Устойчивое развитие административно-территориальных образований на основе экономики качества
В статье рассматриваются вопросы пространственного развития на основе экономики качества. Особое внимание уделяется такому инструменту экономики качества, как стандартизация.
Применение международных стандартов на системы менеджмента является эффективным на всех уровнях управления: предприятие, регион, страна. Проведенный анализ преимуществ от внедрения систем менеджмента, в том числе в органах государственного управления позволит повысить уровень качества жизни и будет способствовать устойчивому развитию нашей страны.
Ключевые слова: качество, пространственное развитие, экономика качества, качество жизни, стандартизация.
В. В. Окрепилов,
д. э. н., профессор, академик Российской академии наук, генеральный директор ФБУ «Тест-С.-Петербург»
e-mail: [email protected]
Большое значение для нашей страны имеет организация жизнедеятельности на различных территориях. Именно поэтому вопрос пространственного развития всегда стоял перед учеными и исследователями. Так, в 1915 г. под руководством академика Владимира Ивановича Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России. Она осуществляла практическое использование результатов научных исследований в области геологии, минералогии, ботаники, зоологии и других естественных наук. Работа по макрорегионированию страны, произведенная Комиссией, остается чрезвычайно важным образцом пространственного планирования. Ее труды были положены в основу плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), а сама она послужила прародительницей 16 научно-исследовательских институтов.
В последние два десятилетия исследование пространственного развития и межрегионального экономического взаимодействия проводилось ушедшим от нас академиком Александром Григорьевичем Гран-бергом. Именно его авторитет и умелое руководство позволили объединить в рамках темы «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации» большое количество институтов и отдельных ученых, представляющих научные и региональные отделения РАН.
Была начата разработка программ регионального развития, реализация которых направлена на эффективное решение социально-экономических проблем на пространстве Российской Федерации и обеспечение достойного качества жизни населения страны.
В настоящее время исследования в данной области продолжаются научной школой экономики качества.
В свою очередь, в Европе пространственное развитие дало предпосылки к созданию теории устойчивого развития. Впервые об устойчивом развитии было сказано в 1987 г. в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Под устойчивым развитием понималось «такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не подрывая возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности».
Развитие концепции устойчивого развития привело к созданию в 1993 г. Европейской перспективы («К сбалансированному и устойчивому развитию территории ЕС»), а в сентябре 2000 г. в Ганновере Европейской Конференцией министров регионального планирования был принят документ «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента», которые определили направления пространственного развития, принятие которых помогло бы людям во всех государствах -членах Совета Европы достичь приемлемых условий существования, т. е. высокого качества жизни.
Важность устойчивого развития и повышения качества жизни населения неоднократно подчеркивалась руководством не только западных стран, но и России. Так, например, В. В. Путин на расширенном заседании Правительства РФ 31 января 2013 г. отмечал, что: «...возврат к докризисной модели развития, докризисной модели роста невозможен... мы все это понимаем и часто об этом говорим, но постоянно туда, в прежние критерии, сваливаемся... Развиваться можно только за
о
со 00
J <
DO О
о
со оо
< со
о
счет качества. И потому инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производства становится главнейшим источником экономического роста страны».
Таким образом, можно сказать, что целью и смыслом пространственного развития является поддержание устойчивых темпов экономического роста, социального развития, охраны окружающей среды, что связано с постоянным повышением качества жизни. Это связано с тем, что потребность в качестве испытывают не только отдельные организации, но и социально-политические системы. Поэтому экономическое пространство, которое все более и более испытывает влияние глобализации, должно развиваться с учетом закономерностей и подходов науки о качестве.
Можно сказать, что, с одной стороны, стабильная работа организации обеспечивает высокое качество продукции, а с другой стороны, устойчивое развитие административно-территориальных образований обеспечивает высокое качество жизни населения.
Вопрос, связанный с определением качества, волновал человечество многие столетия. Категория качества была неоднократно проанализирована различными философами и учеными. Отметим, что в различные времена данная категория понималась по-разному и это понимание соответствовало развитию общества.
