Научная статья на тему 'Дрейф нуля интегрирующего гироскопа при осенесимметричной деформации подвеса'

Дрейф нуля интегрирующего гироскопа при осенесимметричной деформации подвеса Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ГИРОСКОП / ДРЕЙФ НУЛЯ / ОСЕНЕСИММЕТРИЧНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПОДВЕСА / СИНХРОННАЯ КАЧКА / АСИНХРОННАЯ КАЧКА / INTEGRATING GYROSCOPE / ZERO DRIFT / ASYMMETRICAL DEFORMATION OF SUSPENSION / SYNCHRONOUS DRIFT / ASYNCHRONOUS DRIFT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Карачун В. В., Мельник В. Н.

Изучается природа появления дополнительного сдвига нуля интегрирующего гироскопа при летной эксплуатации. Показано, что уже в первом приближении можно оценить степень влияния антисимметричной составляющей проникающего акустического излучения в условиях гиперзвукового полета на показания инерциальных сенсоров в поплавковом исполнении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZERO DRIFT OF INTEGRATING GYROSCOPE AT ASYMMETRICAL DEFORMATION OF SUSPENSION

The article reveals the nature of appearance of a systematic zero drift of the integrating gyroscope in hypersonic flight. It was found that with asymmetrical deformation of a suspension of a gyroscope its surface moves into the category of impedance structure that gives rise to disturbing moments in the existing quasi-harmonic drift of the fuselage. Identification of the extent of this influence will permit to improve the performance of the device. The method of successive approximations permits in the first approximation to assess the impact of Euler inertial forces on the appearance of periodic and systematic components in the output of the gyroscope during a flight.The values of the time-averaged systematic drift of the gyroscope output signal during synchronous and asynchronous angular motion of an aircraft were obtained. The results can be used in stand half-size tests of on-board equipment to make technical solutions for the elimination of additional errors of inertial sensors. When analyzing the errors of command and measurement complex devices, it is necessary to take into account not only the portable inertial forces, but also the disturbing moments of Coriolis forces, which occur at certain levels of ionizing shock sound N-wave. This outlines a range of technical solutions for acoustic comfort in the instrument compartment

Текст научной работы на тему «Дрейф нуля интегрирующего гироскопа при осенесимметричной деформации подвеса»

3. Применение регулируемых приводов Фойт для надежной и долговечной эксплуатации компрессорных установок и сервисная служба в России [Текст] // Совещание главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ, 2009. Н.Н. Кончаков, М. Рихтер.

4. Костенко, Д.А. Регулируемые приводы: возможности, затраты, эффективность [Текст] / Д.А. Костенко, В.Б. Иванов // ТЭК.

- 2008. - №4. - С.30-33.

5. Ситас, В.И. Применение регулируемых гидромуфт для уменьшения расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций [Текст] / В.И. Ситас, А. Пёшк, Р.М. Фаткуллин // Электрические станции. - 2003. - №2. - С.61 - 65.

6. Туркин, А.Н. Гидромуфты питательных насосов тепловых электростанций [Текст] / А.Н. Туркин. - М.: Энергия, 1974. - 232 с.

7. Рихтер, М. Регулируемые приводы УокЬ в электростанциях комбинированного типа и магистральных газопроводах [Текст] / М. Рихтер, В.Б. Иванов, В.И. Ситас // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2010. - 3/3 (45). - С. 57-59.

8. Ситас, В.И. Гидромуфта Фойт - конкурентоспособный регулируемый привод для энергетики [Текст] / В.И. Ситас, А. Пёшк, М. Рихтер // Энергетик. - 2005. - №2. - С. 45.

9. Фаткуллин, Р.М. Об экономической эффективности применения регулируемого привода на питательных насосах ТЭЦ с поперечными связями [Текст] / Р.М. Фаткуллин, О.В. Зайченко, В.Э. Кремер // Энергетик. - 2004. - №4. - С. 9-11.

