Таблица 1. Данные экспериментального исследования по воздействию лучем лазера на образец
горной породы амфиболит
Мощность излучения, Вт Частота импульса, кГц Время резания, с Глубина резания, мм Площадь реза, мм2 Энергоемкость резания амфиболита, Дж
50 20 20 1 64 1440
50 80 60 2 64 4320
50 100 180 1.5 144 12960
Заключение.
В работе исследуется процесс разрушения горной породы амфиболит с использованием оптоволоконного иттербиевого лазера ИЛИ-1-50 с выходной мощностью 50 Вт. Выполненные расчеты энергоемкости на основе проведенных экспериментальных исследований показывают перспективность воздействия лазерного излучения на процесс разрушения очень крепких горных пород [3].
Литература
1. Панченко В. Я. Лазерные технологии обработки материалов: современные проблемы фундаментальных исследований и прикладных разработок. М.: Физматлит, 2009.
2. [Электронный ресурс]: ИРЭ-Полюс. URL: http//www.ntoire-polus.ra/products_low_ilm.
3. Афанасьев Ю. В., Завестовская И. Н., Зворыкин В. Д. и др. // Квантовая электроника. 2000.
Гармонизация железнодорожных транспортных электронных услуг
стран ЕАЭС Хаметов Д. Д.
Хаметов Дамир Дюсюмбаевич /КНатеО Оатгт ПиштЪаеу1сЬ - магистр, кафедра логистики и управления транспортными системами, Институт управления и информационных технологий, Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется создание электронных торговых площадок в каждой из стран Евразийского Экономического Союза, а затем и объединенной площадки в странах ЕАЭС. Влияние информационно-коммуникационных технологий на современное общество выходит далеко за экономические рамки и является инструментом создания устойчивой конкурентоспособности стран.
Ключевые слова: объединенная транспортно-логистическая компания, электронная торговая площадка транспортных услуг, информационно-коммуникационные технологии, транспорт.
По длине железнодорожных путей ЕАЭС занимает 2-е место в мире с показателем 106,6 тыс. км. Железнодорожный транспорт - основа транспортной системы и крупнейшая отрасль экономики всех стран - членов ЕЭП. Более 106 тыс. км железных дорог ЕЭП обеспечиваются перевозки грузов по внутренним, межгосударственным и транзитным сообщениям, а также взаимная торговля стран - членов ЕЭП и их торговля с третьими странами. Грузооборот железных дорог ЕЭП по своей величине второй в мире после Китая. Доля железнодорожных перевозок составляет более 43 % от грузооборота всех видов транспорта общего пользования государств ЕЭП [2].
В рамках ЕАЭС проводят работы создания, обеспечения функционирования и развития интегрированной информационной системы Сообщества (далее - интегрированная система), занимается этим Департамент информационных технологий Евразийской экономической Комиссией - ЕЭК. Интегрированную систему составляют территориально распределенные государственные информационные ресурсы и информационные системы уполномоченных органов, информационные ресурсы и информационные системы Комиссии, объединенные национальными сегментами стран-членов и интеграционным сегментом Комиссии. Работы
создания, обеспечения функционирования и развития интегрированной системы выполняются в соответствии с планом мероприятий на 2015 - 2016 годы, утвержденным Решением Совета Комиссии от 12 ноября 2014 г. № 131.
Для ЕАЭС приоритетна задача создания системы национального «единого окна» во внешнеэкономической деятельности. Суть в оптимизации государственных услуг на таможнях, в создании условий исключительно для электронных операций и электронной коммерции. В перспективе наднациональное «единое окно» должно связать все пять таможен. Разработан план сближения национальных «единых окон», он рассчитан на шесть лет, с 2015 по 2020 год [1].
Странами-членами ЕАЭС создана Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), открывающая новые возможности для ускорения прохождения маршрута, гарантию сквозных транзитных ставок, снижение дисбаланса объемов транзита ЕС-Китай-ЕС, оптимизацию порожнего пробега и др. Уже сейчас ОТЛК объединяет в себе все лучшие решения, существующие на сегодняшний день на транспортном рынке. Так, например, в рамках проекта работает технология «интернет-магазин», которая позволяет в онлайн - режиме рассчитать стоимость, оформить заказ, оплатить услугу и осуществить отправку контейнера. Интернет-магазин предоставляет круглосуточный и повсеместный доступ к сервису ОТЛК, а возможность оплаты банковской картой делает эту услугу универсальной.
