Научная статья на тему 'Гармонизация налоговых законодательств в условиях глобализации (на примере ЕС)'

Гармонизация налоговых законодательств в условиях глобализации (на примере ЕС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1155
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ / HARMONIZATION OF TAX LEGISLATIONS / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ЕС / REGULATION OF DIRECT AND INDIRECT TAXES IN EU / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / TAX RATES / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян Е. Г.

В статье рассмотрены общемировые тенденции изменений налоговых систем стран мира за последнее двадцатилетие в связи с глобализационными процессами, которые привели к усилению конкуренции между странами в области налогово-бюджетной политики. Налоговая гармонизация в странах ЕС, несмотря на ряд общих принципов, предусматривает суверенитет стран-членов в налоговых вопросах. В целях выявления общих черт и различий и влияния гармонизации налоговой политики в ЕС на странычлены детально изучены процессы налоговой гармонизации: исследованы как основные экономические показатели, так и правовые аспекты налоговой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of tax legislations in the context of globalization (EU example)

The paper reviews the global trends around the world tax systems changes over the last twenty years, due to globalization processes that have led to increased competition between countries in the field of fiscal policy. Tax harmonization is well developed in the EU, which, despite a number of common principles, provides for the sovereignty of Member States in tax matters The paper studies in detail the process of tax harmonization in the EU by analyzing the main economic indicators, as well as the legal aspects of the tax systems in order to identify similarities and differences in the EU and the impact of tax policy harmonization on the EU Members

Текст научной работы на тему «Гармонизация налоговых законодательств в условиях глобализации (на примере ЕС)»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2016

Е.Г. ПЕТРОСЯН

младший научный сотрудник, аспирантка ГОУ ВПО Российско-Армянский университет, г. Ереван

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЕС)

В статье рассмотрены общемировые тенденции изменений налоговых систем стран мира за последнее двадцатилетие в связи с глобализационными процессами, которые привели к усилению конкуренции между странами в области налогово-бюджетной политики. Налоговая гармонизация в странах ЕС, несмотря на ряд общих принципов, предусматривает суверенитет стран-членов в налоговых вопросах. В целях выявления общих черт и различий и влияния гармонизации налоговой политики в ЕС на страны-члены детально изучены процессы налоговой гармонизации: исследованы как основные экономические показатели, так и правовые аспекты налоговой системы.

Ключевые слова: гармонизация налоговых законодательств, регулирование прямых и косвенных налогов в ЕС, налоговые ставки, налоговое бремя.

JEL: E62, E63, F38, H20, H71, H87, K34.

Глобализационные процессы привели к обострению конкуренции между налоговыми системами стран мира. В результате некоторые национальные налоговые системы столкнулись с сильной конкуренцией на международном уровне, что привело к снижению стимулов эффективного ведения бизнеса в данных странах, к оттоку капитала из них и стало препятствием для притока прямых иностранных инвестиций. Усиление конкуренции особенно заметно при изучении прямых налогов. В настоящее время в мире наблюдается тенденция снижения ставок налога на прибыль (см. рис. 1), что связано с негативным влиянием данного налога на экономику.

Во-первых, налог на прибыль может исказить цены на факторы производства, приводящие к перераспределению ресурсов в пользу менее производительных секторов (например, в некорпоративный сектор), что приведет к снижению совокупной производительности факторов производства [1]. Во-вторых, сложное налоговое законодательство может вызвать высокие расходы на соблюдение налоговых норм для фирм и высокие административные издержки для правительства. В-третьих, высокие налоги на прибыль могут снизить стимулы к инвестированию инновационной деятельности путем умень-

шения доходов, полученных после налогообложения. В-четвертых, высокие ставки налога на прибыль могут сократить приток ПИИ и отрицательно скажутся на деятельности иностранных компаний, что может препятствовать передаче технологий и способствовать оттоку кадров из отечественных фирм. Отмеченные недостатки налога на прибыль привели к проведению фундаментальных реформ в области данного налога во многих странах мира, особенно за последние двадцать лет (см. рис. 1). Так, за отмеченный период ставка налога на прибыль в мире в среднем снизилась на 15 процентных пунктов.

%

--Л —и -it -it 33 33 Э-, m

31 30 ,„

25 25 -1л 24 24 23 23

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Средняя ставка налога на прибыль организаций в мире за 1993-2011 гг. Источник: KPMG's Corporate and Indirect Tax Rate Survey for 2004, 2011, 2014. Corporate Tax Rates.

