Научная статья на тему 'Газовый комплекс России: возможности и ограничения'

Газовый комплекс России: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синяк Юрий Владимирович

В статье проведен анализ доступной информации 2000 г. с целью оценки инвестиционных ресурсов газовой отрасли. На базе данных анализа и с учетом перспектив развития энергетического комплекса страны до 2020 г. определены условия, обеспечивающие бескризисное развитие отрасли. В качестве основных факторов, влияющих на перспективы ее развития, приняты темпы экономического роста, тенденция изменения издержек, цены на мировом и внутреннем рынках, а также показано их влияние на допустимую величину налоговой нагрузки. В целях максимизации налоговых поступлений за рассматриваемый период рекомендуется проведение государственной политики инвестирования части налоговых поступлений в научно-технический прогресс в отрасли для сокращения издержек добычи и транспортировки газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газовый комплекс России: возможности и ограничения»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Ю.В. Синяк

ГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ7

В статье проведен анализ доступной информации 2000 г. с целью оценки инвестиционных ресурсов газовой отрасли. На базе данных анализа и с учетом перспектив развития энергетического комплекса страны до 2020 г. определены условия, обеспечивающие бескризисное развитие отрасли. В качестве основных факторов, влияющих на перспективы ее развития, приняты темпы экономического роста, тенденция изменения издержек, цены на мировом и внутреннем рынках, а также показано их влияние на допустимую величину налоговой нагрузки. В целях максимизации налоговых поступлений за рассматриваемый период рекомендуется проведение государственной политики инвестирования части налоговых поступлений в научно-технический прогресс в отрасли для сокращения издержек добычи и транспортировки газа.

Природный газ в экономической структуре страны. Газовый комплекс включает в себя отрасли добычи и транспортировки газа. В своей преобладающей части, представленной ОАО «Газпром», он является краеугольным камнем топливоснабжения современной российской экономики. Доля природного газа в производстве первичных энергоресурсов сегодня составляет 47%, в потреблении - более 52%. Вклад газового комплекса в экономику страны - около 8% ВВП, до 25% поступлений в бюджет и более 30% доходов от налогообложения [1]. Отрасль претерпела наименьшее сокращение производства за последние годы, имеет стабильно растущий экспорт, обеспечивает наибольшие поступления валютной выручки (20%) среди всех экспортно-ориентированных отраслей.

Благоприятная ситуация с ресурсами газа в России позволяет рассматривать его лидирующим энергоресурсом в энергетическом балансе страны в ближайшие десятилетия. Между тем в последние годы создалась парадоксальная ситуация: в стране, обладающей самыми крупными разведанными запасами газа в мире, газ становится дефицитом. Это произошло из-за того, что топменеджмент ОАО «Газпром» в течение последнего десятилетия не уделял должного внимания вопросам разведки и подготовки запасов газа.

Основные проблемы российской газовой промышленности в значительной мере связаны с низкими ценами внутреннего рынка на газ и неплатежами за его потребление. Вследствие этого исказилось соотношение цен конкурирующих энергоносителей: к началу 2000 г. средняя цена угля в России оказалась в 1,5 раза выше цены газа, а мазута - более чем в 3 раза, хотя газ значительно более экономичен и экологически чист, чем другие виды топлива. Определенную роль в сохранении сложившейся ситуации сыграл указ Президента РФ от 1998 г., по которому цены на газ для потребителей, обеспечивающих оплату в денежной форме, были снижены на 50% [2]. Это, с одной стороны, создало повышенный спрос на газ, а с другой -ослабило заинтересованность руководства ОАО «Газпром» в поставках газа на внутренний рынок. В результате очень скоро возник конфликт между ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Вместе с тем в течение последнего десятилетия газо

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00-02-00136а).

вая промышленность выступает как донор российской экономики: собираемость платежей на протяжении последних лет колебалась в пределах 55-65%. Долги российских предприятий за газ к концу 2001 г. превысили 135 млрд. руб. (более 4,6 млрд. долл. по курсу декабря 2001 г.), из них почти половину составляла задолженность РАО «ЕЭС России». Из дебиторской задолженности около 15% приходилось на бюджетные организации федерального уровня, задолженность которых превысила тогда двухлетний срок2. Это обстоятельство в значительной мере тормозит реорганизацию компании из-за опасения потерять долги, которые неизбежно перейдут к государству. Всего потребители оплатили в 2001 г. 81% стоимости продукции ОАО «Газпром». Остальные платежи приходились на налоговые зачеты (4,8%), ценные бумаги (6,7%), бартер (4,2%) [3].

Огромную задолженность за газ имеет и ряд стран СНГ. В частности, по оценкам ОАО «Газпром», только долг Украины за газ достигает 2,8 млрд. долл.(1 млрд. долл. -долги украинского правительства, 800 млн. долл. - негосударственных трейдеров, и 1 млрд. долл. - штрафы и пени, а также самовольное изъятие газа из экспортных газопроводов, проходящих по территории Украины) [4]. Суммарный долг всех стран СНГ компании превысил уже 4 млрд. долл. [5]. Это вынуждает газовую промышленность прибегать к внешним заимствованиям в больших размерах, которые осуществляются преимущественно по связанным кредитам. В результате, реальный сектор России лишается заказов, а кредиты остаются на Западе. В итоге предприятия остаются без денег, казна без налоговых поступлений, а бюджетные организации без финансирования. Следует добавить, что страховые проценты по кредитам (помимо банковских ставок) обычно составляют не меньше 6% (в Германии - основном источнике кредитов для газовой промышленности, даже 18%).

Трудно поверить в длительное существование производства с таким дефицитом финансовых ресурсов, если не учитывать ряда внутренних и внешних обстоятельств. Они позволяют отрасли производить крупные заимствования из внешних источников, прежде всего, для реализации экспортных проектов. Однако эти источники не безграничны, а накопленные долги самой компании ощутимо сужают возможности отрасли по наращиванию ресурсной базы и развитию производства для удовлетворения нужд внутреннего рынка. Необходимо учитывать, что емкости рынков, на которые поставляется (или может поставляться) российский газ ограничены как физически, так и диверсификационными законодательствами. Немалую роль играют и факторы удаленности основных газодобывающих районов от центров потребления внутри России и тем более от внешних рынков. Это делает газ, добываемый в России, весьма дорогим по сравнению с другими конкурентами - Норвегией и Алжиром и снижает инвестиционные ресурсы отрасли. Таким образом, российский газовый комплекс, оставаясь наиболее благополучной отраслью национальной экономики, испытывает большие трудности дальнейшего развития, которое еще сравнительно недавно расценивалось как вполне благоприятное. На их фоне важно правильно оценить условия, гарантирующие устойчивое развитие газовой промышленности, и наметить ее перспективы в свете ожидаемых изменений на внутреннем и внешнем рынках.

Текущее состояние газовой промышленности. Россия обладает уникальными запасами природного газа (1-е место в мире) - разведанные запасы - 49,2 трлн. м3, прогнозные (вероятные) запасы - около 230-240 трлн. м3 [6]. Такое состояние запасов позволило начать в 70-е годы массовую ориентацию российских потребителей на природный газ за счет досрочного ввода в эксплуатацию уникальных месторож

2 В последний год ситуация значительно улучшилась, дебиторская задолженность отрасли к концу 2001 г. сократилась до 56,8 млрд. руб. (в том числе просроченная до 26,2 млрд. руб.).

