Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ'

ГАРМОНИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная классификация / классификация операций сектора государственно-го управления / внутренний контроль / управленческий учет / бюджетирование / коммерческие органи-зации реального сектора / организации бюджетной сферы / некоммерческие организации / источники финансирования / budget classification / classification of public administration sector operations / internal con-trol / management accounting / economic entities of various groups / commercial organizations of the real sector / public sector organizations / non-profit organizations / sources of financing activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова Лариса Александровна

В работе рассматриваются вопросы применения бюджетной классификации как инструментария бухгалтерского учета, необходимого для раздельного учета доходов и расходов коммерческих организаций. Бюджетную классификацию коммерческие организации могут приме-нять в целях внутреннего контроля поступления и использования заработанных в процессе деятель-ности средств или полученных из государственного бюджета субсидий и грантов. Вопросы осущест-вления внешнего и внутреннего финансового контроля являются актуальными и широко обсуждают-ся профессиональным сообществом с точки зрения поиска эффективных механизмов. Цель статьи заключается в адаптации гармонизированного подхода к применению бюджетной классификации экономическими субъектами различных групп: коммерческие организации реального сектора, орга-низации бюджетной сферы, некоммерческие организации реального и общественного сектора как инструмента внешнего и внутреннего контроля. Методологической основой работы явились общена-учные принципы и методы исследования: анализ и синтез, логическая увязка, систематизация. Ос-новные результаты, полученные автором, позволяют совершенствовать инструментарий внутреннего контроля для коммерческих организаций реального сектора и некоммерческих организаций реально-го и общественного сектора. Классификация операций сектора государственного управления являет-ся унифицированной, так как отражает экономическое содержание фактов хозяйственной жизни, и может применяться в целях управленческого учета и бюджетирования коммерческими организация-ми реального сектора, а также для контроля средств целевого финансирования некоммерческими ор-ганизациями реального и общественного сектора. Предложенные в работе гармонизированные коды экономической классификации позволят организовать раздельный учет затрат, в том числе и при вы-полнении коммерческими организациями государственного (оборонного) заказа. Подход к примене-нию бюджетной классификации может быть реализован как в процессе совершенствования норма-тивно-правового регулирования, так и в процессе составления внешней и внутренней отчетности экономическими субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZED APPROACH TO THE APPLICATION OF BUDGET CLASSIFICATION

The paper considers the issues of applying budget classification as an accounting tool neces-sary for separate accounting of income and expenses of commercial organizations. The budget classification can also be applied by commercial organizations for the purpose of internal control of the receipt and use of funds earned in the course of activities or subsidies and grants received from the state budget. The issues of external and internal financial control are relevant and are widely discussed by the professional community in terms of finding its effective mechanisms. The purpose of the study is to adapt a harmonized approach to the application of budget classification by economic entities of various groups: commercial organizations of the real sector, organizations of the budgetary sphere, non-profit organizations of the real and public sec-tors, as an instrument of external and internal control. The methodological basis of the study was the gen-eral scientific principles and methods of research: analysis and synthesis, logical linking, systematization. The proposed author's approach to the application of budget classification can be implemented both in the process of improving regulatory regulation and in the process of compiling external and internal reporting by economic entities. The main results obtained by the author allow us to improve the tools of internal con-trol for commercial organizations of the real sector and non-profit organizations of the real and public sec-tor. The classification of operations of the public administration sector is unified, as it reflects the economic content of the facts of economic life, and can be used for management accounting and budgeting by com-mercial organizations of the real sector, as well as for the control of targeted financing by non-profit organi-zations of the real and public sector. The harmonized codes of economic classification proposed in the work will make it possible to organize separate cost accounting, including when commercial organizations fulfill a state (defense) order.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ»

