ с СССР и ГДР. В это время в основе отношений между ФРГ и ГДР лежала разработанная в Восточной Германии концепция создания международной «коалиции разума и реализма». Она должна была способствовать развитию межсистемного сотрудничества ГДР с развитыми капиталистическими странами. Неслучайно именно в 80-е гг. ФРГ стала главным экономическим и торговым партнером ГДР после СССР. В ФРГ экономические отношения с восточным соседом рассматривались прежде всего как средство воздействия на руководство ГДР и расшатывания основ политического влияния СЕПГ. Отсюда и льготные условия торговли для ГДР, что выражалось в отсутствии таможенных пошлин. В интересах ФРГ было и усиление финансовой зависимости Восточной Германии от западногерманских банков. С 1983 г. они предоставляли руководству ГДР кредиты на весьма приемлемых условиях. Так, ГДР пользовалась беспроцентным кредитом, верхняя

© Садовская В. Ю., 2012

граница которого была определена в 850 млн расчетных единиц в год. Все это свидетельствовало о желании и стремлении западногерманского руководства во главе с Колем приблизить день объединения Германии. Поэтому оно прилагало максимум усилий для развития и упрочения общегерманской инфраструктуры, и не беда, если она создавалась до фактического объединения страны.

Правительство ФРГ финансировало проекты по созданию совместных транспортных и энергетических систем, по модернизации связи между обоими государствами [5, с. 138]. Н. В. Павлов считает, что к середине 80-х гг. «германская политика» ФРГ имела хорошо разработанную и обоснованную в политико-правовом отношении теоретическую базу. Прочный торгово-экономический фундамент будущего объединения дополнялся работой мощной сети средств массовой информации. Огромное значение имело развитие телевидения. С 1970-х гг. население ГДР каждый вечер смотрело передачи западногерманских телеканалов. В результате у граждан Восточной Германии появлялось чувство сопричастности к событиям в ФРГ. Таким образом, ориентация на ФРГ становилась конститутивным фактором в жизни ГДР, причем роль его постоянно усиливалась. В то же время очертания объединенной Германии были еще очень нечеткими. Не было никаких гарантий того, что объединительный процесс завершится в ближайшее время. Активизация «восточногерманской политики» и нацеленность Коля на решение германского вопроса еще ничего не значили. Предстояло решить многочисленные задачи, прежде чем немцы смогут обрести национальное единство. Бремя этой работы легло на плечи Г. Коля. Большое значение имеет тот факт, что сам канцлер понимал сложность организации объединительного процесса, но готов был взять ответственность на себя.

С середины 80-х гг. в немецко-немецких отношениях произошли важные изменения. Политические контакты стали более тесными. В 1987 г. политический диалог привел к появлению совместного документа, опубликованного в обеих частях Германии, «Столкновение идеологий и общая безопасность». О. Данн оценивает этот документ следующим образом: «В нем впервые были глубоко проанализированы как точки соприкосновения, так и разногласия; после фазы отказа от диалога и разграничительных соглашений этот документ положил начало новой культуре политического спора, проходящего в цивилизованной форме, которая вела не к разделению, а к сближению участвующих сторон» [3, с. 351]. Однако и в конце 80-х гг. немецкие политики не были уверены, что воссоединение двух Германий состоится. Летом 1989 г. Г. Коль и его команда не питала никаких надежд в отношении скорого объединения Германии. По этому поводу А. фон Плато пишет: «В конце ноября 1989 г. Коль подчеркнул, что у него нет конкретной программы, и затем неоднократно заявлял, что единства Германии следует ожидать через десять лет» [6, с. 25]. В то время никто не мог ожидать, что объединение случится гораздо раньше и станет событием мирового значения. Вплоть до краха режима Э. Хонеккера Г. Коль выступал против ускоренной дестабилизации восточногерманской системы. Он считал, что ставку необходимо делать не на революцию, а на эволюцию. И это несмотря на то, что бегство из ГДР приняло массовый характер. Так, «в 1987 г. количество беглецов составляло 18 958, в 1988 г. — 39 832, в 1989 г. — 343 854 чел.» [4, с. 520]. В возможность скорейшего объединения не верили и обычные граждане. В 1987 г. всего 3 % западных немцев полагали, что воссоединение произойдет в бли-

жайшее время, 97 % отрицали такую возможность [4, с. 534—535]. Вместе с тем в конце 80-х гг. стали складываться благоприятные условия обеспечения процесса объединения. Активную позицию в деле объединения двух Германий заняло руководство США. В мае 1989 г. в своем поместье в Кенне-банкпорте Дж. Буш на встрече с президентом Франции Ф. Миттераном сказал, что воссоединение Германии «может быть достигнуто» (см.: [4, с. 23]).

