Геэкологический подход к оценке рекреационного потенциала
Николаева О. П.
Проявленный в последние годы интерес к использованию геоэкологического подхода в рекреационных исследованиях связан, прежде всего, с возникновением проблем, вызванных нерациональным рекреационным освоением природных геосистем (М.В. Лева-шева; В.О. Аниськин; О .А Остапенко; В.П. Чижова; Е.Ю. Колбовский; И.В. Ланцова, И.В. Эмсис и др.).
Увеличивающиеся в настоящее время темпы ту-ристско-рекреационного освоения природных территорий ведут к сокращению площадей малоизме-ненной природы, нарушению экологического равновесия, формированию нерациональной структуры рекреационного природопользования, снижению ценности естественных природных рекреационных ресурсов и, как следствие, уменьшению возможностей удовлетворения потребностей людей в отдыхе.
В этой связи представляется необходимым формирование таких систем, в которых эффективность рекреационного природопользования обеспечивалась бы соответствующим рациональным использованием природных геосистем. По результатам наших исследований ими могут стать территориальные эколого-рекреационные системы (ТЭРС). Под ТЭРС мы будем понимать системы, в которых центральное место занимает природная геосистема, а целевой функцией является рекреационная деятельность, обеспечивающая максимально естественное устойчивое состояние геосистем [1; 2].
Условия формирования, управления и развития ТЭРС базируются на геоэкологических принципах, которые, в свою очередь, определяются геоэкологическим подходом, соблюдая который можно решить проблемы оптимизации рекреационного использования природных территорий в целях предотвращения их деградации и сохранения комфортных условий для выполнения рекреационных потребностей населения.
Геоэкологические принципы опираются на общие природоохранные положения: «охрана природы в процессе использования», «охрана природы — общественно необходимая деятельность» и др. В их основе лежит изучение наиболее важных свойств природных геосистем для функционирования, как природных систем, так и для сохранения здоровой окружающей среды [3].
Применительно к формированию ТЭРС на основе ряда работ нами были выделены нижеследующие геоэкологические принципы [3; 4; 5; 6; 7].
1. Принцип системности — рассмотрение ТЭРС как системы, состоящей из тесно взаимосвязанных подсистем и одновременно имеющей связи с другими структурами более крупного ранга.
Использование данного принципа при формировании ТЭРС предполагает:
♦ необходимость взаимосвязанного рассмотрения как при создании, так и при их функционировании; при этом важно учитывать влияние ТЭРС на возможное изменение природной составляющей
и прогнозировать обратное влияние измененной природы на состояние ТЭРС;
• взаимосвязанность всех компонентов ТЭРС и поэтому невозможность устойчивого развития ТРЭС в целом без мероприятий по сохранению свойств всех ее компонентов.
2. Принцип территориальности предполагает учет зависимости функционирования и развития ТЭРС от природных и социально-географических условий каждого конкретного региона. Действительно, каждая ТЭРС находится в той или иной среде и обладает какими-то качествами, которые могут отличаться от других ТЭРС. Отметим, что различные качества ТЭРС позволяют провести границы между ними.
3. Принцип обязательности природоохранных мероприятий следует из необходимости охраны природных геосистем в процессе их рекреационного использования. Именно наличие экологически благоприятных природных условий определяет эффективность функционирование ТЭРС. Принцип подразумевает:
• управляемость ТЭРС определяет ее как управляемую систему, в которой выделяются субъекты и объекты управления; при этом ее элементы (подсистемы) взаимозависимы и функционируют во времени как единое целое;
• постоянный контроль функционирования и развития ТЭРС. Его соблюдение возможно только при развитом органе управления ТЭРС. В ходе управления ТЭРС осуществляется контроль соответствия реально наблюдаемого состояния ТЭРС с нормативными характеристиками и существующими условиями (природными, социально-экономическими). Осуществляется также регулирование ТЭРС, поддержание заданного режима работы ТЭРС с помощью различных средств и своевременная корректировка данного режима во избежание негативных последствий;
• заблаговременное предупреждение отрицательных последствий рекреационной деятельности, в наибольшей степени связано с цепным характером изменений экосистем и природной среды с долговременными последствиями необратимого для ТЭРС характера. С данным положением тесно связано такое свойство ТЭРС как устойчивость, которая зависит от многих факторов, прежде всего от характера, интенсивности и особенностей функционального использования ТЭРС и от способности природных геосистем выдерживать конкретный вид использования.
С учетом изложенного ТЭРС можно представить в виде схемы (рис. 1). На схеме ТЭРС представлена как система управления, состоящая из взаимодействующих элементов, находящихся в различных отношениях и связях друг с другом. При этом основной задачей рекреации является удовлетворение рекреационных потребностей населения при минимизации воздействий на природную составляющую ТЭРС
Науки о земле
и сохранении ее в состоянии максимально приближенном к естественному.
Рисунок 1. Схема территориальной эколого-рекреационной системы (ТЭРС), разработанная на основе базовой схемы В.С. Преображенского [8]
В системе ТЭРС выделяется субъект как орган управления и объект управления (природная геосистема), с которой связаны остальные подсистемы: «рекреационная инфраструктура», «рекреанты», «туристско-рекреационный сервис». При этом на субъект и объект управления влияет определенное социально-экономическое окружение ТЭРС.
