Научная статья на тему 'ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТУРЫ / ТУРИЗМ / АГРОЭКОТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лягуская А.В.

В статье рассматриваются гастрономический туризм как ключевой аспект туристической деятельности в Республике Беларусь. Подробно описано о гастрономическом туризме в Беларуси. В работе подчеркивается важность гастрономического компонентов для всех видов туризма.The article deals with gastronomic tourism as a key aspect of tourist activity in the Republic of Belarus. It is described in detail on the gastronomic tourism in Belarus. The paper emphasizes the importance of gastronomic components for all kinds of tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Высоцкая Т.Р. Роль бюджетирования в управлении предприятием // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - №.3 (16). - С. 98-101.

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - 2-е изд., перераб., и доп., - М.: ИНФРА-М, 2012.

4. Поспелова А.А., Высоцкая Т.Р. Основные изменения в налоговом законодательстве в 2016 году // Экономика и социум. - 2016. - №3 (22). -стр.1047-1050.

5. Тевлин В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.

УДК 33.338

Лягуская А.В. магистрант факультет «Экономический» УО «Полесский государственный университет»

Беларусь, г. Пинск ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Аннотация: В статье рассматриваются гастрономический туризм как ключевой аспект туристической деятельности в Республике Беларусь. Подробно описано о гастрономическом туризме в Беларуси. В работе подчеркивается важность гастрономического компонентов для всех видов туризма.

Ключевые слова: гастрономические туры, туризм, агроэкотуризм, экономика, этнографические комплексы.

Annotation: The article deals with gastronomic tourism as a key aspect of tourist activity in the Republic of Belarus. It is described in detail on the gastronomic tourism in Belarus. The paper emphasizes the importance of gastronomic components for all kinds of tourism.

Keywords: gastronomic tours, tourism, farm tourism, economics,

ethnographic complexes.

Республика Беларусь является молодой современной страной с богатой древней историей, самобытной культурой и своими традициями. Имеет спокойные черты, не поражает тропическим богатством красок, морскими и горными пейзажами, выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, что и послужило прекрасной возможностью для привлечения туристов.

Численность туристов, прибывших в республику в 2015 г., составила 136,8 тыс. чел., что на 15,2 % больше, чем в 2014 г. Из стран СНГ прибыло 114,2 тыс. чел., что на 18,9 % больше уровня 2014 г. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранялись за Россией - 111,3 тыс.чел., увеличение на 18,2% по сравнению с 2014.г.Среди стран вне СНГ лидерами по числу посещений республики являлись: Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция. На долю этих стран в 2015 г. приходилось 56,4 % от общего числа туристов из стран вне СНГ. В 2015 г., так же как и в 2014 г., средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь составила четыре дня.

Сегодня для нас каждое путешествие занимает одно из важных мест в коллекции впечатлений. Не менее существенно и то, что человек приобретая впечатления, платит за свои собственные чувства и ощущения. Сейчас многие люди ходят пробовать что-то новое, именно поэтому современное путешествие не должно останавливаться только на достопримечательностях и красивых местах. Ныне путешествие может быть ярким и «вкусным». Поэтому в настоящее время происходит изменения туристических потребностей и интересов, в связи с этим выявилась тенденция замены отдыха по формуле «SSS»(Sun-Sea-Sand)- солнце - море - пляж, на отдых «LLL»(Landscape-Lore-Leisure)- пейзаж-традиции - досуг [2].

Под влиянием растущего спроса можно удовлетворить потребность туристов, познакомив их с местной культурой, привычками и повседневной жизнью других стран и областей через кулинарные традиции. В связи с этим, представляет интерес, обеспечить возможность уже большому количеству желающих отправиться в другую страну, чтобы не просто познакомиться с архитектурой и живописью, а попробовать блюда местной кухни, ведь еда может рассказать куда больше о духе народа. Именно поэтому одной из самых быстроразвивающихся инновационных сфер туризма стал гастрономический туризм.

Как о новой тенденции, в путешествиях о гастрономическом туризме стали говорить в начале 2001г., когда Эрик Вульф (Eric Wolf), основатель и президент Международной ассоциации кулинарного туризма (ICTA), представил документ о кулинарном туризме. Э. Вульф дал следующее определение: «Гастрономический туризм - это поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой и напитками, как на другом конце Земли, так и на соседней улице»[2].

В настоящее время гастрономический туризм как прибыльный и высокодоходный сегмент экономики заслужил высокую оценку Международной ассоциации кулинарного туризма. Еда в местных кафе и ресторанах относится к одной из трех важнейших форм время препровождения туристов (наряду с осмотром достопримечательностей и шопингом). В отличие от других развлечений и аттракций, доступна в любую пору года, время и погоду. На еду туристы тратят 30% всех денег. И, что особенно важно, гастрономия, кулинария, дегустация - это единственный компонент турпродукта, который воздействует на все пять чувств человека и во многом формируют его отношение к туристической дестинации.