А. фон Плато считает, что истинным стратегом объединения Германии был именно американский президент Буш. Это он убедил свой штаб в необходимости всячески содействовать воссоединению ГДР и ФРГ. Доля истины в этом есть, так как США, с одной стороны, хотели добиться расширения НАТО на восток и обеспечить победу в холодной войне с СССР, а с другой стороны, стремились к усилению своих позиций в Западной Европе. Складывание благоприятных внутренних и внешних условий имело важное значение для объединения Германии. В то же время необходима была политическая воля и умение лавировать между Востоком и Западом со стороны руководства ФРГ, чтобы сделать это событие реальностью и добиться учета интересов немцев в полном объеме. Г. Коль обладал политической волей и за короткий период научился лавировать между СССР и ГДР, с одной стороны, и США и странами Западной Европы — с другой. Он сумел преодолеть сопротивление таких крупных европейских игроков, как М. Тэтчер и Ф. Миттеран.

Некоторые трудности возникли у Г. Коля в отношениях с М. С. Горбачевым. Глава СССР долгое время настаивал на сохранении ГДР в качестве суверенного и самостоятельного государства. Необходимо отдать должное федеральному канцлеру, который проявлял по отношению к Горбачеву большое уважение, терпимость и понимание и не торопил события. Благодаря этому между Г. Колем и М. С. Горбачевым довольно скоро сложились хорошие, доверительные отношения. 24 октября 1988 г. в Бонне состоялась встреча канцлера с руководителем советского государства, на которой обсуждался вопрос о возможном объединении Германии. В это время Горбачев был убежден в том, что «историю не перепишешь, существование ГДР — это реальность, с которой не поспоришь» [2, с. 133]. Коль выразил противоположное мнение: «Мы, немцы, говорим, что раздел не последнее слово истории... Когда мы говорим, что нация едина, то имеем в виду шанс, который может открыться через несколько поколений» (см.: [2, с. 131]). Несмотря на разность позиций, стороны расстались с убеждением, что необходимо сотрудничать, идти на дальнейшее сближение. В июне 1989 г. во время торжественного обеда по случаю официального визита в ФРГ Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачев отметил: «...мы... искренне хотим развивать, углублять наши отношения, обогащать их новыми идеями и конкретными делами» [2, с. 168]. СССР и ФРГ заявили о своем стремлении способствовать преодолению раскола Европы на основе сформировавшихся европейских традиций. Г. Коль умело пользовался стремлением М. С. Горбачева к активному участию в европейских делах. Это могло помочь решению проблемы объединения Германии. Тем более что в ГДР в это время происходили волнения, вызванные ухудшением экономической ситуации. Так, 9 октября 1989 г. в Лейпциге состоялась демонстрация с участием 70 тыс. человек под лозунгом «Мы — народ». В сообщении Службы государственной безопасности о лейпцигской демонстрации отмечалось, что до применения силы дело не дошло: «подготовленные мероприятия по разгону не нашли применения в соответст-

вии с развитием событий» [4, с. 522]. Власти в ГДР уже не могли полностью контролировать ситуацию, чем и воспользовался Г. Коль. Он тщательно готовил почву для ускорения процесса объединения двух частей Германии. В его деятельности переплетались объективное и субъективное начала. Он учитывал объективные условия, в которых проходило объединение, и, когда это было необходимо, вмешивался в его течение. Н. В. Павлов указывает: «Под воздействием размягчения тоталитарных структур в СССР при Горбачеве распалась система “реального социализма” в Европе и было ликвидировано блоковое противостояние. Наряду с активной “германской политикой” Бонна (читай Г. Коля) это привело к стремительному объединению двух государств» [5, с. 125]. О быстром сближении ФРГ с СССР и ГДР свидетельствовали не только активные торговые и экономические связи, но и партнерство в области разоружения и безопасности. Г. Коль часто обращал внимание Горбачева на общность судеб и истории двух государств: «У нас не только общая судьба, но и общая история. Ни в ФРГ, ни в СССР нет ни одной семьи, которая не была бы затронута войной [2, с. 178].

