Научная статья на тему 'ГАЗЕТА "КАВКАЗСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ" В ИСТОРИИ ТИФЛИССКОЙ ПРЕССЫ'

ГАЗЕТА "КАВКАЗСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ" В ИСТОРИИ ТИФЛИССКОЙ ПРЕССЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИНА СЛИНКО / КАВКАЗСКИЙ ЦЕНЗУРНЫЙ КОМИТЕТ / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ / РЕКЛАМНО-СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Даниелян Т. Р.

Представлены некоторые аспекты истории создания рекламно-справочной газеты «Кавказские объявления». На основе архивных документов цензурного комитета рассмотрены факторы, повлиявшие на функционирование и приостановление деятельности издания, а также программная политика и некоторые характеристики газеты. Выявлены особенности «Кавказских объявлений» в системе тифлисской прессы, которые выражаются в концентрации рекламно-справочной информации в едином информационном поле и в одновременном сотрудничестве с конкурирующими изданиями. В заключение приходим к выводу, что во второй половине XIX в. в Тифлисе издатели рекламно-справочных газет за короткий промежуток времени обращались в цензурный комитет с ходатайством о расширении программы издания. В случае отказа издатели прекращали издание газеты, так как рекламно-справочный формат не оправдывал расходы издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWSPAPER "KAVKAZSKIE OBYAVLENIYA IN THE HISTORY OF THE TIFLIS PRESS

Based on the archival documents of the censorship committee, this article studies the factors that influenced the functioning and determined the suspension of the activities of the newspaper “Kavkazskie obyavleniya” (“Caucasian Advertisements”), as well as the policy and some characteristics of the newspaper.The development of advertising and reference newspapers in Tiflis in the second half of the 19th century had the following characteristics: discreteness, short publication time, broadening content, and frequent name change of newspapers. All newspapers of such type were published mainly in Russian, although when compiling the section of advertisements, the editorial boards, for the most part, gave preference to the principle of multilingualism. It was inherent for the vast majority of private periodicals in Tiflis.The newspaper “Kavkazskie obyavleniya” in some sense served as an accompaniment to the Tiflis newspapers and performed two functional roles: on the one hand, the newspaper work as an additional channel for the distribution of Tiflis press, on the other hand, the it accumulated advertising and reference information, and guaranteed the provision of this information to all readers of the Tiflis periodicals.In 1890, the censorship dismissed the publisher’s request to broaden the newspaper's content, and eventually this decision caused the closure of the newspaper.Despite the short period of existence, the newspaper “Kavkazskie obyavleniya” brought noticeable innovations to the advertising activities of the Tiflis periodicals: an endeavor to concentrate advertising and reference information in one information space and mutually beneficial cooperation with rival press.

Текст научной работы на тему «ГАЗЕТА "КАВКАЗСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ" В ИСТОРИИ ТИФЛИССКОЙ ПРЕССЫ»

История журналистики

УДК 070

DOI 10.25205/1818-7919-2021 -20-6-9-18

Газета «Кавказские объявления» в истории тифлисской прессы

Т. Р. Даниелян

Ванадзорский государственный университет Ванадзор, Республика Армения

Аннотация

Представлены некоторые аспекты истории создания рекламно-справочной газеты «Кавказские объявления». На основе архивных документов цензурного комитета рассмотрены факторы, повлиявшие на функционирование и приостановление деятельности издания, а также программная политика и некоторые характеристики газеты. Выявлены особенности «Кавказских объявлений» в системе тифлисской прессы, которые выражаются в концентрации рекламно-справочной информации в едином информационном поле и в одновременном сотрудничестве с конкурирующими изданиями. В заключение приходим к выводу, что во второй половине XIX в. в Тифлисе издатели рекламно-справочных газет за короткий промежуток времени обращались в цензурный комитет с ходатайством о расширении программы издания. В случае отказа издатели прекращали издание газеты, так как рекламно-справочный формат не оправдывал расходы издания. Ключевые слова

Нина Слинко, Кавказский цензурный комитет, Главное управление по делам печати, рекламно-справочные издания Для цитирования

Даниелян Т. Р. Газета «Кавказские объявления» в истории тифлисской прессы // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 6: Журналистика. С. 9-18. БСТ 10.25205/1818-7919-2021-20-6-9-18

Newspaper "Kavkazskie obyavleniya" in the History of the Tiflis Press

T. R. Danielyan

Vanadzor State University Vanadzor, Republic of Armenia

Abstract

Based on the archival documents of the censorship committee, this article studies the factors that influenced the functioning and determined the suspension of the activities of the newspaper "Kavkazskie obyavleniya" ("Caucasian Advertisements"), as well as the policy and some characteristics of the newspaper.