дений в Западной Сибири. В результате были существенно сокращены затраты на добычу и транспортировку топлива, уменьшены расходы потребителей, резко улучшена экологическая обстановка в городах. После аварии на Чернобыльской АЭС ориентация на потребление газа еще более усилилась. Была сформулирована концепция «газовой паузы», в том числе для компенсации временной приостановки развития атомной энергетики. Вместе с тем переход на газ привел к снижению усилий по энергосбережению, сворачиванию работ по новым технологиям сжигания твердых топлив и очистке продуктов их сгорания. Кроме того, создание мощной газотранспортной системы, исходящей практически из одного региона (Западная Сибирь), потенциально уменьшает безопасность страны.

В 90-е годы наряду с нефтью укрепилось лидирующее положение природного газа как основного источника налоговых и валютных поступлений. Одновременно возник ряд факторов, которые постепенно привели к ухудшению экономического состояния газовой промышленности. Основным из них стало замораживание цен газа на внутреннем рынке после дефолта 1998 г. Это создало ненормальный диспаритет цен; газ стал стоить дешевле угля и мазута; при сохранении низких цен продолжали расти неплатежи, что ограничивало финансовые ресурсы отрасли и способствовало формированию негативного отношения к поставкам газа на внутренний рынок. Инвестиционные возможности отрасли еще более сократились. Вынужденные внешние заимствования отрасли к 2000 г. достигли более 10 млрд. долл., что стало отвлекать значительные средства из доходов отрасли на оплату долгов.

Все это в значительной степени осложнило положение газовой промышленности. Правда, в результате девальвации рубля в 1998 г. и в последующие годы затраты отрасли в долларовом исчислении сократились, а рост цен на мировых рынках нефти и газа после 2000 г. привел к росту доходности. Однако экономическая ситуация отрасли остается достаточно неясной в связи с размытостью активов и непрозрачностью финансовой отчетности

Кризисные явления постепенно нарастали в этой ранее наиболее благополучной отрасли. В результате недальновидной политики бывшего руководства ОАО «Газпром» газовая отрасль России вошла в сложный период своего развития, заключающийся, прежде всего, в неподготовленности ресурсной базы. С 1995 по 2000 г. из недр было извлечено почти 3,9 трлн. куб. м газа, в то время как разведанные запасы за этот же период сократились с 49,0 до 47,5 трлн. куб. м газа Крупнейшие месторождения Западной Сибири, обеспечивающие более 90% годовой добычи, вступили в зрелую фазу эксплуатации, и добыча на них начала снижаться. Для компенсации падающей добычи необходимы интенсификация геолого-разведочных работ, которыми пренебрегали в прошлые годы, и переход к освоению новых, более трудных месторождений, расположенных в сложных по природным и геологическим условиям арктических районах. К этому газовая промышленность и отечественное машиностроение оказались плохо подготовленными.

В табл. 1 приведены некоторые показатели, отражающие динамику развития газового комплекса России в последнее десятилетие.

Фонд эксплуатационных скважин с 1990 г. несколько увеличился, хотя средние дебиты в целом по отрасли уменьшились почти на 20%, что привело к снижению добычи и угрожает резким ускорением его темпов в недалеком будущем, если не будут приняты меры, чтобы предотвратить эти негативные явления. Объемы эксплуатационного бурения продолжают снижаться: если в 1990 г. они составили 1141 тыс. м, то в 2000 г. -

3 Правда, для российской газовой промышленности, имеющей срок обеспеченности разведанными запасами более 80 лет, это обстоятельство пока не имеет серьезного значения. Для сравнения в США, где добыча газа находится примерно на том же уровне, что и в России, сроки обеспеченности запасами, нач-иная с 30-х годов, держатся на уровне 10 лет, что считается вполне оправданным.

183 тыс. м. Еще хуже обстоит дело с разведочным бурением, объем которого сократился с почти 500 тыс. м в 1990 г. до 50 тыс. м в 1999 г.

Таблица 1

Показатели газового комплекса России в 90-е годы

Показатель 1992 г. 1994 г. 1996 г. 1998 г. 2000 г.

Прирост разведанных запасов, млрд. куб.м/год 1814,0 265,0 180,0 338,4 81,7

Добыча естественного газа, млрд. куб. м 641,0 607,0 601,0 591,0 584,0

в том числе: природный 609,0 581,0 575,0 564,0 555,0

нефтяной 32,0 26,0 26,0 27,0 29,0

Добыча газового конденсата, млн. т 9,5 7,7 8,3 9,2 10,4

Экспорт газа, млрд. куб.м 188,9 184,3 199 204 194

в том числе: СНГ 101,0 75,6 71 79 60

вне СНГ 87,9 108,7 128 125 134

Себестоимость добычи, долл. (цены 1998 г.)/1000 куб.м 4,6 4,3 5,9 4,6 3,2

Цена газа на внутреннем рынке, долл./1000 куб.м * 2,7 21,6 52,2 16,4 13,7

Экспортная цена газа, долл./1000 куб.м ** 75,4 72,2 85,9

Численность промышленнопроизводственного персонала, тыс. чел. 30,0 33,0 41,0 55,0 62,0

Производительность труда***, 106 куб.м /чел 20,3 17,6 14,0 10,3 8,95

* Для промышленности. Рассчитан ** Средневзвешенная цена экспортщ *** По добыче природного газа. о по текущем руемого газа ( у курсу доллар рассчитано по а. [7]).

Газопроводная система России включает 149 тыс. км магистральных газопроводов общей производительностью 750 млрд. куб. м в год, 235 компрессорных станций и 22 подземных хранилища газа с общим отбором активного газа 52,5 млрд. куб. м в 1999 г. Срок службы четвертой части газопроводов превысил 20 лет [8], а большая часть газопроводов работает на пониженных давлениях, чтобы уменьшить вероятность аварий, причинами которых являются коррозия, нарушение норм и правил при строительстве и ремонте, механические повреждения и недостаточное качество труб. Более 30% газоперекачивающих агрегатов исчерпали свой проектный ресурс [9].

Все эти обстоятельства усложняют положение отрасли. Недавно появились заявления руководства газовой промышленности о возможном сокращении поставок газа на внутренний рынок. Оценки ожидаемых объемов добычи газа в 2010 г. снизились до 630-650 млрд. куб. м [10], хотя еще в 1996-1998 гг. уверенно назывались значительно более высокие цифры: 700 млрд. куб. м в 2000 г. и 930 млрд. куб. м к 2015 г. [11].

В связи с нарастающей задолженностью потребителей за газ на внутреннем рынке и трудностями ее востребованности при современных экономических условиях интересы газовой промышленности постепенно сместились к экспортным поставкам, гарантирующим стабильный спрос, значительно более высокие цены и своевременную оплату. Поэтому инвестиционная политика газовой промышленности сконцентрировалась, прежде всего, на обеспечении экспортных проектов.

