dle Eastern war on the back of bogus WMD allegations...» (The Guardian: Doubts about Syrian chemical weapons attacks, 14.04.14).
WMD является часто используемым эвфемизмом для обозначения оружия массового поражения/ Weapon of Mass Destruction, образованным при помощи аббревиации, использование которого позволяет скрыть истинную деструктивную мощь данного вида оружия - уничтожение, убийство или нанесение серьёзных повреждений людям и всей биосфере в целом - чем и обусловлен манипулятив-ный эффект.
Эвфемизмы лексико-семантической группы (способы: метафоризация, метонимизация и поляризация значений, использование заимствованных слов и терминов) обладают наибольшей образностью, зачастую внешне они не имеют никакой связи с понятием, подлежащим эвфемизации. Денотат может лишь угадываться за ними, поскольку прямой отсылки к нему данные эвфемизмы не содержат.
«Серьезную опасность представляют и те граждане России, кто в составе международных групп наемников воюют в горячих точках по всему миру.» (Вести: У ФСБ появились новые задачи, 07.04.14).
Горячие точки - эвфемизм для метафорического обозначения регионов ведения локальных войн или конфликтов, которые потенциально могут к ним привести. В английском языке аналогично используется flashpoint, заимствованное из химической терминологии (flash point - точка возгорания, температура воспламенения летучего вещества, при которой оно превращается в воспламеняющийся газ).
К синтаксическим способам образования эвфемизмов относятся различные трансформации словосочетаний, оксюморон, эллипсис, а также замена конструкций утверждения нежелательных фактов практически аналогичными по смыслу конструкциями отрицания желательного факта «.как сообщает корреспондент RT Анастасия Чуркина, антидемократический характер переворота не слишком беспокоит западные страны» (Russia Today: США склонны выдавать госперевороты в других странах за демократические изменения, 23.03.14).
Не слишком беспокоит - смягчение за счёт введения дополнительного компонента в виде наречия слишком. Не слишком беспокоит = не беспокоит, не задевает, не волнует (вовсе).
Эвфемия представляет собой сложный универсальный коммуникативный феномен, многомерное языковые явление, играющее важную роль в истории развития общества и обладающее своей культурной, социальной, исторической, психологической и лингвистической спецификой, исследование и анализ которой продолжается и сегодня.
Литература
1. Кацев А.М. Языковое табу и эвфемия. - Л.: ЛГПИ, 1989.
2. Крысин Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи. - Русистика. - Берлин, № 1-2, 1994.
3. Сеничкина Е.П. Словарь эвфемизмов русского языка. - М.: ФЛИНТА, НАУКА, 2008, 462 с.
4. Ларин Б.А История русского языка и общее языкознание. Избранные работы. - М: Просвещение, 1977.
Источник практического материала
http: //www.theguardian.com/international
http: // www.vesti.ru/
https://russian.rt.com/
УДК 1(091) (471.41) + 28
Р.Р.Шангараев
ГАЗЕТА «НУР» КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ТАТАРСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭЛЕМЕНТ
В статье рассматривается роль первой татарской газеты «Нур» в общественном и интеллектуально-культурном развитии татарского народа в начале XX века. Личность Г.Баязитова имела важное значение в определении основных тем этого печатного органа. Газета Г.Баязитова способствовала формированию новой информационной среды, ускорению общественных, культурных процессов, модернизации жизни татарского общества, явилась интегрирующим элементом для мусульман России.
Ключевые слова: общественно-политическая мысль, культура, образование, печать, просветительство, модернизация, татарское общество.
Robert R.Shangaraev THE NEWSPAPER "NUR" AS THE ELEMENT INTEGRATING TATAR SOCIETY TO THE RUSSIAN SOCIO-CULTURAL SPACE
This paper examines the role of the first Tatar newspaper "Nur" in the social and and cultural development of the Tatar people at the beginning of the XX century. G. Bayazitov's personality was important to identify the main themes of this press organ. G. Bayazitov's newspaper contributed to the formation of a new information environment, acceleration of social and cultural processes, modernization of Tatar society life. It became an integrating element for the Russian Muslims.
Key words: political thought, culture, education, press, enlightenment, modernization, Tatar society.