The development of advertising and reference newspapers in Tiflis in the second half of the 19th century had the following characteristics: discreteness, short publication time, broadening content, and frequent name change of newspapers. All newspapers of such type were published mainly in Russian, although when compiling the section of advertisements, the editorial boards, for the most part, gave preference to the principle of multilingualism. It was inherent for the vast majority of private periodicals in Tiflis.

The newspaper "Kavkazskie obyavleniya" in some sense served as an accompaniment to the Tiflis newspapers and performed two functional roles: on the one hand, the newspaper work as an additional channel for the distribution of Tiflis press, on the other hand, the it accumulated advertising and reference information, and guaranteed the provision of this information to all readers of the Tiflis periodicals.

©Т. P. Даниелян, 2021

In 1890, the censorship dismissed the publisher's request to broaden the newspaper's content, and eventually this decision caused the closure of the newspaper.

Despite the short period of existence, the newspaper "Kavkazskie obyavleniya" brought noticeable innovations to the advertising activities of the Tiflis periodicals: an endeavor to concentrate advertising and reference information in one information space and mutually beneficial cooperation with rival press. Keywords

Nina Slinko, Caucasian Censorship Committee, General Directorate for Press Affairs, advertising and reference publications For citation

Danielyan T. R. Newspaper "Kavkazskie obyavleniya" in the History of the Tiflis Press. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 6: Journalism, p. 9-18. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-6-9-18

Введение

Либеральные реформы 60-х гг. XIX в. в Российской империи стали основой для «быстрого количественного роста и значительных изменений русской журналистики» [Рудник, 2013. С. 112]. Эти изменения с небольшим временным отрывом происходили также в провинциальных городах империи, в которых развитие периодической прессы, обнаруживая много общего с закономерностями развития печати Санкт-Петербурга и Москвы, всё же имела свою специфику, обусловленную разными факторами: экономическими условиями региона, образовательной системой, национальной средой, местным менталитетом и т. д.

Одной из отличительных особенностей провинциальной прессы от столичной было развитие рекламно-справочных газет.

В столицах центральные газеты не справлялись с большим потоком рекламной информации, которая превышала объем журналистского текста, в связи с чем формировалась «активная потребность в возникновении изданий рекламно-справочного характера» [Корнилова, 2010. С. 33]. Это являлось также следствием капитализации журналистики, которая «вела к появлению дешевой печатной продукции, бульварной, рекламной прессы» [Жирков, 2001], а «подъем губернской прессы произошел за счет появления "справочных листков", которые быстро стали доминирующим типом изданий в провинции» [Силакова, 2018. С. 50], так как газеты этого формата считались благонадежными в политическом плане и имели практическое деловое значение.

Фактически возникновение столичных рекламно-справочных изданий происходило в процессе стратификации журналистских и рекламно-справочных материалов: специализированная рекламная пресса находила свое постоянное место на газетном рынке в результате дифференцированного подхода. В провинции эти издания стали основой зарождения и развития частной прессы: многие из них просуществовали недолго, что, с одной стороны, «можно объяснить материальными трудностями, с другой - нарушением требований цензуры» [Аве-рячкина, 2015. С. 150], а их главной особенностью было изменение и расширение программы изданий с прибавлением журналистских материалов.

Развитие провинциальных рекламно-справочных газет было своего рода компромиссом, так как издание частных универсальных газет в качестве полномасштабных информационных проектов, которые отражали бы общественные интересы, «не всегда поддерживалось на местном и общероссийском уровне» [Лепилкина, 2010. С. 24].

Многие издатели рекламно-справочных газет после нескольких выпусков старались расширять программу изданий и стремились занять нишу общественно-политической и литературной прессы, так как в провинции рекламно-справочная или деловая информация как вид информационного продукта не пользовалась большим спросом, не приносила ощутимую выгоду владельцам и в основном не окупалась. Данный процесс был характерной чертой провинциальной периодики, и «"расхождение" заявленной программы и реального наполнения содержательной части газет и журналов» [Жилякова, 2011. С. 428] в некоторых случаях сопровождалось изменением названия издания. В итоге в провинции появлялись газеты, «схо-

жие по названию со своими предшественницами, но совершенно не похожие не только по содержанию, но даже по внешнему облику и числу подписчиков» [Блохин, 2009. С. 261].

Как правило, в Главное управление по делам печати с просьбой о разрешении издания справочных листков с ограниченной по содержанию программой обращались политически благонадежные лица, а расширение программы этих изданий получали не без помощи ответственных лиц, после чего начинались «хлопоты о перепродаже газеты за хорошую цену в другие руки» [Блохин, 2015. С. 99].

