Научная статья на тему 'Газетно-публицистический экономический дискурс как самостоятельный тип дискурса'

Газетно-публицистический экономический дискурс как самостоятельный тип дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
852
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ГАЗЕТНО-ПУ-БЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДИСКУРСИЯ / ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕ-СКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / DISCOURSE / INSTITUTIONAL DISCOURSE / ECONOMIC DISCOURSE / JOURNALISTIC DISCOURSE / JOURNALISTIC ECONOMIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидельникова Екатерина Алексеевна

Многоаспектное изучение процессов интеграции и взаимодействия экономики и лингвистики позволило провести исследование газетно-публицистического экономического дискурса как разножанровой, тематически разноплановой текстовой «ткани» и типа институционального общения. От представления когнитивно-прагматической сущности газетно-публицистического экономического дискурса и когнитивных предпосылок его изучения, т. е. от презентации отражения экономической событийности в языке, от демонстрации неразрывной связи языка как системы знаков, возникающей в процессе экономической деятельности, автор планомерно доказывает, что экономический дискурс в газетно-публицистическом текстовом пространстве трактуется как гипоним делового дискурса, и дает его определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISTIC DISCOURSE AS A SPECIAL TYPE OF DISCOURSE

The multiaspect study of integration and interaction processes between economics and linguistics contributed to the journalistic economic discourse research as a different genre, thematically diverse text area and a type of institutional communication. In the process of analysis of cognitive and pragmatic essence of the journalistic economic discourse and cognitive background of its study, i.e. reflection of economic events in a language, presentation of language integrity as a system of signs that is revealed in the course of economic activity, the author consistently proves that the economic discourse in the journalistic texts is interpreted as a hyponym of the business discourse, and works out its definition.

Текст научной работы на тему «Газетно-публицистический экономический дискурс как самостоятельный тип дискурса»

УДК 81'42

Е. А. Сидельникова

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСКУРС КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТИП ДИСКУРСА

Многоаспектное изучение процессов интеграции и взаимодействия экономики и лингвистики позволило провести исследование газетно-публи-цистического экономического дискурса как разножанровой, тематически разноплановой текстовой «ткани» и типа институционального общения.

От представления когнитивно-прагматической сущности газетно-публицистического экономического дискурса и когнитивных предпосылок его изучения, т. е. от презентации отражения экономической событийности в языке, от демонстра-

ции неразрывной связи языка как системы знаков, возникающей в процессе экономической деятельности, автор планомерно доказывает, что экономический дискурс в газетно-публицистическом текстовом пространстве трактуется как гипоним делового дискурса, и дает его определение.

Ключевые слова: дискурс, институциональный дискурс, экономический дискурс, газетно-пу-блицистическая дискурсия, газетно-публицистиче-ский экономический дискурс.

Е. A. Sidelnikova

JOURNALISTIC DISCOURSE AS A SPECIAL TYPE OF DISCOURSE

The multiaspect study of integration and interaction processes between economics and linguistics contributed to the journalistic economic discourse research as a different genre, thematically diverse text area and a type of institutional communication. In the process of analysis of cognitive and pragmatic essence of the journalistic economic discourse and cognitive background of its study, i.e. reflection of economic events in a language, presentation of language integrity as a

system of signs that is revealed in the course of economic activity, the author consistently proves that the economic discourse in the journalistic texts is interpreted as a hyponym of the business discourse, and works out its definition.

Keywords: discourse, institutional discourse, economic discourse, journalistic discourse, journalistic economic discourse.

«Комплексный коммуникативно-речевой процесс, включающийтекст(ы) в неразрывной связи с ситуативным контекстом: в совокупности с культурно-историческими, идеологическими, социальными, психологическими факторами, с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных целеустановок автора, взаимодействующего с адресатом, обусловливающим особую упорядоченность языковых единиц при воплощении в текст» доктор филологических наук В. Е. Чернявская определяет как дискурс [12].

Истоки дискурс-анализа лежат в различных областях социальной психологии, лингвистики, социологии, философии, под которым в общем смысле понимаются етруктурно-семиоти-ческие исследования текстов и реакции на них читателя. При этом изучаются имплицитность текста, контекст его создания, вероятные интерпретации реципиентом и т. п. [14].