10. Фардиев И.Ш. О целесообразности и опыте применения гидромуфт на вспомогательном оборудовании ТЭС с поперечными связями [Текст] / И.Ш. Фардиев, А.А. Салихов, Р.М. Фаткуллин // Энергетик. - 2004. - №5. - С. 15-18.

------------------□ □----------------------

Вивчається природа появи додаткового зсуву нуля інтегруючого гіроскопа при льотній експлуатації. Зазначено, що вже в першому наближенні можна оцінити ступінь впливу антисиме-тричної складової проникаючого акустичного випромінювання в умовах гіперзвукового польоту на показання інерціальних сенсорів в поплавковому виконанні

Ключові слова: інтегруючий гіроскоп, дрейф нуля, осенесиметрична деформація підвісу, синхронна хитавиця, асинхронна хитавиця

□---------------------------------□

Изучается природа появления дополнительного сдвига нуля интегрирующего гироскопа при летной эксплуатации. Показано, что уже в первом приближении можно оценить степень влияния антисимметричной составляющей проникающего акустического излучения в условиях гиперзвукового полета на показания инерциаль-ных сенсоров в поплавковом исполнении

Ключевые слова: интегрирующий гироскоп, дрейф нуля, осенесимметричная деформация подвеса, синхронная качка, асинхронная качка ------------------□ □----------------------

1. Введение

Исследования относятся к области прикладной механики и посвящены изучению воздействия мощной ^волны гиперзвукового полета на упругие конструкции поплавкового подвеса двухстепенного гироскопа. Гиперзвуковые технологии прочно входят в авиацию и ракетостроение.

Вместе с тем, сверхжесткие условия требуют критического пересмотра технических реализаций командно-измерительного комплекса летательных аппаратов.

УДК 629.7.054

ДРЕЙФ НУЛЯ ИНТЕГРИРУЮЩЕГО ГИРОСКОПА ПРИ ОСЕНЕСИММЕТРИЧНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПОДВЕСА

В. В. Карачун

Доктор технических наук, профессор* В.Н. Мельник

Доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой*

*Кафедра биотехники и инженерии Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» пр. Победы, 37, г. Киев, Украина, 03056 E-mail: [email protected]

Это в равной степени относится к транспортным ракетам (например «Falkon 9 Heavy»), сверхзвуковым крылатым ракетам на базе ГПВРД, гиперзвуковому оружию, баллистическим ракетам, а также беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).

2. Анализ состояния проблемы и постановка задачи исследований

При боевом дежурстве выполнение запроса на огневую поддержку гиперзвуковые аппараты проводят

в соответствии с Полетным заданием, что неизбежно предполагает многократное преодоления звукового барьера и порожденное этой необходимостью формирование мощной ^волны [1, 2]. В частности, беспилотники находятся в воздухе намного дольше, чем любой пилотируемый самолет, и за один только вылет могут поразить больше целей, чем, например, А-10С [3, 4].

Это особенно важно в случае асимметричной волны.

Кроме ударной волны, экстремальным внешним фактором гиперзвуковых технологий следует считать высокую температуру - около 2000°С.

Эти два фактора - ударная звуковая волна и сверхвысокая температура - существенно ухудшают технические характеристики, например, поплавковых модификаций инерциальных сенсоров автономного позиционирования ЛА [5-8].

С учетом того, что поплавки нашли широкое применение не только как пилотажные, но и как навигационные приборы, глубокий анализ их свойств в условиях гиперзвукового полета требует незамедлительного и углубленного исследования

[9, 10].