Научная статья УДК 657.6

DOI: 10.14529^240112

ГАРМОНИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Л.А. Свиридова, lara.sviridova.1971@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1164-5173 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы применения бюджетной классификации как инструментария бухгалтерского учета, необходимого для раздельного учета доходов и расходов коммерческих организаций. Бюджетную классификацию коммерческие организации могут применять в целях внутреннего контроля поступления и использования заработанных в процессе деятельности средств или полученных из государственного бюджета субсидий и грантов. Вопросы осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля являются актуальными и широко обсуждаются профессиональным сообществом с точки зрения поиска эффективных механизмов. Цель статьи заключается в адаптации гармонизированного подхода к применению бюджетной классификации экономическими субъектами различных групп: коммерческие организации реального сектора, организации бюджетной сферы, некоммерческие организации реального и общественного сектора как инструмента внешнего и внутреннего контроля. Методологической основой работы явились общенаучные принципы и методы исследования: анализ и синтез, логическая увязка, систематизация. Основные результаты, полученные автором, позволяют совершенствовать инструментарий внутреннего контроля для коммерческих организаций реального сектора и некоммерческих организаций реального и общественного сектора. Классификация операций сектора государственного управления является унифицированной, так как отражает экономическое содержание фактов хозяйственной жизни, и может применяться в целях управленческого учета и бюджетирования коммерческими организациями реального сектора, а также для контроля средств целевого финансирования некоммерческими организациями реального и общественного сектора. Предложенные в работе гармонизированные коды экономической классификации позволят организовать раздельный учет затрат, в том числе и при выполнении коммерческими организациями государственного (оборонного) заказа. Подход к применению бюджетной классификации может быть реализован как в процессе совершенствования нормативно-правового регулирования, так и в процессе составления внешней и внутренней отчетности экономическими субъектами.

Ключевые слова: бюджетная классификация, классификация операций сектора государственного управления, внутренний контроль, управленческий учет, бюджетирование, коммерческие организации реального сектора, организации бюджетной сферы, некоммерческие организации, источники финансирования

Для цитирования: Свиридова Л.А. Гармонизированный подход к применению бюджетной классификации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2024. Т. 18, № 1. С. 131-138. БСТ: 10.14529/em240112

Original article

DOI: 10.14529/em240112

HARMONIZED APPROACH TO THE APPLICATION OF BUDGET CLASSIFICATION

L.A. Sviridova, lara.sviridova.1971@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1164-5173 Orenburg State University, Orenburg, Russia

Abstract. The paper considers the issues of applying budget classification as an accounting tool necessary for separate accounting of income and expenses of commercial organizations. The budget classification can also be applied by commercial organizations for the purpose of internal control of the receipt and use of funds earned in the course of activities or subsidies and grants received from the state budget. The issues of

© Свиридова Л.А., 2024

external and internal financial control are relevant and are widely discussed by the professional community in terms of finding its effective mechanisms. The purpose of the study is to adapt a harmonized approach to the application of budget classification by economic entities of various groups: commercial organizations of the real sector, organizations of the budgetary sphere, non-profit organizations of the real and public sectors, as an instrument of external and internal control. The methodological basis of the study was the general scientific principles and methods of research: analysis and synthesis, logical linking, systematization. The proposed author's approach to the application of budget classification can be implemented both in the process of improving regulatory regulation and in the process of compiling external and internal reporting by economic entities. The main results obtained by the author allow us to improve the tools of internal control for commercial organizations of the real sector and non-profit organizations of the real and public sector. The classification of operations of the public administration sector is unified, as it reflects the economic content of the facts of economic life, and can be used for management accounting and budgeting by commercial organizations of the real sector, as well as for the control of targeted financing by non-profit organizations of the real and public sector. The harmonized codes of economic classification proposed in the work will make it possible to organize separate cost accounting, including when commercial organizations fulfill a state (defense) order.

Keywords: budget classification, classification of public administration sector operations, internal control, management accounting, economic entities of various groups, commercial organizations of the real sector, public sector organizations, non-profit organizations, sources of financing activities

For citation: Sviridova L.A. Harmonized approach to the application of budget classification. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 131-138. (In Russ.). DOI: 10.14529/em240112

