Научная статья на тему 'Где таится научная задача?'

Где таится научная задача? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2076
1127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИЯ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ТРЕБОВАНИЯ К ДИССЕРТАЦИИ / ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / THESIS (DISSERTATION) / SCIENTIFIC RESEARCH / FORMULATION OF THE PROBLEM / THE PURPOSE AND OBJECTIVES OF THE RESEARCH / CIENTIFIC QUALIFYING PAPERWORK / THE REQUIREMENTS FOR DISSERTATION / FORMULATION OF THE THEME / OBJECT OF RESEARCH / SUBJECT OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бартенев Сергей Александрович

Автор рассматривает основные принципы и требования к подготовке научной диссертации, дает представление о научно-квалификационной работе, четко определяет объект и предмет исследования, дает советы диссертантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Where the scientific task is concealed?

The author considers main principles and requirements to preparation of the scientific dissertation, provides guidance on to scientifically-qualifying work, accurately defines object and an object of research, gives advice to authors of dissertation.

Текст научной работы на тему «Где таится научная задача?»

Где таится научная задача?

Как показывает практика, диссертанты не всегда достаточно четко представляют, что такое диссертация, каковы требования к научному исследованию, его оформлению. Не всегда учитывается специфика подготовки диссертационного исследования по экономической тематике. Нередко работа замышляется и готовится в весьма широком плане. Автор не стремится ограничить тему, цель и задачи работы. Возникают трудности с формулировкой и уточнением проблемы.

Проблемы известны, лежат на поверхности. Но аспиранты не торопятся прикасаться к острым, злободневным вопросам. Нередко диссертации напоминают обстоятельный обзор той или иной области экономической науки, а не исследование актуальной и значимой научной задачи.

Какие ошибки встречаются при поиске и обосновании проблемной задачи?

Довольно часто вместо исследования предлагается описание или обзор экономических фактов и явлений. Но обзор

- не исследование. Он может в какой-то мере представлять материал первой главы, но не работу в целом.

На практике творческая работа всегда начинается с изучения работ предшественников. Чтобы представить проблему, надо обозначить, что сделано другими и что нуждается в дальнейшем анализе. «Преданалитический акт познания» обычно содержит материал для последующего анализа, поможет увидеть экономические процессы в новом свете. Как отмечал Й.Шумпетер, учит «видеть» вещи в новом свете.

Известный авторитет в области экономического анализа Й. Шумпетер отмечал: «для того, чтобы поставить перед собой какую либо проблему, мы должны прежде всего иметь перед глазами определенный набор связных явлений, представляющих собой достойный объект для исследования».

Чем обусловливается необходимость нетрадиционного понимания процессов, фактов, подходов? Очевидно, не только наличием и степенью разработок того или иного эконо-

С.А. Бартенев

УДК 001 ББК 72 Б - 262

мического процесса, хотя это важно. Но тем, что процесс протекает не так, как его привыкли трактовать. Об этом следует сказать достаточно убедительно и по возможности конкретно.

И потому неприемлемы ставшие привычными формулировки общего плана. Например, утверждения: «Нет работ, в которых рассматриваемый вопрос был бы рассмотрен комплексно или системно». «Мало научных исследований в данной области». «Нет работ, в которых было бы рассмотрено влияние данного фактора на потенциал». О предшественниках не следует говорить расплывчато и туманно. Тем более, категорично - типа «нет», «отсутствуют», «не публиковались».

Диссертанты нередко претендуют на «комплексное обоснование» той или иной стороны экономического процесса. И не задумываются, что принято понимать под «комплексностью». Многомерный (комплексный) анализ нередко означает отход от конкретной аналитики и цельного понимания предмета.

Типичные примеры - обзоры и описания более или менее известных процессов. В лучшем случае - это систематизация. Но не путем приобщения нового материала, новой информации. А чаще всего путем перечисления пунктов и эмпирических рекомендаций.

Все-таки диссертация - это не просто квалификационная работа, но научноквалификационная. И потому она обязательно выдвигает и ставит какую-то научную проблему, научную задачу. Диссертация (от лат. - «&88е11а1;ю» - рассуждение. исследование) - специальная форма научного произведения, имеющего квалификационный характер. Она готовится для публичной защиты и получения ученой степени.