На основе дискурс-объектов в теории дискурс-анализа принято выделять: 1) дискурсы бытового общения; 2) академические дискурсы; 3) институциональные дискурсы; 4) политический дискурс; 5) маркетинговые дискурсы; 6) медиа-дискурсы; 7) дискурс деловых коммуникаций и др. (см. работы: Дейк, 1998; Феркло, 2008; Шейгал, 1998; ТогАпд, 1999 и др.).

В рамках политического дискурса отечественные исследователи упоминают и об экономическом дискурсе (далее - ЭД), но для его обозначения часто используют гипероним деловой дискурс. В качестве самостоятельной разновидности дискурса Е. Ю. Махницкая характеризует ЭД как совокупность всех речевых актов, используемых при описании и характеристике экономических реалий [7].

Поскольку ЭД можно рассматривать как с позиции социальной (государство; институт

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

экономики; продавец - покупатель), так и дискурсивной (вербализация статусно-ориентированного общения), данный дискурс можно причислить к институциональному.

Универсальными базовыми типологическими признаками институционального дискурса являются общественный институт, цель и участники общения. При изучении прагматических аспектов дискурса считаем важным учитывать позицию В. И. Карасика: «Институциональный дискурс есть специализированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума» [5].

Отметим, что ЭД в нашем понимании - это специализированное взаимодействие коммуникантов, сосредоточенных вокруг концептуальных экономических понятий и создающее общий / ситуативно обусловленный социально-экономический контекст, включающий идеологические, социальные, психологические факторы, систему когнитивных и прагматических установок адресанта, взаимодействующего с адресатом в целях как оптимизации экономической деятельности, так и формирования общественного мнения.

Газетно-публицистический экономический дискурс предполагает важность и необходимость более полной характеристики ЭД, определение степени его институциональное™ и обоснование его статуса как самостоятельного типа дискурса, которые возможны, по нашему мнению, на основе его анализа по параметрам, разработанным В. И. Карасиком: 1) материал (тематика), 2) разновидности и жанры, 3) цели (функции), 4) хронотоп, 5) стратегии, 6) участники, 7) ценности (ключевой концепт), 8) прецедентные (культурогенные) тексты, дискурсивные формулы [4]. Обратимся подробнее к этим составляющим экономического дискурса.

1. Доминантная тематика ЭД задается знанием экономической ситуации, владением информативным полем в данной области. Источником подобных знаний могут стать материалы сообщений в общедоступных/профессиональных журналах/газетах, нормативные документы, Интернет-сайты, экономические форумы саммитов стран большой двадцатки с докладами об экономической ситуации. Отметим, что средства массовой информации - это инструмент, который позволяет систематизировать информационную среду человека разумного, сделать ее доступной для его познавательной деятельности, дает возможность креативного использования континуально поступающей информации [8].

Так, список качественных периодических печатных изданий составляют The Economist, The Daily Telegraph, The Independent, The Moscow Times, The Observer, The New York Times, The USA Today, The Guardian, The Wall Street Journal, «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ-Деньги», «Независимая газета», «Форбс» и др. К таблоидам относят The Mirror, The Daily Express, The Sun, The Star, «Новую газету», «Комсомольскую правду», «Аргументы и факты», «Известия» и др.

Экономическую сферу представляют такие универсальные разделы и рубрики газет и журналов, как Business, Finance and economics, Money, Property, Jobs, News, Companies, Economy, Financial, Industry, Small Business, «Экономика», «Деньги», «Бизнес», «Финансы и экономика», «Предприниматели», «Менеджмент».

2. Газетные сообщения и их функционально-стилистические особенности подробно рассматриваются в работах Г.Я. Солганика (2006), А. Bell (1991), D. Reath (1997) и др. Общепринятое понятие «газетно-публицистический стиль» предполагает наличие двух под стилей -собственно публицистического и газетно-ин-формационного; газетный и газетно-журналь-ный акцентируют применение публицистического стиля в периодической печати [11].

