УДК 332.14
А. С. Шпак
ГАРМОНИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Раскрыто понятие «гармонизация», предложена система инструментов гармонизации торговой и промышленной политики, направленная на обеспечение экономической безопасности. Определена роль формирования торговой и промышленной политики.
Ключевые слова: инструменты, гармонизация, промышленная политика, торговая политика.
Важным направлением развития страны в изменяющейся рыночной среде является гармонизация промышленной и торговой политики, от чего зависит не только уровень экономического развития, но и благосостояние общества в целом. Министерство торговли и промышленности стремится к созданию условий для достижения промышленностью страны экономической безопасности и независимости. Основными задачами в этой связи являются развитие экспорта, переориентирование экономики на внешние рынки, а также развитие связей между различными отраслями экономики. Происходит непрерывная гармонизация и рационализация торговли и промышленности.
Глубочайшие мировые кризисы всеобъемлющей рыночной экономики первой четверти прошедшего столетия породили революционные ситуации, которые привели к параллельному формированию монолитно организованной плановой экономики, когда уже в середине века более одной трети населения мира проживало в странах с централизованной государственной экономикой.
В настоящее время в ходе активизации работ по возрождению научной, промышленной, оборонной отраслей и стабилизации социальных процессов должна постоянно проводиться гармонизация в деятельности основных участников этих процессов - государства, предпринимательства и структур гражданского общества, представляющих широкие слои населения. Это значит, что процессы гармонизации из локальных все в большей степени разрастаются до охвата больших глобальных систем.
В экономической литературе существуют разные определения понятия «гармонизация»:
- гармонизация (от гр. Иагтоша - связь, соразмерность) - приведение в состояние гармонии предметов, явлений, свойств; систематизация чего-либо;
- гармонизация - приведение национальных принципов и стандартов в соответствие с международными;
- гармонизация - установление равновесия, гармонии, баланса между задачами сходного уровня приоритетности, равно требующими выполнения в заданный период. Осуществляется с помощью сознательно управляемого распределения между ними ограниченных ресурсов [1].
Основными чертами гармонизации являются следующие: подход к рассмотрению закона, эквивалентность и сопоставимость, согласование (установление необходимого соответствия) состава, структуры и содержания.
Таким образом, гармонизация - это взаимное согласование, сведение в единую систему, унификация, коор-
динация, упорядочение или обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, а также различных экономических мероприятий между системами и подсистемами, структурой и инфраструктурой.
В «Словаре современной экономической теории Макмиллана» [2] понятие «гармония» (экономических) интересов сопровождается понятием invisible hand («невидимая рука»): термин, относящийся к невидимым процессам координации, обеспечивающим совместимость индивидуальных планов в децентрализованной рыночной экономике. Впервые это понятие применено Адамом Смитом, делавшим упор на роль, которую играет «невидимая рука» в достижении согласованности интересов. Смит утверждал, что индивид, «стремящийся исключительно к своей поставленной выгоде, направляется невидимой рукой к результату, который не входил в его намерения». Этим результатом является удовлетворение интересов общества.
Проблема гармонизации в экономике, каким бы термином она ни определялась, имеет многовековую историю, а в настоящее время в условиях беспрецедентного развития специализированных структур и функций эта проблема становится базовой.
Термин «гармонизация» используется и в целом ряде других сфер экономической деятельности, таких как гармонизация учета, гармонизированная система описания и кодирования товаров, гармоничность товарной номенклатуры и др.
Экономические процессы гармонизации пересекаются с другими понятиями такого рода, которые в большей степени являются пересекающимися, а не эквивалентными.
Можно перечислить следующие понятия, характеризующие назревшую важность разработки гармонизации экономических процессов и широко использующиеся в практике.
Сбалансированность - выявление равновесия между доходами и расходами, т. е. система взаимосвязанных показателей, характеризующих какое-либо явление или процесс путем сопоставления его отдельных сторон (доходов и расходов).
Равновесие - понятие, обозначающее ситуацию, когда экономические агенты или агрегаты, такие как рынки, не имеют побудительных причин к изменению своего поведения. В рамках этого понятия фигурируют такие положения, как равновесный уровень национального дохода, равновесная рыночная цена, равновесный темп инфляции, равновесие платежного баланса, равновесие потребителя.
Устойчивость - термин, обычно используемый в системах общего или частичного равновесия для обозначения степени устойчивости, например, равновесной цены или группы цен по отношению к внешним воздействиям на систему, которые на время отклоняют цену от равновесного уровня.
Оптимизация - выбор наилучшего варианта состояния системы из вероятного множества, разработка оптимальных решений с позиций определенного критерия оптимальности.
Унификация - установление различных форм по единому образу, приведение чего-либо к единой системе, форме, упорядочение.
Экономический оптимизм - траектория развития экономической системы, наилучшая относительно ее целей при данных внешних и внутренних условиях.