Сегодня реализуется нескольких крупных проектов, которые должны обеспечить стабильный или даже возрастающий уровень добычи газа в России в течение нескольких десятилетий. Наиболее крупный из них связан с освоением запасов газа на полуострове Ямал и его транспортировкой в европейскую часть России и на экспорт по вновь сооружаемому газопроводу Ямал-Европа. Общая стоимость проекта оценивается в 35-40 млрд. долл. [12] при стоимости самого газопровода более 14 млрд. долл. [13, рр. 62-65]. Этот проект предусматривает освоение месторождений Надым-Пур-Тазовского района и полуострова Ямал (с доведением добычи газа в этом районе до 175 млрд. куб. м в год к 2010 г.) и строительство системы газопроводов протяженностью свыше 4 тыс. км (по территории России 2900 км с тремя нитками газопроводов суммарной производительностью 83 млрд. куб. м в год; Белоруссии - 580 км и Польши - 665 км до границы с Германией, экспортная часть будет состоять из двух ниток, способных передавать до 67 млрд. куб. м в год).

Второй уникальный проект «Голубой поток» стоимостью от 3,3 до 5,0 млрд. долл. предусматривает прокладку газопровода в Турцию по дну Черного моря (длиной 397 км). Газопровод должен был вступить в строй еще в 2000 г., но в связи с возникшими финансовыми трудностями срок пуска газопровода отложен на более позднее время. За 25 лет российские поставки газа в Турцию составят 365 млрд. куб. м, или около 15% общего экспорта из России. Выручка оценивается в 25 млрд. долл. Прокладка этого газопровода способствует сдерживанию попыток стран Средней Азии и Ближнего Востока выйти на европейский рынок газа.

Третий проект ориентирован на осуществление поставок газа из Иркутской области (Ковыктинское месторождение) в Китай.

Начаты предварительные работы по освоению шельфов северных морей - Барен-цового, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова и Охотского, - где суммарные запасы нефти и газа оцениваются в 100 млрд. тут [14]. Создана Программа освоения ресурсов углеводородного сырья арктических морей до 2010 г. Предполагается, что к этому периоду в новом Северном нефтегазовом комплексе России будет ежегодно добываться 22 млн. т нефти и 56 млрд. куб. м газа. В частности, в 1995 г. ОАО «Газпром» и «Росшельф» подписали протокол о намерениях с компаниями «Коноко» (США), «Несте» (Финляндия), «Норск Г идро» (Норвегия), «Тоталь» (Франция) о совместной реализации проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3 трлн. куб. м. Подготовлено ТЭО проекта на поставку 20 млрд. куб. м газа из республики Саха (Якутия) в Южную Корею. Одновременно намечается газификация Хабаровского и Приморского краев [15].

Однако собственных финансовых ресурсов в полном объеме на осуществление этих проектов у ОАО «Газпром» не имеется. Единственная возможность для крупной инвестиционной деятельности заключается в привлечении иностранных инвесторов под залог действующих контрактов на поставки газа в дальнее зарубежье. Но это сопряжено с большими рисками для западных инвесторов, что сказалось в большой недооценке активов компании. По мнению специалистов, баррель углеводородного топлива из запасов ОАО «Газпром» в пересчете на стоимость акций компании составляет всего 3,5 цента, тогда как тот же баррель запасов Еххоп в США - 13 долл., т.е. в 354 раз дороже4.

Природный газ остается в стране самым дешевым топливом: по данным статистической отчетности за 1999 г., себестоимость добычи газа (в пересчете на нефтяной эквивалент) составляла 2,9 долл./тнэ (55 руб./1000 куб. м) по сравнению с 26,4 долл. для

4 Такая же ситуация складывается в РАО «ЕЭС России», где 1 кВт мощности оценивается в 70 дот. по сравнению, например, с 1772 долл. в испанской компании Endesa, не говоря уже о более крупных и преуспевающих компаниях США и Западной Европы [16].

сырой нефти и около 12,9 долл. для угля. В том же году средние затраты на транспортировку газа по магистральным газопроводам составили около 5,7 долл./тнэ. Принимая коэффициент 2 для затрат в распределение газа, получаем, что затраты на горелке у потребителя составляли около 17-18 долл./тнэ. Это оказывается ниже, чем стоимость мазута (оценка по сырой нефти) и стоимость угля (около 26 долл./тнэ при удвоении затрат на добычу с учетом транспорта [17]). С учетом эффективности сжигания газа эта разница становится еще больше.

В 1999 г. структура внутреннего потребления газа была следующей: 58,6% -выработка электрической и тепловой энергии, 14,1 - коммунально-бытовые нужды, 11,9 - технологические нужды промышленности, около 10% - собственные нужды газовой промышленности для перекачки газа по газопроводам. За прошедшее десятилетие она практически осталась неизменной и, скорее всего, будет достаточно стабильной в течение ближайших 15-20 лет.

Для устранения серьезных экономических трудностей и рисков в российской газовой отрасли необходимо четко представлять возможности и ограничения ее развития. Система оценки экономических возможностей отрасли по развитию добычи и транспортировки газа позволит определить перспективы отрасли до 2020 г. с учетом ожидаемой ситуации на мировых рынках энергоносителей и внутренней стратегии развития экономики страны и налогового и ценового регулирования.

Инвестиционные возможности газовой промышленности (попытки реконструкции для 2000 г.). Оценка инвестиционных возможностей отрасли является центральным моментом всех разработок, связанных с перспективами развития/ Однако доступность и прозрачность статистической информации о газовой промышленности оставляют желать лучшего. При этом различные источники часто дают противоречивые данные. Примером могут служить оценки экономического положения ОАО «Газпром» в 1998 г. двух крупнейших аналитических агентств -Morgan Stanley Dean Witter & Co. [18] и Fleming UCB Research [19]. Первое указывает величину чистой прибыли со знаком минус (-7,13 млрд. долл.), а второе - со знаком плюс (+0,27 млрд. долл.). Естественно, что при таких разных оценках состояния компании должны приниматься и различные решения о ее развитии на среднесрочную перспективу.

Из-за отсутствия достоверной информации о финансовом положении газовой промышленности автором предпринята попытка реконструкции финансовых потоков и оценки инвестиционных возможностей за 2000 г.6 Для этого на основании статистических данных о добыче газа и его распределении на экспорт и внутреннее потребление и информации об усредненных ценах была оценена общая выручка газовой промышленности. Из этой величины вычтены издержки добычи и транспортировки газа и получен доход отрасли до вычета налогов. Зная величину налоговой нагрузки, можно определить чистую прибыль, которая вместе с амортизационными отчислениями и возвратом части фонда воспроизводства материальносырьевой базы (сегодня уже отмененного) дает ориентировочную оценку инвестиционных ресурсов отрасли. Эти ресурсы сопоставляются с потребными капиталовложениями. При наличии задолженности величина инвестиционных ресурсов должна быть уменьшена на сумму ежегодных выплат по долгам. В конечном итоге

5 Инвестиционные возможности складываются из трех основных источников: собственные средства (амортизационные отчисления; фонды, отчисления в которые включаются в себестоимость продукции; чистая прибыль), акционерный капитал, предусматривающий выплату дивидендов из чистой прибыли, и средства заимствования, обязывающие выплату долгов и банковских процентов из чистой прибыли в соответствии с установленными условиями. В конечном итоге руководство компании должно выбрать оптимальный вариант инвестиционного процесса, гарантирующий максимальную эффективность компании и снижение рисков.