Стремление владельцев провинциальных изданий иметь большую аудиторию воздействовало на формат газет и журналов. В частности, они приобретали региональный характер, что «находило отражение в содержании публикаций и географии объявлений» [Станько, 2003. С. 31], а развитие рекламного дела и, как следствие, рекламных изданий было связано с торгово-промышленным развитием в регионах, в результате чего реклама начинает влиять «на общественное самосознание через развитие печати» [Жилякова, 2008. С. 109].

Постановка вопроса

В полиэтническом центре Кавказского наместничества периодическая печать имела пеструю палитру, которая проявлялась не только в форматах изданий, но и в многоязычии. Наряду с газетой «Кавказ», которая де-факто играла роль губернских ведомостей и являлась официальным органом Кавказского наместничества, но де-юре издавалась по подрядному договору, во второй половине XIX в. в Тифлисе печатались также частные газеты и журналы на языках «туземцев» (грузинском, армянском, татарском (азербайджанском)), а также на русском и европейских языках (французском, эстонском). Первое издание в Тифлисе, в котором печаталась исключительно рекламно-справочная информация, было приложение газеты «Еженедельный листок» - «Ежедневный справочный листок», который издавался лишь один год (1872 г.).

Развитие рекламно-справочных газет Тифлиса во второй половине XIX в. имело следующие характеристики: дискретность, непродолжительное время издания, расширение программы и изменение названия газет. Добавим также, что все газеты этого формата были русскоязычные, но в своей программе и деятельности они придерживались мультилингвальной политики в публикации рекламных текстов, что было присуще почти всем частным изданиям Тифлиса, многие из которых уже в 80-х гг. XIX в. на примерах зарубежного опыта и тифлисских реалий регулярно представляли экономическую роль и важность рекламы в развитии прессы, а также анализировали этические вопросы рекламных текстов [Даниелян, 2017. С. 92].

Отметим, что рекламно-справочные газеты на других языках не печатались: в большинстве случаев издавались универсальные газеты общественно-литературного и политического характера, которым удавалось «насытить общество разнообразной информацией, необходимой в период вступления страны на путь капиталистического развития» [Сонина, 2004. С. 303], а также специализированные издания педагогического, театрального, сельскохозяйственного, делового и других тематических направлений. Как и в других провинциальных городах Российской империи, в Тифлисе также «на рубеже веков журналистика всё еще рассматривалась не как профессия, а как форма особой общественной активности, своего рода "гражданский долг"» [Симонова, 2020. С. 38].

Несмотря на то что рекламно-справочные издания по своему содержанию не вызывали сомнения по поводу политической благонадежности их издателей, тем не менее архивные дела свидетельствуют о том, что в Тифлисе заявки многих проектов были отклонены, а некоторым заявителям разрешение давалось с определенными трудностями и с использованием двойных стандартов. В Кавказском наместничестве, как и во всем государстве, многие вопросы регулировались «не законом и инструкциями различных министерств и ведомств, а исключительно внутренней логикой администратора» [Мандрика, 2013. С. 35].

На это обстоятельство влияло несколько факторов. Один из них - несовершенство цензурных правил. Так, до 1881 г. Кавказское наместничество в Российской империи имело определенную автономию в плане управления и принятия решений; Кавказский цензурный комитет также имел более свободное административное управление. Именно здесь на местах решались судьбы многих проектов периодических изданий, но «шаткость коренных цензурных правил, открывая широкий простор для их условного понимания и применения, ставили цензоров в невольные затруднения, противоречия и ошибки» [Эсадзе, 1907. С. 123].

В 1881 г. относительно самостоятельное в административном отношении Кавказское наместничество в целях централизации управления превращается в обычную территориальную единицу империи, а Кавказский цензурный комитет переходит в подчинение Главного управления по делам печати. Можно сказать, что «необходимость согласования действий региональной администрации с центральными ведомствами замедляла разрешение местных, подчас острых, проблем» [Кобахидзе, 2014. С. 18-19]. Фактически с этого периода тифлисская пресса начинает функционировать в тех законодательных условиях, которые были в основном характерны для всей системы периодической печати Российской империи.

На решение издания газет и журналов нередко влияли межличностные отношения между издателями и цензорами. В цензурном комитете тоже не все было гладко: отношения между цензорами были в некоторых случаях напряженными, и этот фактор также играл значительную роль в судьбе издательских проектов.