Таким образом, в настоящее время фактически определилась глобальная практическая позиция гармонизации сложных процессов на уровне социально-экономических систем, хотя этот термин применительно к широкому спектру политических, экономических и социальных проблем еще широко не применялся.
Промышленность и торговля играют важную роль в экономике индустриально развитых стран, в существенной мере зависят от гармонизации взаимоотношений с большим количеством внешних структур и обеспечения целого комплекса вопросов, связанных с экономической безопасностью.
Важнейшей тенденцией современной торговой политики является повышение роли законодательных решений и мер регулирования, которые связаны преимущественно с внутриэкономическими проблемами, или, иными словами, слияние внутриэкономической и торговой политики. Особенно явно это сказывается в таких областях, как торговля услугами, права интеллектуальной собственности, в которых эта взаимосвязь уже получила юридическое закрепление в рамках многосторонних международных соглашений [3].
В сферу торговой политики попадают не только экономические отношения, возникающие в процессе международного обмена товарами и услугами, но и отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства, так или иначе связанные с этим обменом. Это обусловлено формированием глобального мирового рынка и повышением степени интегрированности всех его элементов, интернационализации хозяйственных связей на основе углубления международного разделения труда в рамках развития единого процесса воспроизводства в мировой экономике.
Инструментами торговой политики служат экономические, правовые, административные и политические меры, средства и методы регулирования доступа на национальный рынок.
Благодаря использованию инструментов торговой политики становится возможным ослаблять наиболее болезненные последствия обострения конкуренции, устранять неблагоприятные искажения или слишком резкие изменения конкурентной среды. Современная торговая политика все в большей степени меняет свою направленность в сторону применения частичных и адресных огра-
ничений, отказываясь от создания общих барьеров для доступа на внутренний рынок. Благодаря этому формируются более широкие и разнообразные возможности для использования преимуществ международного обмена товарами, услугами и факторами производства при минимизации экономических потерь и приемов.
Таким образом, правильное использование средств торговой политики позволяет повышать степень открытости экономики при уменьшении частных негативных последствий от неизбежного обострения иностранной конкуренции.
Усложнение процессов взаимодействия во всех системах со все большей необходимостью ставит вопрос об их гармонизации, которая как понятие все в большей степени отражает возникающую совокупность взаимосвязанных факторов, учитываемых при управлении функционированием этих беспрецедентно сложных систем и процессов.
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране в конце прошлого и начале нового столетия в условиях «шоковой терапии» не было обеспечено необходимой гармонизации между макро-и микроэкономическими составляющими народного хозяйства, в результате чего произошло разрушение многих научных и производственных структур и сформировалась крайне напряженная социальная обстановка.
Прошедшее столетие показало, что недооценка гармонизации в сфере экономики приводит к крупным промышленным потрясениям.
Многочисленные проблемы согласования промышленной и торговой политики возникают из-за нерациональности общественного устройства, наличия в нем фундаментальных противоречий. К таким относится несоответствие экономических отношений уровню развития производительных сил.
Промышленная политика недостаточно увязана с торговой политикой в части разработки инструментов, обеспечивающих их гармонизацию, особенно с точки зрения экономической безопасности. Данная проблема имеет актуальность не только на федеральном уровне, но и на региональном, где непосредственно происходит реализация промышленной и торговой политики.
В настоящий момент у государства нет стратегии структурных преобразований экономики регионов. Для изменившихся условий отсутствуют схемы этих преобразований, включающих не только производительные силы, но и рыночные отношения. Узкая специализация производства ряда регионов, многих городов, особенно на тех отраслях, которые оказались кризисными, привела их к тяжелому экономическому и социальному положению.