Аналогичный подход использован автором при анализе состояния и перспектив нефтяной и нефтедобывающей промышленности России в среднесрочной перспективе [20].

величина инвестиционных ресурсов является движущей силой развития газовой промышленности в последующие годы. На величину инвестиционных ресурсов оказывает влияние ряд экзогенных факторов, которые определяют сущностные параметры производственного процесса, а именно ценовые индикаторы, динамику издержек и капиталовложений, величину налоговой нагрузки и т.п. Варьируя экзогенные параметры, можно определить возможности отрасли, увязывающие условия балансирования спроса и предложения и финансовые ресурсы для развития добычи и транспортировки газа. Все расчеты выполнены в долларовом исчислении.

Цены на природный газ могут быть разделены на две категории: внутреннего рынка и экспортные. В течение последних лет цены на газ были заморожены, что привело к постепенному сокращению внутренней цены газа с 45 долл./1000 куб. м в 1996 г. до 14-15 долл. в 2000 г. В результате, после девальвации рубля в августе 1998 г., реальная цена газа для предприятий-экспортеров упала в 4,5 раза, а для предприятий, работающих на внутренний рынок - в 2 раза. Реальные доходы газодобывающих предприятий при этом сократились вдвое. Такое положение не могло не привести к значительному сокращению доходов от продаж на внутреннем рынке. Ситуация на внутреннем рынке медленно начала изменяться только после 2000 г., однако диспаритет цен продолжает сохраняться. Для ликвидации сложившейся диспропорции ОАО «Газпром» предложил программу поэтапного повышения цен на газ в 2000-2010 гг., которая должна обеспечить выход к концу периода на цены самофинансирования, т.е. 42-49 долл./1000 куб. м по курсу на середину 2000 г. Существуют предложения по дальнейшему повышению цен до уровня net-back цен на рынке Западной Европы. Это улучшит экономическое положение отрасли, но приведет к значительному ухудшению социального и экономического положения в стране.

Как известно, цены на экспортируемый газ связаны с ценой сырой нефти, которая в период 1998-2000 гг. возросла с 12 до 25 долл. за баррель. Однако в отличие от нефти, цены газа существенно зависят от условий конкретных сделок. Они обычно составляют 75-80% цены нефти (в пересчете на энергетический эквивалент). По данным таможенной статистики, цены газа в 2000 г. при поставках в Европу находились в диапазоне 70-75 долл. за 1000 куб. м, а в страны СНГ - 35-40 долл. за 1000 куб. м (включая оплату транзита по территории Украины и Молдавии).

Заметим, что ОАО «Газпром» выступил с инициативой создания международного картеля экспортеров газа и изменения порядка установления цен на газ. Цель - сделать свободной цену газа от цены сырой нефти и перейти к ценообразованию на основе расходов, необходимых для освоения и строительства новых газопроводов

[21]. Однако эта идея пока не получила поддержки, так как в рамках либерализации европейского рынка газа предполагается переход на спотовую торговлю на отдельных сегментах рынка газа взамен долгосрочных контрактов.

В 2000 г. за поставки газа в страны Европы было получено более 9 млрд. долл.

[22], и в страны СНГ - около 2,3 млрд. долл. Общая выручка от продажи газа в 2000 г. на внутреннем и внешнем рынках достигла примерно 17 млрд. долл.

Издержки добычи и транспортировки газа оценены по данным статистической отчетности [23]. В 2000 г. затраты на добычу (без налогов в себестоимости) газа составляли в среднем около 2,7 долл./1000 куб. м, т.е. в целом около 1,5 млрд. долл. Затраты на транспортировку газа (без налогов в себестоимости) оцениваются статистикой в 3,0 млрд. долл. при объеме газотранспортной работы в 2000 г. -1171 млрд. т км [24]. Отсюда удельные затраты равны 2,6 долл./тыс. т-км при средней дальности транспортировки газа в России примерно 2200 км.

Налоговая нагрузка. Газовая промышленность на протяжении 90-х годов оставалась самым крупным налогоплательщиком. В 1998 г. платежи газовой промыш

ленности в бюджеты всех уровней составили 109,4 млрд. руб. (более 10 млрд. долл. по среднегодовому курсу 1998 г.)7, которые распределялись следующим образом

[25]:

%

НДС 18,9

Акцизный сбор 39,8

Налог на прибыль 10,7

Отчисления на восполнение

минерально-сырьевой базы 1,9

Прочие отчисления и

платежи 28,7

Налоговые платежи в 2000 г. составили свыше 230 млрд. руб. (8,2 млрд. долл.)

[26], что определяет 48-процентную долю налогов в суммарной выручке.

Прибыль. В результате выполненных оценок величина чистой прибыли, полученной газовой промышленностью от основной деятельности в 2000 г., составила 4,3 млрд. долл.

Ориентировочная оценка доходов и расходов газовой промышленности России в 2000 г., млрд. долл.

Выручка от основной деятельности 17,0

в том числе:

экспорт 11,3

внутренний рынок 5,5

продажа конденсата 0,2

Издержки 4,5

в том числе:

добыча газа 1,5

транспорт газа 3,0

Налоговая нагрузка 8,2 (48%)

Чистая прибыль 4,3

Амортизационные отчисления. В статистической отчетности о издержках добычи и транспортировки газа (см. выше) доля амортизационных отчислений составляет соответственно 18,4 и 11,6%, что дает абсолютную величину амортизационных отчислений в 2000 г. в размере 0,6 млрд. долл.'8 В дальнейших расчетах указанные доли амортизационных отчислений условно приняты постоянными для всего периода до 2020 г., что является, по-видимому, большим упрощением, особенно в сценариях со снижением издержек, но не вносит больших искажений.

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы составляет незначительную величину в инвестиционных ресурсах газовой промышленности, тем более, что отрасли возвращается только 60% суммарных отчислений в этот фонд (с 2002 г. фонд упразднен).

Погашение долгов «съест» значительную часть инвестиционных ресурсов, особенно до 2010 г., когда будут происходить основные выплаты по текущим долгам. Неблагоприятное финансовое положение заставило ОАО «Газпром» в течение 1998-2002 гг. часто прибегать к внешним заимствованиям. Это осложняет инвестиционную ситуацию в отрасли (например, в ближайшие годы компания должна выплачивать около 2,5-3,0 млрд. долл. ежегодно по уже существующим долгам). Предполагается, что внешняя задолженность не будет увеличиваться и не превысит 10-11 млрд. долл.

7 Второе место среди отраслей ТЭК по налоговым платежам занимала нефтяная промышленность (42,9 млрд. руб.), которая ненамного опережала электроэнергетику (41,2 млрд. руб.). Поступления от угольной промышленности составили всего около 8 млрд. руб. [25].

