Гармонизация отечественных индикаторов устойчивого развития административно-территориальных образований с международными требованиями
П. И. Бурак,
д. э. н., профессор, вице-президент РАЕН, директор Института региональных экономических исследований (ИРЭИ) e-mail: [email protected]
Т. И. Зворыкина,
д. э. н., профессор, академик РАЕН, руководитель Центра научных исследований и технического регулирования
в сфере услуг, Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ) e-mail: [email protected]
Т. А. Портнова,
к. полит. н., председатель комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению e-mail: [email protected]
В статье приводится информация о результатах анализа возможности применения на территории России индикаторов эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправлении рекомендованных международным стандартом, подготовленным ИСО/ТК268. Разработка международного стандарта инициирована Всемирным банком и направлена на формирование комплекса оценочных показателей для устойчивого развития администативно-территориальных образований, характеризующих качество жизни местного населения.
Ключевые слова: индикаторы, административно-территориальное образование, устойчивое развитие, конкурентоспособность, качество жизни.
о
0J
со со
J <
m О
Участие России в мировых экономических процессах и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) ставят задачу по гармонизации индикаторов качества жизни населения административно-территориальных образований с требованиями международного сообщества.
Президент Российской Федерации утвердил своим указом от 1 апреля 1996 г. № 440 «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция ориентирована на устойчивое развитие страны, что должно в перспективе обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях повышения качества жизни и удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений людей.
Проблема оценки устойчивого развития территорий в направлении повышения качества жизни актуальна для всех стран и рассматривается ведущими экономистами мира как стратегическое направление международной деятельности. Среди большого многообразия определений понятия устойчивое развитие
территории [6], возможно предложить следующее наиболее приемлемое по мнению авторов: «Устойчивое развитие — это синергетически управляемое экономико-социально-природное комплементарное развитие, которое направлено на обеспечение качества жизни населения и не ставит под угрозу право будущих поколений на удовлетворение возрастающих потребностей современного общества в неопределенно долгом промежутке времени».
Целесообразность теоретического обоснования способов установления и оценки индикаторов качества жизни признается всеми исследователями процесса устойчивого развития территорий. В настоящее время нет общепризнанного интегрального индекса, который мог бы быть приемлем для расчета развития любой экономической системы, как в России, так и за рубежом с позиции концепции устойчивого развития.
По инициативе Всемирного банка задача по научному обоснованию индикаторов устойчивого развития территорий была поручена специалистам в области регионального развития Канады. При разработке показателей были рассмотрены нормативные правовые доку-
менты, действующие на международном уровне. Среди этих документов, такие нормативы как «Организация Объединенных Наций. Показатели устойчивого развития: принципы и методология», «Статистический отдел ООН. Окружающая среда. Глоссарий» и др. [1-4]. Логическим продолжением научной разработки стало создание проекта международного стандарта «Устойчивое развитие общества — показатели по городским службам и качеству жизни населения». В настоящее время стандарт, подготовленный в рамках ИСО/ТК 268, проходит обсуждение среди всех стран мира заинтересованных в объективной оценке результативности и эффективности деятельности территорий по собственному развитию и обеспечению качества жизни населения. В нем представлены индикаторы структурированные по семнадцати направлениям таким как: экономика, образование, энергия, окружающая среда, финансы, пожарная охрана и службы быстрого реагирования, управление, здоровье, отдых, безопасность, жилье, твердые отходы, телекоммуникации и инновации. транспортировка, городское планирование, сточные воды, вода и санитарная обработка. Каждое из направлений содержит комплекс основных и дополнительных индикаторов, позволяющих оценить работу, как специальных территориальных служб, так и эффективность деятельности органов власти и местного самоуправления. Предлагаемый массив индикаторов способен дать в достаточно простой форме информацию для широкого круга заинтересованных лиц о качестве проживания на территории.