Фундаментом производственной системы группы компаний ОТЛК является современная 1Т-платформа, которая позволяет внедрять новые технологии организации экспортно-импортных и транзитных перевозок, в частности, услуги таможенного оформления грузов. Группа ОТЛК является универсальным логистическим провайдером, предоставляющим услуги и для небольших компаний. Для малого и среднего бизнеса актуальны частые отправки в несколько адресов небольших партий груза. Такой сервис уже осуществляется в контуре ОТЛК, но пока только на территории России.
Консолидация и распыление грузовых партий организовано в 118 городах. Сеть РЖД-Экспресс состоит из 680 агентств. Работают более 11 тысяч маршрутов доставки. Существует возможность заказа перевозки грузов через интернет-магазин и оплаты услуг с использованием банковских карт. Это существенно экономит ресурсы и время небольших компаний. В дальнейшем данный сервис будет распространен на международную сеть ОТЛК [3].
На Российской железной дороге действует Электронная торговая площадка транспортных услуг (ЭТП ТУ), являющаяся системой, позволяющей получать информационные услуги о перевозках Российских Железных Дорог в сети Интернет на сайте: http://www.etp.rzd.ru. Инициатива создания ЭТП ТУ принадлежит ЦФТО - Центру фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», задачи ЭТП ТУ:
— организация равного доступа к информационным услугам РЖД для пользователей;
— повышение качества предоставления услуг пользователям за счет упрощения и быстроты заказа транспортных услуг;
— ускорение информационного обмена РЖД с пользователями железнодорожных услуг.
Пользователи ЭТП ТУ - грузоотправители, грузополучатели, операторы и экспедиторы
регионального и федерального уровня. Посетители, организации которые не были ранее зарегистрированы на ЭТП ТУ, имеют доступ только к стартовой странице, на которой им предоставляются следующие возможности:
— просмотр общей информации об Электронной торговой площадке в разделе «Информация» - ссылка «Информация»;
— бесплатный сервис расчета провозной платы;
— ознакомление с услугами, предоставляемыми ЭТП ТУ, тарифами, используемыми для начисления платежей, а также примерами справок по услугам - ссылка «Услуги, тарифы»;
— подача заявки на регистрацию в ЭТП ТУ своей организации и себя в качестве контактного лица - ссылка «Заявка на регистрацию организации».
Пользователям ЭТП ТУ доступен перечень услуг:
— информирование о местонахождении и операциях с грузами, вагонами, контейнерами в оперативном и регламентном режимах по стандартному набору показателей;
— возможность получения информации о местонахождении вагонов, контейнеров и о техническом состоянии вагонов по произвольному набору показателей;
— получение справки о маршруте следования поездов;
— информирование о подходе грузов;
— получение справки о перечне железнодорожных документов плательщиков;
— получение справки о движении денежных средств по карточкам контроля расчетов;
— получение справки о состоянии лицевого счета плательщика за грузовые перевозки (сальдо), квитанций разных сборов;
— получение справок о данных из: накладной, учетной карточки, накопительных ведомостей;
— получение справки о времени нахождения контейнеров в местах не общего пользования;
— получение справки о подаче и уборке вагонов;
— предварительное электронное оформление заявки ГУ-12;
— предварительное электронное оформление транспортной накладной;
— доступ к справочникам НСИ, а также возможность загрузки справочников на персональный компьютер и получения обновлений;
— проверка достоверности заполнения номеров контейнеров, вагонов;
— просмотр новостей и услуг, предоставляемых ЭТП ТУ;
— сервис информирования о ходе претензионной работы;
— техническая поддержка пользователей.
Бесперебойную работу программно-технического комплекса ЭТП ТУ обеспечивает служба технической поддержки, с которой можно связаться по телефону или оформлением заявки на сайте. Для работы с ЭТП ТУ представитель компании, желающей пользоваться услугами ЭТП ТУ, подает заявку на регистрацию компании. После подтверждения регистрации сотрудником ЦФТО/ТЦФТО и получения логина и пароля для доступа к сайту представителю компании необходимо зайти на ЭТП ТУ и заключить договор на использование ЭТП ТУ в разделе «Заключение договоров» [6].
При расчетах за предоставленные информационные услуги через ЭТП ТУ используется единый лицевой счет клиента в накопительной ведомости. Каждый клиент наделяется собственным паролем и происходит регистрация его действий в системе.