Газетно-публицистическая дискурсия трактуется традиционно как «совокупность языковых средств, обслуживающих сферу массового информирования по актуальным, в первую очередь общественно-политическим вопросам» [6]. Отбор и функционирование языковых средств определяются особенностями бытования газетно-публицистического текста. Любой номер газеты, любой теле- или радиорепортаж многотемны и обращены к широкой аудитории. Этим определяется ориентированность газет-но-публицистических текстов как на общеупотребительную, так и на специальную лексику, с помощью которой можно информировать обо всем, что входит в интересы аудитории.

Тематическая повторяемость в СМИ и констатация и комментирование фактов от простого до подробного обсуждения обусловлены многожанровостью газетно-публицистических текстов. Так, в российской традиции выделяются следующие жанры: репортаж, очерк, обзор, заметка, фельетон, интервью, отчет и т. п.; в англо-американской - commentary, features, interview, news, opinion column etc. [3].

Более подробную типологию жанров приводит, на наш взгляд, с. М. Гуревич: 1) новостная информация; 2) диалогические жанры; 3) ситуативно-аналитические жанры; 4) эпистоляр-

ные жанры; 5) художественно-публицистические жанры; 6) сатирические жанры [2].

По нашим наблюдениям, ЭД материализуется преимущественно в следующих жанрах: заметка, интервью, отчет, репортаж, комментарий, рецензия,корреспонденция,очерк, обозрение, выступление, но доминантным жанром является статья.

3. Газетно-публицистические тексты выполняют функции сообщения (информирования) и воздействия: журналист информирует о фактах и дает им свой/редакционный комментарий. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление языковой единицы в публицистике и его прагматический потенциал.

Функция сообщения определяет использование нейтральной лексики, особую значимость играет при этом политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что внимание публицистики приковано к общественно-политическим проблемам, а общедоступность - это главный критерий употребления и отбора речевых средств. Функция воздействия газетно-публи-цистических сообщений обусловливает потребность публицистики в лексических единицах с оценочно-экспрессивным значением [10].

Однако подчеркнем, что в дискурсе вряд ли может преследоваться цель «информировать» без желания сформировать при этом прагматическое отношение реципиента к чему-либо или изменить его мировоззрение, повлиять на его образ мыслей, поэтому функция воздействия в дискурсе всегда присутствует [9]. Использование языковых единиц обусловливается во многом их социально-оценочными категориями и коммуникативно-прагматическим потенциалом с точки зрения результативного воздействия на аудиторию. Следует отметить, что более детальное описание целей дискурса дает Т. М. Грушевская: а) информационная; б) аналитическая; в) регулятивная; г) оценочная; д) прогнозирующая [1].

Определение функциональной нагрузки выявленных жанровых реализаций ЭД в газет-но-публицистическом текстовом пространстве на основе эмпирического материала из нашей картотеки представляет большую сложность, поскольку замысел автора не всегда однозначен и не ограничен стандартами. Представим результаты исследования в виде следующей таблицы.

Функциональная специфика жанровых реализаций ЭД в научном, официально-деловом и газетно-публицистическом дискурсах

Таблица 1

Жанровые реализации экономического дискурса Реализуемые функции

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Новостная информация

Новостная заметка Декларативная

Отчет Сарказм, декларативная

Репортаж Декларативная, информативная

Диалогические жанры

Интервью Апеллятивная, декларативная, контактная, облигатив-ная

Выступление Декларативная, контактная

Ситуативно-аналитические жанры

Статья Апеллятивная

Комментарий Декларативная, апеллятивная

Рецензия Оценочная, декларативная

Корреспонденция Декларативная, обвинения, отчета

Обозрение Разоблачительная, апеллятивная, антирекламы

Эпистолярные жанры

Письмо Контактная, критика

Консультация Контактная, самостоятельного принятия решения

Художественно-публицистические жанры

Очерк Оценочная, декларативная, прогностическая

Story Информативная

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рекламные жанры

Реклама Апеллятивная. самостоятельного принятия решения

Аукцион Апеллятивная, самостоятельного принятия решения

4. Некоторые тексты, выполняющие функцию информирования, характеризуются отсутствием элементов хронотопа, т. е. указаний на время и место протекания событий. Поэтому, согласно В. И. Карасику, хронотопом дискурса является письменный и устный характер его воспроизведения [4]. Реализацией устного экономического дискурса будут подготовленные выступления во время проведения презентаций, переговоров, голосование на биржах валют, интервью, доклады. В своей основе тексты информационного характера публикуются с конкретной датой и временем. Однако и такие тексты, как интервью и выступление, в печатной версии можно охарактеризовать как опосредованный материал, т. к. автор сообщения - журналист, у которого есть время на обработку первичного и подготовку для публикации окончательного варианта сообщения.