Данная информация может служить объективным измерителем уровня конкурентоспособности административно-территориального образования и основанием для выбора ее в качестве объекта инвестирования, в том числе и России. Для страны сегодня важно определить уровень конкурентоспособности региона, территории, города наличие конкурентных преимуществ, выбрать отрасли и кластеры, где они имеются и создать условия для их приоритетного развития. Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Одновременно регионы конкурируют между собой за привлечение инвестиций, в том числе государственных, высококвалифицированных кадров, бизнеса, право создания на своей территории особых экономических зон. Конкуренция между регионами стимулирует их развитие и способствует решению общегосударственной задачи по увеличению ВРП и росту уровня жизни населения. Не принятие на российском уровне нормативов международного стандарта означает потерю интереса к нам на международном рынке как страны готовой к финансовому инвестированию. Большинство исследователей конкурентоспособности регионов [5, 8] на первое место ставят социальные факторы конкурентоспособности.
При этом, конкурентоспособность рассматривается как способность:
• обеспечивать высокий уровень и качество жизни;
• поддерживать устойчивые высокие темпы роста реального душевого дохода;
• создавать и поддерживать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы;
• обладать абсолютными и сравнительными преимуществами в целях обеспечения высокого уровня и качества жизни населения;
• генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. Среди имеющихся в литературе определений
понятия конкурентоспособности перспективной представляется следующая интерпретация: «Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».
В рыночной экономике регионы России по-разному взаимодействуют между собой и государством. С одной стороны они выступают как конкуренты, с другой стороны как партнеры. С точки зрения государственного влияния они могут быть: дотационными (поддерживаемые государством), финансово самодостаточными, регионами донорами. Регионы развивают между собой межрегиональные связи и на их отношения во многом влияют проходящие в экономике страны процессы кластеризации, инновационного развития и др. В Российской Федерации работает большое число консалтинговых и маркетинговых компаний, которые занимаются составлением рейтингов территорий и регионов. Для оценки способности региона удовлетворять потребности населения предлагается использовать показатели [5, 8], характеризующие:
• объем потребления населения; условия жизни населения (обеспеченность населения потребительскими благами);
• экологическое благополучие региона, социально-экономическую безопасность);
• движение денежных средств и социальную дифференциацию населения;
• финансовое благополучие населения;
• косвенные показатели (миграционный прирост населения, ожидаемую продолжительность жизни). Данная характеристика чрезвычайно важна для
национальных и международных инвесторов для принятия решения о поддержке предприятий, расположенных в рамках того или иного административно-территориального образования. Оценка осуществляется в настоящее время по не стандартизированным показателям (индикаторам), а подготовленным компаниями по одной, а то и по нескольким предлагаемым методикам. В связи с этим не представляется возможным объективно оценить уровень качества развития территории и сделать обоснованный вывод.
Для оценки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Президент Российской Федерации издал указы: от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 14 октября 2012 г. № 1384 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В соответствии с данными указами, например: эффективность деятельности ор-
о
CN
со оо
J <
со О
ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценивается по одиннадцати основным показателям, таким как: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); реальные располагаемые денежные доходы населения и др. Эффективность органов местного самоуправления (кроме внутригородских муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге) определяется по тринадцати основным показателям.
Административно-территориальные образования как субъекты управления непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи.
Подготавливаемая на основе их деятельности статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона.