В настоящее время ученые представляют качество как междисциплинарную категорию, в которой находят синтез различные науки.
Все вышеперечисленные науки нашли применение в такой новой дисциплине, как экономика качества. Она представляет собой часть экономической науки,
изучающей взаимосвязь качественных характеристик объектов или явлений с экономическими показателями.
Непосредственной целью экономики качества как науки является описание, объяснение и предсказание закономерностей воздействия качества на процессы и явления общественной жизни.
Рассматривая всю систему экономических отношений, экономика качества способствует поиску оптимальных решений социально-экономических проблем на всех иерархических уровнях управления (муниципальное образование, город, регион, страна, межгосударственные союзы, международные организации).
Экономика качества позволяет обеспечить оценку любого объекта на любом уровне управления: продукция, предприятие, орган государственного управления, регион, страна.
Экономика качества содержит в себе ряд элементов: метрология, управление качеством, но важнейшим элементом является стандартизация. Это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости, безопасности и взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов, обеспечения экономической стабильности и обороноспособности страны.
В области применения стандартизации входят точные измерения; испытания и качество продукции; управление качеством.
Необходимо отметить, что цели стандартизации различались в различные периоды времени, но всегда были связаны с задачами, которые ставило перед собой государство. Если первой половине XX века по мере
Рис. 1. Качество как междисциплинарная категория
развития планового централизованного управления целью стандартизации провозглашалось управление экономикой, то в настоящее время основная цель — обеспечение качества жизни.
В настоящее время международная деятельность в области стандартизации связана с активизацией сотрудничества различных стран в данной сфере. Так, на 36 Генеральной Ассамблее ИСО было подписано соглашение, о работе российских экспертов в международных технических комитетах и разработке стандартов вместе с европейскими экспертами, а также о работе европейских экспертов в российских технических комитетах.
Кроме того, по результатам проведения Генеральной Ассамблеи были сделаны выводы, что общество нуждается в создании стандартов, которые помогут:
• учесть сбалансированные запросы и ожидания всех заинтересованных сторон в направлении улучшения качества жизни;
• установить системы прозрачных показателей качества жизни в различных странах и регионах, а также глобальных мировых показателей;
• применять эффективные инструменты качества жизни: систем менеджмента качества, «умных» (smart) технологий и т. д.;
• определить требования к взаимодействию между обществом и властью с целью эффективного устойчивого развития различных сообществ: стран, городов, поселений;
• отслеживать изменения показателей качества жизни в различных регионах мира.
В связи с данными требованиями, можно выделить такие первоочередные задачи стандартизации:
• стандартизация терминологии в области качества жизни;
• стандартизация основных общепринятых характеристик качества жизни, например как определить уровень бедности, прожиточный минимум;
• стандартизация требований к системам менеджмента качества сообществ, системам экологического менеджмента сообществ и др.;
• стандартизация требований к органам власти и самоуправления;
• разработка и применение стандартов, устанавливающих единые требования к группам показателей качества жизни: экология, преступность, отдых, здравоохранение, обучение и др.;
• стандартизация показателей качества жизни и методик их подсчета;
• стандартизация мониторинга и отчетности по качеству жизни.
Особое внимание международное сообщество уделяет стандартам в области менеджмента, основанных на принципах Всеобщего управления качеством (TQM) и методологии PDCA («планируй - делай -проверяй - улучшай»).
Опыт ряда предприятий показал, что принципы международных стандартов и методология PDCA могут успешно применяться не только на уровне предприятия, но и на уровне региона и страны в целом.
В качестве примера такого применения стало использование в Северо-Западном округе Комплекса «Наука - образование - инновации», в рамках которого была разработана Комплексная научно-техническая программа (КНТП), ставшая основой для создания многоуровневой системы менеджмента. Данная система применяется для контроля реализации мероприятий КНТП.