3. Систематический дрейф нуля интегрирующего гироскопа в полетных условиях

Уравнение первого приближения можно записать в виде [3]:

H

Pi + 2hPi = в “iy -Oiz-

H/ a

—(O'a

B'

-------Irn +rn -rn | +

V i 2

)+(»Wi

-’•4 a a a y-. a

- CO - CO - CO

w2 pi p2

Или так:

H

Pi + 2hPi = — ф-¥|f-B

H

B

-----(rna + rna-rna ) + |cOa -cOa -cOa -cOa

" \ i 2 3 / \ wi w2 pi p2

(l^l ) - 2 V[C1pe+MqQ21 - Q51 - Q71 )-p¥qQ31 ]X

' ' синхр. 2

_1

x[(v_rn1 )2 + 4h2(v_rn1)2J 2cos[(v_rn1)t_e1 ] +

1 (3) + 2 v[c1pe +рф (qQ21 _ Q51 _ Q71 )-p¥qQ31 JX _1

x[(v + rn1 )2 + 4h2 (v + rn1)2 J 2 cos [(v + rn1) t + 28_e2 ],

H

ГДе Ci = BQii + Q4i- Q6i'

Второе слагаемое пополняет спектр периодических составляющих выходного сигнала. Первое слагаемое при частотах акустического излучения

rni = v + kn, k = 0, i, 2, ...

формирует постоянные составляющие, которые очерчивают систематический дрейф нуля подвижной части.

Асинхронная качка ЛА:

0(t) = pe sin (vit + Se); v(t)=p¥ sin (V2t+s¥);

Oiy =v3pp C0s (V3t + Sp).

Частное решение уравнения (2) имеет вид:

(i) (ва) =V ре (—qQn+Q« - Q«)x

' / асинхр. 2

x[(vi- ffli)2 + 4Ь2 (Vi - <Bi)2] 2 cos[(■Vi- Ю1)t + Se-e3] +

+ “2pe(-qQii + Q4i - Q6i) x

(2)

x [('Vi+ <Bi )2+ 4h2(v4+ “ )2 ] 2cos [(v4+ ) t + Se- e4 ] -

-yp¥qQ3i[(v2-“i)2+4h(V2-“i)2]2 x

Последние два слагаемых в правой части отображают природу акустического импеданса поплавкового подвеса и дают возможность оценить величину дополнительного дрейфа нуля подвижной части в акустическом поле.

Синхронная качка ЛА:

e(t) = pe sin(v t + 8 );

V(t) = p¥ sin(v t + 8 );

“iy = v ppcos(vt +8 ).

Частное решение уравнения (2), определяющее влияние акустического излучения в виде осенесимметричной деформации подвеса, имеет вид:

X cos [(V2-“i)t + §¥ -Ё5 ]-

(4)

“ p¥qQ31 [(V2 + “1 )2 + 4h2 (V2 + “1 )2 ] 2 X X cos [(v2 + “1) t + §¥ -e6 ] +

+ “23 p9(qQ21- Q51- Q71)X

X[(v3- “1 )2+ 4h2 (v3- “1 )2 ] 2c0S [(v3- “1)t + V £7] +

+ “23 рф (qQ21 - Q51 - Q71 )x

X[(v3 + “1 )2 + 4h2 (v3 + “1)2] 2 C0s[(v3 + “1)t + 8Ф - e8].

Как видно, не только при синхронной, но и при асинхронной качке фюзеляжа имеют место систематические составляющие.

Они наблюдаются, когда

).

ю1 = у1 + ^1я; ю1 = у2 + ^1я;

ю1 = у3 + ^1я, 1Х = 0,1,2, ... ,

т.е. происходит избирательность частот проникающего акустического излучения угловым движением корпуса аппарата вокруг трех осей.

Итак, первое, третье и пятое слагаемые в выражении (4) вносят каждый свою долю в систематический дрейф нуля. Второе, четвертое и шестое - пополняют спектр периодических составляющих.

Систематический дрейф нуля интегрирующего гироскопа будет определяться формулой ®=£«>, где ^ - правая часть выражений (3) и (4).