В материалах ряда ученых предлагаются авторские подходы к формированию оценочных индикаторов. Так, например, по материалам Краснодарского края Е. В. Власенко [6] предлагает типологию территориальных образований в зависимости от значений индикаторов устойчивого развития. Все показатели делятся на экономические, социальные и экологические. В состав экономических показателей входят: ВРП на душу населения; инвестиции в основной капитал к объему ВРП; индекс промышленного производства; индекс производства электроэнергии, газа и воды; удельный вес организаций занимающихся инновационной деятельностью; удельный вес долгосрочных вложений в объеме финансовых вложений. К социальным индикаторам отнесены: темп роста населения; чистый коэффициент миграции; уровень безработицы; ожидаемая продолжительность жизни; детская смертность на 1000 родившихся живыми; удельный вес в ВРП расходов на здравоохранение, образование и социальное обеспечение. В экологическую составляющую включены показатели: выбросы загрязняющие атмосферу веществ на 1 тыс. руб. объема промышленного производства; объем уловленных загрязняющих веществ на 1 тыс. руб. объема промышленного производства; удельный вес рекультивированных земель в общей площади нарушенных земель; объем оборотной и последовательно используемой воды на 1 тыс. руб. ВРП; текущие затраты на охрану окружающей среды на 1 тыс. руб. ВРП; инвестиции, направленные на природоохранные мероприятия на 1 тыс. руб. ВРП. ^ В предлагаемом международном стандарте ин-
о дикаторы представлены в более развернутом плане и аккумулируют информацию характерную для административно-территориальных образований 3 всего мира. Наряду с принятыми в России индикато-^ рами на государственном уровне, в нем содержаться, 2 отсутствующие в отечественных отчетных данных ¡Е такие индикаторы окружающей среды как: концен-^ трация мелких твердых частиц (ТЧ 2, 5), концентра-^ ция твердых частиц (ТЧ 10), шумовое загрязнение, О выбросы парниковых газов в тоннах на душу на-^ селения и др. В стандарте содержится комплекс ^ индикаторов, характеризующий телекоммуникации
и инновационную деятельность, например: число подключений к Интернет-сети на 10000 человек, количество соединений с мобильных телефонов на 100000 человек и др.
Проводимая в Российской Федерации региональная политика направлена на развитие административно-территориальных образований и обеспечение качества жизни проживающего в них населения в не зависимости от места пребывания человека, его социального положения и вероисповедования [5, 7, 8].
Россия является участником ВТО и гармонизирует свою деятельность с мировым сообществом. В связи с этим необходимость создания зеркального национального технического комитета по стандартизации в области устойчивого развития административно территориальных образований очевидна. Такой комитет — ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований» был создан приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. № 504 . Инициатором его формирования выступил «Тест - Санкт-Петербург», имеющий большой опыт работы по внедрению и сертификации систем менеджмента качества в органах власти и органах местного самоуправлении. Идею создания нового технического комитета по стандартизации поддержал Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ). Институт имеет богатый (тридцатилетний) опыт работы в области научных исследований по актуальным проблемам социально-экономического развития регионов России, в том числе крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга. Целью подкомитета является разработка системы показателей, характеризующих эффективность деятельности административно-территориальных образований, их устойчивое развитие и качество жизни населения. К числу объектов стандартизации ПК-2/ТК 115 отнесены:
• понятийный аппарат в области устойчивого развития территории;
• показатели безопасного развития территории;
• базовые индикаторы развития;
• показатели качества государственных услуг;
• показатели качества муниципальных услуг;
• методы оценки деятельности и эффективности. Стратегия подкомитета базируется на принципах,
заключающихся в следующем:
• систематическом изучении отечественного рынка государственных и муниципальных услуг с точки зрения его потребностей в международных стандартах;
• приоритетности разработки стандартов для обеспечения соблюдения требований регламентов на безопасность в части государственных и муниципальных услуг;
• обеспечении соответствия уровня национальных стандартов интересам национальной экономики и международным нормам и правилам;
• обеспечении максимального участия и взаимного сотрудничества заинтересованных сторон на всех этапах работ по разработке документов по стандартизации;
• создании прозрачных и открытых для участия заинтересованных лиц процедур разработки стандартов;
• эффективном использовании имеющихся в распоряжении подкомитета ресурсов, включая современные информационные и коммуникационные технологии.
Таким образом, проведение работ по стандартизации в целях обеспечения на международном и национальном уровнях устойчивого развития административно-территориальных образований и обеспечения качества жизни местного населения становиться своевременным и важным. Инвестиционные процессы обуславливают необходимость разработки механизмов рейтинговой оценки, системы рейтинговых оценок, руководства по оценке и критериев соответствия. Многие административно-территориальные образования и консалтинговые компании разрабатывают свои собственные системы рейтинговой оценки, которые только приводят к беспорядку и препятствуют внедрению интегрированных и последовательных подходов. В связи с этим проводимая работа по гармонизации отечественных индикаторов с положениями международных стандартов, безусловно, положительно отразиться на формировании условий для устойчивого развития территорий и качестве жизни населения регионов России.