Однако, несмотря на тенденцию усиления конкуренции между странами, на сегодняшний день налоговая политика находится на перепутье: оставаясь инструментом решения национальных вопросов и вызовов, она требует также усиления сотрудничества и координации на уровне групп стран и на международном уровне для их решения. В связи с этим возникает необходимость изучения общих тенденций гармонизации налогового законодательства в регионах.

Вопросы налоговой гармонизации/конвергенции достаточно хорошо разработаны в странах Европейского Союза и, несмотря на наличие общих принципов, предусматривают суверенитет стран -членов ЕС в налоговых вопросах. В то же время договоры ЕС (и ранее Европейского Экономического Сообщества) декларируют необходимость гармонизации косвенного налогообложения (налога с оборота и налога на добавленную стоимость, акцизов и иных косвенных налогов) из-за их искажающего воздействия на единый рынок.

Гармонизация основных элементов НДС началась с 1967 г.1, а гармонизация акцизов - с начала 1970-х годов. Необходимо отметить, что гармонизация косвенного налогообложения более развита, чем

1 Регулирование налогов с оборота началось с положений ЕК уже в 1967 г. Директивой Совета 67/557/ЕК.

прямого налогообложения, что проявляется в отсутствии общих договоров, регулирующих прямое налогообложение. Это связано со сложностями и многочисленными различиями в системе прямых налогов стран-членов (в налоговой базе, формах обложения, уровне и количестве налоговых ставок, взаимодействии между системами учета и налоговыми системами и т.д.), что усложняет гармонизацию прямых налогов. Регулирование прямых налогов ориентировано на устранение налоговых препятствий и предотвращение налоговой конкуренции [3].

Основными принципами гармонизации в вопросах налогообложения являются: отсутствие дискриминации, пропорциональность, правовая определенность и неосновательное обогащение [4]. Принцип лояльности ЕС, предусмотренный статьей 4 Договора о функционировании Европейского союза, способствует обеспечению эффективности и эквивалентности налоговых положений ЕС для граждан ЕС. Он также служит основой для уточнения обязательств стран-членов, когда последние не регулируют соответствующие вопросы. В частности, права, вытекающие из законодательства ЕС, должны быть унифицированы с национальными законодательствами, а также национальная налоговая система не может противоречить нормам, вытекающим из законодательства ЕС. В то же время государства-члены могут свободно выбрать такую систему налогообложения, которую они считают наиболее подходящей и соответствующей их политике, при условии, что данные нормы будут соответствовать правилам ЕС.

Как было отмечено выше, в странах ЕС, как и во всем мире, за последние двадцать лет наблюдается снижение средних ставок налога на прибыль и подоходного налога (на 12 п.п., с 35% до 22,25%, и на 9 п.п., с 47% до 38% соответственно) (см. рис. 2). Однако их снижение не привело к сокращению налоговых поступлений от них.

Иная тенденция наблюдается в средних ставках по НДС: с 1993 по 2003 г. ставки НДС в странах ЕС увеличились, что привело к увеличению поступлений от данного вида налога. Так, в 1993 г. средняя ставка НДС в странах ЕС не превышала 19% [5], в 2013 г. она составляла 21,61%.

Особая значимость налоговой политики проявляется в том, что большая часть бюджета государств ЕС формируется за счет налоговых поступлений. В 2014 г. в странах ЕС в среднем 59% доходов государственного бюджета формировалось за счет налоговых поступлений (см. рис. 3), что составило 3715,3079 млрд евро. Самый низкий уровень данного показателя наблюдался в 2009 г. - 57,5%, что было связано с экономическим кризисом, который привел к уменьшению средних налоговых поступлений на 10%, а государственных доходов - на 6%, причем такая тенденция наблюдалась во всех странах ЕС. Доля налоговых поступлений была низкой также в 1995 и 1996 гг., составив 57,1% и

Рис. 2. Средние ставки налогов в ЕС-27 за 1993-2013 гг. (в%). Источник: составлен автором по данным European Commission.

%

62,0

# # £ # # ^ ^ # ^ ^ # / # ^ ^ ^ # ^ ^

Рис. 3. Доля налоговых поступлений в доходах бюджетов стран ЕС за 19952014 гг. (%).

Источник: составлен автором по данным Евростата. ec.europa.eu/eurostat.

57,2% соответственно, что является результатом высоких поступлений от социальных платежей в странах, входящих в ЕС.

