Научная статья на тему 'ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ ИСКУССТВЕ'

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / СМЕРТЬ / НАСИЛИЕ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ГЕДОНИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Миллер Н.О.

Статья посвящена рассмотрению эксплуатации темы смерти в современном массовом искусстве. Также в статье освещены деструктивные явления, свойственные современной массовой культуре в ее постоянном стремлении к репрезентации насилия и смерти. Со становлением массовой культуры и общества потребления общий вектор изменения репрезентации насилия во всех видах искусства, направлен от эстетически сглаженных образов к зрелищным, ярким сценам, что связывается у нас с началом эпохи постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEDONIST OPERATION OF DEATH IN MODERN MASS ART

The article is devoted to the exploitation of the theme of death in modern mass art. The article also highlights the destructive phenomena typical of modern mass culture in its constant striving to represent violence and death. With the emergence of mass culture and the consumer society, the general vector of changing the representation of violence in all forms of art is directed from aesthetically smoothed images to spectacular, vivid scenes that we associate with the beginning of the postmodern era.

Текст научной работы на тему «ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ ИСКУССТВЕ»

отношения к жизни и к смерти. Последствия подобного отношения к смерти являются предметом рассмотрения других авторских работ.

Использованные источники:

1.Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.

2.Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. Одиссей. Человек в истории. 1989. — М.: Наука, 1989. — 296 с.

3.Демичев А.В. Русское кладбище в городском ландшафте URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy/referat_readme.php?subaction=sh owfull&id=1108592954&archive=0211&start_from=&ucat=& (дата обращения 10.02.2017)

4.Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991. - 432 с.

5.Хейзинга Й. Осень Средневековья URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000779/ (дата обращения 12.02.2017)

УДК 316.733

Миллер Н.О. студент магистратуры 2 курс, факультет истории, социологии и международных отношений Кубанский Государственный Университет

Россия, г. Краснодар Miller N.O. Graduate student

2 year, Faculty of History, Sociology and International Relations

Kuban State University Russia, Krasnodar ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ ИСКУССТВЕ GEDONIST OPERATION OF DEATH IN MODERN MASS ART Аннотация: Статья посвящена рассмотрению эксплуатации темы смерти в современном массовом искусстве. Также в статье освещены деструктивные явления, свойственные современной массовой культуре в ее постоянном стремлении к репрезентации насилия и смерти. Со становлением массовой культуры и общества потребления общий вектор изменения репрезентации насилия во всех видах искусства, направлен от эстетически сглаженных образов к зрелищным, ярким сценам, что связывается у нас с началом эпохи постмодернизма.

Ключевые слова: постмодернизм, культура, массовая культура, искусство, смерть, насилие, деструктивность, эстетизация, общество потребления, гедонизм.

Annotation: The article is devoted to the exploitation of the theme of death in modern mass art. The article also highlights the destructive phenomena typical of modern mass culture in its constant striving to represent violence and death. With the emergence of mass culture and the consumer society, the general vector of changing the representation of violence in all forms of art is directed from aesthetically smoothed images to spectacular, vivid scenes that we associate with the beginning of the postmodern era.

Key words: postmodernism, culture, mass culture, art, death, violence, destructiveness, aesthetics, consumption society, hedonism.

Прошлый век и особенно его последняя четверть привели нас к формированию общества потребления, одним из элементов которого является современная массовая культура. Современная массовая культура является одним из ключевых социальных институтов и каналов воспитания и социализации человека. Укрепление постмодернистской ориентации, коренным образом изменили направленность развития культуры и общества. Отсюда происходит все возрастающий интерес гуманитарной мысли к феномену массовой «потребительской» культуры и ее продуктов, так как они являются агентами социализации личности, источниками формирования ценностных ориентаций, а также как средствами манипулирования общественным мнением и сознанием.

Многие исследователи подчеркивают деструктивный, отрицательный характер массовой культуры. Это связано с теми культурными, социальными, психологическими эффектами, которые она производит: примитивизация и снижение уровня культурных образцов, а вместе с ними и сознания, ценностного мира и психического состояния человека «массы». А прямое выражение и трансляция этих эффектов происходит через современное кино, литературу, прессу и т.д.

В современной массовой культуре и сознании такие понятия как «страх», «ужас», «смерть», «некрофилия» вызывают однозначно негативную реакцию. В принципе, в обществе действует некая система культурных запретов на трансляцию этих явлений. Связано это с тем, что современная культура носит гедонистический характер, который предлагает противоположные этому стимулы и товары.

Однако, парадоксально, что именно современная культура уличена в патологическом влечении к таким формам и ориентациям, которые можно обозначить как визуализацию, эстетизацию и десакрализацию смерти, эскалацию ужаса, насилия и некрофилии. В контексте медиа культуры смерть, и связанные с ней события, приобретают легковесный характер развлечения, из них уходит глубина (опять же затрагивая тему вытеснения смерти из - за страха перед ней), и они теряют свое нравственное значение. «Культура полна проекциями банального ужаса, который по мере своей эстетизации теряет остроту и глубину» .

Начиная с XX века, образы насилия и смерти получают эпатажный, пугающе естественный, преувеличенный характер. В искусстве, еще не захваченным постмодерновым течением, XX века образы и символы

насилия используются с целью указать на проблемы внутри общества, а также внутри человеческой личности. Но в современном искусстве это уже далеко не единственный вариант использования мотива. Со становлением массовой культуры и общества потребления общий вектор изменения репрезентации насилия во всех видах искусства, направлен от эстетически сглаженных образов к зрелищным, ярким сценам, что связывается у нас с началом эпохи постмодернизма.