Введение

Целью данной работы является предложение эффективного инструмента внешнего и внутреннего контроля над расходованием средств экономическими субъектами различных групп на основе бюджетной классификации. Деятельность экономических субъектов различных групп: коммерческие организации реального сектора, организации бюджетной сферы, некоммерческие организации реального и общественного сектора - финансируется из различных источников, что предполагает учет и контроль над рациональным и целевым использованием полученных средств. С перечисленными группами экономических субъектов соотносятся и источники финансирования их деятельности: самофинансирование (самоокупаемость), бюджетное финансирование, целевое финансирование. Решение задачи эффективного контроля для различных групп экономических субъектов предлагаем реализовать с помощью применения бюджетной классификации, которая в настоящее время является инструментом финансового контроля и применяется в бюджетном процессе. Бюджетная классификация предназначена для реализации принципов бюджетной системы: обеспечение открытости и прозрачности, целевого использования средств, предварительного, текущего и последующего контроля за экономным и рациональным использованием государственных финансов. В настоящее время реализация этих принципов происходит с помощью информационных ресурсов телекоммуникационных каналов связи, как это принято в цифровой экономике (А.Н. Леонов [8], С. Холройд и К. Коутс [15]. Как отмечает О.В. Глу-

шакова «создание информационно-аналитического инструментария в государственном секторе на основе IT-технологий заложило основу для сопоставления результатов социально-экономического развития территорий с объемом и направлениями использования бюджетных ресурсов, что позволило оценивать их эффективность» [3]. Активно применяемая в современной экономике цифровая среда способствует гармонизации взаимодействия не только участников бюджетного процесса между собой, но и вовлечение в это взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций при необходимости.

Вопросам внешнего и внутреннего контроля посвящен достаточно публикаций Н.М. Бобошко [1], А.В. Глущенко и Н.Ю. Ковалевой [4], И.В. Во-юцкой, М.С. Коське и Ю.Г. Мишучковой [2], Т.С. Масловой и В.Ф. Аристовой [9], Т.Ю. Серебряковой [11], в то же время не рассматривается возможность применения экономической классификации для этих целей, что придает особенную актуальность настоящему исследованию.

Для внешнего контроля субсидий, выделяемых коммерческим организациям, эффективности заключенных контрактов в рамках действующего законодательства1, необходимы единые контрольные инструменты, поскольку нередки ситуации

1 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 144624/

выявления и предотвращения мошенничества с финансовой отчетностью, что отмечается в работе авторов Chenyong Liu, David Ryan, Guoyu Lin, Chunhao Xu [13].

Особенности реализации возможностей управленческого учета и путь его интеграции с внутренней и финансовой отчетностью рассматриваются в работах В.В. Сорокиной [12], М.Ф. Сафоновой и Е.С. Вялая [10], Haiyan Sun [14], K.E. Horton и C.A. Wanderley [16]. В.Б. Ивашкевич раскрывает необходимость в рамках управленческого учета организовать раздельный учет производственных и коммерческих расходов по исполнению коммерческими организациями государственного (оборонного) заказа [6]. В свою очередь, это обстоятельство определяет возможность применения бюджетной классификации операций сектора государственного управления. Автором статьи рассматривается вопрос гармонизированного применения бюджетной классификации экономическими субъектами различных групп для указанных целей.

Теория и методы

В работе раскрывается многофункциональное назначение бюджетной классификации с точки зрения гармонизированного подхода к её применению не только организациями бюджетной сферы, но и коммерческими организации реального сектора и некоммерческими организациями реального и общественного сектора.

Бюджетная классификация, которая применяется на территории Российской Федерации, включает четыре группировки: доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета и операций сектора государственного управления2.

Классификация операций сектора государственного управления представляет собой экономическую группировку операций с активами, обязательствами и финансовыми инструментами, которую могут использовать все экономические субъекты различных групп для управленческого учета. Данную классификацию, по нашему мнению, можно считать унифицированной, так как её применение возможно в процессе бюджетирования коммерческими и некоммерческими организациями.

В номере счета бухгалтерского учета применение бюджетной классификации было реализовано в процессе реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета в 2005 году. Это новшество сильно усложнило ведение учета в государственных учреждениях, и Минфином России была реализована задача автоматизации бюджетной сферы с применением программного продукта «1С: Бух-

2 Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н (ред. от 10.10.2023) «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)» // Консультант. URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 418362/

галтерия государственного учреждения» для целей рациональности. Однако по требованиям инструкций регулятора первые семнадцать знаков номера счета, которые отражают код бюджетной классификации по функции учреждения, могут принимать нулевые значения. Очевидно, напрашивается вопрос об объективной необходимости наличия такой нормы.