Однако при переносе опыта предприятий на уровень стран и регионов следует руководствоваться принципами устойчивого развития, принятыми на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро:
• забота о людях — основной вопрос;
• государственный суверенитет;
• право на развитие;
• охрана окружающей среды;
• искоренение нищеты;
• приоритет наименее развитым странам;
• сотрудничество государств в области охраны экосистемы;
• сокращение неустойчивых моделей производства и потребления;
• создание потенциала для обеспечения устойчивого развития;
• участие общественности;
• национальное природоохранное законодательство;
• благоприятная и открытая международная экономическая система;
• выплата компенсаций пострадавшим от загрязнения окружающей среды и иного экологического ущерба;
• сотрудничество государств в целях предотвращения экологического демпинга; принцип предосторожности; интернализация экологических издержек; оценка воздействия на окружающую среду; уведомления о стихийных бедствиях; предварительные и своевременные уведомления; важность роли женщин; мобилизация молодежи; коренные народы; угнетенные народы; война;
мир, развитие и охрана окружающей среды; разрешение экологических споров; сотрудничество между государствами и народами.
Важное значение также приобретают принципы социальной ответственности, содержащиеся в ряде международных стандартов:
• контролируемость;
• прозрачность;
• этичное поведение;
• уважение интересов заинтересованных сторон;
• уважение верховенства закона;
• соблюдение международных норм поведения;
• уважение прав человека.
Не менее важны принципы менеджмента, содержащиеся в международных стандартах ИСО серии 9000:
• ориентация на потребителя;
о
CN
со оо
J <
со О
о
со оо
< со
о
1 — «Низкая степень доверия» 2— «Есть свидетельства, но нет уверенности»
3 — «Хорошо — нет сомнений»
4 — «Очевидное свидетельство соответствия»
5 — «Мы можем гордиться этой организацией» Примечание: 1 % — 640 организаций в регионе!
Рис. 2. Оценка уровня доверия в отношении применения стандартов на систему менеджмента
лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Проведенные зарубежные исследования показали, что применение стандартов на систему менеджмента приводит к высокому доверию к такой организации.
В свою очередь, исследования, проведенные в рамках школы экономики качества, показали, что эффективность применения на предприятиях таких международных стандартов довольно высока.
Международные специалисты отмечают, что в рамках обеспечения устойчивого развития перед руководством организаций разного уровня стоят следующие задачи:
вовлечение заинтересованных сторон; создание потенциала для устойчивого развития; организация структуры управления для устойчивого развития; прозрачность решений; управление бизнес-моделями; использование подхода «стоимость жизненного цикла»;
устойчивое финансирование; устойчивые закупки;
сотрудничество с прилегающими территориями; поощрение интегрированной работы; мониторинг и оценка прогресса; развитие партнерских отношений; содействие созданию систем связей и обмена знаниями.
В настоящее время руководство организаций «верхнего уровня» осознает необходимость внедрения стандартов на системы менеджмента.
Так, в рамках Минэкономразвития был создан департамент электронного Правительства. В рамках ФАС стандарт ИСО 9001 был внедрен в центральном аппарате и территориальных органах (в 2012 г. — 5 территориальных органов, в 2013 г. планируется 6 территориальных органов). Стандарт активно используется в администрации г. Шахты, правительстве и муниципальных образованиях Чувашской республики, Правительстве и органах исполнительной власти Калининградской области и т. д.
Вместе с тем, все руководители отмечают необходимости отдельного стандарта на системы управления для государственных органов.
Сегодня в рамках проведения административной реформы в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации ведется активная работа по формированию инструментов повышения качества государственного и муниципального управления, что позволит достичь устойчивого развития. Эта работа отражена в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440):
• формирование эффективной пространственной структуры экономики страны;
• соблюдение баланса интересов всех субъектов Российской Федерации;
• разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона;
• разработка государственной политики в области устойчивого развития.
В свою очередь, специалистами ИСО были определены цели системы управления для устойчивого развития и устойчивости сообществ (административно-территориальных образований):
• управление устойчивым развитием и устойчивостью сообществ, их структурными подразделениями и различными элементами, с учетом в то же время специфики территорий, к которой они принадлежат;
• увеличение вклада сообществ в устойчивое развитие и устойчивость;
• оценка деятельности сообществ в области устойчивого развития и уровень их устойчивости.
