Научная статья на тему 'Гауссовая кривизна как средство уменьшения влияния N-волны гиперзвукового движения на сенсор'

Гауссовая кривизна как средство уменьшения влияния N-волны гиперзвукового движения на сенсор Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
77
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАРНАЯ N–ВОЛНА / СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОГРЕШНОСТЬ / ГАУССОВАЯ КРИВИЗНА / ГИПЕРЗВУКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОДВЕС / N-SHOCK WAVE / SYSTEMATIC INACCURACY / GAUSSIAN CURVATURE / HYPERSONIC MOTION / SUSPENSION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Карачун В. В., Мельник В. Н.

Проводится анализ влияния гауссовой кривизны подвижной части двухстепенного гироскопа с жидкостатическим подвесом на систематическую погрешность измерений. Численно подтвержден эффект уменьшения влияния ударной волны гиперзвукового движения переходом от нулевой гауссовой кривизны поплавкового подвеса к фиксируемому значению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gaussian curvature as means for reducing the influence of gipersonic motion N-wave on sensor

The subject of research is the industrial sample of the inertial sensor in the form of a two-axis gyroscope with liquid and static suspension. The possibility of reducing the acoustic error under hypersonic motion is analyzed using the methods of design and technological solutions. The purpose of the paper is comparative analysis of the bench and seminatural tests of differentiating gyroscope with the analytical assessment of the measurement error under the influence of N-wave at zero and finite Gaussian curvature of the float suspension. The effect of the acoustic float impedance increasing by the change in the meridian suspension line geometry was used as the method of passive sound insulation of inertial sensor from the effects of penetrating acoustic emission. Comparative analysis of the bench instrument acoustic error and analytically detected non-zero Gaussian curvature for suspension gives grounds for decision-making on reduction of the gyroscope systematic inaccuracy under hypersonic motion. The results may be used in the inertial positioning means design and external target designation. The proposed method outlines a number of issues for practical providing of acoustic comfort of the onboard equipment using the passive methods

Текст научной работы на тему «Гауссовая кривизна как средство уменьшения влияния N-волны гиперзвукового движения на сенсор»

-------------------□ □----------------------

Здійснюється аналіз впливу гауссової кривизни рухомої частини двостепеневого гіроскопа з рідинностатичним підвісом на систематичну похибку вимірювань. Чисельно підтверджено ефект зменшення впливу ударної хвилі гіперзвукового руху переходом від нульової гауссової кривизни поплавкового підвісу до фіксованого значення

Ключові слова: ударна ії-хвиля, систематична похибка, гауссова кривизна, гіперзвуковий рух, підвіс

□----------------------------------□

Проводится анализ влияния гауссовой кривизны подвижной части двухстепенного гироскопа с жидкостатическим подвесом на систематическую погрешность измерений. Численно подтвержден эффект уменьшения влияния ударной волны гиперзвукового движения переходом от нулевой гауссовой кривизны поплавкового подвеса к фиксируемому значению

Ключевые слова: ударная Нволна, систематическая погрешность, гауссовая кривизна, гиперзвуковое движение, подвес -------------------□ □----------------------

1. Введение

Исследования относятся к области прикладной механики и посвящены изучению влияния ударной N-волны гиперзвукового движения на импедансную поверхность подвеса двухстепенного инерциального сенсора с жидкостатическим подвесом.

Необходимость проведенного анализа обусловлена тем, что ракеты, летящие со скоростью 7 М, становятся практически неуязвимыми для современных средств ПВО и способны уничтожать защищенные по последнему слову техники как наземные, так и подводные объекты. Жесткие условия полетной эксплуатации, в то же время, оказывают силовое воздействие на бортовую аппаратуру, что может привести к возникновению и развитию во времени нештатных ситуаций.

Сверхзвуковые летательные аппараты. Приведем некоторые модификации гиперзвуковых ЛА:

- MBDA CVS PERSEUS (France). Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость 3 Маха. Запуск с морских и воздушных платформ. Дальность полета 300 км;

- Гиперзвуковой аппарат Х-43 (USA). Предтеча крылатой ракеты Х-51. Является третьей ступенью системы бомбардировщик В-52 - разгонная крылатая ракета Х-43. Скорость 9,8 Махов;

- Ракета Х-51 «Waverider» (USA). Скорость 6 М. Для создания дополнительной подъемной силы использует энергию ударной волны гиперзвукового полета;

- Высотный бомбардировщик North American XB-70, Valkyrie (USA). Имеет свойства волнолета. Скорость 3 М;

- Гиперзвуковой самолет Х-plane (USA). Запускается ракетой-носителем. После выполнения полетного задания опускается на Землю парашютом;

УДК 629.7.054

ГАУССОВАЯ КРИВИЗНА КАК СРЕДСТВО УМЕНЬШЕНИЯ ВЛИЯНИЯ N-ВОЛНЫ ГИПЕРЗВУКОВОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕНСОР

В. В. Карачун

Доктор технических наук, профессор* В. Н. Мельник

Доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой*

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» пр. Победы, 37, г. Киев, Украина, 03056 E-mail: karachun11@i.ua

- Гиперзвуковой планер;

- Беспилотный самолет HTV - 2, HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях. Скорость 20М.