Гастрономические и кулинарные туры уже десятилетиями развиваются в европейских странах. Республика Беларусь к этому процессу подключилась недавно в лице сельских усадьб и агроусадеб.

Сельские усадьбы и агроусадьбы часто предлагают самые разнообразные услуги - от народных песен и танцев до вкуснейших белорусских национальных блюд. Многие туристы очень любят белорусскую кухню и стремятся узнать больше о белорусских кулинарных традициях, что и стало одним из факторов развития гастрономического туризма в нашей стране.

Кухня народов мира разнообразна, а ее отличительные особенности связаны с климатом, природными условиями, пищевыми ресурсами, религиозными традициями, культурными контактами и другими факторами. В Беларуси, как и везде, имеются ресурсы для развития гастрономического туризма. Наша национальная кухня развивалась столетиями. Кулинарные традиции белорусов - это простота народных рецептов и утонченность блюд для аристократов, разнообразное использование местных продуктов, необычные способы приготовления. На формирование кулинарных традиций Беларуси оказали влияние евреи, татары, которые поселились здесь еще в эпоху ВКЛ и соседние народы - поляки, литовцы, украинцы, русские. Основу традиционной белоруской кухни составляют продукты земледелия и животноводства, которые дополнялись продуктами, добываемыми охотой, рыболовством, пчеловодством и собирательством. В белорусской кухне в зависимости от основных компонентов выделяются мучные, крупяные, овощные, грибные, мясные, молочные, рыбные и яичные блюд [3].

Существуют сотни рецептов традиционной кухни, которые собраны и описаны этнографами и культурологами и являются достоянием национальной культуры. В авангарде пропаганды белорусской традиционной кухни идут специализированные рестораны и кафе, где возрождение и сохранение традиций касается не только рецептуры, но и самой формы подачи блюд, оформления интерьеров, которые стилизуются под старинные корчмы, аустерии, шинки и т.п. Одним из таких является минский ресторан «У Франциска», посетители которого попадают в обстановку старинного замка и имеют возможность познакомиться с такими

оригинальными блюдами, как «Вилы в бок», «Свиной кумпячок», «Полметра колбасы от Франциска», «Ведарай», «Ляшка барашка». Свое фирменное блюдо в национальном стиле сегодня есть почти у каждого ресторана и кафе. В несвижском ресторане «Гетман» по старинным рецептам готовят вкусную рульку, в кафе «Страуня» подают гуляш по - радзивилловски, в гродненском «Старом Лямусе» предложат «Бульбяную талерку» и «Драники с грибами». Картофельные блюда известны в Беларуси еще с эпохи Речи Посполитой, широко распространены и имеют множество оригинальных рецептов.

Активно популяризируют белорусскую национальную кухню агроусадьбы и этнографические комплексы, число которых к 2016 г. достигло 2263 субъектов, в т.ч. в Брестской области 312, Витебской - 494, Гомельской -351, Гродненской - 325, Минской - 554, Могилевской - 227.

Число туристов, любящих путешествовать, не только познакомиться с достопримечательностями, но и попробовать местную кухню в 2015 г. составило 271,7 тыс.чел., что на 22,1% больше, чем в 2014 г. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 86,3%, что доказывает востребованность посещения сельской местности туристами, чтобы отдохнуть в экологически чистых районах, сменить обстановку и образ жизни в период отпусков городских жителей, возможность питаться экологически чистыми продуктами, собирать лесные ягоды, грибы, лекарственные травы и другое.

600

Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 1.2 -Динамика роста количества агроусадеб по областям Республики Беларусь с 2006 по 2015 гг. [4].

Особой популярностью среди сельских усадьб и агроусадьб пользуются такие музейные комплексы, как: «Дудутки» ,«Корчма и другие. «Дудутки» - это один из наиболее посещаемых туристических объектов в Беларуси, где туристам предлагается два наиболее ярких и запоминающихся события - Международный фестиваль средневековой культуры и музыки «Наш Грюнвальд» и Международный купальский паган-фольк фестиваль

«Купальское Коло». Каждый из этих проектов принимает порядка шесть тысяч туристов. Наибольшей популярностью данные события пользуются у туристов из ближнего зарубежья: на первом месте Россия, затем Украина. Около 35% посетителей являются иностранцами. Ежегодно музей посещают порядка 40-45 тысяч человек [1].