Газета «Кавказские объявления» в истории тифлисской периодической печати была первой рекламно-справочной газетой, которая вышла в свет после реформ, проводимых Александром III. Отметим, что с 1881 г. в Тифлисе не издавались газеты данного формата: «Тифлисские объявления» (1878-1885 гг., с 1886 г. выходили под названием «Тифлисский листок») и «Листок кавказских объявлений» (1880 г., в 1881 г. выходил под названием «Кавказский курьер») расширили свои программы, и фактически на газетном рынке не было исключительно рекламных изданий.

О газете «Кавказские объявления» скудную информацию нам передают Г. Кипшидзе [1901. С. 15] и Г. Зерцалов [1941. С. 43]. В их работах зафиксирован лишь факт издания газеты, но информация о деятельности и о причинах прекращения издания не приводится.

К сожалению, нам не удалось найти подробной информации о личности и некоторых фактах биографии издателя. Изучение довольно большого объема архивных материалов Кавказского цензурного комитета, переписки современников и публикаций тифлисской прессы позволяет сделать вывод, что газета «Кавказские объявления» была единственным периодическим изданием Н. Слинко, после закрытия которого она прекратила свою издательскую деятельность в Тифлисе. Кроме того, учитывая факт, что газета по своему формату являлась чисто рекламным изданием и не содержала полемических публикаций, то и личность самой Н. Слинко не находилась в центре внимания коллег и конкурентов, поэтому восстановление ряда эпизодов ее биографии на сегодняшний день не представляется возможным.

Цель нашей статьи - раскрыть некоторые аспекты деятельности рекламно-справочной газеты «Кавказские объявления». Наша задача - выявить те факторы, которые повлияли на деятельность и приостановление издания газеты. Актуальность исследования обусловлена тем, что в изучении развития периодической печати Тифлиса рекламно-справочные издания до сих пор в поле зрения не попадали. Новизна статьи заключается в том, что данное исследование восполняет еще один пробел в изучении прессы Кавказского наместничества.

Результаты

30 июля 1889 г. управляющий Тифлисской губернии Анатолий Чайковский направляет запрос в Главное управление по делам печати по поводу представленного проекта жены помощника мирового судьи 2-го отдела города Тифлиса Нины Слинко на издание газеты «Кавказские объявления». В запросе был отмечен тот факт, что в законодательстве нет четкого

регулирования на разрешение изданий рекламно-справочного характера, в связи с чем чиновник просил разъяснений 1. Вопрос заключался в том, что функция контроля содержания газеты, в которой публиковались только рекламы и справочные сведения, принадлежала полиции, а Тифлисский департамент полиции не имел права предоставлять издательскую лицензию 2.

Н. Слинко намеревалась начать издание газеты с 1 сентября 1889 г., но, несмотря на то что тифлисское губернское управление выдало автору проекта положительную характеристику, отметив, что «она хорошего поведения и образа жизни, в политическом же отношении благонадежна» 3, а тифлисская полиция одобрила представленный проект, разрешение от Главного управления по делам печати пришло довольно поздно - 9 октября с условием, что Н. Слинко обязывалась дать письменное заверение в том, что без разрешения Главного управления по делам печати она не имела права предоставлять издательскую лицензию другому лицу 4. Интересен также тот факт, что газета должна была печататься с дозволения предварительной цензуры, тогда как рекламно-справочная информация контролировалась полицией. Можно сказать, что на практике на кавказских цензоров была возложена новая функция контроля, которую они разделяли с полицией.

21 октября 1889 г. Н. Слинко принимает данное условие, и через месяц уже печатается предварительное извещение на русском, армянском и грузинском языках, в котором излагаются программа, цели и условия подписки на газету.

Н. Слинко заявляла, что ставит перед собой цель в дальнейшем преобразовать эту газету посредством постепенного повышения качества и расширения программы в газету экономического направления. По ее мнению, «Кавказские объявления» должны были стать удобным каналом для распространения информации торгово-делового характера, так как систематизация всех объявлений в одной специальной газете прямо способствовало бы тому, чтобы получатель невольно обращал «на объявление то внимание, которое в литературных изданиях отвлечено другими предметами» 5.

Издатель-редактор для популяризации газеты планировала публиковать рекламные сообщения по самой низкой цене. Газета должна была распространяться как по подписке, так и в розницу. Предлагались бесплатные и платные формы подписки на газету, для чего в предварительном извещении были напечатаны два вида подписных бланков.

• Бланк для льготных подписчиков. Газету бесплатно могли получать те жители Тифлиса, которые были подписаны на другие периодические издания, выходившие в городе. Льготный бланк был предусмотрен также для подписчиков тифлисской прессы, проживающих за пределами Тифлиса: они должны были оплатить только почтовые расходы. Газета бесплатно раздавалась и при розничной покупке тифлисских газет.