28 ноября 1989 г. неожиданно для боннских властей и мировой общественности Г. Коль изложил перед бундестагом разработанный в его ведомстве план из десяти пунктов «по преодолению раскола Германии и Европы». Он предусматривал создание сначала конфедерации двух германских государств, а затем их федерации. Многим казалось, что план рассчитан на длительный период, но дальнейшие события показали обратное. Коль сумел использовать все имеющиеся возможности для ускорения процесса воссоединения. Решению германского вопроса по сценарию канцлера Коля способствовало ухудшение экономической и политической ситуации в ГДР. К 1990 г. значительно вырос государственный долг страны, происходило быстрое падение жизненного уровня населения, процент износа оборудования составлял 75—80 %. Весной 1990 г. ГДР была охвачена политическими демонстрациями. Некоторые из них проходили под лозунгом «Придет немецкая марка — мы останемся, не придет марка — мы пойдем к ней». В это время немецкая марка была в ГДР валютой первого класса, а восточногерманскую марку называли «алюминиевым чипом». В середине 1990 г. власти ГДР осознали, что страна ни в экономическом, ни в финансовом отношении не сможет пережить текущий год. Поэтому встал вопрос об ускорении объединения с ФРГ. Этому процессу должно было помочь создание партий, аналогичных западногерманским. В ГДР появились свои Христианско-демократический союз, Либеральнодемократическая партия, Национально-демократическая партия, Немецкий социальный союз и другие. Партии включились в предвыборную борьбу. Выборы были намечены на апрель 1990 г. Важнейшей темой обсуждения участников избирательной кампании были сроки и темпы объединения. Накануне выборов ХДС, НСС и движение «Демократический прорыв» образовали блок «Альянс за Германию». Он и оказался победителем, так как набрал 48,1 % голосов избирателей. Такие результаты вполне закономерны. Они свидетельствовали о стремлении немцев ГДР к немедленному объединению с ФРГ. Символом этой политики стал Г. Коль, который не только олицетворял собой надежность и уверенность, но и делал все возможное для завершения воссоединения.

К возможному объединению Германии европейские лидеры относились с большим недоверием. Президент Франции Ф. Миттеран не оспаривал права немцев на самоопределение, но считал преждевременными усилия по немед-

ленному объединению ГДР и ФРГ. Против объединения была решительно настроена М. Тэтчер. Зимой 1990 г. она объявила, что объединение может произойти только с согласия 35 стран, подписавших Хельсинкские договоренности. Париж и Лондон опасались превращения Германии в «сверхдержаву», что неминуемо привело бы к уменьшению роли Франции и Великобритании в европейских и мировых делах. Особое беспокойство испытывала Франция, так как у нее был негативный опыт взаимоотношений с Германской империей. В Лондоне считали, что вопрос об объединении Германии вообще не стоит на повестке дня. США продолжали поддерживать идею объединения, но для американцев были важны гарантии того, что объединенная Германия станет членом НАТО.

Г. Колю предстояло провести переговоры с европейскими государствами и США таким образом, чтобы они приняли его план объединения Германии. Идея проведения переговоров с участием шести крупных государств (США, Англии, Франции, СССР, ГДР и ФРГ) принадлежала руководителю Штаба политического планирования Государственного департамента США Д. Россу. В своих мемуарах тогдашний министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер отмечал, что немецкая сторона настояла на проведении переговоров по формуле «2 плюс 4», а не наоборот, как хотели руководители европейских стран. Немцы убеждали всех в том, что объединение — это прежде всего их дело и они сами должны решать, как оно будет проходить. «Любой намек на то, что “четверка” будет вести переговоры о Германии, должен был быть исключен» — подчеркивал Геншер [7, S. 716]. Механизм переговорного процесса по формуле «2 плюс 4» заработал в мае 1990 г. 5 мая 1990 г. в Бонне прошла встреча министров иностранных дел «шестерки». Открыл встречу Г.-Д. Геншер, который произнес заранее отработанную и взвешенную речь. Он старался обойти все спорные места, чтобы не дать повода для полемики и не затянуть процесс переговоров. Коль и Геншер умело пользовались тем обстоятельством, что в СССР ухудшалась не только финансовоэкономическая, но и внутриполитическая ситуация. Коль постоянно усиливал давление на советское руководство, и в этом ему помогали представители США при молчаливом согласии Англии и Франции. Камнем преткновения на переговорах стал вопрос о членстве единой Германии в НАТО. Горбачев последовательно выступал против такого развития событий. Однако ни Лондон, ни Париж не поддерживали его в этом. Ф. Миттеран сочувствовал Горбачеву, но вместе с тем указывал: «В настоящее время вы оказались заблокированными. Я просто не вижу, как вы можете добиться своего. Вы можете ужесточить свою позицию, но такой подход станет источником дестабилизации в Европе» (см.: [2, с. 465]). Советский Союз, оставшись на переговорах в изоляции, вынужден был смягчить свою позицию. Об этом свидетельствовали результаты встречи «шестерки» в Мюнстере. Геншер вспоминает: «Итог Мюнстера был безусловно позитивным. Советский Союз более не имел никаких принципиальных возражений против полного участия Германии (в НАТО). Оставалось только оформить некоторые условия и детали» [7, S. 821]. Надо отдать должное Г. Колю, который использовал жесткую позицию США по этому вопросу и нежелание Лондона и Парижа оказывать какую-либо помощь СССР. Кроме того, излишняя сосредоточенность Горбачева на проблеме членства Германии в НАТО и пребывания советских войск на территории восточной ее части позволяла канцлеру отстоять свой вариант объединения как поглощения Федеративной Республикой Германии ГДР.