Сейчас в Казахстане действует система АСУ ДКР (автоматизированная система управления Договорная и коммерческая работа), в России - ЭТРАН (электронная транспортная накладная), представляющие собой автоматизированную систему подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки. Одну из этих систем можно интегрировать в единую Электронную площадку транспортных услуг стран ЕАЭС.
Что касается пассажирских перевозок, то практика продажи железнодорожных билетов через интернет на сегодняшний день стала нормальным явлением во всем мире. В Европе и Америке отметка перевалила далеко за 50 %, в России, Казахстане и на Украине колеблется в пределах 30 %. Действующие системы продажи электронных билетов также можно интегрировать в единую ЭТП ТУ стран ЕАЭС [5].
В дальнейшем возможно создание на основе и по примеру российской ЭТП ТУ электронных торговых площадок в каждой из стран ЕАЭС, а затем и объединенной ЭТП ТУ стран ЕАЭС [4].
Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на современное общество выходит далеко за экономические рамки. Многими развитыми и развивающимися странами в полной мере осознаны колоссальные преимущества развития и распространения ИКТ, трансформирующие не только деятельность государственных структур и институтов гражданского общества, но и отношения в социальной сфере, науке и образовании, культуре и образе жизни народа. В этом смысле ИКТ является инструментом создания устойчивой конкурентоспособности стран.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Координация работ по созданию ИИС ЕАЭС. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/chairman/inftech/iis/Pages/default.aspx (дата обращения: 16.02.2016).
2. [Электронный ресурс]: Гошин В. На все четыре страны. 26.01.2015. URL: http://www.rg.ru/2014/01/27/poshliny.html (дата обращения: 14.02.2016).
3. [Электронный ресурс]: Баскаков П. Потенциал и перспективы ОТЛК. Редакционно-издательский центр «Транс-Экспресс Казахстан». 2015. URL: http://transexpress.kz/ra/magazmes.php?id=392&edition=24 (дата обращения: 15.02.2016).
4. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры ЕАЭС. Стародубцева Е. Б. //Экономические науки. 2015. № 10. С. 131.
5. [Электронный ресурс]: Продажа ЖД-билетов в онлайне больше не монополизирована. URL: http://aviata.kz/train-tickets/ (дата обращения: 14.02.2016).
6. [Электронный ресурс]: Электронная торговая площадка транспортных услуг. 2016. URL: http://yuzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4114 (дата обращения: 14.02.2016).
Исследование жесткости ступиц роликоопоры конвейеров Гусейнова Л. Р.1, Жумаханова А. А.2
'Гусейнова Лаура Руслановна / Gusseinova Laura Ruslanovna - магистрант; 2Жумаханова Асыл Аргыназыевна / Zhumakhanova Assyl Argynazyevna - магистрант, кафедра технологии машиностроения и механики, инженерно-технологический факультет, Государственный университет им. Шакарима, г. Семей, Республика Казахстан
Аннотация: в работе проведено исследование жесткости ступиц роликоопоры. Рассмотрена относительная угловая деформация в сечении поверхности.
Ключевые слова: деформация, расчетная схема, изгибающий момент, групповое перемещение.
УДК 62. 21474
При расточке колец или втулок, последние закрепляются в трехкулачковом патроне. Деформация от зажима искажает форму обрабатываемого отверстия. В связи с этим необходимо знать перемещения в кольца (втулке) от действия зажимных усилий. Расчетная схема кольца показана на рис. 1 [1]. Замкнутое кольцо представляет собой статически неопределимую систему. В качестве основной системы примем кольцо, разрезанное по вертикальному сечению.
На рис. 2 показана основная система.
В силу симметрии расчетной схемы в сечении А перерезывающая сила равна нулю
Хз = 0.
Рассмотрим равновесие выделенного элемента кольца, показанного на рис. 3. Из условия равновесия следует [2]
Xi =
V3
3
■ F = 0,5774F
(1)
Для определения момента Х2 воспользуемся уравнением
Х2822+А2Е = 0 (2)
Это уравнение в данном случае выражает тот факт, что относительная угловая деформация в сечении А (см. рис. 2) от действия сил Хь Х2 и Е равна нулю.
Д2Р - перемещение (угловое) по направлению 2 от действия нормальной силы Х1 и внешней нагрузки.
Рис. 1. Расчетная схема кольца
Рис. 2. Относительная угловая деформация в сечении А