• Бланк для подписчиков. Этот бланк был предусмотрен для тех граждан, которые не подписывались на другие издания: они должны были оплатить подписную сумму без скидок.

Газета «Кавказские объявления» в определенном смысле становилась приложением к тифлисским газетам и стремилась сконцентрировать в себе две функциональные роли: в одном случае газета выступала в качестве дополнительного канала распространения тифлисских газет и журналов, в другом случае газета аккумулировала рекламно-справочную информацию, что в какой-то мере гарантировало предоставление этих сведений всем читателям тифлисских газет, а это, по мнению издателя, было «равнозначительно сдаче объявлений во все эти газеты, что по своей дороговизне, не для всякого выполнимо» .

1 РГИА. Ф. 776. Оп. 12. 1889 г. Д. 40. Л. 1.

2 Там же. Л. 3.

3 Там же. Л. 6.

4 Там же. Л. 13 об.

5 Слинко Н. П. Об издании газеты «Кавказские объявления» // «Кавказские объявления»: предварительное извещение.

6 Там же.

Платным подписчикам предлагалось печатать свои объявления с большими скидками. Существовал и обратный вариант: подписчиками газеты могли стать те рекламодатели, которые печатали свои объявления на сумму, равную или превышающую подписную цену. При меньшей цене рекламодателям предлагалось получать бесплатно только тот номер газеты, в котором было напечатано их рекламное сообщение.

Первый номер газеты вышел в свет 31 декабря 1889 г., хотя в следующем 1890 г. в годичной датировке газеты было напечатано: «Год первый».

Если в первом номере «Кавказских объявлений» редакция отмечает, что в первое время справочный отдел будет сокращен из-за массы накопившихся объявлений, то в последующих номерах уже заметно сокращение количества и объема рекламных сообщений.

В январе 1890 г. Н. Слинко отправляет телеграмму в Главное управление по делам печати, в котором сообщает, что Кавказский цензурный комитет не разрешает помещать в справочном отделе газеты телеграммы Северного агентства, на что получает ответ, что распространение новостей Северного агентства по программе не предусмотрено и для этого нужно от-

7

дельное прошение .

В конце того же месяца - 26 января - издатель «Кавказских объявлений» подала новое прошение, чтобы ей предоставили право размещать в газете телеграммы Северного агентства, публиковать новости местной жизни, «а также отчеты о заседаниях судебных, думских, ученых обществ и театральных, фельетоны преимущественно из местной жизни и ответы редакции на делаемые ей запросы и справки» 8, но получила отказ.

Главное управление по делам печати свое отрицательное решение аргументирует тем, что Н. Слинко с первым прошением не предоставила какого-нибудь документа об образовательном цензе, а при расширении программы газеты содержательное направление издания могло бы измениться в политически неблагонадежную сторону 9.

Здесь стоит отметить, что в дальнейшем в газете стали публиковаться телеграммы Северного агентства, хотя в архивных делах нам не удалось найти документа на разрешение этого вида деятельности.

6 июня 1890 г. выходит в свет 114-й номер газеты, в котором редактор сообщает, что по причинам, не зависящим от редакции, и с целью расширения программы издания печатание газеты прекращается до 1 сентября, при этом обещая, что в 1891 г. подписчики получат в качестве компенсации то количество номеров, которые так и не вышли в свет. Рекламодателям сообщалось, что их объявления и рекламы будут опубликованы в других изданиях за счет редакции «Кавказских объявлений» 10.

Но газета в том году так и не выходит в свет. 3 июня 1891 г. печатается первый в этом году и последний номер газеты, а 13 сентября того же года Н. Слинко сообщает в цензурный комитет, что прекращает издательскую деятельность 11.

По всей вероятности, цензура так и не допустила расширения программы газеты, чем и было обусловлено прекращение издания.

Несмотря на непродолжительное существование, газета «Кавказские объявления» все же привнесла заметные новации в рекламную деятельность тифлисской периодической печати: попытку концентрации рекламно-справочной информации в одном информационном пространстве и взаимовыгодное сотрудничество с конкурирующими изданиями.

Заметим, что основные доходы частных изданий Тифлиса формировались от средств подписной платы и розничной продажи, от платы за составление рекламных текстов и объявлений (что часто делалось бесплатно, например, в армянских и грузинских редакциях), от их публикаций, распространения, а также от спонсорских пожертвований. Основные расходы

7 РГИА. Ф. 776. Оп. 12. 1889 г. Д. 40. Л. 21.

8 Там же. Л. 22.