Рисунок 1

Проблемная задача

Проблемная задача -

противоречие в развитии мировой экономики, требующее поиска путей решения

Есть п отр е 6 Н 0 сть /—N Нет путей

и цель решения

Проблема или проблемная задача - это противоречивая ситуация, неблагополучное положение, несоответствие требуемого и путей решения; это нежелательный процесс, нежелательное положение, которое надо устранить или уточнить. Проблема - есть неудовлетворительное состояние системы (социальной, экономической, организационной); противоречие, требующее разрешения.

В общем смысле под проблемой (проблемной задачей) понимается отражаемая системой вопросов и высказываний ситуация, для которой характерно наличие цели и отсутствие знания о путях ее достижения. Поиск проблемной задачи - это выявление противоречивого процесса, отношения, тенденции, структуры, направления, деятельности, состояния, развития.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

Проблемная задача - это не тема. Тема - направление, предмет исследования, она говорит о том, что предполагается достичь в процессе решения научной задачи.

Кратко напомним, какие требования предъявляются к диссертации, что принято понимать под объектом и предметом исследования

Рисунок2

Требования к диссертации

Сам остоягг ел ь и ое исследовл ние. Новые результаты к положения

Аргументированность. Критическая оценка прежнихработ

Личный вклад в разработку проблемнон задачи

Внутреннее единство. Практическая и

Лакон изи, четкое теоретическая

изложение значимость

Основные требования. 1) Диссертационное исследование проводится лично автором; 2) диссертационная работа содержит совокупность новых научных результатов и положений; 3) диссертация должна иметь внутреннее единство; 4)

свидетельствовать о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы; 5) содержать новые решения, которые должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками; 6) она должна иметь практическую и теоретическую значимость; 7) результаты диссертационного исследования выносятся соискателем на публичную защиту.

Объект исследования - это то, что диссертант намерен изучать (например, такое явление, как формирование управленческих команд), а предмет исследования

- это указание на особую проблему, которую он собирается поставить и решить (например, распределение ролей в команде).

Рисунок 3

Объекты исследования

ІУІогут быть

о бъ КТО IV*

И С СЛ ед С* В І * Х-Х ЖґШ. я

N------------------

Все это записано - в Формуле специальности 08.00.14 и конкретизировано в разделе «Область исследования». Если объект слишком широк, неизбежно раздувается объем работы, и недостает источников информации.

Предмет - не просто «область исследования», а «угол зрения» (направление анализа), собственный, свой аспект понимания и поиска (в известной степени - новый). В объекте «спрятана» проблемная ситуация. А предмет определяется самим диссертантом - что именно должно получить свое объяснение (в рамках объекта).

Предмет исследования - это указание на особую проблему, которую диссертант собирается поставить и решить (об этом говорилось выше).

□ Тема «вытекает» из проблемной задачи, которую нужно решить.

□ Нежелательна слишком узкая или слишком широкая тема.

□ Если длинная формулировка темы, ее можно разбить на две части.

□ Не надо писать «исследование», «разработка», «анализ».

□ Тема определяется в известной мере близко к цели.

□ Тема утверждается, но окончательная формулировка может определиться ближе к завершению работы.

Социально-экономические системы Сектора экономики, организации, структуры Функции (управление, снабжение)

Процессы (конкуренция, распределение) Механизмы и инструменты экономики Научные теории, концепции

Предмет

Цель

Границы

Положения, выносимые на защиту: выводы, классификация, расчеты, рекомендации; уточнение методики, предлагаемые или уточняемые варианты, что при этом учитывается? Выделим основные положения в виде краткого перечисления позиций:

□ Сочетание с тематикой Академии.

□ Опыт личной работы.

□ Временной фактор (график).

□ Источники.

□ Возможные выводы.

□ Свежие (новые) положения.

Рисунок 5

И в заключение - общая картинка, демонстрирующая основные элементы и -весьма схематично - их взаимосвязи в кандидатской диссертации. Без четкого и логичного определения, что представляет собой научная задача, составные слагаемые диссертации не позволят добиться внутреннего единства и реализации других требований, предъявляемых к кандидатской диссертации.

Рисунок 6

Повторим еще раз, диссертация - не только научная, но также, по сути, прежде всего, квалификационная работа.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие.

- М.: Гардарики, 2005. - 185 с.

2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -М.: Ось-89, 2008. - 224 с.

3. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 488 с.

4. Марьянович А.Т. Князькин И.В. Диссертация. Инструкция по подготовке и защите. -М.: АСТ, Астрель-СПб, Харвест, 2009. - 416 с.

5. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 240 с.

6. Селетков С.Г. Теоретические положения диссертационного исследования: моногр./ С.Г. Селетков. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2011. - 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.