Научная статья на тему 'Газификация АЗС или оптимальный выбор ГрК…'

Газификация АЗС или оптимальный выбор ГрК… Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Игорь Селин

В сопоставлении с действующими ценами на бензин и газ эксплуатация автомобиля на СУГ (сжиженный углеводородный газ) приносит около 40% экономии. Поскольку по своим характеристикам к бензину наиболее близка именно смесь пропана и бутана, то для её использования капитальных переделок в устройстве автомобиля не требуется, поэтому СУГ является наиболее перспективным альтернативным топливом для заправки автотранспорта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газификация АЗС или оптимальный выбор ГрК…»

6 АЗС

14 (34) июнь 2007 г. ЭКСПОЗИЦИЯ

В сопоставлении с действующими ценами на бензин и газ эксплуатация автомобиля на СУГ (сжиженный углеводородный газ) приносит около 40% экономии. Поскольку по своим характеристикам к бензину наиболее близка именно смесь пропана и бутана, то для её использования капитальных переделок в устройстве автомобиля не требуется, поэтому СУГ является наиболее перспективным альтернативным топливом для заправки автотранспорта в России.

ГАЗИФИКАЦИЯ АЗС

ИЛИ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР ГРК...

Перевод автотранспорта на СУГ является, в первую очередь, инициативой малого и среднего бизнеса, стремящихся минимизировать транспортные расходы частного сектора.

Однако использование СУГ в качестве газомоторного топлива все еще недостаточно. Основными факторами, тормозящими переход на СУГ, являются недостаточное количество АГЗС, а также отсутствие поддержки в развитии газозаправочного бизнеса со стороны государства. Тем не менее, использование газа в качестве моторного топлива -одно из самых перспективных направлений в развитии топливного рынка РФ, поскольку является одним из немногих экологических мероприятий, затраты на которое окупаются прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на горюче-смазочные материалы. В то время как подавляющее большинство других экологических мероприятий являются исключительно затратными.

Одной из главных проблем, которую приходится решать при строительстве АГЗС, является покупка качественного газораздаточного оборудования, которое должно обеспечить бесперебойную работу АГЗС при соответствующих технологических и погодных условиях. И вот тут-то вырастает новая проблема: а по каким же критериям выбирать это оборудование и как не ошибиться при этом?

А сколько стоят Ваши услуги или у кого почём?!

Как правило, выбор ГРК (газораздаточной колонки) от того или иного производителя обусловлен рядом причин: ценой, надёжностью конструкции и даже дизайном. Но поскольку на вкус и цвет товарищей нет, то более подробно коснёмся соотношения цена-качество. При этом под качеством следует понимать не столько традиционное «высокое качество сборки», но и

дополнительные функциональные возможности того или иного оборудования - его конкурентоспособность.

Традиционно наиболее приемлемые цены на ГРК предлагает российский производитель (таблица 1). Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что стоимость продукции от европейского производителя выше стоимости соответствующего российского более чем в 2 раза как на колонки в обычном, так и в нержавеющем каркасе. В то время как цены на российское оборудование и оборудование производства стран СНГ находятся приблизительно в одном стоимостном диапазоне. Разница между ними составляет порядка 10% и менее.

Скажите точно, сколько «вешать в граммах»?

Несомненно, у читателя возникнет вопрос: в какой же степени соответствует технологичность и качество продукции заявленной производителями цене. Сразу бы хотелось прояснить тот момент, что ввиду (или даже благодаря) наличия единых норм сертификации газового оборудования,

Рис. 1 Газораздаточная установка УИЖГЭ-20М производства ОАО «Промприбор»

действующих на территории РФ, большинство технических показателей у иностранных и отечественных производителей ГРК совпадают. Однако даже при такой жёсткой регламентации находится ряд отличий, главными из которых являются различные способы (методы) учёта (объёмный и массовый) и допускаемые пределы относительной погрешности (от ±0,5 до ± 1,5).

При этом если преимущество той или иной ГРК в точности учёта очевидно (чем, точнее - тем лучше), то преимущество в массовом способе учёта по сравнению с объёмным для многих до сих пор остаётся загадкой. Хотя на самом деле всё очень просто. Наверняка многие задумывались о причинах и следствиях того, почему с ГНС газомоторное топливо отпускается в тоннах - единицах массы, а на большинстве АГЗС в литрах - единицах объёма.

На самом деле причина довольно банальна - отсутствие на многих ГРК термокоррекции объёма. А вот следствием этого становятся многочисленные проблемы владельцев АГЗС. Одни из них связаны с фактическими переливами газомоторного топлива в процессе заправки автотранспорта. Другие же носят «фискальный характер», они связаны, прежде всего, с тем, что уплата подоходных налогов осуществляется не с фактически поступившего объёма топлива, а с фактически реализованного с АГЗС. При этом две данных величины практически никогда не совпадают и фактически не поддаются контролю, поскольку невозможно в течение длительного момента времени обеспечить сохранение номинальных параметров СУГ (объёма, плотности, давления). Требуется их значительная корректировка.

Избежать этих проблем помогает технология учёта не только по объёму, но и по массе, которая осуществляется

Рис. 2 Газораздаточная установка Шельф LPG

Таблица 1

СТАТИСТИКА СРЕДНИХ ЦЕН НА ГРК РАЗЛИЧНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Модель ГРК Цены на газораздаточное оборудование, руб.