Таким образом, систематический дрейф нуля прибора под действием проникающего акустического излучения будет следующим: синхронная качка

(в 1 )синхр. = ( 4Ъ у[С1ре +рф (чЙ21- Й51- 0.л)- р¥ЧЙз1 ] х

х^(у-ю4)2 + 4Ь2(V — го1 )2] 2msе^, (5)

ю1 = V + кп, к = 0,1,2, ..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

асинхронная качка

(Iе 1 ) асинхр =4^(V1 p0(-qQ11+ Q41 Q61) Х

_1

Х [(V1- Ю1 )2+ 4h2 (V1- ^1 )2 ] 2cos (Se- е3)_

_1

-V2P¥qQ31 [(V2 _Ю1 )2 + 4Ь2 (V2 _®1)2 ] 2c0S (S¥_e5 )+ (6) +V3p<p (qQ21 _ Q51 _ Q71) Х

Х [(V3 _ Ю1 )2 + 4Ь2 (V3 _ Ю1 )2 ] 2 cos (S9 _ £7 )j.

Символ ( ) означает осреднение по времени, т.е.

1 т

f=Ts т Jf (t) dt.

т л

4. Выводы

Таким образом, учет в уравнениях движения поплавкового подвеса Эйлеровых сил инерции при импедансом состоянии поверхности дает возможность установить условия появления систематического дрейфа выходного сигнала при синхронной и асинхронной качке фюзеляжа в режиме гиперзвукового полета.

Литература

1. Ягодкин, В.В. Гироскопические приборы баллистических ракет [Текст]: моногр. / В.В. Ягодкин, Г.А. Хлебников. -М.: Воениз-

дат, 1967. -З16с. - Библиогр.: с.З1З-З1З.

З. Феодосьев, В.И. Введение в ракетную технику [Текст]: уч. пособ. /В.И Феодосьев, Г.Б. Синярев. - М.: Оборониз, 1969.- 506 с. Библиогр.: с. 501.

3. Karachun, V.V. Influence of Diffraction Effects on the Inertial Sensors of a Gyroscopically Stabilized Platform: Three -Dimensional Problem [Текст] /V.V. Karachun, V.N. Mel’nick // International Applied Mechanics. - З01З.- T.48(4) p. 458-464.

4. Mel’nick, V.N. Compensation of influence of day’s movementof the Earth [Текст]: V.N. Mel’nick, V.V. Karachun // Materialy VII

Mezinarodni vedecko-practika conference «Veda a VZNIK - 2010/2011» Praha: - З011. Str. 9-1З.

5. Сломянский, Г.А. Поплавковые гироскопы и их применение [Текст]: моногр./ Г. А. Сломянський, Ю.М. Прядилов. -М.: Оборониз, 1958. - З44с. Библиогр.: З41-З4З.

6. Фертрегт, М. Основы космонавтики [Текст]: моногр./ пер. с англ.. - М.: Просвещение, 1969. - З01 с.

7. Karachun, V.V. The results of experimental research of gyroin float performance [Текст] / V.V. Karachun, V.N. Mel’nick // Materialy VII Miedzinarodowej Naukovi-Praktyccznej Konferencji «Aktualne problemy Nowoczesnych Nauk^ii» Praha: - З011.- З7 Str. З4-З8.

8. Mel’nick, V.N. The loss of sound waves [Текст]: моногр. / V.N. Mel’nick, M.S. Trivailo,V.V. Karachun Nat. Techn. Univ. Ukraine «KPI». K. : “Корнійчук» . - З010. -1З0р.: fig., tabb, - Ref. : p. 10З-104.

9. Mel’nick, V.N. Working features of navigation devices [Текст] / V.N. Mel’nick, V.V. Karachun, O.I. Levchenko // Materialy Mezin-

arodni Vedecko-Practika Konference «Efectivni Nastroje Modernich Ved^^» Praha: Publishing House «Tducatioc and Sciens».

- З010. - Str. 16^0.

10. Mel’nick, V.N. Determining Gyroscopic Integrator Errors to Diffraction of Sound Waves [Текст] / V.N. Mel’nick, V.V. Karachun // International Applied Mechanics. -З004. -T40^). - h. ЗЗ8-ЗЗ6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.