Научная статья на тему 'Гелиометеотропные реакции у летчиков ТОФ'

Гелиометеотропные реакции у летчиков ТОФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кантур В. А.

Проведено исследование метеочувствительности у военнослужащих авиации ТОФ: 200 летчиков и 91 человек лиц нелетного состава. При длительных нагрузках и снижении компенсаторно-приспособительных систем организма, обусловленных индивидуальными особенностями личности, наступает срыв адаптации и развитие в организме метеотропных реакций. Цель исследования: изучить частоту развития метеотропных реакций у летчиков разных частей авиации ТОФ и разработать методы профилактики указанных реакций для повышения качества здоровья, увеличения продолжительности их летного долголетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кантур В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heliometeotropic reactions in pilots

We carried out the study to examine weather sensibility in army aircraft personell: 200 pilots and 91 people in service sector. With prolonged pressure increasing and compensatory-adaptive mechanisms decreasing adaptation fails and meteotropic reactions develop. The purpose of the study was to study the frequency of meteotropic reactions in pilots and elaborate preventive measures to improve health of pilots and increase their working life.

Текст научной работы на тему «Гелиометеотропные реакции у летчиков ТОФ»

УДК 612.017.2:616-008.615:347.823.4 В.А.Кантур

ГЕЛИОМЕТЕОТРОПНЫЕ РЕАКЦИИ У ЛЕТЧИКОВ ТОФ

27 лаборатория авиационной медицины ВВС и ПВО ТОФ,

Международная ассоциация подддержки совместных программ ООН-ХАБИТАТ И ЮНЕСКО,

Владивосток

РЕЗЮМЕ

Проведено исследование метеочувстви-

тельности у военнослужащих авиации ТОФ: 200 летчиков и 91 человек - лиц нелетного состава. При длительных нагрузках и снижении компенсаторно-приспособительных систем организма,

обусловленных индивидуальными особенностями личности, наступает срыв адаптации и развитие в организме метеотропных реакций. Цель исследования: изучить частоту развития метеотропных реакций у летчиков разных частей авиации ТОФ и разработать методы профилактики указанных реакций для повышения качества здоровья, увеличения продолжительности их летного долголетия.

SUMMARY

V.A.Kantur

HELIOMETEOTROPIC REACTIONS IN PILOTS

We carried out the study to examine weather sensibility in army aircraft personell: 200 pilots and 91 people in service sector. With prolonged pressure increasing and compensatory-adaptive mechanisms decreasing adaptation fails and meteotropic reactions develop. The purpose of the study was to study the frequency of meteotropic reactions in pilots and elaborate preventive measures to improve health of pilots and increase their working life.

Известно, что особенностями лётного труда являются воздействие на организм лётчиков перепадов барометрического давления, шума и вибрации, статокинетических раздражителей,

Метеочувствительность

которые в сочетании с нервно-психическими нагрузками истощают адаптационные механизмы саморегуляции его функций с формированием синдрома функционального перенапряжения и срыва адаптации. Одним из проявлений процессов срыва адаптации является нарушение состояния функциональных систем организма, возникающее при изменении метеорологических и гелиогеофизических факторов с развитием метеотропных реакций, с последующим обострением имеющихся хронических заболеваний [1].

Цель исследования: изучить частоту развития метеотропных реакций у летчиков разных частей авиации ТОФ и разработать методы профилактики указанных реакций с целью повышения качества здоровья летчиков, увеличения продолжительности их летного долголетия.

Объект и методы обследования

Методы обследования - анкетный. Исследование метеочувствительности проведено у

военнослужащих авиации ТОФ: 200 летчиков и 91 человек - лиц нелетного состава.

Результаты и их обсуждение

Исследование метеочувствительности у летчиков (основная группа) и лиц нелетного состава

(контрольная группа) показало, что частота

встречаемости признака не достоверна (рис. 1, табл. 1). В то же время в зависимости от вида авиации степень выраженности метеочувствительности у летного состава была различной (табл. 2). Выявлено, что наиболее часто метеочувствительность встречается практически у 80% летчиков

Таблица 1

летчиков авиации ТОФ

Показатели Группа основная Группа контрольная

абс. % абс. %

Метеочувствительных 108 54,0 44 48,0

Метеостабильных 92 46,0 47 52,0

Всего 200 91

Таблица 2

Метеочувствительность летчиков разных родов авиации ТОФ

Показатели Род авиации

Бомбардировочная Противолодочная Корабельная вертолетная

ТУ-22 ТУ-142 ИЛ-38 КА-27, КА-29

абс. % абс. % абс. % абс. %

Метеочувствительных 13 65 49 84,5 29 51,7 17 25,8

Метеостабильных 7 35 9 15,5 27 48,3 49 74,2

Всего 20 58 56 66

0

%

54 46 48 52

;

- □ метеолабильные □ метеостабильные

Основная группа Контрольная группа

Рис. 1. Метеочувствительность у военнослужащих авиации ТОФ.

бомбардировочной авиации и только у 25,7% летчиков вертолетов.

Известно, что факторами риска в развитии метеочувствительности являются возраст

(метеочувствительность более выражена у лиц в возрасте старше 30 лет), что связано, по-видимому, с наличием хронических заболеваний, особенности профессиональной деятельности. Сравнительный анализ возрастных особенностей метеолабильности лиц основной и контрольной групп показал, что у летного состава метеочувствительность

(метеолабильность) развивается достоверно в более раннем возрасте (31±0,25 год), чем у лиц (37,3±0,85 лет) не связанных с летным трудом (табл. 3, 4). Установлены достоверные различия возрастных особенностей метеолабильности лиц основной и контрольной групп: у летного состава

метеочувствительность (метеолабильность)

развивается достоверно в более раннем возрасте (р<0,001), чем у лиц не связанных с летным трудом (табл. 4 ).