9 Там же. Л. 24-25.

10 «Кавказские объявления». 1890. № 114.

11 РГИА. Ф. 776. Оп. 12. 1889 г. Д. 40. Л. 29.

частных изданий приходились на бумагу, издательские работы, почтовые переводы, аренду помещения и т. д. Но если для универсальных газет частью расходов была также зарплата сотрудников (впрочем, надо отметить, что многие авторы сотрудничали на безвозмездной основе), то в газете «Кавказские объявления» этот вид расходов отсутствовал. Годовая цена на подписку данной газеты составляла 1 руб. 80 коп., что было в пять раз ниже стоимости других периодических изданий Тифлиса (например: годовая подписка с доставкой в Тифлисе составляла на ежедневные русские газеты «Кавказ», «Новое обозрение» 11 руб. 50 коп., армянские «Мшак», «Ардзаганк», «Нор-Дар», грузинскую «Иверию» - 10 руб.). Исключением была самая популярная газета «Тифлисский листок», годовая подписка с доставкой которой составляла 4 руб. Эта газета долгое время занимала лидирующую позицию среди частных изданий Тифлиса как по числу подписчиков, так и по количеству рекламы.

С точки зрения рекламной деятельности «Кавказские объявления» имели схожие характеристики с другими газетами Тифлиса, среди которых можно отметить: полилингвизм (рекламные объявления печатались на русском, французском, немецком, грузинском, армянском, татарском языках), стандартную высокую цену траурных объявлений (2 руб.), которые печатались только на первой странице. Цены за публикацию объявлений тоже были довольно низкими: по 5 коп. за строку петита, и при этом не менее 15 раз предлагались скидки до 80 % и более. Для сравнения отметим, что в других тифлисских изданиях цены колебались от 8 до 15 коп. за строку петита. Принимались также объявления по телеграфу, причем объявитель доплачивал издержки за депешу, на которой была удостоверенная подпись контрагента 12.

Как и другие издания Тифлиса, редакция газеты сотрудничала с разными организациями и частными лицами для устойчивого развития своей финансовой деятельности. Тексты объявлений и рекламы принимались в редакции газеты и в отделении конторы при газетно-книжном агентстве Л. Б. Хиддекеля 13; в других городах, таких как Баку, Владикавказ, Одесса, Варшава, Рига, редакция сотрудничала с рекламными агентами.

После выпуска нескольких номеров газета стала сотрудничать с торговым домом «Л. и Э. Метцль и Ко» 14, который занимал «лидирующее место на рынке информации» [Березовая, 2008. С. 396]. Редакция сообщила своим рекламодателям, что из всех областей Российской империи, кроме Закавказского края, газета принимает объявления исключительно через торговый дом «Л. и Э. Метцль и Ко». Из городов Батуми и Сухуми и их округов газета получала заказы только через книжно-газетное агентство М. Николадзе в Батуми 15.

Выводы

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX в. в Тифлисе газеты рекламно-справочного формата не укоренились. При расширении программы изменялся формат изданий, и газеты приобретали универсальный характер, иногда меняя также название, а при отказе на увеличение информационно-аналитических и художественных компонентов издания за короткий период прекращали свою деятельность.

Газета «Кавказские объявления» в 1890-1891 гг. в системе тифлисской периодической печати была единственным рекламно-справочным изданием. Именно этот фактор должен был предопределить успех издания, однако скоро стало ясно, что бурное развитие торгово-промышленной жизни региона не имеет достаточного воздействия на развитие тифлисской прессы. Деятельность газеты «Кавказские объявления» приостановилась из-за административных ограничений. Цензурный комитет не допустил расширения программы издания, ссылаясь на то, что издатель не имеет необходимого образовательного ценза.

12 РГИА. Ф. 776. Оп. 12. 1889 г. Д. 40. Л. 5 об.

13 «Кавказские объявления». 1890. № 1.

14 Там же. № 114.

15 Там же. №76.

Газета «Кавказские объявления» в плане рекламной политики имела ряд сходств с разноязычными универсальными газетами Тифлиса, но в то же время отличалась своими специфическими особенностями, что исходило из формата самой газеты: она пыталась аккумулировать всю рекламно-справочную информацию и стала своего рода бесплатным приложением к тифлисским изданиям.

Список литературы

Аверячкина Т. С. Периодическая печать Забайкальской области (вторая половина XIX века - февраль 1917 г.). Чита: ЗИП СибУПК, 2015. 160 с. Березовая Л. Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра»: Учеб. пособие. М.: Изд-во Ипполитова, 2008. 672 с. Блохин В. Ф. Провинция газетная: государственное управление периодической печатью и становление газетного дела в российской провинции (1830-е - 1870-е гг.). Брянск: Курсив, 2009. 383 с.