2. Анализ состояния проблемы и постановка задачи исследований

Наиболее полное представление о звуковом ударе дает спектральная плотность распределения энергии процесса [1, 2]. Причем, при преодолении звукового барьера уровень N-волны может превышать в десятки раз уровень старта с открытых позиций [3, 4].

Проникающее внутрь летательного аппарата акустическое излучение генерирует в элементной базе инерциальных сенсоров множество форм колебаний, в том числе и резонансных [5, 6]. В своей совокупности они порождают возмущающие моменты Эйлеровых сил инерции, которые приводят к появлению погрешностей (либо дрейфа) выходных сигналов инерциаль-ных сенсоров [7, 8].

Наиболее простыми, и вместе с тем наименее трудоемкими, методами устранения этого явления являются методы конструкторско-технологических решений, т.е. пассивные методы [9 - 11].

Проанализируем более подробно влияние фактора ненулевой гауссовой кривизны подвеса поплавкового двухстепенного гироскопа на увеличение его импеданса при жестких условиях гиперзвукового полета. Для этого, радиус поплавка примем в виде:

R = R0 ±8 sin nz,

где R0 - радиус кругового цилиндра;8 - подъем образующей в среднем шпангоуте; z - безразмерная координата

протяженности; знак ± соответствует выпуклой, либо вогнутой оболочечной части подвеса.

3. Систематическая погрешность двухстепенного гироскопа под действием ударной N - волны.

Трехмерная задача

Подвес поплавкового двухстепенного гироскопа в виде классического кругового цилиндра имеет тот очевидный недостаток, что в плоскости шпангоута радиальные перемещения поверхности под действием акустической волны существенно превышают величины упругих перемещений в двух других направлениях -в окружном (по параллели) и в направлении протяженности (вдоль образующей).

В диффузном поле четко проявляется факт наличия меньшей величины жесткости образующей в направлении радиуса оболочки и, как следствие, ее большая податливость действию акустического излучения.

Выходом из данной ситуации служит переход к ненулевой гауссовой кривизне подвеса, например, в виде катеноида, либо бочки.

Для удобства анализа результатов, представим на одном рисунке диаграммы систематической погрешности измерений - выявленные на стенде и расчетные (рис. 1). Если исключить из рассмотрения значения погрешности Дю , находящиеся в “пороговой” зоне прибора и ограниченные горизонтальными пунктирными линиями (ДУСМ-А Вар. 3), то становится очевидным следующее. На частоте 320 Гц и 500 Гц расчетная и стендовая погрешности практически совпадают и составляют (+0,24 град с-1 и +0,31 град с-1). На 800 Гц расчеты показали погрешность (+0,18 град с-1), которая на стенде не имеет места. На частоте 750 Гц погрешность на стенде составляет (-0,6 град с-1), расчетная -(-0,5 град с-1). Это наибольшая систематическая погрешность прибора. Незначительное расхождение вполне удовлетворительно. Второй всплеск погрешности в (-0,3 град с-1) на стенде выявлен на частоте 700 Гц, а в расчетах - (-0,35 град с-1) на частоте 550 Гц, т.е. несколько сдвинут по оси частот влево. Таким образом, если не учитывать “всплеск” в (-0,4 град с-1) на частоте 950 Гц, стендовые и теоретические результаты практически совпадают.

В том случае, когда подвес выполнен в форме катеноида, спектр систематических погрешностей существенно упростился (рис. 1, в).

Выпуклая форма подвеса в виде бочки частично, на низких частотах, повторила погрешности катеноида. В то же время наблюдается существенный ее рост до (-0,9 град с-1) на частоте 610 Гц (рис. 1, г).

Вполне понятно, что порог чувствительности зависит не только от пределов измерений, но и от класса поплавкового дифференцирующего гироскопа. Так, для класса (ДУСМ-А Вар. 3) предел измерений составляет ± 6 град с-1 , а порог чувствительности 0,09 град с-1. Для класса ДУСУ2-30А предел измерений составляет ± 30 град с-1, а порог чувствительности 0,45 град с-1.

Из этого следует, что опасная частота проникающего акустического излучения для ДУСУ2-30А - это 800 Гц, которая порождает погрешность Дю = -0,62 град с-1. На остальных частотах погреш-

ность измерений находится ниже порога чувствительности.

Теоретические результаты определяют погрешность на этой частоте в (-0,5 град с-1) (рис. 1, б).