В последние годы получили распространение и различные фестивали, где пропагандируются народная кухня или характерные конкретной местности продукты и блюда из них. В их числе «Мотальсюя прысмаю» Ивановского района, «Цукеркавы фэст» (п. Ивенец), «Жура^ i журавшы М1ёрскага краю», «Вишневый фестиваль и масляные бараны» в г. Глубокое, «Сырный фестиваль» в Минске, «День огурца» в г. Шклов, «ЛИДБИР. Фестиваль хмеля, солода и воды» в г. Лида. Эти и другие фестивали уже показали, что белорусская кухня может повысить туристскую привлекательность регионов и наполнить региональный турпродукт новым содержанием.

Нельзя не отметить развитие гастрономического туризма в Пинском Полесье, которое обладает не только достаточными ресурсами для его развития, но и определенными традициями, которые основаны на природных, исторических, этнографических и демографических особенностях данного региона.

Полесье - это край болот и бесчисленных рек и ручьев, большинство из которых принадлежат бассейну Припяти. Припять - одна из самых рыбных рек Беларуси, ее ихтиофауна представлена 37 видами. В реке Припять обитают сом, щука, окунь, плотва, ёрш, сазан, язь, лещ, карась, судак. Символом Полесья на протяжении веков была рыба вьюн. Копченые и сушеные вьюны считались признанным полесским деликатесом, который сегодня является большой редкостью. Интерес к полесской кухне зарубежных туристов обычно связан именно с рыбными блюдами и это следует учитывать не только при организации гастрономических, но и ностальгических туров. В этом случае для угощения гостей хорошо подойдут фаршированная щука, заимствованная из еврейской кухни, караси в сметане, рыбные клецки, запеченный или заливной сом и рыбная уха. Дегустацию рыбных блюд можно приурочить к рыболовным конкурсам и фестивалям, выделив в отдельную номинацию конкурс на лучшее блюдо из рыбы. «Рыбный» элемент можно привнести в празднование Дня города, который проводится в Пинске, и в районные праздники различной тематики.

В Пинском районе в деревне Качановичи существует старинная пасека, которая принадлежит младшему поколению шляхетского рода Качановских. Здесь туристы знакомятся с историей полесского пчеловодства и имеют возможность дегустировать различные виды меда, а также продукции, сделанной на его основе. Постепенно от дегустации меда на агроусадьбе перешли к дегустации других блюд: рыбных, мясных, мучных, картофельных и молочных. Маршрут в Качановичи получил название «Пчела знает, где мед брать» и пользуется неизменной популярностью у

туристов. В планах этой агроусадьбы - создание музейной экспозиции, посвященной пчеловодству, а также истории и традициям полесской шляхты. Со временем на усадьбе можно будет реконструировать «шляхетское застолье», которое будет востребовано туристами, благодаря своей подлинности и оригинальности.

Перспективным является и реконструкция полесской свадьбы, чем в данное время уже занимается Мотольский музей народного творчества. Важно, чтобы реконструкция затронула не только обрядность и костюмы, но и традиционные блюда, а также форму их подачи. Если нет возможности организации длительного дорогостоящего застолья, можно включить экскурсионную программу с дегустацией отдельных блюд или продуктов: колбас и копченостей, драников и сырников, ухи, клюквенного киселя, каравая, меда и чая на травах. В Дубое в 1920-1930 гг. гостям усадьбы подавали свежий творог с кусочками фруктов и орехов, эту традицию легко можно возобновить с помощью агроусадьбы «Дубое над Пиной». Летом на Полесье были популярны лесные ягоды: черника, земляника, малина, иногда к ягодам подавалось молоко, а из клюквы делали вкусный кисель с добавлением сухофруктов. Таких несложных угощений много. К ним можно добавить экологически чистые свежие овощи, плоды и ягоды из сельских усадеб, что придаст маршруту новое звучание и колорит.

Для развития гастрономического туризма важны не только продукты и кулинарные традиции, но прежде всего оригинальные идеи. Он не требует больших вложений и способен привлечь на Полесье туристов из разных регионов и стран.

Использованные источники:

1. Алифанова, В. В. Событийный туризм в развитии международных культурных связей [Электронный ресурс] / В. В. Алифанова // Национальная культура глазами молодых: сборник материалов XL итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (26 марта 2015 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2015. - С. 53-59. - Библиогр.: 5 назв.

2. Веретенников А.Н. Гастрономический туризм/А.Н. Веретенников, Е.А.Соломахина // Экономика. Инновации. Управление качеством.-2016.-№2.- С.36-38.

3. Научный потенциал молодежи - будущему Беларуси: материалы X международной молодежной научно-практической конференции, УО "Полесский государственный университет", г. Пинск, 15 апреля 2016 г. Ч. 2 / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. - Пинск: ПолесГУ, 2016. - С. 157-159.

4. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь [Текст] : статистический сборник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; [редкол.: В. И. Зиновский - пред. и др.]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2015-. -С.-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.