Соотношение налогов и ВВП в среднем по странам ЕС составляет 25,5%2. Данный показатель в течение рассматриваемого периода (с 1995 по 2014 гг.) практически не менялся, за исключением 2009-2010 гг., когда он снизился до 24,7%, что было связано с экономическим кризисом. Высокий показатель налоговых поступлений относительно ВВП наблюдается в Бельгии (30,0%), Дании (50,8%), Финляндии (31,0%) и Швеции (39,9%). Однако по объему налоговых поступлений как за 2014 г., так и в течение рассматриваемого периода наибольшие суммы поступлений имеют место в Германии (664082 млн евро), во Франции (608 875 млн евро) и Великобритании (598 984 млн евро).

2 В исследовании рассматриваются среднеарифметические значения для стран ЕС.

Важное значение имеет и соотношение прямых и косвенных налогов. На рис. 4 представлены налоговые доходы стран ЕС, которые на 51,4% состоят из косвенных налогов, что составляет 14% от ВВП стран ЕС. Однако в ряде стран (в Бельгии (55,8%), Дании (66,8%), Германии (52,0%), Ирландии (53,8%), Люксембурге (51,6%), Финляндии (53,2%), Великобритании (51,4%)) прямые налоги составляют свыше 50% совокупных налоговых поступлений, причем год за годом наблюдается повышение доли прямых налогов. В таких странах, как Болгария, Чешская Республика, Греция, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Румыния, Словения, Словакия и Эстония свыше 60% налоговых поступлений обеспечивается за счет косвенных налогов, что отличает их от остальных стран ЕС, где доли прямых и косвенных налогов практически одинаковы.

Рис. 4. Соотношение прямых и косвенных налогов в странах ЕС в 2014 г. (% к ВВП). Источник: составлен автором по данным Евростата. ec.europa.eu/eurostat.

Таким образом, несмотря на ряд общих тенденций - снижение ставок основных прямых налогов и повышение ставок НДС на территории ЕС, структура доходов бюджетов стран различна. Соотношение прямых и косвенных налогов также варьируется: прямые налоги в налоговых поступлениях составляют от 26,5% (в Болгарии) до 66,8% (в Дании).

Регулирование прямых налогов в ЕС Налог на прибыль организаций

Одним из основных видов прямых налогов стран ЕС является налог на прибыль организаций. Данным налогом облагается бизнес, который является основой развития экономики. Процесс глобализации

и увеличение мобильности капитала создали возможность для несправедливой налоговой конкуренции между странами, стремящимися привлечь инвестиции. Ряд исследований, проведенных в европейских странах, показали, что при сравнении групп стран с самыми низкими налоговыми ставками с группой стран с самыми высокими налоговыми ставками наблюдается наличие прочной связи между ПИИ и налоговым режимом страны. В период выборки (с 1988 по 1997 гг.) в странах с низкими налогами чистый отток прямых иностранных инвестиций был гораздо ниже, чем в странах с высокими налогами [6].

Как и при любом виде прямого налогообложения, страны - члены ЕС имеют полную автономию в формировании законодательства по налогу на прибыль, которое должно быть совместимо с законодательством ЕС. Регулирование налога на прибыль на уровне ЕС коснулось материнских и дочерних компаний (Директива 1990 г. о материнско-дочерних компаниях) в связи с устранением двойного налогообложения. Государствам-членам предлагается либо освободить репатриацию прибылей, либо вычесть уже оплаченные филиалами налоги из налоговой нагрузки материнской компании.

Однако применение данного подхода привело к уклонению от уплаты налогов на прибыль: некоторые транснациональные компании обвиняются в занижении налогов вследствие применения налоговой оптимизации. На сегодняшний день разрабатываются подходы по регулированию данных коллизий законодательства. В соответствии с указанным документом Комиссия также предлагала консолидировать прибыль транснациональных корпораций в пределах ЕС и распределить ее на различные правительства по единой формуле пропорционального распределения, которая учтет оборот компании, заработную плату и количество работников. Данный подход позволит устранить налоговою дискриминацию между фирмами и установить различные ставки налога на прибыль в государствах - членах ЕС. Однако данные предложения не были приняты и не применяются на практике. В связи с этим страны ЕС применяют не только различные ставки, но и принципы прибыли. Большинство стран ЕС применяют единую ставку данного налога (Австрия, Бельгия, Дания, Швеция и др.), однако в таких странах, как Венгрия и Нидерланды, применяется прогрессивный принцип налогообложения. Своеобразной является система налогообложения в Эстонии: все доходы, получаемые физическим лицом, облагаются 20% ставкой, при этом налогом на прибыль облагают только ту часть прибыли, которая распределяется между собственниками, а часть, которая снова инвестируется в бизнес, не облагается налогом на прибыль. В некоторых странах применяются льготные ставки для небольших компаний, занятых в сельском хозяйстве (например, Испания, Португалия, Литва), а в других имеется также муниципальный налог на прибыль (Люксембург, Португалия, Франция) [7].