Оболочечная часть поплавкового подвеса в виде катеноида позволит вообще исключить в этом случае акустическую погрешность (рис. 1, в). Бочкообразный подвес еще эффективней снизит систематическую погрешность, но на частоте 610 Гц произойдет ее резкое увеличение до (-0,9 град с-1). Это значительно выше порога чувствительности приборов класса ДУСУ2-30А.

аз

0.2

0.1

О-

-0.1

-0,2

-0.3

-0.4

-0.5

Асо,

град-с'

0,3

аг

0.1

о

-0.1

-0,2

-0.3

-0.4

-0.5

А со.

град-с'1

ГГ

I 10,

Рис. 1. Систематическая погрешность ДУС: а - стендовая; б - расчетная (классический цилиндр); в - подвес в виде катеноида; г - подвес выпуклый в виде бочки

а

б

Б

Выбор геометрии оболочечной части поплавкового подвеса - с нулевой, или ненулевой, гауссовой кривизной - вопрос Технического Задания на изделие.

4. Выводы

Таким образом, придавая поплавковому подвесу конечную по величине гауссовую кривизну, можно

регулировать систематическую погрешность дифференцирующего гироскопа в акустических полях по величине и по структуре.

Очевидно, что вполне возможно решать задачу оптимизации работы инерциального сенсора в жестких условиях гиперзвукового движения, например, соответствующим выбором линии меридиана поплавкового подвеса.

Литература

1. Феодосьев, В.И. Введение в ракетную технику [Текст] / В.И. Феодосьев, Г.Б. Синярев. - М.: Оборониз, 1969. - 506с.

2. Кренделл, С. Случайные колебания [Текст]: пер. с англ. / С. Кренделл. -М.: Мир, 1967. - 356с.

3. Карачун, В.В. Гиперзвуковые технологии. Перспективы и проблемы [Текст]: матеріали IX Міжнар. наук.-практ. конф., Київ, НТУУ «КПІ», 17-18 квітня 2013 р. / В.В. Карачун, В.Н. Мельник // Гіротехнології, навігація, керування рухом та конструювання авіаційно-космічної техніки. - С. 38-44.

4. Карачун, В.В. Действие ударной N-волны на поплавковый подвес при циркуляции [Текст]: матеріали Шостої Міжнар. на-ук.-практ. конф., Київ, НАУ, 27-29 травня 2013р. / В.В. Карачун, В.Ю. Шибецький // Інтегровані роботехнічні комплекси. -С. 32-33.

5. Кузьменко, В.А. Усталостные испытания на высоких частотах нагружения [Текст]: монография / В.А. Кузьменко, Л.Е. Матохнюк, Г.Г. Писаренко, И.А. Троян, А.Д. Шевчук. - К.: Наук. думка, 1976. - 336с.

6. Мельник, В.Н. Основные причины шума РН [Текст]: матеріали IX Міжнар. наук.-практ. конф., Київ, НТУУ «КПІ», 17-18 квітня 2013 р. / В.Н. Мельник, В.В. Карачун // Гіротехнології, навігація, керування рухом та конструювання авіаційно-космічної техніки. - С. 98-104.

7. Мельник, В.Н. Осенесеметричная деформация поплавкового подвеса под действием ударной волны. Первое приближение [Текст] : материали за 8-а международна научна практична конференция, София, 17 - 25 октомври 2012. / В.Н. Мельник, В.В. Карачун// Образованието и науката на XXI век. - 2012. - Str. 5-7.

8. Карачун, В.В. Параметры Ламе и кривизна поверхности поплавкового подвеса [Текст]/ В.В. Карачун, В.Н. Мельник // VEDECKY PRUMYSL EVROPSKEHO KONTINENTU - 2011: materialy VII mezinarodni vedecko-prakticka konferencji, Praha, Publishing House “Education and Science”, 27.11.2011-05.12.2011. - Str. 38-42.

9. Фоменкова, А.А. Упруго-напряженное состояние подвеса гироскопа как фактор дополнительных погрешностей при эксплуатационном использовании летательных аппаратов [Текст]/ А.А. Фоменкова, В.В. Карачун // Научная сессия ГУАП: сб. докл.: в 3ч. Ч. I. Технические науки. - Россия, С.-Петербург, ГУАП, 14-17 апр. 2012. - С. 55-57.

10. Карачун, В.В. Ряди Фурьє для визначення пружної піддатливості оболонки [Текст] : materialy IX miedzynarodowej nauko-wi-praktycznej konferencji, Prremysl, 07-15 maja 2013 roku./ В.В. Карачун, В.М. Мельник, В.П. Косова // Europejska nauka xxi poweka. - 2013.- Str. 57-59.

11. Mel’nick, V.N. The loss of sound waves [Текст]: монография /V.N. Mel’nick, M.S. Trivailo, V.V. Karachun. - Nat. Tech. Univ. Ukraine “KPI“. - К: «Корнейчук», 2010. - 120 р.

E

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.