8В работе [27] дана другая оценка амортизационных накоплений в этом году — 1,3 млрд. долл..

Оценка инвестиционных ресурсов. Возможности газовой промышленности инвестирования за счет собственных средств в 1997-1999 гг. снизились с 5,5 млрд. долл. до 3,5 млрд. долл. По оценке руководства ОАО «Газпром», финансовые возможности компании в 2000 г. были эквивалентны только 58% общей потребности в капиталовложениях [28]. В этот период цены на внешнем и внутреннем рынках оставались низкими.

Оценка инвестиционных ресурсов от основной деятельности в газовой промышленности в 2000 г. составила в млрд. долл.:

Чистая прибыль 4,30

Амортизационные отчисления 0,60

Фонд воспроизводства материально-

сырьевой базы (60%) 0,03

Итого собственные ресурсы до уплаты долгов 4,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выплата долгов 2,50

Инвестиционные ресурсы (85%) ~2,10

Если принять, что на инвестиции было израсходовано около 85% собственных средств, то инвестиции в 2000 г. составили около 2,1 млрд. долл.

В последующие годы мировые цены на нефть начали интенсивно расти, что привело к значительному улучшению экономического положения газовой отрасли.

Распределение инвестиционных ресурсов. В 90-е годы в связи с ослаблением роли государства в регулировании хозяйственной деятельности и проведением рыночных реформ для многих предприятий открылись возможности направления своих свободных финансовых ресурсов в области с более высокой и быстрой отдачей, прежде всего, в финансовый сектор. Это происходило и в ОАО «Газпром» (рис. 1). До дефолта 1998 г. вложения компании в портфельные инвестиции, как дающие более высокий и гарантированный доход стали наращиваться быстрее, чем вложения в основной капитал. После дефолта все инвестиции упали в несколько раз, но затем, возможно, в связи с приходом в ОАО «Газпром» нового руководства портфельные инвестиции сократились до незначительной величины, а инвестиции в основной капитал стали доминирующими.

Млрд. долл.

3,5

1993 1995 1997 1999

Рис. 1. Динамика инвестиций в газовую промышленность:

■ краткосрочные; ЕЭ долгосрочные; ^ в основные фонды

Кроме того, практикуется система оплаты газа компаниями-потребителями за счет части собственного акционерного капитала, в результате ОАО «Газпром» стал собственником (или пайщиком) ряда непрофильных для него предприятий, к тому же находящихся не в лучшем финансовом положении. На начало 2000 г. ОАО «Газпром» имело капиталовложений в 1076 хозяйствующих объектах объемом около 40 млрд. руб. Однако в последние два года эта тенденция ослабевает. ОАО «Газпром» уже изъял свои активы из 100 предприятий и до конца 2002 г. намерен довести их число до более 200 [29].

Собственные средства должны направляться, главным образом, на инвестиции в основной капитал. Ориентировочные оценки показывают, что инвестиционный спрос газовой промышленности в 2000 г. может быть оценен в 3 млрд. долл., из которых примерно 450 млн. долл. приходится на разведочно-поисковые работы, 790 млн. долл. - добычу газа, 1,3 млрд. долл. - газотранспортную систему и остальные 450 млн. долл. - прочие сферы производственной деятельности: переработку и хранение газа, машиностроение и т.п. При этом спрос на инвестиционные ресурсы превышал величину собственных ресурсов отрасли на 0,9 млрд. долл., т.е. треть инвестиций должна была обеспечиваться за счет заимствований или быть перенесенной на более поздние сроки.

Оценка инвестиционного спроса в газовой промышленности в 2000 г. составила в млрд. долл.:

Собственные инвестиционные ресурсы 2,10

Требуемые капиталовложения 3,00

в том числе:

разведочные работы 0,45

добыча 0,79

транспорт 1,30

прочие 0,46

Недостаток собственных средств -0,90

Для сравнения расчеты, выполненные в [27], указывают на наличие остаточной прибыли до уплаты долгов по кредитам в размере 5,5 млрд. долл.9 (аналогичная величина, по нашим оценкам, составляет 4,9 млрд. долл.). По заявлению члена правления ОАО «Газпром» г-на А. Семеняки, чистая прибыль компании по итогам 2000 г. составила, по крайней мере, 2 млрд. долл. [30] (по нашей оценке, около 2,1 млрд. долл.). Если имеется в виду остаток прибыли после вычета капиталовложений, то и эта оценка хорошо согласуется с нашими расчетами.

Таким образом, изложенный метод оценки инвестиционных ресурсов газовой промышленности обеспечивает достаточно высокую достоверность получаемых расчетных результатов. Это принципиально важно, так как перспективы развития газовой промышленности в дальнейшем основаны на аналогичных рассуждениях, которые оформлены в виде динамической интерактивной модели. Цель модели заключается в выборе такой траектории развития добычи газа, которая позволит определить при заданных экзогенных управляющих параметрах удовлетворительную стратегию развития отрасли путем поддержания на минимально допустимом уровне ежегодного остатка собственных средств после всех выплат и капиталовложений.

Перспективы развития газовой промышленности России. Основной доход отрасль получает за счет продажи газа на внешнем рынке, поэтому целесообразно кратко рассмотреть ситуацию с его экспортом.

Стратегия России на мировых рынках природного газа. Мировой рынок природного газа - один из главнейших элементов российской внешнеполитической стратегии. В 2000 г. экспорт газа составил 208 млрд. куб. м на сумму более 11 млрд. долл.

9 В работе [27] оценки выполнены раздельно: для внутреннего рынка в рублевом эквиваленте, внешнего — в долларовом. При пересчете в долларовый эквивалент суммарный итог составляет 5,5 млрд. долл.

На рынке стран СНГ Россия стремится оставаться монопольным его поставщиком. Другие страны СНГ, располагающие запасами природного газа (Туркмения, Казахстан и Азербайджан) не имеют развитой инфраструктуры для выхода на рынки соседних стран. В 2000 г. в связи с временным отставанием собственной добычи газа были возобновлены поставки туркменского газа в Россию (начиная с 20 млрд. куб. м в 2000 г. и с последующим увеличением до 60 млрд. куб. м, что составляет более 90% годовой добычи газа в Туркменистане).

Неудачно складывались отношения с Украиной, через территорию которой проходит более 90% экспорта газа в Европу. В последние годы ОАО «Газпром» систематически обвиняет Украину в хищении газа (по некоторым оценкам, в зимний период несанкционированные отборы газа составляют заметную величину: только в первом квартале 2000 г. их величина достигла примерно 7 млрд. куб. м газа, т.е. около 15% годового импорта из России). Поэтому было принято решение о сооружении двух новых газопроводов минуя Украину: Ямал - Западная Европа и «Голубой поток», а в будущем, возможно, и Балтийский газопровод по морю на север Германии. Это позволит довести транзит газа по одному направлению до 30-40%, что повысит надежность поставок газа на европейский рынок, а также сократит зависимость России от соседних стран.