Ставки налога на прибыль дифференцированы и варьируют от 0% (в Словении и Чехии) до 44,03% (во Франции). Средняя ставка налога на прибыль в странах ЕС составляет 22,25%, и она ниже, чем средняя ставка в мире (в 2015 г. последняя составила 23,87%).

Отношения поступлений налога на прибыль к ВВП в среднем для стран ЕС за 2014 г. составил 2,4% (см. рис. 5). В странах, где поступления этого налога составляют значительную долю совокупных налоговых поступлений, отношение налога на прибыль к ВВП также высоко. В частности, на Кипре, в Люксембурге и Мальте данный показатель довольно высок и составляет соответственно 6,4%, 4,4% и 6,3%. Данное соотношение также зависит от изменений в ВВП. Этим объясняется, почему в странах с низкими ставками (Кипр - 12,5%) налоговое бремя высокое. Страны ЕС различаются и по доле налога на прибыль в ВВП: данный показатель варьирует от 1,4% (Литва, Венгрия, Словения) до 6,4% (Кипр). При сравнении с США, Канадой, Японией, Южной Кореей и Швейцарией видно, что отношение налога на прибыль к ВВП в среднем в ЕС ниже, чем в этих странах, что связано с более высокими ставками в последних3.

Рис. 5. Отношение налога на прибыль к ВВП в 2014 г. (%). Источник: составлен автором по данным OECD, Eurostat.

Таким образом, в ЕС отсутствует единый подход к регулированию налога на прибыль: каждая из стран имеет собственную систему налогообложения прибыли, в том числе с дифференцированными ставками.

Подоходный налог

В случае подоходного налога принципы «свободы передвижения лиц» и «запрета дискриминации» означают, что прямые налоги для работника, являющегося гражданином другого государства-члена,

3 См.: KPMG, Tax Rates Online, https://home.kpmg.com/xx/en/home/services/tax/tax-tools-and-resources/tax-rates-online/corporate-tax-rates-table.html.

не могут быть менее благоприятными, чем для собственных граждан. Подоходный налог является одним из основных видов прямых налогов, взимаемых во всех европейских странах. Им обеспечивается более 15% совокупных налоговых поступлений в странах ЕС. Традиционно базу налогообложения составляют: заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и доходы, получаемые от использования недвижимости [8]. Однако в зависимости от проводимой социально-экономической политики база налогообложения также различается. Например, выплаты по болезни в таких странах, как Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Финляндия, включаются в налогооблагаемую базу, в отличие от других стран ЕС. Пособия по безработице во Франции и Люксембурге также облагаются налогом, а в других странах - нет.

Рассмотрим ставки и принципы обложения подоходным налогом в странах ЕС. В большинстве стран ЕС применяются прогрессивные шкалы налогообложения, которые различаются количеством интервалов (от двух до девятнадцати) и ставками. Практически все страны, применяющие прогрессивную шкалу налога, устанавливают минимальные ставки налогов в общей шкале для физических лиц, которые в течение года получают доход, не превышающий или незначительно превышающий уровень минимальной заработной платы [9]. Остальные страны применяют единую ставку налога (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Чехия), которая варьируется от 10% (в Болгарии) до 23% (в Латвии).

В 2014 г. в среднем отношение подоходного налога к ВВП в ЕС составляло 9,5%, что совпадает с уровнем данного показателя в США (9,9%), но намного выше, чем в Канаде, Корее и Японии. Данное различие является особенностью систем налогообложения в рассматриваемых регионах: в ЕС налоговое бремя в большей степени ложится на физических лиц и в меньшей - на бизнес, а в отмеченных странах -наоборот. Наиболее высокий показатель наблюдается в Дании - 29,1% ВВП, где 59% государственного бюджета формируется за счет подоходного налога, при достаточно высоких ставках для доходов (от 5494 евро до 37494 евро ставка составляет 37,7% - максимальная ставка для данных уровней доходов среди стран ЕС). Самый низкий показатель отношения подоходного налога к ВВП на Кипре - 2,7%, Словакии - 3,0% и Болгарии - 3,1%.