Счет бухгалтерского учета является инструментарием, с помощью которого происходит группировка информации о состоянии активов, обязательств, источников финансирования деятельности для последующего её отражения в соответствующих отчетных формах, с целью информирования заинтересованных пользователей о результатах деятельности.

Общеизвестно, что счет бухгалтерского учета имеет соответствующую структуру, состоящую из остатков на начало и конец периода, оборотов по дебету и кредиту. В зависимости от вида счета бухгалтерского учета, его остатки и обороты дают сведения о состоянии и изменении объекта бухгалтерского наблюдения. Например, увеличение объектов основных средств, уменьшение денежных средств на счетах организации, увеличение кредиторской задолженности с принятием обязательств по договору (контракту) и т. п.

Следовательно, функциональная бюджетная классификация не имеет отношение к состоянию объекта бухгалтерского учета, и её включение в структуру счета бухгалтерского учета не оправдано. Возможно группировать информацию в привязке к выполняемым функциям и полученным средствам на эти цели в регистре бухгалтерского учета, который предназначен для обобщения информации и включения её в бюджетную (бухгалтерскую) отчетность, минуя коды функциональной бюджетной классификации по расходам бюджета.

В свою очередь, экономическая бюджетная классификация может эффективно использоваться для детализации доходов и расходов не только организаций бюджетной сферы, но других групп экономических субъектов.

Гармонизированный подход к применению бюджетной классификации, предлагаемый автором статьи, может выглядеть следующим образом (рис. 1).

Таким образом, применение экономической бюджетной классификации в номере счета бухгалтерского учета позволяет получить более точную и подробную информацию о финансовых операциях указанных организаций.

Экономическую бюджетную классификацию в виде кодов операций сектора государственного управления (КОСГУ), на наш взгляд, целесообразно использовать при формировании номера счета бухгалтерского учета для систематизации информации о доходах и расходах экономических субъектов с различными источниками финансирования

Рис. 1. Гармонизация применения кодов бюджетной классификации для экономических субъектов различных групп

Экономические субъекты различных групп

их деятельности. Вопросам применения гармонизированного номера счета бухгалтерского учета будут посвящены другие публикации автора.

Результат исследования

Гармонизированный подход к применению бюджетной классификации в учете коммерческих и некоммерческих организаций может быть достигнут в рамках совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета, путем разработки и внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета, которые учитывают особенности бюджетной классификации как инструментария внешнего и внутреннего контроля.

На наш взгляд, целесообразно использовать КОСГУ для учета доходов и расходов экономических субъектов реального сектора экономики, так как классификация способствует контролю над эффективностью деятельности и принятию своевременных управленческих решений. Также с помощью данного инструмента возможно организовать раздельный учет производственных и коммерческих расходов по исполнению коммерческими организациями государственного (оборонного) заказа, актуальность которого справедливо обозначена В.Б. Ивашкевичем.

Установленные Минфином коды сектора государственного управления, на наш взгляд, могут применяться не только организациями бюджетной сферы. В таблице приведены гармонизированные коды операций сектора государственного управления (экономическая классификация), которые могут применять экономические субъекты различных групп, с различными источниками финансирования своей деятельности.

Как показано в таблице, изменения должны коснуться кода 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям». По КОСГУ 245 «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство» отражаются расходы из бюджета на

предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий (грантов в форме субсидий)) иным нефинансовым организациям на производство. К нефинансовым организациям относятся организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ3. Нефинансовыми организациями являются экономические субъекты реального сектора, такие как поставщики и подрядчики (например, акционерное общество, которое занимается выполнением ремонтных работ или выпуском продукции по государственному (оборонному) заказу). Следовательно, 245 код КОСГУ можно адаптировать к коммерческим организациям реального сектора для учета производственных расходов по государственным (оборонным) заказам с наименованием «Расходы по государственному (оборонному) заказу на производство». Код 249 КОСГУ можно адаптировать к организациям государственного сектора, которыми являются предприятия, находящиеся в государственной собственности, для учета коммерческих расходов по государственным (оборонным) заказам с наименованием «Расходы по государственному (оборонному) заказу нефинансовых организаций государственного сектора на продукцию». На коде 24А вести учет коммерческих расходов по государственным (оборонным) заказам могут коммерческие организации реального сектора экономики, с присвоением ему наименования «Расходы по государственному (оборонному) заказу на продукцию».