Блохин В. Ф. Цензурные сдерживания развития провинциальной печати в 1870-1890-е гг. // История книги и цензуры в России. Третьи Блюмовские чтения: Материалы III Между-нар. науч. конф., посвящ. памяти А. В. Блюма. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. С.96-100.

Даниелян Т. Р. Критика рекламной деятельности в периодическом издании «Ардзаганк» // Научные ведомости Ванадзорского государственного университета. Выпуск А (общественные науки, методика преподавания). Ереван: ИП «Арман Асмангулян», 2017. С. 8492. (на арм. яз.)

Жилякова Н. В. Журналистика города Томска (XIX - начало XX века): становление и развитие. Томск: Изд-во ТГУ, 2011. 446 с. Жилякова Н. В. Рекламная политика томских изданий конца XIX в. // Вестник Том. гос. унта. Филология. 2008. № 1 (2). С. 96-110. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX вв. М.: Аспект-Пресс, 2001. Зерцалов Г. В. Библиография русской периодики Грузии: часть первая: 1828-1920. Тбилиси: Кн. палата, 1941. 196 с.

Кипшидзе Г. Периодическая печать на Кавказе. Тифлис: Электропечатня Груз. изд., 1901. 51 с.

Кобахидзе Е. И. Введение (Вступительная статья) // Между централизмом и регионализмом: административные преобразования на Центральном Кавказе в 70-х гг. XIX - начале XX в.: Сб. док. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. 225 с. Корнилова К. С. Рекламно-справочные издания в истории российской журналистики. М.:

Вест-Консалтинг, 2010. 182 с. Лепилкина О. И. Система русской провинциальной периодической печати (ХУШ - начало

XX в.). М.: Илекса, 2010. 364 с. Мандрика Ю. Л. Цензура поэтики и поэтика цензуры. Тюмень: Мандр и Ко, 2013. Ч. 1. 300 с.

Рудник С. Н. Великие реформы в России 1860-1870 годов: эпоха и люди. СПб.: Изд. -во РГГМУ, 2013. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Силакова Д. В. История курской печати: 1792-1917. Курск: Деловая полиграфия, 2018. 185 с.

Симонова Н. Б. Журналистика. Институализация профессии на рубеже XIX-XX веков: мировые тренды и российская специфика // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 33-47. БОТ 10.25205/1818-7919-2020-19-6-33-47 Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 357 с.

Станько А. И. Реклама в донской прессе (XIX в.). Ростов н/Д: Литфонд, 2003. 76 с.

Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис: Тип. Гуттенберг, 1907. Т. 2: Приложения. С. 122-129.

References

Averyachkina T. S. Periodicheskaya pechat' Zabaikal'skoi oblasti (vtoraya polovina XIX veka -fevral' 1917 g.) [Periodical Press of the Transbaikal Region (Second Half of the 19th Century -February 1917)]. Chita, ZIP SibUPK, 2015, 160 p. (in Russ.)

Berezovaya L. G. Istoriya mirovoi reklamy ili starinnye retsepty izgotovleniya "besplatnogo syra" [The History of World Advertising, or the Ancient Recipes for Making "Free Cheese"]. Moscow, Ippolitov Publ., 2008, 672 p. (in Russ.)

Blokhin V. F. Provintsiya gazetnaya: gosudarstvennoe upravlenie periodicheskoi pechat'yu i sta-novlenie gazetnogo dela v rossiiskoi provintsii (1830-e - 1870-e gg.) [Newspaper Province: State Management of Periodicals and the Establishment of Newspaper Business in the Russian Province (1830s - 1870s)]. Bryansk, Kursiv, 2009, 383 p. (in Russ.)

Blokhin V. F. Tsenzurnye sderzhivaniya razvitiya provintsial'noi pechati v 1870-1890-e gg. [Censored Restraints on the Development of the Provincial Press in the 1870s-1890s]. In: Istoriya knigi i tsenzury v Rossii [History of Books and Censorship in Russia]. Tret'i Blyumovskie chteniya: materialy III mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. pamyati A. V. Blyuma. St. Petersburg, Pushkin LSU Press, 2015, p. 96-100. (in Russ.)

Danielyan T. R. Kritika reklamnoi deyatel'nosti v periodicheskom izdanii "Ardzagank" [Criticism of Advertising Activity in "Ardzagank" periodical]. Nauchnye vedomosti Vanadzorskogo gos. un-ta [The Vanadzor State University Bulletin], 2017, iss. A (social sciences, methods of teaching), p. 84-92. (in Armenian)

Esadze S. Istoricheskaya zapiska ob upravlenii Kavkazom [Historical Note on the Governance of the Caucasus]. Tiflis, Tipografiya Guttenberg, 1907, vol. 2: Applications, p. 122-129. (in Russ.)