Таким образом, практически во всех странах применяется прогрессивная модель налогообложения с большими различиями в количестве применяемых шкал, ставок и облагаемых доходов. Указанные различия являются результатом проводимой политики государств в области налогообложения: часть стран формирует бюджет за счет подоходного налога, а другая - за счет налога на прибыль.

Имеющиеся общие принципы регулирования налогообложения в ЕС являются лишь общими принципами по прямому налогообложению для стран - членов и дают практически полную свободу в проведении налогово-бюджетной политики стран - членов ЕС. В результате наблюдаются различия в принципах налогообложения физических и юридических лиц, в применяемых ставках и приоритетах стран по способу формирования государственного бюджета.

Регулирование косвенных налогов в ЕС.

Налог на добавленную стоимость

Для эффективной гармонизации налоговых систем важны косвенные налоги. НДС является основным и обязательным косвенным налогом для всех стран - участниц ЕС и условием присоединения новых членов [10]. Отношения между странами ЕС по вопросу НДС регулируются Директивой Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 г. об общей системе налога на добавленную стоимость [11]. Директива определяет субъектов налогообложения, налогооблагаемую базу, порядок исчисления и уплаты налога, минимальную налоговую ставку, налоговые льготы и иные элементы НДС. Однако данная директива не определяет сферу применения налога - страны сами устанавливают перечень товаров и услуг, которые облагаются НДС, а также исключаемых из сферы его действия. Также страны сами определяют ставку НДС, однако статья 97 Директивы предусматривает минимальную ставку для НДС - 17%.

Был проведен анализ ставок НДС (стандартная, пониженная, а также необлагаемый уровень) каждой из стран ЕС, который показал, что каждая страна проводит свою политику в части НДС. Так, стандартные ставки НДС варьируют от 17% в Люксембурге до 27% в Венгрии, это же касается и пониженных ставок налога. В некоторых странах пониженная ставка отсутствует (Дания), в некоторых применяются две (Бельгия, Венгрия, Греция и др.), а в Ирландии - три. Однако, несмотря на различия в ставках НДС, товары, к которым применяются пониженные ставки НДС, практически одинаковы: основные продукты питания, общественный транспорт, некоторые лекарственные препараты, книги и др., что связано с потребностями населения в данных товарах и услугах4.

Основополагающий принцип в области международного налогообложения заключается в том, что налоги на потребление взимаются в стране потребления товаров и услуг. В ЕС такая система обложения НДС оказалась недостаточно эффективной и была модифициро-

4 Расчеты проведены автором на основании данных European Commission, KPMG.

вана. Для большинства товаров и услуг в случае их продажи частным лицам применяется принцип по месту происхождения, в то время как для налогоплательщиков - по месту назначения. В последнем случае трансграничное движение товаров разделено на две разные операции: товары и услуги, освобожденные от НДС на территории ЕС, и приобретение товаров в рамках ЕС, которые облагаются налогом в стране назначения. Применение двойного подхода продолжается, хотя он является достаточно комплексным и связан со значительными затратами, а также генерирует возможности для мошенничества, связанного с возможностью купить товары, не выплачивая НДС, и продления выплат по данному налогу (разрыв по НДС) [12].

НДС обеспечивает от 19% (в Дании) до 50% (на Кипре) совокупных налоговых поступлений стран ЕС. За 2014 г. отношение НДС к ВВП в среднем в ЕС составило 7%, что сравнимо с показателями Канады, Южной Кореи, и выше, чем в Швейцарии и Японии. Налоговая нагрузка по НДС непосредственно связана с применяемыми ставками: как показывают сравнительные данные на рис. 7 и таблицы 2, чем выше ставка НДС, тем выше налоговая нагрузка. В Дании, Венгрии, Финляндии и Швеции налоговая нагрузка превышает 9%, а ставки НДС в этих странах самые высокие среди стран ЕС и названных выше стран (НДС в этих странах выше 24%). Ставки НДС в Швейцарии и налога с продаж или использования товаров и услуг в США низкие, вследствие чего налоговая нагрузка также низкая по сравнению с остальными странами и составляет 3,5% и 4,3% соответственно (отметим, что стандартная ставка НДС в Швейцарии составляет 8% , а налог с продаж или использования товаров и услуг в США варьируется от 4% до 11%6 в зависимости от штата).