В публикациях Г.С. Клычовой, И.В. Багаева и Т.Д. Поплаухиной [7], Ю.В. Жильцовой и А.А. Адалиной [5] раскрывается возможность контроля

3 Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 08.09.2022) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» // Консультант. URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 284955/

Таблица

Гармонизированные коды экономической классификации для учета и контроля фактов хозяйственной жизни

(фрагмент)

КОСГУ Источники финансирования деятельности экономических субъектов различных групп

Бюджетное финансирование Самофинансирование (самоокупаемость) Целевое финансирование

1 2 3 4

210 «Оплата труда»

211 Заработная плата

212 Прочие выплаты персоналу

213 Страховые взносы

214 Компенсационные выплаты

220 «Приобретение работ, услуг»

221 Услуги связи

222 Транспортные услуги

223 Коммунальные услуги

224 Арендная плата за пользование имуществом

225 Работы, услуги по содержанию имущества

226 Прочие работы, услуги

227 Страхование

228 Услуги, работы для целей капитальных вложений

229 Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

230 Обслуживание государственного (муни- Обслуживание заемных средств

ципального) долга

231 Обслуживание внутреннего долга Не применимо

232 Обслуживание внешнего долга Не применимо

233 Обслуживание долговых обязательств учреждений Обслуживание долговых обязательств организации

234 Процентные расходы по обязательствам

240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям»

241 Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления Не применимо

242 Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство Не применимо

243 Безвозмездные перечисления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство Не применимо

244 Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство Не применимо

245 Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство Расходы по государственному (оборонному) заказу на производство Расходы по грантам на мероприятия

246 Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на производство Не применимо Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на производство

247 Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на продукцию Не применимо

Окончание таблицы

1 2 3 4

248 Безвозмездные перечисления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию Не применимо

249 Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию Расходы по государственному (оборонному) заказу нефинансовых организаций государственного сектора на продукцию Не применимо

24A Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию Расходы по государственному (оборонному) заказу на продукцию Расходы по грантам на приобретение материальных запасов, в т. ч. полиграфическую продукцию

24B Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на продукцию Не применимо Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на продукцию

показателей управленческого учета с использованием автоматизированной среды и особенностей цифровой экономики. В свою очередь, встроенные в программу «1С: Предприятие 8» предложенные нами коды экономической классификации позволят системно формировать информацию о доходах и расходах в управленческом учете и контролировать полноту использования средств, выделенных из бюджета в форме субсидий и грантов коммерческим организациям реального сектора и некоммерческим организациями реального и общественного сектора (рис. 2).

Обсуждение и выводы

Вопросы применения бюджетной классифи-

кации в учете коммерческих организаций на сегодняшний день широко не обсуждаются. Однако ведение раздельного учета доходов и расходов в зависимости от источника финансирования деятельности необходимо. Поэтому в работе предложен гармонизированный подход к применению инструментов контроля, используемых в настоящее время только в бюджетной сфере.

В процессе реформирования бюджетного и бухгалтерского учета происходит совершенствование методов и инструментария в целях внешнего и внутреннего контроля. Бюджетная классификация является одним из эффективных инструментов контроля в бюджетной сфере. На наш взгляд, при-

Коды экономической классификации (КЭК)

Выбрать"^ I Найти... | | Отменить поиск

Код 4 Наименование

- 200 Расходы

- 210 □ плата труда, начисления на выплаты по оплате труда

- 211 Заработная плата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 212 Прочие несодиальные выплаты персоналу в денежной форме

- 213 Начисления на выплаты по оплате труда

- 214 Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной Форме

- 220 □ плата работ, услуг

- 221 Услуги связи

- 222 Транспортные услуги

- 223 Коммунальные услуги

- 224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельным участков и других обособленных природных объектов]

- 225 Работы, услуги по содержанию имущества

- 226 Прочие работы, услуги

Рис. 2. Справочник кодов экономической классификации в программе «1С: Предприятие 8»

менение классификации операций сектора государственного управления может быть адаптировано к использованию в коммерческих организациях реального сектора и некоммерческих организациях реального и общественного сектора для целей управленческого учета, бюджетирования, внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, раздельного учета затрат по контрактам.