На западноевропейском рынке происходит активное приспособление российских экспортеров газа к «газовой директиве» Евросоюза, предусматривающей либерализацию европейского газового рынка путем создания конкурирующих между собой компаний. За счет этого цены на газ неизбежно начнут снижаться. В свете новых перспектив ОАО «Газпром» предпринимает попытки активного внедрения на внутренние рынки Европы путем создания смешанных компаний. Одновременно ожидается дальнейший рост продаж российского природного газа в Европе (с 129 млрд. куб. м в 2000 г. до 200-210 млрд. куб. м к 2010 г. и 250-300 млрд. куб. м к 2020 г.).

Европейский рынок остается наиболее привлекательным для российских экспортеров газа. По зарубежным прогнозам, спрос на природный газ в Европе к 2010 г. может возрасти до 500-550 млрд. куб. м. При этом основным фактором роста потребления газа будет электроэнергетика, потребление газа которой возрастет с 1995 г. почти в 3 раза - с 65 до 170 млрд. куб. м в год [31].

В последние годы ведутся активные разговоры о выходе России на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона путем прокладки газопроводов из Иркутской области (Ковыктинское месторождение) в Китай, с месторождений сахалинского шельфа в Японию и республику Корея, из Якутии в Китай и республику Корея. По оценкам, суммарный поток газа на экспорт в восточном направлении к 20152020 гг. может достигнуть 70 млрд. куб. м в год. Большую неопределенность во всех прогнозах составляют цены на газ, которые с некоторым лагом привязаны к ценам на нефть. Существует множество оценок перспективных мировых цен на нефть (табл. 2), которые варьируют в пределах 20-30 долл. за баррель (скорее всего, вероятен медленный рост цен в этом диапазоне).

В итоге, по нашим оценкам, экспортные возможности России в перспективе можно представить следующим образом (табл. 3) [31].

Конечно, реализация этих возможностей потребует больших усилий как отрасли, так и государства, которое должно выступать гарантом экспортных сделок, учитывая доходы, получаемые от экспорта газа. В течение ближайших десятилетий практически не существует продукции, экспорт которой может сравниться по объемам и эффективности с экспортом газа.

Таблица 2

Прогнозные оценки мировых цен на нефть, долл./барр.

Источник Дата прогноза 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Министерство энергетики США базовый вариант апрель 2000 г. 20,49 21,00 21,53 22,04

высокая цена 24,16 26,31 27,86 28,04

низкая цена 14,90 14,90 14,90 14,90

Standard&Poor's Platt's октябрь 1999 г. 15,70 16,66 18,58 19,94

WEFA Group октябрь 1999 г. 16,54 18,62 19,28 19,77

Deutsche Bank Alex. Brown, Inc. (DBAB) декабрь 1999 г. 17,57 17,86 17,84 18,20

Международное энергетическое агентство (МЭА) ноябрь 1998 г. 20,47 20,47 30,10 30,10

Natural Resources Canada апрель 1997 г. 20,97 20,97 20,97 20,97

Gas Research Institute (GRI) (США) январь 2000 г. 17,90 17,90 17,90 -

Petroleum Economics, Ltd. (PEL) февраль 2000 г. 16,78 14,78 - -

Petroleum Industry Research Ass (PIRA) октябрь 1999 г. 19,75 20,64 - -

Таблица 3

Прогноз экспортных возможностей России, млрд. куб. м

Экспорт 2005 г. 2010 г. 2020 г.

В страны бывшего СССР 78-82 85-95 95-100

В дальнее зарубежье 145-156 175-205 205-280

Итого экспорт 223-238 260-300 300-380

в том числе:

из европейской части России 223-233 245-270 265-310

из Сибири и Дальнего Востока 0-5 15-30 35-70

Сценарии развития газовой промышленности до 2020 г. Перспективы развития газовой промышленности зависят от большого числа факторов: темпов экономического развития страны, экспортной политики, темпов инфляции и изменения курса доллара, цен газа на внутреннем и внешнем рынках, тенденций изменения затрат на добычу и транспортировку газа, налоговой нагрузки и др. В конечном итоге сформированы два основных сценария, соответствующие различным темпам экономического развития страны в рассматриваемой перспективе, - относительно пониженных темпов роста и повышенных темпов роста. Сценарий пониженных темпов роста исходит из сохранения разрыва в душевом потреблении ВВП между Россией и ведущими индустриальными странами на уровне 2000 г. при условии, что развитые страны сами имеют низкие темпы экономического развития. В сценарии повышенных темпов роста предполагается, что к 2020 г. душевые показатели ВВП по России и развитым странам соответствуют соотношению 1990 г., т.е. примерно 1:2, при повышенных темпах роста развитых стран.

В каждом сценарии рассчитаны варианты развития газовой промышленности с учетом одной из трех различных тенденций изменения удельных издержек и капиталовложений: неизменные издержки (ухудшение горно-геологических условий добычи газа компенсируется научно-техническим прогрессом в этой области); растущие (научно-технический прогресс не перекрывает полностью ухудшения горно-геологических условий); снижающиеся (прогресс не только компенсирует ухудшение условий добычи газа, но и способствует сокращению удельных затрат). Последняя ситуация была характерна для 90-х годов, когда затраты на добычу нефти и газа в мире сократились в несколько раз [32]. Все расчеты выполнены при цене нефти на мировом рынке 25 долл./барр., как наиболее вероятной для предстоящего периода времени. Объемы экспорта газа в обоих вариантах приняты

близкими к предельным.

На внутреннем рынке спрос зависит от темпов экономического развития, а для изменения цен был выбран неблагоприятный случай, когда внутренние цены выходят на сопоставимый уровень мировых только к 2020 г. Естественно, при более быстром росте внутренних цен экономическая ситуация в газовой промышленности только улучшается. Ресурсные ограничения не рассматриваются, так как до 2020 г. они не будут играть существенной роли в сдерживании добычи газа.

Для проверки устойчивости прогнозов расчеты выполнены также для наиболее «трудных» ситуаций - цена нефти падает до 15 долл./барр. и остается такой на протяжении всего периода, а цены на внутреннем рынке достигают уровня, сопоставимого с мировыми ценами только к концу периода.

В табл. 4 сгруппированы основные факторы, отражающие специфику рассматриваемых сценариев развития газовой отрасли.

Таблица 4

Технико-экономические параметры сценариев развития газовой промышленности

Фактор Сценарий темпов экономического развития

пониженных повышенных

Среднегодовые темпы экономического развития, % в год 3,5 5,5

Эластичность потребляемого внутри страны газа от ВВП, % к % +0,7 +0,7

Цена нефти на мировом рынке, долл./барр. 25 25

Сближение внутренних цен на газ с мировыми, год 2020 г. 2020 г.

Примечание. Удельные издержки и капиталовложения в обоих сценариях растут, постоянны, снижаются.

