Научная статья на тему 'ГЕГЕЛЬ - ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЯВЛЕННОСТИ АБСОЛЮТНОГО ДУХА'

ГЕГЕЛЬ - ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЯВЛЕННОСТИ АБСОЛЮТНОГО ДУХА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ / ГЕГЕЛЬ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ / ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ / ИСКУССТВО / РЕЛИГИЯ / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барашков А. В.

Аннотации: Георг Вильгельм Фридрих Гегель - всемирно известный немецкий философ. Его принципиальным достижением стало развитие теории так называемого абсолютного идеализма. В ней ему удалось преодолеть такие дуализмы, как сознание и природа, субъект и объект. Георг Гегель, философия Духа которого объединила многие концепции, и сегодня остается выдающейся фигурой, вдохновляющей все новые поколения мыслителей. В данной статье мы уделим внимание философии Абсолютного духа.Annotations: Georg Wilhelm Friedrich Hegel - the world-famous German philosopher. His fundamental achievement was the development of the theory of so-called absolute idealism. In it, he managed to overcome such dualisms as consciousness and nature, subject and object. Georg Hegel, whose philosophy of Spirit has united many concepts, and today remains an outstanding figure, inspiring all new generations of thinkers. In this article, we will pay attention to the philosophy of the Absolute Spirit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕГЕЛЬ - ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЯВЛЕННОСТИ АБСОЛЮТНОГО ДУХА»

По результатам исследований 2015, 2016 годов, мы установили, что демографическая ситуация в городе Стерлитамак заметно налаживается по сравнению с прошлыми показателями.

Использованные источники:

1. Основы экономической теории. Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Д. Камаева: Москва, 1996г.

2. Демографическая теория и демографическая история. Издательство « Наука», 2005г.

3. Медков В. М. Демография. Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2002г.

УДК 130.1

Барашков А.В. студент 2 курса "Энергетический факультет" Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск ГЕГЕЛЬ - ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЯВЛЕННОСТИ АБСОЛЮТНОГО ДУХА

Аннотации: Георг Вильгельм Фридрих Гегель - всемирно известный немецкий философ. Его принципиальным достижением стало развитие теории так называемого абсолютного идеализма. В ней ему удалось преодолеть такие дуализмы, как сознание и природа, субъект и объект. Георг Гегель, философия Духа которого объединила многие концепции, и сегодня остается выдающейся фигурой, вдохновляющей все новые поколения мыслителей. В данной статье мы уделим внимание философии Абсолютного духа.

Annotations: Georg Wilhelm Friedrich Hegel - the world-famous German philosopher. His fundamental achievement was the development of the theory of so-called absolute idealism. In it, he managed to overcome such dualisms as consciousness and nature, subject and object. Georg Hegel, whose philosophy of Spirit has united many concepts, and today remains an outstanding figure, inspiring all new generations of thinkers. In this article, we will pay attention to the philosophy of the Absolute Spirit.

Ключевые слова: Абсолютный дух, Гегель, субъективный дух, объективный дух, искусство, религия, философия.

Keywords: Absolute spirit, Hegel, subjective spirit, objective spirit, art, religion, philosophy.

Согласно философии Гегеля, саморазвитие духа (человеческого сознания) проходит три последовательных, прогрессивных этапа: субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.

Субъективный дух - это, по Гегелю, детство человечества, его дикая заря, когда самосознание уже налицо, но грубые и индивидуалистические людские инстинкты проявляются в самой своей эгоистичной форме, не сдерживаясь ни внешними учреждениями, ни даже простым уважением к

достоинству и воле других людей.

Когда человек твёрдо усваивает себе, что окружающие его индивиды -столь же духовные существа, как и он, когда мысль об этом побуждает его признать их свободу и их права, наступает, согласно Гегелю, этап объективного духа. Личность приходит теперь к выводу, что самосознание не является её личным индивидуальным свойством, а представляет собой независимое от неё (объективное) начало, которое присуще всем ей подобным. Необходимый итог этого этапа духовного развития - возникновение права, семьи, гражданского общества и государства, а с ними и истории.

Но и этот этап не становится последним. Организованные институты позволяют людям преодолеть детский антиобщественный эгоизм периода дикости, однако они всё же являются принудительной силой, которая в определённой мере сковывают человеческую свободу, накладывает на неё внешнюю узду. Тяга к полной независимости побуждает дух дополнить найденную и созданную им вовне объективность возвратом внутрь себя, но уже не к первоначальным грубым инстинктам, а к более возвышенным чувствам красоты, добра и знания. Этот новый этап, как бы синтетически объединяющий два первых, но в то же время и преодолевающий их оба на большей высоте, и носит в философии Гегеля название абсолютного духа.

Рассмотрим условия возникновения абсолютного духа и его главные проявления - искусство, религию, философию - более подробно.