Гармонизированный подход к инструментарию бухгалтерского учета и контроля является оправданным в связи с тем, что государственные финансы могут выделяться из бюджета в виде субсидий коммерческим организациям реального сектора, в том числе и на выполнение государствен-

ного (оборонного) заказа. Выделение из всей совокупности затрат хозяйствующего субъекта тех из них, которые имеют отношение к исполнению указанных заказов, возможно с применением кодов КОСГУ. При этом будет более эффективно осуществляться внешний контроль указанных субъектов со стороны контрольно-надзорных органов.

Единая методологическая основа учетно-аналитического обеспечения деятельности экономических субъектов будет способствовать рациональному ведению учета и обоснованному формированию информации в соответствующих отчетных формах.

Список литературы

1. Бобошко Н.М. Коррупция в сфере государственных закупок как угроза экономической безопасности государства // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 21. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva.

2. Воюцкая И.В., Коське М.С., Мишучкова Ю.Г. Внутренний контроль и его потенциал в выявлении рисков искажения бухгалтерской отчетности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».

2022. Т. 16, № 3. С. 144-152. DOI: 10.14529/em220316

3. Глушакова О.В. Современные тренды и проблемы развития национальной системы публичного управления общественными финансами // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 6. С. 22-42. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/fc/detail.php?ID=74629&ysclid=lophew763h242579260

4. Глущенко А.В., Ковалева Н.Ю. Система внутреннего контроля в деятельности организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 13. С. 13-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=aqqnuo&ysclid=lophgzyrt7457826092

5. Жильцова Ю.В., Адалина А.А. Моделирование данных в системах управленческого учета и бюджетирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. № 13. С. 13-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46297581&ysclid=lophhv03wa845392359

6. Ивашкевич В.Б. Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 8. С. 846-858. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=74769&ysclid=lophjb22uw202490945

7. Клычова Г.С., Багаев И.В., Поплаухина Т.Д. Построение системного контроля показателей управленческой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2023. № 5. С. 478-499.

8. Леонов А.Н. Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности // Финансовое право. 2023. № 3. С. 25-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50326519&ysclid=lophn58p6x274123156

9. Маслова Т.С., Аристова В.Ф. Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.

2023. № 14. С. 10-17. URL: https://buh-izdat.ru/2023/07/31/опубликован-14-номер-журнала-бухгалте-9/

10. Сафонова М.Ф., Вялая Е.С. Бюджетирование как инновационный инструмент управленческого учета в организациях санаторно-курортной отрасли // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 20. С. 2-9. URL: https://elibrary.ru/ptsyly?ysclid=lophs8e9em584080488

11. Серебрякова Т.Ю. Управленческий анализ в контексте внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2020. № 6. С. 627-642. DOI: 10.24891/ia.23.6.627.

12. Сорокина В.В. Тенденции развития инструментария управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2017. № 20. С. 1202-1212.

13. Chenyong Liu, David Ryan, Guoyu Lin, Chunhao Xu. No Rose Without a Thorn: Corporate Teamwork Culture and Financial Statement Misconduct // Journal of Behavioral and Experimental Finance. 2023, March. Vol. 37, article 100786. URL: https://doi.org/10.1016/j.jbef.2022.100786.

14. Haiyan Sun. Construction of Integration Path of Management Accounting and Financial Accounting Based on Big Data Analysis // Optik. 2023, February. Vol. 272, article 170321. URL: https://doi.org/ 10.1016/j.ijleo.2022.170321.