Расчеты показывают, что при соответствующей организации управления газовой промышленностью в России существуют благоприятные условия для наращивания добычи газа в рассматриваемой перспективе. Под благоприятными условиями здесь понимаются сохранение умеренных цен на нефть и газ на мировом рынке, систематический рост цен на внутреннем рынке, гибкая налоговая политика, постоянное внимание к издержкам отрасли. Эти условия могут гарантировать получение достаточных ресурсов для устойчивого финансирования отрасли в течение всего периода. Естественно, налоговые поступления сильно зависят от эффективности отрасли, что должно заставить государство внимательно отслеживать ситуацию в газовой промышленности и принимать упреждающие меры, чтобы обеспечить надлежащий уровень поступлений в бюджет. Налоговая нагрузка на отрасль выполняет двоякую роль: с одной стороны, через цены внутреннего рынка регулирует спрос на газ со стороны потребителей, с другой - определяет величину поступлений с налоговыми платежами.

Можно ожидать, что добыча природного газа в России будет возрастать по мере роста экономики. По нашим прогнозам, добыча газа достигнет 700-750 млрд. куб. м к 2010 г. и увеличится до 880-1030 млрд. куб. м к 2020 г/0 При этом внутреннее потребление составит 450-500 млрд. куб. м и 560-720 млрд. куб. м соответственно. В верхней части рис. 2 показаны ожидаемые уровни добычи газа, внутреннего потребления и экспорта для сценария неизменных удельных затрат и капиталовложе

10 По оценкам специалистов Института геологии нефти и газа СО РАН, добыча газа к 2020 г. должна быть доведена до 840-850 млрд. куб. м [33]. С нашей точки зрения, авторы этого прогноза исходят из слишком оптимистичных оценок суммарного энергопотребления, что потребует необыкновенно высоких темпов энергосбережения, которые вряд ли достижимы вообще и в России в частности.

ний на добычу и транспортировку газа. а)

б)

Млрд. куб. м

Добыча и потребление газа Млрд. куб. м

1200

1000

800

600

400

200

0

1998 2000 2005 2010 2015 2020

Год

Млрд. долл.

- добыча газа; -▲- внутреннее потребление; -■- экспорт газа

Структура выручки Млрд. долл.

ЕЭ внутренний рынок; Ш экспорт;

продажа газового конденсата

Млрд. долл

400-.

3002001000

2000-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020

Распределение выручки

Млрд. долл.

400

300 -200 100 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год

2000-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020

Q выручка; g] капиталовложения; Щ налоговые поступления

Рис. 2. Сценарии пониженных (а) и повышенных (б) темпов развития газовой промышленности России до 2020 г. при цене нефти на мировом рынке 25 долл./барр. и неизменных удельных затратах

За рассматриваемый 20-летний период будет добыто около 20 трлн. куб. м газа, что составит более 40% текущих разведанных запасов газа. Учитывая, что оценка прогнозных запасов газа в России - более 200 трлн. куб. м, то даже с учетом самого неблагоприятного положения дел с переводом прогнозных запасов в категорию разведанных, рано говорить о сокращении добычи газа в России по ресурсным соображениям.

В свете ожидаемых цен на газ на внутреннем и внешнем рынках суммарная выручка отрасли при ценах на нефть около 25 долл./барр. должна возрасти с 17 млрд. долл. в

2000 г. до 40-43 млрд. долл. к 2010 г. и 60-65 млрд. долл. к 2020 г. Сохраняющийся разрыв в ценах внутреннего и внешнего рынков продолжит оказывать влияние на структуру выручки. Доля внутреннего рынка будет медленно возрастать с 30% в настоящее время до примерно 40% к 2020 г. Как и сегодня, основную долю выручки обеспечит экспорт газа (см. среднюю часть рис. 2).

Для обеспечения прогнозируемой программы развития газовой промышленности потребуются следующие капиталовложения:

Годы 2000-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020

Млрд. долл. 27-30 45-52 50-60 50-70

Можно считать, что увеличение инвестиций в газовую промышленность до 7 млрд. долл. в год к 2005 г. и до 10 млрд. долл. после 2010 г. гарантирует газовую промышленность от сокращения в связи с нехваткой капиталовложений.

Наиболее характерным показателем благополучия отрасли является величина возможного изъятия через налоговые поступления. Ожидается, что при базовой цене нефти на внешнем рынке 25 долл./барр. и неизменных удельных затратах налоговые поступления будут возрастать от 60 млрд. долл. за период 2000-2005 гг. до 200-220 млрд. долл. в 2016-2020 гг., т.е. в 3,3-3,6 раза (для сравнения рост добычи газа за этот же период достигает всего 1,6-1,9 раза (см. нижнюю часть рис. 2). Такое существенное улучшение экономического положения отрасли объясняется по сути дела двумя факторами: увеличением экспорта газа и улучшением ситуации на внутреннем рынке за счет роста цен к концу периода до уровня, сопоставимого с мировыми ценами.

Естественно, что налоговые поступления и налоговая нагрузка сильно зависят от эффективности газовой промышленности. Для иллюстрации этого положения были оценены возможные налоговые изъятия при различных вариантах изменения затрат на добычу и транспорт газа в сценарии высоких темпов экономического развития. Результаты показаны на рис. 3, откуда видно, что разнонаправленность тенденций изменения затрат в конечном итоге приводит к почти двукратному разрыву в величине налоговых поступлений. В частности, если налоговые поступления в 2000 г. составляли 7,7 млрд. долл., то при тенденции роста затрат они составят в 2010 г. 21 млрд. долл., а в 2020 г. - 25 млрд. долл. При сокращении затрат эти величины составляют 26 млрд. долл. и 50 млрд. долл., соответственно.

Млрд. долл.

Год

Рис. 3. Величина ежегодных налоговых поступлений от газовой промышленности в 2000-2020 гг., когда затраты: растут; еэ постоянны; ^ снижаются;^ растут при цене на нефть 15 долл./барр.

Огромный разрыв в налоговых платежах указывает на целесообразность всемерного сокращения затрат. При этом инициатива должна принадлежать государству, так как потери государства оцениваются до 2010 г. миллиардами долларов в год, а к 2020 г. - уже несколькими десятками миллиардов. Это означает, что в ин

тересах государства расходовать небольшую часть средств от налоговых поступлений на научно-технические разработки по снижению затрат и капитальных вложений в отрасли. Опыт западных стран в 90-е годы показывает, что эта задача вполне реальна и требует несравнимо меньше затратных средств, чем будет получено от налоговых поступлений.

Интересно, что если мировые цены на нефть (а следовательно и на газ) будут находиться на низком уровне (например 15 долл./барр. в течение всего периода), что все же маловероятно, то даже в наименее благоприятном случае, когда затраты в отрасли будут возрастать, налоговые поступления могут составить около 10 млрд. долл. ежегодно без существенного влияния на возмещение затрат отрасли, хотя налоговая нагрузка на отрасль должна будет постоянно снижаться. Сохранение в этом крайнем случае налоговой нагрузки и внутренних цен на постоянном уровне лишит отрасль после 2010 г. средств для развития и приведет к неизбежному быстрому сокращению добычи газа.