5. Стратегии ЭД в СМИ определяются его частными целями: описание определенного экономического события, увеличение прибыли, акцентирование и отстаивание конкурентного преимущества, изложение истории рассматриваемой проблематики, представление различных точек зрения, изложение своей позиции и приведение доводов в ее пользу, учет специфики индивидуально-психологических особенностей аудитории, оптимизация отношений в системе купли-продажи и др.

6. Экономическая деятельность - это прежде всего деятельность отдельных индивидов, социальных групп, граждан определенной страны, человечества в целом. С точки зрения теории коммуникации феномен экономического дискурса в газетно-публицистическом текстовом пространстве подразумевает существование автора (адресанта/журналиста) -создателя сообщения и рецептора (адресата/ читателя) - аудитории, для которой этот текст предназначен. Однако ЭД может варьировать свою реализацию журналистами и при посредстве журналистов, деятельностью редактора - специалиста, готовящего к изданию материалы, предназначенные как лицам с экономическим образованием, так и широкой читающей аудитории или ее части, желающей оставаться в курсе событий на государственном уровне, но не имеющей специальной подготовки. Степень свободы изложения журналистом информации

зависит от отношения периодического издания к реализуемой государством политике (разделение взглядов и проводимого курса политики/ нейтральное отношение/оппозиция).

7. Основываясь на результатах анализа актуальной экономической информации можно определить следующие базовые концепты ЭД: «деньги», «товар», «сделка», «покупатель», «продавец», «экономические отношения», «выгода», «богатство», «торг», «банкротство», «рынок», «собственность» и т. д.

8. Для устного и письменного видов представления информации характерно использование таких стилистических средств, как метафора, аллюзия, эвфемизм, гипербола и др. В комплексе они обеспечивают воздействие на сознание реципиента, что в то же самое время представляет собой средства компрессии информации и побуждает слушателя/читателя взглянуть на предлагаемую информацию через сообщение некоторого иного плана, обычно эстетически и эмоционально сильно маркированного [13].

Повествование корреспондентов газет и журналов, а также экономических деятелей, цитируемых журналистами, богато экспрессивными синтаксическими средствами, такими как различные реакции на вопрос, вопросно-ответные комплексы, парцеллированные и эллиптические конструкции. Пространственно-временная последовательность обозначается посредством цифровых символов. Экономические термины, формулы, риторические вопросы, директивы, графические средства выделения, схемы, рисунки, графики - это типичные экономические дискурсивные формулы. Характерной чертой является и шаблонность официальных документов. Прецедентность сообщений экономического содержания выражается зачастую в слоганах, призывах, логотипах фирм, предприятий и т. д., принятых в предпринимательской сфере.

Так, выше перечисленные факторы, опосредованно характеризующие ЭД в газет-но-публицистическом текстовом пространстве, позволяют определить его как гипоним делового дискурса, и дает возможность принять следующее определение: ГПЭД - это один из типов дискурса, представленный газетно-пу-блицистическими сообщениями, связанными

содержательно экономической проблематикой, объединенными в коммуникативном и функционально-прагматическими отношениями, оценочно отражающими/рефлектирующими

опосредованно относительно актуальных экономических событий и социально значимых явлений с целью воздействия на массового адресата и формирования общественного мнения.

Литература

1. Грушевская Т. М. Политический дискурс в аспекте газетного текста: монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 116 с.

2. Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.

3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. М.: Флинта, 2008. 264 с.

4. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.