Kipshidze G. Periodicheskaya pechat' na Kavkaze [Periodical Press in the Caucasus]. Tiflis, Publisher Elektropechatnya Gruz., 1901, 51 p. (in Russ.)

Kobakhidze E. I. Vvedenie (Vstupitel'naya stat'ya) [Introduction (Introductory article)]. In: Mezh-du tsentralizmom i regionalizmom: administrativnye preobrazovaniya na Tsentral'nom Kavkaze v 70-kh gg. XIX - nachale XX v. [Between Centralism and Regionalism: Administrative Transformations in the Central Caucasus in the 1870s - early 20th century]. Collection of documents. Vladikavkaz, 2014, 225 p. (in Russ.)

Kornilova K. S. Reklamno-spravochnye izdaniya v istorii rossiiskoi zhurnalistiki [Advertising-Reference Publications in the History of Russian Journalism]. Moscow, Vest-Konsalting, 2010, 182 p. (in Russ.)

Lepilkina O. I. Sistema russkoi provintsial'noi periodicheskoi pechati (XVIII - nachalo XX v.) [The System of Russian Provincial Periodicals (18th - early 20th centuries)]. Moscow, Ileksa, 2010, 364 p. (in Russ.)

Mandrika Yu. L. Tsenzura poetiki i poetika tsenzury [Censorship of Poetics and Poetics of Censorship]. Tyumen, Mandr i 2013, pt. 1, 300 p. (in Russ.)

Rudnik S. N. Velikie reformy v Rossii 1860-1870 godov: epokha i lyudi [Great Reforms in Russia 1860-1870: Era and People]. St. Petersburg, Publishing of Russian State Hydrometeorological University, 2013, 176 p. (in Russ.)

Silakova D. V. Istoriya kurskoi pechati: 1792-1917 [History of the Kursk Press: 1792-1917]. Kursk, Delovaya poligrafiya, 2018, p. 50. (in Russ.)

Simonova N. B. Zhurnalistika. Institualizatsiya professii na rubezhe XIX-XX vekov: mirovye trendy i rossiiskaya spetsifika [Journalism. Institutionalization of Profession at the Turn of the 19th - 20th Centuries: World Trends and Russian Specificity]. VestnikNSU. Series: History and

Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 33-47. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-79192020-19-6-33-47

Sonina E. S. Peterburgskaya universal'naya gazeta kontsa XIX veka [St. Petersburg's Universal Newspaper of the Late 19th Century]. St. Petersburg, Publishing of St. Petersburg University, 2004, 357 p. (in Russ.)

Stan'ko A. I. Reklama v donskoi presse (XIX v.) [Advertising in the Don Press (19th Century)]. Rostov on Don, Litfond, 2003, 76 p. (in Russ.)

Zertsalov G. V. Bibliografiya russkoi periodiki Gruzii: chast' pervaya: 1828-1920 [Bibliography of Russian Periodicals in Georgia: Part One: 1828-1920]. Tbilisi, Knizhnaya Palata, 1941, 196 p. (in Russ.)

Zhilyakova N. V. Reklamnaya politika tomskikh izdanii kontsa XIX v. [Advertising Policy of Tomsk Publications of the Late 19th Century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2008, no. 2 (1), p. 96-110. (in Russ.)

Zhilyakova N. V. Zhurnalistika goroda Tomska (XIX - nachalo XX veka): stanovlenie i razvitie [Journalism of the City of Tomsk (19th - early 20th centuries): Formation and Development]. Tomsk, Tomsk State Uni. Press, 2011, 446 p. (in Russ.)

Zhirkov G. V. Istoriya tsenzury v Rossii XIX - XX vv. [The History of Censorship in Russia in the 19th -20th Centuries]. Moscow, Aspekt-Press, 2001. (in Russ.)

Материал поступил в редколлегию Received 10.03.2021

Сведения об авторе

Даниелян Тарон Рудольфович, кандидат филологических наук, доцент кафедры армянского языка и литературы, Ванадзорский государственный университет имени О. Туманяна (Ванадзор, Республика Армения)

t5plus@yandex.ru

Information about the Author

Taron R. Danielyan, PhD, Associate Professor at the Chair of Armenian Language and Literature, Vanadzor State University after Hovhannes Toumanyan (Vanadzor, Republic of Armenia) t5plus@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.