Критика феноменов массовой культуры дается одним из самых влиятельных социологов ХХ века П. А. Сорокина. Он писал, что «Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис. ...настоящий кризис носит.. .экстраординарный характер ..кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов.это - кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу» [2]. По мнению ученого, кризис культуры связан с ее чувственным восприятием, которое базируется в «эмпирическом мире чувств». Так что истоки постмодернистского отношения к современным формам искусства мы видим еще в середине ХХ века. Столь проницательным и точным было видение кризиса у П. Сорокина, что можно говорить о его великом прогнозе, который сейчас находится в самом своем расцвете. «Его цель (искусства массовой культуры)— доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этой причине оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным, постоянно ищущим нечто новое. Оно отмечено возбуждающей наготой и сладострастием. Оно свободно от религии, морали и других ценностей, а его стиль — «искусство ради искусства». Так как оно должно развлекать и веселить, оно широко использует карикатуру, сатиру, комедию, фарс, разоблачение, насмешку и тому подобные средства» [1, с. 217]. Сорокин также говорил о том, что чувственной культуре также свойственна ориентация на постоянный поиск удовольствий и наслаждения, которые, как нам уже известно, обладают особенностью быстро пресыщаться.

Подростковые и молодежные самоубийства, агрессивное и часто не обоснованное поведение молодых людей, возрастающие случаи убийства людей и животных (одно из последних происшествий - случай с Хабаровскими живодерками). Все эти акты насилия имеют очень разные и глубокие корни. Не все из этих «корней» видны, именно поэтому мы так удивляемся, когда очередной старшеклассник сходит с ума и эффектно уходит из жизни или совершает преступление. Мы пытаемся показать, что современная массовая (молодежная в больше степени) культура, пропитана духом смерти, насилия и некрофилии. Это и музыка, пропагандирующая добровольные прерывание жизни, сообщества депрессивно - суицидальной направленности, фильмы и сериалы с

монстрами - инферналами или серийными убийцами в главной роли. Уже как норма принято то, что убийц, людоедов, демонов и пр. показывают в положительном ключе ( «Декстер», «Ганнибал», «Дневники вампира» и др.). Их модели поведения транслируют широкой аудитории, которая в свою очередь склонна ассоциировать себя с такими героями и имеет тягу к подражанию, ведь зрителями зачастую оказываются молодежь.

Многие современные популярные сериалы показывают нам историю жизни различных представителей девиантных сообществ. Большинство этих сериалов, даже имея рейтинг «16+», транслируются в дневное время на бесплатных каналах и находятся в свободном доступе в интернете. Но мы не станем утверждать, что подобные произведения несут деструктивный эффект только молодым людям, мы считаем, что в любом возрасте продукты массового искусства ориентированного на смерть несет разрушающее воздействие.

В качестве примера, давайте обратимся к сериалу «Ганнибал». В традициях классики, это маньяк - людоед, убивающий и поедающий своих жертв. В современной постановке - личность крайне утонченная, эстет, интеллигент, помогает полиции в расследовании преступлений. Сериал прекрасно показывает, как можно быть маньяком каннибалом, но при этом оставаться светской личностью и иметь хорошую репутацию.

«Декстер» - сериал, где главный герой патологоанатом, сотрудничающий с полицией при раскрытии преступлений. Вышел бы хороший детектив, если бы не то, что главный герой (Декстер) маньяк, который самовольно жестоко расправляется с преступниками ради отмщения, чувства справедливости и как мы видим, удовольствия. Обаятельный и остроумный человек с трагичным прошлым, что по сериалу оправдывает его методы борьбы с преступностью. На заметку, по статистике некрофилами являются люди, профессия которых предполагает близкий контакт с покойниками (мед.работники, патологоанатомы, ритуальные услуги).

Еще одним показателем «смертельной» ориентации современного искусства, да и вообще обращенности к теме смерти современных произведений является акцент на слове «смерть» и производных от нее слов (смертельный, мертвец, смертный, бессмертный), а также слов, отсылающих нас в «некромир» (зомби, проклятые, труп, убийство, некро -мант; - фил; и т.д.). Простой запрос в поисковой строке произведений киноиндустрии за последние пару выдает более 10.000 результатов по трем ключевым словам (смерть, мертвый, труп). Тема смерти, даже не находясь в названии картины, практически всегда фигурирует либо в качестве центрального события, либо эпизодическим. И это, на наш взгляд зловещая тенденция.

Несмотря на развивающие технологии, глобализацию, урбанизацию, предполагающую развитие более нравственного мышления и массового сознания, мы замечаем обратные тенденции. Общество потребления, постмодернистская культура, массовая культура делают человека не

заинтересованным в высших ценностях добра, истины, красоты. Они делают его жадным, алчным, жестоким, ненасытным и глупым. Приедающиеся товары и услуги, отсутствие интереса к высшим ценностям делает как - раз таки возможными эстетизацию ужаса и смерти. Здесь легко уловим коммерческий аспект, но важнее всего момент нравственный, показывающий духовную ситуацию времени. Смерть, попадая в современный мир потребительской культуры, существенно изменяется, она теряет свой нравственный характер. Теряя свой трансцендентальный смысл, отныне она хорошо проецируется в массовую культуру. Эксплуатация темы смерти в современной культуре имеет великое множество разрушающих эффектов и последствий.

Использованные источники:

1.Современная американская социология/Под ред. В.И. Добренькова.М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.

2.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: По-литиздат, 1992. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorok2/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.