5. Карасик В. И. Языковой круг // Языковая личность: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

6. Кузнец М. Д., Скребнев Ю. М. Стилистика английского языка. Л.: Гос. учеб. - пед. изд-во Мин. проев. РСФСР. Ленингр. отд-ние, 1969. 173 с.

7. Махницкая Е. Ю. О современном экономическом дискурсе // Речевая деятельность. Таганрог: ТГПУ, 2002. С. 158-161.

8. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: монография. М.: Гнозис, 2007. 407 с.

9. Паршина О. Н. Российская политическая речь: теория и практика / под ред. О. Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Издательство ЯКИ, 2007. 232 с.

10. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.: Флинта, Наука, 1997. 256 с.

11. Солганик Г. Я. Публицистический стиль// Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 312-315.

12. Чернявская В. Е. От анализа текста к анализу дискурса // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования / под ред. Л. А. Манерко. Рязань: РГПУ, 2002. С. 230-232.

13. Ширяева Т. А. Когнитивная модель делового дискурса. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 256 с.

14. Электронный словарь «Управление персоналом» [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/personal/ personal5-08.htm (Дата обращения: 07.02.2017).

References

1. Grushevskaja Т. М. Politicheskij diskursv aspekte gazetnogo teksta (Political discourse in the aspect of newspaper text). St. Petersburg: RSPU named after A.I. Gercen publ., 2002. 116 p.

2. Gurevich S. M. Gazeta: Vchera, segodnja, zavtra (Newspaper: Yesterday, today and tomorrow). Moscow: Aspekt Press, 2004. 288 p.

3. Dobrosklonskaja T. G. Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniju jazyka SMI: sovremennaja anglijskaja mediarech' (Medialinguistics: systematic approach to the study of media language: modern English mediaspeech). Moscow: Flinta, 2008. 264 p.

4. Karasik V. I. О tipah diskursa (On the types of discourse) // Jazykovaja lichnost': ¡nstitucional'nyj i personal'nyj diskurs (.Linguistic persona: institutional and personal discourse). Volgograd: Peremena, 2000. P. 5 - 20.

5. Karasik V. I. Jazykovoj krug (Linguistic Circle) // Jazykovaja lichnost': lichnost', koncepty, diskurs (Linguistic personality: personality concepts, discourse). Volgograd: Peremena, 2002. 477 p.

6. Kuznec M. D., Skrebnev Ju.M. Stilistika anglijskogo jazyka (Stylistics of the English language). Leningrad, 1969. 173 p.

7. Mahnickaja E. Ju. О sovremennom jekonomicheskom diskurse (On the current economic discourse) // Rechevaja dejatel'nost' (Speech activity). Taganrog: TSPU publ., 2002. P. 158-161.

8. Oljanich A. V. Prezentacionnaja teorija diskursa (Presentational theory of discourse): monografija. Moscow: Gnozis, 2007. 407 p.

9. Parshina O. N. Rossijskaja politicheskaja rech': teorija i praktika (Russian political speech: theory and practice) I ed. by О. B. Sirotinina. Moscow: LKI publ., 2007. 232 p.

10. Solganik G. Ja. Stilistika teksta (Stylistics of the text). Moscow: Flinta, Nauka, 1997. 256 p.

11. Solganik G. Ja. Publicisticheskij stil' (Journalistic style) // Stilisticheskij jenciklopedicheskij slovar' russkogo jazyka / ed. by M. N. Kozhina. Moscow: Flinta; Nauka, 2003. P. 312-315.

12. Chernjavskaja V. E. Ot analiza teksta k analizu diskursa (From the text to discourse analysis) // Tekst i diskurs: tradicionnyj i kognitivno-funkcional'nyj aspekty issledovanija (Text and Discourse: the traditional and the cognitive and functional aspects of the research) / ed. by L. A. Manerko. Rjazan': RSPU publ., 2002. P. 230-232.

13. Shirjaeva T. A. Kognitivnaja model'delovogo diskursa (Cognitive model of business discourse). Pjatigorsk: PSLU publ., 2006. 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Jelektronnyj slovar' «Upravlenie personalom» (Personnel Management). URL: http://psyfactor.org/personal/ personal5-08.htm (Accessed: 07.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.