Заключение

Глобализационные процессы привели к обострению конкуренции между странами и в области налогово-бюджетной политики. В результате за последнее двадцатилетие наблюдается снижение средних ставок прямых налогов на 15% в мире и на 12% в странах ЕС. В то же время за указанный период наблюдается тенденция повышения ставок НДС на 1,5%. Примечательно, что, несмотря на понижение ставок прямых налогов, в странах ЕС наблюдается рост, а не снижение налоговых поступлений в бюджет. Налоговая политика для стран ЕС имеет особое значение, так как налоги формируют 59% доходов стран - членов

5 См.: ставки НДС в Швейцарии. ch.ch/en/vat-rates-switzerland/.

6 См.: KPMG, Tax Rates Online. home.kpmg.com/xx/en/home/services/tax/tax-tools-and-resources/tax-rates-online/corporate-tax-rates-table.html.

ЕС. Фискальная политика ЕС стала необходимой мерой для обеспечения надлежащего функционирования единого рынка. Принятые ЕС документы направлены на достижение кооперации и гармонизации налоговой политики, а также на обеспечение равноправных условий для всех стран ЕС. Наличие ряда общих принципов на уровне ЕС (по налогу на прибыль, НДС, акцизам и основных принципов налогообложения) частично достигают поставленных целей, однако более детальное изучение проводимых фискальных политик стран ЕС выявляет большие расхождения, что приводит к значительным различиям как в уровне жизни населения, так и в социально-экономическом уровне развития стран.

Дальнейшая активизация интеграционных процессов ЕС и изменения в экономике, расширение функций налоговой политики ЕС, появление новых бизнес-моделей, повышение операций транснациональных фирм и информационно-коммуникационных технологий означают, что национальная налоговая политика не может встретить эти вызовы в одиночку, в изоляции от ЕС (и остального мира). Согласно традиционному подходу, нет никакой необходимости в гармонизации налоговых систем государств - членов. Однако создание условий для борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией, с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов являются и должны стать первоочередными задачами для стран - членов ЕС. Все это требует большей гармонизации налогово-бюджетной политики ЕС, которая, как ожидается, даст ответы на основные вызовы и станет импульсом для устранения лазеек в законодательстве и создания равных условий для стран-членов.

Литература

1. Boersch-Supan A. (1998). Capital's Contribution to Productivity and the Nature of Competition.

2. KPMG's Corporate and Indirect Tax Rate Surveys for 2004, 2011, 2014. Corporate Tax Rates.

3. European Commission: Proposal for a Council Directive on a Common Consolidated Corporate Tax Base (CCCTB), 2011.

4. European Commission: Common Consolidated Corporate Tax Base Working Group (CCCTB WG): General Tax Principles. Brussels, 2004.

5. Keen M. The Anatomy of the VAT. IMF, May, 2013.

6. Gropp R., Kostial K. FDI and Corporate Tax Revenue: Tax Harmonization or Competition? 2001.

7. Eurostat, Statistical Book: Taxation trends in the European Union: Data for the EU Member States, Iceland and Norway, 2015.

8. Толстопятенко Г. Европейское налоговое право. М.: Норма, 2001.

9. Eurostat/newsrealise, National Minimum Wages in the EU. 35/2015 26.02.2015. ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/6652357/3-26022015-AP-EN.pdf.

10. Гусейнов О. Налоговое право Европейского Союза, 2013.

11. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax.

12. CASE, European Commission, "2012 Update Report to the Study to quantify and analyse the VAT Gap in the EU-27 Member States", Warsaw, September 2014.

13. ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/excise_duties/index_en.htm.

H.G. PETROSYAN

junior research fellow, graduate student of the Russian and Armenian university, Yerevan, Armenia

[email protected]

HARMONIZATION OF TAX LEGISLATIONS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION (EU EXAMPLE)

The paper reviews the global trends around the world tax systems changes over the last twenty years, due to globalization processes that have led to increased competition between countries in the field of fiscal policy. Tax harmonization is well developed in the EU, which, despite a number of common principles, provides for the sovereignty of Member States in tax matters The paper studies in detail the process of tax harmonization in the EU by analyzing the main economic indicators, as well as the legal aspects of the tax systems in order to identify similarities and differences in the EU and the impact of tax policy harmonization on the EU Members.

Keywords: harmonization of tax legislations, regulation of direct and indirect taxes in EU, tax rates, tax burden.

JEL: E62, E63, F38, H20, H71, H87, K34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.