15. Holroyd C., Coates K. The Global Digital Economy: Comparative Policy Analysis. New York, Cambria Press, 2015. 302 p.

16. Horton K.E., Wanderley C.A. Identity Conflict and the Paradox of Embedded Agency in the Management Accounting Profession: Adding a New Piece to the Theoretical Jigsaw // Management Accounting Research. 2018. Vol. 38. P. 15-27. URL: https://doi.org/10.1016/j.mar.2016.06.002.

References

1. Boboshko N.M. Corruption in the Field of Public Procurement as a Threat to the Economic Security of the State. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti, 2020, no. 6, p. 21. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva.

2. Voyutskaya I.V., Koske M.S., Mishuchkova Yu.G. Internal control and its potential in identifying risks of misrepresentation of financial statements. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2022, vol. 16, no. 3, pp. 144-152. (In Russ.). DOI: 10.14529/em220316

3. Glushakova O.V. Modern trends and problems of development of the national system of public management of public finances. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh, 2022, no. 6, pp. 22-42. (In Russ.) URL: https://ww.fm-izdatm/joumal/fc/detail.php?ID=74629&ysclid=lophew763h242579260

4. Glushchenko A.V., Kovaleva N.Yu. Internal control system in the activities of an organization. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh, 2022, no. 13, pp. 13-19. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=aqqnuo&ysclid=lophgzyrt7457826092

5. Zhil'tsova Yu.V., Adalina A.A. Data modeling in management accounting and budgeting systems. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh, 2021, no. 13, pp. 13-22. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46297581&ysclid=lophhv03wa845392359

6. Ivashkevich V.B. Separate accounting of the results of financial activity in organizations that carry out state orders. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2019, no. 8, pp. 846-858. (In Russ.) URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=74769&ysclid=lophjb22uw202490945

7. Klychova G.S., Bagaev I.V., Poplaukhina T.D. Construction of systemic control of management reporting indicators. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2023, no. 5, pp. 478-499. (In Russ.)

8. Leonov A.N. Structure of the budgetary law system in the context of digital reality. Finansovoe pravo, 2023, no. 3, pp. 25-30. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50326519&ysclid=lophn58p6x274123156

9. Maslova T.S., Aristova V.F. Features of control over the activities of a federal state unitary enterprise. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh, 2023, no. 14, pp. 10-17. (In Russ.) URL: https://buh-izdat.ru/2023/07/31/opublikovan-14-nomer-zhurnala-bukhgalte-9/

10. Safonova M.F., Vyalaya E.S. Budgeting as an innovative tool for management accounting in organizations of the sanatorium and resort industry. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh, 2022, no. 20, pp. 2-9. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/ptsyly?ysclid=lophs8e9em584080488

11. Serebryakova T.Yu. Management analysis in the context of internal control. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2020, no. 6, pp. 627-642. (In Russ.). DOI: 10.24891/ia.23.6.627.

12. Sorokina V.V. Trends in the development of management accounting tools. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2017, no. 20, pp. 1202-1212. (In Russ.)

13. Chenyong Liu, David Ryan, Guoyu Lin, Chunhao Xu. No Rose Without a Thorn: Corporate Teamwork Culture and Financial Statement Misconduct. Journal of Behavioral and Experimental Finance, 2023, March, vol. 37, article 100786. URL: https://doi.org/10.1016/jjbef.2022.100786.

14. Haiyan Sun. Construction of Integration Path of Management Accounting and Financial Accounting Based on Big Data Analysis. Optik, 2023, February, vol. 272, article 170321. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijleo.2022.170321.

15. Holroyd C., Coates K. The Global Digital Economy: Comparative Policy Analysis. New York, Cambria Press, 2015. 302 p.

16. Horton K.E., Wanderley C.A. Identity Conflict and the Paradox of Embedded Agency in the Management Accounting Profession: Adding a New Piece to the Theoretical Jigsaw. Management Accounting Research, 2018, vol. 38, pp. 15-27. URL: https://doi.org/10.1016/j.mar.2016.06.002.

Информация об авторе

Свиридова Лариса Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, lara. sviridova. 1971 @mail. ru

Information about the author

Larisa A. Sviridova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting, Analysis and Audit Department, Orenburg State University, Orenburg, Russia, lara.sviridova.1971@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2024

The article was submitted 15.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.