От российского производителя От производителей стран СНГ От европейского производителя

1 кран раздаточный, с электронным отсчётным устройством 95000 95000 170000

1 кран раздаточный, с электронным отсчётным устройством в нержавеющем каркасе 180000 390000

2 крана раздаточных, с электронным отсчётным устройством 150000 175000 250000

2 крана раздаточных, с электронным отсчётным устройством в нержавеющем каркасе 240000 550000

ЭКСПОЗИЦИЯ 14 (34) июнь 2007 г.

АЗС 7

посредством использования в конструкции ГРК устройств температурной компенсации, предлагаемой конструкторами ОАО «Промприбор» (г. Ливны). Для этого в контроллер колонки вносится плотность СУГ и температура, при которой производится замер плотности (данные могут браться как из сертификата на газовое топливо, так и измеряться при помощи поверочной установки). Специально заложенный в программу контроллера программный алгоритм приводит номинальную плотность к текущей или стандартной температуре и по приведенной плотности и приведенному объёму вычисляет массу.

Рис. 3 Газораздаточная установка Adast LPG

При этом технология термокоррекции от европейского производителя осуществляется при помощи дооснащения колонок системой автоматической температурной коррекции выданного объёма в зависимости от температуры топлива - системой АТС. Раздаточная колонка в этом случае должна быть оснащена электронным счетчиком, совместимым с ATC, и реостатным датчиком температуры, необходимым для определения разницы номинальных и фактических температур СУГ. Такой электронный счётчик содержит более 70 параметров для регулировок, с помощью которых устанавливается оптимальная конфигурация счетчика и способы его деятельности.

РАСХОДОМЕР РАСХОДОМЕРУ РОЗНЬ!

И, наконец-то, более подробно остановимся на характеристике измерительных приборов, используемых в конструкции ГРК, а точнее, на характеристике расходомеров, ведь во многом тот или иной его тип определяет класс точности колонок.

Большинство производителей оборудования для АГЗС предлагает в качестве расходомера объемный 2-х (4-х) поршневой объёмомер. Причём довольно популярным в конструкции таких ГРК являются итальянские расходомеры «MIGAS», хотя многие производители используют в своём оборудовании и оригинальные (собственного производства) поршневые проточные измерители объёма (например, ОАО «Промприбор», «ADAST»).

Однако в конструкции многих ГРК успешно применяются расходомеры турбинного и шестерённого типов.

Определить лучший из всех представленных на рынке оборудования расходомеров практически невозможно, поскольку все они прошли через сертификацию, стандартизацию и отмечены необходимыми знаками качества. А вот разобраться в том, какой из типов измерительных приборов наиболее приемлем и более эффективен - необходимо.

Рис. 4 Расходомер турбинного типа ППТ производства ОАО «Промприбор»

Принцип работы турбинного расходомера состоит в следующем: в корпусе расходомера расположена турбинка определенного диаметра и с определенным количеством лопастей, повернутых под углом (шаг тур-бинки). Проходящий через корпус расходомера жидкий СУГ заставляет турбинку вращаться.

Зная шаг турбинки и диаметр, можно точно определить количество жидкости, проходящее за один оборот, а разделив полученный результат на количество лопастей, можно высчитать количественный показатель одной лопасти.

Несомненным достоинством такого измерителя является достаточно высокая точность измерений на стабильных и долговременных расходах и простота конструкции, а главным недостатком в свою очередь - наличие неуплотняемых рабочих зазоров и непостоянство неконтролируемых протечек, в результате чего при учетных дозах с нестабильными расходами достаточно высоки погрешности (достигают 5%).

Принцип действия расходомера с овальными шестернями заключается в том, что две шестерни овальной формы, вращаясь под действием потока жидкости и находясь в зацеплении, отмеряют при каждом обороте некоторый объем жидкости. Вращения шестерен передаются в счетный механизм, преобразуясь в единицы объема.

Главным достоинством таких измерителей является невысокая стоимость и возможность измерения малых расходов СУГ Недостатками такого метода измерения расхода является наличие изнашивающихся

движущихся механизмов, ремонт которых возможен только в заводских условиях.

Поршневой расходомер в целом состоит из золотникового узла и кулисно-порше-вого механизма. Поршни со специальным уплотнением с кулисами движутся в нержавеющих цилиндрах (обычно применяют 2-х или 4-х цилиндровые измерители). За один оборот коленчатого вала через измеритель объема проходит объем топлива, равный рабочему объему 2-х цилиндров, составляющий обычно 0,5л. Преимуществами такого расходомера являются постоянство объема, измеренного за один рабочий цикл, вследствие уплотнения рабочих зазоров между цилиндрами и поршнями; а также точность измерения количества жидкости является постоянной во всем диапазоне расходов - от 50 до 0 л/мин. Недостатками - сложная конструкция, большие габаритные размеры и более высокая цена.

Рис. 6 Поршневой расходомер ПЖ 2-25 производства ОАО «Промприбор»

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что «вечного» газораздаточного оборудования не существует, каким бы высокотехнологичным оно ни было. Хотите совет - выбирайте только зарекомендовавших себя производителей, имеющих не только годами проверенную технологическую, но и чётко налаженную сервисную и ремонтную базу. Это гарантирует вам продолжительный срок службы оборудования и быстрое устранение неисправностей, а значит, сократит связанные с его простоями финансовые потери.

Игорь СЕЛИН ОАО «Промприбор» www.prompribor.ru

Принцип действия расходомера с овальными шестернями заключается в том, что две шестерни овальной формы, вращаясь под действием потока жидкости и находясь в зацеплении, отмеряют при каждом обороте некоторый объем жидкости

Рис. 5 Расходомер ППО с овальными шестернями производства ОАО «Промприбор»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.