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Портрет работы Я. Шлезингера

Созданное объективным духом моральное здание, которое называется государством, по мнению Гегеля, даже в наиболее совершенной форме, не представляет самой возвышенной сферы духовного движения. Как ни богата страстью и разумностью современная политическая жизнь, она не составляет последнего слова духовной деятельности. Дух стремится еще выше - он желает соединить субъективность и объективность, чтобы стать духом абсолютным.

Свобода, считает Гегель, есть сущность духа, независимость - его жизнь, элемент, без которого он не может обойтись. Дух и свобода -синонимы. Но, несмотря на все противные убеждения политического либерализма, даже самое совершенное государство неспособно дать духу той свободы, к которой он стремится, как птица в клетке. Государство, будь это республика, конституционная монархия или монархия абсолютная, аристократия или демократия, есть всегда государство - могущество

внешнее, вооруженное, укрепленное, защищенное, род крепости, в которой дух индивида, отпрыск невидимого и бесконечного, чувствует себя лишенным своего жизненного элемента. Государство, даже самое совершенное, есть вещь земная, одной стороной еще материальная, неизбежная и роковая, как всё, подлежащее чувствам, а дух может подчиняться только духу. Свобода, к которой он стремится, не есть независимость от какой бы то ни было власти, но независимость от всего видимого, внешнего, материального. Не находя в политической жизни того высшего удовлетворения, которого он ищет, он поднимается над нею в свободные области искусства, религии, философии.

Значит ли это, что для того, чтобы подняться выше, чтобы достигнуть свободы и осуществиться во всей своей полноте, абсолютный дух должен разрушить те ступени, по которым он к ней взбирается, уничтожить государство, общество, семью? Гегель отрицает это безоговорочно. Создаваемые абсолютным духом произведения искусства, религиозные учреждения, философские и научные работы возможны только в крепко устроенном государстве и под покровом сильного и твердого правления. Художник, священник, философ так же мало могут обойтись без общества и государства, как царство растительное и царство животное не могут существовать без царства минерального. Притом руководящая мировым развитием Гегель подчёркивает, что абсолютная идея, работает ли она под формой природы или под формой духа, никогда не уничтожает своих созданий. Она их развивает, совершенствует, но даже в том случае, когда сохранение их кажется нам бесполезным, она не касается разрушительной рукой первенцев своей работы. Природа, в которой все кажется бесконечным разрушением и переворотом, отличается максимальным консерватизмом. Царство минеральное продолжает существовать рядом с царством растительным; в недрах животного царства самые элементарные типы, самые грубые опыты существуют наряду с типами самыми совершенными. Создание человека, по сравнению с которым все предыдущие создания имели значение опытов, не уничтожает низших образований. Природа сохраняет их и пользуется ими, как пьедесталом для возвеличивания своего шедевра. Высшие творения не только не влекут за собой гибели созданий предшествовавших, но могут возникать и существовать только в силу существования творений низших. Царство минеральное питает царство растительное, животное живет на счет царства растительного или на счёт низшего животного; наконец, растение и животное питают человека, который не может без них обойтись.

То же самое, полагает Гегель, мы видим относительно природы моральной, духа. Из глубины души встает потребность в свободе; из факта свободы, требуемой всеми, рождается право, собственность, уголовные законы. На прочном основании права зиждутся нравственные учреждения, семья, общество, государство. Все эти ступени развития тесно связаны между собою и существуют лишь одно посредством другого. Допустим

невозможное: что кто-нибудь вынет один из фундаментальных камней. Тогда рухнет все здание вселенной. Верхние ярусы этого здания, искусства, науки, философия, религия, предполагают ярусы нижние и их абсолютную устойчивость.

Человек сначала был индивидом (субъективный дух), которого ограничивал прирожденный эгоизм. Затем, выходя из самого себя, узнавая себя в других людях, он вошел в общение с другими, и образовал общество, государство (объективный дух). Наконец (и это последняя стадия его развития) он возвращается в самого себя, он открывает в глубине своего существа тройной идеал прекрасного, божественного, истинного, и в обладании этим идеалом он находит ту высшую независимость, к которой он стремится, абсолютную свободу от видимого мира и его оков. Это - ступень абсолютного духа. Идеал прекрасного, божественного, истинного и выражают, по Гегелю, искусство, религия и философия.