Список использованных источников
1. Организация Объединенных Наций. Показатели устойчивого развития: принципы и методология. Апрель, 2005. http:// wwwpub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub1222_web. pdf.
2. Статистический отдел ООН. Окружающая среда. Глоссарий. (Опубликовано в 1997 г., обновлено в 2001 г.) http://unstats. un.org/unsd/environmentgl/default.asp.
3. МАГАТЭ. Показатели энергетики для устойчивого развития: принципы и методология. Вена: МАГАТЭ, 2005.
4. Организация Объединенных Наций. Населенные пункты, 2006. Глобальный мониторинг. http://www.unhabitat.org/categories. asp?catid=9.
5. В. В. Печаткин, В. А. Перфилов. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов//Проблемы современной экономики, № 3, 2010.
6. Е. В. Власенко. Разработка системы показателей для расчета интегрального показателя устойчивого развития региона/ Под ред. О. В. Иншакова//Экономические аспекты стратегии модернизации России: потенциал и перспективы реализации социальных и технологических инноваций. Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Краснодар: ЮИМ, 2011.
7. П. И. Бурак. Основы экономики крупного города. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
8. Л. Н. Чайникова. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.
Harmonization of domestic indicators of development it is administrative-territorial educations with
the international requirements P. I. Burak, Doctor of Economics, Vice-President of RANS, Director, Institute of Regional Economic Research.
T. I. Zvorykina, Doctor of Economics, professor, academician of RANS, Director of the Center for research and technical regulation of services, Institute of Regional Economic Research.
T. A. Portnova, deputy of the Moscow City Duma. Information on results of the analysis of possibility of application is provided in article in the territory of Russia of indicators of efficiency and productivity of activity of executive authorities and bodies local self-government recommended by the international standard prepared by ISO/ shopping mall 268. Development of this standard is initiated by World bank and directed on formation of a complex of estimated indicators for administrative-territorial educations characterizing quality of life of local population.
Keywords: indicators, administrative-territorial education, sustainable development, competitiveness, quality of life.
ТГАСУ в 2013 г. выполнил втрое больше научно-исследовательских работ
Томский государственный архитектурно-строительный университет в 2013 г. выполнил научно-исследовательские работы на 238 млн руб., что втрое больше показателя за 2012 г. Об этом сообщил проректор по научной работе Василий Клименов на ученом совете вуза.
- Набраны хорошие темпы по научно-исследовательской работе, но перед вузом стоят масштабные задачи по дальнейшему развитию, по интеграции усилий всех подразделений для значительного наращивания объема научно-исследовательских работ с привлечением госбюджетных и внебюджетных средств, - подчеркнул ректор университета Виктор Власов.
ТГАСУ выходит на международные проекты и выводит свои разработки на международный рынок. Лаборатории вуза оснащены оборудованием мирового уровня на сумму 50,3 млн руб. в рамках совместного с ТДСК мегапроекта по разработке технологии строительства энерго- и ресурсосберегающего сейсмостойкого доступного жилья новой серии на основе универсальной каркасной системы.
В 2013 г. выросли показатели публикационной активности ученых вуза. Также положительная динамка заметна в развитии молодежной науки: в бизнес-инкубаторе реализуется 17 бизнес-проектов, 6 молодых ученых стали победителями федеральной программы «УМНИК».
Многие научные школы и направления успешно развиваются и получили известность на российском и международном уровнях. Научная деятельность в университете осуществляется в соответствии с Программой комплексного развития ТГАСУ до 2017 г. В ней прописано, что стратегический показатель объема НИОКР на одного научно-преподавательского работника составляет 1,2 млн руб. в год.
Пресс-служба инновационных организаций Томской области: Тел.: 22 83 05; e-mail: [email protected]; http://inotomsk.ru; https://www.facebook.com/inotomsk.ru; https://twitter.com/InotomskRu; http://instagram.com/inotomsk
о
CN
со оо
J <
со О