Рис. 3. Эффективность применения на предприятиях международных стандартов
Отмечу, что при разработке модели СМК для органов местного самоуправления следует учитывать не только действующее российское законодательство, но и принципы устойчивого развития.
Так, сравнительный анализ показал, что оценка деятельности органов местного самоуправления не охватывает такой принцип устойчивого развития, как экология. Кроме того, при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не предусмотрена оценка населением ряда таких составляющих, как здравоохранение, образование, экология и т. д.
Нельзя не обратить внимание, что в настоящее время органы государственной власти и местного самоуправления стали уделять особое внимание вопросам обеспечения качества жизни и устойчивого развития с помощью стандартизации. Однако, разработанные стандарты выглядят как концепции и не отвечают своему назначению.
Многолетний опыт работы в области экономики качества свидетельствует о необходимости продолжения работы в следующих направлениях:
• разработка моделей управления территориями на основе положений экономики качества;
• разработка законодательных актов на уровне страны и регионов на основе международных принципов устойчивого развития;
• создание программ развития регионов с учетом положений экономики качества;
• разработка и принятие стандартов, которые обеспечивают выполнение законодательных актов и программ развития;
• разработка и применение инструментов оценки показателей качества жизни, понятных и ясных всем;
• вовлечение в процесс разработки стандартов всех заинтересованных сторон;
• обеспечение доступности информации заинтересованным сторонам;
• использование различных форм обучения населения вопросам стандартизации.
В заключение можно отметить, что именно устойчивое развитие позволит обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечить охрану и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Sustainable development of administrative-and-territorial formations (communities) based on the Economics for Quality V. V. Okrepilov, Doctor of Economics, Professor, Full member (Academician) of the Russian Academy of Sciences, General Director of the State Centre «Test-St. Petersburg».
The article examines the spatial development problems based on the Economics for Quality. Particular attention is given to such tool of Economics for Quality as standardization.
Application of international management systems standards is effective at all managerial levels: company, region, country. The results of the analysis on the benefits of management systems implementing, including those in the governmental bodies, will allow improving the quality of life and contribute to the sustainable development of our country.
Keywords: quality, spatial development, economics for quality, quality of life, standardization.
19 декабря 2013 г. в Москве, в «Президент-Отеле» состоялась Торжественная церемония награждения лауреатов Премии в области инноваций «Время инноваций-2013» — независимой награды за достижения в области инновационной деятельности.
Цель Премии — выявление и поощрение лучших инновационных проектов и практик, направленных на стимулирование и внедрение инновационных разработок.
В числе лауреатов Премии: ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии»; Самсунг Сервис Россия; компания MAYKOR; госкорпорация «Росатом»; ОАО «Федеральная пассажирская компания»; ОАО «Северсталь»; ОАО «СУЭК»; ОАО «МобильныеТелеСистемы».
Премия «Время инноваций» инициирована Фондом «Социальные проекты и программы» при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Российской венчурной компании и проводится третий год подряд, поощряя тех, кто вкладывает свой талант и усилия, изменяя своими продуктами и технологиями окружающий мир. «Благодаря вашим инновационным идеям, решениям и технологиям, наша жизнь становится легче, интереснее и мобильнее. И то, что еще вчера казалось сказкой, становится реальностью», — отметил заместитель генерального директора Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Александр Ермошин, награждая победителей.
Характерной особенностью Премии в этом году стало большое количество участников, внедряющих инновации в процесс управления бизнесом. «MAYKOR - общероссийский поставщик услуг в области ИТ-аутсорсинга и сервиса для компаний из различных отраслей. Для эффективного управления нашими 83 филиалами и 4000 инженеров по всей России мы разработали автоматизированную систему, позволяющую контролировать все работы и качество услуг в режиме реального времени» — комментирует вице-президент по маркетингу компании MAYKOR Ирина Семенова.
Участие в Премии носит не только имиджевый характер, но дает малым инновационным проектам и практическую пользу. ^ В числе вручавших компаниям награды: Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга ^ РОМИР; Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации; Татьяна о Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ; Сергей Симаранов, доктор технических наук, председатель подкомитета по инновациям ТПП РФ.