На рис. 4 даны величины налоговой нагрузки в различных вариантах сценария высоких темпов роста. Если сегодня налоговая нагрузка в суммарной выручке составляет около 50%, то перспективы изменения этого показателя определяют эффективность усилий отрасли по сокращению затрат. При постоянных затратах налоговая нагрузка должна медленно нарастать до примерно 60% к 2020 г. Если затраты будут снижаться, то появится возможность наращивать налоговую нагрузку даже до 75%. При росте затрат налоговая нагрузка будет находиться на постоянном уровне до 2015 г., а затем должна быть снижена до 40%, чтобы не создавать затруднений в обеспечении газом экспортных поставок и внутреннего рынка. При низких ценах на мировом рынке нефти и росте затрат в отрасли налоговая нагрузка должна систематически снижаться и составить 20% к концу периода.

Доля нагрузки, %

80 60 _ 40 _ 20 0

Год

2000 2005 20 10 201 5 2020

Рис. 4. Изменение налоговой нагрузки от ситуации в газовой промышленности и цен на мировом рынке, когда затраты:

-♦- растут; -■- постоянны; -▲- снижаются; — растут при цене на нефть 15 долл./барр.

Рассмотренные варианты развития газовой промышленности позволяют сделать следующие выводы:

- в связи с экономическим ростом спрос на газ на внутреннем рынке будет постоянно нарастать;

- при умеренных ценах на нефть на мировом рынке (около 25 долл./барр.) и умеренных темпах приближения внутренних цен к ценам мирового рынка можно избежать кризисных ситуаций в российской газовой промышленности;

- затраты на добычу и транспортировку газа будут определять возможности пополнения государственного бюджета: к 2020 г. разрыв в получении налоговых платежей от отрасли может достигнуть двукратного значения в зависимости от того, сни

жаются или растут удельные затраты в отрасли. На это обстоятельство должно быть обращено особое внимание, и государство должно инициировать и поддерживать усилия отрасли по сокращению своих издержек, так как это окупится многократно.

Таким образом, анализ финансово-экономического состояния газовой промышленности в России показывает, что в перспективе при соответствующей организации взаимодействия государства и компании трудностей с поставками газа для внутреннего рынка и на экспорт можно избежать. Кроме того, налоговые поступления будут устойчиво возрастать. Однако для этого требуется структурная реформа ОАО «Газпром» с целью усиления влияния государства на газовую отрасль.

Учитывая чрезвычайную важность газовой промышленности для экономики и безопасности страны, государство должно внимательно следить за ситуацией в отрасли и заблаговременно вносить коррективы в государственную и отраслевую политику, чтобы избежать появления кризисных ситуаций, которые способны на длительное время дестабилизировать экономику. Роль государства должна быть сконцентрирована на следующих проблемах отрасли:

- обеспечении прозрачности финансово-экономической отчетности - раздельно объектов основного производства и отрасли добычи и транспортировки газа;

- гибкой налоговой политике;

- создании равновыгодных условий доступа к трубе всех производителей газа;

- инициировании усилий по снижению затрат в отрасли;

- ценовой реформе в российской энергетике, направленной на решение трех задач: обеспечение самофинсирования отраслей энергетики, регулирование спроса на энергоносители с учетом обеспеченности их запасами и доступности и обоснованное (справедливые) поступления с налоговыми платежами. При этом установление паритета между газом и углем совсем необязательно должно быть направлено на увеличение цены газа, вполне возможным и оправданным может оказаться необходимость снижения цены угля, которая содержит значительную величину неоправданных расходов;

- разработке программ снижения рисков нарушения снабжения газом потребителей внутреннего рынка и экспортных поставок;

- осторожном подходе к вопросам приватизации отрасли (только после завершения реформирования электроэнергетики), чтобы не оказаться в еще более сложном положении;

- становлении практики разработки оптимальных перспективных топливноэнергетических балансов, как инструмента долгосрочной государственной политики в области энергоснабжения страны;

- принятии законов против коррупции в бизнесе, предусматривающих соизмеримость наказания с преступлением, участие правительства в разбирательствах по крупным делам о мошенничестве в бизнесе, функции и права миноритарного меньшинства в акционерных компаниях и подготовку судов по применению этих законов.

Литература

1. http://www.gazprom.ru/rus/about/

2. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ». № 890 от 25 июля

1998 г.

3. АК&М от 27.02.2001.

4. «Известия» от 13.01.2000.

5. Ремизов В.В. ИНТЕРФАКС-АНИ, 12 апреля 2000 г.

6. ОАО «Газпром». Ресурсная база и разведка (http://www.gazprom.ru/rus/product/razvedka.php).

7. Топливо и энергетика России. Справочник под ред. А.М. Мастепанова. М.: Минэнерго РФ, 2001.

8. РНБ. № 60. 1995 г., октябрь

9. Шмаль Г., Иванцов О. Мониторинг коррозионный плюс экологический //Нефть России. 1996. №3-4.

10. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России. Минтопэнерго РФ //

Нефтегазовая вертикаль. Спец. выпуск №1(39). 2000.

11. Ремизов В.В. Газовая промышленность России и ее развитие на пер-иод до 2015 г. // Газовая промышленность. 1997. №1.

12. Финансовые Известия. № 59, 6 июня 1996 г.

13. Surovtsev, D. Gazprom Follows Unique Course to Privatization, O&GJ, Mar. 25, 1996.

14. Деловой Мир, 10 февраля 1996 г.

15. Шаталов А. ТЭК России остается привлекательным для западного капитала // Финансовые Известия, 22 марта 1996 г.

16. Браудер У. Цена коррупции //Ведомости. 2000. 11 мая.

17. Ковальчук А.Б., Репин Л.Н. Проблемы и перспективы развития угольной промышленности России до 2010 года. Доклад на Открытом семинаре «Экономические проблемы энергетического комплекса». М.: ИНП РАН. 2001.

18. Morgan Stanley Dean Witter. Gasprom, Aug. 16, 1999.

19. Fleming UCB Research. Gasprom, Feb. 5, 1999.

20. Синяк Ю.В. Нефть и газ на внешнем и внутреннем рынках: возможности и ограничения // Проблемы прогнозирования. 2000. № 6.

21. «Известия» от 1 июня 2000 г.

22. http://www.gasprom.ru/rus/finances/fin_pok.php

23. Отчетность по форме 5з. М.: Госкомстат РФ, 2000.

24. Транспорт и связь. Стат. сбор. М.: Госкомстат РФ, 2001.

25. Топливно-энергетический комплекс России: состояние, тенденции, перспективы. // Энергетическая политика. Приложение. М.: ОАО «ВНИИЭОЭНГ», 1998.

26. http://www.gasprom.ru/rus/finances/taxes.php

27. Волконский В.,Кузовкин А. Цены на энергетические ресурсы в России и зарубежных странах // Экономист. 2000. № 11.

28. Родионов П. Выступление на Петербургском экономическом форуме, июнь 2000 г.

29. Казаков А. Член правления ОАО «Газпром», пресс-конференция, июнь 2000 г.

30. ПРАЙМ-ТАСС от 22.11.2000 г.

31. Синяк Ю.В., Некрасов А. С. Экспортная политика России на мировых энергетических рынках // Проблемы прогнозирования. 2000. № 1

32. Business Week, Nov. 3, 1997.

33. http://gazeta.priroda. ru/index.php&act=view&g=1 &r=1398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.