Научившись понимать мир, человек на этапе абсолютного духа от него освобождается. Природа и её таинственные силы, социальный порядок, государство, все, что еще недавно являлось для него с характером неумолимого рока, начинает видеться ему совершенно в ином свете, лишь только он прозревает в них то, что они на самом деле. В природе и её эволюциях он узнает продукты духа; в социальных и политических учреждениях - дело духа. Из глубины духа, то есть из каждой индивидуальной души вышли и понятие о праве, и потребность в семейной жизни, и нравственные учреждения, основанием которым служит семья. Авторитет, который налагается на нас под формой Государства, авторитет, который кажется нам суровым, жестоким, неумолимым, когда мы еще не возвысились до понимания вещей, получает начало в индивидуальной жизни и её нуждах, т. е. в нас самих. Он - только внешнее воспроизведение, отражение того морального авторитета, который живет в нас самих. Закон, который управляет нами извне, есть, по Гегелю, лишь отголосок закона, написанного в нашем духе. Внешние власти, которые над нами господствуют, - только органы того могущества, которое царит в нас, органы сознания и разума, подобно тому как внешняя, материальная природа - только бесконечно увеличенный образ логики той духовной природы, которая лежит в нас. Перед лицом оригинала, пишет Гегель, мы чувствуем себя связанными, но не рабами, ибо то могущество, которое господствует над нами изнутри нас самих, как ни отлично оно от наших произвольных желаний, составляет нераздельную часть, бессмертную субстанцию нашего собственного существа. Лишь только абсолютный дух осознал, что природа, закон, право, государство - все это он сам, только под другой формой, что внешние границы - то же самое, что он находит в себе, как эти границы тотчас перестают быть границами; они как бы рушатся. Разум уже не знает иной границы, кроме самого себя, ибо в нас и вне нас все является разумным существом.

На ступени абсолютного духа Я и Вселенная сливаются в бесконечном

объятии.

В искусстве, утверждает Гегель, абсолютный дух заранее торжествует победу над внешним миром, которую для него уготовляет наука. Во вдохновении художника мысль и её объект, человеческая душа и бесконечное образуют одно нераздельное целое. Художник отождествляется с объектом своих мыслей до такой степени, что приходит к самозабвению, самоуничтожению, живет лишь чисто объективной жизнью. Он более себе не принадлежит; для него исчезают бедствия и страдания существования, небо спускается в его душу, душа его улетает на небо. Гений искусства есть Божие дыхание, afflatus divinus.

Религия, вторая ступень восхождения абсолютного духа к Богу, согласно Гегелю, восстаёт против преждевременного пантеизма художественной жизни, показывая нам в Боге отличное от нас Существо -бесконечное, трансцендентное, сверхъестественное, которого человеческий гений не в состоянии достичь. Провозглашая дуализм идеального и реального, божественного и человеческого, бесконечного и конечного, религия является с виду как бы возвратом абсолютного духа под внешнее и материальное ярмо. Но в сущности, она - только необходимый кризис, борьба между духом конечным и духом бесконечным, подобная борьбе Иакова с Господом. В этой борьбе абсолютный дух развивает свои силы и, в итоге, возвышается к тому Богу, в объятиях которого он борется. Религия есть столь необходимый фазис в человеческом развитии, что в наиболее совершенной своей форме, христианстве, она сама в Иисусе Христе провозглашает единство, конечного и бесконечного, Бога и Человека, и, таким образом, сама приготовляет высшее развитие духа - философию, науку.

То, что предугадало искусство, что предугадала и религия в тайне Богочеловека, постепенно реализуется наукой и философией. Искусство и религиозный мистицизм всецело основаны на чувстве и воображении; наука же, по мнению Гегеля, есть торжество чистого разума. Посредством науки абсолютный дух постепенно подчиняет себе все области бытия, шаг за шагом побеждает все препятствия материи и осуществляет свое владычество над вселенной.

Так поднявшийся на ступень абсолютного духа гений человечества возводит тройное здание на основе социальной жизни и под покровительством государства. Нам остается несколько подробнее коснуться трёх форм проявления абсолютного духа: искусства и его истории, религии и её развития, науки и её прогресса.

Использованные источники:

1. Немецкий философ Георг Гегель :основные идеи.: http://fb.ru/article/229165/nemetskiy-filosof-georg-gegel-osnovnyie-idei

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия духа.: http://odessassangeh246rige.mybb.ru/viewtopic.php?id=136

3. Абсолютный дух, или формы общественного сознания.:

https://profilib.net/chtenie/108597/mLkhail-ovsyannikov-gegel-26.php

УДК 338.2

Белоусова И.В. ассистент

кафедра бизнес-технологий и управления

Демидова А.А. студент магистратуры Институт инновационных технологий и государственного управления Московский технологический университет

Россия, г. Москва СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ

КОМПАНИИ

Аннотация:

В данной статье рассматриваются различные подходы к управлению активами предприятия. Анализируются такие распространенные подходы, как: консервативный, умеренный и агрессивный. На ряду с этим предлагается метод, который основывается накомбинации предоплатыи консигнационных сделок.

Ключевые слова: активыпредприятия, управление активами предприятия, консигнация.

Belousova I.V.

Assistant of the Business technologies and management Department

Moscow Technological University Russia, Moscow Demidova A. А Undergraduate

direction of preparation "Economy", Institute of innovative technologies

and public administration Moscow Technological University Russia, Moscow

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF THE ASSETS OF THE COMPANY

Abstract:

This article discusses different approaches to the management of the assets of the company. Examines such common approaches, such as: conservative, moderate and aggressive. In addition, a method is proposed, which is based on a combination of prepayment and consignment deals.

Keywords: assets, asset management companies, consignment.

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируются для конкретных целей осуществления этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.