Таким образом, возраст является фактором риска, формирующим метеолабильность. Установлено, что между возрастом и метеолабильностью летчиков имеется умеренно выраженная прямая корреляционная связь (г=0,6; р<0,05). Наряду с выявлением метеолабильности В.Ф.Овчарова (1978), В.П. Пяткин, (1980) выделяют три её степени: первая степень (I ст.) проявляется в развитии симптомов вегето-сосудистого десинхроза (слабость, вялость, сонливость, снижение работоспособности) при изменении погодно-синоптической ситуации; вторая (II ст.) - в присоединении к вышеуказанным

симптомам нарушений со стороны внутренних органов (появление головных болей, болей в суставах, отдышки, кашля с мокротой или без нее, болей в области сердца или за грудиной); третья степень (III ст.) проявляется в обострении имеющихся хронических заболеваний. Установлено, что наиболее часто у метеолабильных летчиков полка ракетоносной бомбардировочной авиации в 55,1% встречается метеочувствительность II ст. (рис. 2). Выявлено, что среди лётчиков бомбардировочной авиации с увеличением возраста (в среднем по группе, соответственно, 29,5±0,24; 31,6±0,13; 35,2±0,84)

60 %

30

55,1

26,5

18,4

I ст.

II ст.

III ст.

Рис. 2. Метеолабильность летчиков полка

ракетоносной бомбардировочной авиации по степени тяжести.

Таблица 3

Метеочувствительность летчиков разных родов авиации ТОФ

0

Показатели Род авиации

Бомбардировочная Противолодочная Корабельная вертолетная

ТУ-22 ТУ-142 ИЛ-38 КА-27, КА-29

абс. % абс. % абс. % абс. %

Метеочувствительных 13 65 49 84,5 29 51,7 17 25,8

Метеостабильных 7 35 9 15,5 27 48,3 49 74,2

Всего 20 58 56 66

Таблица 4

Возрастные особенности лиц летного и нелетного состава

Метеочувствительность Возраст, лет р

Летчики

Метеолабильные 31,0±0,25 <0,05

Метеостабильные 28,5±1,0

Лица нелетных специальностей

Метеолабильные 37,3±0,85 <0,01

Метеостабильные 33,1±0,61

растёт и степень их метеолабильности. Установлено, что возраст лиц с III ст. метеолабильности достоверно выше, чем лиц с I ст. (р<0,01). Вероятно, в формировании метеолабильности у летчиков авиации ТОФ главными являются следующие факторы: возраст летчиков, характер выполняемых задач и особенности службы в настоящее время. Наибольшая частота проявления метеолабильности в ракетоносной бомбардировочной авиации связана с тем, что у летчиков 2 летные смены в неделю с продолжительностью полетов по 6-8 часов и более, полк находится в состоянии постоянной боевой готовности и выполняет боевые задачи (поиск подводных лодок и др.), поэтому налет часов у летчиков довольно высокий. Длительные же полеты ведут к ускоренному истощению активности компенсаторно-приспособительных систем

организма с развитием синдромокомплекса срыва адаптации и нарушений со стороны внутренних органов.

Исследованиями ряда авторов доказано, что длительные нервно-психические и физические

перегрузки организма ведут к истощению

компенсаторно-приспособительных систем организма с развитием процессов срыва адаптации [1, 2]. По данным Н.Р.Деряпы, С.А.Копанева метеотропные реакции являются проявлением процессов срыва адаптации организма к изменяющимся факторам внешней среды. Поэтому, чем более напряженные нагрузки, обусловленные особенностями

профессиональной деятельности, питания,

проживания, испытывает организм человека, тем более выражена напряженность его адаптивных

систем. При длительных нагрузках и снижении

компенсаторно-приспособительных систем организма,

обусловленных индивидуальными особенностями личности, наступает срыв адаптации и развитие в организме метеотропных реакций.

Кратковременные полеты на вертолетах, минимальное количество летных смен (1-2 в неделю) оказывают более благоприятное влияние на организм летчиков, чем длительные полеты бомбардировочной авиации. Следствием этого меньшая степень выраженности метеолабильности выявляется у летчиков корабельной авиации.

Нами разработаны и обоснованы основные профилактические мероприятия у летчиков с учетом полученых результатов.

1. Сезонная профилактика - проводится с целью повышения качества здоровья летчиков в переходные сезоны года (с 15 октября по 15 ноября и с 15 марта по 15 апреля) и заключается в приеме адаптогенов -экстракта элеутерококка по 30-40 капель утром с чаем в течение 1 месяца.

2. Курсовая профилактика - проводится в самые

неблагоприятные периоды года (декабрь-февраль) и заключается в приеме травяных фитосборов общего и локального (для наиболее поврежденных

функциональных систем организма) действия.

3. Экспресс профилактика - проводится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

накануне, в день и на следующий день после ухудшения гелио-синоптической и

метеорологической ситуации и заключается в воздействии ТИПМП на БАТ самой слабой функциональной системы организма (со стороны которой и проявляются метеотропные реакции), а также в приеме энергогармонизирующих фитотоников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние факторов солнечных вспышек и

магнитной возмущенности на функциональные и физиологические возможности летчиков

[Текст]/Н.Р.Деряпа, С.А.Копанев//Бюллетень Сиб. отд-ния АМН СССР.-1986.-№5.-С.83-88.

2. Медицинская интерпретация синоптических

и метеорологических прогнозов [Текст]/

В.Ф.Овчарова//Влияние геофизических и

метеорологических факторов на жизнедеятельность организма.-Новосибирск,1978.-С.38-44.

п □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.