Окончательные договоренности были достигнуты во время визита делегации ФРГ во главе с канцлером Колем в СССР в июле 1990 г. В это время в руководящих кругах Москвы все еще сохранялись разногласия. Так,

В. М. Фалин выступал против фактического аншлюса ГДР, за неучастие объединенной Германии в НАТО или, по крайней мере, в его военной организации, за предварительное решение всех вопросов относительно советского имущества и собственности в ГДР. Однако к этому моменту процесс объединения Германии зашел так далеко, что затормозить его было невозможно. Переговоры М. С. Горбачева и Г. Коля проходили в Москве и на Северном Кавказе, в Архызе. На этих переговорах канцлер был осторожен, но настойчив: «Моя цель ясна. Германия в целом будет входить в НАТО. И вы, и мы это понимаем. Мы знаем, что ждет НАТО в будущем, и думаем, что теперь и вы в курсе дела. Переход территории ГДР в сферу НАТО должен будет произойти после вывода оттуда советских войск» [2, с. 501—502]. Горбачев делал вид, что озабочен только проблемой пребывания советских войск на территории ГДР. Это фактически означало отказ от первоначальной позиции. Горбачев был вынужден подтвердить согласие на полномасштабное членство объединенной Германии в НАТО, на размещение на территории бывшей ГДР сил бундесвера, не интегрированных в НАТО. Впоследствии Горбачев признавал, что ему пришлось согласиться «на полный суверенитет объединенной Германии» [1, с. 141—148]. Вместе с тем в ходе переговоров в Архызе он добился обещания канцлера не размещать иностранные войска НАТО, ядерное оружие и средства его доставки на территории бывшей ГДР. Коль обещал ограничить силы объединенной Германии и оказать финансовую помощь в выводе советских войск. На пресс-конференции 16 июля 1990 г. канцлер подвел итоги переговоров. Он был доволен результатами и понимал, что его вклад в решение проблемы объединения будет высоко оценен немцами. Поэтому тон его речи на пресс-конференции отличался уверенностью, спокойствием и некоторым превосходством: «Наши переговоры отличались высочайшей искренностью, взаимопониманием, личными симпатиями. Этот успех стал возможным потому, что обе стороны сознают: в настоящее время в Европе, Германии и Советском Союзе совершаются исторические перемены, которые возлагают на нас особую ответственность» [2, с. 525]. В благодарность за те уступки, на которые пошел Горбачев, Коль поддержал идею заключения договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между единой Германией и СССР. В июле 1990 г. министр иностранных дел СССР

Э. Шеварднадзе вылетел в Париж на заключительный раунд переговоров «шестерки». В Париже без особых сложностей была завершена подготовка договора об урегулировании германской проблемы. Договор «2 плюс 4» был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве, а 3 октября 1990 г. объединение Германии стало свершившимся фактом. Это было закономерным явлением. Объединению двух немецких государств способствовали объективные факторы: ухудшение финансово-экономической и внутриполитической ситуации в СССР, заинтересованность США в завершении холодной войны и усилении своих позиций в Европе посредством участия в объединении Германии, двойственность позиции Франции и враждебность Великобритании по отношению к СССР. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и субъективный фактор, связанный с личностью Г. Коля. Объединение Германии произошло