Примером формирования нового взгляда на развитие культуры и просвещения татарского на-
рода, определившим в них новые тенденции, является деятельность Гатауллы Баязитова (1846 -1911). Он известен как крупный религиозный и государственный деятель, публицист, журналист, педагог-просветитель, мыслитель, организатор общественной активности мусульман. Одну из основных задач в культурном развитии татарского общества Г. Баязитов видел в создании национальной периодической печати. Она сыграла бы огромную роль в освоении многих теорий и идей, обретающих в этот период решающее значение для татарской общественной мысли. Однако консерватизм власти не заинтересованной в изменении способа управления империей не позволял татарам издавать газеты и журналы. Такое отношение привело к тому, что они последними из письменных народов России получили это право [1, с. 34-45]. К началу XX в. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа и направлений [8, с.6]. Периодические издания выходили на 75 языках народов России. Но только в 1905 г. ахунду г. Петербурга Г. Баязитову, коллежскому асессору1, переводчику Азиатского департамента МИД, было разрешено издавать газету «Hyp» (Луч).
Газета «Нур» стала своеобразным лучом, маяком, примером на который ориентировались основатели татарской периодики в других городах. В условиях, когда татарская общественность еще не имела достаточного опыта и в определенном смысле была подавлена имперским колониализмом, начало издания газеты на татарском языке в столице, известным как в государственном, так и мусульманском кругах лицом, сократили время колебаний для принятия решения, естественных в той ситуации, и способствовали появлению уверенности у многих деятелей национальной культуры [5]. За короткое время появились десятки газет и журналов, удовлетворяющих духовную потребность татарского общества. Так, уже в 1905 - 1907 гг. на татарском языке издавалось более трех десятков газет и журналов [12, с. 8]. Периодика могла стать гарантом дальнейшего общественного и интеллектуально-культурного развития татарской нации. Газеты и журналы знакомили татарского читателя с новейшими течениями общественно-политической мысли, социокультурными процессами Запада и России. Пресса развертывала перед читателем перипетии борьбы между консервативным и новационным, практически став мощным средством формирования общественного сознания.
Таким образом, процесс идейного обновления начатый просветителями получил свое продолжение в истории татарской периодической печати в т. ч. и газеты «Нур». Формирование новой информационной среды способствовало ускорению общественных, культурных процессов, модернизации жизни татарского общества. «Слово даже самой слабой газеты влияет на самое сильное правительство» [10, с.124], - писал Р. Фахреддин. Это естественное право на печать, дающее шанс народу получить развитие наряду с другими нациями, очень ценит редактор и издатель первой татарской газеты. Было бы неблагодарно по отношению ко времени, предоставившему блестящую возможность через страницы столичной газеты проповедовать идеи поступательного и динамичного развития татарской общественной мысли, поступи Г. Баязитов столь опрометчиво или радикально, как некоторые издатели и редакторы, чьи газеты закрывались после выхода нескольких номеров. С начала издания этой газеты по 1917 г. всего выходило 63 татарских газет и журналов [9]. Однако только около десяти из них -«Нур», «Идел» (Волга), «Урал», «Фикер» (Мысль) и др. удалось сохранить беспрерывный выпуск [6, с. 262]. Г. Баязитов не поддавался всеобщему настроению дореволюционной печати, когда «личные качества человека не ставились ни во что, если он устно или в печати не выражал своей враждебности к существующему строю» [4, с.192]. Нужно отметить, что оппозиционные тенденции наблюдались не только со стороны простого народа, но и со стороны земско-либеральной интеллигенции, и даже со стороны аристократии. Очевидно, на принятие позиции Г. Баязитовым оказали влияние не только его религиозный консерватизм, но и работа в МИД. В этой среде, где более всего имелось ясное представление о реальном положении дел, было очевидно, что предотвратить мятежное брожение можно было исключительно путем улучшения благосостояния населения страны и подъема уровня культуры, с одной стороны, и подавления активности радикально настроенных левых и правых партий - с другой.
Г.Баязитов на страницах газеты старался привить татарскому народу национально-патриотический, культурно-просветительский дух. Он обозначает цели и задачи интеллигенции, духовенства перед народом, спорит, призывает к сотрудничеству на основе примирения и взаимных уступок, действиям сообразно духу времени.
Татарское общество вступало в новую эру стремительных перемен с многочисленными проблемами. Не было общепонятного литературного языка. Более того, не был решен вопрос национальной идентификации [7, с.273]. Поиск национального самосознания стал одним из важнейших духовных течений в среде татарских интеллектуалов. Г.Баязитов стал одним из активных участников этого процесса. Он отчетливо понимал, что концепция «мусульманской нации» с ее добуржуазными социально-экономическими, политическими и культурными институтами и представлениями уже не отвечает запро-
1 Коллежский асессор - с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах. До 1884 года соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии остался в промежутке между капитаном и подполковником.
сам времени. То есть дефиниция нации в религиозном плане не могло уже вывести народ на конструктивное развитие. Г.Баязитов говорит о необходимости опоры на этнический элемент развития народа [2].