Основным вопросом в реализации стратегии устойчивого развития региона является обоснование объектов и субъектов территориального хозяйствования. Именно здесь находится решение значительного комплекса проблем, связанных с выводом каждой территориальной ячейки на стратегически верный путь развития на основе рационального использования их ресурсных и технологических возможностей для развития промышленной и торговой сферы, охраны окружающей среды, поддержания уровня экологической безопасности; задействования эффектив-
Инструменты гармонизации промышленной и торговой политики
№ п/п Показатели Проблемы с точки зрения экономической безопасности Инструменты гармонизации
1 Прирост валового регионального продукта Снижение качества жизни населения. Угроза безработицы. Усиление внешнеэкономической зависимости Комплекс инструментов, направленных на повышение ВРП
2 Индекс промышленного производства Усиление зависимости от внешних рынков. Потеря промышленного потенциала Государственная целевая поддержка отраслей. Включение целевых показателей в программные документы
3 Индекс производства сельского хозяйства Потеря продовольственной безопасности. Снижение качества жизни населения Протекционистская политика государства. Включение пороговых значений в программные документы
4 Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности Снижение ВРП за счет потери добавленной стоимости. Импортозависимость отечественного производства. Государственная поддержка инвесторов. Целевая государственная поддержка импортозамещающих технологий
5 Доля в промышленном производстве машиностроения Угроза потери промышленной безопасности страны Целевые программы развития машиностроения
6 Доля инвестиций в основной капитал Устаревание основных фондов. Потеря конкурентоспособности промышленного производства Изменение амортизационной политики. Снижение налоговой нагрузки на обновление фондов
7 Отношение кредиторской задолженности предприятий и организаций Потеря самостоятельности. Банкротство Государственный и финансовый контроль. Установление предельных отношений
8 Индекс потребительских цен Инфляционные процессы. Социальная напряженность Поддержка конкуренции на рынке. Контроль за монопольными ценами
9 Объем оборота розничной торговли Снижение ВРП. Сокращение объемов производства Поддержка местных сетей розничной торговли. Поддержка местных производителей
10 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума Высокая социальная поддержка. Социальная напряженность Контроль за уровнем заработной платы. Поддержка предпринимательства (МСБ). Контроль за ценообразованием
11 Уровень общей безработицы Криминализация. Социальная напряженность. Повышенная смертность Государственная поддержка целевых программ промышленного развития. Поддержка предпринимательства
12 Продолжительность жизни Потеря ВРП. Напряженность на рынке труда Целевые программы по здравоохранению. Пропаганда здорового образа жизни. Контроль за качеством продуктов питания
13 Обеспеченность жильем Миграция населения. Снижение производительности труда. Сокращение рождаемости Контроль за уровнем заработной платы. Целевые программы по доступному жилью. Включение финансов предпринимательского сектора
14 Экологическая безопасность Снижение продолжительности жизни населения. Младенческая и материнская смертность Целевые программы. Государственная поддержка экологических мероприятий
ных рыночных механизмов и структур, видов собственности, позволяющих повысить экономическую активность работников и оптимизировать оборот материальных, финансовых и трудовых ресурсов как внутри, так и вне региона; оптимизации системы государственного и муниципального управления, базирующейся на объектах эффективного территориального хозяйствования.
Рыночные отношения создают для хозяйствующих субъектов предпосылки согласования отраслевых и территориальных факторов его развития, критерием которого теперь является экономическая целесообразность.
Гармонизация торговой и промышленной политики в регионе и его муниципальных образованиях исходит из следующих положений [4]:
1. Развитие промышленности является не самоцелью, а средством достижения социальных целей.
2. Многоуровневая торгово-промышленная структура территориального хозяйствования должна предопределяться рыночным радиусом действия производственных предприятий, сферы обслуживания населения.
3. Обеспечение единства процессов производства и потребления представляет основу для условий создания конкурентоспособной продукции и рационального использования имеющихся ресурсов.
Инструментами гармонизации промышленной и торговой политики могут быть следующие мероприятия (см. таблицу).
Таким образом, весь двадцатый век характеризуется как успешными, так и драматическими результатами процессов поиска эффективных структур и методов управления, обеспечивающих в условиях неравномерного развития стран высокие достижения в области науки и производства. Вследствие изменения внешних условий функционирования экономики страны и ее регионов возникают проблемы оценки факторов, влияющих на эконо-
мическую безопасность, взаимосвязи и взаимовлияния промышленной и торговой политики.
Гармонизация промышленной и торговой политики региона призвана определить проблемные вопросы интеграции и связанные с ними направления деятельности, возникающие из существа взаимоотношений регионального уровня с бизнес-единицами, определить сферы правового регулирования в рамках законодательства, обусловить конкретные региональные проекты в отдельных сферах торговли и промышленности.
Промышленная и торговая политика региона может быть определена как целенаправленная деятельность государственных органов по использованию власти и ее институтов с применением элементов управления и регулирования для принуждения и побуждения участников промышленного производства к внешнеэкономической деятельности и реализации важных для государства потребностей и интересов.
Библиографический список
1. Кострицкий, В. Я. Гармонизация деятельности малого предпринимательства в новой экономической среде [Электронный ресурс] / В. Я. Кострицкий, А. Е. Фатеев, М. Н. Яковлев [ Электронный ресурс] // Экономика и производство : журн. депонир. рукописей. Электрон. дан. 2007. № 10. Режим доступа: http://www.mte-eco.ru. Загл. с экрана.
2. Пирс, Д. У. Словарь современной экономической теории Макмиллана / Д. У Пирс. М. : Инфра-М, 2003.
3. Данильцев, А. В. Основы торговой политики и правила ВТО / А. В. Данильцев. М. : Междунар. отношения, 2005.
4. Большаков, С. Н. Политика регионального экономического развития: методы и механизмы / С. Н. Большаков. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2005.
A. S. Shpak
HARMONIZATION OF TRADE AND INDUSTRIAL POLICY TAKING INTO ACCOUNT ECONOMIC SAFETY
The concept «harmonization» is considered. The system of tools for the trade and industrial policy harmonization aimed at the economic safety provision is presented. The role of trade and industrial policy development is determined.
Keywords: tools, harmonization, industrial policy, trade policy.