наиболее выгодным для ФРГ способом и с минимальными затратами благодаря его настойчивости, умению маневрировать между Востоком и Западом, правильно использовать благоприятные условия. Не менее значимыми оказались дар убеждения, которым обладал Коль, его спокойная, уверенная манера говорить, надежность и ответственность. Сразу после избрания канцлером в 1983 г. Коль поставил на повестку дня вопрос о подготовке объединительного процесса. В дальнейшем канцлер с неизменным упорством повторял тезис о нерешенности германского вопроса, привлекая общественное мнение к этой проблеме. Тем самым Коль способствовал осознанию немцами ее важности и необходимости решения.

Первым итогом деятельности Коля по подготовке почвы для объединения ФРГ и ГДР стало участие СССР в обсуждении германского вопроса. Его не смущало стремление М. С. Горбачева сохранить Восточную Германию как самостоятельное и суверенное государство. Используя финансовые и экономические трудности, с которыми столкнулось руководство ГДР, Коль сумел навязать этой стране такую масштабную помощь, которая обернулась зависимостью от ФРГ. Одновременно канцлеру удалось убедить Горбачева в том, что режим в ГДР нежизнеспособен и соответственно ее дальнейшее существование в качестве самостоятельного государства невозможно. В результате процесс объединения двух частей Германии удалось ускорить, что проявилось в организации переговоров по формуле «2 плюс 4». В беседе с Дж. Анд-реотти 26 июля 1990 г. Горбачев констатировал: «Мы чувствуем понимание ответственности со стороны Германии, готовность осмыслить отношения, сложившиеся у нас с ФРГ и ГДР, таким образом, чтобы они получили продолжение» [9]. Заслуга Коля в том, что он ориентировался на конструктивный диалог со всеми политическими силами внутри страны и с теми странами, которые могли сыграть важную роль в объединении Германии, при ясном понимании собственных стратегических целей. Для него была характерна своеобразная медлительность в принятии решений, стремление избежать конъюнктурной поспешности и дать проблеме «отстояться», прежде чем продолжить ее решение. Он умело вносил перелом в развитие событий в тот момент, когда эффект предпринимаемых шагов был бы наибольшим. При этом благодаря своей энергичности и способности к нестандартным действиям Коль не давал оснований для упреков в инертности и пассивности. Такой политический стиль сделал Г. Коля популярным и авторитетным политиком страны, вызывающим доверие у представителей разных слоев населения. Это помогало ему в проведении объединения Германии. Завершение этого процесса стало огромной победой Коля, его триумфом. В апреле 2010 г. Коль отпраздновал свое 80-летие. Это событие не осталось незамеченным как в самой ФРГ, так и за ее пределами. В своем интервью по поводу этого события М. Горбачев отметил значимость такого события, как объединение Германии, напомнил о тех временах, когда вместе с Колем готовил переговоры по германскому вопросу. Он указал на тот огромный вклад, который внес канцлер в его решение, и отметил, что Коль — это «человек огромной жизнестойкости и крепкого характера» [8]. 29 сентября 2010 г. в Берлине прошла церемония открытия памятника «Отцам немецкого единства» — Г. Колю, М. С. Горбачеву и Дж. Бушу. Он стал символом признания заслуг этих политиков, и прежде всего Г. Коля, в подготовке и проведении объединительного процесса, создании единой Германии.

Библиографический список

1. Горбачев М. С. Как это было. М., 1999. 240 с.

2. Горбачев М. С. и германский вопрос : сб. документов, 1986—1991 гг. / сост. А. Галкин, А. Черняев. М. : Весь мир, 2006. 696 с.

3. Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770—1990. СПб. : Наука, 2003. 469 с.

4. История Германии ХХ в. : источники, статистика, художественные документы. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. 688 с.

5. Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М. : Наука, 2005. 410 с.

6. Плато А. фон. Объединение Германии — борьба за Европу : пер. с нем. М. : РОССПЭН, 2007. 511 с.

7. Genscher H.-D. Erinnerungen. 1. Aufl. Berlin, 1995. 911 S.

8. URL: http://www.gorby.ru/presscenter/pulikation/show_27373 (дата обращения:

28.10.2012).

9. URL: http://www.rodon.org./other/mgingv/1990_7htm (дата обращения: 28.10. 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.