Природная геосистема (природный комплекс) представляет собой конкретную территорию, на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом... (Сочава, 1978). Геосистема при взаимодействии с другими подсистемами ТЭРС испытывает различного рода воздействия: технологические, рекреационные, антропогенные бытовые и непосредственные воздействия со стороны органа управления.
Орган управления — основной задачей является целенаправленный и регулярный сбор информации о состоянии природной геосистемы, принятие обоснованных решений о путях и методах восстановления ее исходного состояния или продолжения их использования в качестве природных рекреационных ресурсов (регулирование допустимой рекреационной нагрузки, своевременная корректировка ее распределения по сезонам или месяцам в течение года, строгое планирование строительства новых рекреационных объектов или расширение существующих и т.д.).
Рекреанты — это люди, которые на территории, обладающей рекреационными ресурсами, осуществляют оздоровительную, познавательную, спортивную и др. деятельность, направленную на восстановление их жизненного потенциала. При изучении подсистемы «рекреанты — природная геосистема» важным аспектом является установление научно обоснованных норм рекреационных нагрузок в целях предотвращения деградации природной среды и сохранения возможности рекреационной деятельности.
Рекреационная инфраструктура — это совокупность сооружений (зданий и других объектов), необходи-
мых для функционирования рекреационной системы (Кусков и др., 2005). Она характеризуется с помощью показателей емкости, комфортности, надежности, инженерно-строительных и эксплуатационных характеристик. При функционировании ТЭРС важно учитывать уровень и характер воздействий на геосистему рекреационной инфраструктуры, причем и во время строительства, и в ходе ее эксплуатации.
Туристско-рекреационный сервис — характеризует комплекс определенных услуг клиентам в процессе реализации их рекреационных потребностей (проживания, питания, спортивных программ, экскурсионного обслуживания, бытовых услуг и др.). При исследовании взаимосвязи данного элемента ТЭРС с природной геосистемой важным становится изучение структуры, динамики и прогноза развития ландшафтов примени -тельно к интересам рекреантов.
Социально-экономическая среда — социально-экономические условия формирования ТЭРС, сложившиеся в определенных территориально-административных границах страны, края, района и т.д.
Очевидно, что, при рассмотрении природной геосистемы во взаимодействии с другими подсистемами ТЭРС, необходимо учитывать ее эколого-рекреацион-ный потенциал.
В классическом понимании рекреационный потенциал — это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории [9].
По нашему мнению, рекреационный потенциал представляет собой нечто большее, чем просто сумма культурно-исторических и социально-экономических ресурсов. Это обусловлено, в частности, различной степенью устойчивости природных геосистем к рекреационной нагрузке, особенностями реакции их компонентов на рекреационную деятельность, различием материальных затрат на их поддержание в экономически и экологически приемлемом состоянии. В связи с этим возникает необходимость во введении в понятие «рекреационный потенциал» дополнительной экологической составляющей — определяющей экологически допустимые объемы эксплуатации природных геосистем, экологически обоснованные пути их использования [1].
При формировании ТЭРС необходимо проведение оценки эколого-рекреационного потенциала, которая позволит, с одной стороны, выявить наиболее или наименее благоприятные природные условия и ресурсы для организации той или иной рекреационной деятельности; с другой — установить экологические нормативы эксплуатации конкретных природных геосистем.
Всероссийский журнал научных публикаций, июнь 2011
115
Список использованных источников
1. Николаева О.П. Нормирование рекреационных нагрузок на природные комплексы Алтайского края / О.П. Николаева // Журнал «Образование и социальное развитие регионов». -М. - № 3-4 - 2008. - С. 157-161.
2. Николаева О.П. и др. Эколого-географический подход к обоснованию проектирования территориального турист-ско-рекреационного комплекса Алтайского края / О.П. Николаева, И.Н. Ротанова, И.В. Андреева / География -теория и практика: современные проблемы и перспективы. Мат. Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 15-18 апреля 2009 г.) / Отв. ред. Г.Я Барышников. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. - С. 40-43.
3. Преображенский В.С. и др. Проектирование природно-технических геосистем и геоэкологические знания / В.С. Преображенский, Т.Д. Александрова // Геоэкологические подходы к проектированию природно-технических геосистем. - М.: ИГ АН СССР, 1985. - С. 6-25.
4. Веденин Ю.Л.. Шабдурасулов И.В. Геоэкологические принципы проектирования территориальных рекреационных систем (ТРС) // Геоэкологические подходы к проектированию природно-технических геосистем. М.: ИГАН СССР, 1985. 85-108с.
5. Геоэкологические основы территориального проектирования и планирования. - М.: Наука, 1989. - 144 с.
6. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. - Смоленск: СГУ, 1999. - 154 с.
7. Занозин В.В. О концепции регионального ландшафтно-рекреационного анализа / В.В. Занозин // География и природные ресурсы. - 2006. - № 3. - С. 18-22.
8. Теоретические основы рекреационной географии / Под ред. В.С. Преображенского. - М.: Наука, 1975 - 224 с.
9. Мироненко Н.С. и др. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, Н.Т. Твердохлебов - М., 1981. - 208 с.
Информация об авторе
• Николаева О.П. // к.г.н., н.с. Институт водных и экологических проблем СО РАН, г. Барнаул.