В статьях на тему формирования системы национального образования Г.Баязитов выступал о необходимости реформирования религиозного образования, которое должно приобрести просветительский характер, в первую очередь, для преодоления отставания мусульман. Он предлагал найти новые методы осмысления традиции и наследия. Для этого нужны были новые научные подходы, разработанные Западом. Только приобщившись к наследию общечеловеческих достижений, часть из которых возможно было принять и переосмыслить, мусульманский мир мог встать на путь своего возрождения [3]. То есть модернизация мусульманского образования им понималась как система религиозного просвещения, имеющая цель приобщения мусульманских народов, как к ценностям ислама, так и к достижениям общечеловеческой культуры и цивилизации. Уникальность такого отношения Г. Бая-зитова заключается в том, что черты современной европейской нации приобретал народ - выходец из исламской цивилизации. Г. Баязитов связывает свои надежды на подъем культуры народа с реформой образования и развивающейся прессой.
Г.Баязитов придавал огромное значение сохранению религиозных ценностей в условиях революционных перемен в России. Вместе с тем он подчеркивал необходимость повышения политической грамотности мусульман, восприимчивости ими новых веяний, чтобы они стали активными строителями гражданского общества. Статьи имама касательно того или иного политического явления, оценки политических партий способствовали созданию целостного представления об изменениях в российском обществе [12]. Газета всячески побуждала российских мусульман проявлять активную позицию в свете предоставленных политических свобод.
Тематика статей Г. Баязитова преимущественно носила просветительский, культурнический характер. Он отстаивал демократические свободы, но не ставил целью борьбу с монархией. В статьях в защиту татарских этнических и религиозных особенностей в нем можно увидеть сторонника татарской национально-культурной автономии. Отчетливо понимая, что татары не могли в тот период иметь своей государственности, он выступал против насильственных методов борьбы с властью, применявшихся левыми политическими силами. Насилие прежде всего представляло угрозу культурной целостности татар. Поступательное развитие гражданского общества могло происходить при использовании законных форм политической активности, к чему призывал с трибуны газеты «Нур».
Главным итогом деятельности Г. Баязитова стала газета «Нур», в которой он проявил себя как опытной организатор печатного дела, талантливый публицист и политик. Нур» поднимает на новый уровень защиту национальных культурных интересов. Эта газета стала площадкой для общественных дискуссий по наиболее важным вопросам своего времени, а также способствовала просвещению населения и явилась интегрирующим элементом для мусульман России. Газета «Нур» благодаря разностороннему подбору материалов для публикаций, обеспечивал наиболее взвешенный подход к поиску ответов на общественно значимые вопросы. Материалы газеты дают представление об основных темах - развитие языка и литературы, привлечение духовенства для регулирования хозяйственной жизни, реформирование национальной системы образования, повышение политической грамотности населения, ускорение общественных, культурных процессов, выстраивание татарской культурной специфики и др. Участие Г. Баязитова в формировании идеологических ориентиров в интеграционном процессе мусульман в российское социокультурное пространство заслуживает дальнейшего изучения.
Литература
1. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток - Запад» / Р.У. Амирханов. - Казань: Тат. кн. изд.-во, 2002. - 240 с.
2. Баязитов Г. Без татармы, тугелме? / Г. Баязитов // Нур. - 1906. - 11 февр.
3. Баязитов Г. Дару-голум вэ мэгариф / Г. Баязитов // Нур. - 1906. - 10 апр..
4. Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания / Великий князь Александр Михайлович. - М.: Харвест, 2004. - 320 с.
5. Карими М.-Ф. Чук сеендем / М.-Ф. Карими // Нур. - 1905. - 1 окт.
6. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань, 1974. - 319 с.
7. Насыйри К. "Лэhж;эи татари"дан // Насыйри К. Сайланма эсэрлэр. 4 томда, 3 том. - Казан: Татарстан ки-тап нэшрияты, 2005. - 384 б.
8. Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX / Р. П. Овсепян. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. - 316 с.
9. РГИА. Ф.821. Оп.133. Д451. Л.90.
10. Фэхреддин Р. Дини вэ ижтимагый мэсьэлэлэр: сайланма хезмэтлэр / Р Фэхреддин. - Казан: Рухият, 2011. - 344 б.
11. Хафизов Г.Г. Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции / Г.Г. Хафизов. - Казань: Тат. кн. изд.-во, 2011 . - 255 с.
12. Шангараев Р.Р. Вопросы политической организации общества на страницах газеты «Нур» / Р.Р. Шанга-раев / / Казанская наука. - 2015. №2. - С. 37 - 39.